В настоящее время в постепенно возрождаемом Свято-Пантелеимоновом монастыре обитает 70 монахов, приехавших сюда из городов России, Украины, Белоруссии. И есть надежда на то, что угасание русской обители будет остановлено. В целом архитектурный облик монастыря не носит традиционного крепостного характера, свойственного афонским строениям. Многоэтажные корпуса, рассчитанные на многочисленную братию, окружают более старый, компактно расположенный в виде прямоугольной застройки центр с главным Соборным храмом, построенным в XIX веке и посвященным святому великомученику и целителю Пантелеимону. В этом храме хранится глава целителя и частицы мощей святых Иоанна Предтечи, Стефана Нового, Параскевы, Марины, Иосифа Обручника, апостола Фомы, Иоанна Златоуста и многих других. Во втором соборном храме Покрова Пресвятой Богородицы также хранятся многочисленные мощи святых: Иоанна Предтечи, апостолов Петра, Андрея, Луки, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы, первомученика Стефана, Исаакия Далмацкого, Дионисия Ареопагита, бессребренников Космы и Дамиана, Кирилла Иерусалимского, Трифона и многих других. Здесь же находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая " Иерусалимскою " , икона святого Иоанна Предтечи, древняя икона святого великомученика и целителя Пантелеимона и икона священномученика Харалампия. Третий храм построен в честь святителя Митрофана Воронежского чудотворца. В обители находится также малый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и придельный к Покровскому храм во имя святых великих князей – равноапостольного Владимира и благоверного Александра Невского. Кроме этих храмов есть еще несколько часовен. Вблизи монастыря находится усыпальница с церковью святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Очень богата монастырская библиотека, расположенная в отдельном двухэтажном здании посреди двора. В ней хранятся 1064 рукописи и более 20 тыс греческих и славянских печатных изданий и книг. Из множества иллюстрированных рукописей богатством своих иллюстраций выделяются две – Евангелие и 16 Речей Григория Богослова.

http://pravoslavie.ru/14482.html

( Дионисий Ареопагит и Симеон, называемый Нигер). Частица мощей ап. Иакова, брата Господня, находится в русском ските св. Илии на Афоне. Частицы мощей святых евангелистов Марка и Луки – в Киево-Печерской лавре. Св. Клеопа, епископ Иерусалимский, убит в горнице Тайной вечери и здесь же на Сионе погребен. Мощи его остались в земле. Частица мощей ап. Иуста хранится в Почаевской обители. Частицы мощей Варнавы, Фаддея, Прохора, Тимофея, Филиппа и архидиакона Стефана – в Покровском соборе русского Пантелеймонова монастыря на Афоне. Большая часть мощей ап. Акилы – в Риме, в церкви св. Приски. Где сохраняются мощи прочих из 70-ти апостолов, – неизвестно. Преподобный Феоктист был игуменом в Кукуме Сикилийском, скончался в 500 г. Жил при императоре Феодосии Малом. Он был учеником Евфимия Великого, от коего и принял ангельский образ. Мученик Зосима монах происходил из Киликии и жил в пустыне. Когда царь Диоклетиан воздвиг гонение на христиан, то св. Зосиму взяли из пустыни и жестоко мучили. Но святой оставался невредимым среди мучений. Тогда комментарисий, т. е. смотритель за узниками, ведший запись их, Афанасий, видя чудеса, крестился. Зосима был отпущен, и вместе с Афанасием, удалившись в пустыню, после подвигов там в расселине горы, оба скончались. Преподобый Евфимий был игуменом. Он вместе с 12-ю иноками пострадал в Ватопеде за обличение в латинском лжеучении царя Михаила Палеолога и патриарха Векка. Евфимий был утоплен, а иноки повешены. Это было в XIII веке. 5-е число Мученик Феопемпт был епископом в Никомидии. Он твердо защищал веру Христову и сильно обличал идолопоклонетво. Когда император Диоклетиан прибыл в Никомидию, то св. епископа представили к царю, и он требовал, чтобы Феопемпт принес жертву идолу Аполлону. Феопемпт отказался, и за это бросили его в раскаленную печь. Но св. мученик не сгорел в печи. Ночью, явившись во дворце, где двери растворились перед ним сами собой, он разбудил царя и сказал: «Хотя ты и велел сжечь меня, но я не умер». Царь испугался, призвал к себе воинов, бросивших мученика в печь, и пошел с ними к печи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

