Та же картина наблюдалась и в различных городах Крыма, в Севастополе, Ялте, Алуште, Симферополе, Феодосии. Об одной «Варфоломеевской ночи» в Евпатории говорит дело 56. В Евпатории красные войска появились 14 января. Начались массовые аресты офицеров, лиц зажиточного класса и тех, на кого указывали, как на контрреволюционеров. За 3–4 дня было в маленьком городе арестовано свыше 800 человек. «Казни происходили так: лиц, приговоренных к расстрелу, выводили на верхнюю палубу и там, после издевательств, пристреливали, a затем бросали за борт в воду». (Казни происходили на судне «Румыния»). «Бросали массами и живых, но в этом случае жертве отводили назад руки и связывали их веревками у локтей и у кистей, помимо этого связывали и ноги в нескольких местах, а иногда оттягивали голову за шею веревками назад и привязывали к уже перевязанным рукам и ногам. К ногам привязывались «колесники». «Все арестованные офицера (всего 46) со связанными руками были выстроены на борту транспорта» добавляет другой повествователь 185 «один из матросов ногой сбрасывал их в море, где они утонули. Эта зверская расправа была видна с берега, там стояли родственники, дети, жены... Все это плакало, кричало, молило, но матросы только смеялись. Ужаснее всех погиб шт. ротм. Новацкий, которого матросы считали душой восстания в Евпатории. Его, уже сильно раненого, привели в чувство, перевязали и тогда бросили в топку транспорта». Казни происходили и на транспорте «Трувор», причем, по словам очевидца, следующим образом: перед казнью, по распоряжению судебной комиссии, к открытому люку подходили матросы и по фамилии вызывали на палубу жертву. Вызванного под конвоем проводили через всю палубу мимо целого ряда вооруженных красноармейцев и вели на так называемое «лобное место» (место казни). Тут жертву окружали со всех сторон вооруженные матросы, снимали с жертвы верхнее платье, связывали веревками руки и ноги и в одном нижнем белье укладывали на палубу, а затем отрезывали уши, нос, губы, половой член, а иногда и руки и в таком виде жертву бросали в воду. После этого палубу смывали водой и таким образом удаляли следы крови. Казни продолжались целую ночь и на каждую казнь уходило 15–20 минут. Во время казней с палубы в трюм доносились неистовые крики и для того, чтобы их заглушить, транспорт «Трувор» пускал в ход машины и как бы уходил от берегов Евпатории в море. За три дня 15, 16 и 17 января на транспорте «Трувор» и на гидро-крейсере «Румыния» было убито и утоплено не менее 300 человек 186 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

С этого момента, с весны и лета семнадцатого года и начинается идейное сближение Пришвина с Буниным по самым насущным для России вопросам, и именно отсюда берет начало их выстраданный внутренний диалог о России, революции и русском народе. Революцию оба встретили в том возрасте (Бунину было сорок семь, Пришвину – сорок четыре), когда житейский и духовный опыт человека, острота зрения, интерес к реальной жизни и определенная отстраненность от повседневной рутины находятся в гармоническом сочетании, делающем человека способным максимально глубоко увидеть и оценить сущность происходящих событий. Бунинские и пришвинские дневники, посвященные революции и Гражданской войне, пожалуй, самые глубокие документы первой русской смуты двадцатого века. В этих только в постсоветское время опубликованных на родине писателей произведениях есть совпадения чуть ли не текстуальные, как, например, в тех случаях, когда революция описывается обоими, как Варфоломеевская ночь и даже дается народная огласовка: у Бунина – «на сходке толковали об „Архаломеевской ночи“ – будто должна быть откуда-то телеграмма – перебить всех буржуев». Пришвин призывает в своей «революционной» публицистике «собирать человека», разбитого событиями «Халамеевой» ночи. Они черпали из одного источника, и хотя для Бунина в большей мере причиной и сутью революционных событий оказалось народное окаянство, для Пришвина революция – это скорее проявление русского сектантства, хлыстовства («Почему вы так нападали на Распутина? – спорил он с Горьким. – Чем этот осколок хлыстовства хуже осколка марксизма? А по существу, по идее чем хлыстовство хуже марксизма? Голубиная чистота духа лежит в основе хлыстовства, так же как правда материи заложена в основу марксизма. И путь ваш одинаков: искушаемые врагами рода человеческого хлыстовские пророки и марксистские ораторы бросаются с высоты на землю, захватывают духовную и материальную власть над человеком и погибают, развращенные этой властью, оставля после себя соблазн и разврат» ); хорошо знакомый с этими течениями русской религиозной мысли и поведения, он знал, что говорил. Если положить их дневники рядом, то, отвлекаясь от стилистики, порой затрудняешься сказать, кто из них что писал – так много здесь горечи, отчаяния, столько тяжелых и порою даже оскорбительных слов о русском народе, что легко было бы обвинить авторов в русофобии, когда бы все сказанное не очищалось глубочайшей любовью к России, которой оба были преданы до конца дней.

http://azbyka.ru/fiction/prishvin-alekse...

