Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ПОСТНИК [греч. Ιωννης Νηστευτς] († кон. XI - нач. XII в.), прп. (дня пам. нет). Жил в правление визант. имп. Алексея I Комнина (1081-1118) и К-польского патриарха Николая III Грамматика (1084-1111), сведения о нем содержатся в Энкомии К-польского патриарха Каллиста I (1350-1353; 1355-1363), восхваляющем монашеские добродетели этого подвижника и лишь кратко освещающем его биографию. И. П. происходил из Каппадокии из знатного рода синклитиков Иоалитов ( Ιοαλτης), с молодости находился в числе придворных и затем занял пост протосинкрита ( Gelzer. 1886. S. 81, 83). Родители хотели женить И. П., но тот, желая целомудренной жизни, молил Бога избавить его от брака. По божественному промыслу его постигла болезнь и врачам пришлось удалить его детородные органы (Ibid. S. 68). Сначала И. П. удалился на о-в Проконнес (ныне Мармара) в Мраморном м. (в Энкомии το Μαρμαρο νσου), где подвизался в пустынном месте (Ibid. S. 71) и вел особо строгую аскетическую жизнь, подражая своему небесному покровителю Иоанну Предтече. Постепенно к И. П., обладавшему даром красноречия, стали собираться ученики. Впосл. И. П. переселился в расположенный в квартале Петра (в сев.-зап. части К-поля) мон-рь св. Иоанна Предтечи, основанный в кон. V в. егип. подвижником Варом. Иоанн Мавропод был монахом этой обители, до того как стал митрополитом Евхаитским (ок. 1050-1075 или 1081). И. П. передал все имущество мон-рю св. Иоанна Предтечи и стал его игуменом. Он построил великолепный храм, кельи, трапезную, поварню, пекарню, богадельню и ограду, за что его стали именовать 2-м ктитором этого мон-ря (Ibid. S. 84-85). И. П. составил монастырский устав (Ambros. gr. 270, нач. XIV в.), к-рый до сих пор остается неопубликованным. Из этого документа следует, что мон-рь св. Иоанна Предтечи в Петре находился под покровительством Анны Далассины, матери имп. Алексея I. О мощах И. П. сохранились сведения в сочинениях рус. паломников. Стефан Новгородец (1348-1349) сообщает о хранящейся в монастыре Петра окованной золотом и украшенной драгоценными камнями руке Иоанна Ктитора, построившего соборную церковь этого мон-ря ( Majesca G. P. Russian Travellers to Constantinople in the 14th and 15th Cent. Wash., 1984. P. 45). Об этой реликвии упоминают также Игнатий Смолянин (1396-1402) и дьяк Александр (1394-1395) (Ibid. P. 95, 163). Ист.: BHG, N 892; Gelzer H. Kallistos " Enkomion auf Johannes Nesteutes//ZWTh. 1886. Bd. 29. S. 64-89. Лит.: Janin. Églises et monastères. P. 421-429; T[albot] A. M. Petra Monastery//ODB. Vol. 3. P. 1643. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/471443.html

Церковь св. Иоанна Предтечи в Оксии (58) (ν τ Οξεα) ( Janin. 1969. P. 419-420; Иванов. 2011. С. 305), была построена имп. Анастасием I (491-518). Впоследствии получила большую известность благодаря многочисленным исцелениям, происходившим от находившихся здесь мощей вмч. Артемия . Рака с мощами св. Артемия располагалась в крипте под алтарем, куда вели 2 лестницы. Справа от алтаря находился придел (часовня) прмц. Февронии, торжественная служба которой ежегодно совершалась здесь 25 июня; 20 окт. праздновался день памяти вмч. Артемия (SynCP. Col. 772, 153). Монастырь св. Иоанна Предтечи в Петре (59) (ν τ Πτρ) ( Janin. 