Боден не имеет ничего общего с утопистами: он везде стоит на реальной почве, даже и философскому размышлению одному не доверяет, а изучает историю и, кроме того, занят вопросом о влиянии климата, почвы, вообще физической природы на жизнь народов и государств, так что в этом последнем отношении он был предшественником Монтескье. Но, конечно, тут нужно ценить больше хорошее намерение, чем исполиение: в массе исторического материала он не может разобраться и многое из истории рассказывает неверно. Реформационное движение XVI в., без сомнения, немало повлияло на ход мысли Бодена, но не в том смысле, чтобы Боден заимствовал какие-либо идеи у реформаторов, а в том, что религиозные смуты, вместе с остатками непокорного феодализма, потрясавшие государство и закончившиеся тра- гедией варфоломеевской ночи, заставили его искать спасения в сильной власти и отстаивать свободу совести не в узкопартийном смысле (свобода для себя и принуждение для других), а в смысле свободы от всякого положительного церковного догмата и от всякого конфессионального церковного авторитета. Сочинение Бодена: „Шесть книг о государстве”, явилось в 1577 г. на французском языке; несколько позднее, для того чтобы сделать его доступным для других народов, Боден перевел его на латинский язык. Он упрекает древних философов за то, что они не включили в понятие государства таких существенных признаков, как соединение семейств, общая собственность (т. е. государственная собственность, в отличие от частной собственности отдельных лиц) и верховная власть. Государство составляется, по учению Бодена, не из индивидов, а из семейств. Каждое семейство есть благоустроенное общество, состоящее под властью отца семейства; другими словами это – римская familia с patria potestas. Каким образом, однако, из множества семейств возникает государство, этот вопрос не разъясняется. Различая общую собственность от частной, Боден имеет в виду феодальный строй, которого он не может выносить, и в котором именно не различалось частное от публичного, так что даже само государство рассматривалось, как частная собственность (patrimonium).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Так было в разгар солдатскаго мятежа 79 . Конечно, были насилия, были убийства и в Петербурге Но могут ли отдельные эксцессы свидетельствовать о специфической атмосфере убийств, которая создалась в первые дни революции? Общий колорит эпохи настолько очевиден и ясен, что испытываешь некоторое чувство неловкости за озлобление мемуариста, который в своих личных переживаниях стремится изобразить перед потомством действительность в сугубо мрачных тонах. Он возводит клевету на тогдашнюю современность – она была очень далека от фанатичной проповеди своего рода «варфоломеевской ночи». Трудно случайной статистикой что-либо доказать. В свое время в статистическом отделе петербургская комитета союза городов был составлен список «пострадавших» в дни февральско-мартовской революции. Данныя тогда же были опубликовали в газетах с указанием, что они были собраны студенческой организацией союза. Основанием для составления списка послужили сведения, доставленныя из больниц и лазаретов. Немало пострадавших в такую регистрацию, понятно, не было включено. Ген. Мартынов, пользовавшийся архивным материалом Чр. Сл. Ком., куда эти данныя были представлены, приводит Цифру 1.315 пострадавших (убитых и раненых) 80 . Распределяется это число так: офицеров 53, солдат 602, чинов полиции 73, граждан обоего пола 587. Сколько среди них было убитых, мы не знаем. Число «жертв революции» (их было по официальной статистике 181), торжественно похороненных 23 марта на Марсовом поле, ничего не говорит, ибо это была революционная демонстрация, мало считавшаяся с реальностью 81 . Запись Гиппиус 7 марта, говорящая об «уродливом» копании могил для «гражданскаго там хоронения собранных трупов, державшихся в ожидании», повидимому, не очень далека от действительности 82 . Сколько среди этого неизвестнаго количества убитых погибло от шальной «революционной» пули в дни безсмысленной уличной перестрелки, носившей или демонстративный характер, или вызванной паникой, неумением обращаться с оружием, а нередко служившей забавой подростков? Мы этого никогда не узнаем. Шкловский, непосредственный участник революционных действий, убежден, что большинство погибших надо отнести к числу случайных жертв. Конечно, восприятия современников были крайне субъективны, – напр., ген. Селиванов на фронте заносил в дневник со слов письма от «Тамуси»: «в газетах не было 1/8 того, что было на деле. Ужасно! Вот вам и свобода печати и слова».