Батюшка никогда не оставлял молитвы, даже во время сна мог читать ее вслух. В конце 1950-х годов он был пострижен в великую схиму с именем Иоасаф. Батюшка предвидел, что немного не доживет до открытия Оптиной, которую вернули Церкви через 11 лет после его праведной кончины. 17/30 ноября 2005 года останки схимонаха Иоасафа были перенесены из Липецкой области в Оптину пустынь и захоронены на братском кладбище. Иеродиакон Кирилл (Зленко) (†19 июля/1 августа 1929) Кирилл Евдокимович Зленко родился в 1888 году в Полтавской губернии. В Оптину поступил около 20 лет от роду и был одним из письмоводителей и духовных чад преподобного Варсонофия. В 1908–1912 годах он проходил военную службу, после чего вновь подвизался при преподобном Варсонофии, но уже в Старо-Голутвином монастыре, и с гробом почившего старца вернулся в скит. В сан иеродиакона отец Кирилл был рукоположен 24 июня 1913 года. В 1916–1925 годах был на фронте. После разгона Оптиной он жил в Козельске на одной квартире с преподобным Никоном. Вместе они посещали городской Успенский собор, где пели на клиросе. В 1925 году по приглашению игумении Софии (Гриневой) оба они были в Киеве, где отец Никон постриг много послушниц Покровского женского монастыря в мантию. В 1927 году вместе с преподобным Никоном был арестован и отец Кирилл. Находясь в калужской тюрьме, он получал помощь от духовных чад преподобного Никона. В письме отцу Никону отец Кирилл жаловался на невыносимую обстановку в тюрьме, постоянную брань и разборки заключенных, из-за которых он целыми днями вынужден был скитаться вне камеры, на улице, чтобы иметь возможность молиться. В 1929 году иеродиакон Кирилл был сослан в Туркестан, где обострился его туберкулез, которым он заболел, еще будучи оптинским послушником. В ссылке за ним самоотверженно ухаживала Анастасия Бобкова (впоследствии схимонахиня Анастасия; †1978), сестра Ирины Бобковой (схимонахиня Серафима; †1990). В 1928 году отец Кирилл писал в ссылку отцу Никону: " ...Незадолго перед отходом в вечность наш отец и наставник б Варсонофий мне сказал: " Через 10 лет тебя постигнут скорби! " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1307...

В Вологде В. вел аскетический образ жизни, совершал тайные богослужения дома. К нему приходило множество людей за советами и наставлениями, В. также лечил гомеопатическими средствами физические недуги. К архиепископу часто приезжали священнослужители, жаловавшиеся на невыносимые условия, в которые поставила их советская власть, и просившие благословения оставить священнослужение и пойти на светскую работу; таким В. настоятельно советовал терпеть до конца и службы не оставлять. В. окормлял бывш. насельниц закрытых мон-рей. Многие из его духовных чад в Вологде, Житомире, Гомеле, Орле и др. городах, объединившись по 2-3 чел., селились в одной квартире и вели монашеский образ жизни. В Вологде под рук-вом В. были созданы небольшие монашеские общины под управлением бывш. игум. жен. мон-ря в Орле Евгении (Тимашевой), игум. Серафимы (Чичаговой), бывш. насельницы жен. монастыря в Риге, дочери митр. сщмч. Серафима (Чичагова) . В. наставлял своих духовных детей в письмах, которые доставлялись до адресатов членами тайных общин. Архиерей рекомендовал своим духовным чадам не участвовать в общественной жизни, не читать советской лит-ры, не посещать кинотеатров, театров, регулярно бывать в храме, больше молиться, читать религ. литературу. В. составлял для своих духовных чад подборки поучений и выписок из имевшихся у него святоотеческих книг, эти подборки («О любви и дружбе», «Как сохранить веру», «Краткие правила жизни» и др.) переписывались вологодскими последователями В. Архиерей стремился поддерживать репрессированных за веру: в 1937 г. послал одну из духовных дочерей в Сыктывкар для помощи сосланному бывш. Вологодскому еп. Стефану (Знамировскому) , помогал деньгами и вещами епископам Варсонофию (Лузину) , Евгению (Кобранову), Иоасафу (Удалову), прот. Константину Гриневичу (впосл. архиеп. Варсонофий ), игум. Корнилию (Афанасьеву) и мн. др. 11 нояб. 1940 г. В. был арестован в Вологде, заключен во внутреннюю тюрьму УНКВД. При обыске у него были изъяты 330 книг, обширная переписка, архиерейское облачение и др.; книги были уничтожены сразу, все остальные предметы - по окончании следствия. В. обвинялся в том, что создал и возглавил на территории Вологодской обл. «широкоразветвленную контрреволюционную орг-цию церковников... Главной целью их была непримиримая борьба с советской властью с целью свержения ее и восстановление монархического строя». 26 авг. 1941 г. судебная коллегия по уголовным делам Вологодского областного суда приговорила В. к расстрелу, постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 25 нояб. 1941 г. расстрел был заменен на 10 лет ИТЛ. В. скончался в тюрьме 1 Вологды.

