Не говоря уже о сложностях практического воплощения этого замысла, нужно сказать, что при таком варианте развития событий Русь стала бы ареной жестокой борьбы между католическим Западом и Ордой со вполне предсказуемыми последствиями. Александр Невский был прекрасно осведомлён об опыте подобных союзов и крестовых походов на примере Византийской империи. В 1204 году во время Четвёртого похода крестоносцы вмешались во внутренние распри в Константинополе, захватили город и власть в Византии, разграбив православные храмы, в том числе и Святую Софию. (От власти крестоносцев удалось освободиться лишь в 1261 году.) На первое письмо Александр Невский не ответил, а на второе, возвратившись из Орды, дал решительный отказ, посовещавшись с представителями правящей верхушки и духовенства Руси. По некоторым данным, отравление отца Невского, князя Ярослава Всеволодовича, в 1246 году в Орде за год до описываемых событий могло быть связано именно с активностью Рима склонить Ярослава к приёму католичества и совместному выступлению против монголов. Европа была серьёзно напугана нашествием Батыя. Вопреки укоренившейся в Европе исторической версии, монголы вовсе не были обессилены при выходе к побережью Адриатического моря. Батый повернул назад не потому, что боялся сражения с европейскими армиями, а по совершенно иной причине. В это время неожиданно умер великий хан, и Батый решил поспешить назад: дела по разделу огромной империи, и в том числе закрепление за Батыем права управления покорённой Русью, были для монгольского хана куда более важными, нежели продолжение завоевания Европы. Как это ни покажется странным многим нашим любителям ставить Европу в центр мироздания, для Батыя она была просто далекой периферией. Недооценка этого факта вызвана тем, что мы до сих пор, к сожалению, уделяем куда большее внимание истории Англии и Франции и различным малозначимым для русской истории событиям вроде Варфоломеевской ночи и борьбы Алой и Белой Роз, игнорируя намного более важную для России историю взаимоотношений Руси и Орды, события в государствах Чингизидов, в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЮПЛЕССИ-МОРНЕ [франц. Duplessis-Mornay; сеньор дю Плесси-Марли; франц. du Plessis-Marly] Филипп (5.11.1549, замок Бюи, совр. деп. Валь-д " Уаз - 11.11.1623, замок Ла-Форе-сюр-Севр, совр. деп. Дё-Севр), франц. протестант. богослов, публицист, политический деятель. После смерти отца, рьяного католика Жака де Морне, сеньора де Бюи, семья Д.-М. перешла в кальвинизм. Учился в Париже, в коллеже Лизьё, в 1565 г. изучал право в Гейдельбергском ун-те, в 1566 г.- древнеевр. язык в Падуе. В 1567 г. поступил на службу к принцу Конде, одному из предводителей гугенотов во Франции. Получив ранение во 2-й из религиозных войн во Франции , покинул военную службу и с образовательными целями совершил путешествие по Европе (1568-1572). По возвращении во Францию был среди доверенных лиц адмирала Г. Колиньи . Спасшись во время Варфоломеевской ночи , Д.-М. был вынужден уехать в Англию. В 1573 г. вновь вернулся во Францию, примкнул к партии «недовольных», возглавляемых Франциском, герц. Алансонским, братом франц. кор. Карла IX . В 1574 г. участвовал в неудачной попытке освобождения Франциска Алансонского и Генриха Наваррского (впосл. кор. Генрих IV ), фактически находившихся на положении пленников при королевском дворе; помог Генриху Конде бежать в Германию. Сам Д.-М. был захвачен в плен герц. Гизом, однако впосл. освобожден. Бежал в Седан (этот город оставался в руках гугенотов), в 1575 г. Д.-М. женился на Шарлотте Арбалест, вдове Жана де Па, гугенота, сражавшегося на стороне Колиньи. Жене он посвятил трактат «Excellent discours de la vie et de la mort» (Превосходное рассуждение о жизни и смерти, 1576). В сер. 70-х гг. XVI в. сблизился с Генрихом Наваррским. После того как тот возглавил лагерь гугенотов, Д.-М. был послан с дипломатической миссией в Англию. Там в 1578 г. он опубликовал «Traicté de l " Église, auquel sont disputées les principalles questions qui ont esté meuës sur ce point en nostre temps» (Трактат о Церкви, в котором рассмотрены вопросы, в наше время по этому поводу умалчиваемые), впосл.