На Афоне в настоящее время 20 монастырей из них: 8 штатных и 12 общежительных, 12 скитов, до 800 отшельнических келий и до 10 000 всех иноков, из коих большинство греки и русские, а затем болгары, сербы, молдаване и грузины. Монастыри и скиты св. Афонской горы. 1. Русский Монастырь св. великомученика и целителя Пантелеимона (Киновия т.е. общежитие). Главный собор монастыря посвящен имени святого великомученика и целителя Пантелеимона, котораго честная глава, здесь находящаяся, составляет утешение и бесценное украшение и сокровище как храма, так и всей обители. Кроме того, в сем храме находятся и другия святыни следующия: части Древа Креста Господня и св. мощей; частица св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня; глава св. преподобномученика Стефана Новаго; глава св. преподобномученицы Параскевы; ребро св. великомученицы Марины, частицы мощей: св. Иосифа Обрученника, св. Апостола Фомы, преподобнаго Симеона Столпника; св. мучеников: Георгия победоносца, Димитрия мироточиваго, Иакова Персянина, Кирика, Трифона, Евстратия, Никиты, Феодора Тирона, священномученика Харалампия и некоторых из мученик дву тму в Никомидии сожженных. Здесь же есть значительная часть от камня, отваленнаго от Гроба Господня, из котораго сделан седмисвещник. Второй собор — Покрова Пресвятыя Богородицы. Святыни храма сего: несколько частей Животворящаго Древа Креста Господня; части св. мощей следующих святых: св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня; св. Апостолов: Петра, Андрея, Матвея, Луки, Филиппа, Фомы, Варооломея, Варнавы, Иакова Алфеова, Тимофея, Прохора, Фаддея... (стр. с 13 по 20 утеряны). Параклисов четыре: 1) св. царя Константина; 2) св. великомуч. Георгия Победоносца; 3) св. великомуч. Димитрия; 4) Всех Святых. Основание Костамонита приписывают Константину Великому, или сыну его Константию; но вернее, то предание, что ктитор его — вельможа царственнаго двора Комнинов; следоват. он основан не ранее XIII или XIV в. Название производят от окружающих его каштановых рощей. От Костамонита до Зографа один час ходу, до Кареи три часа.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1450

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАКИМ II архиеп. Кипрский (июль 1821 - май 1824). До возведения на архиепископскую кафедру исполнял обязанности эконома Варнавы апостола монастыря близ Фамагусты; в совершенстве владел тур. языком. После начала Греческой национально-освободительной революции (март 1821) И. был взят тур. правителем Кипра Кючюк Мехметом в качестве заложника вместе с архидиак. Пафосской митрополии Панаретом , архим. Леонтием и Киринийским экзархом Дамаскином (впосл. архиепископ Кипрский) для предотвращения восстания греч. населения Кипра. После казни 9 июля 1821 г. сщмч. Киприана , архиеп. Кипрского, Хрисанфа, митр. Пафосского, Мелетия, митр. Китийского, и Лаврентия, митр. Киринийского, заложников освободили из тюрьмы, чтобы они заняли вдовствующие кафедры. Их привезли в архиепископскую резиденцию на тех же мулах, на к-рых ранее доставили к месту казни архиеп. Киприана и 3 митрополитов. Кючюк Мехмет провозгласил И. архиепископом, архидиак. Панарета - митрополитом Пафосским, архим. Леонтия - митрополитом Китийским, а Дамаскина - митрополитом Киринийским. Они просили К-польского патриарха Евгения II ходатайствовать перед Антиохийским патриархом Серафимом об отправлении на Кипр 3 епископов для совершения хиротонии. После колебаний патриарх Евгений обратился к патриарху Серафиму, и тот в дек. 1821 г. отправил на Кипр Иоанникия, еп. Епифанийского, Геннадия, еп. Селевкийского, и Мефодия, еп. Эмесского. И. столкнулся с экономическими проблемами Кипрской Церкви (в т. ч. с огромным долгом архиепископии), усугубившимися в связи с резней греч. духовенства, устроенной на Кипре Кючюк Мехметом. Для уплаты долгов И. начал продавать церковное имущество, в т. ч. священную утварь, что вызвало гнев клира и мирян, к-рые обвиняли И. в том, что он тратит вырученные средства на взятки тур. чиновникам. Ситуацию с задолженностью Мехмету Хурсит-аге, достигшей 122 239 гроссов, И. удалось уладить путем займа денег под вексель у английского и прусского консулов, а также у франц. торговца Висена. Кроме того, из письма И. (16 янв. 1822) известно о задержке выплаты долга консулу Сицилии.