Генрих III, не успев еще взойти на престол, выдал ордену новые грамоты, которые были, наконец, запротоколированы парламентом с обычными оговорками, то есть иезуиты допускались во Францию с условием не быть иезуитами. Отец Оже явился в Париж еще в крови протестантов и вздумал устроить там вечное поклонение Св. дарам, во искупление кощунства еретиков. Сорбонна возмутилась намерением иезуита. Она поняла, что было бы ужасно, под предлогом необыкновенных религиозных церемоний, возбуждать народ против протестантов в ту минуту, когда их преследовали повсюду во Франции и убивали с каким-то остервенением. Против намерения Оже восстал, в особенности, доктор Рене Бенуа. Мальдонат защищал отца Оже с богословской точки зрения. Незадолго до Варфоломеевской ночи, иезуиты поселились в Бордо довольно странным образом. Чтобы открыть своему ордену доступ в этот город, отец Мальдонат написал к Арнольду де Понтак, Базасскому епископу, уроженцу Бордо и члену семьи, влиятельной при Гюенском парламенте. Арнольд де Понтак был ученый. Его занятия по языкам еврейскому и греческому привели его к сношениям с Мальдонатом, известным своими трудами по той же отрасли. В письме к Арнольду де Понтак, Мальдонат притворился, что думает, что муниципалитет города Бордо предлагает иезуитам устроить коллегию в Бордо, и просил Понтака оказать свое покровительство, дабы устройство коллегии не встретило препятствия со стороны парламента. Базасский епископ находился в Риме, когда получил письмо Мальдоната. Он не поверил ему и написал к де л’Анжу, советнику бордосского парламента, прося объяснений. В своем письме он спрашивал, правда ли, что г. Бордо желает иметь иезуитскую коллегию, и изложил причины, по которым следовало отказаться от этого намерения в случае, если Мальдонат написал правду; в этом письме он напомнил сопротивление епископа и духовенства, города и богаделен парижских. «Поступившие иначе, – прибавляет он, – вскоре раскаялись, чему доказательством служат многие города Италии, ежедневно жалующиеся на иезуитов; а недавно г. Авиньон посылал нарочных людей к Его святейшеству с просьбой убрать коллегию из него. Если они будут допущены, то от них ничем не избавишься и никак не заменишь их другими» 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Во всех вариантах романа Маргарита мстит совершенно незнакомым ей людям… Так кто же она? Во второй полной рукописной редакции романа (1938 год) поясняется, что Маргарита – это реинкарнация хозяйки Варфоломеевской ночи, французской королевы Марго. На балу Воланд представляет Маргарите демона-убийцу Абадонну, реакция которого вносит полную ясность в этот вопрос: «Я знаком с королевой, правда, при весьма прискорбных обстоятельствах. Я был в Париже в кровавую ночь 1572-го года» . Там же Коровьев говорит Маргарите: «Вы сами королевской крови… тут вопрос переселения душ… В шестнадцатом веке Вы были королевой французской… Воспользуюсь случаем принести Вам сожаления о том, что знаменитая свадьба ваша ознаменовалась столь великим кровопролитием…» . Так что о доброте и милосердии «черной королевы» Маргариты (так к ней обращаются на балу) говорить стоит поосторожнее. А верна ли Маргарита своей любви? Маргарита Мастера в отличие от Маргариты Фауста – далеко не девственница. С Мастером она изменяла живому мужу, от которого ничего не видела, кроме добра. Едва только Мастер исчез из ее жизни, она уж готова завести роман с другими мужчинами: «Почему, собственно, я прогнала этого мужчину? Мне скучно, а в этом ловеласе нет ничего дурного, разве только что глупое слово „определенно“? Почему я сижу, как сова, под стеной одна? Почему я выключена из жизни?» (гл. 19). «Дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать…». А чем же она тогда будет любить Мастера, если душу она продает сатане? Если не душой, то тем, что она в обнаженном виде демонстрировала всей нечестной публике на балу у сатаны? Значит, лишь плоть Маргарита оставляет для Мастера? Но – только ли для Мастера? Вот какой-то мужчина попробовал познакомиться с Маргаритой, но встретил ее мрачный взгляд. Маргарита Николаевна тут же пожалела о несостоявшемся знакомстве: «Вот и пример, – мысленно говорила Маргарита тому, кто владел ею, – почему, собственно, я прогнала этого мужчину? Мне скучно, а в этом ловеласе нет ничего дурного, разве только что глупое слово „определенно“? Почему я сижу, как сова, под стеной одна? Почему я выключена из жизни?» Она совсем запечалилась и понурилась».

http://azbyka.ru/fiction/master-i-margar...