http://pravenc.ru/text/180828.html

– В России, – начал он, – стандартные западные методы не всегда работают. Сплав мистицизма и пофигизма, предложенный уважаемыми западными коллегами (тут он отвесил в мою сторону прямо-таки издевательский поклон) не охватывают всей российской аудитории, а главное, они мало подходят для работы среди наших главных подопечных – христиан. Мелочные грешники, нехотя бредущие в ад по трясине глупой лжи и никчемного воровства – ни Врагу свечка, ни нам кочерга, с ними и возиться не интересно. Они сами делают за нас нашу работу. Но вот ревностные христиане… Да, тут он прав! Всякий, кто хоть раз лакомился фанатиком-кровопийцей, вовек не забудет манящего вкуса! Только в наши дни они в основном водятся на Ближнем Востоке, а тамошние бесы слишком неохотно делятся лакомствами с западными коллегами. – Мы, – продолжил Буквогрыз, – хотим найти подходящую замену фанатикам былых времен. Я называю этот вид «виртуальными инквизиторами». Да, наши дни невозможны Варфоломеевские ночи, но зато мысли и слова распространяются со скоростью света, а для нас такая среда питательна, как бульон для бактерий. Тут даже не нужно изобретать новых религий (ну да, как же, подумал я, это вам просто не под силу), тут достаточно правильно подать старые. Как известно, знание – сила, а полузнание – страшная сила. Мы заставим их отстаивать чистоту и правильность своей веры – так, чтобы было как можно больше чистоты и правильности, и как можно меньше самой веры, а главное – ни капли любви. Пусть они не ищут защиты у Врага, но защищают Самого Врага от конкурентов, яростно и слепо отстаивая свое собственное понимание Врага и Его Церкви. С каждой словесной баталией, неважно, выигранной или проигранной, их человеческое представление о Враге будет все площе и примитивнее, оно будет все надежнее вытеснять из их душ подлинный образ Врага. Пусть они настаивают на безукоризненном исполнении избранных правил, путая средство с целью, чтобы все силы и время у них уходили на строительство стены, отгораживающей их от внешнего мира, чтобы некогда было им взглянуть на свой внутренний мир. Пусть они жадно впиваются в несколько строк библейского текста и забывают не только об остальных страницах Книги Врага, но и о Том, к Кому могла бы привести их эта Книга.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-balabol...

Страшные картины оккупированного центра, избиения и захвата кого попало на улицах, я бы сказала, слишком, кинематографически эффектны. Но не менее эффектен был абсолютно пустой город, по которому катил кортеж новоизбранного президента в 2012 году. Такого мир не видел. Мы все в том же фильме. Абсолютная неподсудность власти, ее запредельная вооруженность и готовность к самым жестоким действиям против «внутреннего врага». На стороне населения — полное бесправие и безоружность, полное отсутствие представительства во власти. Простое, открытое насилие против безоружных людей, напоминающее страшные эпизоды истории, знаменитые «ночи» вроде Варфоломеевской. Других отношений — кроме хронического террора — впредь не предполагается.  Будете вести себя смирно — будете жить дома и работать на своих работах. Если нет — смотрите. «Вести себя смирно» включает в себя все больше условий. Регламентируется (с уголовной ответственностью) даже изучение истории. Возвращение Алексея Навального переменило привычные правила игры, которые считались единственными: оппозиционеры и неугодные люди ни о чем другом, как покинуть страну, не помышляли. Я думаю, это сильный сдвиг и у него будут последствия. В любом случае, после событий последних недель и особенно вчерашних все становится совершенно ясно. «Гибридность» режима, о которой привыкли говорить, слетела, как маска, и налицо военная диктатура. Вопрос только в том, сколько может удерживаться власть, у которой в ресурсе только устрашение и жестокость. Все сравнения нынешнего положения с революцией 1917 года вызывают у меня глубокое несогласие. Речь идет не о смене строя правления, каким была монархия, а всего лишь о правильном функционировании избирательной системы, которую формально у нас никто не отменил. «Мы попали в отвратительные времена, о которых читали в книгах» Ирина Лукьянова, журналист и учитель: Ирина Лукьянова — Чувствую жуткую смесь тошноты и ярости. Когда ты смотришь, как на улице хватают людей, когда среди тех, кого схватили, оказываются твои знакомые. 

