Первоначально будучи убежденным сторонником митрополита Сергия (Страгородского) , архиепископ Варфоломей постепенно внутренне отходит от него, искренне не приемля его политику отсечения и запрещения несогласных. По словам архиепископа Варфоломея, вся деятельность митрополита Сергия протекала в соответствии с органами государственной власти (Следственное дело архиепископа Варфоломея). Не сумев отказаться от секретного сотрудничества с НКВД (от него он, видимо, всячески в дальнейшем уклонялся), отчаявшись сохранить в условиях гонений каноническую церковную жизнь в России, архиепископ Варфоломей ищет выхода в соединении с Римом под твердой рукой Римского Папы. На следствии он показал: «С Неве я познакомился в Москве в 1929г. через нашего общего знакомого инженера Румянцева Александра Александровича. Румянцев увлекался идеей соединения Православной и Католической Церквей... К 1932г. наши отношения стали дружескими, встречи стали регулярными. В 1932 г. я по предложению Неве перешел в тайное католичество, в 1933г. был официально утвержден Ватиканом в должности нелегального помощника Неве. По этому поводу из Ватикана была прислана особая грамота, которая была мне показана Неве и взята им обратно из-за боязни ее обнаружения при возможном обыске. Переходу в католичество предшествовало письмо д " Эрбиньи, в котором он предлагал мне тайно за церковными службами возносить имя Папы Римского». Относительная достоверность и фрагментарность данных, полученных из следственных дел и католических публикаций, позволяет приверженцам Владыки Варфоломея думать, что сведения о переходе его в католичество вынуждены следствием и ложны, что он всего лишь пользовался знакомством с Неве и д " Эрбиньи, чтобы передавать на Запад информацию о положении Православной Церкви в России и о заключенных иерархах, что тайной католической общины в нелегально существовавшем Высокопетровском монастыре не было, а могли быть только случаи укрывательства католиков от преследований. Эти добрые суждения, к сожалению, выглядят еще менее обоснованными и убедительными. Архиепископ Варфоломей был арестован и расстрелян по обвинению в измене и нарушении служебного долга, поводом для этого явились его тесные отношения с Неве и информирующая переписка с Римом. На следствии он дал информацию к обвинению многих своих пасомых, что не было редкостью в то время и что свидетельствует о душевном сломе подсудимого, недостатке сил, чтобы вынести постигшее его мучение. Но кто дерзнет произнести суд над расстрелянным, много и искренне послужившим Церкви? По свидетельству очевидцев, в момент ареста архиепископа Варфоломея в алтаре храма, где обычно служил он, с грохотом упала со стены икона Божией Матери. Реабилитация

