В 1851 году Василий поступил в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Через шесть лет его зачислили послушником в Гефсиманский скит, а затем перевели в Пещерное отделение, которое являлось центром Московского старчества. В 1866 году послушник Василий был пострижен в монашество с именем Варнава в честь апостола Варнавы . Монаха Варнаву рукополагают в иеродиаконы, а в 1872 году – в иеромонахи. В 1873 году иеромонах Варнава был назначен народным духовником Гефсиманского скита, а в 1880 году был избран духовником скитских старцев. Его называли «мудрый простец». Всех приходящих отец Варнава называл «сынками» и «дочками» и ко всем обращался на «ты». Среди «сынков» батюшки был Российский Император Николай II, пришедший с покаянием к старцу в 1905 году. Отец Варнава предсказал Государю мученическую кончину и благословил его на этот подвиг. Почти двадцать лет под духовным окормлением старца Варнавы находился преподобный Серафим Вырицкий , и благодаря мудрому руководству произошло возрастание иеромонаха Серафима в великого угодника Божия. Отец Варнава устроил в Нижегородской губернии Иверский Выксунский женский монастырь и был духовным руководителем сестер этой обители. Преподобный Варнава в течение всей своей скитской жизни пребывал в непрестанной Иисусовой молитве и подвиге покаяния и поста, но тщательно скрывал это от мира. Старец врачевал телесные болезни, имел дух кротости, обладал даром прозорливости. Он предсказал будущие гонения за веру, разрушение, а затем восстановление храмов, небывалый расцвет Церкви Христовой: «Преследования против веры будут постоянно увеличиваться. Неслыханные доныне горе и мрак охватят все и вся, и храмы будут закрыты. Но когда уже невмоготу станет терпеть, то наступит освобождение. И настанет время расцвета. Храмы опять начнут воздвигаться. Перед концом будет расцвет». Преподобный старец Варнава скончался 17 февраля 1906 года после совершения им таинства Исповеди, в алтаре у престола Божия. Погребен он был в пещерах Гефсиманского скита, в котором ныне почивают его святые мощи. В 1995 году иеромонах Варнава (Меркулов) прославлен как местночтимый святой. Память его празднуется 17 февраля, а также 6 июля – в Соборе Радонежских святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

КОЗМОДЕМЬЯНСКИЙ, муж. существовавший некогда в уездном городе Галиче. Церковь этой обители, во имя св. Бессребренников Козмы и Дамиана, обращена в 1764 году в приходскую. ВАСИЛЬЕВСКИЙ, муж. в уездном городе Галич, с церковью св. Василия Кессарийского. О этой обители, когда она была основана и уничтожена, сведений нет; известно только, что в 1632 году она еще существовала. ЗАЧАТЕЙСКИЙ, женский, находившийся в древности в уездном городе Галиче; когда и кем был основан, неизвестно; а упразднен в 1764 году. МОНЗЕНСКИЙ, муж. в 25 верстах от уездного города Галича и в 30 верст. от Чухломы, на речке Монзе, при впадении ее в реку Кострому. Основан был в XVI веке Преподобным Ферапонтом и учеником его, препод. Адрианом. Здесь церковь Благовещения Богородицы, в которой почивают под спудом мощи означенных основателей; тут же погребена бывший в числе здешних иноков и прославившийся своей добродетельною жизнью и подвигами, труженик, Феодосий. Обитель упразднена в 1764 году и церковь обращена в приходскую. БОГОЯВЛЕНСКИЙ, муж. существовавший в древности в уездном городе Юрьевце-Польском. Здесь, в церкви Богоявления Господня, погребен блаженный и Христа ради юродивый Симон, которого память местными жителями уважается. О времени основания и уничтожения этой обители неизвестно. СТРОЕВО-ГОРСКИЙ-НИКОЛАЕВСКИЙ, муж. находился за Нерехтою, в Сорохотском стану; о времени его основания и уничтожения сведений нет. В послушной вотчинной грамоте 1569 года значится, что царь Иоанн Васильевич Строево-Горскому игумену с братиею пожаловал в Сорохотской волости село Шабухино с деревнями. В 1642 году разбойники разорили этот монастырь, убив в нем черного попа Иосифа. ТРОИЦКАЯ, пуст. муж. существовавшая с XIV века на реке Ветлуге, на том самом месте, где ныне находится уездный город Варнавин. Пустынь эта называлась прежде и Лапшингскою, по небольшой речке Лапшанге, впадающей подле ее в Ветлугу. Она основана была Преподобным Варнавою. Здесь три церкви: 1) Соб. Апостола