Илья Сергеев: - Допустим, известные факты Иван Грозный убил Карнилина Псково-Печерского преподобного. Об этом есть запись в его синодике, так называемый синоде копальных. Но очень многие люди говорят, что он не убвал. И это тоже приводит к тому какие доказательства, спрашивается, кто прав, кто нет. И.О. Елеференко: - Мы с вами заговорили о не давнем прошлом, о том прошлом, во-первых, надо понимать эпоху. Все эти нападки например, на книги нашего министра культуры мифы о России, которые существуют, а ведь надо их почитать. Что тот же Иван Грозный убил или приказал убить совершенно не соизмеримое количество людей с теми за одну ночь Варфоломеевскую били убиты и в Англии были уничтожены, понимаете. Это тяжелая эпоха. Любое событие надо рассматривать с этой точки зрения, прежде всего с исторической. Второе, наверно, просто надо приводить факты из имеющихся документов. Если есть такая запись, не надо её комментировать, надо её просто констатировать. Я всегда привожу пример, когда говорят о эпохи того же Ивана Грозного, все каким-то фантастическим образом вычеркнули из истории России битву при Молодях. Вы например, о ней знаете, а 90% не знает. А эта битва сопоставима была с битвой на Куликовым поле. Илья Сергеев: - Или с битвой под Москвой. И.О. Елеференко: - Понимаете, а так как это была эпоха Ивана Грозного, давайте мы забудем это. Если по такой схеме судить, значит эпоха Сталина, репрессии и прочее плохое, значит надо подвиг советского народа под Москвой забыть, Сталинградскую битву забыть. Илья Сергеев: - т.е. вы против каких либо оценок относительно из каких либо исторических личностей, только факты. И.О. Елеференко: - Вы знаете, я вам скажу так, это ошибочность например, нашей журналистики начала 90-х, я всё-таки давнишний журналист, причем международник. Я всегда удивлялся, кстати говоря, сейчас наши печальные опыты начали перенимать на западе. Раньше все уважающиеся телевизионные каналы, корреспондент стоял в кадре, в стендап так называемый и он четко описывал события, но ни одной оценки того, что там происходит, террористы там начали убивать этих. Нет, право та сторона, эта сторона

http://radonezh.ru/text/prostye-istiny-1...

Глядя из-за ограды, укрывающей домик с палисадом, Михаил Людвигович с ужасом узнавал среди бесчинствующих погромщиков знакомые лица: чиновников, студентов, мещан, – словом, тех, кого в Кишиневе считали представителями высшего общества. Из дома напротив выскочила тетка в расстегнутом халате. В ее руке трясся уполовник с манной кашей. Зачерпнув ладонью жидкое варево, она начертила на воротах огромный белый крест. – Варфоломеевская ночь! – ахнул Михаил. – Миша, прошу тебя, зайди в дом! – закричала из окна Женя. Она пыталась закрыть изнутри ставню, та не поддавалась неловким рукам молодой женщины. – Надо запереть двери на засов! Магазин Фельдштейна, где Женя купила шкатулку, теперь представлял собой голый остов. Через зияющие окна и провал двери с выломанным косяком видны были ободранные стены и загаженный пол, – не спасло, что стоял прямо против окон второго полицейского участка. За калиткой послышался не стук даже, а робкое царапанье. – Не открывай, Миша, – взмолилась Евгения Трофимовна. – Не бойся, Женечка, погромщики так не стучат, – он приоткрыл калитку, и во двор рухнула скрюченная фигура Эфроима Цимбала, чья лавчонка ютилась в подвале соседнего дома. Благообразного и степенного торговца жестяным товаром узнать было невозможно: косо насунутая кацавейка облеплена пухом, и обычно-то сморщенное лицо с жиденькой бороденкой от страха сжалось, как сухое яблоко. – Господин учитель, простите великодушно, боюсь в лавке оставаться. Вот-вот нагрянут! – затравленно озираясь, пробормотал еврей. – Успокойтесь, Цимбал, – решительно сказал Михаил Людвигович. Он старался не глядеть на жену, которая стояла на пороге дома, закрыв ладонью дрожащий подбородок. Быстрыми шагами Михаил пересек двор, остановившись у водостока, снял крышку с огромной бочки и махнул рукой жестянщику: – Залезайте! Здесь вас никто не найдет! Только на следующий день, в половине пятого пополудни, исполняющий должность начальника Кишиневского военного гарнизона генерал-лейтенант Беман получил от губернатора письменное отношение за номером 3726 с распоряжением о прекращении беспорядков. Применять военную силу не пришлось: как только на улицы вышли вооруженные патрули, погромщики мгновенно исчезли из центра города.