1969. P. 421-429), один из крупнейших в К. Согласно энкомию (BHG, N 212), составленному, возможно, Иоанном Мавроподом (XI в.), к-рый до возведения на митрополичью кафедру Евхаит был монахом и архимандритом этого мон-ря, его основателем был прп. Вар . Он происходил из Египта и пришел в К., вероятно, при имп. Зиноне (474-491) в одно время с преподобными Патапием и Раввулой. Вар поселился в безлюдном месте рядом с заброшенной каменной часовней св. Иоанна Предтечи. Однажды подвижника заметили охотники и сообщили о нем императору, к-рый захотел взглянуть на Вара. Святой, желая оказать честь правителю и, согласно обычаю, воскурить фимиам при встрече с ним, за неимением кадила положил горящие угли в складки одежды, к-рая при этом не сгорела. Пораженный чудом, Зинон отдал в собственность Вару земли вокруг церкви. Основанный Варом монастырь часто отождествляется с к-польской обителью Вары (το Βρα), известной с VI в. Прп. Иоанн Постник († кон. XI - нач. XII в.) передал все свое имущество мон-рю и стал его игуменом. Он построил храм, трапезную, кельи и др. сооружения, за что его стали называть 2-м ктитором обители. Согласно указанию в составленном им уставе (Ambros. gr. 270; нач. XIV в.), мон-рю покровительствовала Анна Далассина, мать имп. Алексея I Комнина (1081-1118). По свидетельству митр. Евстафия Фессалоникийского (2-я пол. XII в.), обитель была настолько богата, что могла обеспечить всеми необходимыми продуктами визант.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

10) Псалтирь, в библиотеке г. Лобкова, в Москве, IX в. Эта рукопись по важному значению украшающих ее миниатюр, как в художественном, так и в археологическом и церковном отношении, едва ли не самая замечательная из всех, находящихся в нашем отечестве. Подробное описание ее 66 помещено в этом же Сборнике; здесь же предлагается только несколько замечаний, определяющих ее значение в истории иконописного предания. Относясь ко времени Византийского искусства, очищенного прениями с иконоборцами, Лобковская рукопись содержит в себе даже изображения самых иконоборцев, посягающих на иконы, и лжепатриарха Иоанна, низложенного в 842 г., попираемого Св. Никифором Патриархом Константинопольским (л. 51 обор.), который как защитник иконопочитания, держите в руке икону Спасителя в медальоне, а иконоборцы бесчинствуют в присутствии сидящего на престоле царя Льва Армянина: один пронзает копьем икону Спасителя, в медальоне же, другой помазывает ее варом из купели, стоящей подле (л. 23 об.). Сближение жидовствующих иконоборцев с евреями, распявшими Христа, и самого иконоборства со страстями Господними изображено при Пс.68:22 : «и даша в снедь мою желчь, и в жажду мою напоиша мя оцта», вверху, на поле страницы – Христос распят на кресте, без разбойников (рис. 21). Один вовне уже пронзил его в бок копьем, другой подносит ему оцет; а внизу той же страницы сцена из иконоборства: распятому Спасителю соответствует Его икона в медальоне, прободаемая копьем; под иконой чаша с варом соответствует оцту верхнего изображения (л. 67). Христос постоянно изображается в типе, установившемся в период мозаический. Икона изображается в древнейшей форме медальона или щита времен древних саркофагов, и, как исключение, в виде четвероугольной доски. Как остаток древнейшего периода, надобно почесть юный, безбородый тип Христа в медальоне на обороте 1-го л. рукописи (прилагаемый здесь рис. 22), и потом в меньшем размере тоже в медальоне над Пророком Аввакумом (л. 154 об.). Сияние Христа отличается тремя поперечниками креста, исходящими от головы. Это отличие еще не постоянно наблюдается в VI в.: так на Римской мозаике в храме Космы и Дамиана сияние Христа без перекладин, а в Софии Константинопольской – с перекладинами, также, как в позднейших фресках катакомб, именно в изображении Христа в катакомбах Св. Понтиана, VII в. В этих перекладинах очевидно сближение с крестом, которое объясняется самой историей этого последнего. Мы уже знаем, что первоначально распятие не изображали, а вместо того ставился простой крест; потом на самом верху крестного столба ставилась икона Спасителя в медальоне, как, например, на римской мозаике в храме Св. Стефана (Rotondo) VII в.;

