Arhiva De ziua aniversrii a 80 de ani din ziua naterii pururea pomenitului mitropolit Hrisanf (Cepil) slujbele dumnezeieti de pomenire au fost svâritenîn catedrala episcopal a Mitropoliei de Veatka 24 iunie 2017 19:08 24 июня 2017 года, в день памяти апостолов Варфоломея и Варнавы, празднование в честь иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть» («Милующая»), исполнилось 80 лет со дня рождения приснопамятного митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа (Чепиля) . Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр по приглашению митрополита Вятского и Слободского Марка принимает участие в богослужениях и мероприятиях, посвященных памяти почившего иерарха. Митрополит Александр совершил Литургию в Успенском кафедральном соборе Трифонова монастыря, где близ гробницы преподобного Трифона Вятского находится место погребения почившего архипастыря. Главе Казахстанского митрополичьего округа сослужили: архиепископ Верейский Евгений , председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви ; наместник Успенского Трифонова мужского монастыря архимандрит Феодор (Рулев), настоятель Троицкой церкви села Быстрица протоиерей Николай Федько, руководитель информационного отдела Митрополичьего округа протоиерей Евгений Иванов, клирики Вятской епархии . Пел архиерейский хор Вятской митрополии под управлением Людмилы Телегиной. За богослужением молились: епископ Бишкекский и Кыргызстанский Даниил , настоятельница Преображенского женского монастыря Вятки игумения София (Розанова) с насельницами обители, секретарь Казахстанского митрополичьего округа О.Н. Овчинников, духовные чада почившего митрополита Хрисанфа (Чепиля), прихожане храмов города Кирова. На Литургии присутствовали: председатель Законодательного собрания Кировской области В.В. Быков, руководитель отдела по вопросам этноконфессиональных отношений администрации Кировской области А.Ю. Березин, директор детско-юношеского центра патриотического воспитания города Кирова А.А. Покручина. Митрополит Александр вознес сугубые молитвы о упокоении митрополита Хрисанфа, его родителей — Антония и Дарии, сродниц — монахини Манефы и монахини Ангелины.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4941728...

Это происходило в 1772 году 438 . Память Преподобного Никандра Городненского В Городненском погосте, при озере Городном, что в Валдайском уез­де, по переписи 1581 года волость Лещуновская «была Воскресенского монастыря гончарного конца Новгородского 439 . В начале XVII века на бе­регу озера Городного раб Божий Никандр построил храм Воскресения Христова, собрал иноков и возобновил для окрестных жителей память о древней Воскресенской обители молитвы. Преподобный Никандр служил для собранных им иноков гримером святой жизни, проводил жизнь подвижническую, в трудах, посте и молитвах. Мощи его покоятся под спудом, и в храме бывшей обители его есть придел “преподобного Никандра Городно-Озерского”» 440 . Память святого мученика Никандра епископа Врача, посещавшего и лечившего узников за веру Христову в тем­ницах и предававшего погребению бесчестно брошенные тела замучен­ных христиан, за что после мук и был обезглавлен во время гонения Диоклитианова, в 302 году. День шестнадцатый. Память святых мучеников Савина и Папы Савин был один из начальных граждан Ермополя, что в Египте. Во время гонения Диоклитианова, скрываясь от сыщиков, удалился из Ермополя в некую пустынную деревню. Нищий же некто, питаемый им, услышав, что Савина ищут, пришел к идолослужителям и за две золотые монеты уговорился довести их до убежища Савинова. Так был схвачен блаженный и, после пыток сперва в Ермополе, потом в Антинополе, утоплен в реке Ниле с другими шестью христианами. Папа же святой пострадал около 305 года в Селевкии Исаврийской. Память святого апостола Аристовула, епископа Вританийского, одного из 70-ти апостолов Христовых Жил в I веке. Апостол Аристовул, родом из Кипра, брат свято­го апостола Варнавы , был поставлен в епископы святым апостолом Павлом. Он проповедовал в Британии, нынешней Англии, почему и называется Вританийским или Британским. Много потрудился он, проповедуя язычникам, много и пострадал от них, и мирно скончал­ся в Британии. О нем упоминает святой апостол Павел в послании к Римлянам: Приветствуйте верных из дома Аристовула ( Рим. 16, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

