Пожелание устроить храм святителя Митрофана и начало его принадлежит князю С.А.Шихматову-Ширинскому, в иночестве о. Аниките, некоторое время жившему в монастыре до отбытия в Афины, о чем было упомянуто выше. Храм св. Митрофана освящен в 1846 г. В северной части монастыря расположены храмы, а также храмы-параклисы: в честь Вознесения Господня, прп. Сергия, вмч. Димитрия, Архангела Михаила, прп. Герасима, свв. Константина и Елены, равноап. кнн. Владимира и Ольги, а также храм Покрова (в храме Покрова находятся Святая Чаша искусной работы и Евангелие в богатом окладе – дары великого князя Константина Николаевича, во время посещения им обители. Также здесь имеются мощи святого Иоанна Крестителя, святых апостолов Петра, Андрея, Матфея, Варфоломея, Фомы, Варнавы, а также святого апостола и евангелиста Луки, святого первомученика Стефана, святого Прохора, святителя Амвросия Медиоланского , святителя Григория Паламы и старца преподобного Силуана (1866–1938)) с приделом святого благоверного князя Александра Невского (в 1867 году в память чудесного избавления императора Александра II от опасности, угрожавшей его жизни 4 апреля 1866 г. Эта церковь освящена в 1868 г. посетившим в то время св. гору русским архипастырем, преосвященным Александром, бывшим епископом полтавским, а прежде настоятелем Соловецкого монастыря во время бомбардировки его англичанами, богато украшенный иконами в золотых ризах и позолоченным иконостасом). К сожалению, после разрушительного пожара из восьми храмов, находившихся в южной части монастыря, сохранилось лишь два: прп. Саввы и свт. Николая. За стенами обители расположены два храма: Святителей Московских на кладбище и Преображения Господня в гостинице. Монастырю принадлежат 5 келий: прп. Евфимия, свв. Космы и Дамиана, Живоносного Источника, первомч. Стефана и вмч. Георгия (две последних расположены в Карее; в келии вмч. Георгия находится представительство монастыря при Киноте). Кроме этого, Русику принадлежит подворье Хромица (или Хромитисса) недалеко от Урануполя – там живут несколько русских монахов, скит Ксилургу или, как его называют на Афоне, «Богородица», неподалеку от монастыря Пантократор, пустынный скит «Новая Фиваида» на юго-западе Святой Горы и Старый Русик.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

ПОСТАНОВИЛИ: Назначить монахиню Анну (Куртову) настоятельницей Иоанно-Введенского женского монастыря поселка Прииртышский Тобольского района Тюменской области с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: 10. Прошение Преосвященного Митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы об освобождении игумена Вениамина (Куликова) от обязанностей наместника Александро-Невского мужского монастыря с. Каршлыхи Моргаушского района Чувашской Республики по состоянию здоровья и о назначении на эту должность игумена Виталия (Чалбаева). ПОСТАНОВИЛИ: 1) Освободить игумена Вениамина (Куликова) от обязанностей наместника Александро-Невского мужского монастыря с. Каршлыхи Моргаушского района Чувашской Республики. 2) Назначить игумена Виталия (Чалбаева) наместником Александро-Невского мужского монастыря с. Каршлыхи Моргаушского района Чувашской Республики.   ЖУРНАЛ 89 В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного Митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия о назначении игумена Иннокентия (Никифорова) ректором Воронежской Православной Духовной Семинарии. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить игумена Иннокентия (Никифорова) ректором Воронежской Православной Духовной Семинарии.   ЖУРНАЛ 90 В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: Об исполнении Определения Освященного Архиерейского Собора от 27 июня 2008 года о деятельности Преосвященного Диомида, бывшего епископа Анадырского и Чукотского. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Констатировать игнорирование епископом Диомидом приглашений на заседания Священного Синода, направленных ему телеграммами 11 сентября, 23 сентября, 1 октября 2008 года, отсутствие с его стороны покаяния и продолжение деятельности, осужденной Определением Освященного Архиерейского Собора 24-29 июня 2008 г. , принятом на пленарном заседании 27 июня с.г. 2. Считать решение Освященного Архиерейского Собора об извержении из священного сана епископа Диомида вступившим в силу. 3. За нарушение священнической присяги, за учинение самочинных собраний, за распространение лжи и клеветы в отношении Священноначалия, за вступление в общение с запрещенным епископом и участие в расколе, на основании правил 31-го и 55-го Святых Апостол, правила 2-го Антиохийского Собора, правила 10-го Карфагенского Собора — извергнуть из священного сана протоиерея Василия Байдаченко, иерея Василия Мезенцева, иерея Александра Белого, протоиерея Владимира Мордвова и иеромонаха Спиридона (Бахарева).