Вы готовите могилу не только " старому режиму " , но бессознательно вы готовите могилы себе и миллионам ни в чем неповинным гражданам. Вы создадите такие погромы, такие варфоломеевские ночи, от которых содрогнутся даже " одержимые революционною маниею " демагоги бунта социал-демократии и трудовиков!» Если революция в России произойдет, писал публицист 20 декабря 1916 г., то «она явится не благодеянием для культуры и прогресса, а карою для всех, не только высших, но и средних классов». Обращаясь к состоятельному российскому еврейству, которое П. Ф. Булацель призывал отказаться от финансовой поддержки врагов царского самодержавия, публицист заявлял: «Помяните мое предсказание: не будите серого зверя, он будет страшен в своем сером гневе! Будет массовое дикое помешательство, которое, как лавина, обрушится на богатые классы вообще, а на евреев в особенности. Вот почему русская революция, в отличие от французской, будет могилою для богатого еврейства» . Во многом верным оказался и прогноз П. Ф. Булацеля о том, что российские «свободолюбцы» по логике исторического развития будут вынуждены, в конце концов, повторить судьбу своих французских предшественников, которые из «ярых обличителей " царской тирании " Людовика XVI» вскоре были вынуждены превратиться в «усердных слуг деспота Наполеона I, ставившего свою могучую волю выше всего на свете». «Мятеж против законной власти приводит неизбежно к тирании, а вовсе не к разумной свободе», - пророчески заключал П. Ф. Булацель . Многие из «пророчеств» правого политика и публициста стали сбываться уже в самом скором времени. Сам же Павел Федорович, узревший своими глазами ту революцию, о которой он с такой настойчивостью предупреждал общество, практически сразу же отошел от какой-либо общественной деятельности и, не приняв новой власти, удалился в свое имение. Оставшись в России после Октябрьской революции, Булацель был арестован чекистами 29 сентября 1918 г. в качестве заложника и после нескольких месяцев заключения был расстрелян в Петрограде 15 февраля 1919 года.

http://ruskline.ru/analitika/2012/10/27/...

С уважением, НН 10 июля 2015, 13:00 Сергей Диденко, Да, непростое время было, трудное, всякое бывало. Но даже из вашего поста видно, что у власти были люди разные (впрочем, как и сейчас и всегда. Гайдар сколько народа уморил? Чубайс 90проц. населения ограбил, бедняками сделал...Ельцин ВС из танков расстрелял, войну в Чечне развязал... не будем дальше углубляться). Во имя чего? Как думаете? И как считаете, если священники сейчас в основной массе будут протестовать против истребления народа т.н. реформами, власти сквозь пальцы на это смотреть будут? Как бы не так! К стенке не поставят, другими способами уничтожит. (Или нам лишь бы где молиться было, а остальное православных не касается?). ... " Часто людей не расстреливали, а подвергали долгим мученическим истязаниям " ... Да, как красные, так и белые офицеры, зверствовали одинаково жестоко. Не надо делать из белых невинных овечек. Даже договориться практически не пытались, только бойня с обеих сторон. Не понятно другое: за 70 лет советской власти Россия стала одной из ведущих держав, народ ПЕРЕМОЛОЛ былое... ЗАЧЕМ сейчас опять стравлить и разделять?! И очень печалит, что некоторые церковные деятели подливают масло в огонь. ЗАЧЕМ?! Сергей Диденко 10 июля 2015, 00:35 Вот что писал Ю. Лацис, помощник Дзержинского: «Не ищите на следствии доказательств того, что обвиняемый действовал делом или словом против советской власти. Первый вопрос, который вы должны ему предложить, какого он происхождения, воспитания, образования или профессии. Эти вопросы и должны решить судьбу обвиняемого». «Если можно обвинить в чём-нибудь ЧК, то не в излишней ревности к расстрелам, а в недостаточности применения высшей меры наказания...». Другой соратник Дзержинского писал в своем дневнике: «Почему мракобесы на свободе? На мой характер – попов расстрелять, церкви под клуб – и крышка религии». Часто людей не расстреливали, а подвергали долгим мученическим истязаниям, после которых они умирали. Многие священнослужители, монахи и монахини, были зверски замучены бандитами: их распинали на кресте или Царских Вратах, варили в котлах с кипящей смолой, скальпировали, душили епитрахилями, «причащали» кипящим свинцом и оловом, топили в прорубях... Подстрекаемые большевиками массы с наслаждением издевались над догола раздетыми людьми, уже приставленными к «стенке», со злорадством вбивали гвозди офицерам в погоны, устраивали в городах «Варфоломеевские ночи».

