Из аккуратных вопросов дошло и до сего, что я в то время был в Киеве, когда изволила посещать Киев Монархиня 1787 года. Князь ударившись по полам как помешанный вскочил с кресел, и к прочим говорит: «и каких еще надобно доказательств?» вставши и депутаты из-за стола начали ходить по залу, иные из них вышли на балкон. Я стою при конце стола, как осужденный, посматривая на них; как они начали возвращаться к своим местам и с ними князь, начал я говорить князю: «ваше сиятельство, да разве все те, кои были в бытность Императрицы в Киеве виноваты?» Он говорит: «да ты как думаешь?» Я говорю: «имел честь и ваше сиятельство в то время видеть в Киеве в многих местах». Сим варом обожженный и чуть не пораженный параличем, велел отвести меня в мою комнату; но я просил депутатов, чтоб мог быть еще хотя мало в допросе, представляя, что, понеже в таком случае тяжком никогда не был, опасаюсь, чтоб помешательство какое не последовало в моем смысле, и для того, пока еще не имею смысл затмнен, спрашивать меня прошу. Сделали на просьбу и продержали, допрашивая меня часа с полтора, после сказали: ежели надобность потребует, позовем тебя опять, и велели отвести меня в мое логовище. Что-ж делает разъяренный господин Сапега? он выдумал, что якобы мы с преосвященным поя на российском языке песни, сговариваемся, как говорить при допросах. Подтверждаюсь другие легкомысленные; что не инако так, и меня обвиняют; не наказывают же, ежели бы то могло быть (что есть бесстыдною их ложью), преосвященного, как старейшего, но меня следующим порядком. По прошествии трех дней после того, как водим я был к допросу, в четвертый, в часу 6 поутру, приехал генерал-адъютант, и пришедши в комнату, где я находился, спрашивает: спит ли Островский? Сказали ему, что спит; но я, все слыша, отзываюсь, что не сплю. Он мне говорить: оденься, поедешь со мною. Оделся я поскорее в платье, которое у меня было лучшее, думая, что опять к допросу; и начали с ним выходить на двор, а как не было провожающих меня солдат, несколько обрадован был, помышляя, что не увидев никакой вины начнут выпускать по одному, и по-видимому был бы я из тех первый, то немного как бы повысокоумился.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Болезнь можно остановить, удалив все пораженные участки коры и высохшие ветви. Иначе цитоспороз заразит яблоню изнутри и полностью её уничтожит. Обязательно! Не забывайте о грамотном и своевременном внесении удобрений. Особо необходимо подкармливать яблоньку перед наступлением зимних холодов фосфором и калием. Очень важна профилактика: Чёрный рак Серьёзная и опасная болезнь яблонь. Она поражает всё дерево (кору, плоды и листья). Начинается заболевание с появления пятен на листьях. Они стремительно распространяются и увеличиваются. Одновременно с этим, на плодах возникает гниль чёрного цвета, кора трескается и вспучивается. Молодые деревья не болеют черным раком. Это болезнь взрослых деревьев в возрасте от 20 лет. Не болеют чёрным раком сорта Пепин шафранный, Коричное полосатое, Папировка. Борьба с чёрным раком Чтобы не столкнуться с опасным недугом, следите за грамотным и регулярным уходом за вашими любимицами. Если рак яблони проник в ваш сад, примите следующие меры: Обрезать больные ветки следует с захватом в 1–2 см живой зоны. Места обреза обработайте медным купоросом 1–3% (для дезинфекции). Затем покройте эти области садовым варом (без добавления канифоли и олифы). Внимание! Даже, если дерево полностью выздоровело – прививать черенки с него нельзя. Черный рак очень коварен и может проявиться спустя долгое время. Самый опасный период — весенний, когда стоит теплая и влажная погода. Европейский рак Это одна из самых тяжелых болезней яблони. Европейский или обыкновенный рак очень сложно лечится. Недуг поражает ветви и ствол наростами и глубокими трещинами. Обычно раком заражаются ослабленные и старые деревья, влияют на развитие болезни и агрессивные условия (большая жара или сильный холод). У европейского рака есть две формы: Болезнь начинается весной. Вокруг инфицированных ранок возникают красноватые бугорки. Это споры грибка, которые в летнюю пору легко переносятся на соседние яблони. Лечить дерево и проводить профилактические меры следует так же, как и в случае чёрного рака. Корневой рак

http://azbyka.ru/garden/bolezni-yabloni-...

