Нам, монахам, более должно заботиться о душе, нежели о здоровье и покое тела; должно стараться посильными грудами и терпением изыскивать путь ко спасению, а за скорби и различные лишения, ниспосланные от Бога, благодарить Его, потому что они – лествица на небо. Мне самому, сестры, врачи советовали оставить на время постную пищу и есть мясную. Иначе, говорили они, я проживу не долее двух дней. Это было в первое время по вступлении моем в обитель, когда действительно я был почти в безнадежном состоянии. Но, не получив согласия и благословения моих старцев на вкушение мяса, я отказался есть его и вот остался же жив. Ведь Сама Матерь Божия, указывая одному иноку путь ко спасению, заповедала ему не вкушать мяса. Усердно просил этот инок Царицу Небесную указать ему этот желанный путь, и Она, Владычица, явившись ему, сказала: — Не ешь мяса, не пей вина, чаще молись Богу и будешь спасен. Итак, сестры, еще раз повторяю вам: не думайте вы получить себе здоровье только от питании себя мясом, ибо без воли Божией не поможет вам и мясо, а пожалуй, и повредит еще. Поэтому убедительно прошу вас, сестры, всегда и во всем полагайтесь на волю Божию, а не на свой человеческий разум, советующий вам, как и в сем случае нарушением постановлений Святой Церкви принести себе якобы некоторую пользу. Святой апостол говорит: Когда я немощен, тогда силен» ; также сказано, что сила Божия в немощи совершается (2 Кор. 12:9). Господь да укрепит вас! О необходимости всегда прибегать под защиту святого Креста и о силе крестного знамения отец Варнава в поучение сестрам приводил следующий рассказ. Одна кроткая, смиренная девица проживала несколько лет в монастыре. Враг рода человеческого не оставил в покое эту добродетельную девицу, щедро одаренную от природы прекрасной наружностью. Один юноша, увлекшись ее красотой, упрашивал ее оставить монастырь и выйти в мир. Не получая ее согласия на это, он обратился за содействием к родному дяде инокини, который также желал, чтобы она оставила тихую обитель и возвратилась в мир. Но и после того девица осталась непреклонной в своем намерении до конца дней своих служить одному Господу. Она решилась жить в монастыре, мужественно побеждать врага, действовавшего через этих людей. Видя ее твердость, решился сатана на последнее средство к совращению ее с доброго пути. Явившись к инокине в образе дяди ее, он стал прямо-таки упрашивать ее возвратиться из монастыря в мир. Обольститель говорил, что она может получить спасение и в миру, как спаслись великие пророки, апостолы и некоторые святые жены. Юная девица смутилась, слыша такие доказательства правоты слов и убеждений мнимого дяди своего. Но не поколебалась она и при этом в своем намерении не оставлять обитель и, призывая на помощь Пресвятую Богородицу, оградила себя крестным знамением. Мгновенно с шумом исчез обольститель, не терпя силы крестного знамения, и девица увидела, что она одна. Тут бедная инокиня ясно познала, что совершилось с ней.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4041...

Ветлужские священники Иоанн и Онисифор по иерейской совести показали, что оба они получили исцеление, причем Онисифор страдал тяжкой глазной болезнью, и ему возвращено зрение. Ныне от древней обители остается храм во имя апостола Варнавы , в котором и почивают мощи преподобного под спудом. Этот храм теперь служит соборным для образовавшегося здесь города Варнавина Костромской губернии, в 387 верстах от Костромы. Память празднуется 11 июня. 12-й день. Преподобные Вассиан и Иона Пертоминские Святые подвижники Соловецкие, Вассиан и Иона, были учениками святого митрополита Филиппа, когда он был игуменом в Соловках. В 1561 году, за послушание святому игумену, Вассиан и Иона отправились на судах за известью на твердую землю. На возвратном пути, на устье Двины, буря разбила суда; тела утонувших Вассиана и Ионы выброшены были на восточный берег Унской губы. Крестьяне Унского посада нашли нетленные тела преподобных и похоронили их там, где нашли. Мамант, старец Сергиевой лавры, управлявший соляными варницами в Унском посаде, повинуясь чудесному во сне видению, 12 июня 1599 года построил над мощами их часовню. Вслед затем близ часовни поставил себе келлию отшельник и пришли другие; а при мощах праведников совершались по временам чудеса. Инок Ефрем построил храм. Позднее храм был освящен в честь Преображения Господня и образовалась Пертоминская обитель в ста двадцати верстах от Архангельска. Ныне мощи преподобных Вассиана и Ионы почивают там под спудом в каменном храме Успения Богоматери, освященном в 1691 году. Память их празднуется 12 июня. Пертоминский-Преображенский, заштатный (с 1764 года) монастырь находится в Архангельской губернии и уезде, на мысе Белого моря, известном под именем Красный Рог, при входе в Унскую губу, в двадцати четырех верстах к северо-востоку от Унского посада. В соборном храме Преображения, построенном в 1680 году, император Петр принес благодарение Богу за спасение жизни в 1694 году от сильной бури на Белом море. И поныне цел огромный крест, сделанный им собственноручно; царь нес его на плечах своих до берега и поставил там с надписью: «Сей крест поставил капитан Петр в лето 1694». 