О молебнах Да, для ощущения условий жизни и спасения. (…) 18) О, непременно нужно заглянуть в сердце свое и проверить, посмотреть, есть ли там чувство умиленной любви к Богу. Мы должны постараться быть ищущими Господа всем сердцем, которое он примет. 7) Как может душа неочищенная ощутить сладость богообщения? Господь и нечистым иногда туне это дает. Да, но воспримет каждый сколько способен… 8) Дай, Господи, нам научиться молиться, воспринять этот дивный дар, как постоянное наставление, внедрение, как основание жизни… 23) а) Молитва «Боже милостив буди мне грешному» может наполнить душу и наполнять часами, днями, так же как У.молитва. 22) Тките молитву. (6/VIII 31) 23) ю) Если душа уходит вся в единение с Господом, да, м.б. и слова становятся не нужны, хотя беспредметного не нужно, но растворение себя в Боге и пред Богом во прахе – это неплохо. Как уже иначе сознавать или вернее, чувствовать себя пред Богом? А при созерцании бывают ли мысли? Возможно, и как путь к нему, являются непременными. Богосозерцание находится, и вернее на ином пути (…) 13) Молиться надо в простоте сердца. Ах, – простая душа, она очень хорошо молится. 25) Должны молиться, обязанны, это не заслуга. Ах, точно это спутник молитвы (пустота, помыслы о заботах дня), а, конечно, спутник то нашего окаянства. И все-таки нужно эти помыслы (о сокращении молитвы) перебарывать молитвою. А что рассеянность – ну, и отцы, да еще в начале подвига, не всегда были сосредоточены, что, конечно, нас утешает, но не оправдывает. Смиримся и будем воспитываться. (Бывает сначала рассеяние, а потом тихо, мягко внутри и хорошо – думается: пережить налет слабости, но не остановлено на ней внимание…) 26) Да, надо не забывать всегда молиться (…) Оказывается, нужно соблюдать правила духовной гигиены (вовремя молиться). Хотя бы усилие на нее (молитву). А было бы усилие с болью и смирением, Бог призрел бы и было бы хорошо… Вот как скоро слушает (что стало хорошо). Пс. 144:18–19 Часть этих слов (…) и преподобный Серафим. 27) Да, нельзя молиться, когда нет мира и тишины в душе, но (…) следует не то, что (…)