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Примерно на таких же прагматическо-позитивистских принципах строил свою правовую систему и Гитлер — национал-социалист и неоязычник. Когда один английский журналист спросил его, верен ли слух о ближайшей резне нацистами их политических противников, Гитлер насмешливо ответил: «Я не нуждаюсь в Варфоломеевской ночи. У меня есть народные суды, которые законно привлекут к уголовной ответственности всех моих врагов и законно их осудят». Мир западных демократий по сути дела не так уж далеко ушел от социализма и национал-социализма как по принципиальности в соблюдении прав человека, так и в сугубо позитивистском, прагматическом отношении к ним. В двадцатые-тридцатые годы Англия, Франция, Германия и особенно США своим молчанием и щедрой финансовой помощью СССР практически соучаствовали в вопиющем попрании прав человека в России. Знатные западные правдолюбцы и правозащитники вроде Бернарда Шоу и Лиона Фейхтвангера посещали Москву и в 1933, и в 1937 гг. и умудрялись не замечать ни искусственного голода, ни чудовищного террора. Попытки чудом вырвавшихся эмигрантов рассказать правду о коммунистическом геноциде оставались гласом вопиющего в пустыне, пока после 1948 года не изменилась политическая конъюнктура. Во время Второй мировой войны англичане и американцы, не колеблясь, нарушали Гаагскую конвенцию, если это соответствовало их военным и политическим видам: ковровые бомбежки немецких городов с гибелью сотен тысяч мирного населения (например, Дрезден, март 1945 г. — 100000 человек) и, особенно, атомная бомбардировка мирных японских городов Хиросимы и Нагасаки — лишнее тому свидетельство. Как говорил Трумэн перед бомбежкой Хиросимы: «Если бомба взорвется, у меня будет хорошая дубина против русских парней». По свидетельству Солженицына, «в английских зонах для " перемещенных лиц " создавались и лагеря, пожалуй, не уступающие гитлеровским». Не говорим уже об обширной помощи Запада национал-социалистическому революционеру Гитлеру в тридцатые годы, несмотря на концлагеря и еврейские погромы, а также об укрытии сотен (а может и тысяч) нацистских преступников, несмотря на все их преступления против человечества.

http://bogoslov.ru/article/496896

После знаменитой резни Варфоломеевской ночи количество французских переселенцев в Англию стало особенно значительным и в их числе было не мало представителей знатных аристократических фамилий. По этому поводу французский король обратился к Елизавете с требованием, чтобы она не дозволяла им, как мятежникам, оставаться в Англии и предписала возвратить их снова на родину. Приютившая эмигрантов королева сочла своим долгом и защитить их; она отвечала королю Франции, что ни в чем не видит, чтобы они были мятежниками; но при убийствах, распространившихся по всей Франции, естественно, что гонимые ищут спасения жизни своей в бегстве. 186 Давая у себя приют беглецам, Елизавета старалась, по возможности, облегчить участь и тех, которые оставались на родине; она не раз делала попытки воспользоваться своим политическим влиянием, чтобы смягчить фанатическое ожесточение католических правителей и добиться хотя некоторых смягчений в пользу гонимых протестантов. Чрез своих посланников в Париже, как, например, Норриса, или чрез особых уполномоченных, как, например, в 1570 году чрез Уольсингэма, она неоднократно обращалась к французскому правительству с настойчивыми представлениями в том смысле, чтобы гугенотам дарована была некоторая доля религиозной свободы и тем положен был предел кровавой усобице. 187 В том же направлении выступала она посредницей между враждующими сторонами и в Нидерландах. Так было, например, в 1575 году, когда она приняла на себя ходатайство о примирении возмутившихся штатов с Филиппом; она убеждала короля Испании, что штаты готовы возвратиться к повиновению своему государю, если только им дана будет религиозная терпимость. 