http://patriarchia.ru/db/text/470180.htm...

   Подворьем монастыря Ставровуни является монастырь святой Варвары. Основан русской монахиней, прибывшей на Кипр в XIII столетии. Вначале это был женский монастырь, в настоящее время мужской. Известен тем, что насельники его занимаются по преимуществу иконописанием. Их работы поступают во вновь строящиеся храмы на Кипре. Монастырь святой Варвары — это своего рода художественная школа иноков-иконописцев.    Монастырь святого апостола Варнавы. Построен византийским императором Зеноном (V в.) на месте погребения Апостола. Могила Апостола находится в склепе, над которым усердием Архиепископа Макариоса возведен небольшой храм. Тело Святого было увезено отсюда в Константинополь. Монастырь много лет находился в запустении, пока не пришли сюда в 1917 г. три брата вместе со своей матерью. Они и возродили обитель к жизни. Но после событий 1974 г. монастырь оказался на территории, занятой турками, и превращен ими в музей.    Монастырь святого Неофита, в котором прекрасно сохранились фрески XII (со времени основания монастыря) и XVI веков. Основан в XII в. святым Неофитом, мощи которого здесь сохраняются.    Монастырь Божией Матери Троодитиссы, возникший еще во времена иконоборчества в VIII веке как пещера для иноческих подвигов, впоследствии ставший одним из центров монашества. Постройка ныне существующего монастырского храма датируется 1731 годом. Из святынь его примечателен образ Богоматери, по преданию, приписываемый кисти святого апостола и евангелиста Луки.    Монастырь Пресвятой Богородицы Хрисорройятиссы существует с XII в. (1152 г.).    Из женских монастырей необходимо отметить следующие:    Монастырь святого Ираклидия (или Гераклидия). Назван по имени первого епископа Тамасосского Ираклидия — ученика святого апостола Павла. Основан в IV веке, вначале был мужским. В монастыре имеется пещера — место подвигов и погребения святителя Ираклидия. Впоследствии мощи Святителя были увезены в Константинополь; в монастыре хранится лишь его честная глава.    Образцом женских монастырей Кипрской Православной Церкви является находящийся под покровительством главы Церкви монастырь святого Георгия Аламаноса. История монастыря восходит ко временам крестоносцев, в поздние времена он был заброшен и лишь в конце сороковых годов XX столетия заново возрожден. Живущие в нем сестры занимаются также иконописанием, огородничеством и пчеловодством.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3554...

В Москву за помощью приезжали православные киприоты из Михайловской обители (1627 г.), из монастырей архистратигов Михаила и Гавриила (1629 г.), святителя Николая (1629 г.), священномученика Маманта (1631 г.), Архангельской обители (1642 г.). Как правило, они имели при себе грамоты от Константинопольского или Иерусалимского патриархов, подтверждавшие полномочия просителей. В Москве во время патриаршей и царской аудиенций они подносили своим благодетелям и покровителям частицы мощей одного либо нескольких святых: апостола и евангелиста Луки, святого Иоанна Милостивого, апостола Варнавы , святых бессребренников Косьмы и Дамиана, святого Епифания Кипрского 40 . Киприоты, приезжавшие в Московскую землю, не ограничивались встречами с патриархом и царём, но на пути в Москву наносили визиты видным церковным деятелям. Так, например, в течение трёхнедельного пребывания в Киеве в сентябре 1642 года кипрский архиепископ Парфений, как сообщают посольские документы, имел беседу с киевским митрополитом Петром Могилой , во время которой обсуждался широкий круг церковных и общественно-политических вопросов 41 . Таким образом, распространение устных рассказов о Кипре не ограничивалось Москвой. Сохранилась греческая грамота 1623 года кипрского иерея Никифора, написанная им в Ярославле. Его соименник – архимандрит Никифор, по-видимому, также с Кипра, был затворником Андрониева монастыря, и к нему обращались приезжие греки. Написанная «русским писмом» грамота архиепископа Кипрского Христодула (1626 г.), может быть, указывает на пребывание