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Скачать epub pdf Да, поймём это, поймём, что отвсюду можем сорвать цветы Божественного. Да, рабы Божии в этом мире нужны как радость, как одобрение, как пробуждение… Да, есть тайные среди мира рабы Божии… Да, слава Богу, много есть дивных людей, – умиляешься. Время поставило на многих очень высокую пробу. И нужно тянуться к этой Божественной красоте, к носителям её и дивное дело – эта красота сияет в страданиях наипаче… Вот где источник оживления, во святых – к ним надо стараться приникать как к источнику живой воды, чтобы духовно освежиться… (4/VII 29) Мы не замечаем и не ценим праведников при их жизни. (21/XII 28) Обыкновенно мы бываем близоруки, нам на ум не приходит, что есть люди, которые по милости Божией и собственным подвигом жизни доходят до чистоты жизни; они суть посещение Божие людей, Бог в них посещает людей. И преподобные суть знак благодати и милости Божиих, что люди имеют в своей среде избранников Божиих… Если мы будем не предубеждены, будем внимательны, будем ценить всё редкое и прекрасное, мы не пропустим их. Порок и скверна очень заметны, а хорошее не заметно. Люди не склонны замечать хорошее, потому что обычно это их обличает. Именно в простоте жизни скрывается цельное непокупное ценное жизни… Возьмём себе задачу быть внимательными к окружающим… (21/IV 30) Блаженны души, отданные Господу всецело, они находят полное счастье. Они соприкасаются с жизнью и они не принадлежат ей, они существуют как бы вопреки ей – в этом их крест, но и счастье их… и они не здешние… И блаженны такие души и те, кто это видят. (21/XI 28) Да, светло становится на душе от этих свещеносящих душ, – Господь ещё милостив к нам грешным. 8/VI 28 Не прельщайтесь ничем внешним, хотя бы внешнее это имело силу. Не чудотворца надо искать, а тех чьи имена написаны в книге жизни. 20/VI 29 А что избранники Божии томятся от страданий за человеческую мерзость – это их удел и не томиться было бы нечестно, равнялось бы не состарадать! 17/VI 29 Да, в неделю всех святых можно причислять просиявших в наше время и вообще всех кто не канонизирован, но безусловно благоухает благодатию Святаго Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Смирнов Владимир Иванович, диакон Родился в Москве 27 июля 1903 г. в с. Одинцово Московской обл. В конце 1920-х гг. исполнял обязанности иподиакона в Высокопетровском монастыре, во главе которого стоял епископ Варфоломей (Ремов) . Был духовным сыном архимандрита Агафона (Лебедева). 29 марта 1933 г. был арестован вместе с монахами монастыря, приговорен к 3 годам ссылки и выслан сначала в Вологду, затем в Котлас и. наконец, под Сыктывкар. Участвовал в Великой Отечественной войне, был тяжело ранен. 22 декабря 1954 г. рукоположен архиепископом Макарием (Даевым) во диакона к храму пророка Илии Обыденного. 22 апреля 1962 г. на Вербное воскресенье диакона Владимира Смирнова рукоположили во иерея. «Какое-то нездешнее внутреннее спокойствие, бесконечное смирение и отзывчивость в сочетании с абсолютным самоотвержением неотразимо влекли людей к отцу Владимиру. Служение батюшки покоряло простотой и проникновенностью. Не получив даже семинарского образования, он тем не менее отличался столь широкой начитанностью и осведомленностью в богословских вопросах, какую нечасто встретишь и у «академиков " " 669 , – писал один из его современников. В храм св. пророка Илии Обыденного собиралась православная интеллигенция. Имена прихожан есть в списке святителя: Алексей Павлович Гришин, Сергей Анатольевич Емельянов, Макарий Никифорович, Мария Васильевна, диакон (затем иерей) Владимир Смирнов, м. Евфросиния, Милица Андреевна, м. Зиновия, м. Салафиила, Николай Ипполитович Соболевский. Ольга Феодоровна Профабол, Александра Павловна Руднева, София Александровна Вознесенская, Елизавета Владимировна Добровольская, Андрей Константинович и Екатерина Георгиевна Садковские, Кирилл Владимирович Чернетский. Эти люди были связаны духовными узами со святителем Афанасием. Писал ему чаще всего Алексей Петрович Гришин, который иногда приезжал в Петушки. Он, по-видимому, и был связным между прихожанами храма и святителем. Скончался о. Владимир 1 июня 1981 г. Панихиду отслужил о. Владимир Воробьев. 1. Весна 1961 г. 670

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

К 110-летию со дня рождения архиепископа Варфоломея (Ремова; 1888–1935) Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 1998 15 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 1998 Архиепископ Варфоломей (Ремов) Из духовного наследия 1 Жизненный путь архиепископа Варфоломея Многие бывают рабами произвольного послушания; на посрамление же произвольно предают себя только те, которые отрешились от честолюбия. Цветословие пресвитера Илии, гл. 234 Путь архиепископа Варфоломея был предсказан ему еще в детстве. Посетивши дом его отца, протоиерея Феодора Ремова, праведный Иоанн Кронштадтский назвал маленького Николая “исповедником Церкви” 2 . Ранний религиозный опыт, связанный с исцелением четырехлетнего Коли от крупа после молитвы перед Иверской иконой Божией Матери, обусловил интенсивность его духовной жизни и работы над собой. Все это со временем органично привело Николая Ремова к монашеству 3 . В 1911 г. студент Московской Духовной академии Николай Федорович Ремов был пострижен в Зосимовой пустыни епископом Феодором (Поздеевским) с именем апостола Варфоломея. В последние предреволюционные десятилетия многие прилеплялись к носителям благодати старчества; это было заметным явлением. Так было в Казани, где духовный климат города и Академии определял старец Седмиезерной пустыни схиархимандрит Гавриил; так было и в московских школах, учащиеся которых окормлялись в расположенной недалеко от Сергиева Посада Зосимовой пустыни. Те, кто был призван составить интеллектуальные и административные силы Церкви, промыслительно воссоединялись со старцами, которые платили им отеческой любовью. Новопостриженный Варфоломей был духовным сыном старца Зосимовой пустыни схиигумена Германа. Иеромонах Варфоломей. 1912 г. (публикуется впервые) Надпись на обороте: † Дорогой сестре Софии с усердною просьбою вдумчиво идти по жизненному пути и с пожеланиями счастья ровного и долгого на этом пути. С любовью И Варфоломей 1912 Рукоположенный в 1912 г. в иеромонаха отец Варфоломей занимает в Академии различные административные посты. Он налаживает в Покровском храме уставное богослужение, которое производило глубокое впечатление на современников; в этом наверняка сказался опыт богослужения в Зосимовой пустыни. В эти годы отец Варфоломей был близок с владыкой Феодором (Поздеевским), занимавшим пост ректора Академии, и с будущим архиепископом Иларионом (Троицким). Октябрьский переворот застает его на посту инспектора Академии. В 1919 г. по поводу предстоявшего вскрытия мощей преподобного Сергия отец Варфоломей произносит проповедь, которая стала поводом для его первого ареста в 1920 г. Крайне истощенный физически, он был освобожден в начале 1921 г.