13-й день. Преподобные Андроник и Савва Московские Преподобный Андроник, «тихий, кроткий, смиренный», по отзыву летописца, был родом из той же Ростовской области, из которой происходил его великий авва. Святой наставник очень любил своего святого ученика за его добродетели и безответное послушание и особенно молил о нем Бога, чтобы покрыл эту невинную душу от вражеских козней и помог ему довершить свое течение до конца. Андроник давно питал в душе желание основать свою общежительную обитель и не таил сего желания от старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Долгие переговоры с синайскими отцами завершились в 1869 г. подписанием акта о подношении Синайского кодекса России. За это Александр I пожаловал монастырю 9 000 рублей. Ныне Синайский кодекс (почти полностью) находится в Британском музее в Лондоне (в 1933 г. Советский Союз продал его за 100 тыс. фунтов стерлингов). 1259 См.: Иконы Синайской и Афонской коллекций преосв. Порфирия, издаваемые в лично им подготовленных 23 таблицах/Объясн. текст Н.П. Кондакова . СПб., 1902; Список образчиков книжной живописи, собранных покойным преосвященным епископом Порфирием, почетным членом С.–Петербургской Духовной Академиии, и поступивших в церковно–археологическую коллекцию при названной Академии. [СПб.], 1889; Петров Н.И. Коллекция древних восточных икон и обращиков древней книжной живописи, завещанные преосвященным Порфирием (Успенским) Церковно–археологическому обществу при Киевской Духовной Академии. Киев, 1886; он же. Альбом достопримечательностей церковно–археологического музея при Киевской Духовной Академии. Вып. 1. Коллекция синайских и афонских икон преосвященного Порфирия Успенского . Киев, 1912. 1260 Первым исследователем библиотеки монастыря был архимандрит Порфирий (Успенский ) . См. его: Восток христианский: Египет и Синай. СПб., 1857; Второе путешествие в Синайский монастырь в 1850 г. СПб., 1856; Описание греческих рукописей монастыря св. Екатерины на Синае/Под ред. и с доп. В.Н. Бенешевича . СПб., 1911–1917; [ Бенешевич В.Н. Описание греческих рукописей монастыря св. Екатерины на Синае. Т. 1. Замечательные рукописи в библиотеке Синайского монастыря и Синае–джуванийского подворья (в Каире), описанные архимандритом Порфирием Успенским . СПб., 1911; Т. П1. Вып. 1. Рукописи 1224–2150. Пг., 1917]; Poifirii (Uspenskii) . Catalogus codicum manuscriptorum Graecorum qui in monasterio Sanctae Catharinae in Monte Sinai asservantur/[Ed.] 5. Benesevic. Hildesheim, 1965. Начиная c 1845 г. он несколько раз приезжал на Синай. Во время первого посещения обители монахи подарили ему псалтирь 862 г., известную ныне в научном мире как Псалтирь Успенского [см.: Порфирий ( Успенский), епископ. Книга бытия моего. Т. 8. СПб., 1902. С. 47–48; он же. Псалмы (76–150): Пер. с греч. рукописной Псалтири 862 года. Киев, 1875; Псалтирь в русском переводе с греческого епископа Порфирия. СПб., 1893; см. также: он же. Четыре книги Маккавейские: Пер. с греч. подлинника, изд. в Москве в 1821 г. ... Киев, 1973]. Тогда же он обнаружил ставший впоследствии знаменитым Синайский кодекс – почти полную рукописную Библию 4 в., уступающую по древности лишь Ватиканскому кодексу ( «рукопись, содержащая Ветхий Завет неполный и весь Новый Завет с посланием апостола Варнавы и книгой Ермы, писана на тончайшем белом пергамине в четвертую долю длинного и широкого листа» – Порфирий ( Успенский), архим. Первое путешествие. С. 225).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Старое сирийское собрание включает 3 манускрипта 11 в., написанные на диалекте, известном как христианский палестинский арамейский или палестинский сирийский. Это – два надписанные Евангелия–лекционария (1092 и 1094 гг.) и сборник святоотеческих творений; а также 6 листов Профитология 10 в. (Sinait. syr. 178) с текстом мемр (поэтических гомилий), посвященных апостолам Петру и Павлу. 