http://pravenc.ru/text/154207.html

С 15 августа 1957 г. по 5 июня 1958 г. — ректор Саратовской духовной семинарии. В августе 1957 г., после развода с женой, принял монашеский постриг в Успенском монастыре г. Одессы, возведен в сан архимандрита в Одесском Успенском соборе. 5 июня 1958 г. постановлением Патриарха и Священного Синода назначен епископом Калининским и Кашинским. Управлял епархией до 22 марта 1960 г. . Епископ Феодосий был назначен управляющим Калининской епархии в связи с кончиной 13 марта 1958 г. архиепископа Калининского и Кашинского Варсонофия (Гриневича). Временное управление приходами вдовствующей Калининской кафедры было поручено архиепископу Можайскому Макарию (Даеву) . 20 июня 1958 г. в зале заседания Священного Синода во время совершения чина наречения во епископа архимандрит Феодосий произнес речь, в которой так обозначил смысл своего будущего епископского служения: «Я не испытал еще бремени этого служения, но знаю из Слова Божия, что истинный пастырь, а особенно епископ, должен сиять светом “пред человеки”, яко да видят его добрые дела “и прославят Отца, иже на небесех” (Мф. 20, 27)… Великий подвиг предносится моему духовному взору, подвиг непрестанный и тяжелый, от которого всячески уклонялись даже великие и крепкие духом святители Божии… Мое душевное состояние подобно состоянию путника, намеревающегося взойти на высокую неприступную гору. Поднимаясь по горе служения церковного, я испытываю естественное чувство страха перед трудностями и опасностями, ожидающими меня. Я знаю, что с нового возвышенного места, на которое меня возводит Промысел Божий, предо мной откроются новые горизонты и обширнейшие задачи, исполнение которых принесет мне не только удовлетворение и радость, но и сопутствующие им новые заботы и огорчения…» . 22 июня 1958 г. в храме Преображения Господня г. Москвы была совершена хиротония архимандрита Феодосия во епископа Калининского и Кашинского. Рукоположение в епископский сан совершили митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич), архиепископ Можайский Макарий (Даев) и пребывавший на покое епископ Серафим (Шарапов) .

