В уровень под этой колонной поставлен крупный столб из другого камня, так что оставляется впечатление, будто бы это есть цельная колонна, но выпиленная по средине. И действительно, существует предание, что эта колонна была перерублена мусульманами, которые думали найти здесь сокровище. Она означает место, где стоял Архангел во время благовестия. Вися как бы каким-то чудом на воздухе, она производит удивительное впечатление и признается величайшей Назаретской святыней. Магометане поклоняются ей также усердно, как и христиане. Из этой пещеры есть вход в другую пещеру, которая оставлена в своем натуральном виде, где, предполагают, жил и учил ребенка-Иисуса Иосиф-Обручник. Ему тут и устроен маленький престол, а золотая латинская надпись на стене гласит: hic erat subditus illis, т. е. «здесь Он был в повиновении у них» (Ев. Луки). Наконец, по лесенке мы поднялись в четвертую пещеру, где, как говорят, была кухня Матери Божией, а также и разные принадлежности домашнего хозяйства; отверстие в потолке этой пещеры могло служить для выхода дыма. Находясь в этом скромном помещении, мы невольно были охвачены чувством благоговения к смирению Пресвятой Девы Марии. Бросив последний взгляд на эти священные для нас стены, мы снова поднялись в верхнюю церковь , откуда, в сопровождении монаха – францисканца, отправились в католическую часовню, находящуюся на юго-восток от церкви Маронитов и вблизи Латинского монастыря. В этой капелле по средине находится большой полукруглый камень, называемый «трапезой Христа». По преданию, на этом камне Господь до своих страданий и после Своего воскресения вкушал пищу с Своими учениками. Мы обратили внимание на образ Нерукотворенного Лика Спасителя, висевший на стене против самого входа. По преданию, это есть список с образа, принесенного Апостолом Фаддеем царю Эдесскому Авгарю. Обозревая католические костелы и заключающиеся в них святыни, здесь и в других местах Палестины, мы не могли не обратить внимания на замечательную в них чистоту и роскошь отделки, особенно по сравнению с греческими святынями, содержимыми большей частью не особенно аккуратно.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В это время практически прекратилось дорогостоящее изготовление мозаик. Единственный известный пример такого декора - мозаика в куполах кафоликона Варнавы апостола мон-ря близ Фамагусты (сохр. фрагменты). Сохранились 2 иконы, созданные в этот период, однако неясно, происходят ли они с К. или являются привозными. Одна из них - икона Божией Матери типа «Знамение» (Византийский музей им. архиеп. Макария III в Никосии, кон. VIII - нач. IX в.) - выполнена в технике восковой живописи и напоминает подобные иконы Синая, а также копт. живопись ( Papageorghiou A. 1992. Р. 8). Написанная темперой икона «Вмц. Марина» (Византийский музей Пафоса, VII/VIII в.- Sophocleous. 1994. Р. 75; VIII/IX в.- Papageorghiou A. 1992. Р. 9) дополнена сценами мученичества на полях, святая в среднике представлена в молении (оранта). Распятие. Роспись ц. прп. Антония Великого в Келье. IX или Х в. Распятие. Роспись ц. прп. Антония Великого в Келье. IX или Х в. Освобождение К. от арабов в 965 г. вызвало оживление художественной деятельности. К IX или Х в. относится композиция «Распятие» в ц. прп. Антония Великого в с. Келья близ Ларнаки (датировки: IX в.- Stylianou. 1997. P. 437; 2-я пол. IX в.- О. С. Попова; кон. IX - нач. Х в.- Wharton. 1988. P. 60; Х в.- Χοτζακγλου. 2005. Σ. 586; кон. Х - нач. XI в.- Γκιολς. 2003. Σ. 88). Схематизм изображения, графичность моделировки одежд, использование жирного контурного рисунка и резких цветовых переходов присущи провинциальным памятникам той эпохи, напр. фреске с аналогичным сюжетом в ц. Епископи в Эвритании ( Wharton. 1988. P. 60). Остатки росписей в парекклисионе св. Мавры (Хрисокава), устроенном в бывшей каменоломне в Киринии (поврежденные изображения Пантократора и 2 ангелов, композиция «Вознесение Господне», головы апостолов) датируют ок. Х в. (датировки: кон. IX - нач. X в.- Sophocleus. 1994. Р. 12; Х в.- Х. Ходзакоглу и Папагеоргиу ( Χοτζακγλου. 2005. Σ. 589; Παπαγεωργου Α. 2010. Σ. 171); кон. Х в.- Stylianou. 1997. Р. 451-455; Γκιολς. 2003. Σ. 87). По мнению Миго, они близки к каппадокийским фрескам ( Megaw. 1974. Р. 80), с чем согласны и др. исследователи ( Wharton. 1988. Р. 60; Stylianou. 1997. Р. 452; Γκιολς. 2003. Σ. 87). В ряде памятников этого периода росписи сохранились настолько фрагментарно, что об их художественных особенностях судить трудно: фрески в аскитирии св. Созомена (Х в. (?)), в ц. прмц. Параскевы в Героскипу (Х в., фигуры 2 святителей), в соборе монастыря сщмч. Ираклидия (XI в., Христос Пантократор и пророк).