18 рукописей на христианском палестинском арамейском диалекте 6–13 вв. вошли в новое собрание, в частности – палимпсест Sinait. syr. Sp. 7 (7/8 и 10 вв.), нижний текст которого представляет собой гомилию Иоанна Златоуста о блудном сыне, а верхний – Евангелие от Луки на сирийском языке; фрагменты Св. Писания, Apophthegmata Patrum, сочинения прп. Ефрема Сирина «О покаянии». Из рукописей на других языках в библиотеке имеются: грузинские (86 – в старом, 150 – в новом собрании, в т.ч. на папирусе), эфиопские (6 – в старом, 2 – в новом собрании), латинские (1 – в старом, 2 – в новом собрании, в т.ч. псалтирь 10 в.), коптская (Часослов 13 в. на коптском и арабском языках), армянская, персидская, еврейская, польская (Статут 15 в.). 1258 См.: Порфирий ( Успенский), архим. Мнение о Синайской рукописи, содержащей в себе Ветхий Завет неполный и весь Новый Завет с посланием Святого Апостола Варнавы и книгою Ермы. СПб., 1862; Норов А. С. Защита Синайской рукописи Библии от нападения о. архимандрита Порфирия (Успенского) . СПб., 1863. Синайский кодекс первоначально состоял из 92 непереплетенных тетрадей, в каждой от 4 до 8 листов. Первые 36 тетрадей были утеряны « или, как я слышал, (будто) закладены в какой–то монастырской стене» (Порфирий, 1862). Эти сведения оказались верными: в 1975 г. в одном из помещений монастыря возник пожар, огонь быстро потушили, но помещение пришлось разобрать; в нем оказалась потайная комната, а в ней – полторы тысячи рукописей и старопечатных книг, получивших название «Новая коллекция», среди которых нашлись 12 листов Синайского кодекса. О находке о. Порфирия узнал немецкий профессор богословия и палеографии К. фон Тишендорф. В 1859 г. при содействии российских дипломатов он получил от монахов разрешение временно забрать рукопись для изучения и публикации. Три года спустя она была издана в Петербурге в 4–х т. Но вместо того, чтобы вернуть кодекс в монастырь, Тишендорф преподнес его императору Александру I.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  Православная Церковь в Восточной Европе. ХХ век. Под ред. К. Шайо. К.: Дух и литера. 2010. С. 48. Service Orthodoxe de presse (SOP) 359 juin-juillet 2011 P. 4. Иерусалим, — изначальное место проповеди Спасителя, Матерь Православных Церквей — не будучи значимым административным центром не получил такого значения, как Константинополь. «Четвертый Вселенский Собор (451 г.) определил епископу Святого Града Иерусалима в диптихе Церквей занимать почетное пятое место. На этом же Соборе предстоятель Иерусалимской Церкви был увенчан титулом Патриарха. Иерусалимские Патриархи поначалу оспаривали отведенное им пятое место, пользуясь авторитетом Иерусалима, как колыбели христианства и местом жизни Спасителя. Но в силу политических процессов Иерусалим как город не имел сколько-нибудьзаметного влияния на жизнь Византии и даже не являлся центром префектуры» (Блохин В. С. История Поместных Православных Церквей: Учебное пособие. Екатеринбург. 2004. С. 81). «Поскольку политический вес Иерусалима был меньше, чем у остальных городов, ставших центрами Патриархатов (Рима, Константинополя, Александрии и Антиохии), Иерусалимская кафедра, хотя и была наиболее древней и наиболее почитаемой, была помещена в списках (диптихах) после них» (Поместные Православные Церкви. М.: Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. 2004. С. 46.) Основана благовестническими трудами апостолов Варнавы и Павла (Деян. 13, 4–13.). Первостепенность проповеди христианства на Кипре и Антиохии следует решать, видимо, на основании свидетельства апостола Луки: «Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса» (Деян. 11, 19–20). В Антиохию христианство было принесено народом слушавшим проповедь Христа, а также апостолами Варнавой и Павлом. « У ченики (Христовы — прим. А. У.) в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» (Деян. 11, 26), что было презрительным наименованием. «Согласно наиболее распространенной точки зрения, поначалу слово “христиане” было презрительным прозвищем, данным сторонникам нового учения со стороны. Одни  считают, что его придумали антиохийские язычники, другие — что авторство принадлежит римским властям. Многие полагают, что это прозвище было насмешливым или даже издевательским или намекало на политическую неблагонадежность» (Левинская И. А. Деяния апостолов. Главы 9–28: Историко-филологический комментарий. СПб.: СПбГУ, 2008. С. 153. Там же указана  литература по данному вопросу).

