В суждениях Александра Казинцева о литературе и истории довольно много неожиданных – по оригинальности и глубине мысли, по «партийной» направленности – оценок. Они опровергают расхожее мнение «левых»: дескать, Казинцев не выдвигает новых идей, повторяет сказанное В. Кожиновым, Т. Глушковой и другими «правыми» старшего поколения (Смотрите, например, статью К. Степаняна «Выпавшие из времени, или Чуть-чуть не считается» В одних случаях критик ведёт косвенный спор со «своими», высказывая мнение, отличное от взглядов большинства «правых». Например, в статье «Путь на пользу» Александр Иванович говорит о серьёзных недостатках романа Валентина Пикуля «Фаворит», а в «Простых истинах» критик называет неудачным сборник Юрия Кузнецова «Ни рано, ни поздно» и довольно резко отзывается о заметке поэта, посвящённой стихам Виктора Лапшина с. 180-181]. В других работах Казинцев ведёт прямую полемику с «правыми» собратьями по цеху, а в тех случаях, когда имена не называются, они легко угадываются. Так, в статье «Лицом к истории: продолжатели и потребители» с. 166-175] ставится под сомнение подход к русской и европейской истории, ставший очень популярным после публикации одной из самых известных статей Вадима Кожинова «И назовёт меня всяк сущий в ней язык...» Размышляя о пушкинском понимании истории, Александр Казинцев мимоходом замечает: «Некоторые публицисты примерно так и пытаются представить дело – подсчитывают, сколько гугенотов было вырезано во Франции за одну только Варфоломеевскую ночь, сравнивают с числом русских людей, истреблённых Иваном Грозным, и на основании результата       э л е м е н т а р н о й   а р и ф м е т и ч е с к о й   о п е р а ц и и   провозглашают: мы более человеколюбивы!» с. 171]. Отдельная страница в творчестве А. Казинцева – статья «Надзирающая» посвящённая полемике с Татьяной Глушковой. В этой работе проявились интеллектуальная мощь, обширнейшие знания, редкий полемический дар, аналитический ум, логическое мышление критика. Его полемика с Глушковой – тема большого и серьёзного отдельного разговора.

http://ruskline.ru/opp/2022/09/04/aleksa...

" аргумент) вида " а в америке негров личнуют, а во франции варфоломеевская ночь " работает безотказно и на его фоне меркнут все логические доводы и теряются все голоса разума. И все же, ради очистки совести... 1 - Разбив казаков в начале 1634 года недалеко от Якутского острога, они дви­нулись к нему и держали его в осаде почти шесть недель. За это покушение Якуты были жестоко нака­заны оправившимися казаками, но и после того, до самого конца XVII столетия, они не раз поднимали знамя бунта. 2 - Не так скоро покорились Буряты, жившие в Ангарской степи. В отместку за смелый и удачный поход казаков в Ангарскую степь в 1644 году, Буряты три раза на­падали на Верхоленский острог, хотя особенного вреда казакам при этом не сделали. 3 - Самым воинственным племенем оказались чукчи. Только один начальник Анадырского острога капитан Павлуцкий (Фамилия которого, говорят, памятна до сих пор Чукчам) разбил их на голову два раза, но в тре­тьей серьезной битве с ними в 1747 году он был убит и отряд его уничтожен. Набеги Чукчей на Анадырск повторяются еще до 1855 года. Разумеется, вы можете начать говорить о том, что эти аборигены-варвары нападали на миролюбивых русских просто от нечего делать, но... на самом деле... Россия не уничтожила ни одного народа в процессе своего имперского развития. (с) Ага. Сами повымирали, сами заассимилировались... 4. Ответ на 1., рудовский: Европейцы методично превращали в колонии страны Африки и Азии, Северной и Южной Америки. Но лишь Московское Царство... (С)А в Московском царстве казаки собирали ясак с покоренных народов Сибири и Крайнего Севера. Это очень духовно, нравственно и совершенно непохоже на деятельность условных португальцев в условной Индии. А что сделали испанские и португальские конкистадоры с американскими индейцами Вы знаете? Что-нибудь подобное казаки делали с сибирскими аборигенами? Одно дело ясак собирать и приводить туземцев под высокую руку Белого Царя, и совсем другое- устраивать геноцид под прикрытием распространения Христианства.

http://ruskline.ru/analitika/2017/02/21/...