http://pravmir.ru/k-110-letiyu-so-dnya-r...

Балашова Е. Г. «…И тогда уж несдобровать коммунистам»: Из показаний епископа Панкратия (Гладкова) История Русской Православной Церкви в начале ХХ в. изобилует многими «белыми пятнами». Не так много исследователей, занимающихся изучением жизни духовенства и мирян, явивших стойкость в вере перед лицом богоборческой власти. Есть проблемы доступа к архивным данным, противоречия между информацией, содержащейся в разных источниках, проблема фальсификации документов, а также народного религиозного мифотворчества, возникающего в результате неподтвержденных устных рассказов о страданиях тех или иных религиозных деятелей. Это далеко не полный перечень. Вопросов перед историками встает много, и ответ на них не всегда могут дать даже те архивные источники, доступ к которым открыт. Одним из примеров, интересующих историков и современных деятелей Русской Православной Церкви, но не до конца изученных биографий, является жизнеописание епископа Белгородского и Грайвороновского Панкратия (1892–1944 гг.), в миру Василия Васильевича Гладкова. Некоторые архивные данные уже опубликованы, например, архивно-следственное дело епископа Панкратия, заведенное в 1944 г. и хранящееся в Государственном отраслевом архиве Службы безопасности Украины (ГОА СБУ). Материалы этого дела обильно цитирует в своей статье протоиерей Александр Федчук. Помимо данных, относящихся ко времени служения епископа Панкратия в Украинской ССР, в том числе в годы ее оккупации Германией в начале 1940-х гг., в статье приводятся достаточно подробные биографические данные о владыке, в том числе о времени его служения в Однако в этой части есть некоторые пробелы, восполнить которые я попытаюсь в настоящей статье. 17 ноября 1923 г. указом Святейшего Патриарха Тихона молодой настоятель Воскресенского собора в Арзамасе, исполняющий в епархии многие ответственные послушания иеромонах Панкратий был назначен наместником Высоко-Петровского монастыря в Москве с возведением в сан Это назначение в источниках никак не объясняется, но оно, вероятно, имело следующую причину. С 1922 г. настоятелем Высоко-Петровского монастыря являлся епископ Сергиевский Варфоломей (Ремов). Именно ему, тогда преподавателю Московской духовной академии иеромонаху Варфоломею, 7 июля 1916 г. был передан для духовного руководства новопостриженный студент академии монах Панкратий Академию иеромонах Панкратий закончил с отличием, стал кандидатом богословия, а после окончания учебы служить вернулся в свой родной город Арзамас.