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

2(15) декабря 1918 года епископ Феодор (Поздеевский) в Троицком соборе Данилова монастыря рукоположил монаха Агафона в сан иеродиакона, а 9 октября 1920 года в храме Троицкого Патриаршего подворья Патриарх Тихон рукоположил его в сан иеромонаха. На каких бы послушаниях отцу Агафону ни приходилось трудиться, он никогда не прерывал внутренней духовной работы. Внимательный ученик строгого старца, он воспитывал себя в нищете духовной, находя удовлетворение душе своей в строгом иноческом делании. После рукоположения в сан иеромонаха он первое время старался сторониться людей, посетителей монастыря, ограничиваясь лишь краткими ответами на задаваемые вопросы. 30 января 1923 года скончался игумен Герман, и вскоре Зосимова пустынь была закрыта. Отец Агафон по благословению иеросхимонаха Алексия (Соловьева) переехал в Москву. Его приютили духовные дети отца Алексия, жившие на Троицкой улице, неподалеку от Патриаршего подворья. Хотя семья, в которой он поселился, была многодетной, ему дали отдельную комнату, которая стала на несколько лет его кельей. «Келья была маленькая, в одно окошечко, выходившее в сад бывшего Патриаршего подворья. Туда не проникала уличная суета. В переднем углу справа от окна стоял киот с иконами. Вдоль стены была убогая постелька, покрытая куском полосатого ситца. Кроме киота, были две большие иконы: Господа Вседержителя с Евангелием и Божией Матери Черниговской. Над постелькой висели портреты старцев. Из других святынь у батюшки были очень почитаемые им мощи святых мучеников, лежавшие в верхнем отделении киота, часть пояса Пресвятой Богородицы, мощи преподобного Сергия Радонежского в небольшом серебряном медальоне и большой медный крест – благословение из Казани», – вспоминала духовная дочь отца Агафона. В октябре 1923 года епископ Варфоломей (Ремов) пригласил отца Агафона и некоторых других из братии Зосимовой пустыни в создаваемое им братство в Высокопетровском монастыре. 18 мая 1924 года епископ Варфоломей возвел отца Агафона в сан архимандрита и назначил наместником монастыря. Главным деланием отца Агафона в монастыре стала исповедь монашествующих и приходящих в монастырь богомольцев. Владыка Варфоломей предоставил ему просторный левый клирос храма во имя преподобного Сергия Радонежского. Вначале отца Агафона ожидало два-три человека, но со временем людей становилось все больше и больше; он был очень внимательным духовником, и скоро вокруг него собралась самая большая паства в Петровском монастыре. Его духовническая деятельность не у всех, однако, находила сочувствие. Были прихожане, которые говорили, что он рано начал старчествовать, были скорби и от братии.

http://fond.ru/foto/754/Aleksandr/

Занятия проводились и на квартирах профессоров, и даже в музеях – студенты академии ходили маленькими группами в Третьяковскую галерею, вероятно, для занятий по богословию иконы. Учебный процесс предусматривал и написание кандидатских и даже магистерских диссертаций, темы которых говорят о серьезной богословской работе, проводимой в Академии. В марте-апреле 1933 года было арестовано несколько клириков и прихожан Высоко-Петровской обители и профессоров бывшей МДА. В обвинительном заключении, в частности, говорится: «Практическая к[онтр]-р[еволюционная] работа организации выражалась: в... обработк[е] в а/с духе служащих, главным образом молодежи; … в создании специальной нелегальной духовной академии для подготовки кадров к-р актива...» 17 . Из показаний профессора протоиерея Николая Смирнова: «...Мечтой всего духовенства является организация легальной академии, но поскольку в настоящих условиях организация легальной академии невозможна, то лица, желающие получить ту или иную ученую степень по богословию подготавливаются частным образом. В подготовке их принимают участие б. профессора духовных академий. ... Лично я никакой опасности в существовании нелегальной академии для существующего строя не усматривал» 18 . С 1922 г. до ареста в 1930-м обязанности ректора Академии исполнял протоиерей Владимир Страхов. Очевидно, с этого момента руководство Академией возглавил епископ Варфоломей. По-видимому, именно как руководитель МДА владыка Варфоломей приглашал к себе на квартиру преподавателей Академии, а также некоторых на сессии Синода. В 1934 г., например, на таких встречах присутствовал вернувшийся из ссылки профессор Иван Васильевич Попов, ныне прославленный в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, который встречался здесь со священномучениками Николаем (Добронравовым) , архиепископом Владимирским и Суздальским, и Анатолием (Грисюком) , митрополитом Одесским и Херсонским, а также с митрополитом Арсением (Стадницким) (до1933 г. в течение 23-х лет возглавлявшим Новгородскую кафедру, а с указанного года – митрополита Ташкентского и Туркестанского).

