архимандрит Вассиан (Шуста) ЦВ 10 (431) май 2010 /  20 мая 2010 г. Архимандрит Вассиан (Шуста, +02.05.2010) 2 мая, на 83-м году жизни, после тяжелой продолжительной болезни отошел ко Господу наместник монастыря Нило-Столобенская пустынь архимандрит Вассиан (Шуста) — старейший клирик Тверской епархии, общественный деятель, молитвенник и подвижник Селигерского края. Архимандрит Вассиан (Владимир Иванович Шуста) родился 19 января 1928 г. в деревне Войниловичи Несвижского района Минской области в семье крестьянина. В 1947 г., после окончания 9-го класса средней школы, он поступил в Минскую духовную семинарию и окончил ее в 1951 г. С 1951 по 1955 г. учился в Ленинградской духовной академии, в которой в то же время учился будущий Патриарх Алексий II. Владимир Шуста успешно окончил академию с ученой степенью кандидата богословия. 21 ноября 1955 г. архиепископом Калининским и Кашинским Варсонофием (Гриневичем) он был рукоположен в сан иерея и назначен настоятелем Знаменской церкви в городе Осташкове. Стойкость и мужество требовались от молодого священника в тяжелые времена хрущевских гонений на Церковь. С 1956 по 1992 г. Владимир Шуста, ставший за это время протоиереем, — благочинный Осташковского округа Тверской епархии. 29 января 1991 г. на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение об открытии мужского монастыря Нило-Столобенская пустынь. В тот же день архиепископом Тверским и Кашинским Виктором многолетний и бессменный (более сорока лет) настоятель Знаменского собора города Осташкова протоиерей Владимир Шута был пострижен в монашество с наречением имени Вассиан, в память святого преподобного Вассиана Пертоминского. 10 апреля 1991 г. о. Вассиан был назначен наместником и строителем полуразрушенного монастыря Нило-Столобенская пустынь. С 2000 года он стал членом Епархиального совета. Особая историческая заслуга о. Вассиана состоит в том, что он сохранял чудотворные мощи преподобного Нила Столобенского, у которых он служил Богу всю свою священническую жизнь в осташковской церкви. Во времена правления Н.С. Хрущева власти не раз собирались отобрать и передать их на исследование в Военно-медицинскую академию. Но батюшка отстоял и сберег мощи как великую церковную святыню до момента их перенесения обратно в Нилову пустынь, которое состоялось 9 июля 1995 г., когда в Осташков для торжественного перенесения мощей прибыл Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

http://e-vestnik.ru/obituaries/arhim_vas...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕЛИКОЛУКСКАЯ И НЕВЕЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ учреждена с наименованием Великолукская и Торопецкая не позднее 1926 г. (до 1 авг. 1927 Вел. Луки являлись центром Великолукского у. Псковской губ., затем, до 3 июня 1929,- центром Великолукского округа Ленинградской обл., позднее входили в состав Западной и Калининской областей, в 1944 г. была образована Великолукская обл.) С 29 мая 1926 г. епархией управлял еп. Макарий (Звёздов) , к-рый 15 сент. следующего года был назначен епископом Муромским. С 29 сент. 1927 г. Великолукскую кафедру занимал еп. Тихон (Рождественский) , 19 марта 1931 г. он был арестован, 12 нояб. осужден на 3 года заключения. 20 июля 1934 г. Великолукским епископом был назначен Серафим (Протопопов) , не вступивший в управление епархией. С 27 мая 1934 по кон. 1934 г. Великолукской епархией временно управлял бывш. Рыбинский еп. Иоанн (Троянский) , назначенный 24 июня 1935 г. и поселившийся в Торопце. В январе 1936 г. еп. Иоанн был переведен на Осташковское вик-ство Калининской епархии, но, видимо, остался в Торопце. 