http://sedmitza.ru/lib/text/9941211/

Новомученики и подвижники Высоко-Петровского монастыря на эскизах Павла Корина к «Реквиему» Елена Балашова Александр Невский Наверное, наиболее известная работа Павла Дмитриевича Корина (1892–1967) – триптих «Александр Невский», работу над которым художник завершил в 1943-м году. На центральной его части изображен сам благоверный князь Александр Невский. Этот образ видело большинство российских шестиклассников на обложке учебника по истории России. Многим известно это полотно, но не все знают, что для некоторых его образов художник использовал эскизы, сделанные за 10 лет до этого, в начале 1930-х годов, для картины «Реквием» (название «Русь уходящая» для полотна предложено Максимом Горьким). Так, для образа молодого богатыря на правой части триптиха («Старинный сказ») Корин использовал эскиз «Молодой монах», на котором изображен погибший в заключении именно в 1943-м году бывший клирик Высоко-Петровского монастыря иеромонах Феодор (Богоявленский), ныне прославленный как преподобномученик. Картина «Старинный сказ» и эскиз «Молодой монах», на котором изображен погибший в заключении именно в 1943-м году бывший клирик Высоко-Петровского монастыря иеромонах Феодор (Богоявленский) О самой картине Корина написано уже довольно много. Есть сайт, посвященный творчеству художника, где довольно много внимания уделено «Реквиему» . Замысел написания картины и первые эскизы появились 12 апреля 1925 года, под впечатлением от всенародного прощания со Святейшим Патриархом Тихоном в Донском монастыре, в котором Корин принимал участие. Он хотел собрать на своем полотне людей, внешне и внутренне похожих на тех, которых он видел у гроба Патриарха. Последние эскизы к картине появились в конце 1930-х годов. Однако на большое полотно, подготовленное для этой монументальной работы, эскиз так и не был перенесен. Подготовленный холст размером 551×941 см десятилетия простоял нетронутым в мастерской художника. Павел Корин неоднократно бывал в Высоко-Петровской обители. В то время это был тайный монастырь, где процветало старчество, принесенное сюда из Зосимовой пустыни духовными чадами и продолжателями духовного делания преподобных Германа и Алексия Зосимовских, известных в то время всей России. С 1922 по 1935 год настоятелем монастыря был епископ, с 1934 года – архиепископ Варфоломей (Ремов) , духовный сын зосимовских старцев. Среди запечатленных художником на эскизах к «Реквиему» членов Петровской общины трое пришли в обитель из закрытой в 1923-м году Зосимовой пустыни.

http://pravoslavie.ru/137157.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРФОЛОМЕЙ Архиеп. Варфоломей (Ремов). Фотография. 30-е гг. XX в. (Архив ПСТБИ) Архиеп. Варфоломей (Ремов). Фотография. 30-е гг. XX в. (Архив ПСТБИ) (Ремов Николай Федорович; 3.10.1888, Москва - 26.06.1935, там же), архиеп. Сергиевский, вик. Московской епархии. Род. в семье священника Успенской ц. на М. Дмитровке в Москве. Окончив Заиконоспасское ДУ, поступил в Московскую ДС, в 1908 г.- в МДА, к-рую окончил в 1912 г. со степенью канд. богословия. 10 июня 1911 г. в Зосимовой в честь Смоленской иконы Пресв. Богородицы пуст. был пострижен в мантию ректором академии Волоколамским еп. Феодором (Поздеевским) , 23 июня рукоположен во иеродиакона, 18 февр. следующего года - во иеромонаха. После защиты магист. дис. «Книга пророка Аввакума: Введ. и толкование» (Серг. П., 1913) назначен доцентом кафедры Свящ. Писания ВЗ, в 1916 г.- экстраординарным профессором МДА. Неск. лет был благочинным храмов г. Сергиева (Сергиева Посада), с 1919 г. являлся настоятелем академического Покровского храма в Сергиеве, был возведен в сан архимандрита. 6 сент. 1920 г. арестован по обвинению в том, что в неделю Крестопоклонную (перед вскрытием мощей прп. Сергия Радонежского) произнес проповедь, имевшую «своим результатом крайнее возбуждение темных масс, к-рые устремились к месту производства реставрационных работ в лавре и принудили мастеров, под угрозой избиения, данные работы приостановить», а также в том, что «он являлся активным членом «Союза защиты Троицкой лавры», имевшего своей конечной целью превращение лавры в национальный центр, откуда (по мысли основателей союза) должен раздаться клич о спасении разбитой большевиками «единой, неделимой православной Руси»». Усугубляющим вину обстоятельством обвинение посчитало назначение В. Патриархом св. Тихоном на должность директора Высшего Богословского ин-та. 28 февр. 1921 г. В. был освобожден по постановлению Президиума ВЧК «ввиду тяжкого состояния здоровья».