188 При царившем тогда повсюду фанатическом возбуждении, миролюбивое вмешательство Елизаветы не приводило, конечно, ни к чему. Ожесточенная борьба продолжалась везде с постоянно возраставшей силой, а потому если королева Англии хотела постоять за дело протестантизма, ей необходимо было прибегнуть к более энергическим мерам, от которых она и не уклонялась. В ответ на мольбы протестантов о помощи Елизавета очень часто посылала им значительные денежные суммы. Если несмотря на грозную силу католической партии, протестанты были все-таки в состоянии долго и упорно выдерживать борьбу, то в этом случае весьма немалое влияние оказало английское золото. Протестантские лорды Шотландии постоянно получали от Елизаветы денежную помощь; то графу Мёррею, то графу Ангусу английское казначейство выдавало тысячи по три фунтов стерлингов, а иногда королева посылала в Шотландию своего специального агента для раздачи денег ее приверженцам. 189 Нидерландским штатам Елизавета посылала то двадцать, то сорок тысяч фунтов, а в 1578 году вся армия Казимира, шедшая к ним на помощь, организована была на английские деньги. 190 Французские гугеноты также получали от Елизаветы нередко очень значительные суммы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Кровавый мрак фашизма Слово Святителя Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)   00:24 20.03.2014 522 Помните ли Вы, как плакал Св. пророк Иеремия над гибелью Иерусалима, как изливалась на землю печень его и перевертывалось сердце его? Страшно было горе, которое он оплакивал; и много, много еще было в истории человечества невыразимых страданий и горя; море слез пролили глаза человеческие в длинной цепи веков, перевитой мучениями, омоченной кровью, потоками крови, пролитой Чингиз-ханом и Батыем, Тамерланом, гуннами. Когда читали мы в истории об ужасах этих давних времен, об инквизиции и Варфоломеевской ночи, то содрогалось сердце наше, и думали мы с благодарением Богу: «Какая радость, что мы живем не в эти страшные времена, что глаза наши не видят этого невыносимого!»

http://ruskline.ru/analitika/2014/03/201...

Одним словом, у нас сам собой слагается такой общий взгляд на саддукеев: они составляли религиозно-политическую партию, образовавшуюся на почве чисто иудейской, но в то же время они не являлись сектой, т. е. каким-то замкнутым обществом (подобно, напр., ессеям). Постараемся обосновать такое воззрение на саддукеев и, вместе, разобрать некоторые противоположные ему взгляды с целью опровергнуть их. Для того чтобы яснее и раздельнее изложить свои доказательства, мы начнем с обоснования той мысли, что саддукеи составляли религиозно-политическую парию, а затем той мысли, что эта партия образовалась на чисто иудейской почве (причем вторая мысль будет естественно вытекать из первой). Религиозный элемент саддукейской парии выразился в некоторых догматических и обрядовых разностях, которыми саддукеи отличались от фарисеев (о чем передают нам поименованные нами выше источники). Политический же элемент этой партии проявился главным образом в той борьбе, которую она вела с фарисеями во время Асмонеев (о чем находим известие у Флавия). Если беспристрастно отнестись ко всем свидетельствам, какие мы имеем о саддукеях, то не останется, по нашему мнению, места для отрицания в саддукействе этих двух элементов. Весь вопрос может быть только в том, в каком отношении они стояли друг к другу: проявлялись ли они в равной степени, или нет? Если нет, то какой из них был сильнее, и какой – слабее, притом – который из них служил исходным началом для другого? История представляет нам немало примеров, когда религиозная рознь влекла за собой и рознь политическую. Достаточно указать хотя бы на протестантов и католиков и вспомнить о Варфоломеевской ночи и о Тридцатилетней войне. И на почве иудейской есть примеры того, как религиозная вражда переходила во вражду политическую: вспомним самарянский раскол и ту вражду иудеев с самарянами, которая нередко приводила тех и других к кровавым столкновениям, а при Иоанне Гиркане выразилась в открытой войне, окончившейся так несчастно для самарян. Во всех этих случаях исходным началом борьбы являлось различие в религиозных верованиях, а политическая рознь была только следствием этого различия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Arsenev/...