Он заснул крепко, и снились ему молодые жаркие сны. А разбудил поутру не только урочный час, но петушиный крик, стон горлицы и негромкий людской говор… Соседский петух дважды прокричал и смолк; горлица где-то рядом стонала убаюкивающе и сонно: спи да спи; а вот говор людской тревожил непонятностью: кто-то разговаривал совсем рядом. Это была явь, утро. Корытин поднялся, вышел из комнаты на веранду. Там его ждали ранние гости: старый учитель Зотич, в очках с толстенными стеклами, фельдшерица Клавдия, давняя соседка Тимофеевна, с ней еще на Зоричеве рядом жили. Встретили его с мягким, но укором: - Зорюешь долго, председатель. - Ждем тебя, ждем… - Господь с вами, — открестился Корытин. — Какой я вам председатель? Кто придумал?.. Договорить ему не дали: - Не отпихивайся… - Ты — при власти, в районе… - Всем — об стенку горохом! - Наши как печенеги сидят, хучь варом на них лей… Корытин понял, что спорить и доказывать — бесполезно. - Родные! — громко сказал он. — Не галдите. Чем могу, помогу. Жальтесь по порядку. Выслушав одного да другого, он со вздохом сказал: - Пошли в правление. Там сподручней. Колхозная контора ждала Корытина уже другой день. Он пришел. В отцовском кабинете, который пустовал без хозяина, со стариковскими заботами худо ли, бедно разобрался. Настало время иного. Не сговариваясь, по одному сошлись в председательский кабинет старого Корытина помощники, “спецы”. Давнишний заместитель по прозвищу Личный. “Лично Корытин приказал… Сам лично проверит…” — пугал он непослушных. Со стуком, на костылях, пришагал одноногий главбух Максимыч. За ними — агроном да зоотехник, кто-то еще из конторских. Понемногу собрались, расселись на стульях, вдоль стен кабинета. Словно обычная планерка вот-вот начнется. Корытин поглядел, все понял. Напрямую отказаться было вроде неловко, да и отец об отказе узнает. И потому разговор пошел, как говорится, вокруг да около. - Слыхал — рушилку отдаете? Зачем? - Без толку лежит, — объяснили ему. — А за нее обещают долги погасить по электричеству и вдодачу — векселя. Горючего возьмем, запчасти.

http://azbyka.ru/fiction/pinochet/

Нельзя себя не называть? – тогда семьи повстанцев стали сами уходить из деревень. Так – вдодаток – новый на них приказ Полномочной Комиссии ВЦИКа: «Дом, из которого семейство скрылось, разбирать или сжигать. Тех, кто скрывает у себя семьи, – приравнивать к семье повстанцев; старшего в такой семье – расстреливать. Антонов-Овсеенко». А ещё через пяток дней – от него же ещё приказ, к обнародованию, со стороны жителей «неоказание сопротивления бандитам и несвоевременное сообщение о появлении таковых в ближайший ревком будет рассматриваться как сообщничество с бандитами, со всеми вытекающими последствиями. Полномочная Комиссия ВЦИК, Антонов-Овсеенко». Как варом их поливали, как клопов выжигали! А от чёткого хладнокровного командарма – ещё один секретный, 0116: «Леса, где прячутся бандиты, очистить ядовитыми газами. Точно рассчитывать, чтобы облако удушливых газов распространялось полностью по всему лесу, уничтожая всё, что в нём прячется. Командующий войсками Тухачевский». Слишком крепко? А без того – больших полководцев не бывает. 2 Считается, что с семидесяти лет вполне уместно и прилично писать мемуары. А вот досталось: начал и на семь лет раньше. В тишине, в ненужности – чем и заняться? Год за годом вынужденный и томительный досуг. Перестали звонить, тем более навещать. Мир – замолк и замкнулся. А пережить эту пору – может и лет нет. А даже, по ряду соображений, и нельзя не написать. Для истории – пусть будет. Уже многие кинулись писать. И даже опубликовали. А потому торопятся, что хотят пригрести славу к себе. А неудачи свалить на других. Нечестно. Но – и работища же какая невыволочная! От одного перебора воспоминаний разомлеешь. Какие промахи допустил – бередят сердце и теперь. Но – и чем гордишься. Да ещё надо хорошо взвесить: о чём вообще не надо вспоминать. А о чём можно – то в каких выражениях. Можно такое написать, что и дальше погоришь, потеряешь и последний покой. И эту расчудесную дачу на берегу Москва-реки. Какой тут вид! С высокого берега, и рядом – красавицы сосны, взлётные стволы, есть и лет по двести. Отсюда – спуск, дорожка песчаная, с присыпом игл. И – спокойный изгиб голубоватого течения. Оно – чистое тут, после рублёвского водохранилища, заповедника. И если гребёт лодка – знаешь, что – кто-то из своих, или сосед. Никто тут не браконьерствует, никто не озорует.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