«К чему у нас пушки, – говорили оо. Танвер, Павел Виндек и Эберман, – к чему деньги, солдаты и сабли, как не для того, чтобы употреблять их против врагов? чего же мы ждем? Отчего мы медлим выступить против еретиков? Отчего не спешим искоренить лютеранские и кальвинские ужасы? Бейте их, убивайте, ниспровергайте, гоните, жгите их домы, дабы исчезла с лица земли эта проклятая порода, а истинная вера оградилась бы наконец от опасности 237 . Таков метод пропаганды был у иезуитов во время тридцатилетней войны, которая была ничем иным, как практическим приложением иезуитских планов. Этот метод, на первых порах, они старались прилагать везде, где только находили малейшую возможность. Религиозная война во Франции против гугенотов также была делом иезуитов, которые принимали в ней самое живое личное участие и всеми силами содействовали католическим войскам истреблять еретиков. «Они принимали даже участие в сражениях, как напр., при осаде Пуатье, где о.Лелио Санквини командовал папским вспомогательным корпусом, и в сражении при Жарпаке, где о. Поние имел честь облечь герцога анжуйского в кирасу и батфорты. В варфоломеевскую ночь парижская коллегие иезуитов служила одною из главных точек опоры для шаек убийц, выпущенных на гугенотов» 238 . Возбуждая и руководя религиозными войнами против протестантов, иезуиты не оставляли без внимания и турок и язычников. Они готовы были воспользоваться насильственным методом при всяком удобном случае. История иезуитских миссий в Японии и Абиссинии служит самым разительным тому доказательством. В обеих этих странах им удалось добиться самого широкого влияния на государей и при помощи их начать насильственное истребление старой религии. Их насилия и жестокости и были причиною того, что в конце концов они совершенно проиграли свое дело и с позором должны были оставить поле своих военно-миссионерских действий. В колониях португальских, испанских и французских они были счастливее. Европейские войска обещали им успех верный, потому что помощь с их стороны обеспечивалась самым прочным образом общностью интересов и единством целей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Епископ Бачский Ириней: Вмешательство Патриарха Варфоломея на Украине распространило раскол почти на все Православие 5 мая 2021 г. 17:27 Иерарх  Сербской Православной Церкви  епископ Бачский Ириней дал интервью  газете «Политика» (Сербия) . — Имеются ли основания для опасений, которые в беседе с журналистами были высказаны иерархом Русской Православной Церкви митрополитом Волоколамским Иларионом , что в сегодняшней Европе Библия может быть запрещена как «дискриминационная» книга, поскольку она учит нас тому, что Бог сотворил мужчину и женщину, что пол определяется рождением — тому, что противоречит установкам, пропагандируемым гендерной идеологией? — Многие благонамеренные — но неосведомленные — люди могли бы подумать, что выдающийся русский архиерей использовал лишь сильные преувеличения, чтобы описать ситуацию со своей точки зрения. Однако в культурном приложении к газете «Политика» я прочитал простую фразу: «Все, что вы можете себе представить, уже произошло, так что даже Джонатан Свифт был бы поражен». Заявление американского сатирика относится к духовному состоянию современной Америки, но его также можно применить к Европе, где гонения на Библию и из-за Библии являются почти такой же древней традицией, как и она сама. Христиан преследовали в первые века жизни Церкви Христовой. Потом страдали те, кто, кто уважал только первую, старую часть Библии — евреи, которых сначала убивали или изгоняли, а потом душили в газовых камерах. Из-за своего толкования Библии многие исчезали в результате погромов и гонений («Варфоломеевская ночь», инквизиция, европейские религиозные войны...). В то же время на Ближнем Востоке и на Балканах христиан жестоко пытали и убивали представители тогдашней версии ислама, хотя Коран признает и уважает христиан, а также евреев как «людей Книги», то есть людей Библии. Наконец, в современную эпоху миллионы людей были истреблены в Освенциме, Ясеноваце и многих, многих других концлагерях, на Колыме и на многих других «островах» архипелага ГУЛАГ. Большинство из них пострадали, помимо прочего (или больше всего), потому что они следовали Библии, ее учениям и этике, а значит, и Церкви, в которой и для которой Библия была написана, вдохновенная Богом, сохранена и истолкована.

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/5...