http://pravenc.ru/text/468931.html

В 1859 году Тишендорф, уже под покровительством русского царя Александра II возвращается на Синай , где знакомится с находками архим. Порфирия. Учёному удаётся уговорить монахов выдать ему все листы кодекса в качестве подношения российскому императору. Получив кодекс, Тишендорф привёз его в Санкт-Петербург , где было осуществлено его факсимильное издание в 1862 году под заголовком " Codex Bibliorum Sinaiticus Petropolitanus, спасенный из мрака под покровительством Его Императорского Величества Александра II, доставленный в Европу и изданный к вящему благу и славе христианского учения трудами Константина Тишендорфа " . Император передал бесценный свиток в Публичную библиотеку, где он сохранялся до 1933 года, когда Советская власть, посчитав христианскую реликвию обузой для атеистического государства, продала весь кодекс Британской библиотеке за 100 000 фунтов стерлингов. Большая часть информации об открытии Синайского кодекса практически ничего не упоминает о трудах архим. Порфирия . Уже в XIX-м веке выдающийся русский литургист А.А. Дмитриевский отмечал: «Честь открытия этой рукописи бесспорно принадлежит нашему ученому, покойному Преосвященному Порфирию (Успенскому), который первым обратил внимание монахов Синайской обители на нее, но честь обнародования и ученого исследования настоящего кодекса предвосхитил К. Тишендорф, стяжавший вместе с тем и ученые лавры. Только незавидное положение русских ученых, их материальная необоснованность делают то, что наше делается достоянием чужих и мы «из стран далеких» получаем, как особенную милость, жалкие крупицы, в то время, когда бы могли иметь в своих руках целый каравай» . Результатом научной деятельности архим. Порфирия стала вышедшая в 1862 году книга " Мнение о Синайской рукописи, содержащей в себе Ветхий Завет не полностью и весь Новый Завет с посланием святого апостола Варнавы и книга Ермы " . Современное местонахождение кодекса Таким образом, в настоящее время кодекс разбит между Лейпцигом (43 листа, приобретённые Тишендорфом в 1844 г.) и Лондоном (оставшиеся 347 листов, перевезённые им в 1859 г. в Россию). В Санкт-Петербурге остались только фрагменты трёх листов кодекса. В 1975 г. монахи монастыря св. Екатерины открыли потайную комнату, в которой помимо прочих рукописей обнаружились 12 недостающих листов кодекса, а также 14 фрагментов.