http://pravmir.ru/toska-opustoshenie-gru...

Для XVI века поддержка вероисповедных споров силой оружия - обычное дело. Европа в ту пору кипела конфессиональными спорами, их вели то с помощью цитат из Библии, то с помощью артиллерийской пальбы. До Варфоломеевской ночи оставалось всего шесть лет. Российский «крестовый поход» на Полоцк отнюдь не является исключением. Это часть религиозных войн того времени. Западные соседи России, ведя натиск на восток, вели себя примерно так же. Но, глядя на происходившее 450 лет назад, невозможно отделаться от неприятной мысли. Да, «Полоцкое взятие» - большой успех русского оружия и питает патриотические чувства. Да, там были восстановлены позиции Православия. Но после того, как в город вошли полки Ивана IV, все остальные конфессиональные общины там были, пользуясь современной терминологией, «зачищены». Не осталось ни католиков, ни протестантов, ни иудейской общины. Несогласных отправили в проруби, под лед, или же угнали в Москву. А добытое одной голою силой прочным не бывает. И результат у всех этих действий вышел скверный. Через 16 лет, когда польский король Стефан Баторий примется осаждать Полоцк, среди местного населения у него найдутся помощники. Очевидно, суровость мер, принятых в 1563 году, настроила их на оппозиционный лад в отношении русских властей... Город пал. И в состав России он войдет лишь в далеком XVIII веке. Так стоило ли так свирепствовать при взятии Полоцка? Опыт большой крови, пролитой в конфессиональных столкновениях, которым Европа XVI века щедро «поделилась» с Московским государством, ничего доброго не принес. Вот уж чему у Европы учиться не стоило... Автор: ВОЛОДИХИН Дмитрий Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Благотворительное Общество управляется нашим орденом. Пропускаю пункт 12-ый, т. к. он для нас лишён интереса. § 13. Четыре проповеднические, церковные кафедры заняты членами нашего ордена. § 14. Варфоломеевский институт для молодых священников скоро поступит в наше ведение. Для этого приняты все меры и есть надежда на осуществление. Через этот институт мы будем поставлять священников на всю Баварию. § 15. Тоже самое надеемся осуществить и в других духовных Академиях. § 16. Надеемся получить в наше управление всё иезуитское имущество. (Папа Климент XIV уничтожил орден Иезуитов в 1773 году). Засим перечисляются все бывшие доходные статьи иезуитов и добавляется: «Об этом деле Большие иллюминаты (т. е. Шотландские послушники) уже имели шесть заседаний и некоторые из них провели целые ночи без сна». Ужели все это нам ничего не напоминает? Параграф 8-ой, например? В июле 1782 года, в городке Вильгельмсбаде, недалеко от Франкфурта на Майне, открылся под председательством герцога Фердинанда Брауншвейгского ныне знаменитый в истории масонства Вильгельмсбадский конвент. На этот конвент съехались не только делегаты от европейских лож, но и от американских и азиатских. На нём должны были решить сообща 14 вопросов, ещё заранее разосланных ложам всего мира 30 . Из этих вопросов, для нас интересны только два. 1. Существуют ли у ордена франк масонов особенные тайные начальники? 2. Принять ли для ордена две цели: всенародную и тайную и как определить их? Эти два пункта нам подтверждают всё те же две истины: 1) что у масонов есть тайное начальство, которое мало кому из братьев известно, но которое всё же существует, и 2) что цели ордена, в общем, преступны, иначе не было бы никаких причин их так тщательно скрывать. Как разрешили на Вильгельмсбадском конвенте эти два вопроса, по отношению к первому, конечно, осталось для непосвящённых непроницаемой тайной. Решение второго, в особенности по отношению к «тайной цели», не составляет секрета, т. к. масонство, как было, так и осталось, тайным обществом.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/nochnye-...