22.04.2019 #Киноподборки #обзоры #подборки new WOW().init(); window.onload=function () document.getElementById( " close " ).onclick=function () this.parentNode.parentNode.remove(); return false; Подпишитесь на наш Телеграм      × Страсти Христовы: не знаешь, что сказать, думая о последних днях и смерти Того, Кто спас нас. Но возвращаешься постоянно к этой последней неделе Спасителя, к этому непостижимому пути Бога к смерти. Мы подготовили обзор нескольких фильмов, книг и лекций на эту тему. Фильмы «Страсти Христовы» Мела Гибсона — наверное, самый знаменитый фильм о Страстях, экранизация последних часов жизни Иисуса. Фильм известный, любимый многими. Критиковали и критикуют его, впрочем, довольно сильно. Во-первых: «голливуд», «блокбастер» на Евангелии. Во-вторых: целая порнография насилия и крови, какое-то сладострастие страстей. В-третьих, Гибсона обвиняли в том, что он примитивизировал евангельскую историю до месседжа: «вот злые иудеи Иисуса убили». Последняя часть четырехсерийника Дзеффирелли «Иисус из Назарета» . Фильм классический, от выдающегося режиссера. Есть мнение, что это самая достоверная экранизация Евангелия. «Поэма о Великом инквизиторе» — наверное, лучшее размышление о том, почему человечество убило Бога. Оно убило бы Его снова, утверждает Достоевский и реконструирует философию богоубийц. В чудесной экранизации «Поэмы» — «Инквизиции» Эванса прекрасно передан текст Достоевского. «Нетерпимость» Гриффита — безусловный шедевр немого кино. Фильм состоит из четырех новелл, посвященных несправедливости и насилию: древний Вавилон, Варфоломеевская ночь, обвинение невинного человека в убийстве (наши дни), казнь Христа. Казнь Христа — кульминация всей мировой несправедливости, предел всей невинно пролитой крови, но в том наша бесконечная радость, что в Страстях все это преодолевается и побеждается. Фильм кончается радостной апокалиптической сценой: «и истинная любовь принесет нам вечный мир». Книги «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа» — книга святителя Иннокентия Херсонского, святоотеческий взгляд. Прекрасная с литературной точки зрения, эта книга — первый российский опыт историко-художественного изложения евангельских событий.

http://blog.predanie.ru/article/strasti-...

Да, она была империей, но колоний своих, в отличие от просвещенного Запада, в Африке не имела и индейские племена под корень не уничтожала, как это делали набожные американские поселенцы. И апартеид в Южной Африке создали французские и голландские гугеноты-кальвинисты. Много говорят наши «друзья» о жестокостях и казнях Ивана Грозного, этого символа русского «жестокосердия», но в замечательном городе Париже просвещенный французский король-католик только за одну Варфоломеевскую ночь уничтожил своих подданных в несколько раз больше, нежели грозный русский царь за все время своего правления. В России, как известно, инквизиции не было, а только в немецких городах к концу XVIII века (европейский век Просвещения!) по обвинению в колдовстве на кострах сожгли до 100000 женщин. И это сделали столь рациональные и прогрессивные немцы-протестанты. Что касается благосостояния, то русские, конечно, были бы намного богаче, если бы в течение четырех веков расширения державы присваивали себе и землю, и труд присоединяемых народов. Россия, расширившаяся до Тихого океана, не отняла ни одного квадратного метра земли у местных владельцев и не отдала его ни русскому крестьянину, ни русскому помещику. А просвещенные британцы согнали в середине XIX века своих братьев во Христе – ирландцев с земли, и около 2 миллионов человек умерли с голоду. Казалось бы, парадокс, но только внешний, если судить с точки зрения стереотипов, которые нам упорно навязывают. В УГОЖДЕНЬЕ БОГУ ЗЛАТА... Другой тезис наших новейших веры хулителей: в основном протестантские США – ведущая держава мира, лидер. Значит, их протестантизм «сильнее» Православия будет, он более «успешный». Значит, более христианский. Значит ли? И почему материальный достаток должен знаменовать собою правоту веры? Вера – понятие духовное, а материальное – оно и есть материальное. И первое вовсе не тождественно второму. И разве не об этом же говорится что в Ветхом, что в Новом Завете? Или нам пытаются сказать о чем-то другом, но никак не о вере? Похоже на то.