http://drevo-info.ru/articles/9460.html

Годом ранее с Игуменом Кириллом послано сто двадцать рублей в лавру Св. Саввы и в Архангельский сто шестьдесят рублей, да приезжавшим старцам роздано по рукам тридцать один рубль. Келарю Дамаскину и Игумену дано по тридцати рублей милостыни, в прибавку и в дорогу пятьдесят восемь рублей. С Трифоном Коробейниковым и с Михайлою Огарковым заздравной милостыни послано в 1593 году в лавру Саввы Освященного и в его Иерусалимское подворье, Архангельский монастырь, пятьсот золотых, а в 1597 году строителю сего подворья Никодиму дано в Москве милостыни пятнадцать рублей и трем его старцам по семи рублей. В 1599 году Царь Борис Феодорович пожаловал келарю Дамаскину семь образов окладных, пятьдесят рублей деньгами, два сорока соболей, два сорока куниц и две тысячи белок, а его священнику и двум старцам по пятнадцати и по десяти рублей и по сороку куниц; по Государе же Феодоре Иоанновиче в лавру Св. Саввы и во все монастыри Государевой большой милостыни не послано. (Связка 1 год 7111. 2) В Августе 1603 года воеводы Черниговские известили Царя Бориса Феодоровича, что прибыли из Иерусалима Греческие старцы, Архимандрит Феофан (будущей Патриарх) и с ним келарь Иоаким и два диакона, от живоносного гроба и Патриарха Софрония, бить челом о милостыни, и привезли с собою, в благословение Государю, от Св. гроба камень мраморный белый, который высек из живоносного гроба старый Патриарх Герман, и подписал на том камне царские имена, блаженной памяти Царя Иоанна Васильевича всея Руси и Феодора Иоанновича, и царское имя Бориса Феодоровича, а нынешний Патриарх Софроний подписал свое имя. Архимандрит привез еще с собою Божиего милосердия, образ Св. Анны из монастыря Пречистой, обложенный серебром, и мощи Св. Апостола Варнавы , и Св. Великомученика Пантелеимона, и Св. мученицы равноапостольной Феклы, мученика Меркурия, священномученика Анфима, мученика Прокопия, миро, богоявленской воды Иорданской, свечи и масло от живоносного гроба, Моисеево черное древо, да грамоту от Патриарха Софрония. Уже год как выехал Архимандрит из Иерусалима и ехал чрез Царьград, Волошскую и Литовскую земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Архиепископ Феофан был писателем, причём не только церковным, но и светским, Богословско-литературная и проповедническая деятельность не исчерпывали его многостороннего таланта. Он оставил немало произведений светского характера. Почти не было рода писательства, к которому не был бы причастен Феофан. Богослов, проповедник, канонист, юрист, историк, поэт совмещались в нём с разною степенью дарования, но, во всяком случае, в необыкновенном сочетании. Историк П.П. Пекарский в своей книге «Наука и литература в России при Петре Великом» писал: «Феофан, бесспорно, принадлежит к замечательнейшим и наиболее выдающимся личностям в русской истории первой половины XVIII столетия. В своей сфере это был такой же новатор, как и Пётр Великий в сфере государственной. Превосходя всех современников своего сословия умом, знаниями и дарованиями, Прокопович, подобно Петру, не скрывал своего недовольства, переходившего часто в презрение, ко всему, что напоминало ему старое и что становилось преградою для осуществления его любимых идей; подобно Петру, он также шёл к своей цели, не задумываясь над средствами, с тем же неумолимым постоянством и удивительною последовательностью». Труды: Богословское учение о состоянии неповреждённого человека или о том, каков был Адам в раю. М. 1785. Духовный Регламент. Киев. 1823. Записка о кончине Петра II и происках Долгоруких. ЦГАДА, ф. 3. Госархив, ед. хр. 6, 1730. Зде же и другие священных историй знатные следы в еллинских баснях обретающияся прилагаются//Аполлодора Грамматика Афинейского библиотеки, или О богах. М. 1725. Изображение келейного жития монахов Александроневского монастыря//Сборник курсивного письма первой половины XVIII в. – Отдел рукописей ЦНБ АН УССР. Шифр 435/356 С. История императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии. М. 1788. История о избрании и восшествии на престол... императрицы Анны Иоанновны. М. 1867. Книжица в ней же повесть о распре Павла и Варнавы с иудействующими и трудность слова Петра Апостола о неудобоносимом иге пространно предлагается. М. 1784.