Варнавы , в которой и мощи основателя опочивают под спудом; 2) Живоначальной Троицы; 3) Николая Чудотворца. Сии две последние церкви, построенные учениками Препод. Варнавы, после его кончины, уже не существуют; а первая, Апостола Варнавы , обращена в городской собор. Обитель упразднена в 1764 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мон-рь во имя ап. Варнавы [греч. Αποστλου Βαρνβα], расположен в 1 км от Энгоми (в наст. время на оккупированной территории о-ва Кипр); прежде находился в ведении Архиепископии Кипра. Основан ок. 488 г. архиеп. Анфемием на месте обретения им мощей ап. Варнавы в местности, названной Игиас (Υγεας - Место здравия, поскольку там часто совершались чудеса), находившейся в 5 стадиях от Саламина (примерно в 3 км к западу от города). На средства визант. имп. Зинона и архиеп. Анфемия был построен большой храм и при нем основан мон-рь, ставший одним из главных центров паломничества на Кипре. Храм представлял собой большую трехнефную базилику с нартексом и атриумом с 4 портиками. Описание этой постройки содержится в Энкомии ап. Варнаве, написанном мон. Александром Кипрским . Рака с мощами апостола была перенесена из пещеры в новый храм и установлена справа от жертвенника в апсиде юж. нефа. Из 2 рядов мраморных колонн до наст. времени уцелела только одна. Большинство исследователей считает, что базилика была трехкупольной (впосл. одна глава была утрачена), однако существует мнение, что она имела двухскатную деревянную крышу. В VII в. из-за араб. набегов мон-рь пришел в запустение, церковь подверглась разрушению и затем была заменена новой базиликой со сводчатой крышей (время ее сооружения точно не известно). В 1674 г. архиеп. Иларионом Кигаласом на месте визант. базилики была воздвигнута новая церковь. Как показали археологические раскопки 1964 г., в ее состав были включены остатки сев. и часть зап. стен прежней постройки. В. Г. Григорович-Барский описывает этот храм «древняго здания, великий и лепотний», но обветшавший и с утраченными росписями, и сравнивает его с базиликой св. Лазаря в Ларнаке ( Григорович-Барский. С. 327-328). После реконструкции в 1740 г., при архиеп. Филофее, собор приобрел свой современный вид. В XVII-XVIII вв. были написаны иконы местного ряда иконостаса; в с. Милья выстроено подворье. В 1916 г. с восточной стороны к храму была сделана пристройка.

http://pravenc.ru/text/154295.html

На Красной горе иноки построили две церкви: одну в честь Пресвятой Троицы, а другую — над гробом преподобного во имя святителя Николая Чудотворца и основали общежительный монастырь, получивший название «Варнавинской пустыни». Житие святого Варнавы написано в 1639 году иноком Варнавинской пустыни иеромонахом Иосифом (Лядкиным), который впоследствии стал в Москве главнейшим управителем книжного Печатного двора. Слух о чудесах преподобного достиг в 1639 году и до Святейшего Патриарха Московского Иоасафа, который спросил пред освященным собором двух пресвитеров ветлугских, Иоанна и Онисифора, пришедших в царствующий град засвидетельствовать о чудесах преподобного и милость его, которую сами над собой испытали. Один из них, Онисифор, долго страдал слепотою глаз и в тяжком недуге уже отчаивался в жизни. Иноки обители Ветлугской (Ветлужской) убедили его пойти помолиться на гроб преподобного — и там он прозрел. Другой иерей подтвердил истину слов его и сам о себе возвестил, как исцелился также у гроба преподобного от одержавшей его болезни. Тогда Святейший Патриарх послал игумена желтоводского Пафнутия в обитель преподобного узнать на месте истину слов обоих иереев. И он, собрав многие иные сказания о чудесах, истекавших от раки преподобного Варнавы, возвестил о том патриарху, который прославил память новоявленного чудотворца. Со временем на месте Варнавинской обители возник уездный город Варнавин, а главный храм обители был обращен в городской собор во имя апостола Варнавы. Аркадий Вяземский Новоторжский, преподобный — прославление Преподобный Аркадий был келейником и учеником преподобного Ефрема, настоятеля Борисоглебского монастыря. Он славился святостью жизни, подражая во всем своему учителю преподобному Ефрему, и являл собою образец послушания. Скончался он мирно в 1077 году. Мощи преподобного Аркадия почивают в Новоторжской Борисоглебской обители под спудом. Июнь 12 Арсений Коневский, преподобный Из Великого Новгорода происходил блаженный Арсений, но неизвестно, кто были его родители и в какое время он родился; лишь одно знаем, что хороши были родители, воспитавшие его в благочестии, ибо каков корень, таковы и ветви и, по Священному Писанию, аще корень свят, то и ветви (Рим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