23 июля 1937 г. он был арестован, заключен в тюрьму в Торопце, 4 сент. расстрелян. Сведения о Великолукских епископах в 1936-1946 гг. отсутствуют. Калининские епископы Рафаил (Березин; 29 окт. 1944 - 15 мая 1945) и Арсений (Крылов; 26 авг. 1945 - 17 марта 1950) носили титул «Калининский и Великолукский», в 1947 или в кон. 1946 г. титул был изменен на «Калининский и Кашинский». В 1947 или в кон. 1946 г. на Великолукскую кафедру был назначен еп. Георгий (Садковский) , управлявший епархией до 10 июля 1947 г. Затем кафедру занимали епископы: Максим (Бачинский; 17 июля - 5 окт. 1947), Михаил (Рубинский; 28 февр. 1948 - 31 окт. 1950), Иов (Кресович; кон. 1950 - 20 июля 1951), в 1951-1956 гг. епархией временно управляли Калининские архиереи: архиеп. Алексий (Сергеев ; 20 июля 1951 - 29 июля 1954), еп. Варсонофий (Гриневич; 31 июля 1954 - 8 февр. 1956). 4 марта 1956 г. во епископа Великолукского и Торопецкого был хиротонисан архим. Киево-Печерской лавры Мстислав (Волонсевич) . Постановлением Свящ. Синода от 8 авг. 1957 г. еп. Мстислав был перемещен на Свердловскую и Ирбитскую кафедру, а еп. Свердловский и Ирбитский Донат (Щёголев) - на Великолукскую и Торопецкую. В том же году Великолукская и Торопецкая епархия была упразднена в связи с тем, что Вел. Луки перестали быть областным центром, ее территория вошла в Калининскую (Тверскую) и в Псковскую епархии. Еп. Донат стал викарием Псковской епархии с титулом «Великолукский», 26 дек. был переведен на Балтское вик-ство Одесской епархии.

http://pravenc.ru/text/150137.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Петр Деревянко о данном обете, первых семинаристах МДА и жизни Церкви в XX столетии 17.04.2015 713 Время на чтение 23 минут Восемнадцатого апреля 2009 года, в Великую Субботу, накануне Праздника Святой Пасхи , отошел ко Господу митрофорный протоиерей Петр Деревянко , более пятидесяти лет служивший у Престола Божия. Жизненный путь отца Петра начался в самое сложное для русского народа и Церкви время, время безбожных гонений и притеснений за веру Христову. Многие годы длилось противостояние Церкви и государства. И все эти годы верные чада Церкви не отступали от своих обетов, данных Богу. Сегодня мы предлагаем читателям портала Православие. Ru беседу с этим замечательным священником, записанную несколько лет назад. Через воспоминания отца Петра мы прикасаемся к жизни необыкновенного поколения священников. В обстоятельствах, которые трудно представить нынешним христианам, они хранили непоколебимую веру, кротость и бодрость духа . С митрофорным протоиереем Петром Деревянко, выпускником Московских духовных школ 1951 года, тогда настоятелем церкви святых и праведных Иоакима и Анны в Можайске, мы встретились зимой 2006 года. Батюшка хлебосольно потчевал нас и рассказывал мягко и с юмором о своей жизни, непростой, как и вся история нашей Церкви в двадцатом столетии, свободно переходил с русского на немецкий, латынь и греческий. Спустя три года на Светлой седмице мы прощались с ним. Господь призвал отца Петра во время совершения заутрени Великой субботы, 18 апреля 2009 года - такой необыкновенной кончины удостоил Господь Своего смиренного молитвенника, прослужившего Ему у Престола 54 года. Архиепископ Калининский Варсонофий (Гриневич) Отец Петр родился в 1927 году в городе Сумы на Украине. С отличием окончил Московский Богословский институт и Московскую Духовную Академию (1951), после чего преподавал в Киевской Духовной семинарии. В 1955 году архиепископом