•  Преподобный основал свою обитель на р. Пелъшме, в 7 верстах к югу от г. Каднико-ва (Сокольский р-н Вологодской обл.) в 1426 г.   •  В Богородицком Григоръевам Пелыием-ском монастыре мощи преподобного почивают под спудом. Преподобный Иаков Железноборовский (+ 1442) Память его празднуется 11 апр. в день преставления, 5 мая в день обретения мощей, 6 июля вместе с Собором Радонежских святых, 23 янв. вместе с Собором Костромских святых Прп. Иаков Железноборовский родился в семье галицких бояр Аносовых и полагал начало иноческого жития в обители прп. Сергия Радонежского (память его 25 сент.). С его благословения он удалился на пустынножительство в лес, называемый  Железный Борок,  потому что там были залежи железной руды, в Костромской области. Там собрались к нему ученики, и он создал обитель во имя Иоанна Предтечи — с уставом прп. Сергия Радонежского, но настоятелем согласился быть лишь при конце своей жизни. В 1415 г. он предсказал рождение вел. князя Василия И Темного. В 1429 г. его обитель была разрушена татарами. Он восстановил ее и много заботился о населении, пострадавшем от набега. Прп. Иаков скончался 11 апреля 1442 г. и был погребен в церкви своего монастыря. В 1450 г. обитель прп. Иакова посетил вел. князь Василий Темный в благодарность за свою победу над князем Димитрием Шемякой. В 1613 г. святые мощи прп. Иакова были обретены нетленными. Уже в то время от них творилось много чудес, и в народе его почитали святым. На гробнице прп. Иакова лежали его каменный крест, власяница и вериги. •  Местом подвижничества преподобный избрал Железный Борок на левом берегу р. Тепзы, недалеко от впадения ее в Кострому.   •  Там прп. Иаков основал Железноборовскун Предтеченскую обитель, это в 15 верста: от совр. г. Буя Костромской обл. Преподобный Варнава Ветлужский (+ 1445) Память его празднуется 11 июня в день преставления Прп. Варнава был приходским священником в городе Великом Устюге в пределах Вологодских. По велению Божию он удалился в пустынные леса Ветлужские, где провел 28 лет в подвигах поста и молитвы. Поселился он на высоком холме на берегу  реки Ветлуги.  Питался он травою и редко хлебом; дикие звери не вредили жившему по воле Божией. Множество людей посещали его ради наставлений и руководства. Посетил его и прп. Макарий Унженский (память его 25 июля). После кончины прп. Варнавы ученики его создали на месте его пустыннической кельи Свято-Троицкий Варнавин монастырь, ныне уездный город Костромской губернии Варнавин.  Святые мощи прп. Варнавы  покоятся под спудом в градском (прежде монастырском) соборе во имя св. апостола Варнавы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Наследник святого Варнавы (версия для печати)/Православие.Ru Наследник святого Варнавы Православие.Ru , 5 марта 2007 г. Во время встречи с Архиепископом Хризостомом / Луизидис Александру, помощник Архиепископа, сказал, приветливо улыбаясь: «А ведь вы – первые российские журналисты, которые встречаются с Его Блаженством после интронизации». Нас эти слова, конечно, порадовали, но и волнения добавили. И как было не волноваться: нам, журналистам еженедельника «Европа – Кипр» и сотрудникам Русского Православного Образовательного Центра предстояла встреча с известным архиереем Православной Церкви, чье имя с ноября 2006 года в списке предстоятелей Кипрской Православной Церкви. А открывает этот славный список имя апостола Варнавы, который проповедовал на Кипре Евангелие Христово в далеком I веке. Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра (таков его официальный титул) Хризостом II – человек высокого роста, крепкого сложения. Его движения неторопливы, взгляд сосредоточен, речь спокойна и взвешена. Так говорят философы и монахи. Его Блаженство несколько лет подвизался в великом монастыре св.