При нем Мартирий Антиохийский отказался от епископства из-за Зинонова развращения православной веры, сказав посреди церкви: – От непокорного,/261г и от народа непослушного, и от церкви оскверненной отрекаюсь, храня в себе святительский сан. 1 . Когда же он отступил, на престол силой вскочил Петр Он первым придумал миро в церкви перед всем народом освящать, и оглашение вод на Богоявление совершать, и в каждой молитве И407 именовать Богородицу, и на каждой службе произносить Божие веры, то есть «верую в единого Бога», которое раньше произносилось только один раз в году, в Великую пятницу. Б619 мощи Варнавы апостола обретены были [на Кипре] под деревом рожковым; на груди было от Матфея евангелие, самим Варнавой написанное. Под этим киприане чтобы их митрополия была без главы и не платила подать в Антиохию. Это/262а евангелие Зинон положил не в палате, а в церкви святого Стефана, повелев читать каждый год в святой Великий четверг. Глава 56 После Зинона царствовал Анастасий Диррахиец, 27 лет. И когда обрушились на дворец громы и молнии, и царь, всеми оставленный, в смятении бегал с места на место, в одной спальне его гнев Божий и, повергнув, [поразил], так что он сразу умер. При нем все Виталиан Фракиец и, взяв Фракию, а также и Скифию и Мисию, дошел, разоряя, до Анапла. сразился с ним на Марин эпарх и сжег варварские корабли огнем многим, который изобрел Прокл философ. , погрузившись, все гунны, и готы, болгары, и Б620 прочие воины утонули/262б в Быстрине, а Виталиан бежал с немногими уцелевишми. И огонь на небе явился. 1 . И восстал народ в Константиновом граде из-за христианского закона, так как царь хотел прибавить к Трисвятому : «Распятый за нас, помилуй нас». И когда логофет и эпарх взошли [на] амвон Великой церкви и начали по царскому повелению еретичество проповедовать, народ [и] великое множество жителей Константинова града набросились на них, и едва убежали. И началось такое волнение и мятеж, и крики : царя хотим», что царь и бояре бежали и укрылись от натиска народа. крамольники, собравшись, устремились к домам/262в логофетовому и эпарховому, все имущество их разграбили, и дома их подожгли, а всех оказавшихся в домах их посекли. Затем начался мятеж великий и И408 смута, и подожгли многие дома, и многих убили, и дерзнули на другое такое же страшное и небывалое, с громкими криками понося Анастасия и восхваляя Виталиана. И после этого, придя к озеру около Святого Мокия, созданному тем царем, Б621 обнаружили игумена монастыря Святого Филиппа, любимца царя, и, убив его, подняли голову на копье, крича:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Его гробница оставалась неизвестной на протяжении нескольких столетий, но так как многие люди на том месте получали исцеление от болезней, то назвали его «местом здравия». После Халкидонского Собора, в царствование императора Зенона, Апостол явился кипрскому архиепископу Анфиму, причем трижды в течение одной ночи, и известил его о том, где находится его гробница. Это явление Апостола произошло именно тогда, когда властолюбивый патриарх Антиохийский Петр домогался поставить Кипрскую Церковь под юрисдикцию своей кафедры. Но после сего явления апостола Варнавы император распорядился, чтобы Кипрская Церковь как Церковь Апостольская навеки пребывала самостоятельной. Так была утверждена автокефалия Кипрской Церкви. 