на острове какого-то русского человека в начале XVII в. 42 . Греческая рукопись 1629 года из Софийского собрания «Поучения от Евангелия» сохранила греческую запись, сделанную рукой киприота: «Рука Матфея иерея и протонотария святой архиепископии Кипра. И читающие и обращающиеся (к этой книге – а. А.) молите за него Господа. Окончена августа первого 1629 года от (Рождества – а. А.) Христа " 43 . В 1620–30-х гг. в Москве появилось сказание «О Кипрском острове» 44 . Весьма возможно, что это сказание, созданное в посольских кругах, дошло до нас в отрывках, сделанных переписчиками Троице-Сергиева монастыря. По содержанию и по композиции сказание «О Кипрском острове и о подножии Креста Христова» распадается на три части. Общим для всех трёх частей является место действия – остров Кипр. Первая часть сказания посвящена защите крепости Киринеи от турецких захватчиков. Вторая часть сказания повествует об Успенском монастыре и его святыне – иконе «Писма Луки евангелиста» с изображением Богоматери на престоле с Младенцем Христом. В третьей части сказания речь идёт о Крестном монастыре. Здесь рассказывается об императоре Юстиниане I, который способствовал украшению серебром святыни монастыря – подножия Креста Христова 45 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

В 1970 году рукоположен в диакона монастыря святого апостола Варнавы. Во время учебы на богословском факультете Афинского университета служил в церкви Божией Матери Живоносный Источник на улице Академия (1974–1975) и кафедральном митрополичьем соборе города Афин (1976–1978). В 1981 году рукоположен в пресвитера и одновременно возведен в сан архимандрита. В 1981 году – настоятель греческого православного прихода в Женеве. С 1981 по 1991 год – протосингел Швейцарской митрополии. В 1991 году назначен заведующим бюро межцерковных связей Кипрской Православной Церкви и одновременно настоятелем церкви Панагия Фанеромени в Никосии. 7 ноября 1996 года избран хорепископом Тримифунтским. Хиротония архимандрита Василия совершена 28 апреля 1996 года. 11 мая 2007 года избран митрополитом Констанцским и Аммохостским. Возведение на кафедру состоялось 12 мая во временной митрополичьей резиденции в Паралимнио. Митрополит Василий – член Центральной и Исполнительной комиссии Всемирного Совета Церквей и председатель комиссии «Вера и устройство». Представлял Кипрскую Церковь на двухсторонних богословских диалогах между Православной и Римо-Католической Церквами и Православной и Англиканской Церквами. Преосвященный Василий – автор монографий и многочисленных публикаций как в греческой, так и в зарубежной периодической печати. Тезоименитство 1 января. Официальный сайт Констанцской и Аммохостской митрополии: www.imconstantias.org.cy Преосвященный митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор родился 2 мая 1947 года в местечке Криту Маротту в провинции Пафоса. По завершении начального образования поступил послушником в монастырь Божией Матери Киккской, где пробыл шесть лет, одновременно обучаясь в трехклассной греческой школе, действовавшей в обители. Впоследствии в качестве стипендиата монастыря был направлен в Никосию, где продолжил образование в Киккском лицее, который окончил в 1969 году. 6 апреля 1969 года рукоположен в диакона архиепископом Кипрским Макарием III и зачислен в братию Киккского монастыря. С 1970 по 1974 год обучался на юридическом факультете Фессалоникийского университета. Продолжил обучение на богословском факультете Афинского университета, который окончил в 1978 году.