Неофита Затворника, куда был принят послушником по окончании средней школы. После окончания богословского факультета Афинского университета будущий архиепископ вновь вернулся в родную обитель и был избран игуменом монастыря. Не из тех ли лет эта вдумчивая сосредоточенность, приверженность традиции? Традиционно и мы начинаем нашу встречу, испрашивая у архиерея благословения. - Ваше Блаженство! О беседе с Вами узнают не только читатели еженедельника «Европа – Кипр», но слушатели Русского Православного радио Кипра и всемирного Русского Православного радио «Радонеж». Это миллионы людей в 28 странах мира. Просим благословить всех нас. В эти дни Великого Поста. Ваша духовная помощь нам особенно необходима. – Мне бы хотелось передать через вашу газету добрые пожелания всем россиянам, тем, кто проживает на Кипре и тем, кто услышит нас зарубежом. В эти особые дни Великого Поста нам всем предстоит напряженная духовная работа, чтобы, борясь с грехами, измениться к лучшему, стать добрее, чище. Эти недели установлены Церковью для подготовки к Пасхальным событиям Воскресения. Как добиться этих, столь необходимых нам, изменений? Постом, искренним покаянием, молитвой. А еще делами милосердия. Только любовь к ближним, бескорыстная помощь нуждающимся служат встрече человека с Богом. И пусть на этом пути милость Божия пребудет со всеми вами.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Французский бенедиктинец Гуго Менард между кодексами монастыря Корбейского нашел древний (не позже IX в.), хотя неисправный или поврежденный, латинский перевод Послания, в котором сохранились и начальные главы его, но недоставало, однако, 4-х глав в конце. Он предпринял издание Послания Варнавы по греческому тексту рукописи Сирмонда и Корбейскому латинскому переводу; но оно было напечатано уже после смерти его братом по ордену Лукою д’Ашери в Париже в 1645 г. Новое исправление издания было сделано Исааком Фоссом в Амстердаме в 1646 г. Затем последовало много изданий: Котелье (1672), присоединившего новый собственный перевод Послания и ученого примечания к нему; Клерика (1724), Русселя (1746) и Галланда (1765), которые поместили его в полных своих изданиях творений мужей апостольских. В нынешнем столетии оно было издано Гефеле и Дресселем в их «Partum Apostolic opera». Гефеле сверх того в особой монографии о Варнаве представил и немецкий перевод Послания 107 . В привезенной в 1859 г. с Востока К. Тишендорфом Синайской Библии, относимой к IV веку, находится, после Апокалипсиса Иоанна, полный греческий текст Послания Варнавы, но он еще, к сожалению, не напечатан 108 . Глава I. Приветствие Варнавы к христианам Здравствуйте в мире, сыны и дщери во имени Господа нашего Иисуса Христа, возлюбившего нас. Зная, что вы изобилуете великими и прекрасными добродетелями Божиими, я необыкновенно радуюсь о блаженных и преславных душах ваших, – радуюсь, что вы получили благодать, столь глубоко укоренившуюся в вас. Потому и сам весьма утешаюсь, ожидая своего освобождения 110 , ибо поистине вижу, что на вас излит Дух от прекрасного источника Божественного: я в том убежден и совершенно знаю, что с тех пор, как обращаюсь с вами, я приобрел многие блага на пути спасения Господня. По этой причине, думаю, я и люблю вас, братья, более души своей, в этом состоит величие веры и любовь и надежда той жизни 111 . Итак, как я обыкновенно старался делиться с вами тем, что сам получил, и в этом служении вам, столь одаренным духовно, нахожу и награду себе, то спешу к вам написать несколько слов, дабы вы вместе с верою имели и совершенное ведение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