б) Справедливо указывают также и на то, что Евангелисту следовало бы поставить глагол τελσθη, выражающий окончание и исполнение, а не γνετο означающий простое только бывание. в) Неестественной, наконец, представляется 10-летняя медлительность в исполнении Кесарева указа; беспорядки, бывшие в Палестине по смерти Ирода, могли конечно замедлить дело, но не так долго, ибо они вскоре были подавлены Кв. Варом. Павлюс 189 ), Герсдорф 190 ), Ебрард 191 ) и Толюкк 192 ) несколько видоизменяют это толкование, переменяя дыхание и ударение над αυτη, которое они принимают не за указательное местоимение α τη – сия, как. text, recept., но за личное или относительное ατ – сама, самая. Текстуальных препятствий к такому чтению нет, так как в древне-греческом письме надстрочные знаки не употреблялись. Герсдорф в подтверждение такого чтения приводит филологическое наблюдение, что указательное местоимение у Луки ставится обыкновенно после существительного, а не прежде. Сообразно этому чтению переводят 2-й стих так: «сама же перепись или самый же ценз случился первым или впервые только уже тогда, когда Квириний был наместником Сирии». Лука, по замечанию Ебрарда, различает здесь не δγμα и πογραφ – указ Кесарев и его исполнение, но перепись лиц (census capitum) и перепись имуществ (census bonorum) или римский ценз в собственном смысле. Первая была подготовительною работою к имущественному цензу при Квиринии. Но, во 1 х, в таком случае πογραφ 2-го ст. имеет смысл совершенно отличный от πογρφεσθαι ст. 1-го, 3-го и 5-го, хотя текст не содержит ни малейшего указания на такое различие обоих слов: везде речь идет об одной πογραφ – в известном широком смысле переписи, записи или ценза. Если бы Евангелист во 2-м ст. имел в виду собственно подать, основанную на переписи, тогда он сказал бы φρου δ κλογ или εσπραξις и под. Во 2-х, если бы Евангелист хотел во 2-м стихе подушной переписи 1-го ст. ( πογρφεσθαι) противопоставить ценз имущественный или сбор податей ( πογραφ), тогда он, по крайней мере, должен был бы выразить это противоположение чем-нибудь, напр. частицею δ, написав так: ατ δ πογραφ. В 3-х, в таком случае не будет иметь надлежащего значения определение πρτη, ибо зачем было бы Евангелисту указывать на то, что эта перепись была именно первою во время управления Сирии Квиринием? В 4-х, Квандт 193 ) справедливо указывает на то, что события, разделенные на 10 – 9 лет, Евангелист не мог бы сочетать местоимением αυτη η, которое, кроме лиц, всегда относится у Луки к явлениям одновременным. В 5-х, это толкование противоречит известию Иосифа, у которого перепись Квириния называется ποτμησις и описывается как обыкновенный римский ценз. В 6-х наконец, относительно наблюдения Герсдорфа надо заметить, что оно в настоящем случае не имеет решающего значения: сам же Герсдорф из 126 случаев в Евангелии и Деяниях указывает 30, когда указательное местоимение стоит впереди существительного, напр. Лк. 9. 48; 14, 30; 18. 11 ; Дн. 2, 32–35 и др. 194 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Имя лица утрачено, но, судя но всем данным, это никто иной как Квириний 219 ). Против этих заключений Шюрер выставляет несколько возражений: 1) «Наместником Сирии Квириний мог быть только после Вара, следовательно уже по смерти Ирода. Между тем по Ев. Луке Христос родился при Ироде, следовательно до наместничества Квириния. Таким образом для того, чтобы гипотеза двукратного наместничества Квириния в Сирии могла иметь какое-либо значение в рассматриваемом вопросе, необходимо доказать не то только, что Квириний был наместником Сирии ранее 6-го г. по Р.