Калининским Варсонофием (Гриневичем) рукоположен в сан пресвитера и определен настоятелем в церкви св. Иоанна Предтечи в г. Весьегонске. Трудился на многих приходах Подмосковья, на протяжении 22 лет служил настоятелем церкви святых Иоакима и Анны в Можайске. За усердный труд награжден правом ношения митры (1987), правом служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Херувимской песни» (2000), орденом прп. Сергия Радонежского III степени (1984), св. блгв. кн. Даниила Московского III степени (2001), свт. Иннокентия, митрополита Московского, III степени (2002). Почил в Великую субботу, 18 апреля 2009 года, в Можайске.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРСОНОФИЙ Варсонофий (Гриневич), архиеп. Калининский. Фотография. 50-е гг. XX в. Варсонофий (Гриневич), архиеп. Калининский. Фотография. 50-е гг. XX в. (Гриневич Константин Диомидович; 16.05.1875, дер. Катынь Смоленского у. и губ.- 13.03.1958, г. Калинин (ныне Тверь)), архиеп. Калининский и Кашинский. Из бедной крестьянской семьи, мать - дочь диакона с. Юсупова Краснинского у. Смоленской губ. В 2 года потерял мать, воспитывался верующими дедом и бабкой, крестьянами дер. Жуково Духовщинского у. По окончании министерского 2-классного уч-ща в с. Досугове в 1889 г. поступил во 2-й класс Мстиславского ДУ, во время обучения самостоятельно обеспечивал себя. В 1898 г. по 1-му разряду окончил Могилёвскую ДС, был принят на казенный счет в КазДА, к-рую окончил в 1902 г. со степенью канд. богословия. В том же году женился на дочери небогатого землевладельца Могилёвской губ., служил учителем рус. языка, истории и географии в Горы-Горецком земледельческом уч-ще, потом в Казанском земледельческом уч-ще и Никитском уч-ще садоводства и виноделия вблизи Ялты. В 1908 г. поступил секретарем и чиновником особых поручений в Смоленскую казенную палату, одновременно преподавал в смоленских муж. гимназиях. В 1911 г. был казначеем Краснинского уездного казначейства Смоленской губ., позднее Бельского уездного казначейства, с 1914 г. податным инспектором Бельского у. В 1917-1920 гг. заведовал школой 2-й ступени в Горецком у. В окт. 1920 г., после смерти сына, архиеп. Могилёвским Константином (Булычёвым) был рукоположен во священника и направлен в бедный приход дер. Шарибы Горецкого у., чтобы быть неподалеку от могилы сына. В 1921 г. перешел в с. Городец того же уезда, в 1922 г. по выбору прихожан назначен в Петропавловскую ц. на Луполове в Могилёве, являлся благочинным храмов города, в 1922 г. овдовел. 20 июня 1927 г. о. Константин был арестован, 13 сент. за «распространение ложных слухов о войне с Польшей и об административных ссылках епископов» осужден на 5 лет ИТЛ, наказание отбывал в СЛОН. В 1931 г. по болезни и старости был освобожден с заменой недостающего срока высылкой в Онежский край, осенью 1932 г. освобожден с правом повсеместного проживания. Служил священником в Московской обл.: с нояб. 1932 г. в с. Конькове (ныне в черте Москвы), с апр. 1933 г. в с. Низком Егорьевского р-на, с янв. 1937 г. в дер. Ново-Егорье того же р-на, с июня 1937 г. был за штатом по болезни, с дек. 1937 г . в с. Амиреве Щёлковского р-на, с июля 1939 г. в с. Новосёлки Пушкинского р-на, с янв. 1941 г. за штатом по болезни, с июля 1941 г. в с. Хомутове Щёлковского р-на (ныне в черте г. Щёлково), затем в с. Черкизове Мытищинского р-на (ныне в черте Москвы). В 1942-1945 гг. состоял благочинным храмов названных районов. В дек. 1945 г. являлся настоятелем московской ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы на Лыщиковой горе.