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Архимандрит Варсонофий. 29 Апреля 1825 года. Старая Руса. 18 Честная Мать Варсонофия, возлюбленная по духу дщерь! Ты заботишься, что не все исполняешь, что я грешный тебе советую исполнять? Господь да приимет сие твое зазирание себя самой вместо исполнения на деле, что потребно на спасение души твоей. Благодари Бога, что Он тебе дарует зрети своя согрешения. Ей, чадо! давала ты обеты, поступивши в монастырь, шествовать тесным путем Христовым. Но не перемена места, a крепкое изволение сердца и неусыпное бдение или трезвение ума нашего, еще Божие содействие, непрестанною молитвою приобретаемое – вот что наставление дает нам на путь, ведущий к Царствию Христову и утверждает нас на оном пути, так что мы течем по оному с веселием и благим сердцем, течем и вспять не озираемся. Не спасет нас монастырь и черная риза, ежели, живя среди огражденных стен, мирских не отлагаем обычаев, и нося плачевное одеяние, не хочем ни тела, ни души своея оскорбить чем-либо; но ищем и для тела приятной пищи и сладкого пития, и многого сна, и всякого упокоения, и для души почитания от всех и похвал и знакомства с знатными века сего особами и веселого с гостеприимными людьми обращения. Бога же ради и Царствия ради Христова, тело потомить алчбою и жаждою, или варом солнечным и студению нощною, либо на святых послушаниях, то есть на монастырских трудах, либо на молитве церковной или келейной, a душу помучить перенесением укоризн, и уничижения от других нам творимых, так же скудости и недостачества в вещах мира сего, оставления и как бы забвения нас знакомыми и немилования или по-видимому, или по строгому взысканию от высших, или по грубому и гордому с нами обращению равных и низших; уединения в келье и сидения в ней либо на чтении книжном, либо на безмолвном внимании, что есть спасения польза, какие вкореняются в нас страсти, от чего, какая страсть восприяла свое начало, и как ее истребить; как умиление сердца и слез источник, как памятование всевидения Божия, по писанному: предзрех Господа предо мною выну, как незабывание исхода от жития сего, суда Христова Страшного, Царствия Его бесконечного и мук нестерпимых вечных, как бы сие все приобресть; – таковыми и сим подобными скорбными вещами Царствия ради Небесного, помучить душу свою и тело, не хотим, забывая писанное: иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми и паки: иже хощет спасти душу свою, погубит ю.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Настала Страстная седмица 1878 года. Отец Климент был еще на ногах, но уже на Светлой неделе его не было видно. Он слег в постель. Незадолго перед тем ему очень хотелось вызвать к себе старшего брата, бывшего в Тамбове инспектором врачебной управы, для свидания, а кстати и желая у него полечиться. Об этом отец Климент и писал ему, но брат-протестант не внял гласу своего родного брата, православного иеромонаха, не поехал. Отца Климента пользовали свой монастырский врач монах Нифонт, бывший в свое время военным доктором, и козельский врач Прусский. И первый определял болезнь воспалением легких, но второй не соглашался. Между тем у отца Климента открылась постоянная икота, которая, впрочем, по его словам, не мешала ему. Прусский для уничтожения икоты велел ему глотать лед малыми кусочками. Средство это хотя оказалось действенным — икота прекратилась, но после того отец Климент совсем уже ослабел, или, как выражался его келейник, как будто его варом сварило. В то время как больной уже не мог вставать с постели, старец батюшка отец Амвросий, видя его опасное положение, предложил было ему через людей принять постриг в схиму. Но отец Климент все еще, вероятно, надеялся на то, что будет чувствовать себя лучше, и потому сказал: " Поправлюсь, схожу к батюшке, сам лично поговорю с ним об этом " . Однако он не поправился. Среди