http://pravenc.ru/text/1684690.html

… Один ярославский крестьянин, человек умный, начитанный, говорил мне о французской революции и предсказывал, что будет нечто подобное в России. «Почему так думаешь?» – спрашиваю. «От того, что вера в упадке, слабеет вера». – «Давно ли замечаешь это?» – «С самой воли стала падать. Отец мой, бывало, заставлял по три псалма прочесть каждое утро и каждый вечер. Нынче в “земских” школах и Псалтыри-то нет. Народ тверже был». … Архиепископ Арсений (Жадановский) О чем молил Бога многие годы, что долго и долго жаждал и тщетно искал я, совсем одинокий в людской толпе, к чему стремился, что пламенно призывал, то встретил в глубине Чудова монастыря, в мирной келье отца архимандрита Арсения . И думалось: отчего так поздно? – Божия воля. Обильно, широкой волной лилась благодать Твоя, Господи, на меня, грешнейшего из грешных, и столь ощутительно и явно было делание Твое через этого человека во мне, что не верить этому не могу. «… у вас же и волосы на голове все сочтены»! (Мф. 10: 30). И благодарю всею силою души и не знаю, как благодарить. По слову митрополита Филарета, сказанному 20 сентября 1836 года: «Чашу спасения приму». Что за жемчужина этот отец Арсений! Весь – любовь, доброта непобедимая, и сам не ведает своей цены. Простолюдины его понимают и льнут к нему, а из ученых немногие сумеют оценить. Много отрадных, сладостных часов провел я у него и сейчас провожу вечернею порой в тихой, всего меня охватывающей беседе; и всегда уходил от него успокоенный, как-то духовно насыщенный, с утоленной жаждой. И, говея, хорошо было жить у него, при его кельях – как бы в затворе. «Молитвою и слезами умоли Бога показать тебе человека, руководителя бесстрашного и святого» (святой апостол Иоанн Богослов). Святой Василий Великий говорит, что, если кто усердно поищет доброго учителя, непременно найдет. Так было со мною. Когда умер лаврский духовник Макарий, я был в затруднении. Дважды исповедовался у Варнавы в скиту, отзвука не нашел. Бывая нередко по делам Петровской церкви у преосвященного Трифона , просил его однажды указать мне духовника в Москве. Надвигалась старость, и я предвидел, что, может быть, трудно станет мне часто ездить в лавру. Он сказал, что вопрос мой ставит его в затруднение, перебрал несколько имен и не остановился ни на ком. Так и ушел я ни с чем. Бывал на исповеди у двух иереев прихода, где жили, но…

http://pravoslavie.ru/arhiv/080124115651...