3. Празднование иконы Божией Матери «Достойно есть» и чуда, совершившегося пред ней в правление патриарха Николая Хрисоверга (983–996). Это чудо состояло в следующем. Однажды ночью некий монах читал канон Пресвятой Богородице и воспевал «Честнейшую...» в келье монастыря Пантократор, именуемой ныне «Достойно есть» . Его старец в то время ушел в Карею. Внезапно явился в храме человек и начал петь: «Достойно есть, яко воистину...» Это песнопение дотоле было неизвестно в Церкви. Услышав его, монах был потрясен как содержанием, так и дивным небесным хором. «У нас так поют», – возвестил незнакомец монаху. Монах захотел, чтобы это песнопение было записано, и принес небольшую плиту, на которой, словно на воске, пришелец начертал песнопение и после этого внезапно исчез. Этот незнакомец был Архангелом Гавриилом. Та плита была перенесена в Царьград, а песнопение и поныне совершается в Церкви. Одинокий инок в тишине молился, Дух его смиренный к Богу возносился. Но внезапно в храм вошел неведомый монах, Песнь запел пречудную, как на небесах. Инок по обычаю воспевал « Честнейшую », Деву непорочную, серафим Славнейшую . Но сказал загадочный гость ему чуть слышно: «Песнь сию иначе поют в вышнем. Мы поем с «Достойно», поем общим хором; Чтоб не занимать тебя долгим разговором, Лучше пропою тебе эту песнь небесную, Дабы ты впитал ее в душу благочестную!» Инок, пожелавший не забыть ни слова, В страхе обратился к незнакомцу снова: «Нет у нас здесь хартии, нечем записать, Как бы мне из песни ничего не потерять!» Осенил пришелец Божий храм крестом И на камне твердом стал писать – перстом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Когда же возник монастырь и все собрались вместе в одно жилище, и заключились в пределах ограды, они должны были поставить и игумена всего монастыря. Этому-то игумену сей великий император повелел принять епископское рукоположение, быть вместе игуменом и епископом, иметь оба сии достоинства – и это прилично, чтобы в одном лице сохранялись два достоинства – руководственное и иерархическое, по образу двух пророков Моисеи и Аарона... А отцы бывшего тогда синода, с сочувствием встретив эти благочестивое намерение императора и удивившись его глубокому уму в делах божественных, и сами с своей стороны пожелали еще возвысить честь и достоинство этого архиерея, учрежденного на горе Синайской этим императором. И вот они совещаются, чтобы взвести императору просьбу, чтобы он почтил его титулом всечестных и сделал его архиепископом. А было тогда только два архиепископа Охридский и Кипрский. Охридский был почтен от Юстиниана этим титулом потому, что Охрид был его отечеством, и поэтому он назвал его и первою Юстинианою; а Кипрский епископ был почтен Константином Великим и утвержден (в достоинстве архиепископа) Юстинианом потому, что в Кипре обретено было на мощах святого апостола Варнавы собственноручное евангелие св. Марка... Взнесли же они эту просьбу императору при посредстве одного митрополита Птолемаидского. Император привял сочувственно эту просьбу не только вследствие убеждений, но особенно потому, что ему казалось это дело благовидным, и издал поэтому случаю хрисовул». Затем патриарх Нектарий приводит и самый хрисовул, который впрочем помещается и в новейших изданиях императорских новелл. Высказывая, что римская империя, воздавая должную честь людям отличающимся в разных родах общественной деятельности и особенно тем, кои трудятся для пользы душ, по просьбе епископа Птолемаиды священнейшего и всечестного, и по уважению к святой горе Синайской дарует епископу ее почетное звание всечестного, хрисовул в заключение говорить: «Царство мое чествует будущего по временам настоятеля на Синае достоинством всечестных и определяет, чтобы он считался третьим из всех почтенных сим титулом и имел бы равные с ними почести в ходах, сидениях, стояниях и собраниях, облекался бы и в одежды присвоенные архиереям имеющим эту честь с древних времен до ныне, имел бы и все прочее равное им и чтобы все это принадлежало ему без всякого ограничения».