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Оставался все тот же строй церковных служб, то же пение и чтение, а главное – та же духовная и глубокая любовь старцев, которую встречала каждая приходящая душа, желавшая спасения. ...Здесь было много хороших пастырей, но главным лицом был Владыка Варфоломей. Он был подобен как бы большому орлу, который парил над всеми и собирал птенцов своих под крылья свои. Каждая душа находила место в его сердце, он имел какую-то особую способность всех вмещать в свою душу. ... Монашество в то время было только тайным. Несколько лет спустя... я поняла, что у Владыки “тайное монашество” было его идеей; не потому что это было страшно в то время, а потому что он считал, что монахи, отдавая свою жизнь на служение Богу, должны служить и миру в образе именно тайного монашества. Приводил всегда пример княгини Московской Евфросинии» 11 . Помимо пастырских трудов и трудов, связанных с руководством тайным монастырем, владыка возглавлял и тайную духовную академию, которая продолжала готовить пастырей для Церкви Христовой, несмотря на запреты властей. В ноябре 1923 года лишь обновленческому Синоду было разрешено открыть в Москве духовную академию (Богословские курсы). И все же Московская Духовная академия продолжала жить! В 1925 году академия была в списке агентурных разработок, ведущихся 6 отделением СО ОГПУ, составленным Е.Тучковым: «ПОПОВСКАЯ АКАДЕМИЯ. Содержание видно из заглавия. Академия нелегальна...» 12 . Обеспечение существования Московской Духовной академии в нелегальных условиях было одним из главных деланий владыки Варфоломея 13 . Ведь без обучения новых священников, в условиях жесточайших гонений, дальнейшее существование Церкви было бы невозможным. Судя по диплому священномученика Василия Надеждина 14 , датированном 5/18 октября 1927 года и выданном на еще старом академическом бланке, учебный план подпольной академии, с некоторыми изменениями, был унаследован от дореволюционной МДА. Лекции читались обычно в подсобных помещениях храмов (в подвалах, на колокольнях) 15 Епископ Варфоломей читал лекции для небольшой аудитории в15–20 человек, вмещавшейся на паперти Сергиевского храма, в то время скрытой от посторонних глаз 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Эти четыре дорогих образа несут уте-//шение и успокоение моему сердцу. Уже не так грустно, я чувствую ободрение радованием надежды. Уже легче душе моей, и я осмеливаюсь сказать, что счастлив стать строителем таин Божиих, хочу через Ваше рукоположение укрепления меня нашествием и силою и благодатию Святаго Духа на Евангельское иго и архиерейское достоинство – на святое сострадание и, по днех немнозех, дерзну, если Богу угодно будет и живи будем ( Иак 4:15 ), придти к Вам просить хиротонию архиерейския благодати. Каждый гордец хочет быть первым. Стремление спасать Церковь – это значит быть о себе высокого мнения. А еще от этого пахнет реформационными замыслами. – Но «аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущий» ( Пс 126 ). У епископов не должно быть прав, а обязан-//ности, долг. В существенном diakon…a (Clem R – Cor 44 15 ; leitourg…a (D d . XV) 16 , fron …j (Ап 3 8) 17 – и это, если власть, то – нравственного обязательства. Грустно за отламывающихся от древа Христова. Да, живое, живоносное древо (Христа, Креста, Церкви) – знамя разделения 18 . Пусть мы слабы, но буия мира избра Бог ( 1Кор 1:27 ). Больно за погибающих премудрых ( 1Кор 1:18 ), но будем пребывать в благости, не гордясь, чтобы верно удержаться на древе, питаться его корнем и соками ( Рим 11:22,20,17 ). О, тре­блаженное древо страдания и победы, вознесения и бодрости, любви Отца и Сына, Бога и Человека. Верующий в таинство любви Богосыновней (и откровение ее), только верующий имеет жизнь вечную – Ин 3:15 . Что больно за погибающих, за отламывающихся, за это слава Богу: кому больно, тот жив, а кому не больно, тот умер.// Те, кто снисхождение мое принимает за признак близости ко мне, пусть знают, что по благодати служения моего лежит на мне долг быть близким к людям, но права быть близким ко мне я не даю никому. Святая жизни – та жизнь, в которой есть Бог и нет рисовки. 1 Здесь и далее в угловых скобках помещены реконструкции публикатора и перевод (со знаком=) иноязычных слов. 2 В этом эпиграфе владыка Варфоломей скорее всего сжато пересказывает фрагменты из Речи при вступлении в управление Уфимскою епархиею епископа Антония (Храповицкого) .