http://pravenc.ru/text/154353.html

Низкое. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:1919. Адрес: Московская область, Егорьевский район, село Низкое, дом 38-б Координаты: 55.4185, 39.2704 Проезд:От Москвы с Казанского вокзала на электричке до г.Егорьевска, дальше на автобусах Егорьевск-Верейка, Егорьевск-Большое Гридтно. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1907 г. крестьяне деревень Низской, Каменской, Пановской подали прошение о построении церкви. Однопрестольная деревянная церковь Св. Троицы возведена на средства прихожан и в самом начале 1919 г. освящена епископом Митрофаном (Загорским), викарным епископом Рязанской епархии. Первым священником был о. Косьма (даже старожилы не помнят его фамилии), он служил в храме 10 лет. После него служил о. Константин (Гриневич) - впоследствии Варсонофий, архиепископ Калининский и Кашинский. У алтаря церкви, с южной стороны, стоят два креста без надписей. Здесь похоронены о.Владимир и о.Сергий Трапезины. Они были репрессированы, после освобождения из лагеря направлены на служение в Низское. Служили уже после войны в 1940-х гг. С северной стороны алтаря - могила о. Владимира Славеше-вича (1930-1990 г.), его статьи нередко появлялись в Журнале Московской Патриархии. Здесь был настоятелем тогда ещё иеромонах, а ныне архимандрит Сергий (Шагаев), уроженец г. Ликино-Дулёво. Иконостас старше самого храма. По рассказам старожилов, он был перенесен в с.Низское из церкви с. Зачатье Коломенского уезда. Но такого села там не было, зато в с.Городищи Коломенского уезда стоит церковь Зачатия Иоанна Предтечи. Нижняя часть стен этой церкви относится к XIV - началу XV вв. По размерам она примерно равна Троицкой в с.Низское. В 1930 г. закрыта. Из внутреннего убранства не сохранилось ничего. Так что, вероятно, иконостас для Троицкой церкви с.Низского был взят из с.Городищи. Из книги: Егорьевский уезд. Храмы Егорьевского и Шатурского районов. Сост. свящ. О. Пэнэжко, М., 2001

http://sobory.ru/article/?object=03953

Варсонофий (Гриневич Константин Диомидович), архп. Калининекий и Кашинский Родился в 1875 году в семье крестьянина Гродненской губернии. Первоначальное образование получил в Мстиславском Духовном училище, а затем в Могилевской духовной семинарии. В 1902 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В сан священника рукоположен после окончания академии. Служил сначала в г. Гомеле, а в последние годы перед епископством – в храме Покрова Пресвятой Богородицы, что на Лыщиковой горе в г. Москве. 14 дек. 1945 г. пострижен в монашество. 17 дек.1945 г. возведен в сан архимандрита. 30 дек. 1945 г. хиротонисан во епископа Гродненского и Барановичского. (Впоследствии титул Барановичский переименован в Лидский). Хиротонию совершали: Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты: Киевский и Галицкий, Экзарх всея Украины – Иоанн; Ленинградский и Новгородский Григорий. Архиепископы: Корнилий Виленский и Литовский; Лука Тамбовский и Мичуринский и Варфоломей Новосибирский и Барнаульский. Учитывая духовные нужды своей епархии, он образовал в г. Гродно особые богословско-пастырские курсы, на которых многие из пастырей и мирян получили богословские познания. 18 ноября 1948 г. – епископ Семипалатинский и Павлодарский. С 31 окт.1950 г. – епископ Чкаловский и Бузулукский. 