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В 1775 году преподобным Варнаве и Софронию была составлена служба иеродиак. Неофитом Кавсокаливитом и архим. Парфением (Метаксопулосом) . Преподобные Варнава и Софроний Сумельские с иконой Богородицы Сохранилось духовное завещание святого Варнавы: " С благоговением взирая на подвиги преподобных и богоносных отцов наших, которые мы призваны продолжить, будем пребывать в постоянной молитве и готовности к смерти, чтобы не впасть в искушение. Умножая дары смирения, нестяжания и воздержания, этого нетленного и неотъемлемого богатства, без ропота довольствуйтесь данной вам пищей и одеждой, согласно апостолу - довольствуйтесь малым. Принимайте всё и не уповайте на большое богатство, чтобы не возгордиться. Довольствуйтесь тем, что есть, а тех, кому не удаётся прийти к этому, по-фарисейски не осуждайте, дабы не стали вы жертвами осуждения друг друга. А взамен непрестанно осуждайте себя, потому что к осуждению самого себя иные относятся с пренебрежением, тогда как к осуждению другого - с наслаждением " Литература Использованные материалы   см. " Ο σιοι Βαρνβας, Σωφρνιος κα Χριστφορος " , страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθγγελος (Χαραμαντδης), Επ. Φαναρου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, " Синаксарь Православной Церкви " ), Αποστολικς Διακονας της Εκκλησας της Ελλδος,   ΘΗΕ. Τ. 11. Σ. 291-292   Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. VI. - С. 656-661    " Святые Варнава и Софроний - основатели монастыря Сумела "http://Монах Моисей Святогорец. Ватопедский Синаксарь. - Святая Гора, Изд-во Ватопедского монастыря, 2007. Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания Пемптусия - Редакция текста от: 30.08.2020 22:02:41 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны. " ВАРНАВА СУМЕЛЬСКИЙ " еще можно поискать: полнотекстовый поиск в Древе: Google

http://drevo-info.ru/articles/13190.html

Долгие переговоры с синайскими отцами завершились в 1869 г. подписанием акта о подношении Синайского кодекса России. За это Александр I пожаловал монастырю 9 000 рублей. Ныне Синайский кодекс (почти полностью) находится в Британском музее в Лондоне (в 1933 г. Советский Союз продал его за 100 тыс. фунтов стерлингов). 1259 См.: Иконы Синайской и Афонской коллекций преосв. Порфирия, издаваемые в лично им подготовленных 23 таблицах/Объясн. текст Н.П. Кондакова . СПб., 1902; Список образчиков книжной живописи, собранных покойным преосвященным епископом Порфирием, почетным членом С.–Петербургской Духовной Академиии, и поступивших в церковно–археологическую коллекцию при названной Академии. [СПб.], 1889; Петров Н.И. Коллекция древних восточных икон и обращиков древней книжной живописи, завещанные преосвященным Порфирием (Успенским) Церковно–археологическому обществу при Киевской Духовной Академии. Киев, 1886; он же. Альбом достопримечательностей церковно–археологического музея при Киевской Духовной Академии. Вып. 1. Коллекция синайских и афонских икон преосвященного Порфирия Успенского . Киев, 1912. 1260 Первым исследователем библиотеки монастыря был архимандрит Порфирий (Успенский ) . См. его: Восток христианский: Египет и Синай. СПб., 1857; Второе путешествие в Синайский монастырь в 1850 г. СПб., 1856; Описание греческих рукописей монастыря св. Екатерины на Синае/Под ред. и с доп. В.Н. Бенешевича . СПб., 1911–1917; [ Бенешевич В.Н. Описание греческих рукописей монастыря св. Екатерины на Синае. Т. 1. Замечательные рукописи в библиотеке Синайского монастыря и Синае–джуванийского подворья (в Каире), описанные архимандритом Порфирием Успенским . СПб., 1911; Т. П1. Вып. 1. Рукописи 1224–2150. Пг., 1917]; Poifirii (Uspenskii) . Catalogus codicum manuscriptorum Graecorum qui in monasterio Sanctae Catharinae in Monte Sinai asservantur/[Ed.] 5. Benesevic. Hildesheim, 1965. Начиная c 1845 г. он несколько раз приезжал на Синай. Во время первого посещения обители монахи подарили ему псалтирь 862 г., известную ныне в научном мире как Псалтирь Успенского [см.: Порфирий ( Успенский), епископ. Книга бытия моего. Т. 8. СПб., 1902. С. 47–48; он же. Псалмы (76–150): Пер. с греч. рукописной Псалтири 862 года. Киев, 1875; Псалтирь в русском переводе с греческого епископа Порфирия. СПб., 1893; см. также: он же. Четыре книги Маккавейские: Пер. с греч. подлинника, изд. в Москве в 1821 г. ... Киев, 1973]. Тогда же он обнаружил ставший впоследствии знаменитым Синайский кодекс – почти полную рукописную Библию 4 в., уступающую по древности лишь Ватиканскому кодексу ( «рукопись, содержащая Ветхий Завет неполный и весь Новый Завет с посланием апостола Варнавы и книгой Ермы, писана на тончайшем белом пергамине в четвертую долю длинного и широкого листа» – Порфирий ( Успенский), архим. Первое путешествие. С. 225).