http://azbyka.ru/fiction/na-reka-vavilon...

Увлечения же и заблуждения везде возможны, напр., и в интеллектуальной области, из чего однако никак невозможно выводить того заключения, что интеллектуальная сила – вредоносная сила. Изуверы-инквизиторы были злодеи, но истинно-нравственные защитники чистоты нравственной, были величайшими благодетелями человечества. Пиетисты и квиетисты, действуя лицемерно, или только внешне благочестиво, стесняли свободно-нравственную духовную жизнь людей. Но истинные подвижники благочестия, являвшиеся из пустынь закаленными в подвигах веры, производили неотразимое, благотворное влияние на жизнь мирских людей, колебавшихся в своих убеждениях и добрых нравах. Вера, так сказать, прямолинейна, неукоснительно логична и формальна. Вера в кровожадное и мстительное божество заставляла многих матерей забывать естественную привязанность к детям, отдавая их собственноручно в разженые руки бога Молоха. В печальную Варфоломеевскую ночь беззащитные гугеноты были перерезаны католиками во Франции. Началовождь инквизиторов – Торквемада, в последнем произведении Виктора Гюго, справедливо представляется безжалостно взявшим на сожжение своих благодетелей и спасителей жизни за то, что они железный крест употребили в качестве рычага для поднятия плиты гроба, в который был заключен живым Торквемада. Но нравственная религиозность свободна, а потому она не может терпеть порабощения и в религии. Поэтому нравственное сознание всегда противостояло религиозному формализму, сумасбродному мистицизму и иерархическому деспотизму в виде папского абсолютизма. Нравственно-религиозный вождь народа Еврейского – Моисей, готов был сам отдать свою жизнь за прощение грешных Евреев, а воплотившийся в зраке раба, Богочеловек, Христос Иисус даже и отдал Себя на смерть, чтобы прощены были грешники. Наконец должно сказать и то, что почти все замечательные и великие люди, оказавшие несомненные услуги человечеству как в области научно-промышленной, так и социально-государственной, все были люди с несомненными нравственными достоинствами, а некоторые из них были люди добродетельные и святые.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Вопрос: - К вопросу о безответной любви. Любовью оскорбить нельзя. Любовь - дающая. Человек, когда любит - отдает себя. И можно любить безответно, это очень красиво. Я недавно пересмотрела фильм «Журавушка», всем его рекомендую. Сколько там десятилетий герой любит героиню! Это высокие отношения, высокое чувство. Пусть тот человек несет это чувство, как благодать Божию. о. Фёдор: - Любовь действует исцеляюще на любящего, это действительно так. Если мы вернемся ко 2-му Посланию апостола Павла - то там будут и такие слова: «Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое». Переноси скорби - это часть пути христианина, потому что мы неизбежно повторяем путь Христов. Мы идем Его путем. Если мы осмысливаем те скорби, которые нам в жизни посылаются Господом как соучастие в Его скорбях, то они нам спасительны. А если мы сопротивляемся, не признаем, ропщем, даже не пытаемся их осмыслить... что непросто, потому что скорби бывают очень тяжелыми - в том числе и безответная любовь - то они нам и не пользу. Но все равно они и не уходят - Господь-то нам их посылает с какой-то целью. Вопрос: - Как пережить скорби - невнимание единственной дочки? Не позвонит, не спросит: «Что помочь?» о. Фёдор: - Если бы был еще ребенок или другие родственники, то надо, чтобы ей они просто тихонечко передали: «Что же ты не звонишь? Мамочка переживает». Мы вырастаем, но нам кажется, что наши мамы и папы такие же железные, какими были. Мы не понимаем, что все иначе. Нам кажется, что мама есть и будет всегда, будет основой, как это было всегда. И человеку надо перестроиться. Вы задали вопрос - сейчас выйду и позвоню маме. Пристыдили Вы и меня тоже. Вопрос: - Грех ли рассказывать детям выдуманные истории? о. Фёдор: - Конечно, нет. Дети любят сказки, обязательно их надо рассказывать. Я всегда это делаю. Они будут помнить и благодарить.  Берите книгу, сериал, вводите детей в эпоху, помещайте туда героев их возраста или на год-полтора постарше - и пусть они там прячутся в сундуке от Ивана Грозного, попадают на Варфоломеевскую ночь или на пиратский корабль, в пирамиду к ацтекам. Самое главное - чтобы это было незаметно нравоучительно, интересно. Чтобы настоящее приключение. Сюжеты берите из книг. Увидите, как будет созидаться сердечная связь с ними. Главная задача педагогики. Через эту связь вы сможете дать им опыт любви. Отогреть сердца на всю жизнь. Надо чтобы работал механизм связи. Значит, общаться так, чтобы им было радостно и интересно. Возьмите «Одиссею капитана Блада». Посадите на корабль к пиратам одного случайно попавшего туда паренька, или лучше -двух. И пусть они будут участниками этих приключений. Два-три раза в неделю после молитвы выключайте свет и рассказывайте. Дети никогда этого не забудут.