16 ноября 1953 г., согласно прошению, уволен на покой. С 29 июля 1954 г. – епископ Калининский и Кашинский и временно управлял Великолукской епархией. В феврале 1956 года возведен в сан архиепископа. С 8 февраля 1956 года освобожден от временного управления Великолукской епархией. Скончался 13 марта 1958 года. Погребен в г. Калинине на Николо-Малицком кладбище. Духовный писатель. ТРУДЫ: Слово. « Церковь свв. муч. Бориса и Глеба на Коложе в Гродно». «ЖМП» 1947, 3, стр.50–51. Слово при погребении настоятельницы Гродненского женского монастыря, игуменьи Серафимы. Погребена 16 июня. «ЖМП» 1947, 8, стр.40. О Гродненском Рождество Богородицы монастыре. «ЖМП» 1947, 12, стр.47, 48. Об открытии вторых Богословско-пастырских курсов в г. Гродно. «ЖМП» 1947, 8, стр.40. О Херсонесе. 1925 год. Литература: «Прав. Собес.» 1905, ноябрь, стр.84 (отчет). «ЖМП " 1946, стр.6. -«- 1949, стр.6. -»- 1950, стр.4. -«- 1953, стр.3. -»- 1954, стр.3. -«- 1956, стр.5. -»- 1958, стр.7–10. TOC o «1–5» h z «Журн. Зас.Св. 24 от 18.XI.1948 г. Синода» 19 от 31.Х.1950.г. -«- II от 16.XI.1953 г. -»- 10 от 29.VII.1954 г. - " - 2 от 8.II.1956 г. «Изв. Каз.еп.» 1903, 3, стр.20. Заметки и дополнения Е.М. 36. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 2. Боголеп (Анцух) – Гурий (Степанов). – 420 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Отошел ко Господу наместник Нило-Столобенской пустыни архимандрит Вассиан (Шуста) 4 мая 2010 г. 13:28 2 мая 2010 года на 83-м году жизни после тяжелой продолжительной болезни отошел ко Господу старейший клирик Тверской епархии , наместник монастыря Нило-Столобенская пустынь архимандрит Вассиан (Шуста). 4 мая после Божественной литургии в Богоявленском соборе монастыря, которую возглавил архиепископ Тверской и Кашинский Виктор , состоялось отпевание усопшего. Тело новопреставленного отца Вассиана упокоено в Ниловой пустыни. Архимандрит Вассиан (Владимир Иванович Шуста) родился 19 января 1928 г. в деревне Войниловичи Несвижского района Минской области в крестьянской семье. В 1947 г. после окончания девятилетки поступил в Минскую духовную семинарию , которую окончил в 1951 г. В 1951-1955 гг. учился в Ленинградской духовной академии , где в тот же период учился будущий Святейший Патриарх Алексий II . Окончил академию со степенью кандидата богословия. 21 ноября 1955 г. архиепископом Калининским и Кашинским Варсонофием (Гриневичем) был рукоположен во пресвитера и назначен настоятелем Знаменской церкви г. Осташкова Калининской области столицы Селигерского края.  В 1956-1992 гг. благочинный Осташковского округа Тверской епархии . Овдовел в 1983 г. 29 января 1991 г. Священным Синодом Русской Православной Церкви было принято решение о возрождении монашеской жизни в мужском монастыре Нило-Столобенская пустынь, закрытом в годы советской власти и в полуразрушенном состоянии возвращенном Тверской епархии. 29 марта 1991 г. архиепископом Тверским и Кашинским Виктором протоиерей Владимир был пострижен в монашество с наречением имени Вассиан в память прп. Вассиана Пертоминского. 10 апреля 1991 г. отец Вассиан был назначен наместником и строителем Нило-Столобенской пустыни. Архимандрит Вассиан внес большой вклад в возрождение церковной жизни в Верхневолжье. В 1990 г. по его инициативе было возобновлено ежегодное освящение истока Волги. Отец Вассиан сохранял мощи прп. Нила Столобенского до их перенесения 9 июля 1995 г. Святейшим Патриархом Алексием II в Нило-Столобенскую пустынь. За более чем полвека служения в священном сане «селигерский батюшка» снискал искреннюю любовь братии и паствы. Удостоен ряда церковных и светских наград: В 2005 г. архимандрит Вассиан был удостоен звания «Почетный гражданин города Осташкова». Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1153083.ht...