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С тем же архимандритом прислали к Царю грамоту и старцы Янинского монастыря, в которой, излагая свое бедственное состояние, просили о помощи, чтобы освободиться от долгов. Святыни было привезено Греческими властями Государю и Патриарху: архимандритом Досифеем мощи Св. мученика Меркурия, Афонского Павловского монастыря архимандритом Саввою мощи Св. Григория Богослова ; архимандритом Кипрского Никольского монастыря Иоасафом Государю мощи Апостола Луки, часть руки, и Патриарху мощи Апостола Варнавы ; и Всесвятского монастыря архимандритом Иоасафом мощи Апостола Андрея первозванного. Жалованья дано им было: от Государя по сороку соболей в двадцать рублей и по пятнадцати рублей денег каждому, да от Патриарха по сороку соболей и по десяти рублей деньгами. Кипрский архимандрит Иоасаф привез с собою к Государям грамоты от своего Архиепископа Христодула, в которых он ходатайствовал о помощи бедной обители. 11) Также и от братии Метеорского Всесвятского монастыря была прислана с ох архимандритом Иоасафом грамота к Государю следующего содержания: «бьем челом великому твоему царствию, что наш убогий Метеорский монастырь, от обладателей здешних мест, нечестивых Агарян, чрез их напраслины и налоги до конца погибает и раззоряется; нам же бедным не к кому прибегнуть и главы приклонить, кроме тебя величайшаго и милосерднаго Самодержца, милостиваго Царя, как и прежнее благочестивые Цари. Есть у нас и жалованная грамата, блаженныя памяти Великаго Государя Царя Феодора; ведомо сие буди тебе, великий Царь, и посему посылаем к самодержавному и превысочайшему великому твоему царствию, раба и богомольца твоего, архимандрита нашего, духовнаго отца господина Иоасафа. Молим и просим и покланяемся, да приимешь его как милостивый отец». Другая грамота была к Патриарху, также с просьбою о вспоможении, и в следствие сих грамот дана была Метеорскому Всесвятскому монастырю жалованная грамота на право приезжать в Россию чрез пять или шесть лет за милостынею. 12) В Мае приезжал Леонского Георгиевского монастыря архимандрит Митрофан, но не был пропущен в Москву, хотя и вез с собою мощи святого мученика Артемия: его велено было наградить обычною милостынею и отпустить обратно из Путивля.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В Москву за помощью приезжали православные киприоты из Михайловской обители (1627 г.), из монастырей архистратигов Михаила и Гавриила (1629 г.), святителя Николая (1629 г.), священномученика Маманта (1631 г.), Архангельской обители (1642 г.). Как правило, они имели при себе грамоты от Константинопольского или Иерусалимского патриархов, подтверждавшие полномочия просителей. В Москве во время патриаршей и царской аудиенций они подносили своим благодетелям и покровителям частицы мощей одного либо нескольких святых: апостола и евангелиста Луки, святого Иоанна Милостивого, апостола Варнавы, святых бессребренников Косьмы и Дамиана, святого Епифания Кипрского 40 . Киприоты, приезжавшие в Московскую землю, не ограничивались встречами с патриархом и царём, но на пути в Москву наносили визиты видным церковным деятелям. Так, например, в течение трёхнедельного пребывания в Киеве в сентябре 1642 года кипрский архиепископ Парфений, как сообщают посольские документы, имел беседу с киевским митрополитом Петром Могилой, во время которой обсуждался широкий круг церковных и общественно-политических вопросов 41 . Таким образом, распространение устных рассказов о Кипре не ограничивалось Москвой. Сохранилась греческая грамота 1623 года кипрского иерея Никифора, написанная им в Ярославле. Его соименник — архимандрит Никифор, по-видимому, также с Кипра, был затворником Андрониева монастыря, и к нему обращались приезжие греки. Написанная “русским писмом” грамота архиепископа Кипрского