http://radonezh.ru/radio/2021/03/01/15-1...

В последнее время перед закрытием Лавры Вассиан жил с Варфоломеем даже в смежных комнатах, но не упускал случая посмеяться над суетностью своего друга. Варфоломея должны были рукоположить в епископа сергиевского, что и произошло. Но в последние месяцы перед хиротонией Варфоломей очень волновался, хотя и старался этого не показывать. Причину волнения будущего епископа мне открыл Вассиан, сказав: – Варфоломей знает, что его дело в принципе уже решено. Епископом он будет, но боится, чтобы я его не обогнал – как бы ему не пришлось у меня благословиться! Видите, какие пустяки могут отравлять жизнь совсем не глупого человека... После хиротонии Варфоломей перебрался на жительство в Москву. Раза два я навещал его там, а когда он приезжал в Сергиев и служил в академическом храме, то был у него книгодержцем, как, впрочем, потом и у Вассиана, ставшего епископом Егорьевским. К этому промежутку времени относится курьезная история, которую мне со смехом поведал Вассиан. – На днях к матушке Клеопатре приезжала знакомая монахиня из Москвы. Конечно, расспрашивая о московских новостях, ее не преминули спросить, как чувствует себя новопоставленный епископ Варфоломей и что о нем в Москве говорят. Старица ответствовала, что «здоровье у владыки Варфоломея пока, слава Богу, хорошее, но вот говорят-то о нем нехорошо!» – «Как нехорошо?» – «Да как же, матушка! По всей Москве говорят втихомолку, что скоро Варфоломеевская ночь будет! Уж чего хуже для монаха, когда о его ночных делах поминают!» Вряд ли отец Варфоломей подозревал, сколько толков в умах московских простецов вызвало его имя в связи с ожидавшимися политическими событиями... Умер Варфоломей в 1936 году. Я говорил уже, что Вассиан любил читать, читал много, но был совершенно равнодушен к поэзии. Прозаиков русских и иностранных он знал хорошо, однако среди поэтов даже Тютчев и Владимир Соловьев его не трогали. О Вячеславе Иванове он не имел никакого представления, наоборот, «Огненного ангела» В. Брюсова держал в своей библиотеке и говорил, что там хорошо показан конец средневековья, а кроме того, указана обильная библиография...

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/vozle-...