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Каждый в чис­ле поминаемых имен узнавал имя своего отца, матери, брата… Трогательно было молиться на месте, куда сотни лет собирались для молитвы, поминать знакомые, родственные имена, слышать то китайское, то русское пение! Вот вышел говорить ектению молодой диакон Сергий Цзи, — китаец, у него в числе убитых есть его отец (православный свя­щенник), мать и брат… На глазах многих видны слезы… По окончании службы в склепе установлена была очередь чтения Псалтири между русскими и китайцами, братией монастыря, беспрерывно до самого утра. В тишине ночи мерно раздается протяжное чтение слов псалмопевца: И в персть смерти низвел меня еси… Да, эта тихая ночь есть символ могильного покоя, за которым последует общее Воскресение! Наутро 10 числа совершена преосвященным Иннокентием заупокойная литургия, а в 3 часа в склепе церкви Всех Святых мучеников отслужена малая вечерня, в 7 же часов вечера началось всенощное торжественное бдение в трапезной Успенской церкви, по монастырскому уставу, с литией, паремиями и величанием Святым Мученикам. Во время всенощной вся внешность трапезной церкви, архиерейского дома, склепа и все аллеи сада и берега озера расцветились огнями пасхальной иллюминации. Кому удалось пробраться во двор Миссии и видеть все это, тот будет долго помнить эти минуты. Три года тому назад на этом самом месте также гудела тысячная толпа, и окрестность освещалась пламенем пожара. Сердца всех сжимались ужасом смерти, была Варфоломеевская ночь. Замечательно, что избиение христиан в 1900 г. случилось в ночь на 11 июня, когда церковь чтит память апостолов Варфоломея и Варнавы. Теперь же толпа стремится теснее примкнуть к нашему торжеству! А виновники его? как они близки к нам, души их сорадуются нам на небесах, а тела лежат покойно, украшенные цветами, и склеп теперь уже разукрашен зеленью и фонарями; чтение Псалтири там продолжается всю ночь, но обстановка напоминает пасхальную службу: воскреснут мертвии и возстанут сущии во гробех… Наутро в склепе отслужен водосвятный молебен, а в крестовой церкви шли приготовления к крещению 16 китайцев, получивших имена, соименные святым именам пострадавших, мученически более выдающихся китайцев: Павел, Иннокентий, Петр, Варвара, Матрона, Иван, Анна, Антонина и др.

http://pravmir.ru/tserkov-na-krovi-muche...

Отцу Серафиму становилось все лучше, явился доктор Нинема, долго с ним беседовал; доктор сделал ему впрыскивание, и я, посидевши у о. Серафима, стал смотреть хорошую у него книжку – «Праведники 18-го и 19-го веков». Там увидел портрет и описание смерти о. Варнавы Гефсиманского , которого я знал. Отец Серафим стал извиняться за беспокойство своей болезнью, благодарил меня за любовь братскую и мое предложение сходить за молоком отклонил, сказав: «Я сам пойду», – и, действительно, через полчаса ходил сам. Вот наша жизнь! и милосердие Божие...» И правда, по милости Божией, отец Серафим более никогда особо не страдал сердечными заболеваниями, а в дневнике отца Павла среди записей следующего дня появилась и такая: «Жара 38 градусов... О. Серафим поправился, бегает с ключами». Естественно – не зря же его причащал отец Симеон. Псково-Печерская обитель и отец Симеон в период Великой Отечественной войны Относительно ровное течение тогдашней монастырской жизни оказалось прервано событиями Второй мировой войны: после нового передела Европы, произошедшего в 1939–1940 годах, Эстония, а вместе с ней и древняя исконная российская территория – Печорский край, – вошли в состав большевистской «Страны Советов». И хотя само воссоединение Печорской земли и древнего Изборска с Отечеством (пусть и порабощенным тогда безбожным большевизмом) было делом в национальнополитическом отношении