6 октября 1912 года Святейший Правительствующий Синод определил: «Представленные Преосвященным Нижегородским ходатайства священника Владимира Орлова и других поименованных выше лиц оставить без последствий». В 1913 году, в связи с возрастающим почитанием иеромонаха Варнавы, был поднят вопрос о переименовании Иверского Выксунского женского монастыря в «Иверский Варнавинский». 25 августа 1913 года настоятельница Иверского монастыря игумения Серафима написала рапорт епископу Нижегородскому и Арзамасскому Иоакиму следующего содержания: «Пятьдесят лет назад в ноябре 1863 года было положено начало великому делу создания вверенной мне обители Иверской, когда ее приснопамятный основатель и строитель старец отец Варнава, в то время еще послушник Гефсиманского скита Василий Меркулов, впервые посетив окрестности села Выксы, избрал и благословил место для будущей обители инокинь... Обозревая ныне дивную историю ее возникновения и процветания и в умилении сердца прославляя Бога, Его же изволением зародилась и в столь краткое сравнительно время достигла своего настоящего величия та поистине великая обитель, смиренно повергаю к стопам Вашего Преосвященства от имени всех сестер и благотворителей обители горячее желание и усердное прошение наше, дабы ради славы Божией даровано было нам милостивое архипастырское разрешение Ваше, Владыко святый, ознаменовать грядущий пятидесятый год жизни обители совершением юбилейного празднования по чину Святой Церкви с переименованием монастыря в память почившего основателя и строителя его „Иверским Варнавинским». И желательно было бы приурочить это юбилейное торжество к дню 17 августа, ибо тогда же малым освящением пилонов 53 в иконостасе Троицкого храма, оставшегося по смерти старца-строителя лишь вчерне только отстроенным, обитель довершает и последнее неоконченное дело ее отца и благодетеля». В 1919 году духовные чада иеромонаха Варнавы и его почитатели обратились в Духовный собор Троице-Сергиевой Лавры с ходатайством об устройстве в пещерном храме Гефсиманского скита, рядом с местом погребения старца, придела во имя святого апостола Варнавы .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

Но сравнительно недолго пришлось Василию пожить уединенной скитской жизнью. Промыслом Божиим Василий вновь оказался лицом к лицу с миром — на новом послушании проводником богомольцев в “Пещерах”. По-прежнему посещал молодой послушник и старца схимонаха Григория в Лавре. Во время предсмертной болезни старца послушник Василий долго оставался у своего первого наставника. В это время на него был возложен подвиг старчества, который он подъял после смерти обоих своих наставников. Завещая ему принимать с любовью всех приходящих и не отказывать никому в советах и наставлениях, старец Григорий открыл ему волю Божию, что им должна быть устроена женская обитель в отдаленной местности, сплошь зараженной расколом. В 1865 г. послушник Василий лишился и другого наставника — монаха Даниила, который перед смертью завещал ему принять на себя подвиг старчества. Еще при жизни старца послушник Василий как келейник его по поручению старца и от его имени нередко давал посетителям советы и отвечал на их вопросы. Вступление Василия на путь старчества совершилось естественно. 20 ноября 1866 г. послушник Василий Меркулов был пострижен в монашество с наречением имени Варнава в честь святого апостола Варнавы. 29 августа 1871 г. монах Варнава был рукоположен во иеродиакона. 20 января 1872 г. он был рукоположен во иеромонаха. Вскоре широкая известность иеромонаха Варнавы в народе побудила наместника Лавры архимандрита Антония утвердить его в звании народного духовника “Пещер” Гефсиманского скита. Среди многочисленных трудов и подвигов иеромонаха Варнавы первое место занимает создание Иверской Выксунской обители и окормление ее насельниц. Трудами и молитвой послушника Василия недалеко от села Выкса в краю, населенном раскольниками, в 1864 г. возникла Выксунская женская богадельня. В 1887 г. Иверская община была возведена на степень третьекласного монастыря. Старец Гефсиманского скита и основатель Иверского Выксунского женского монастыря иеромонах Варнава скончался в 1906 году 17 февраля в возрасте 75 лет, во время несения старческого подвига: в последние минуты жизни старец принимал исповедь.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