http://pravoslavie.ru/4892.html

Е.Никифоров: - Вот Вы мне скажите, все-таки, что же такое Сталин? Его изображают карикатурно, как и Иоанна Грозного, который, безусловно, был сложной фигурой, и в личность которого с напряженным интересом вглядывался сам Сталин. Он же фильм этот считал посланием Грозного современному ему обществу. Полагал, что царь пытался объяснить в этом фильме мотивы собственных действий в ситуации всеобщего предательства.  Но повторяю, что Грозный, по существу, для современного поколения изображается неким абсолютным злом, тираном в стиле картины Репина «Иван Грозный убивает своего сына», которого в действительности не убивал, и так далее. Но эмоционально это действует совершенно убойно на тех, кто ее посмотрит. И, посмотрев на эту картину, так и хочется сказать – «Ну, гад!». Хотя ничего этого не было… Хотя была опричнина, были обезлюдевшие земли, проигранная Ливонская война, масса недостатков было.. Н.Стариков: - За одну Варфоломеевскую ночь в «цивилизованной» Европе было убито в 3 раза больше людей, чем во время всей опричнины. Е.Никифоров: - Как мы вдруг узнаем… Но вместе с тем, злонамеренность и жестокости были, и весьма серьезные… Н.Стариков: - Нужно рассматривать каждого исторического деятеля в контексте эпохи. Если мы сравниваем Ивана Грозного с сегодняшней Европой, он смотрится злодеем. А если мы сравниваем его с тогдашней Европой, он смотрится, если не вегетариански, то мягкотелым гуманистом, потому что он просто так крови не проливает. Поэтому давайте и Сталина рассматривать в ту эпоху, когда всё это происходило. Что мы увидим? Сталин достаточно жесткий руководитель, но в то же время огромное количество мемуаров - и я их в своей книге «Сталин. Вспоминаем вместе» приводил - когда поведение Сталина было удивительно мягким. Есть прекрасная книга маршала Голованова, который командовал дальней бомбардировочной авиацией и работал непосредственно под начальством Сталина. Т.е. Сталин давал ему распоряжения, никого между ними не было. И он очень много пишет вещей, которые сегодня вызывают удивление. Например, один раз он набрался смелости, подошел к Сталину и спросил: «Товарищ Сталин, а за что Туполев сидит?» (имея ввиду конструктора самолетов). Тот повернулся к нему и говорит: «А ты веришь, что он виноват?» - «Я не верю». – «Вот и я не верю», - говорит Сталин. Конец фрагмента. Закончив разговор с Головановым, Сталин не оставил этот вопрос о Туполеве. Туполев вышел на свободу.

http://radonezh.ru/2018/09/10/o-lichnost...

Любимым лектором у меня был Виктор Константинович Егерев. Недавно мы с моей коллегой случайно узнали, что оба у него учились и после этого полчаса взахлеб о нем проговорили. Он читал «Введение в специальность» и «Историю математики». «История математики» — это был совершенно потрясающий курс, особенно на фоне лживой и засушенной советской истории. Например, Виктор Константинович говорил: «Вы ведь знаете теорему Виета?». Естественно. «А кто такой Виет? Когда и где он жил?». И дальше начиналось: Варфоломеевская ночь, Франция XVI века, а «Три мушкетера» — это до или после? А Шекспир — это до или после? (Правильный ответ, что они с Виетом современники). Теорема попадала в культурно-исторический контекст и становилась чем-то более человеческим. Кроме того, было множество личных историй. Кеплер в качестве адвоката защищает на суде собственную мать, которую обвиняют в колдовстве — ей грозит сожжение на костре. Понселе попадает в 1812 году в русский плен, сидит в Саратове (тут, конечно, цитата «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов, Там будешь горе горевать») и там придумывает проективную геометрию и т. д. А на похороны Виктора Константиновича я попал случайно. Я уже окончил институт, но приехал на родной факультет купить книжки по матанализу для своих учеников из математического класса. Приехал и увидел портрет в траурной рамке, под которым написано, что отпевание завтра в таком-то храме. Прихожу на следующий день на отпевание, вижу многих своих преподавателей, а также совсем молодых ребят и девчонок — к тому времени в институте открылось дневное отделение. Все ревут. После отпевания священник говорит: «Виктора Константиновича я знаю давно, он был нашим постоянным прихожанином». И рассказывает, что он многих своих студентов привел к вере. А я, когда учился, понятия не имел, что мой любимый преподаватель — верующий человек. Второй замечательный преподаватель, который сильно на меня повлиял — Герман Григорьевич Левитас. Он читал нам методику преподавания. На первом же занятии он сказал: «Если вы пришли в класс и у вас все получается — вам нравится проводить уроки, дети вас слушают, и вы можете их научить, — никакая методика вам не нужна. А вот если не получается, я скажу, что надо делать».

http://pravmir.ru/uchitel-dmitrij-shnol-...