3-я религ. война завершилась победой католиков. После подписания мирного договора в Сен-Жермен-ан-Ле (8 авг. 1570) в результате долгих переговоров было решено скрепить мир союзом католич. принцессы Маргариты Валуа, сестры короля Франции, и протестант. принца Г. Мать Г., строгая кальвинистка, резко осуждавшая франц. двор и его нравы, была против этой свадьбы, опасаясь, что впосл. сын вынужден будет отречься от протестант. веры. После оказанного на нее давления со стороны Екатерины Медичи и Колиньи Жанна дала согласие на брак сына и в нач. февр. 1572 г. прибыла в Париж. Проболев нек-рое время, она умерла (9 июня), а 8 июля того же года в Париж прибыл Г. в сопровождении лидеров гугенотской оппозиции. 18 авг. 1572 г. состоялась свадьба, на к-рую так и не было получено офиц. разрешения папы Римского Григория XIII (по приказу Екатерины Медичи было сфабриковано подложное письмо папы, офиц. разрешение было получено только 27 окт. 1572). Венчание проводил кард. Карл Бурбон, дядя Г. и единственный католик в семье, по специальному церемониалу: невеста-католичка венчалась одна в соборе Парижской Богоматери, а гугенот Г. ожидал снаружи. В ночь с 23 на 24 авг. в Париже началось избиение гугенотов, к-рое получило название Варфоломеевской ночи . Были убиты тысячи протестантов, собравшихся на свадьбу, в т. ч. и свита Г., разместившаяся в королевском дворце - Лувре. Г. спасли отречение от кальвинист. веры и переход в католичество (26 сент. 1572). В течение 3 лет он был вынужден оставаться при франц. дворе и даже участвовать в экспедиции против гугенотов (осада Ла-Рошели в 1572-1573). В нач. февр. 1576 г. во время королевской охоты Г. удалось бежать, после неск. месяцев колебаний он публично отрекся от католич. веры (13 июня). Вернувшись в свои владения, Г., к тому времени уже король Наваррский, старался проводить уравновешенную политику, сочетая выполнение своих обязанностей как правителя Гиени, представлявшего интересы франц. короля в этом регионе, с уважением прав своих подданных, исповедовавших кальвинизм. Несмотря на разногласия и военные действия, отношения между королевскими дворами, видимо, не были окончательно прерваны. В 1578 г. ко двору короля Наваррского прибыла королева-мать, к-рая привезла проживавшую до этого времени в Париже жену Г. Маргариту. Екатерина Медичи ок. 18 месяцев гостила у зятя, стремясь в ходе организованных ею переговоров, диспутов и балов убедить предводителей гугенотской оппозиции отказаться от сепаратистских устремлений.