http://bogoslov.ru/article/2239930

Облик Михайловской церкви Красюковки необычен: перед нами восьмигранная башня с тремя ярусами. Венчает мощное кирпичное сооружение небольшая деревянная главка с куполом. Церковь-башня украшена орнаментом в виде средневековых окон «варового боя». Так иногда называли проемы в верхней части башни, через которые защитники крепости лили кипяток или смолу на головы врагов. В начале XX века в таком «крепостном» стиле строили фабричные корпуса, постройки железнодорожной и городской инфраструктуры. Например, в подмосковном Зарайске в 1916 году в похожем стиле была возведена водонапорная башня. Выбор такого архитектурного стиля для церкви можно объяснить ее предназначением. М. Н. Красюк строил не обычный приходской храм, а домовую церковь при богадельне и благотворительном обществе. По преданию, место для Михайловской церкви и богадельни в Сергиевом Посаде определил старец Гефсиманского скита Варнава. Михаил Николаевич Красюк являлся духовным сыном этого монаха. Варнава Гефсиманский – в миру Василий Меркулов – был известным старцем конца XIX- начала XX века. К нему за советом ежедневно стекались сотни людей. Среди его посетителей были философ Владимир Соловьев, будущий оптинский старец Варсонофий, адвокат Федор Никифорович Плевако. По преданию, в 1905 году в келье инока побывал император Николай II. Будущий старец Варнава родился в селе Прудищи Тульской губернии в семье крепостного крестьянина. Через несколько лет помещик продал семью Меркуловых другому хозяину, и вместе с родителями Василий переехал в село Фоминское Московской губернии. Там юноша познакомился с отшельником Геронтием, жившим недалеко от Зосимовой пустыни, и стал на долгие годы его духовным учеником. В 1850 году вместе с матерью Василий отправился на богомолье в Троице-Сергиев монастырь. Во время этой поездки он ясно почувствовал, что призван стать монахом в этой обители. Уже через год он вместе со своим наставником Геронтием переселился в Лавру. Василий недолго пробыл насельником Троице-Сергиевой обители. Монастырское начальство отправило нового послушника в созданный примерно в трех километрах от Лавры Гефсиманский скит. В скиту Василия стал духовно опекать инок по имени Даниил. Юноша не прекратил общения и со своим первым наставником Геронтием, которого навещал в Лавре по церковным праздникам. В Гефсиманском скиту Василий постригся в монашество с именем Варнавы в честь помощника апостола Павла. С еврейского языка это имя переводится как «сын утешения». Варнаве Гефсиманскому действительно предстояло утешать сотни людей разного звания, которые стекались к его келье на протяжении многих лет.