Он был убежден, что школьный процесс должен способствовать формированию в воспитаннике духовной школы православного мировоззрения. Поэтому не случайно в своих лекциях и беседах с воспитанниками семинарии и академии он часто цитировал слова апостола Павла: «Преуспевай в правде, благочестии, вере любви, терпении, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван» ( 1Тим.6,11–12 ). Он полагал, что всей школьной системе образования необходимо вернуться к изучению вечных евангельских истин и воспитывать подрастающее поколение в верности православному преданию. В своей деятельности по реформированию духовных школ он настаивал на создании таких духовных школ, в основу обучения которых был бы заложен фундамент святоотеческого наследия. «Наши духовно-учебные заведения, – писал он в «Записке о реформе духовно-учебных заведений», – имеют своей задачей осуществление цели по преимуществу воспитательной и притом строго определенной: воспитание в духе религиозно-нравственном, духовная школа должна готовить для Церкви пастырей» 18 . Кем бы владыка не был – ректором семинарии и академии, наместником монастыря и ректором богословских курсов – везде он старался так построить педагогическую систему, при которой духовная школа должна была бы заниматься подготовкой пастырей Церкви. Пастырей, «горящих духом, молитвенников, богатых духовными дарами, готовых взять на свою совесть и в свою душу руководство и души многих чад Церкви, готовых идти… на подвиг смирения и уничижения, на подвиг скудости материальной и лишений» 19 .«Самая жизнь этих учебных заведений должна была непременно обеспечить выработку в своих питомцах того настроения, которое необходимо для пастыря-работника на благо христианской Церкви» 20 . Пастыря, наполненного не только знаниями, но и идеалами святой жизни. Только при таком воспитании, считал он, можно подготовить пастырей-учителей, которые бы могли оказать путь духовного возрождения и для всего русского народа, к благу Отечества. Епископ Федор оказал огромное влияние на мировоззрение и последующую жизнь епископа Варнавы (Беляева) , епископа Григория (Лебедева), архиепископа Варфоломея (Ремова) , архиепископа Иллариона (Троицкого), протоиерея Сергия Булгакова , а также на профессора академии священника Павла Флоренского , которого, несмотря на увлечение последнего символизмом, называл «почти единственно верующим человеком во всей академии» 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Рейтинг: 10 Голосов: 255 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  В греческом тексте литургии в данном месте употребляется слово, означающее «дом, жилище», а не «храм, церковь». Славянское существительное «храмъ», «храмина» может обозначать как жилой дом, так и церковь, храм Божий  Святой Ираклидий – епископ Тамасский (на Кипре), священномученик. Память 17 сентября. Жил в I веке, был учеником свв. апостолов Павла и Варнавы.  Далее владыка Афанасий излагает основные моменты чинопоследования освящения каменного престола, как оно совершается в Кипрской Церкви. В современной практике Русской Церкви чин освящения имеет свои отличия, в особенности, если освящаемый престол изготовлен не из камня, а из дерева.  В Русской Православной Церкви первоначально антиминс употреблялся только в храмах с неосвященным престолом, но, согласно постановлению Московского Собора 1675 года, антиминс должен находиться в обязательном порядке на всех престолах (в том числе и освященных).  Лофу – деревня в 26 км к северо-западу от Лимассола.  Святой Косма Этолийский — равноапостольный, проповедник и миссионер, священномученик. Память 24 августа. Родился в 1714-м году в Греции. Проповедовал Евангелие по всей Греции, на территории современной Албании, Болгарии, Республики Македонии и Турции. Особенно стремился посещать те отдаленные места, где христианское благочестие, из-за многовекового порабощения христиан турками, было почти утрачено, а также районы, населению которых грозила исламизация. По его наставлению в селах открывались церковные училища (в общей сложности более 200), создавались приюты и церкви. 25-летнее апостольское служение святого Космы завершилось мученической кончиной от турок в августе 1779 года.  Святые мученики, пострадавшие от турок на о.Лесбос. В 1462-м году турецкий флот высадился на Лесбосе. Жители острова подняли восстание против захватчиков, но турки безжалостно расправлялись с восставшими. Жители вынуждены были отступить в горы под защиту стен монастыря Рождества Богородицы на холме Кариес, игуменом которого в то время был архимандрит Рафаил. Турки захватили и разрушили монастырь, предали мучениям и смерти множество христиан и монахов. Мощи новомучеников, сокровенные под землей, были преданы забвению на протяжении долгих веков турецкого владычества. В 1959-м году во время проведения раскопок на Кариеском холме был найден гроб с останками неизвестного усопшего. Обретенный святой (им был прпмч. Рафаил) стал часто являться во сне и наяву многим благочестивым христианам и поведал им в подробностях обстоятельства мучения его и пострадавших вместе с ним.