болезни его соборовали святым елеем и неоднократно сообщали Святых Христовых Таин. Прошла после Пасхи неделя. И вот 30 апреля, в день воскресный, в Неделю святых жен-мироносиц, отец Климент по окончании скитской литургии, причастившись в последний раз Пречистых и Животворящих Таин Христовых, мирно почил о Господе, оставив по себе добрую память и сожаление в сердцах многих преданных ему людей. Незадолго до его кончины прошел слух, что начальство духовное намеревалось поставить его настоятелем Малоярославецкого Николаевского монастыря, но преждевременная смерть отца Климента разрушила эту надежду. Да, по замечанию старца батюшки отца Амвросия, и к лучшему так Господь устроил. При своем очень вспыльчивом характере едва ли бы он мог управлять монастырем. Потому, когда отец Климент скончался, батюшка отец Амвросий, с сожалением относясь к своему особенно любимому духовному сыну, в то же время сказал: " Как благовременно взял Климента Господь! " . Всего прожил отец Климент в скиту более 16 лет, а всей его земной жизни было 48 лет. На третий день после кончины отца Климента были похороны, которые отличались некоторым торжеством. Служил литургию и затем погребение любивший отца Климента братской любовью скитоначальник иеромонах отец Анатолий собором с двумя иеромонахами и иеродиаконом, в светлых праздничных облачениях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Впрочем не достало бы нам времени, если бы восхотели мы несравненные их труды и подвиги подробно описывать: что бо неложный свидетель Лев Святый, Папа Римский, в первом слове о Апостолах, о Петре Святом свидетельствует? Уже, говорить, народы от обрезания веровавшие научил, уже церковь Антиохийскую основал, уже языкам дверь веры отверзл, но никогдаже изнемогл: еще Понт, Галатию, Каппадокию, Асию и Вифинию законами Евангельского проповедания исполнила Чтож и над Павлом Святым витийствует златый Церкви ритор Иоанн? Которая бы, говорить, такая адамантова была душа, чтоб Павлову терпению подражать могла 290 ? Ниже бо дважды седмь лет он, но все житие работал ради невесты Христовой; не мразом точию нощным или варом солнечным палимый, но тмочисленные подъемля искушения; и мало далее: Μοисей убо за один язык, а сей за весь мир подвизался, не поту, но крови вместо пота отвсюду текущей: егда не точию населяемые мира части, но и пустыни ко благочестию приводил: ниже Греческие народы токмо, но и варварские. Сия Златоуст о Святом Павле. И чтож уже мы, слышатели, послушал таких похвал Апостольских, не придем ли в стыд и срамоту лица нашего? который бо год начали мы работать Господеви? который день теици путем Христовым? а уже и скучаем, уже и тяжесть его преодолевает нас. Се Петр до глубокой старости, Павел также до самой смерти обходят грады и веси, благовествуя Евангелие Царствия Божия; но не унывают! се хулы, досады и гонения терпят; но не тужат! се алчба и жажда изнуряет их; но не малодушествуют! Следует во-первых, чтоб мы простых нищих и неимущих никоего благородства не презирали, ведая то, что может Бог их сделать еще лучшими нас; однакож не следует, чтоб те люди о самом ничтожестве своем какое высокоумие имели, или хотели бы самое буйство свое в похвалу себе приписывать: понеже буии здесь (как-то я некогда довольно показывал) разумеются не тии, которые ни Бога не знают, ни себе; но которые только пред людьми являются несмыслениыми, пред очами же Божиими суть весьма мудрые. На пример: ищет один чести, и затем день и нощь не спит, отдая визиты своим патронам; а другой отнюдь о том не брежет, но ждет на все благоволения Божия, и ставить, что лучше ему то время препроводить в церкви, или где должность его повелевает, которое те в передней, стоя у раздавателей честей и достоинств, теряют.

http://azbyka.ru/otechnik/Gedeon-Krinovs...