http://sobory.ru/article/?object=00097

Евангелист Лука. Миниатюра из Евангелия, IX-X в.в. Иверский монастырь, Афон Третье из синоптических Евангелий – от Луки – написано спутником и учеником апостола Павла Лукой. Его авторство подтверждается церковной традицией и древними христианскими писателями: святым Иринеем Лионским и Оригеном. По словам Евсевия Кесарийского, «Лука, уроженец Антиохии и врач по образованию, большей частью находился вместе с Павлом и деятельно общался также с остальными апостолами. От них приобрел он умение врачевать души, каковое и показал в двух богодухновенных книгах: в Евангелии…. и в Деяниях апостолов, которые составил не по рассказам, а как очевидец. Говорят, – продолжает историк, – что именно его Евангелие обычно имеет в виду Павел, когда пишет о некоем своем Евангелии». Лука уверовал во Христа после встречи с апостолом Павлом. В точности не известно, происходил он из иудеев или эллинов, но в Послании Павла колоссянам «Лука, врач возлюбленный» (Кол. 4: 14) упомянут отдельно от названных «обрезанными» «Марка, племянника Варнавы», и «Иисуса, прозываемого Иустом» (Кол. 4: 10, 11). Во всяком случае, его греческое образование было превосходным: язык, на котором он написал Евангелие и Деяния, безукоризненно правильный и отличается совершенством. Исследователи этих текстов подчеркивают их высокие литературные качества. Евангелие Лука начинает с предисловия, составленного в соответствии с правилами греческой риторики эллинистической эпохи и обращенного к некоему Феофилу, о котором трудно сказать, был ли он реальным лицом или это всякий «боголюбец», что, собственно, и обозначает его имя в переводе на русский: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» (Лк. 1: 1–4). Лука опирался при составлении Евангелия на ранее написанные тексты Матфея и Марка, на не дошедшие до нас записи изречений Спасителя, которые принято называть «Логиями», а также на устное Предание Церкви. Особенно драгоценно в Евангелии от Луки повествование о рождении Иоанна Крестителя, о рождестве и детстве Спасителя, которые, возможно, восходят к рассказу самой Богоматери, свято хранившемуся апостолами. Обращенное ко всем христианам – и из иудеев, и из язычников, Евангелие от Луки возводит родословие Христа не к Аврааму, как в Евангелии от Матфея, но к самому праотцу человеческого рода Адаму. Евангелие от Луки написано было в конце 60-х годов в Антиохии или в одном из городов Эллады.

http://pravoslavie.ru/34570.html

1. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в день интронизации в Богоявленском патриаршем соборе 10 июня 1990 года. – 1990, 9, 20; повторно напечатана 1994, 2, 52. 2. Приветствие Священного Синода Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II . (Данилов монастырь, воскресенье 10 июня 1990 года). – 1990, 9, 22. 3. Ответное слово Святейшего Патриарха Алексия II на приветствие Священного Синода и поздравления гостей на приеме в Его честь в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре 10 июня 1990 года. – 1990, 9, 24. 4. Избрание и интронизация Святейшего Патриарх Московского и всея Руси Алексия II. – 1990, 9, 28. 5. Биография Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – 1990, 9, 40. 6. Поздравления Святейшему Патриарху Алексию II. – 1990, 11, 2. 3441. ДЕНЬ тезоименитства Святейшего Патриарха Алексия II. – 1991, 6, 14. 3442. БЕЛАВЕНЕЦ С. Годовщина интронизации Святейшего Патриарха Алексия II. – 1991, 10, 16. 3443. СЛОВО Святейшего Патриарха Алексия II, сказанное после Божественной литургии 10 июня 1991 года, в первую годовщину интронизации. – 1991, 10, 17. 3444. 30-ЛЕТИЕ архиерейской хиротонии Святейшего Патриарха Алексия II. – 1991, 12, 16. 3445. РЕЧЬ Блаженнейшего Архиепископа Кипрского Хризостома на церемонии награждения Золотым орденом святого апостола Варнавы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 10 мая 1992 года. – 1992, 8, XVI. 3446. ВТОРАЯ годовщина интронизации Святейшего Патриарха Алексия II. – 1992, 9, 4. 3447. К 65-ЛЕТИЮ Святейшего Патриарха Алексия II: 1. Поздрвления (от сотрудников Издательского отдела) Его Святейшеству Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II в связи с 65-летием со дня рождения, 23 февраля 1994 года. – 1994, 2, 2. 2. Ко дню тезоименитства Предстоятеля Русской Православной Церкви. – 1994, 2, 6. 3. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Жизнеописание. – 1994, 2, 41. 4. Слово архимандрита Алексия (Ридигера) при наречении во епископа. (Таллиннский Александро-Невский собор, 2 сентября 1961 года). – 1994, 2, 49.