http://pravenc.ru/text/154407.html

архиепископ Варфоломей (Ремов) (03.10.1888–26.06.1935) Автобиографические труды Ветхий Завет Гомилетика Жизнеописания Нравственно-аскетические труды Письма Проповеди Сборники Слова архиепископ Варфоломей (Ремов) Биография Доцент кафедры Свящ. Писания Ветхого Завета, которое он читал с сентября 1912 г. (с 20 авг. 1916 г, в должности сверхшт. экстраординарного профессора). Благочинный академического храма (с 1913 г.) и его настоятель в сане архимандрита с 1919 г. С 15 мая 1920 г. - почему-то числился проректором [ 1 ] Академии (в Москве) до 15 августа 1921 г., когда, в действительности, он был в заключении с начала 1920 года до февраля 1921 года. Сын московского священника Фёдора Георгиевича Ремова, (+ 05.03.1907 г.) из церкви Иоанна Предтечи на Пресне. В 1908 - окончил Московскую духовную семинарию и послан в МДА. 10.06.1911 - пострижен в монашество. 23.06.1911 - рукоположен во иеродиакона. 18.02.1912 - рукоположен во иеромонаха. с 07.06.1912 - кандидат Московской Духовной Академии. с 01.09.1912 - и. д. доцента Академии по 2-ой каф. Св. Писания В.З. с 09.01.1913 - благочинный академического храма. 11.11.1913 - защитил магистерскую диссертацию. [ 2 ] с 21.01.1914 - магистр богословия и доцент Академии. с 20.08.1916 - экстраординарный профессор Академии сверх штата. с 01.01.1917 - замещал Виноградова В.П. (перемещенного в МДС) по каф. пастырского богословия и гомилетики (до 27.05.1917). с 16.07.1917 - участник съезда ученого монашества в ТСЛ (до 27.07.1917). в 1918 - возведен в сан игумена. в 1919 - в сан архимандрита, настоятель академического храма. XII 1919/1 1920 - арестован за призыв спасти мощи Преп. Сергия (апр. 1919). 21.02.1921 - освобожден из тюрьмы. 28.07.1921 - хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Московской епархии, настоятель в Высоко-Петровском монастыре в 1923-29 (?) годах, где организовал богословские курсы по ряду академических предметов. в 1929-33 ? - пребывание в церкви Преп. Сергия на Дмитровке [ 3 ] . 1928 - кратковременный арест в 1933-1935 - настоятель церкви Рождества Богородицы на Путинках.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прор. Аввакум. Мозаика ц. Осиос Давид в Фессалонике. Посл. чemb.V в. [евр.  ,  , греч. Αμβακουμ, лат. Abacuc] (пам. 2 дек. в Соборе св. праотец и в 1-ю Неделю Великого поста; пам. зап. 15 янв), 8-й из 12 малых пророков, автор названной его именем книги. О значении евр. имени пророка Хаваккук (  ), к-рое дважды упоминается в книге (Авв 1. 1; 3. 1), у исследователей нет единого мнения. Иудейская традиция (Зогар 1. 7; 2. 44-45), блж. Иероним Стридонский и нек-рые толкователи XIX-XX вв. (свящ. А. Глаголев , архиеп. Варфоломей (Ремов)) имя А. возводят к евр. глаголу   (обнимать). Однако ряд ученых (М. Нот, У. Олбрайт и др.) выводит имя пророка из аккад. слова hambakuku(m) - садовое растение (ср. в Септуагинте - Αμβακουμ). Достоверных сведений о жизни А. не сохранилось. В неканонической части Дан 14. 33-39 имеется рассказ об А., к-рый принес еду прор. Даниилу , брошенному в ров со львами. По греч. надписанию легенды о Виле и драконе (Дан 14 (LXX)) А. был сыном некоего левита Иисуса. Согласно иудейской традиции, матерью А. была сонамитянка, к-рой прор. Елисей (кон. X - нач. IX в.) предсказал, что она через год будет обнимать сына (4 Цар 4. 16) (Зогар 1. 7; 2. 44-45). В жизнеописании пророков, возможно восходящем к более раннему евр. источнику и дошедшем до нас в разных редакциях, приписываемых святым Епифанию Кипрскому , Дорофею Тирскому и Исихию Иерусалимскому , сообщается, что А. был родом из колена Симеонова, сыном некоего Асафата из Бетхозера, пережил взятие Иерусалима и умер всего за два года до возвращения евреев из плена. Его могила находилась в г. Кеиль (Eusebii Onomasticon 114. 15, но есть и указание на г. Габату - Onomasticon 70. 23). О захоронении А. в его родном городе (Бетхозере) сообщает Псевдо-Епифаний (De vita prophetarum. 16). На основании свидетельства самой книги местом проповеди А. считается Иудея, возможно Иерусалим (ср. Авв 2. 7). Время его служения определяется предсказанием о нашествии халдеев (Авв 1. 6) и описанием состояния иудейского об-ва, в к-ром, несмотря на царившее беззаконие, продолжалось храмовое богослужение. Это пространное указание позволяет датировать служение пророка по-разному: временем правления царей Езекии (Юнгеров - между 714 и 700), Манассии (Глаголев, еп. Палладий), Иоакима и эпохи халдейского нашествия (ок. 650 до 590 - доминирующая в научной лит-ре датировка).