http://pravoslavie.ru/144766.html

В этом же храме перед алтарем висит огромная люстра, паникадило по-церковному. На особо торжественных службах наш пономарь медленно вращает и раскачивает люстру, и тогда отблески свечей скользят по золоту царских врат и окладам икон, фигуры на фресках и лики святых оживают, движутся, меняются в зависимости от освещения. — В этом есть какой-то скрытый смысл, — улыбается Вадим, — но мне он неведом. В другой церкви к иконе Святого Пантелеймона подвешены серебряные изображения руки, глаза, ноги. Раньше была такая традиция — подносить святому дары, в зависимости от того, что он помог исцелить. Помимо старинных и чудотворных икон, в монастыре сохраняются многочисленные мощи святых угодников: глава Святого Пантелеймона, частицы мощей Иоанна Предтечи, апостолов Петра, Андрея, Луки, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы, великомучеников и бессребреников, афонских исповедников и подвижников. Мощи заключены в серебряные, тонкой работы, оклады и выставлены под стеклом для поклонения. Считается, что они излучают чудодейственную силу, поэтому верующие прикладываются к ним, освящают на них свои крестики и иконки. За соборным храмом монастыря есть небольшой садик, где растут мандарины, персики, черешни. Сразу за ним высится громада гостиничного корпуса, так называемый Фондовик. В прошлом веке, когда число паломников исчислялось тысячами, был построен этот корпус с кельями побогаче и попроще — в зависимости от достатка паломника. Недавно он выгорел изнутри, и теперь оконные проемы зияют пустотой, как после бомбежки. Рассказывают, что огонь шел верхом, угрожая библиотечному зданию, но перед самой библиотекой остановился, как заговоренный. Когда пожар ликвидировали, обнаружили еще одно удивительное явление. Старая маслина у стены Фондовика, выросшая, по преданию, из косточки с того дерева, под которым казнили великомученика Лазаря, — это корявая маслина осталась цела, огонь не взял ее. В урочное время паром не пришел. Но волна успокаивалась. Оставалось надеяться и ждать. Захватив с собой сумку, я решил напоследок обойти монастырские постройки.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1669

Икона эта перенесена в Димитриевскую церковь из Успенской (о которой сказано будет ниже) и устроена над царскими вратами в золоченом круге по примеру того, как в Киево-Печерской Лавре. 5. Животворящий крест, серебряный вызолоченный, со святыми мощами; привезен в дар Димитриевской церкви господином Раевским из Киева. Частицы святых мощей следующие: часть древа Креста Господня, перст святого великомученика Димитрия, часть ризы Господней; частицы мощей святителя Гурия, преподобного Сергия Радонежского, святой великомученицы Варвары, святой мученицы Ирины, святого первомученика Стефана, священномученика Харалампия, святого апостола Петра, святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святого апостола Андрея Первозванного. Крест вделан в изящную резную тумбу. 6. В 1870 году в уважение благочестивой просьбы игуменьи Анфисы греческий архимандрит Герасим, настоятель Русского Свято-Пантелеимонова на Афоне монастыря, со старцами прислали в дар и благословение Троекуровской обители часть животворящего древа Креста Господня и частицы святых мощей угодников Божиих: святого апостола Варнавы, святого великомученика Пантелеимона, священномученика Харалампия, святых бессребреников Космы и Дамиана, святой мученицы Параскевы, преподобной Макрины, святой великомученицы Марины, святой мученицы Василиссы, преподобномучеников - Евфимия, Игнатия и Акакия. Эти святыни по освидетельствованию местным епархиальным начальством при указе вручены матушке игуменье для хранения в монастырском храме 30 августа. В 1876 году старанием игуменьи Анфисы Димитриевская церковь поновлена. Поставлены во всех трех приделах новые иконостасы и возобновлена стенная живопись. Для монашествующих с западной стороны устроены хоры. Второй храм, называемый трапезным, деревянный, поставлен над пещерой Троекуровского старца затворника Илариона[ 6 ]. Третий храм надвратный, во имя Святого пророка Илии. С переименованием общины в общежительный монастырь указом Священного Синода поступила еще в управление Троекуровского монастыря каменная, впрочем, ветхая церковь во имя Успения Божией Матери, находящаяся в конце большой Елецкой дороги, в 1/4 версты от монастыря, на противоположной стороне монастырской усадьбы,- с тем, чтобы в этом храме совершались все мирские требы, как-то: браки, крещение младенцев, отпевание мирян и пр. Храм устроен иждивением И.И. Раевского и освящен в 1841 году.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2352...