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении жезла Преосвященному Варнаве, епископу Павлодарскому и Усть-Каменогорскому 14 ноября 2010 г. 14:11 14 ноября 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл за богослужением в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя возглавил хиротонию архимандрита Варнавы (Сафонова) во епископа Павлодарского и Усть-Каменогорского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви вручил новохиротонисанному епископу Варнаве архиерейский жезл и произнес напутственное слово. Преосвященный епископ Варнава! Сегодня за Божественной литургией через возложение рук архипастырей Церкви Христовой ты приобщился благодати архиерейства, принял жребий апостольства, стал преемником служения самовидцев и служителей воплощенного Слова Божия (см. Лк. 1:2). Ты включился в таинственную, но реальную цепь преемства, восходящую от Самого Господа через святых апостолов, и обрел ту полноту благодати, которую имели сами апостолы. Предстоящий тебе подвиг невозможно совершить, опираясь лишь на  собственные силы и природные дарования, сколь значительными бы они ни были. Божественное призвание осуществимо только в соработничестве со Святым Духом, Который и наставляет нас на всякую правду. Водительством Господним ты быал подготовлен к нелегкому деланию в Винограднике Христовом. Получив образование в Московских духовных школах, ты принял монашеский постриг у мощей преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена земли Русской. Здесь же, в стенах Большой кельи Преподобного, ты приобщился к клиру церковному, восприняв благодать диаконства, а затем и пресвитерства. Оттуда ты вышел на стезю церковного служения, чтобы укреплять традиции монашеского делания в других прославленных обителях. Господь судил тебе нести послушание в очень непростое время становления монастырской жизни в таких обителях, как Оптина Пустынь, Свято-Данилов монастырь в Москве и, наконец, в Рождественско-Богородичном Санаксарском монастыре в Мордовии. Возрастая внутренне и приобретая административный и пастырский опыт, ты был приготовляем премудрым Промыслом Божиим к сегодняшнему дню. Теперь перед тобой открываются широкие возможности и большое поле деятельности в новом сане, с новыми полномочиями и новыми обязанностями.

http://patriarchia.ru/db/text/1318484.ht...

Внутри, в зап. части храма, напротив главного алтаря были устроены хоры. Иконостас этого алтаря был украшен 6 колоннами, весь покрыт изящной резьбой и вызолочен. Образа в иконостасе располагались в 3 яруса. Царские врата были глухие, с изображениями Спасителя, Божией Матери и 4 евангелистов, а выше находилась икона Благовещения. В приделах были устроены одноярусные иконостасы, покрытые белой краской и украшенные золоченой резьбой и колоннами. Царские врата в иконостасах были составлены из золоченых колонн, на которых крестообразно располагались сюжеты на тему Благовещения Пресв. Богородицы и изображения евангелистов. Напротив главного алтаря висело большое медное посеребренное паникадило, 2 таких же были повешены напротив приделов, а одно - в зап. части храма. Центральный купол собора был расписан в виде звездного неба. В 1882 г. нижегородским живописцем Д. А. Салабановым на сводах и стенах были изображены сюжеты из Ветхого и Нового Заветов. Четыре столпа, поддерживавшие храмовые своды, были украшены живописными иконами работы уроженца Н. Новгорода Базанова, обучавшегося в Имп. АХ. Почти все иконы имели серебряные позолоченные ризы, ко многим из них были привешены серебряные позолоченные кресты и ковчежцы с мощами. Так, в храмовую икону Воздвижения Креста Господня был вставлен позолоченный крест-мощевик с частицами Ризы Господней и Креста Господня, мощей апостолов Матфея, Луки, Андрея Первозванного, Тита и Варнавы, прор. Даниила, святителей Иоанна Златоуста, Петра и Ионы Московских, сщмч. Никиты Никодимского, святых Василия Анкирского, Ипатия, Игнатия Богоносца, великомучеников Георгия Победоносца, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, Прокопия, Никиты, мучеников Мардария, Авксентия, Ореста, Сергия, Агафоника, Христофора, преподобных Антония, Пимена, Иоанна Дамаскина, Михаила Малеина, Ефрема Сирина. Другой соборной святыней являлась Иверская икона Божией Матери, написанная в греч. стиле и украшенная богатой серебряной золоченой ризой, с жемчугом и каменьями и с короной на венце из яхонтов, изумрудов и алмазов. На образ были «возложены» кресты: 1-й - из алмазов, 2-й - из серебра, позолоченный. В местной иконе Воскресения Христова (в главном иконостасе) также находились небольшие серебряные позолоченные крест и ковчег, в 1-й была вложена часть Креста Господня, а во 2-й - частицы мощей мн. святых. Большой интерес представляла старинная икона святых Иоакима и Анны, возможно перенесенная из Зачатиевского мон-ря. В 1850 г. сестры обители изготовили богатую плащаницу, вышитую по малиновому бархату золотом и серебром, жемчугом, кораллами и бисером. Плащаница была украшена 51 камнем в серебряной оправе, 231 стразом и 11 663 жемчужинами.

http://pravenc.ru/text/2565212.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010