Христодула (1626 г.), может быть, указывает на пребывание на острове какого-то русского человека в начале XVII в. 42 . Греческая рукопись 1629 года из Софийского собрания “Поучения от Евангелия” сохранила греческую запись, сделанную рукой киприота: “Рука Матфея иерея и протонотария святой архиепископии Кипра. И читающие и обращающиеся (к этой книге — а. А.) молите за него Господа. Окончена августа первого 1629 года от (Рождества — а. А.) Христа” 43 . В 1620–30-х гг. в Москве появилось сказание “О Кипрском острове” 44 . Весьма возможно, что это сказание, созданное в посольских кругах, дошло до нас в отрывках, сделанных переписчиками Троице-Сергиева монастыря. По содержанию и по композиции сказание “О Кипрском острове и о подножии Креста Христова” распадается на три части. Общим для всех трёх частей является место действия — остров Кипр. Первая часть сказания посвящена защите крепости Киринеи от турецких захватчиков. Вторая часть сказания повествует об Успенском монастыре и его святыне — иконе “Писма Луки евангелиста” с изображением Богоматери на престоле с Младенцем Христом. В третьей части сказания речь идёт о Крестном монастыре. Здесь рассказывается об императоре Юстиниане I, который способствовал украшению серебром святыни монастыря — подножия Креста Христова 45 .

http://pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya...

Феофилакт, архиепископ Тверской и Кашинский (Лопатинский Федор) Уроженец Волыни. Обучался в Киево-Могилянской коллегии, затем в Коллегии святого Афанасия в Риме. В Киево-Могилянской коллегии принял монашеский постриг. Был наставником Киево-Могилянской коллегии. В 1704 году был вызван в Московскую Славяно-греко-латинскую академию, где был преподавателем богословия, затем наставником. С 1706 по 1708 годы – префект Московской Славяно-греко-латинской академии. С 1708 по 1722 годы – ректор Московской Славяно-греко-латинской академии и архимандрит Московского Заиконоспасского монастыря. С 21 января 1722 года – советник Святейшего Синода. С 9 марта 1722 года архимандрит Московского Чудова монастыря. 24 февраля 1723 года хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского. 9 марта 1725 года возведён в сан архиепископа. 25 июня 1725 года назначен архиепископом Псковским. 15 июля 1726 года переведён на Рязанскую кафедру. 1 октября 1726 года, по личной двукратной просьбе, возвращён императрицей Екатериной I на Тверскую кафедру. С 1723 года – второй вице-президент Святейшего Синода. 6 апреля 1735 года был взят под стражу в Санкт-Петербурге и препровождён в Тайную канцелярию. 13 декабря 1738 года архиепископ Феофилакт был лишён епископского сана и заключён в Выборгскую крепость. 31 декабря 1740 года освобождён из крепости и восстановлен в прежнем сане. Скончался 6 мая 1741 года. Погребён в Александро-Невском монастыре. Преосвященный Феофилакт был школьным товарищем и другом архиепископа Феофана (Прокоповича ; † 1736). Он входил во вторую группу архиереев Петровского времени, состоявшую из архиереев малорусского происхождения, воспитывавшихся в Киево-Могилянской коллегии. Главное направление богословского учения в Киево-Могилянской коллегии было схоластическое, его-то архимандрит Феофилакт принёс из Киева в Москву и строго держался всё время в период своего ректорства. Архимандрит Феофан (Прокопович) ввёл новый метод преподавания, выработанный протестантской богословской наукой, что послужило причиной раздора между ними. Архимандрит Феофилакт говорил, что отец Феофан внёс в свои лекции мнения лютеранские и склонность к кальвинизму. Впоследствии архимандрит Феофилакт написал жёсткое опровержение на книгу архимандрита Феофана «Повесть о распре Павла и Варнавы с иудействующими и трудность слова Петра Апостола о не удобоносимом иге...» под заглавием: «Иго Господне благо и бремя Его легко». Эти обвинения, предъявленные архимандритом Феофилактом архимандриту Феофану в неправомыслии, поддерживал и патриарший местоблюститель митрополит Стефан (Яворский ; † 1722).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010