http://bogoslov.ru/article/6177200

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕЛИКОЛУКСКАЯ И НЕВЕЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ учреждена с наименованием Великолукская и Торопецкая не позднее 1926 г. (до 1 авг. 1927 Вел. Луки являлись центром Великолукского у. Псковской губ., затем, до 3 июня 1929,- центром Великолукского округа Ленинградской обл., позднее входили в состав Западной и Калининской областей, в 1944 г. была образована Великолукская обл.) С 29 мая 1926 г. епархией управлял еп. Макарий (Звёздов) , к-рый 15 сент. следующего года был назначен епископом Муромским. С 29 сент. 1927 г. Великолукскую кафедру занимал еп. Тихон (Рождественский) , 19 марта 1931 г. он был арестован, 12 нояб. осужден на 3 года заключения. 20 июля 1934 г. Великолукским епископом был назначен Серафим (Протопопов) , не вступивший в управление епархией. С 27 мая 1934 по кон. 1934 г. Великолукской епархией временно управлял бывш. Рыбинский еп. Иоанн (Троянский) , назначенный 24 июня 1935 г. и поселившийся в Торопце. В январе 1936 г. еп. Иоанн был переведен на Осташковское вик-ство Калининской епархии, но, видимо, остался в Торопце. 23 июля 1937 г. он был арестован, заключен в тюрьму в Торопце, 4 сент. расстрелян. Сведения о Великолукских епископах в 1936-1946 гг. отсутствуют. Калининские епископы Рафаил (Березин; 29 окт. 1944 - 15 мая 1945) и Арсений (Крылов; 26 авг. 1945 - 17 марта 1950) носили титул «Калининский и Великолукский», в 1947 или в кон. 1946 г. титул был изменен на «Калининский и Кашинский». В 1947 или в кон. 1946 г. на Великолукскую кафедру был назначен еп. Георгий (Садковский) , управлявший епархией до 10 июля 1947 г. Затем кафедру занимали епископы: Максим (Бачинский; 17 июля - 5 окт. 1947), Михаил (Рубинский; 28 февр. 1948 - 31 окт. 1950), Иов (Кресович; кон. 1950 - 20 июля 1951), в 1951-1956 гг. епархией временно управляли Калининские архиереи: архиеп. Алексий (Сергеев ; 20 июля 1951 - 29 июля 1954), еп. Варсонофий (Гриневич; 31 июля 1954 - 8 февр. 1956). 4 марта 1956 г. во епископа Великолукского и Торопецкого был хиротонисан архим. Киево-Печерской лавры Мстислав (Волонсевич) . Постановлением Свящ. Синода от 8 авг. 1957 г. еп. Мстислав был перемещен на Свердловскую и Ирбитскую кафедру, а еп. Свердловский и Ирбитский Донат (Щёголев) - на Великолукскую и Торопецкую. В том же году Великолукская и Торопецкая епархия была упразднена в связи с тем, что Вел. Луки перестали быть областным центром, ее территория вошла в Калининскую (Тверскую) и в Псковскую епархии. Еп. Донат стал викарием Псковской епархии с титулом «Великолукский», 26 дек. был переведен на Балтское вик-ство Одесской епархии.