безусловно благим и справедливым, местным жителям в ту пору это грозило полной потерей гражданских свобод, притеснениями со стороны атеистической советской власти, но, главное, подрывом христианских устоев всей их прежней – личной и общественной – жизни. Судьба же Псково-Печерского монастыря при этом становилась – с чисто внешней, мирской точки зрения – и вовсе непредсказуемой. Следует, однако, подчеркнуть, что и ранее – на всем протяжении 20–30-х годов – положение обители оставалось отнюдь не простым. Эстонские государственные чиновники вместе с явно проэстонски настроенным так называемым Синодом Апостольской Православной Церкви Эстонии (в значительной мере – самочинным местным церковным образованием) постоянно мешали нормальному течению как административно-хозяйственной, так и непосредственно монашеской жизни в «слишком русском», по их понятиям, Печерском монастыре. Обители пришлось, по сути, привыкать к постоянному давлению на нее со стороны властей, причем нередко чисто политического свойства.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   Речь идет, естественно, о подлинном внутреннем смирении. О таком же смирении говорит, например, и Кесарий Арелатский, который в одной из своих проповедей к монахам призывает их к тому смирению, которое блюдется в совести (мае m соизаеийа refme-fMf), а не является лишь чисто внешним и показным смирением. Это внутреннее смирение, глубоко укоренившееся в сердце человека, и хранит его, согласно Кесарию, от гордыни. См.: Сезаме Иг/ез. Oeuvres monastique. T. II/Ed. par J. - Courreau et A. de Vogue//Sources chretiennes. 398. Paris, 1994. P. 66—68.    Соположение σχος χα ταπεινς имеет близкие параллели в творениях некоторых мужей апостольских. Так, в «Пастыре Ермы» говорится, что «имеющий Духа свыше является кротким, спокойным и смиренномудрым» (πρας εστι χα σχος χα ταπεινφρων) (см.: Негжаз. Le Pasteur. P. 194). Аналогичным образом в «Послании Варнавы» изрекается: «Будь кротким, спокойным и бойся слов, которым внимаешь» (Epitre de Barnabe « Ed. par P. Prigent//Sources chretiennes. 172. Paris, 1971. P. 200). Схожие увещания встречаются в «Дидахе» и некоторых других памятниках древнехристианской письменности (см.: Гае». Les enseignements moraux des Peres apostoliques. Gembloux, 1970. P. 108, 148, 207).    Под учителем (διδασχαλος) можно понимать Господа нашего Иисуса Христа, ибо такое обозначение Его, восходя к Новому Завету, постоянно встречается в святоотеческой письменности (см.: Гажре С. W. Н. Op. cit. P. 364—365). Ссылка на 1 Пет. 2:21, следующая далее, кажется, подтверждает подобную возможность. Однако более вероятным представляется предположение, что здесь Стефан подразумевает духовного отца. Обозначение духовника как «учителя» весьма часто встречается в аскетической письменности. Например, Евагрий Понтийский называет преп. Макария Египетского, своего духовника, «святым и искуснейшим в духовном делании учителем нашим», а св. Григория Богослова - «мудрым учителем нашим» (см.: Творения аввы Евагрия. С. 101, 109). В «Житии преп. Ипатия» один подвижник высокой духовной жизни, окормляющий многих иноков и мирян, по имени Иона, также называется «святым учителем» (Ca/Awicos. Vie d " Hypatios. P. 8). Наконец, и в «Правилах» св. Венедикта встречается аналогичное словоупотребление, причем здесь термин «учитель» прилагается к настоятелю монастыря, являющемуся одновременно и духовником. Сам зачин этих «Правил» весьма примечателен: «Услыши, сын мой, заповеди учителя (praecepfa magisfn) и отверзи (буке.: склони) уши сердца своего». Далее послушание иноков настоятелю сравнивается с послушанием учеников учителю (см.: - Soiwf Bewoif. La Regle des moines « Ed. par Ph. Schmitz. Gembloux, 1948. P. 3, 28). Следует еще отметить, что важнейшей чертой духовного отца в древнем иночестве признавалось его глубокое смирение (см.: IiAew/gM F Spiritualitat des fruhen Wusten-monchtums. Gesammlte Aufsatze. Erlangen, 1983. S. 7).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010