В Вологде В. вел аскетический образ жизни, совершал тайные богослужения дома. К нему приходило множество людей за советами и наставлениями, В. также лечил гомеопатическими средствами физические недуги. К архиепископу часто приезжали священнослужители, жаловавшиеся на невыносимые условия, в которые поставила их советская власть, и просившие благословения оставить священнослужение и пойти на светскую работу; таким В. настоятельно советовал терпеть до конца и службы не оставлять. В. окормлял бывш. насельниц закрытых мон-рей. Многие из его духовных чад в Вологде, Житомире, Гомеле, Орле и др. городах, объединившись по 2-3 чел., селились в одной квартире и вели монашеский образ жизни. В Вологде под рук-вом В. были созданы небольшие монашеские общины под управлением бывш. игум. жен. мон-ря в Орле Евгении (Тимашевой), игум. Серафимы (Чичаговой), бывш. насельницы жен. монастыря в Риге, дочери митр. сщмч. Серафима (Чичагова) . В. наставлял своих духовных детей в письмах, которые доставлялись до адресатов членами тайных общин. Архиерей рекомендовал своим духовным чадам не участвовать в общественной жизни, не читать советской лит-ры, не посещать кинотеатров, театров, регулярно бывать в храме, больше молиться, читать религ. литературу. В. составлял для своих духовных чад подборки поучений и выписок из имевшихся у него святоотеческих книг, эти подборки («О любви и дружбе», «Как сохранить веру», «Краткие правила жизни» и др.) переписывались вологодскими последователями В. Архиерей стремился поддерживать репрессированных за веру: в 1937 г. послал одну из духовных дочерей в Сыктывкар для помощи сосланному бывш. Вологодскому еп. Стефану (Знамировскому) , помогал деньгами и вещами епископам Варсонофию (Лузину) , Евгению (Кобранову), Иоасафу (Удалову), прот. Константину Гриневичу (впосл. архиеп. Варсонофий ), игум. Корнилию (Афанасьеву) и мн. др. 11 нояб. 1940 г. В. был арестован в Вологде, заключен во внутреннюю тюрьму УНКВД. При обыске у него были изъяты 330 книг, обширная переписка, архиерейское облачение и др.; книги были уничтожены сразу, все остальные предметы - по окончании следствия. В. обвинялся в том, что создал и возглавил на территории Вологодской обл. «широкоразветвленную контрреволюционную орг-цию церковников... Главной целью их была непримиримая борьба с советской властью с целью свержения ее и восстановление монархического строя». 26 авг. 1941 г. судебная коллегия по уголовным делам Вологодского областного суда приговорила В. к расстрелу, постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 25 нояб. 1941 г. расстрел был заменен на 10 лет ИТЛ. В. скончался в тюрьме 1 Вологды.