На Красной горе иноки построили две церкви: одну в честь Пресвятой Троицы, а другую — над гробом преподобного во имя святителя Николая Чудотворца и основали общежительный монастырь, получивший название «Варнавинской пустыни». Житие святого Варнавы написано в 1639 году иноком Варнавинской пустыни иеромонахом Иосифом (Лядкиным), который впоследствии стал в Москве главнейшим управителем книжного Печатного двора. Слух о чудесах преподобного достиг в 1639 году и до Святейшего Патриарха Московского Иоасафа, который спросил пред освященным собором двух пресвитеров ветлугских, Иоанна и Онисифора, пришедших в царствующий град засвидетельствовать о чудесах преподобного и милость его, которую сами над собой испытали. Один из них, Онисифор, долго страдал слепотою глаз и в тяжком недуге уже отчаивался в жизни. Иноки обители Ветлугской (Ветлужской) убедили его пойти помолиться на гроб преподобного — и там он прозрел. Другой иерей подтвердил истину слов его и сам о себе возвестил, как исцелился также у гроба преподобного от одержавшей его болезни. Тогда Святейший Патриарх послал игумена желтоводского Пафнутия в обитель преподобного узнать на месте истину слов обоих иереев. И он, собрав многие иные сказания о чудесах, истекавших от раки преподобного Варнавы, возвестил о том патриарху, который прославил память новоявленного чудотворца. Со временем на месте Варнавинской обители возник уездный город Варнавин, а главный храм обители был обращен в городской собор во имя апостола Варнавы. Аркадий Вяземский Новоторжский, преподобный — прославление Преподобный Аркадий был келейником и учеником преподобного Ефрема, настоятеля Борисоглебского монастыря. Он славился святостью жизни, подражая во всем своему учителю преподобному Ефрему, и являл собою образец послушания. Скончался он мирно в 1077 году. Мощи преподобного Аркадия почивают в Новоторжской Борисоглебской обители под спудом. Июнь 12 Арсений Коневский, преподобный Из Великого Новгорода происходил блаженный Арсений, но неизвестно, кто были его родители и в какое время он родился; лишь одно знаем, что хороши были родители, воспитавшие его в благочестии, ибо каков корень, таковы и ветви и, по Священному Писанию, аще корень свят, то и ветви (Рим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

В северной части также нашли стену и соответствующий ей контрфорс. В южной части, вне того места, которое соответствует атриуму, видны остатки квадратного баптистерия, длина боков которого равняется четырем метрам. Пол его мозаичный, составленный из маленьких кубиков – белых, красных и черных. В центре его находится круг, около метра в диаметре, но без мозаики: это – место крещальной чаши, вероятно с одной ножкой. Перед главной церковью видны развалины двух маленьких церквей, из которых одна, направо, была посвящена Моисей, а другая, налево, Илии, соответственно трем сеням, о которых говорил Спасителю Апостол Петр, восхищенный необыкновенным чудом Преображения Господа 100 . Много веков прошло с тех пор; в течение этого времени построенные на этом святом месте церкви то разрушались, то возобновлялись. Таких разрушений и возобновлений, по мнению Варнавы, было отнюдь не меньше четырех. В центре площади находилась маленькая часовенка, длиной в 9 метров и шириной в четыре метра, для небольшого количества монахов, живших в домах, прислоненных к этой часовне. Она стоит на том месте, где, по преданию, Господь после Преображения обратился к Апостолам со словами: «никому не говорите о виденном». Далее, о. Варнава указал нам в развалинах на следы бывшего здесь монастыря монахов Бенедектинцев. Так, очень ясно тут можно различить четырехугольную залу, метров в сто в квадрате, со столбом по средине, для поддержки свода. По мнению патера Варнавы, это была трапезная для монахов. В глубине одной ниши находится цистерна для воды; каменные скамейки, с подпорами для ног, помещались по стенам залы; широкая эстрада на восточной стороне указывает на место настоятеля монастыря; напротив, на восточной стороне, находится дверца, ведшая в кухню. Размеры трапезной показывают, что число монахов было ограничено. Кухня сохранила свой базальтовый очаг, на котором на крючках висели котелки; виднеется также глиняная труба для притока воды. В толще окружной стены расположена маленькая баня с куполом, просверленным круглыми отверстиями и с крантами для теплой и холодной воды; в стороне находятся остатки маленькой комнаты, пол которой выстлан белым мрамором.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Образование прихода относится ко времени обращения в христианство терских лопарей, сначала иноками Соловецкого монастыря, имевшего вотчины в здешних землях, а затем преп. Феодоритом. Понойский приход второй после Кандалакшского, образованный для крещеных терских лопарей. По их просьбе около 1532 г. из Новгорода была отправлена миссия, построившая на р. Поной первую церковь в честь апостолов Петра и Павла. А в 1575 г. некоему старцу Феогносту Новгородским архиереем была дана грамота, в которой благословлялось восстановить церковь и крестить лопарей, не успевших еще креститься. В 1581 г. эта церковь поступила в ведение Троице-Сергиева монастыря, а с XVII в. она перешла к Кольскому Печенгскому монастырю, село стало его вотчиной. Первая приходская церковь находилась не в с. Поной (которого в те времена, видимо, еще не было, т.к. в 1810 г. в нем было только 7 дворов), а в 110 верстах от него и в 10 верстах от Лумбовского погоста, при впадении в р. Поной двух маленьких речек, где находилось красивое место, называвшееся " церковным старинным местом " . Из некоторых документов церковного архива (указ архиепископа Варнавы от 13.1.1710 о взимании пени за браки) видно было, что уже в начале XVIII в. приходская церковь находилась в с. Поной. В первой половине XVIII в. она оставалась в ведении Кольского Печенгского монастыря, о чем свидетельствовал указ того же архиепископа Варнавы от 14.9.1726 на имя священника Андриана о перекрытии церкви новым тесом. По указу ДК от 16.6.1778 за опять разрешалось перекрыть церковную крышу, затем сделать новые главы и водрузить новый крест. Указ дан по просьбе тогдашнего священника Луки Адрианова " с прихожанами " , что, видимо, означает, что к тому времени с. Поной с храмом вышли из под ведения монастыря. Приписные церкви: 1) в летнем Лумбовском погосте (100 верст от Поноя зимой и 150 верст летом), в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построена в 1883 г. прихожанином Кузоменского прихода Кольского уезда Алексеем Петровичем Заборщиковым в память мученической кончины Александра II. В 1887 г. на средства местного лопаря Ивана Ивановича Денисова церковь и колокольня были обшиты тесом, окрашены, устроена церковная ограда. 2) в Сосновском погосте (90 верст от Поноя), во имя Алексия, человека Божия, тёплая, деревянная; построена на средства выше упомянутого А.П. Заборщикова (по другим источникам - на средства местных лопарей) в память чудесного спасения императорской семьи 17 октября 1888 г. от опасности во время крушения поезда; освящена 24 января 1891 г.; 3) во имя свт. Алексия, митрополита Московского, в зимнем Иокангском погосте, построена в 1891 г. на средства того же А.П. Заборщикова, часто жившего здесь по своим делам, освящена 6 февраля 1892 г.