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мученик Папа был родом из Лиранды, города в Ликаонии. За веру Христову его сначала били розгами, а затем так сокрушили лицо, что нельзя было узнать его, водили в сапогах с железными гвоздями и наконец привязали к дереву и уморили. Пострадал он при императоре Максимиане. Мученик Иулиан пострадал при императоре Максимиане в г. Антиохии. Мученики Трофим и Фала были родными братьями и оба священниками. Они проповедовали веру Христову и обличали нечестие язычников, несмотря на то, что в их время было страшное гонение на христиан. Жили они в III веке в г. Лаодикии, в Карии (ныне Нуе-Леске). Правитель Карии Асклипиодот приказал убить их камнями. Но бросаемые камни не касались мучеников, а обратно отлетали и поражали самих мучителей. Наконец Асклипиодот велел распять их, и святые мученики с креста не переставали учить народ и с молитвой скончались. Асклипиодот после казни сих мучеников умер в ужасных страданиях. Апостол Аристовул был из 70-ти апостолов, брат ап. Варнавы. Происходил из Кипра. Ап. Павел послал его проповедовать веру Христову в Англии (древней Британии). Здесь он перенес много страданий от неверных: его били, влачили с поруганием по улицам и всячески оскорбляли. Но он просветил страну; здесь и скончался Священномученик Александр был папой в Риме. Св. Серапион был архиепископом в Новгороде. Родился в селе Пехре, близ Москвы, жил в XV веке, при великом князе Иоанне III. С молодых лет желал уйти из мира, но, повинуясь родителям, вступил в брак и принял священство. Скоро умерли жена Серапиона и родители, и он раздал все имение бедным и ушел в Дубенский монастырь (на границах Тверской и Владимирской губерний). Отсюда перешел в Троицкую лавру и сделан был настоятелем в ней. Великий князь любил и уважал Серапиона и нередко пользовался его советами. В 1506 г. Серапион был посвящен в сан архиепископа Новгородского. Много скорбей перенес он в новом своем сане. В его время в Новгороде не раз свирепствовала моровая язва, был страшный пожар, вместе с пожаром ужасная буря. Пожар был прекращен по слезным молитвам святителя, когда он вышел с крестным ходом на улицу города. В 1509 г. святой был лишен епископской кафедры и заключен в Андроников монастырь. Это произошло вследствие отлучения им от Церкви Иосифа Волоколамского за то, что тот самовольно, без разрешения его, как архиепископа, перешел под власть московского митрополита. Из Андроникова монастыря святой переведен был в Троицкую лавру, где и скончался. Предвидя свою близкую кончину, он принял схиму. Скончался в 1516 г. Св. мощи Серапиона обретены нетленными и почивают под спудом в притворе Троицкого собора, в Троице-Сергиевой лавре. 17-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

53 Преподобный Варнава Гефсиманский (в миру Василий Ильич Меркулов, † 1906; память – 6/19 июля (Собор Радонежских святых) родился 24 января 1831 года в селе Прудищи Тульской губернии в семье крепостного. Детство и юность будущий подвижник провел в подмосковном селе Фоминское (ныне город Нарофоминск), куда родители его переселились по воле своего помещика. Василий часто посещал Троице–Одигитриевскую Зосимову пустынь и назидался наставлениями отшельника Геронтия, жившего в уединении близ обители. В возрасте двадцати лет Василий Меркулов поступил в Троице–Сергиеву Лавру. За ним последовал и его наставник, принявший в обители преподобного Сергия схиму с именем Григорий. Через месяц после прихода в Лавру Василий получил благословение перейти на жительство в Гефсиманский скит. Там он поступил в послушание к монаху Даниилу, будущему строителю (настоятелю) Гефсиманского скита. Через восемь лет (в 1859 году) рясофорный монах Василий был переведен в Пещерное отделение. 2 января 1862 года скончался наставник Василия схимонах Григорий. Незадолго до кончины он открыл своему ученику волю Божию: принять подвиг старчества и послужить страждущим. Подвижник предсказал также, что со временем ученик его сделается основателем женского монастыря. На старчество благословил Василия и отец Даниил. 27 ноября 1867 года рясофорный монах Василий был пострижен в мантию с именем Варнава (в честь апостола от семидесяти святого Варнавы) и принял на себя подвиг старчества, сделавшись в самом скором времени известнейшим на всю Россию духовником. 29 августа 1871 года отец Варнава был рукоположен во иеродиакона, а 20 января 1872 года – во иеромонаха. 