http://pravenc.ru/text/162135.html

Валерий 8 июля 2009, 14:28 Весьма согласен с тем, что в этих комментариях невозможно отобразить и малейшуюю толику своих мыслей и чувств, тем более, что озвученная мысль есть ее искажение. И тем не менее буду очень краток - кто поймет мои мысли и чувства, хорошо, кто нет и тому благодарность! Итак: 1.Главный посыл - православие,как истинная вера ( на мой взгляд) должна всепоглощающе основываться на слове Божием!!!Никакие человеческие измышления, додумывания, домысливания не допустимы. Если действия или высказывания отдельных духовных лиц или же сообщества лиц противоречат букве и духу святого Евангелия и Библии в целом, то таковые должны быть отвергнуты, ибо ничей (человеческий)авторитет не может быть препятствием слову Божию! 2. Сознательное преступление - действие, ведущее к осознанному искажению заповедей Божиих, остается преступлением,в какие одежды ни рядилось бы и какими бы целями не прикрывалось.Имею ввиду здесь не только возврат беглых монахов (хотя и это тоже),но и гораздо более страшные преступления против личности, как насильственный постриг, оскопление детей (кастраты-певцы) в средевековом католичестве, " варфоломеевские ночи " , казни " святой " инквизиции без пролития крови,продажа индульгенций в католичестве, итак далее, итак далее.Я думаю,что публичное покаяние церкви в причастности ее членов к подобным изуверствам в прошлом, ждет человечество,и будет ждать, ибо , что бы двигаться дальше необходимо очищение от грехов, столь нечеловеческих! Это мое мнение. 3.Добрая воля человека, основанная на любви, призыве и благодати Божиих и животный страх о неминуемых карах, " если... " - никак не одно и тоже! Вспомните " ...сыне дай Мне твое сердце... " 4.Не может быть никакой человеческой категоричности (на мой взгляд)в вопросе - кто спасется, а кто нет! Кто исследовал и доподлинно знает Замысел Божий? Бог " хочет чтобы все спаслись " и кто-то найдется Ему в этом препятствовать??? В этом вопросе как ни в каком другом и проявляется наша человеческая поврежденность грехом - " меня,меня, Господи, спаси, а они, грешники, пусть идут в ад. Они же не следуют Твоим заповедям " . Именно эта мысль читается из под строк наиболее аскетичных и ревностных " христиан " . Я, грешный, думаю - а чем мы при такой постановке вопроса отличаемся от тех иудеев, что кричали в своем безумии " ... распни, распни Его.. " ? Вот тогда и возникает вопрос, а есть ли у нас вообще вера? Вера - ради спасения только своей " шкуры " -души? Считаю, что любой назвавшийся христианином (а тем более монах) в первую очередь должен слезно! молить Господа о помиловании всех,о прощении всех, о спасении всех! Да-да, именно о спасении всех людей от сотворения мира - как бессмертное творение Божие, как носителей образа Божиего, как братьев во Христе! И не наше дело додумывать как это произойдет. Неужели кому-то будет уютно в раю, зная, что его брат томится в аду? Да избавит от этого милосердный Господь! (см. писания великого подвижника, преподобного Исаака Сирина).