«Смерть соляной пошлине!» порождает «Да здравствует король!». Злодеи Варфоломеевской ночи, сентябристы 1792 года, авиньонские душегубы, убийцы Колиньи, убийцы госпожи де Ламбаль, убийцы Брюна, шайки сторонников Наполеона в Испании, зеленые лесные братья, термидорианцы, банды Жегю, кавалеры Нарукавной повязки – вот мятеж. Вандея – это огромный католический мятеж. Голос возмущенного права распознать нетрудно, но он не всегда исходит от потрясенных, взбудораженных, пришедших в движение масс; есть бессмысленное бешенство, есть треснувшие колокола, не во всяком набате звучит бронза. Колебание страстей и невежества – нечто иное, чем толчок прогресса. Восставайте, пусть, но только для того, чтобы расти! Укажите мне, куда вы идете. Восстание – это только движение вперед. Всякое другое возмущение вредно. Всякий яростный шаг назад есть мятеж; движение вспять – это насилие над человеческим родом. Восстание – это взрыв ярости, охватившей истину; уличные мостовые, взрытые восстанием, высекают искры права. Эти же мостовые предоставляют мятежу только свою грязь. Дантон против Людobuka XVI – это восстание; Гебер против Дантона – это мятеж. Отсюда следует, что если восстание, подобное упомянутым выше, может быть, как сказал Лафайет, самым священным долгом, то мятеж может быть самым роковым, преступным покушением. Существует и некоторое различие в степени накала; нередко восстание – вулкан, а мятеж – горящая солома. Бунт, мы уже отметили это, вспыхивает иной раз в недрах самой власти. Полиньяк – мятежник; Камилл Демулен – правитель. Порою восстание – это возрождение. Решение всех вопросов посредством всеобщего голосования – явление совершенно новое, поэтому каждая эпоха предшествовавшей нам истории, в течение четырех тысяч лет только и говорившей что о попранном праве и страдании народов, несла с собой свою, возможную для нее форму протеста. При цезарях не было восстания, зато был Ювенал. Facit indignatio заступает место Гракхов. При цезарях был сиенский изгнанник; был, кроме него, и человек, написавший «Анналы».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=132...

Они стали собираться на свои соборы и думать крепкую думу. Но ничего не могли придумать. У них не было в запасе ни учености, ни ораторских талантов, ни привлекательного культа, ни церемоний и процессий. До сего времени сила протестантов была в:    в психологической новизне моды;    в поощрительном покровительстве короля и в    конституционной возможности захвата власти в сенате.    В 1563 г. Сигизмунд Август отменил, по ходатайству протестантов, старое Городельское запрещение — занимать высшие должности не католикам. И в сенате (Раде) у протестантов получилось большинство. Но на сейме все-таки большинство оставалось за католиками. По смерти Сигизмунда Августа в 1572 г., при бездетности его, пришлось бороться за нового, удобного для протестантов короля. На конвокационном съезде в Варшаве (1573 г.) по вопросу, где и когда избирать короля, протестанты заявили, что они не будут избирать, пока не будет обеспечена свобода совести. Они вынудили внести это условие в текст присяги будущего короля. Между прочим, а числе кандидатов на польский престол на этот раз фигурировало и имя Ивана IV Грозного Московского. За него была значительная православная партия. Но эта кандидатура, при неизменности вероисповедания, была, конечно, на деле только выборным приемом для внесения в конституцию формулы свободы совести. Победила кандидатура брата французского короля. Это был Генрих Анжуйский, яркий католик и участник Варфоломеевской ночи. И все-таки и он должен был присягнуть (1574 г.) началу свободы совести. Акт этой присяги в дальнейших столетиях все время цитировался как опорный пункт всеми диссидентами Польши, при защите их религиозной свободы и их гражданского равенства.    Генрих через несколько месяцев покинул Польшу. Умер его брат, король Франции, и Генрих занял его место с именем Генриха III. На новых выборах выдвинулся в польские короли венгерский румын, воевода трансильванский Стефан Баторий (1574—1586 гг.). Выборные слухи представляли его протестантом. На самом деле он был католик, хотя и толерантного настроения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Но этого не получилось. Провокационный прием с письмами - классика жанра, хорошо известная сотрудникам органов спецпропаганды. Он широко используется и в агентурной работе. Письма за подписью авторитетных людей должны были стать визитной карточкой кандидата на пост лидера патриотического движения. Думается, что