Х., но и то, что это наместничество падает именно на последний год жизни Ирода, т.е. на год переписи, во время которой родился Христос» 220 ). Но замечание Евангелиста: «сия перепись первая была, когда управлял Сириею Квириний», вовсе не предполагает необходимо, чтобы Христос родился именно в то время , когда Квириний был сирийским наместником. Перепись эта могла быть названа первою в правление Квириния Сирией и в том случае, если она была начата при жизни Ирода Варом или даже Сатурнином 221 ), потом продолжена и окончена уже по смерти Ирода новым сирийским наместником С. Квиринием. Евангелист не говорит, что Христос родился, когда Квириний управлял Сирией,– а что перепись, во время которой родился Господь (при наместнике Сирийском Варе или Сатурнине), была первою в правление Квириния. 2) Но в таком случае, спрашивает Шюрер, почему Евангелист не ставит имя того наместника, при котором родился Господь? – Потому, ответим мы, что Евангелист делает это замечание не для того, чтобы дать хронологическое указание на время рождения Господа: тогда он без сомнения точно указал бы год владычества Августа, царствования Ирода, а также и имя сирийского наместника, как напр. в 3,1. Из контекста видно, что Евангелист здесь мимоходом и парентетически желает ближе определить не год рождения Господа, а перепись, во время которой родился Господь. Говоря о переписи при Ироде, произведенной (собственно оконченной) Квиринием во время его первого наместничества в Сирии, Евангелисту необходимо было отличить эту перепись от другого позднейшего ценза, совершенного тем же Квиринием во время второго его наместничества в Сирии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

10) Псалтырь, в библиотеке г. Лобкова, в Москве IX в. Эта рукопись по важному значению украшающих ее миниатюр, как в художественном, так и в археологическом и церковном отношении, едва ли не самая замечательная из всех, находящихся в нашем отечестве. Подробно описание ее 71 помещено в этом же Сборнике; здесь же предлагается только несколько замечаний, определяющих ее значение в истории иконописного предания. Относясь ко времени Византийского искусства, очищенного прениями с икона борцами, Лобковская рукопись содержит в себе даже изображения самых иконоборцев, посягающих на иконы, и лжепатриарха Иоанна, низложенного в 842 г., попираемого Св. Никифором Патриархом Константинопольским (л. 51 обор.), который как защитник иконопочитания, держит в руке икону Спасителя в медальоне, а иконоборцы бесчинствуют в присутствии сидящего на престоле царя Льва Армянина: один пронзает копьем икону Спасителя, в медальоне же, другой помазывает ее варом из купели, стоящей подле (л. 23 об.). Сближение жидовствующих иконоборцев с Евреями, распявшими Христа, и самого иконоборчества со страстями Господними, изображено при Пс.68:22 : «И дата в снедь мой желчь, и в жажду мой на пошла мя отца»: в верху, на поле страницы – Христос распят на кресте, без разбойников. Один воин уже пронзил его в бок копьем, другой подносит ему оцет; а внизу той же страницы сцена из иконоборчества: распятому Спасителю соответствует Его икона в медальоне, прободаемая копьем; под иконой чаша с варом соответствует оцту верхнего изображения (л. 67). Рисунок 17. Рис. 17. Миниатюра Лобковской (ныне Хлудовской) Псалтыри на л. 67 к Пс.68:22 Христос постоянно изображается в типе, установившемся в период мозаический. Икона изображается в древнейшей форме медальона или щита времен древних саркофагов, и, как исключение, в виде четырехугольной доски. Как остаток древнейшего периода, надобно почесть юный, безбородый тип Христа в медальоне на обороте 1-го л. рукописи (прилагаемый здесь на рисунке 18), и потом в меньшем размере то же в медальоне над Пророком Аввакумом (л. 154 об.). Сияние Христа отличается тремя поперечниками креста, исходящими от головы. Это отличие еще не постоянно наблюдается в VI в,: так на Римской мозаике в храме Космы и Дамиана сияние Христа без перекладин, а в Софии Константинопольской – с перекладинами, также как в позднейших фресках катакомб, именно в изображении Христа в катакомбах Св. Понтиана, VII в. В этих перекладинах очевидно сближение с крестом, которое объясняется самой историей этого последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