Сведенборг (Swedenborg) Эмануэль (1688–1772) – шведский естествоиспытатель и философ. Известен своими трудами по математике, механике, астрономии, горному делу. Философские труды Сведенборга были поначалу пронизаны духом рационализма. Затем он стал развивать спиритуалистическую натурфилософию, близкую неоплатонизму. Пытался аллегорически прокомментировать Библию , придав ей толкование, родственное теософии. Утверждал, что находится в тесных отношениях с усопшими, получает от них сведения из загробного мира. В книгах «Небесные тайны», «О небесах, о мире духов и об аде» делил собственные видения на три рода. К первому он относил те случаи, когда как бы освобождался от тела; ко второму – путешествия духа; третий род – обычные галлюцинации. Сведенборг доказывал, что телесные существа не обладают самостоятельным бытием, а существуют исключительно благодаря миру духов. Кант в работе «Грезы духовидца...» подверг теософию Сведенборга развернутой критике. 615 Seuse, Deutsche Schriften. Büchlein der Wahrheit, изд. H. Diederichs., под ред. и с пред. W. Lehmann, II т., стр. 117 с., 129. 617 Theresia von Jesu. Das Leben der heiligen Theresia von Jesu und die besonderen Gnaden ihr von Gott erteilten Gnaden, auf Geheiss ihrer Beichtväter von ihr selbst beschrieben, von Fr. Aloisus ab Immaculata conception, Priester aus dem Orden der unbeschuhten Karmeliten, 1919. гл. VII. стр. 69. 620 Блуа (Віоу) Леон (1846–1917) – французский писатель и публицист, представитель «католического возрождения». Под влиянием Ж. де Местра из фанатичного социалиста превратился в ревностного католика. Подобно др. писателям этого направления, трактовал историю как дело Провидения и, ставя превыше всего «божественное право», осуждал Ренессанс как ересь, оправдывал Варфоломеевскую ночь и инквизицию, осуждал Французскую революцию как источник всех бед современного человечества. 628 См. Quercy, I, 335; богословы Saudreaux. Etats mystiques, 271; Poulain. Graces d’oraison, 325; Farges, Theologie mystique. II, 51.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Во всех вариантах романа Маргарита мстит совершенно незнакомым ей людям… Так кто же она? Во второй полной рукописной редакции романа (1938 год) поясняется, что Маргарита – это реинкарнация хозяйки Варфоломеевской ночи, французской королевы Марго. На балу Воланд представляет Маргарите демона-убийцу Абадонну, реакция которого вносит полную ясность в этот вопрос: «Я знаком с королевой, правда, при весьма прискорбных обстоятельствах. Я был в Париже в кровавую ночь 1572-го года» . Там же Коровьев говорит Маргарите: «Вы сами королевской крови… тут вопрос переселения душ… В шестнадцатом веке Вы были королевой французской… Воспользуюсь случаем принести Вам сожаления о том, что знаменитая свадьба ваша ознаменовалась столь великим кровопролитием…» . Так что о доброте и милосердии «черной королевы» Маргариты (так к ней обращаются на балу) говорить стоит поосторожнее. А верна ли Маргарита своей любви? Маргарита Мастера в отличие от Маргариты Фауста – далеко не девственница. С Мастером она изменяла живому мужу, от которого ничего не видела, кроме добра. Едва только Мастер исчез из ее жизни, она уж готова завести роман с другими мужчинами: «Почему, собственно, я прогнала этого мужчину? Мне скучно, а в этом ловеласе нет ничего дурного, разве только что глупое слово „определенно“? Почему я сижу, как сова, под стеной одна? Почему я выключена из жизни?» (гл. 19). «Дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать…». А чем же она тогда будет любить Мастера, если душу она продает сатане? Если не душой, то тем, что она в обнаженном виде демонстрировала всей нечестной публике на балу у сатаны? Значит, лишь плоть Маргарита оставляет для Мастера? Но – только ли для Мастера? Вот какой-то мужчина попробовал познакомиться с Маргаритой, но встретил ее мрачный взгляд. Маргарита Николаевна тут же пожалела о несостоявшемся знакомстве: «Вот и пример, – мысленно говорила Маргарита тому, кто владел ею, – почему, собственно, я прогнала этого мужчину? Мне скучно, а в этом ловеласе нет ничего дурного, разве только что глупое слово „определенно“? Почему я сижу, как сова, под стеной одна? Почему я выключена из жизни?» Она совсем запечалилась и понурилась».

http://azbyka.ru/fiction/master-i-margar...