Тут между прочим есть доношение о том, что было приказано ему делать в прошлом году и что делал он в Цареграде, и о чем просил он тогда вновь. В новом его прошении, состоящем из 8 статей, в статье 6-й он просит: «чтоб прочести грамоту, которую я подал от монастыря пресвятыя Богородицы Успения, именуемаго Мавромола, обретающагося в самом гирле Чернаго моря, и соизволил бы милость над монахами того монастыря показати, потому что той монастырь есть убежище многих неволников русаков. Также и приняти чрез мене от них посланное святое евангелие старинное, рукописанное, и мощи святого Меркурия». Из «Путеводителя к древностям и достопамятностям московским» (М. 1792, ч. I) видно, что мощи, или лучше часть мощей мученика Меркурия доселе сохраняется в благовещенском Московском соборе, в одном ковчеге 4) с мощами апостола Варнавы и мученика Анфима (см. ч. I, стр. 101). Когда эти мощи привезены из Греции и в какое время поступили в этот собор, неизвестно; но вероятно, это те самые, которые привезены Рагузинским вместе с греческим евангелием. С этой рукописи снято facsimile Маттеем, приложенное к I тому его издания Нового Завета. См. Каталог Баварской библиотеки Гардта, ч.II, стр. 396. IX (по старому каталогу 202). Содержит парафратическое толкование на девять слов Григория Богослова Никиты Σεν митрополита ираклийского. Писано на тонком, белом, хорошо выделанном пергамине, прекрасным почерком XII или XIII века, на 495-ти листах. Никита Сэрон жил во 2-й половине XI века 878 ; сие толкование его издано вместе с творениями Назианзена 879 . В XVII веке сей кодекс принадлежал иеромонаху Дионисию великому протосингелу. Во многих местах книги есть его приписки поясняющие, или дополняющие текст. На первых бумажных листах, приклеенных к бархатному древнему переплету, [на обороте 3 ненумерованного] находится следующая надпись – заглавие и оглавление книги, писанное рукою иером. Дионисия. Выпишем то и другое: « Εξγησις σντομος παραφριοτικ ες τος να λγους του ν γοις πατρς μν Γρηγορου του εολγου, τος ναγινωσκομνοις, συντεϑεδα παρ Νικτα του ιερωττου μητροπολτου ρακλεας του τν Σερων: Πναξ.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Афанасий, митрополит Киринский (Киккотис) Дата рождения: 16 апреля 1959 г. Дата хиротонии: 28 ноября 1999 г. Страна: Россия Биография: Родился 16 апреля 1959 г. в г Морфу, Кипр. Постриженик ставропигиального Киккского монастыря. Получил высшее образование на богословском факультете Афинского университета и на факультете византийской музыки Греческой национальной консерватории. Продолжил образование в Сорбонне (Université de Paris 1 — Panthéon-Sorbonne), где изучал историю византийской цивилизации, историю послевизантийского периода и латинского Востока. Имеет также диплом по библиотечному делу, по специальности классификация архивных материалов. В 1976 г. рукоположен во диакона, в 1984 г. — во пресвитера с возведением в сан архимандрита. Пребывал в течение ряда лет эфором и членом игуменского совета Киккского монастыря. Занимался организацией работы и систематизацией фондов библиотеки и архива обители. В течение семи лет преподавал в Никосийской духовной семинарии апостола Варнавы, работал преподавателем Закона Божия в средних учебных заведениях Кипра. 