участь бывшего главы Союза Русского Народа Клыкова в тот период была уже предрешена. Близкие друзья Клыкова до сих пор не верят в его естественную смерть. Вопрос только в том, кто к ней причастен. Нельзя не понять и другой стороны фальшивой медали. Подписание Обращения 500 с надеждой на то, что оно поможет русскому народу в его национальных чаяниях, в конце концов, закончилось облегченным вздохом измученного бюрократическими мытарствами человека. Оказалось, что " победа " патриотов заключалась в том, что их Обращение не признали антисемитским. И никто не хочет осознать, что же произошло на самом деле. Кто же победил на самом деле? Кто же все это замыслил и осуществил? Что же готовится дальше? Один список патриотов - лучших людей России - таким способом уже был составлен. Теперь, возможно, перед Назаровым поставлена задача по подготовке еще одного списка, значительно большего. Говорят, что Назаров готовится собрать подписи под обращением о закрытии еврейских организаций с расчетом на не менее чем 50.000 подписантов. Неужели не ясно, что таким образом ставится заранее провокационная и невыполнимая при нынешнем политическом режиме задача? Неужели не понятно, что к планируемой Варфоломеевской ночи, как и к точечным ударам по наиболее активным патриотам, списки для жертвоприношения должны быть готовы заранее? Вся эта пасквильная писанина, окруженная шумовыми эффектами СМИ и цирковыми номерами хасидского раввина, и состоит в обслуживании планируемой политической интриги с трагическим концом. Патриотам пора бы и очнуться. Очевидно, что мало кто из них понимает: рецепты Миши Назарова взяты из талмуда, а сам он - его скоропортящийся продукт. О духовной нечистоплотности его прототипов можно справиться в книгах известных русских авторов дореволюционного периода, которых объединяет православный подход к т.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

– К вопросу о разных интерпретациях распада Югославии. Я был в Хорватии и был поражен тем, что отношение к русским совершенно братское. Обижаются, если, будучи русским, просишь воды на английском! Слышал там мнение, что именно сербы стали угрозой единству славянских народов. Мы привыкли к совершенно другой трактовке тех событий. Как оценивать прошлое — Ваш тезис «Нельзя использовать современную мораль при оценке событий другой эпохи». — Меня так учили. — А какой моралью надо пользоваться? – Алексей Константинович Леонтьев в своем лекционном курсе приводил в пример письмо Ивана Грозного по поводу Варфоломеевской ночи, общий смысл которого такой: «Что ж вы, ироды, делаете?!». Как это оценить? Даже события, которые происходили пятьдесят–шестьдесят лет назад оценивать с наших современных позиций неправильно. Но мы должны понять моральную оценку и нравственную позицию того времени.  Хотя основополагающие  принципы не меняются. Десять заповедей существуют уже больше двух тысячелетий.   — В 2017 году будет выставка к юбилею революции 1917 года. Тут сложно  избежать оценок. Особенно если учесть еще одну «юбилейную» дату – 1937 год. – Если сделать выставку, описывающую события с 1905 года, без которого не было бы и года семнадцатого – надо еще один музей открыть. Мы ведем сложную работу. Прежде всего необходимо показать революцию — со всеми ее противоречиями, со всеми ее ужасами. Попытаться ответить на вопрос, почему страна, развивавшаяся достаточно динамично, состояние которой даже во время войны было не столь бедственным, как, например, состояние Великобритании, Франции или Германии, — почему именно она вверглась в пучину вот этих социальных изменений? Что произошло? Почему такие прекрасные идеи привели не к свободе, равенству и братству, а к диктату и репрессиям? Если вы откроете Маркса, вы нигде не найдете, что необходимо создать ГУЛАГ. — Что расстреливать надо на Бутовском полигоне. — Где был расстрелян родной брат моего прадеда. Почему это произошло, в чем причина? Ответить на вопрос, почему такую ненависть вызвали те, за свободу и за благоденствие которых боролись — я имею в виду крестьянство? Миллионы русских крестьян, которые трудились и работали на земле, были от нее оторваны, многие уничтожены, многие – репрессированы, отправлены на Соловки, на Таймыр… И заметьте — яблони там сажали. А потом они еще выдержали всю огромную войну на себе. Величайшая трагедия и величайший подвиг русского народа, который сумел не только государство спасти, но и простить его.

http://pravmir.ru/aleksey-levyikin-budes...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010