Благоговейное поклонение Кресту не мешает Эзэбио быть убийцею, разбойником и растлителем, но он ставит кресты на могилах своих жертв, и вот крестообразно сложенное дерево выручает его из беды при кораблекрушении… Конечно, все ужасы изуверства, — восклицает умеренный протестант, — французская Варфоломеевская ночь и костры испанской инквизиции заключены в этой пиесе… Не высокий образ Иисуса, а лишь фигура Креста служит предметом тщетного поклонения. Место веры, приносящей плод добрых дел, заступает безумное и бездушное суеверие, обильно порождающее плевелы преступления». («Искусство в связи с общим развитием культуры») . В этих словах заключено несколько общепризнанных истин, в которых странно было бы сомневаться. Конечно, Богу надо поклоняться в духе и правде, а не во внешних обрядах; конечно, обоготворение самого дерева креста как орудия спасения — грубый фетишизм. Но если мы полемизируем с монахом Кальдероном, не следует забывать, что прах его давно истлел в могиле и что, — по выражению Софокла, — «мало чести убивать мертвого». Жив только поэт Кальдерон, который написал мистерию «Жизнь — сон» . Для Сигизмунда, героя мистерии, вселенная, равно как и для нас, — только сновидение, только мираж, за которым скрывается тайна. Душа драмы «Поклонение кресту» — та идея, которая составляет одно из оснований христианского учения. Если нет веры в Бога, если нет любви к Нему, — нет добра и зла. Внешние добродетели, подвиги не спасут того, кто сердцем далек от Бога. «Если я предам и тело мое на сожжение, но любви не буду иметь, я — ничто» . Первая, верховная, заповедь, которую Христос дает людям и на которой основано все его учение: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею, всем разумением твоим» . И уже из веры, из любви к Богу вытекает вторая, подчиненная, человеческая и земная заповедь: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» . Добрые дела — только воплощение нашей любви к Богу. Любовь омывает все грехи, примиряет все противоречия, любовь оправдывает.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=189...

Как страшно такое состояние! Как оно не похоже на состояние трезвенного внимания , собранности, спокойствия и душевного мира, которое свойственно православным подвижникам! Мнимая («виртуальная») реальность Чтение романов способствует самостоятельной игре воображения. Без этой пищи воображение истощается. Еще сильнее действует на воображение, особенно детское, слуховое восприятие. Кому незнакомо увлечение детей «страшными историями», которые они, трясясь от страха, готовы слушать без конца! Вот старуха няня рассказывает такие истории мальчику, еще не умеющему читать (Илюше Обломову из знаменитого романа Гончарова). «Ребенок, объятый неведомым ужасом, жался к ней со слезами на глазах. Заходила ли речь о мертвецах, поднимающихся в полночь из могил, или о жертвах, томящихся в неволе у чудовища, или о медведе с деревянной ногой… – волосы ребенка трещали на голове от ужаса; детское воображение то застывало, то кипело; он испытывал мучительный, сладко-болезненный процесс; нервы напрягались, как струны»… Результат увлечения страшными историями таков: «Населилось воображение мальчика страшными призраками; боязнь и тоска засели надолго, может быть навсегда, в душу. Он печально озирается вокруг и все видит в жизни вред, беду»… Еще сильнее потрясает душу зрительное восприятие страшного (ТВ); следующий этап – участие в воображаемых событиях. Как это возможно? В мечте? Не только. В компьютерных играх? Да. Представьте, что мечтателю дана возможность видеть и ощущать по-настоящему , всеми органами чувств, то, о чем он мечтает. Нужно только подключиться к определенным датчикам, соединиться с машиной и выбрать кнопку. Хочется испытать леденящий душу ужас, прятаться от чудовищ, оживших мертвецов и проч. – нажми кнопку «УЖАСЫ». Хочется «любить и быть любимым» – нажми «ЛЮБОВЬ» или «СЕКС». Хочется участвовать в исторических событиях? Каких? Пожалуйста – «Крестовые походы», «Варфоломеевская ночь», «Ватерлоо»?.. Хочется быть «богом»? – Нажми на кнопку и… Именно к этому приведет новое компьютерное развлечение – «виртуальная реальность». С ее помощью мечтатель может испытать любые переживания, недоступные или запретные для него в реальной жизни. Зачем бороться со страстями, когда так легко и приятно им подчиниться? Зачем отказываться от наслаждения, доступного и » безопасного «?..