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

12).  (От уборке нечистоты за послушание) могут быть тяжелее послушания. И преп. Иоанну (Дамаскину) (…)   О том, за что страдают святые – об этом у Св. Иоанна Зл. II, 13. (Избранники Божии томятся от страданий за человеческую мерзость) Это их удел и не томиться было бы нечестно, равнялось бы не сострадать! (20/VI 29) Почему же, увы, человек Бога помнит в боли и несчастии?! Дивное дело: сильно страдающие ближе и к Богу и к людям. Бога ближе воспринимают и людям чутче сострадают… Ах, тварь совоздыхает человеку и болезнует из-за греха его… ( Рим. 8:19–20 ) К 10 (ругали за чужие ошибки. Претерпеть же молча?) Истина здесь в средине, то есть в том, что Христос (иногда) то молчал терпя, а (иногда) то говорил: Если Я сказал худо, покажи, что худо, а если хорошо, что ты бьешь меня… ( Ин. 18:23 ). И мы должны не молчать, если за молчание наше будет поношение на Христа, или задевающее Христа… или соблазн. Да, лучше повоздержаться (говорить о несправедливости с тобой учиненной). Разве будет невыносимо. Если возможно, лучше не говорить – потерпеть, а если говорить, то это признак нетерпения. (…) … поступил суровый старец, запретив преп. Иоанну Дам. проявлять его дар?) Старец был, конечно, прав, потому что даже и хорошее должно быть с выдержкой, а то, что преп. Иоанн удостоился этой милости Божией – это есть дело особой милости Божией и послушания не колеблет. А ему, преп. Иоанну, послушание даже особенно ыбло нужно и полезно. 15)  Елена Вас. Мантурова переживала и Божие потрясения, но не теряла послушания. 16)  Дай, Господи, чтобы дух ваш устремлялся к правой жизни в основном хотя бы старании 1) быть чадами послушания и 2) постоянно блюсти ровность… 17)  Очень хорошо, что ты услышал глас Божий в думе твоей… и не остался недеятельным, а именно явил волю послушную Господу. 18)  При свете правой жизни послушника все понятно, а затуманится основа, и уже теряется человек, и не может разобраться. Быть неразделяемым с отцом и Учителем – это необходимо для честной души послушника, как воздух.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

19)  Хорошо добрым делом встречать Светлый Праздник. Так хорошо для светлого дня доставить кому-нибудь радость… (7/IV 30) 20)  «Подобник всеизряднейший быв, Владыко Христе, Честныя страсти твоея, Стефан убийцам благословением отмщает» (песнь 6-я канона архидиак. Стефану 27/XI). Да, дивно божеств. Дамаскин выражает… дивные истинно Христовы христианские настроения. Да, непонятно для человеческого мудрования благословения как отмщения. Да, а как это действительно выражает сущность христианского настроения… 21)  Все хотят быть любимцами. Но надо быть достойными любви. Любовь истинная – соблюдение заповедей. ( Ин. 14:21 ) 22)  Да, убедить хоть одного человека, что нужно быть кротким и зло побеждать добром – это большое дело и большое счастье. Да, жизнь моей души тут… (30/I 32) Он ушел, измученный не только годами, но и болезнью, и вообще страданиями, которые в последние годы сделали его работавшим через силу, затрудняли до крайности его жизнь. Самому ему было трудно и тяжело, и отсюда та скорбь, которую пришлось и Вам понести тем более, что Вы любили его всей душой и эту любовь засвидетельствовали. А он, такой самоотверженный в личной жизни, умевший отрекаться даже и от дорогого и любезного сердцу, нес крест своей жизни… Нес он его честно, никого не подводя – ни на кого своих трудностей не перекладывая… Эта непоказность его была тяжела для некоторых, но достойные и серьезные люди умели понимать это, понимать, что здесь проступает своеобразное благородство его замкнутой, ушедшей в себя души… Будем молиться за него, в тихом созерцании отходящей от нас к лучшему преставляющейся души его – души новопреставленного… примите скорбь сочувствия нашего и любви; в ней и молимся, и соединяемся с Вами, и преклоняемся пред Вашей к почившему жертвенной любовью, которая есть и дар Богу, и почившему в нем, и неотъемлемое Ваше богатство и счастье, навеки нажитое Вашими добрыми прекрасными сердцами… (22/II 33) 1)  Св. ап. Иоанн Богослов исполнил то, о чем пишет в своих дивных писаниях. Он возлюбил Господа, эту любовь на самом деле истинною явил, и проявил так, что Господь возлюбил его. Если мы будем подражать Иоанну Богослову, то и Господь нас возлюбит.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