По отобрании у православных Дубойской обители Афанасий Филиппович был оставлен на послушании в Купятицком монастыре и пребывал здесь в трудах и терпении. В это время (1636 г.) в Купятицкий монастырь пришли листы Петра Могилы, митрополита Киевского (1633–1647), с просьбой собрать милостыню на обновление кафедральной митрополичьей церкви Киево–Софийского собора. Просьба была исполнена, и в мае 1637 г. собранные деньги были отправлены митрополиту. Узнав от посланного, что в Купятицах церковь весьма стара, Петр Могила дал «универсальный лист» (общий лист, по которому можно было собирать подаяния на всем Юго–Западе Руси, а не в одной определенной местности или повете) для сбора подаяний на обновление этого храма, а игумен Иларион (Денисович), после совета с братией, возложил это послушание на святого Афанасия и на послушника Онисима Волковицкого. Преподобный отнесся к труду на благо церкви, в которой помещалась Купятицкая чудотворная икона Богоматери, с необыкновенным усердием и ревностью. После совещания, которое происходило в монастырской трапезе, рассказывает св. Афанасий, «вдруг страх весьма великий напал на меня и я сидел у стола точно одеревенелый; ушедши в свою келлию, я затворился и встал пред Всемогущим Богом молиться о своем послушании. Спустя немного, когда я стоял на молитве, на меня напал такой страх, что я порывался бежать из келлии, но, удержанный какой–то неведомой силой, остался и долго горько плакал и, хотя в келлии никого не было, я услышал сладкий голос: " Царь московский устроит Мне церковь; иди к нему " . При этом меня точно облило варом, и я снова начал горько плакать, думая: что–то будет». В ноябре 1637 г., когда приближалось время отъезда на сбор, идя от заутрени из церкви, преподобный объявил игумену о своем видении, на что тот ответил: «Брате милый, куда тебя Всемогущий Бог и Пречистая Богородица поведут, туда и иди, а я тут с братией буду молиться, чтобы ты во здравии вернулся к нам; а о чем ты говоришь, не знаю, как это сбудется, когда у тебя нет и листа, который выдается от короля, нашего господина».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

985 Скажи, чтобы... не перекрещивались... – Т. е. не совершали бы обряда крещения повторно, не переходили бы в другие христианские конфессии. Возможно, имеются в виду анабаптисты, совершавшие обряд крещения над взрослыми, или старообрядцы, принимавшие новых членов в свои общины после перекрещивания. 987 В первое воскресенье святаго Великаго поста... – В другом, более позднем, списке видения событие приурочено к Чистому понедельнику (первому дню Великого поста) (Отдел редких книг Нижегородской областной библиотеки, Р/175, л. 1, 1850–1860-е гг.). 988 Стихарь – прямая длинная одежда с широкими рукавами, составляющая облачение церковного чтеца и дьякона. 990 ...златокрылые – души младенцев, умирающих воспою. – По народным представлениям, умершие от оспы ходят на том свете в золотых ризах, а каждая оспинка превращается в жемчужину. Смерть от оспы считается поэтому благом, а оспопрививание – наложением антихристовой печати. 993 Воробница – доска, ходящая кругом на гвозде и служащая для очертания кругов; снасть для мотания пряжи. 995 ...души, лежащие на досках... поливаемых варом, яко бы из кувшина. – В другом списке видения дается такое пояснение: «Ети люди нежили свое тела в печах и банях» (Там же, л. 10). 996 Онучи – портянки на ноги под сапоги или лапти. В другом списке видения об этом человеке в онучах добавлено: «Он был шут и рядился в святки, за что идет мима сего места во ад за осквернение святых дней» (Там же, л. 9 об.–10). 997 Чистое раскаяние – покаяние не только в тех грехах, которые совершены после последней исповеди, но во всех начиная с детства. 998 На другой день к вечеру серце мое от страсти болело немалое время. – Другой список завершается сообщением о смерти «девицы»: «Девица сия после жила год без пищи и пития и сна и умерла в тот же самый день. Уже после себя приказала объявить видение сие» (Там же, л. 15 об.). 