Вспомним и Оливера Кромвеля, великого исторического деятеля Англии, который, пытаясь покорить Ирландию, по подсчетам ирландских историков, уничтожил каждого седьмого ирландца. Вспомним также Екатерину Медичи, при которой было уничтожено в одну только Варфоломеевскую ночь до 30000 гугенотов. Однако этого всего Запад не замечает. Да и в наше время, цинично раздувая ужасы депортации Сталиным народов Кавказа, вывезенные миллионы рабов из Северной Африки при колонизации этих земель, видимо, считаются Западом путешествием по туристической путевке. Говорить о вырезанных миллионах индейцев, коренных жителях Северной Америки, при ее колонизации европейцами говорить вообще не приходится. Как тут не вспомнить слова Сергея Тимофеевича Аксакова: «Если поднимается свист и гам по поводу властолюбия и завоевательной похоти России, знайте, что какая-либо западноевропейская держава готовит бессовестнейший захват чьей-либо чужой земли». Кульминацией русофобских воззрений будет являться работа барона Астольфа де Кюстина «Россия в 1839 году», изданная в 1843 году и переведенная на английский, немецкий, датский, итальянский, русский и другие языки. Эта книга станет эталоном русофобии, на которые будут ссылаться в дальнейшем многие западные политики. В своей книге де Кюстин пишет: «Беспорядочные и непомерные амбиции, какие могут прорасти только в душе угнетенных и питаться несчастьем целой нации, бурлят в сердцах русского народа. Эта нация по существу захватническая: она в своем униженном положении лелеет надежду распространить господство на других; размышления о славе и грядущем богатстве отвлекают ее от испытываемого позора, и, чтобы отмыться от кощунственной жертвы в виде публичной и личной свободы, раб, стоя на коленях, мечтает о мировом господстве».Де Кюстин абсолютно убежден, что обращение России в католичество сможет насадить царской империи «европейскую цивилизацию». К этой теме будут вновь и вновь обращаться русофобы всех мастей вразные исторические периоды. Эта книга детально разработана, прокомментирована и неоднократно переиздана, и спустя 150 лет является крупнейшим памятником русофобской литературы».

http://ruskline.ru/analitika/2017/05/30/...

Так или близко к тому, помнится, я преподал присутствующим своё священническое напутствие. Результат, по-видимо­му, был благоприятен, потому что впоследствии мы со Златой Константиновной стали друзьями. Беседа наша была непринуждённой, и у меня даже появилась возможность оценить ум и обаяние хозяйки, содержательность и глубину которых только подчёркивала и усиливала неподдельная грусть. Все проявления человеческой деятельности непременно стоят либо под знаком добра, либо под знаком зла, нравственно безразличных поступков нет. Прекрасно знал об этом ещё античный мир, лаконично выразивший это в словах: non progredi est regredi. В вольном переводе это можно передать так: если не совершенствуешься, то не на достигнутом остановишься, а непременно будешь деградировать. Ныне сущностный вектор совершенствования забыт, а если и прилагаются нравственные критерии, то разве что к поступкам, да ещё к словам, мысли же и желания по современным понятиям не имеют нравственной значимости. Такой вот нравственный обскурантизм… Постоянный упрёк, выражаемый ныне русскому человеку, — это отсутствие культуры. Упрёк, к сожалению, далеко не огульный. Правда, если его всерьёз обсуждать, то следует напомнить, что революция только тем и занималась, что послойно уничтожала офицеров, интеллигенцию, духовенство, грамотное и трудолюбивое крестьянство, то есть лучших, взамен же внедряла только грамотность да естественные науки. Неудивительно, что колоссальный духовный потенциал России, накопленный тысячелетием, весь был вырезан вместе с его носителями, причём как в образованном слое, так и в крестьянстве. Неудивительно, что пережив такую варфоломеевскую ночь, ныне мы испытываем нравственный упадок. Нашу глупость и пороки выставляют нам же на показ и на потеху с тем, чтобы мы иначе о себе и мыслить не могли. А мы и действительно не даём себе труда даже узнать причину, почему народ-богоносец превратился в варваров и богоборцев. На панихиду сорокового дня по Александру Яшину собрались дети и ближайшие подруги Златы Константиновны, среди них — Мария Вениаминовна Юдина, знаменитая пианистка; другие имена, к сожалению, теперь не помню. Понимая, что в таком обществе я нахожусь впервые, Злата Константиновна, невзирая на боль утраты любимого супруга, не оставляла меня своим вниманием. Забота была ненавязчивой, незаметной, естественной, потому что это было ей присуще.

http://pravmir.ru/russkie-zhenshhinyi-ve...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010