20 января 1873 года с благословения наместника Троице–Сергиевой Лавры архимандрита Антония (Медведева) иеромонах Варнава был назначен народным духовником, а вскоре – и братским духовником Пещерного отделения Гефсиманского скита. С 1880 года он – духовник скитских старцев. Скончался отец Варнава 17 февраля 1906 года, в пятницу 1–й седмицы Великого поста. 54 Праздник этот именовался в скиту Воскресением и Вознесением Божией Матери и совершался по особому чину.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Дни Православного единства на Кипре (версия для печати)/Православие.Ru Дни Православного единства на Кипре Православие.Ru , 6 декабря 2004 г. Конференция «Православное Единство» / В 2006 году исполняется 900 лет установления духовных связей между Кипром и Россией. Идя на встречу этому юбилею, Русский Православный Образовательный Центр выступил инициатором проведения на Кипре Дней Православного Единства, которые прошли с 29 ноября по 5 декабря, и стали еще одной вехой в подготовке 900-летнего юбилея - важного события в жизни Поместных Православных церквей. Участники встречи у колонны бичевания апостола Павла В этом мероприятии приняли участие священники и миряне Константинопольской, Русской, Грузинской, Сербской и Кипрской Православных церквей. Из разных уголков мира прибыли гости на святую кипрскую землю: из Франции, Швейцарии, Германии, Израиля и России. Участники Дней Православного Единства посетили славные кипрские монастыри, святые обители. На горе Трони у усыпальницы первого президента Кипра архиепископа Макариоса III была отслужена лития. Братьев по вере тепло встречали в монастырях Ставровуни, Киккской Божией Матери, Святого Ираклидиоса и других обителях. Участников Дней Православного Единства принял игумен монастыря Махерас Его высокопреподобие Епифаний. К могиле архимандрита Арсения, недавно трагически погибшего были возложены цветы и отслужена панихида. В праздник Введения Богородицы во Храм участники Дней Православного Единства приняли участие в совместной литургии с русским приходом малого храма Св. Стилиана (г. Лимассол). Вечная память. На могиле архимандрита Арсения По благословению Епископа Саламисского Варнавы в городе Айя-Напа состоялась конференция «Православное Единство», которая была посвящена памяти Патриарха Александрийского Петра VII и архимандрита Арсения Махериота. В конференции приняли участие: консул Посольства России на Кипре г-н Бородин О.В., первый секретарь Посольства Сербии и Черногории г-н Янкович А., представители православной общественности, деятели культуры, работники образования.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Нам, монахам, более должно заботиться о душе, нежели о здоровье и покое тела; должно стараться посильными грудами и терпением изыскивать путь ко спасению, а за скорби и различные лишения, ниспосланные от Бога, благодарить Его, потому что они – лествица на небо. Мне самому, сестры, врачи советовали оставить на время постную пищу и есть мясную. Иначе, говорили они, я проживу не долее двух дней. Это было в первое время по вступлении моем в обитель, когда действительно я был почти в безнадежном состоянии. Но, не получив согласия и благословения моих старцев на вкушение мяса, я отказался есть его и вот остался же жив. Ведь Сама Матерь Божия, указывая одному иноку путь ко спасению, заповедала ему не вкушать мяса. Усердно просил этот инок Царицу Небесную указать ему этот желанный путь, и Она, Владычица, явившись ему, сказала: — Не ешь мяса, не пей вина, чаще молись Богу и будешь спасен. Итак, сестры, еще раз повторяю вам: не думайте вы получить себе здоровье только от питании себя мясом, ибо без воли Божией не поможет вам и мясо, а пожалуй, и повредит еще. Поэтому убедительно прошу вас, сестры, всегда и во всем полагайтесь на волю Божию, а не на свой человеческий разум, советующий вам, как и в сем случае нарушением постановлений Святой Церкви принести себе якобы некоторую пользу. Святой апостол говорит: Когда я немощен, тогда силен» ; также сказано, что сила Божия в немощи совершается (2 Кор. 12:9). Господь да укрепит вас! О необходимости всегда прибегать под защиту святого Креста и о силе крестного знамения отец Варнава в поучение сестрам приводил