10) Псалтирь, в библиотеке г. Лобкова, в Москве, IX в. Эта рукопись по важному значению украшающих ее миниатюр, как в художественном, так и в археологическом и церковном отношении, едва ли не самая замечательная из всех, находящихся в нашем отечестве. Подробное описание ее 66 помещено в этом же Сборнике; здесь же предлагается только несколько замечаний, определяющих ее значение в истории иконописного предания. Относясь ко времени Византийского искусства, очищенного прениями с иконоборцами, Лобковская рукопись содержит в себе даже изображения самых иконоборцев, посягающих на иконы, и лжепатриарха Иоанна, низложенного в 842 г., попираемого Св. Никифором Патриархом Константинопольским (л. 51 обор.), который как защитник иконопочитания, держите в руке икону Спасителя в медальоне, а иконоборцы бесчинствуют в присутствии сидящего на престоле царя Льва Армянина: один пронзает копьем икону Спасителя, в медальоне же, другой помазывает ее варом из купели, стоящей подле (л. 23 об.). Сближение жидовствующих иконоборцев с евреями, распявшими Христа, и самого иконоборства со страстями Господними изображено при Пс.68:22 : «и даша в снедь мою желчь, и в жажду мою напоиша мя оцта», вверху, на поле страницы – Христос распят на кресте, без разбойников (рис. 21). Один вовне уже пронзил его в бок копьем, другой подносит ему оцет; а внизу той же страницы сцена из иконоборства: распятому Спасителю соответствует Его икона в медальоне, прободаемая копьем; под иконой чаша с варом соответствует оцту верхнего изображения (л. 67). Христос постоянно изображается в типе, установившемся в период мозаический. Икона изображается в древнейшей форме медальона или щита времен древних саркофагов, и, как исключение, в виде четвероугольной доски. Как остаток древнейшего периода, надобно почесть юный, безбородый тип Христа в медальоне на обороте 1-го л. рукописи (прилагаемый здесь рис. 22), и потом в меньшем размере тоже в медальоне над Пророком Аввакумом (л. 154 об.). Сияние Христа отличается тремя поперечниками креста, исходящими от головы. Это отличие еще не постоянно наблюдается в VI в.: так на Римской мозаике в храме Космы и Дамиана сияние Христа без перекладин, а в Софии Константинопольской – с перекладинами, также, как в позднейших фресках катакомб, именно в изображении Христа в катакомбах Св. Понтиана, VII в. В этих перекладинах очевидно сближение с крестом, которое объясняется самой историей этого последнего. Мы уже знаем, что первоначально распятие не изображали, а вместо того ставился простой крест; потом на самом верху крестного столба ставилась икона Спасителя в медальоне, как, например, на римской мозаике в храме Св. Стефана (Rotondo) VII в.;

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Это было не первое запустение в его истории: Даниил Эфесский в конце XV в. писал, что обитель была лишена иноков, но оставалась во владении православных. 859 Впоследствии ее вновь заселили. Османская перепись 1553/4 г. упоминает дейр Мар Ильяс – похоже, этот самый монастырь – и отмечает там присутствие только одного монаха; 860 переписчик, видимо, получил взятку и занизил реальное число обитателей. Трифон Коробейников (1593 г.) давал в монастыре милостыню иеромонаху Дорофею и семи старцам. 861 Василий Гагара в 1635 г. застал там весьма многочисленную братию из 30 монахов. 862 Потом, видимо, монастырь пришел в упадок, но при Паисии был обнесен новой стеной и стал одним из основных хозяйственных центров патриархата. Как описывал его Иона (1651 г.), «яко городок сделан высок, в нем же церковь велия, и старцы патриарховы пашню пашут на патриарха и монастыри и виноград великий патриархов тут и масличных древес множество». 