http://azbyka.ru/deti/rebenok-v-mire-tv-...

Вы понимаете, что это полная чушь в культурном плане, но вы пришли в его мир, и в его мире, с уважением к его интересам ему что-то говорите, потихонечку вкладывая туда те вещи, которые вы хотите ему передать, а не навязывая ему, и выслушивая его ответы. Вот это и есть фундамент, который даст вам возможность управлять ребенком в переходном периоде. Он будет уважать вас, несмотря на все социальные сети, несмотря на всю ту атаку на его душу, сознание, на его сердце, которая там происходит, понимаете? Папа – это тот, кто меня уважает и любит, он пришел ко мне, и он со мной, для меня, интересно и важно говорил. Это практический совет. Я рассказываю детям сказки, причем это может любой человек, ребенку важен сам процесс. Ему неважно, что это, может быть, не очень высокая литература. Ему важно… Вспомните, рассказывают детям сказки – это же такой рычаг воспитания традиционно русский, сейчас утерянный совершенно. Проще, если ты поставил ему диск, и ты занимаешься чем хочешь. А его воспитывают другие люди, его там Смешарики воспитывают и кто-то еще, понимаете? Как вы это делаете? Вы обязательно берете 2-х или 3-х персонажей приблизительно его возраста, чуть постарше. Вы погружаете его в какую-то эпоху, это может быть эпоха викингов, это может быть эпоха пиратов, это может быть эпоха князя Владимира, все что угодно. И вы моделируете, конструируете, просто собираете, как конструктор, какое-то приключение. Вы можете взять любой сериал и на основании этого конструировать, ребенок будет абсолютно счастлив, понимаете? Абсолютно счастлив будет. Вот у нас сказки начались с того момента, когда Филипп при рождении 3-го ребенка много плакал. И сказка началась про такого мифического персонажа Лапифа, который никогда не ныл и много подтягивался. Вот так я начал. Он стал главой охраны короля Артура потом. Потом к нам приезжал владыка Арсений, Филиппа подносят причащать, он говорит: «Король Артур!». Тот переспросил: «Что?» – «Король Артур!» – настолько он был поглощен этим. Это может быть примерно 2 года, может быть 3 года. У нас была сказка про Алешу, сына отца Василия, то есть Алеша Попович и его друг, сын языческого кузнеца, которые попадают в дружину к князю Владимиру. У нас была сказка про двух братьев, которых украли крымские татары в плен, в XV веке увели, они проходили через Варфоломеевскую ночь, они возвратились потом. Это все может быть очень интересно. Была сказка про летчика, сбитого 23 июня 1941 года, который потом в течение двух лет, пока я эту сказку рассказывал, отступал и пытался догнать линию фронта уходящую. И вы ему рассказываете: что такое начало войны, кто такие партизаны, что такое оккупация, и, во-первых, он слушает, и вы ему рассказываете что-то, что хотите ему рассказать. Ну, ладно, все, давай сказку теперь уже, приключения сами, значит, надо приключения уже. И это приводит к тому, что эта связь создается.

http://pravoslavie.ru/110991.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010