http://sobory.ru/article/?object=60838

Во время Турецкого владычества поддерживал христианство и был рассадником христианского просвещения, дав в свое время св. церкви многих учителей и архиереев, замечательных своею популярностью, и многих, отпадших от христианства, возвратил ко св. церкви Христовой. Кроме глубокой своей древности и высокого просветительного значения, Сумелийский монастырь до сих пор хранит древнейшую христианскую святыню: Частицы Честного Животворящего Креста Господня, подаренные монастырю при грамоте Императором Алексеем Комниным, часть мощей св. Варнавы и Софрония Афинян – устроителей монастыря, и мощей многих других святых угодников Божиих. В последнее время, вследствие обнищания края, Сумелийский монастырь, не имея никаких доходов на месте, вынужден обратиться к христолюбивым благотворителям в России с просьбою о пожертвовании на самые необходимые нужды монастыря: на возобновление древних монастырских построек и на содержание училищ этих единственных рассадников христианского просвещения в Трапезундском крае. Сочувствуя бедственному состоянию обители, Всероссийский Святейший Синод, со Всемилостивейшего соизволения Его Императорского Величества Благочестивейшего Государя Императора Александра Александровича, разрешил настоятелю означенного монастыря Архимандриту Герасиму с Иеромонахом Гервасио прибыть в Россию для испрошения сбора доброхотных даяний. В настоящее время Архимандрит Герасим привез с собою: руку святого Варнавы Афинянина, руку святого мученика Прокопия Византийского, копию с иконы Пресвятой Богородицы Одигитрия, писанной Апостолом Лукою, и св. Крест». 28-е число. Суббота. В 4 часа пополудни неожиданно явился ко мне А. В. Гаврилов. Я был очень рад его посещению. Много говорили мы с ним о необходимости пересмотра Консисторского Устава. Между прочим, он упрекал меня за то, что я ничего не оглашаю в Епархиальных ведомостях о своей административной деятельности, как это делают другие архиереи и чрез это много· де выигрывают в глазах высших властей. 30-го числа получено было мною, с разных сторон, 9 писем. Писали: а) из Константинополя от 23-го числа писал Настоятель Посольской церкви, Архимандрит Арсений: «Считаю своим священным долгом поздравить Ваше Высокопреосвященство с приближающимся праздником вашего тезоименитого святого Покровителя и молю Подателя всех благ Господа, да излиет на Вас обильно щедроты Свои.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Погост (Ратонаволок). Храмовый комплекс. Церкви Николая Чудотворца (кирпичная и деревянная) и Петра и Павла. Деревянный храмовый комплекс. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:Между 1722 и 1878. Адрес: Архангельская область, Холмогорский район, д. Погост (Ратонаволок) Координаты: 63.462875, 41.719768 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Историческое местоположение: Холмогорский уезд, Архангельская губерния. Приход состоял из 15 деревень, 6 из них находились на правом берегу реки Емцы, одна - на левом, остальные - по реке Ваймуге и на полуострове, образуемом этими двумя реками. Жителей к 1 января 1894 г. насчитвалось - 501 человек мужского пола и 597 женского. Приходские храмы находились в д. Ивачевской, на правом берегу реки Ваймуги в 100 верстах от Холмогор. Вероятно, до 1691 г. рато-наволоцкие жители были прихожанами Никольской церкви с. Шарапова (принадлежавшего Антонииево-Сийскому монастырю) в Емецком остроге. Эта церковь сгорела в августе 1686 г. и на прежнем месте не восстанавливалась, хотя игумен монастыря с братией ходатайствовали об этом перед архиепископом Афанасием (в церковном архиве хранилась подлинная грамота архиепископа Афанасия от 7 апреля 1687 г.). Новая Никольская церковь для ратонаволоцких жителей была построена по грамоте того же архиепископа в 1691 г. и существовала до 1725 г., когда она сгорела. Вместо сгоревшей, по благословению архиепископа Варнавы от 1726 г., в 1727 г. была построена новая церковь во имя Николая Чудотворца и освящена 24 октября 1727 г. Другой приходской храм - во имя апостолов Петра и Павла, построен в 1722 г. по благословению архиепископа Варнавы от 14 марта 1720 г., освящён 5 июня 1722 г. Третий храм - каменный, во имя свт. Николая Чудотворца, построен в 1874-1878 г.г. Никольский и Петропавловский храмы были построены иждивением прихожан и по ходатайству братии Антониево-Сийского монастыря, так как приход был в то время монастырской вотчиной Емецкой трети Ратонаволоцкой волости. Каменная Никольская церковь была построена на средства бывших прихожан, купцов - санкт-петербургского Николая Соболева и рыбинского Ивана Мыркина. Иван Мыркин пожертвовал билет на 50 руб. в пользу причта, а в 1883 г. - билет в 1000 руб. на ремонт храма. В 1891 г. крестьянин Василий Корельский пожертвовал билет на 100 руб.

http://sobory.ru/article/?object=22318

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010