863 Арсений Суханов сравнивал размеры монастырской церкви с Архангельским собором в Москве. 864 Самое подробное описание монастыря оставил В. Григорович-Барский (1726 г.): «... аще и мал отъвне зрится быти, обаче внутрь многа здания содержит... и тесен есть внутрь. Имат же храм преизбраний, велик и висок, с главою одною, яже зрится вне обители издалеча, шестию же столпами поддержится... Храм оний иногда бисть иконописан зело лепо, но понеже обетша, сего ради поновлен есть варом... Сице же тесно с келиями совокуплен окрест, яко низу ниоткуду к вратам пути имат, но иноки, правила ради, снисходят сверху зданий степеней каменных вниз к дверем... Трапези здание мало есть и келий такожде мало суть, понеже церковь величеством своим наполни весь монастир». 865 Паломники начала XVIII века, останавливавшиеся в монастыре по дороге в Вифлеем, не отмечали явных признаков упадка. В. Григорович-Барский, правда, писал, что иноков в обители мало, а монастырь, хотя и очень подходит для монашеского уединения, но «от арапов имат нужду не малу, понеже во вся дни и нощи подавают им пищу оконцем малым, в кошнице низпущающе».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Настала Страстная седмица 1878 года. Отец Климент был еще на ногах, но уже на Светлой неделе его не было видно. Он слег в постель. Незадолго перед тем ему очень хотелось вызвать к себе старшего брата, бывшего в Тамбове инспектором врачебной управы, для свидания, а кстати и желая у него полечиться. Об этом отец Климент и писал ему, но брат-протестант не внял гласу своего родного брата, православного иеромонаха, не поехал. Отца Климента пользовали свой монастырский врач монах Нифонт, бывший в свое время военным доктором, и козельский врач Прусский. И первый определял болезнь воспалением легких, но второй не соглашался. Между тем у отца Климента открылась постоянная икота, которая, впрочем, по его словам, не мешала ему. Прусский для уничтожения икоты велел ему глотать лед малыми кусочками. Средство это хотя оказалось действенным — икота прекратилась, но после того отец Климент совсем уже ослабел, или, как выражался его келейник, как будто его варом сварило. В то время как больной уже не мог вставать с постели, старец батюшка отец Амвросий, видя его опасное положение, предложил было ему через людей принять постриг в схиму. Но отец Климент все еще, вероятно, надеялся на то, что будет чувствовать себя лучше, и потому сказал: " Поправлюсь, схожу к батюшке, сам лично поговорю с ним об этом " . Однако он не поправился. Среди болезни его соборовали святым елеем и неоднократно сообщали Святых Христовых Таин. Прошла после Пасхи неделя. И вот 30 апреля, в день воскресный, в Неделю святых жен-мироносиц, отец Климент по окончании скитской литургии, причастившись в последний раз Пречистых и Животворящих Таин Христовых, мирно почил о Господе, оставив по себе добрую память и сожаление в сердцах многих преданных ему людей. Незадолго до его кончины прошел слух, что начальство духовное намеревалось поставить его настоятелем Малоярославецкого Николаевского монастыря, но преждевременная смерть отца Климента разрушила эту надежду. Да, по замечанию старца батюшки отца Амвросия, и к лучшему так Господь устроил. При своем очень вспыльчивом характере едва ли бы он мог управлять монастырем. Потому, когда отец Климент скончался, батюшка отец Амвросий, с сожалением относясь к своему особенно любимому духовному сыну, в то же время сказал: " Как благовременно взял Климента Господь! " . Всего прожил отец Климент в скиту более 16 лет, а всей его земной жизни было 48 лет. На третий день после кончины отца Климента были похороны, которые отличались некоторым торжеством. Служил литургию и затем погребение любивший отца Климента братской любовью скитоначальник иеромонах отец Анатолий собором с двумя иеромонахами и иеродиаконом, в светлых праздничных облачениях.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1307...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010