http://pravenc.ru/text/150137.html

Табынская икона Божией Матери – чудотворная святыня Русской Православной Церкви. Ее почитание наибольшее распространение получило в епархиях Башкирии, Оренбуржья, Поволжья, Сибири, Казахстана. Первоначально икона явилась на соленом ключе при Вознесенской пустыни (современный Башкортостан) в 1570-х гг., в 1579 г. помещена в собор Уфы и названа Казанской. В 1593 г. собор сгорел, а икона вновь явилась на соленом ключе. С 1597 г. образ находился в Пречистенском монастыре, с 1692 г. в Солеварном городке, а с 1741 г. в крепости Табынской (впоследствии село Табынское в Гафурийском районе Башкортостана), отсюда происходит и ее название. Варсонофий (Гриневич; 1875 г. – 13 марта 1958 г.), 30 декабря 1945 г. хиротонисан во епископа Гродненского и Барановичского (впоследствии Гродненский и Лидский), с 18 ноября 1948 г. епископ Семипалатинский и Павлодарский. Епископ Чкаловский и Бузулукский с 31 октября 1950 г. 16 ноября 1953 г., согласно прошению, уволен на покой. С 29 июля 1954 г. епископ Калининский и Каширский, временно управлял Великолукской епархией, в феврале 1956 г. возведен в сан архиепископа. С 8 февраля освобожден от временного управления Великолукской епархией. Михаил (Воскресенский; 27 декабря 1897 г. – 21 октября 1976 г.), хиротонисан во епископа Чкаловского и Бузулукского 1 декабря 1953 г. (с 7 декабря 1957 г. епископ Оренбургский и Бузулукский); с 15 августа 1959 г. по 1960 г. временно управлял Челябинской епархией; с июня 1960 г. временно управлял Казанской епархией; с 23 ноября того же года епископ Казанский и Марийский; с июня 1961 г. управляющий Ижевской епархией, 25 февраля 1963 г. возведен в сан архиепископа; с 7 октября 1967 г. архиепископ Уфимский и Стерлитамакский; 23 октября того же года назначен вторично архиепископом Казанским и Марийским и временно управляющим Ижевской епархией. 25 июля 1975 г. уволен на покой, согласно прошению. Гурий (Егоров; 1 октября 1891 г. – 12 июля 1965 г.), 25 августа 1946 г. хиротонисан во епископа Ташкентского и Среднеазиатского, с 25 февраля 1952 г. архиепископ; с 26 января 1953 г. архиепископ Саратовский и Сталинградский, временно управляющий Астраханской епархией; с 31 июля 1954 г. архиепископ Черниговский и Нежинский, с

http://sedmitza.ru/lib/text/4511062/

10 февраля в Оптину приехала игуменья новоустраивавшейся тогда на Оке, близ Калуги, обители «Отрада и Утешение» матушка София (Гринева) с шестью сестрами. Она была духовной дочерью отца Варсонофий, как и Нилус, и, собственно, приехала к нему; побывала и у старца Иосифа. Сестры и сама матушка пели старцам духовные песнопения. Затем побывали они у Нилуса, с которым матушка имела переписку и заочное знакомство, там тоже пели, 11-го они опять пришли к Нилусу и снова пели, и в это время был там отец Нектарий. «Было у нас ангельское пение, – писал Нилус, – душой которого и украшением был голос самой матушки. И такое это было дивное пение, что – истину говорю, не лгу – ничего мы подобного не слыхали. Вдохновение было свыше, сердце растворено было Христовой любовью, Божья радость улыбалась душе нашей» (это было 10-го). На следующий день: «Сегодня было то же, что и вчера, – те же радости, то же умиление!.. Пришли сестры, и опять полились небесные звуки дивного пения. В самый разгар его пришел наш дорогой друг отец Нектарий. Надо было видеть его оживление и умиление!» Затем следует запись от 23 марта того же 1909 года: «Заходил проведать давно не бывавший у нас друг наш отец Нектарий. – Что давно не видать было вас, батюшка? – встретили мы таким вопросом этого полузатворника, известного всем оптинским монахам сосредоточенностью своей жизни. – А я думаю, – ответил он с улыбкой, – что грешному Нектарию довольно было бы видеть вас и единожды в год, а я который уже раз в году у вас бываю!.. Монаху – три выхода: в храм, в келлию и в могилу: вот закон для монаха. – А если дело апостольской проповеди потребует? – возразил я. – Ну, – ответил он мне, – для этого ученые академисты существуют, а я – необразованный человек низкого звания. А между тем этот «человек низкого звания» начитанностью своей поражал не одного меня, а многих, кому только удавалось приходить с ним в соприкосновение. Я рассказал батюшке о небесном знамении, бывшем на Москве в начале месяца (ложные солнце и луна). – Как вы, – спросил я, – на эти явления смотрите?