28) В прощеный день вкушаем частицу райского блаженства, на душе бывает такая нежность, мягкость. Да, это именно напоминает о райском настроении, долженствующим стать нашим. (4/III 29) 29) «Не отврати лица (…) яко скорблю» (прокимен великий) скорбь – это бремя греховное, от которого надо избавиться, чтобы быть ближе к Г-ду. Непременно так надо воспринимать «от отрока твоего», что все же мы дети Г-да. В этом прокимене такое же устремление духа, как и в псалме (62-е): «Боже мой… возжада тебя душа моя». К матери «прилаге» душа. (13/II 33) 30) Обычай давний (петь пасхальные песнопения в прощеный день) но, конечно, они производят не то впечатление и так должно быть: обычай этот, думаю 1) напомнить Пасху и 2) спеть их для тех, кто не доживет… (17/II 30) 31) В службе 1-й седмицы много говорится о свете и светлости, что характерно для христианского поста (10/II 31) 32) Великопостные напевы дивные (…) т.е. божественные. (10/II 31) И душа ощущает блаженство, вбирая в себя слова и звуки службы. Да, 2-й глас особенно душу умиляет; верно, что он способен встряхивать… (28, 32 гг.) Слово преп Ефрема – да, да, дивное слово любимое (…) Питайтесь, питайтесь от наставлений Богуслужения. (11/II 31) Что душа утишается (во время службы) это благодать церкви, (…) (16/II 28) Питайтесь (…) (17/II 30) Душа растворяется в богослужении. Счастье наше! Действительно, сладостно услаждать себя набранными (за эти дни 1-й седм) звуками и быть веселыми безгранично духовным весельем. (17/II 33) 33) «Дадим алчущим хлеб и нищие бескровные введем в домы». Да, надо осуществить, раз поем и молимся так. (12/II 31) 34) Литургии и причащению, как соприкосновению с Самим Господом свойственна слабость. Сознается там сильнее, чем сиянье ощущений Божиих нами. (16/II 33) 35) Во время «да исправится молитва моя» молимся, чтобы Господь по своему милосердию Сам укрепил в самоукорении («неуклони»), внимании себе и Господу. (12/II 31) 36) Да, жажду очиститься надо восчувствовать всей душой и всей душой устремиться на усилие жить подлинно жизнью спасающейся в Церкви души. (22/II 30)