http://pravoslavie.ru/80504.html

Эдмунд Кампион. Гравюра М. Лерха. 1631 г. (Британская б-ка) Во Франции, где 1-я провинция была основана в 1555 г., орден также пользовался поддержкой франц. королей (начиная с Генриха III (1574-1589) королевские духовники были, как правило, из числа И.), однако против его деятельности выступали Парижский парламент (высший суд) и Парижский ун-т, часто отстаивавшие позиции галликанизма . Орден поддерживали и нек-рые франц. прелаты, напр. Клермонский еп. Гийом Дюпра в 1550 г. подарил И. свой особняк в Париже, где в 1563 г. открылась иезуитская коллегия (с 1564 после судебного разбирательства, начатого по инициативе Парижского ун-та, недовольного популярностью бесплатного образования, предоставляемого И., коллегия стала называться Клермонской, а не «коллегией Об-ва Иисуса», т. е. вошла в состав ун-та; в наст. время - лицей Людовика Великого). В период религиозных войн во Франции И. часто обвиняли в подстрекательстве к религ. погромам, в частн. к Варфоломеевской ночи , хотя в наст. время исследователи опровергают эти обвинения. В 1594 г., после покушения на франц. кор. Генриха IV , совершенного Жаном Шастелем, бывш. воспитанником иезуитской коллегии, по решению Парижского парламента И. были изгнаны из Парижа и ряда областей Франции, хотя причастность ордена к покушению доказать не удалось. В 1603 г. запрет на деятельность И. был снят (орден пользовался покровительством кор. Марии Медичи и ее окружения); в 1608 г. по просьбе кор. Генриха IV на 6-й генеральной конгрегации была учреждена Французская ассистенция ордена, включавшая в себя 4 провинции (Аквитанскую, Лионскую, Тулузскую и Иль-де-Франс). После гибели короля в 1610 г. обвинения против ордена были возобновлены в связи с тем, что нек-рые иезуитские писатели (Х. де Мариана, Франсиско Суарес ) оправдывали в своих трудах тираноубийство, однако И. публично осудили эту теорию. С сер. XVII в. И. вели активную полемику с последователями янсенизма . Самым ярким моментом этой полемики стали «Письма к провинциалу» Б. Паскаля - сатирическое произведение, направленное против этики и практики ордена. Папа Римский и власти Французского королевства выступили тогда на стороне И.

http://pravenc.ru/text/293585.html

Поэтому не могут называться христианами те, кто враждует против демократического строя, осуществляющего в невиданных масштабах эти элементарные требования справедливости, когда народ получает права, устраняющие неравенство, когда все получают помощь в старости, в болезни, в инвалидности. Тяжелый грех творят те христиане, которые с враждой относятся к этой великой и благословенной деятельности. Для нас, православных, глубоко чуждо и непонятно то, что написано в § 8 Силлабуса папы Пия IX 1864 г.: «Осуждается, (если кто полагает, будто) Римский Первосвященник может и должен мириться и сообразовываться с прогрессом, либерализмом и с новым государственным порядком». Мы, христиане, должны содействовать всему доброму и справедливому, к чему с такой могучей энергией стремятся народы, сбросившие ярмо эксплуатации, социального неравенства и колониального угнетения. И, конечно, мы должны быть в первых рядах борцов за мир против поджигателей Третьей мировой войны». Группа Вконтакте Facebook группа Святитель Лука, Архиепископ Крымский (Войно-Ясенецкий) — публицист и «Журнал Московской Патриархии». Сборник материалов Святитель Лука, Архиепископ Крымский (Войно-Ясенецкий) – публицист и «Журнал Московской Патриархии». Сборник материалов Суровцева Екатерина Владимировна Источник электронной публикации —  http://religion.wikireading.ru/h1m5OC29Ze Кровавый мрак фашизма  Помните ли Вы, как плакал Св. пророк Иеремия над гибелью Иерусалима, как изливалась на землю печень его и перевертывалось сердце его? Страшно было горе, которое он оплакивал; и много, много еще было в истории человечества невыразимых страданий и горя; море слез пролили глаза человеческие в длинной цепи веков, перевитой мучениями, омоченной кровью, потоками крови, пролитой Чингиз-ханом и Батыем, Тамерланом, гуннами. Когда читали мы в истории об ужасах этих давних времен, об инквизиции и Варфоломеевской ночи, то содрогалось сердце наше, и думали мы с благодарением Богу: «Какая радость, что мы живем не в эти страшные времена, что глаза наши не видят этого невыносимого!»

http://predanie.ru/book/221289-svyatitel...