В северной части также нашли стену и соответствующий ей контрфорс. В южной части, вне того места, которое соответствует атриуму, видны остатки квадратного баптистерия, длина боков которого равняется четырем метрам. Пол его мозаичный, составленный из маленьких кубиков – белых, красных и черных. В центре его находится круг, около метра в диаметре, но без мозаики: это – место крещальной чаши, вероятно с одной ножкой. Перед главной церковью видны развалины двух маленьких церквей, из которых одна, направо, была посвящена Моисей, а другая, налево, Илии, соответственно трем сеням, о которых говорил Спасителю Апостол Петр, восхищенный необыкновенным чудом Преображения Господа 100 . Много веков прошло с тех пор; в течение этого времени построенные на этом святом месте церкви то разрушались, то возобновлялись. Таких разрушений и возобновлений, по мнению Варнавы, было отнюдь не меньше четырех. В центре площади находилась маленькая часовенка, длиной в 9 метров и шириной в четыре метра, для небольшого количества монахов, живших в домах, прислоненных к этой часовне. Она стоит на том месте, где, по преданию, Господь после Преображения обратился к Апостолам со словами: «никому не говорите о виденном». Далее, о. Варнава указал нам в развалинах на следы бывшего здесь монастыря монахов Бенедектинцев. Так, очень ясно тут можно различить четырехугольную залу, метров в сто в квадрате, со столбом по средине, для поддержки свода. По мнению патера Варнавы, это была трапезная для монахов. В глубине одной ниши находится цистерна для воды; каменные скамейки, с подпорами для ног, помещались по стенам залы; широкая эстрада на восточной стороне указывает на место настоятеля монастыря; напротив, на восточной стороне, находится дверца, ведшая в кухню. Размеры трапезной показывают, что число монахов было ограничено. Кухня сохранила свой базальтовый очаг, на котором на крючках висели котелки; виднеется также глиняная труба для притока воды. В толще окружной стены расположена маленькая баня с куполом, просверленным круглыми отверстиями и с крантами для теплой и холодной воды; в стороне находятся остатки маленькой комнаты, пол которой выстлан белым мрамором.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Махерский монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы основан в начале XIII b. по велению Самой Божией Матери иноками из Палестины. Монастырь св. апостола Варнавы построен византийским императором Зеноном (V b.) на месте погребения апостола; возрожден в 1917 г. После событий 1974 г. монастырь оказался на территории, занятой турками, и превращен ими в музей. Монастырь св. Неофита основан в XII b. св. Неофитом, мощи которого здесь хранятся. В горах Троодоса в монастыре пребывает еще один чудотворный образ Пресвятой Богородицы — Троодитисса, по преданию, написанный св. ап. Лукой. Этот монастырь возник еще во времена иконоборчества в VIII b. как пещера для иноческих подвигов, впоследствии стал одним из центров монашества. Монастырь Пресвятой Богородицы Хрисорройятиссы существует с 1152 г. Из женских монастырей необходимо отметить монастырь св. Ираклидия (Гераклидия). Основан в IV b., вначале был мужским. Образцом женских монастырей Кипрской Православной Церкви является находящийся под покровительством главы Церкви монастырь св. Георгия Аламаноса. История монастыря восходит ко временам крестоносцев, в поздние времена он был заброшен и лишь в конце 40-х г.г. ХХ в. возрожден. Существует древний женский монастырь св. муч. Мины. На протяжении многовековой истории он неоднократно разрушался, восстановлен в начале 60-х г.г. ХХ в. Женские монастыри более населенные, чем мужские. Все монастыри на Кипре общежительные. Игумены избираются братией монастыря. 