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

1896, скончался до вступления на кафедру), Владимир (Соколовский-Автономов; 22 дек. 1896 - 26 нояб. 1903), Иоаким (Левитский ; 26 нояб. 1903 - 13 авг. 1910, с 7 нояб. 1908 именовался Оренбургским и Тургайским). Оренбургские и Тургайские: еп. Феодосий (Олтаржевский; 13 авг. 1910 - 26 июля 1914), еп. Мефодий (Герасимов; 30 июля 1914 - июнь 1919, с 5 мая 1918 в сане архиепископа), еп. Кустанайский Дионисий (Прозоровский; 7 авг. 1917 - дек. 1917, 21 сент. 1918 - 14 марта 1920 (с 13 окт. 1919 епископ Челябинский), в. у.), еп. Аристарх (Николаевский; 1920 - июль 1922, управлял кафедрой с 14 марта 1920 в качестве Кустанайского епископа), еп. Бирский Трофим (Якобчук; 11 авг. 1923 - окт. 1923, в. у., в управление не вступил), еп. сщмч. Иаков (Маскаев; 13 авг. 1924 - нояб. 1925; с окт. 1923 управлял епархией как епископ Орский), архиеп. Дионисий (Прозоровский; янв.-март 1926 - 29 нояб. 1928). Оренбургские епископы: Павел (Введенский; 12 дек. 1928 - 7 июля 1931 (арестован), освобожден митр. Сергием от управления 30 дек. 1931), Арсений (Соколовский; 30 дек. 1931 - 9 окт. 1936), Варлаам (Козуля; 23 мая - 2 авг. 1937). Чкаловский еп. Мануил (Лемешевский; 14 февр. 1945 - 4 сент. 1948, с июля 1945 именовался Чкаловский и Бузулукский, с 21 апр. 1946 в сане архиепископа). Чкаловские и Бузулукские епископы: Борис (Вик ; 4 марта 1949 - 26 сент. 1950; с 18 нояб. 1948 управлял епархией, будучи епископом Саратовским и Вольским), Варсонофий (Гриневич; 31 окт. 1950 - 16 нояб. 1953), Куйбышевский и Сызранский еп. Иероним (Захаров ; 16 нояб.- 3 дек. 1953, в. у.), Михаил (Воскресенский; 4 дек. 1953 - 31 мая 1960, с 7 дек. 1957 именовался Оренбургским и Бузулукским). Оренбургские и Бузулукские: архиеп. Палладий (Каминский; 31 мая 1960 - 14 мая 1963), митр. Леонтий (Бондарь; 14 мая 1963 - 24 янв. 1999, с 9 сент. 1971 в сане архиепископа, с 25 февр. 1992 в сане митрополита), архиеп. Самарский и Сызранский Сергий (Полёткин ; 24 янв.- 19 июля 1999, в. у.), митр. Валентин (Мищук ; 19 июля 1999 - 22 окт.

http://pravenc.ru/text/2581499.html

Шарипы. Неизвестная церковь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь.    Год постройки:не позже 1913. Адрес: Беларусь, Могилёвская область, Горецкий район, с. Шарипы Координаты: 54.378859, 30.865748 Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Деревня Малые Шарипы находится в Горецком районе могилевской области в 3 километрах от крупной деревни Сава на дороге Горки - Орша. На северной окраине поселка на правом высоком берегу реки Пневка, притока Прони, в начале 20-го века была построена большая Красная церковь (так её теперь называют). Говорят, что каких-либо сведений в архивах об этой церкви нет. По словам местного жителя, церковь была построена в честь трехсотлетия дома Романовых, это 1913 год. Для этой цели были приглашены калужские мастера и специально построен кирпичный завод. planetabelarus.by Комментарии и обсуждение В 1920-1921 гг. в этой церкви служил священник Константин Гриневич (1875-1958, будущий архиепископ Калининский и Кашинский Варсонофий.) 29 ноября 2020. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=43920

884. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания. СПб., 1911. Т. 10. (от 11 марта 1741 г.). С. 493. 885. Алмазов А. И. Тайная исповедь в православной восточной церкви. Одесса, 1894. Т. 3. Приложения. С. 245. (Требник XIV века). 886. Алмазов А. И. Тайная исповедь в православной восточной церкви. Одесса, 1894. Т. 3. Приложения. С. 144. (Требник XV века). 887. Вера Гриневич. Письмо В. Розанову. Публ. в: Розанов В. В. Голос из провинции о миссиионерстве//Около церковных стен. M., 1995. С. 119. 888. Окружное послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам (1848 г.)//Догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере. Троице-Сергиева Лавра, 1995. С. 233. 889. Тело же не из одного члена, но из многих… Если все тело глаз; то где слух? Если все слух, то где обоняние?… А если бы все были один член, то где было бы тело? Ho теперь членов много, а тело одно… Ивы — тело Христово, а порознь — члены. И иных Бог поставил в Церкви во-первых Апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями… Все ли Апостолы? все ли пророки? все ли учители? (1 Kop 12:14–29). 890. Епископ Чукотский Диомид. Интервью «Порталу Кредо» 9 окт. 2007 г. 891. Замечания протоиерея А. В. Горского на богословские сочинения А. С. Хомякова//Богословский вестник. M., 1900. Ноябрь. Т. 3. С. 540. 892. Иеромонах Симон (Кохановский) в 1720 году свидетельствовал в своей благовещенской проповеди: «Бабьими баснями и мужицкими забобонами (суевериями) весь мир наполнился: уже бо неточию священницы и прочие книжные люди, но и неграмотные мужики и бездельные деревенские бабы всю тую диавольскую богословию наизусть умеют — которая пятница святейшая и которая сильнейшая, которая избавляет от огня, которая от воды, которая от вечной муки. А молитву Отче наш разве сотый или тысящный мужик умеет! На сколько просфорах обедню служити — все о том ссорятся, а что есть причастие тела и крови Христовой, того и не поминай… Сказки бездельные, бабьи песни и продолженные срамотныя песни и малые дети наизусть умеют.

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

«Блюсти себя от творящих распри» уклоняться от «политических выступлений» – все это легко истолковать и в сторону отказа от всех гражданских повинностей, и в сторону бойкота власти, и в сторону не признания декретов, касающихся военных мер. А слова «не подавайте никаких поводов, оправдывающих подозрительность Советской власти», – это разве не значит: действуйте осторожно, чтобы не попадаться? «Повинуйтесь всякому человеческому начальству», – говорит дальше патриарх словами Петра и от себя добавляет: «в делах мирских» 1 . «Подчиняйтесь и ее (Советской власти) велениям, поскольку они не противоречат вере». Все эти крючкотворные придаточки и оговорочки, которым могли бы позавидовать отцы иезуиты, напоминает известный совет дядьки в «Капитанской дочке», когда его барина, Гринева, подвели к целованию руки Пугачева: «Поцелуй, батюшка, плюнь, и поцелуй». Такую же цену имеет «лояльность» патриарха Тихона. Разве осмелился бы когда-нибудь патриарх, разве позволил бы он себе обратиться с подобными советами к подданным русских царей? Никогда! Он знал, что за такие толкования евангельских текстов, за такие послания к верующим «смиренный» Тихон в двадцать четыре часа был бы брошен в монастырскую тюрьму, и ни один иерей, ни один верующий не решился бы поднять в пользу его голос. У царей для чиновников начетчиков были припасены другие евангельские тексты, ясные, недвусмысленные. «Всякая душа да будет покорна властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему, противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальник есть Божий слуга тебе на добро. А поэтому, надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести». ( Рим. 13 ). Почему патриарх Тихон припрятал этот ясный текст и заменяет его более расплывчатым текстом Петра, дополняя его своими собственными «разъяснениями»? Да потому что он не хочет признать Советскую власть и подчиниться ей «не за страх, а за совесть». Он, напротив, призывает подчиниться ей только за страх, только там, где она представляет силу.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010