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

33. Монахиня Игнатия. Святитель Игнатий – Богоносец Российский/Публикация жизнеописания, подготовка текста, предисловие и примечания А.Л. Беглова. – М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003. – 272 с. (Б-ка журнала " Альфа и Омега " ). 34. Эволюция церковной жизни в условиях подполья: итоги двадцатилетия (1920–1940-е гг.)//Альфа и Омега. 2003. 2(36). – С. 202–232. 35. Монахиня Игнатия (Петровская). Эксапостиларии Великих Господских праздников/Подготовка текста и публикация А.Л. Беглова//Альфа и Омега. 2003. 2(36). – С. 327–331. 36. Архиепископ Варфоломей (Ремов): Argumentum advocati Dei. Настоятель Высоко-Петровского монастыря по материалам архивов его прихожан//Церковь в истории России. Вып. 5. – М., 2003. – С. 222–240. 37. Церковное подполье в СССР в 1920–1940-х годах: стратегии выживания//Одиссей. Человек в истории. 2003. – М., 2003. – С. 78–104. 38.  Хроника: Научная конференция «Церковное право и государственное законодательство в истории России». Институт Российской истории Российской Академии наук. 12–14 мая 2003 г.//Альфа и Омега. 2003. 3(37). С. 355–368. 39. Монахиня Игнатия (Петровская). Эксапостиларии Великих Богородичных праздников/Подготовка текста и публикация А.Л. Беглова//Альфа и Омега. 2003. 3(37). – С. 311–314. 40. Концептуальные основания или политический прагматизм. Отношения Церкви и государства регулируются волевыми решениями обеих сторон//НГ-религии. 17 декабря 2003 г. 22 (130). – С. 3.   2002 41. Монахиня Игнатия (Петровская). Путемерие антифонов/Подготовка текста и публикация А.Л. Беглова//Альфа и Омега. 2002. 1(31). С. 203–214. 42. Монахиня Игнатия (Петровская). Божественная Литургия/Подготовка текста и публикация А.Л. Беглова//Альфа и Омега. 2002. 2(32). – С. 259–273; 2002. 3(33). – С. 297–312. 43. Забытый концерт. Отреставрирована и издана запись уникального концерта 1948 года. [Концерт, посвященный 500-летию Автокефалии Русской Православной Церкви. Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Серия: " Великие регенты ХХ века " ]//Московский Церковный вестник. 6(235). Март 2002. – С. 12.

http://bogoslov.ru/person/263228

37) Сырная и первая седм. В.П. восхваляют св. пост. Очень много об ожидании суда и о приготовлении к нему в службах 2-й седмицы. А хорошо бы осмыслить, какая общая идея сей (2-й) седмицы; как назвать ее, какая мысль ее (таких конкретно ….) (17/II 31) 38) «Сей Божественного и невечернего света свет» есть насколько (еще сынов света среди святых)! Пост-то ведь светотворный. А в каком отношении Ст. Григорий сын света? (14/III 32) (Ст. Григорий – делатель молитвы, созерцатель, зритель умного (духовного) света. У него сильные моменты безмолвия. У других сильные мометы духовного возвышения, обожения (как особенно у Симеона Нового Богослова , Григория Синаита , а Григорий Палама – этот учит о явлении в результате аскезы, без держания – несозданного света Божия. И, таким образом, в его эпоху именно, совершенно естественно была установлена память его, ближайшего Святого, который учит, что за воздержание, пост люди сподобляются света, преобщению Божественного света. (27/II-33) 39) Какие стихиры (…)! (понед. 3 седмицы, 24/II 31) 40) «Время делания, часть торжества: кто премудр убо во един день приобрети вся веки» – дивно! (16/III 32, вторн. 3 седм) 41) Замечателен мученический утренник стихиры четверга 4 седм. (7 гл)! Замечателен и очень целен (в стихах 7 гл. он не раз указан утром, утро субб.). Мученичные интересны для изучения и м.б. соотнесения друг с другом; они очень много почерпнуты из творений Св. Василия Великого (8/II 32) 42) Стихиры Благовещенья – как их любил Б. о. Герман. Значит, чуткая душа его была. (22/III 30) 43) Замечательны каноны на повечери пятницы о воскрешении Лазаря и канон утра Н. Вайи. 44) Дни страстной седмицы – каждый в отдельности, единственные. Беречь и собирать их (лучшие моменты) (В.среда, 18/IV 29) 45) «Службу светлости да совершает» – служение светлое, богослужение церковное, ка просвящающее, творящее причастником света божественного (30 г.) 46) Трипеснецы повечерия представляются мне более полными настроения, а утренни более богословскими. Косма – художник и оратор, Иоанн Дамаскин – Богослов, а Св. Андрей Критский – переучивает. (34 г.) Замечателен канон на повечерии В. Среды.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010