29 сентября 1997 г. решением Священного Синода Александрийского Патриархата назначен экзархом Патриарха Александрийского при Патриархе Московском и всея Руси и настоятелем подворья Александрийской Православной Церкви в Москве. Подворье при храме Всех святых на Кулишках было торжественно открыто 24 апреля 1999 г. во время официального визита в Россию Святейшего Патриарха Александрийского Петра VII. 28 ноября 1999 г. хиротонисан во епископа Киринского. Решением Священного Синода Александрийской Православной Церкви от 6 октября 2009 г. возведен в сан митрополита. Решением Священного Синода от 26 декабря 2019 г. ( журнал 151 ) деятельность представительства (подворья) Александрийского Патриархата при Московском Патриаршем престоле  была приостановлена . Научные труды, публикации: Является издателем сборника документов из архива Киккского монастыря, автор ряда работ по истории Кипра и истории византийской музыки, а также исследований греческих рукописей (например, Киккская Псалтирь 1472/74 г. Hieros. Patr. 111). Автор сборников стихотворений «Πρωτλεια» («Первые пробы»), «Μετερισις» («Парение»), «Κνωσις νοδα» («Путем самоуничижения»), « " Ερως κχυσις» («Бурный поток»). Сочинения: Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2195514...

Тезоименитство 27 января. Официальный сайт Китийской митрополии: www.imkitiou.org.cy Преосвященный митрополит Киринейский Павел родился в Ларнаке 21 ноября 1945 года. Окончил английскую школу в Никосии и Всекипрскую гимназию. Служил в национальной гвардии. Выпускник богословского факультета Афинского университета (1972). По возвращении на Кипр трудился в качестве проповедника-мирянина и катехизатора Кипрской архиепископии. Одновременно преподавал в духовной семинарии «Апостол Варнава», а затем в английской школе Никосии. В 1977 году на конкурсной основе получил стипендию Фонда государственных стипендий Греции (ИКИ) и в течение трех лет стажировался по истории и богословию в Оксфордском университете. В 1985 году в том же университете защитил докторскую диссертацию на тему «Евхаристическое богословие Николая Кавасилы». В 1980 году рукоположен в диакона хорепископом Саламинским Варнавой, а 4 октября 1981 года – в пресвитера с возведением в сан архимандрита архиепископом Кипрским Хризостомом I. Одновременно назначен настоятелем церкви святого апостола Варнавы в Дасуполе. С 23 октября 1988 года – настоятель монастыря Божией Матери Махэра, а с 4 ноября 1993 года – протосингел Киринейской митрополии. 5 апреля 1994 года тайным голосованием избран митрополитом Киринейским, а возведен на кафедру 10 апреля в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Паллуриотиссе. Преосвященный Павел представлял Кипрскую Церковь на различных межцерковных конференциях на Кипре и за рубежом. Тезоименитство 29 июня. Преосвященный митрополит Лимассольский Афанасий родился 8 февраля 1959 года. В 1976 году после окончания 1-й гимназии города Пафоса рукоположен в диакона тогдашним митрополитом Пафским Хризостомом, впоследствии архиепископом Кипрским. В 1980 году окончил богословский факультет Афинского университета, после чего прибыл на Святую Гору Афон, где вступил в число братии Святого Скита. В 1982 году принял великую схиму и в тот же год рукоположен в пресвитера митрополитом Иериссоским, Ардамерийским и Святогорским Никодимом. В 1983 году возведен митрополитом Верийским и Навусским Павлом в достоинство духовника. В 1987 году зачислен в братию Ватопедского монастыря и избран помощником настоятеля, а затем представителем обители в Священном Киноте Святой Горы Афон. В 1991–1992 годах – протоэпистат Горы Афон. В 1992 году по приглашению архиепископа Кипрского Хризостома I вернулся на Кипр, а 4 ноября 1993 года избран игуменом монастыря Божией Матери Махэра. 11 февраля 1999 года единогласно избран митрополитом Лимассольским. Архиерейская хиротония и возведение на кафедру состоялись 14 февраля.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010