http://pravenc.ru/text/154207.html

С 15 августа 1957 г. по 5 июня 1958 г. — ректор Саратовской духовной семинарии. В августе 1957 г., после развода с женой, принял монашеский постриг в Успенском монастыре г. Одессы, возведен в сан архимандрита в Одесском Успенском соборе. 5 июня 1958 г. постановлением Патриарха и Священного Синода назначен епископом Калининским и Кашинским. Управлял епархией до 22 марта 1960 г. . Епископ Феодосий был назначен управляющим Калининской епархии в связи с кончиной 13 марта 1958 г. архиепископа Калининского и Кашинского Варсонофия (Гриневича). Временное управление приходами вдовствующей Калининской кафедры было поручено архиепископу Можайскому Макарию (Даеву) . 20 июня 1958 г. в зале заседания Священного Синода во время совершения чина наречения во епископа архимандрит Феодосий произнес речь, в которой так обозначил смысл своего будущего епископского служения: «Я не испытал еще бремени этого служения, но знаю из Слова Божия, что истинный пастырь, а особенно епископ, должен сиять светом “пред человеки”, яко да видят его добрые дела “и прославят Отца, иже на небесех” (Мф. 20, 27)… Великий подвиг предносится моему духовному взору, подвиг непрестанный и тяжелый, от которого всячески уклонялись даже великие и крепкие духом святители Божии… Мое душевное состояние подобно состоянию путника, намеревающегося взойти на высокую неприступную гору. Поднимаясь по горе служения церковного, я испытываю естественное чувство страха перед трудностями и опасностями, ожидающими меня. Я знаю, что с нового возвышенного места, на которое меня возводит Промысел Божий, предо мной откроются новые горизонты и обширнейшие задачи, исполнение которых принесет мне не только удовлетворение и радость, но и сопутствующие им новые заботы и огорчения…» . 22 июня 1958 г. в храме Преображения Господня г. Москвы была совершена хиротония архимандрита Феодосия во епископа Калининского и Кашинского. Рукоположение в епископский сан совершили митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич), архиепископ Можайский Макарий (Даев) и пребывавший на покое епископ Серафим (Шарапов) .

http://bogoslov.ru/article/6177200

Следует отметить особую близость семьи к великой княгине Елизавете Федоровне Великая княгиня Елизавета Федоровна со своей фрейлиной «Фафкой» (княжной Александрой Николаевной Лобановой-Ростовской) В письмах 1895–1899 гг. Елизаветы Федоровны к мужу, домашних и теплых, сообщающих сведения о важных лишь для самого узкого круга событиях, постоянной и активной фигурой является княжна Александра Николаевна. В связи с болезнью Фафки, которая глубоко травмировало великую княгиню, Елизавета Федоровна пишет и о Вере Дмитриевне Лобановой-Ростовской: «Она женщина сердечная и тактичная; и ведь как она нас поняла в это прискорбное, мучительное время, как помогла в нашей ужасно трудной задаче…» А в 1907 году Елизавета Федоровна стала крестной матерью сына Лобановых-Ростовских – Дмитрия. Деятельная семья, которая занимается хозяйством, улучшением жизни крестьян, благотворительностью, восстановлением народной культуры – блестящее положение во времена Российской империи! И столь же опасное, когда колесо судьбы круто разломило Россию на две враждующие части… Другая сторона жизни князей Лобановых – их духовные руководители и старцы. Они считали себя «Оптиными детьми». Их окормляли старцы, подвизавшиеся в знаменитых русских обителях: в Оптиной пустыне, Троице-Сергиевой Лавре и др. Среди них – преподобные Оптинские старцы Варсонофий (Плиханков), Амвросий (Гренков), Иосиф (Литовкин), Анатолий (Потапов), схиархимандриты Венедикт (Дьяконов) и старец Зосима (Минаев), схиигумения исповедница София (Гринева), священноисповедник Георгий (Егор) Чекряковский, супруги Нилусы. И когда семью настигли испытания, старцы не оставили их своим попечением, направляя их действия. Порой семье казалось, что, следуя необычным рекомендациям духовных руководителей, они поступают опрометчиво, нелогично, странно. Однако же результатом стало удачное и невероятное стечение обстоятельств, которое помогло семье в очередной раз избежать гибели. Испытания начались задолго до роковых событий Октябрьского переворота. Смерть маленького сына князя Ивана и княгини Веры стала первым, личным этапом мытарств семьи. Далее последовало постепенное (и потому особенно мучительное) разорение фамильного гнезда; затем – лишения и испытания других членов семьи, тяготы друзей, знакомых; наконец – напасти у людей их круга и сословия. А после – невзгоды, злоключения и взаимное озлобление множества людей в России, затянутых стихией общего краха. Княгиня Вера Лобанова вспоминала:

http://pravoslavie.ru/141743.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010