следующий рассказ. Одна кроткая, смиренная девица проживала несколько лет в монастыре. Враг рода человеческого не оставил в покое эту добродетельную девицу, щедро одаренную от природы прекрасной наружностью. Один юноша, увлекшись ее красотой, упрашивал ее оставить монастырь и выйти в мир. Не получая ее согласия на это, он обратился за содействием к родному дяде инокини, который также желал, чтобы она оставила тихую обитель и возвратилась в мир. Но и после того девица осталась непреклонной в своем намерении до конца дней своих служить одному Господу. Она решилась жить в монастыре, мужественно побеждать врага, действовавшего через этих людей. Видя ее твердость, решился сатана на последнее средство к совращению ее с доброго пути. Явившись к инокине в образе дяди ее, он стал прямо-таки упрашивать ее возвратиться из монастыря в мир. Обольститель говорил, что она может получить спасение и в миру, как спаслись великие пророки, апостолы и некоторые святые жены. Юная девица смутилась, слыша такие доказательства правоты слов и убеждений мнимого дяди своего. Но не поколебалась она и при этом в своем намерении не оставлять обитель и, призывая на помощь Пресвятую Богородицу, оградила себя крестным знамением. Мгновенно с шумом исчез обольститель, не терпя силы крестного знамения, и девица увидела, что она одна. Тут бедная инокиня ясно познала, что совершилось с ней.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4041...

В жизнеописании блаженной памяти старца Германа Ставровунийского читаем его повествование о том, как он был принят, когда впервые попросился в монастырь, где впоследствии принял постриг: «Когда я пришёл в монастырь, отцы в общем не поощряли меня остаться. Мне говорили, что им трудно будет меня оставить, потому что у них нет ни места, ни средств, чтобы содержать в монастыре молодых. Когда я был там, мне на глаза попались монастырские коты, которые ели засохшие куски хлеба, размоченные в воде. И я сказал в себе: “Если не хватит еды на меня, то я с большим удовольствием соглашусь на эту еду, которую они дают котам. Мне этого достаточно! Ничего другого не нужно. Только бы меня приняли!”» 14 Также характерно и то, что говорится ниже: «Среди первых уроков, которые Георгий (впоследствии о. Герман), получил в общежитии с братьями, был следующий. Папа-Григорий, брат по плоти игумена Варнавы, спросил его: – Хочешь стать монахом? – Да, я для этого пришёл! – ответил Георгий. – Чтобы стать монахом, – говорит ему мудрый папа-Григорий – ты должен сначала стать ослом, а уж потом сможешь стать и монахом! Позже о. Герман, уже сам став духовником, в письме к своему духовному чаду объяснил смысл этих слов: “То есть нужно смириться, отсечь свою эгоистическую волю, стать как животное. Только тогда сможешь положить правильное начало, чтобы стать настоящим монахом. Я сколько мог старался воплотить этот совет папа-Григория, но из-за своей гордости не смог. Поэтому я так и не стал монахом на деле, но лишь по внешнему облику”» 15 . Однако холодное отношение к послушникам, которое скрывает под собой страстное состояние и лишено рассуждения, способно скорее повредить кандидату в монахи, вместо того, чтобы помочь ему. Важное наставление об этом даёт Эвергетинос (Том 4, Глава 43): «О том, что не нужно выказывать свою власть над послушниками и приказывать им то, что не относится к их обязанностям, и о том, что благодать сопровождает повеления смиренномудрые и благорассудительные». Согласно со святоотеческим духом и то, что определяет устав общежительного Благовещенского женского монастыря Ормилия: «Принятие приходящих с рассуждением, дело поистине апостольское, и их вступление в братство должно совершаться с большим рассуждением и внимательным испытанием “временем и опытом”, с выяснением духовного устроения, намерений и образа мыслей испытуемых» 16 . В том же уставе содержатся ценные предписания о способе испытания кандидаток в монахини и критериев либо их окончательного принятия через постриг, либо удаления непригодных к монашеству 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010