http://pravenc.ru/text/62564.html

профессор Сергей Леонтьевич Епифанович (15.11.1886–28.09.1918) Патрология Рецензии профессор Сергей Леонтьевич Епифанович Русский богослов и патролог. Экстраординарный профессор КДА. Биография Родился в городе Новочеркасске Донской области в семье Леонтия Епифановича, преподавателя Донской духовной семинарии. В 1900 году окончил Новочеркасское духовное училище, в 1906 году - Донскую духовную семинарию. В 1906-1910 годах обучался в Киевской духовной академии, окончил с отличием и со степенью кандидата богословия за сочинение о прп. Максиме Исповеднике, с правом защиты магистерской диссертации без экзамена. В течение 1910/11 учебного года состоял штатным профессорским стипендиатом для подготовки к преподавательской деятельности при академии по кафедре истории древней Церкви. 25 июля 1911 года был утвержден в должности преподавателя Киевской духовной академии по кафедре патрологии в звании исполняющего обязанности доцента с 16 августа 1911 года. В 1913-1918 годах вел преподавательскую и научную деятельность: читал в КДА лекции по патрологии I-V вв.; с 10 октября 1917 года был назначен также преподавателем греческого языка. Член Богоявленского при Киевской духовной академии братства для вспомоществования служащим в академии и студентам. В начале 1913 года защитил магистерское диссертационное исследование «Преподобный Максим Исповедник: его жизнь и творения» (в 3 т.), получившее высокую оценку Совета КДА и похвальные отзывы профессоров КДА М. Н. Скабаллановича и Н. Ф. Мухина. Современники считали, что он являл собой идеал православного церковного ученого - синтез «дидаскала» и подвижника: " Как великие каппадокийцы в Афинах, он в Киеве знает только две дороги - в библиотеку и в храм " . Становление его как ученого происходило в контакте с лучшими представителями русской церковной науки. Он вел переписку со многими учеными, такими как профессор КДА и КазДА, ректор КазДА еп. Чистопольский Анатолий (Грисюк) - его научный руководитель в КДА, проф. МДА иером. Варфоломей (Ремов), А. И. Бриллиантов, Н. Н. Глубоковский, Ю. А. Кулаковский, прот. К. С. Кекелидзе, прот. Тимофей Лященко и других, а также с рядом зарубежных исследователей, сотрудничал с проф. М. Д. Муретовым. Незадолго до кончины он близко общался с приехавшим из Петрограда профессором СПбДА Н. И. Сагардой. Сохранившиеся письма свидетельствуют, что одной из главных целей этих контактов был обмен редкими в России научными изданиями и первоисточниками, необходимыми ему для работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010