999 Макарьевский монастырь – Желтоводский Троицкий монастырь, основанный св. Макарием Желтоводским и Унженским (см. о нем ниже) в 1435 г.; находился в Нижегородской губернии на левом берегу р. Волги в урочище Желтые воды. В 1868 г. монастырь был упразднен, а в 1882 г. обращен в женскую обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сими и сим подобными гласы восплачюся пред моим Создателем, сими рыданьми возрыдаю пред моим Владыкою, сими вопльми возстеню пред моим Родителем. Остро бо ест к слышанию того ухо, щедро ест к милованию того сердце, человеколюбива есть ко обращению того утроба. Аще бо точию нареку его отца, не может ослушатися моего гласа. Аще увидит в сицевей моей бедности, не может презрети моего плача. Покажю ему бедное мое лице, тименною сажею помазанное. Простру мою к нему десницу, убийства кровию каплющую. Поднесу мои устне, волхованием чарования насыщеннии. Представлю ему мои нозе, каменным претыканием Обнажю ему вся моя уды, безчестием и ранами утомленныя. Дам ему обеты спасительныя, положю пред ним правости сердца моего, к покаянию намеренныя. Отверзу ему мое слово мыслию постоятельнаго исполнения». И сия тако размышляя, «востав, иде ко отцу своему. Еще же ему далече сущу, узре его отец его и мил ему бысть. И, тек, нападе на выю его и облобыза Оле, силы гласа, в покаянии лежащаго, яко и от самаго небеснаго престола к щедрому снитию грознаго Судию призвавшаго! Таковыми убо беднаго сына бедными гласы преложися грозное Судиино сердце к милости. Таковыми смиренна сего слезными вопиении преклонися страшная Владычня утроба к жалости. Таковыми горкаго сего и горкими плачами преложися нестерпимая Господня ярость к благости. Едва бо точию бедный сей сын в память перваго благородия прииде; едва от губительнаго смертнаго сна пробудися, едва, в тимении еще сый, мало двигатися начат и влечашеся широким полем разстояния, идяше же злощастный сей весь изранен, весь помрачен, весь скареден, отвсюду калом помазан, отвсюду калом обложен, отвсюду смрадом воняющь. Имый тело свое варом 2790 солнечным испечено, нозе каменным претыканием 2791 избиты, руце тернием избодени 2792 , очи грязью и прахом засыпане, утроба алканием 2793 поджата, жилы нуждею скорчене, устне зловонием смердящая, – и тако ему влекущуся, узре его отец и мил ему бысть. Оле, родительския безмерныя жалости! Виде беднаго своего сына, издалеча влекущася и полну кошницу 2794 безчастия носяща. Скаредною же верстою 2795 оболчена, истоптанными котыгами 2796 обувена, гладом сламляема, стыдом помрачаема, нищетою подавляема – и не возможе угасити палящия его родительския жалости, не возможе удержати своея маститыя презре убо предстоящий ему непрестанно небесныя вельможи, остави ликующия в дому его ангельский сановники, мимо иде служащия ему выну ангельския оруженосцы. Пойде к бедному преславный, потече к нищему богатый, подвижеся к безчестному пречестнейший. «И, тек, нападе на выю его и облобыза

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слабая женщина, всей прошлой жизнью своей приученная к неге и роскоши, оказалась в подвигах своих сильнее духом и многих мужчин, так что дивился ей не только преподобный авва Зосима, но и многие поколения монахов, живших после него, вплоть до наших дней. Матерь Божия, заступившая ее от тягот первого искушения в иерусалимском храме Воскресения Господня, воздвигла ее на подвиги и подала ей силы не только превозмогать искушения пустынножительства, но и возможность различать пустое от истинного, тленное от вечного. Хрупкая женщина, вошедшая в пустыню и проводившая вдали от людских глаз жизнь свою в обществе лишь диких зверей, «деющи, учила презирати плоть, преходит бо, прилежати же о души вещи безсмертней» 1665 . В борьбе за бессмертную душу свою преподобная своей «добродетельною силою, слезами и постом крайним, молитвою же и варом, зимою и наготою приятелище была Святаго Духа честно» 1666 : «греха мглы избежавши, покаяния светом озаривши свое сердце, пришла ко Христу» 1667 и «едина Единому чисто приобщилася крайним воздержанием и терпением дел своих» 1668 . Потому и воспевают ей с верою и любовью Студийские отцы великопостную молитвенную песнь: «Мать Света незаходимого, просветив тебя, освободила от мрака страстей. И ты, преподобная Мария, войдя в духовную благодать, просвети верно тебя восхваляющих». Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Марии: Чудо ново видев, ужасашеся божественный в тебе воистину, мати, Зосима: ангела бо зреше во плоти и ужасом весь исполняшеся, Христа поя во веки «Наяву увидев в тебе, мати, новое чудо, божественный Зосима ужаснулся: ибо увидел ангела во плоти и исполнился весь ужасом, Христа воспевая во веки». Сам преподобный авва Зосима «чуть не с пелен был взращен в монастырском обычае и трудах». Он, «предаваясь деятельной добродетели» и всегда размышляя над словом Божиим, «укрепил себя во всяческом смирении, соблюдал всякое правило, поставленное в этой школе подвига ее наставниками, а многое сам добровольно назначал себе, стремясь подчинить плоть духу», и этой цели действительно достиг, так что «нередко удостаивался божественных видений, ибо получал озарение свыше», и «прославился как муж духовный» настолько, что «из ближайших, а нередко и из дальних монастырей постоянно приходило к нему множество братьев, чтобы его наставлением укрепиться для подвига» 1669 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010