http://pravoslavie.ru/31019.html

Следует также упомянуть статью В. П. Мещерского, посвященную»подвигам»архиепископа Никона на Афоне. Разгром афонских имяславцев Мещерский сравнивает с»варфоломеевской ночью»: Должен признаться, что, чем глубже я вдумываюсь в эпизод военной экзекуции с архиепископом Никоном во главе, предпринятой будто бы по повелению Св. Синода в Афонском монастыре на чужой земле, подчиненном Константинопольскому Патриархату, — тем страшнее мне представляется это небывалое в истории мира событие как страшная угроза, вещающая всей России, что, если возможен был факт, то значит, мы, пожалуй, не очень далеки от подобия Варфоломеевской ночи. С этой точки зрения, афонское событие представляется какимто ужасным кошмаром, духовно давящим всякого, кто любит и чтит свою православную Церковь. В этом событии столько поражающего прежде всего неуважением к православной Церкви, затем, какоюто беспредельною необдуманностью, какимто отданием посланного Св. Синодом высшего иерарха нашей Церкви всецело порыву ненависти, охватившей все его существо, какимто непостижимым нарушением основных принципов и международного права, и церковного права, что, повторяю, прямо становится страшно. Взирая на этот воинственный приступ Святейшего Синода, с точки зрения международного права, очевидно, нельзя пренебрегать его важностью, как угрожающего прецедента, и оправдать соображением, что архиепископ Никон пошел на монахов Афонской горы так храбро потому, что эта обитель на земле государства, в данную минуту бессильного, и потому, что нарушил каноническое право константинопольского патриархата, тоже бессильного Носители на груди креста, а в сердце злобы осуждения на брата, напоминают наших политических сыщиков, которые наивно удивляются, что, чем более они действуют с неукротимой ненавистью, требуя за нее награды, тем более они творят ненавидящих, и тем бессильнее их работа   . В ноябре 1913 года с критикой в адрес Синода выступил М. А. Новоселов   . Свою статью он посвятил разбору Послания Синода от 18 мая 1913 года.«Не становясь на сторону того или иного учения», Новоселов высказывал мысль о том, что в своем Послании Синод принимает на себя»безусловно превышающую его полномочия задачу авторитетного введения нового догматического определения».«Новшество», которое вводит Синод, по мнению Новоселова,«искажает православие в духе папизма», ибо по православному учению хранителем истины является народ Божий, а не церковное руководство.«Наше церковное сознание не позволяет нам признать определение Синода имеющим догматическую обязательность», — заключает Новоселов   .

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Следует также упомянуть статью В. П. Мещерского, посвященную»подвигам»архиепископа Никона на Афоне. Разгром афонских имяславцев Мещерский сравнивает с»варфоломеевской ночью»: Должен признаться, что, чем глубже я вдумываюсь в эпизод военной экзекуции с архиепископом Никоном во главе, предпринятой будто бы по повелению Св. Синода в Афонском монастыре на чужой земле, подчиненном Константинопольскому Патриархату, — тем страшнее мне представляется это небывалое в истории мира событие как страшная угроза, вещающая всей России, что, если возможен был факт, то значит, мы, пожалуй, не очень далеки от подобия Варфоломеевской ночи. С этой точки зрения, афонское событие представляется каким-то ужасным кошмаром, духовно давящим всякого, кто любит и чтит свою православную Церковь. В этом событии столько поражающего прежде всего неуважением к православной Церкви, затем, какою-то беспредельною необдуманностью, каким-то отданием посланного Св. Синодом высшего иерарха нашей Церкви всецело порыву ненависти, охватившей все его существо, каким-то непостижимым нарушением основных принципов и международного права, и церковного права, что, повторяю, прямо становится страшно. Взирая на этот воинственный приступ Святейшего Синода, с точки зрения международного права, очевидно, нельзя пренебрегать его важностью, как угрожающего прецедента, и оправдать соображением, что архиепископ Никон пошел на монахов Афонской горы так храбро потому, что эта обитель на земле государства, в данную минуту бессильного, и потому, что нарушил каноническое право константинопольского патриархата, тоже бессильного Носители на груди креста, а в сердце злобы осуждения на брата, напоминают наших политических сыщиков, которые наивно удивляются, что, чем более они действуют с неукротимой ненавистью, требуя за нее награды, тем более они творят ненавидящих, и тем бессильнее их работа   . В ноябре 1913 года с критикой в адрес Синода выступил М. А. Новоселов   . Свою статью он посвятил разбору Послания Синода от 18 мая 1913 года.«Не становясь на сторону того или иного учения», Новоселов высказывал мысль о том, что в своем Послании Синод принимает на себя»безусловно превышающую его полномочия задачу авторитетного введения нового догматического определения».«Новшество», которое вводит Синод, по мнению Новоселова,«искажает православие в духе папизма», ибо по православному учению хранителем истины является народ Божий, а не церковное руководство.«Наше церковное сознание не позволяет нам признать определение Синода имеющим догматическую обязательность», — заключает Новоселов   .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010