Об отделении церкви от государства прекрасно рассуждает бывший патер Гиацинт, читавший по этому предмету публичные лекции в Женеве весною 1873 года. Война на смерть с церковью – это мечта революционной партии, по крайней мере, тех крайних ее представителей, которые в политике ставят себя якобинцами, а в области религиозных идей распространяют безбожие и материализм. Им служат орудием софизм и насилие. Все уже потеряли к ним доверие повсюду; они слепы и не в силах вести борьбу, потому что все смешивают в своем противнике, ничего не различая, и преувеличивают без меры его значение. Французская революция поставила себе целью обновить общество; но обновить его можно было только применением к гражданскому обществу христианских начал. Возникла борьба между революцией и римской теократией, причем революция смешала римскую теократию с католическою церковью, со вселенством, которое объемлет всех верующих христиан, смешала с Евангелием и лицом Христа Спасителя. Итак, война объявлена была не столько Риму, сколько царству Христову на земле. В христианстве эти люди стали преследовать самое религиозное чувство, которое слилось уже в течение 2000 лет нераздельно с христианством. Вот какого противника вызвали они на бой, вооружившись на него двояким – низким, опозоренным оружием: секирою палача и живым словом софиста. Католическая религия во Франции была не в доброй славе благодаря аббатам-вольнодумцам, наполнявшим дворцовые приемные благодаря известной легкости нравов тогдашнего общества. Вдруг ее будят, поднимают, влекут в темницы. Во имя ее всходят на эшафот священники, девы, поселяне, вместе с знатными дворянами, с поэтами, с государственными людьми – как было в эпоху первых цезарей. На ризах ее видна была кровь от Варфоломеевской ночи, видны были следы родительских и сиротских слез после отмены Нантского эдикта; все эти следы вдруг сгладились; ничего стало не видно за собственной ее кровью, за следами собственных ее слез. Вот почему, когда она после того встала, то встала в полном сиянии славы, безо всяких пятен. Это сияние приготовили для нее палачи ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

( < < back) < >< back) > «Тот, кто чувствует собственное человеческое достоинство со для него мы живем в этом мире». — Опыты (III, XI). ( < < back) В ней одна из бессмертных заслуг философа. — Эта фраза в первой публикации: «В этом одна из существенных, бессмертных заслуг гениального философа». ( < < back) < >< back) > «Все людские бедствия со развивается через исследование и достигает незнания». — Опыты (III, XI). ( < < back) …«надо слишком высоко ставить свои предположения, чтобы изза них предавать сожжению живых людей». — Там же. ( < < back) < >< back) > Далее в первой публикации: «Эти простые, чудные слова до сих пор не утратили своей высокой нравственной красоты и могут служить лучшим выражением так медленно и трудно проникающей в человеческое сознание идеи терпимости: в этой поистине гениальной странице монтаневских Опытов звучит та же нота, как и в бессмертном трактате О свободе Дж. — Ст. Милля. Но Монтань на три века предупредил английского философа. Говоря о дикарях–людоедах, он замечает, что они всетаки человеколюбивее его сограждан и современников, потому что по крайней мере едят убитых: „не большее ли варварство поедать живых людей, разрывать на части орудиями пыток члены, полные чувствительности, сжигать несчастного на медленном огне, давать его связанного на съедение собакам и свиньям… что у всех нас делается на глазах не между старинными врагами, но между соседями и согражданами, и, что хуже всего, во имя благочестия и религии” (I, стр. 314). В такоето время скромный перигорский дворянин, поселившийся в уединенном замке, неспособный к страстному увлечению, веселый и беззаботный дилетант, просвещенный помещик немного обломовского типа, осмелился провозгласить великий принцип терпимости и свободы мысли, осмелился быть предшественником Вольтера, будучи современником Варфоломеевской ночи. За это одно, помимо всех остальных его заслуг, имя Монтаня, как имя одного из лучших старых друзей, никогда не изгладится из памяти человечества». Далее в первой публикации следует раздел: «IV. Свобода и уединение».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=189...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010