9.2.4. Духовное образование в Кипрской Православной Церкви Церковь располагает богатейшим музеем Византийской культуры, где представлены иконы и предметы церковной утвари. В Никозии имеется основанная еще в 1821 г. Архиепископская библиотека, насчитывающая более 50 тыс. книг. С 1949 г. существует духовная семинария, носящая имя апостола Варнавы, с шестилетним сроком обучения. Эта семинария действует при подворье Киккского монастыря в Левкосии. Высшее богословское образование студенты с Кипра получают за рубежом, главным образом на богословских факультетах университетов Греции. Официальным органом Церкви является ежемесячный журнал «Апостол Варнава», а также газета «Церковная жизнь».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

В XV-XVI веках к древнему соборному храму пристроили два придела. Мощи Ираклидия вывезли в Константинополь еще до падения Византии. Сейчас в северном приделе у иконостаса слева от царских врат под чудотворной иконой Ираклидия установлена для поклонения честная его глава в серебряном ковчеге, изготовленном в виде святительской митры. Рядом в другом ковчеге хранится частица мощей апостола Варнавы. Сами мощи остались на оккупированной территории в монастыре святого Варнавы, находящемся в окрестностях Саламина. В результате репрессий со стороны турецких властей обитель пришла в запустение и в середине XIX века закрылась и существовала в качестве обычного прихода. Только в 1962 году по благословению архиепископа Макариоса III монастырь возродился как женский. Во второй половине 1990 годов здесь построен новый каменный храм в честь Иоанна Предтечи. Помимо послушаний в храмах и по хозяйству, монахини занимаются иконописью, вышивкой, плетением четок, пчеловодством, приготовлением восточных сладостей. C 1962 года обителью управляла игуменья Харитея, скончавшаяся в 2000 году. В настоящее время настоятельницей является игуменья Продромия. Обитель Николая чудотворца В первой половине IV века на полуострове Акротири по повелению царицы Елены был основан мужской монастырь в честь святителя Николая чудотворца. Позже он получил название " Гатон " ( " Кошачий " ) - за большое количество кошек, живущих на его территории и в окрестностях. Кошек же, по преданию, повелела завезти сюда царица Елена, в 327 году на обратном пути из Святой Земли остановившаяся в бухте полуострова и пораженная большим количеством здесь ядовитых змей. Во время правления на острове англичан монастырь был закрыт и возрожден в 1960-е годы уже как женский. В нем всего лишь несколько сестер. Помимо традиционных послушаний, они ухаживают за кошками, которых в обители более ста: старых, больных и бездомных кошек сюда привозят со всего острова. В обители сохранился каменный храм XV века, главный вход в который украшен мозаичным образом святителя Николая.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2003/0...

Монастыри Кипрской Православной Церкви/Поместные Церкви//проект портала Православие.Ru Монастыри Кипрской Православной Церкви Tweet Нравится HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Составил Юрий Максимов Монастыри Кипрской Православной Церкви Полный список действующих православных монастырей Кипра, с указанием имён их настоятелей и контактной информации. Всего 31 монастырь, в том числе 12 мужских и 19 женских. Ставропигиальные монастыри Мужской монастырь в честь Киккской иконы Божией Матери Настоятель: митрополит Киккский Никифор Тел.: 22942435 Сайт: www.imkykkou.com.cy Мужской монастырь в честь иконы Божией Матери «Махэра» Настоятель: хорепископ Лидрский Епифаний Тел.: 22359334 Монастырю принадлежат также три скита: св. Иоанна Предтечи, св. Иосифа Мнистора и свв. Харлампия и Христодула. Мужской монастырь в честь преподобного Неофита Затворника Настоятель: хорепископ Хитронский Леонтий Тел.: 26652481 Сайт: www.stneophytos.org.cy E-mail: info@stneophytos.org.cy Мужской монастырь в честь святого апостола Варнавы Настоятель: архимандрит Гавриил Тел.: 22590495 Обители Архиепископии (округа Никосии) Мужской монастырь в честь святого апостола Андрея Женский монастырь в честь архангела Михаила Настоятельница: монахиня Мариам. Тел.: 22542355 Женский монастырь в честь Пресвятой Богородицы Местоположение: епархия Никосии Настоятельница: монахиня Евфимия Тел.: 22542991 Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Трикуккиотисса» Местоположение: епархия Никосии Настоятельница: монахиня Христонимфи Тел.: 25462747 Пафская епархия Мужской монастырь в честь иконы Божией Матери «Троодитисса» Настоятель: игумен Афанасий. Братии около десяти человек. Тел.: 25991014 Мужской монастырь в честь иконы Божией Матери «Хрисорроэтисса» Один насельник. Настоятель: игумен Дионисий. Тел.: 26722455 Мужской монастырь в честь Креста Господня Один насельник – эконом Варнава. Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Саламиотисса» Настоятельница: монахиня Агафия Тел.: 26442391 Китийская епархия Мужской монастырь Ставровуни Настоятель: архимандрит Афанасий. Братии около двадцати человек. Тел.: 22533630

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Во время Турецкого владычества поддерживал христианство и был рассадником христианского просвещения, дав в свое время св. церкви многих учителей и архиереев, замечательных своею популярностью, и многих, отпадших от христианства, возвратил ко св. церкви Христовой. Кроме глубокой своей древности и высокого просветительного значения, Сумелийский монастырь до сих пор хранит древнейшую христианскую святыню: Частицы Честного Животворящего Креста Господня, подаренные монастырю при грамоте Императором Алексеем Комниным, часть мощей св. Варнавы и Софрония Афинян – устроителей монастыря, и мощей многих других святых угодников Божиих. В последнее время, вследствие обнищания края, Сумелийский монастырь, не имея никаких доходов на месте, вынужден обратиться к христолюбивым благотворителям в России с просьбою о пожертвовании на самые необходимые нужды монастыря: на возобновление древних монастырских построек и на содержание училищ этих единственных рассадников христианского просвещения в Трапезундском крае. Сочувствуя бедственному состоянию обители, Всероссийский Святейший Синод, со Всемилостивейшего соизволения Его Императорского Величества Благочестивейшего Государя Императора Александра Александровича, разрешил настоятелю означенного монастыря Архимандриту Герасиму с Иеромонахом Гервасио прибыть в Россию для испрошения сбора доброхотных даяний. В настоящее время Архимандрит Герасим привез с собою: руку святого Варнавы Афинянина, руку святого мученика Прокопия Византийского, копию с иконы Пресвятой Богородицы Одигитрия, писанной Апостолом Лукою, и св. Крест». 28-е число. Суббота. В 4 часа пополудни неожиданно явился ко мне А. В. Гаврилов. Я был очень рад его посещению. Много говорили мы с ним о необходимости пересмотра Консисторского Устава. Между прочим, он упрекал меня за то, что я ничего не оглашаю в Епархиальных ведомостях о своей административной деятельности, как это делают другие архиереи и чрез это много· де выигрывают в глазах высших властей. 30-го числа получено было мною, с разных сторон, 9 писем. Писали: а) из Константинополя от 23-го числа писал Настоятель Посольской церкви, Архимандрит Арсений: «Считаю своим священным долгом поздравить Ваше Высокопреосвященство с приближающимся праздником вашего тезоименитого святого Покровителя и молю Подателя всех благ Господа, да излиет на Вас обильно щедроты Свои.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Первая рукопись, содержащая Ветхий Завет неполный 88 и весь Новый Завет с посланием апостола Варнавы и книгой Ермы, писана на тончайшем белом пергамине в четвертую долю длинного и широкого листа. Буквы в ней совершенно похожи на церковно-славянские. Постановка их – прямая и сплошная. Над словами нет придыханий и ударений, а речения не отделяются никакими знаками правописания, кроме точек. Весь священный текст писан в четыре и в два столбца стихомерным образом и так слитно, как будто одно длинное речение тянется от точки до точки 89 . Такая постановка букв без грамматической просодии и такой способ писания священного текста, придуманный александрийским диаконом Евфалием около 446 года по Рождестве Христовом и вскоре покинутый по той причине, что между столбцами оставалось много пробелов на дорогом пергамине, доказывают, что эта рукопись издана была в пятом веке. Она достопримечательна во многих отношениях. В ней усматриваются: особый порядок священных книг, вразумительное изложение Псалтири и Песни Песней, множество разных чтений на полях новозаветного текста и особенное наречие. Историческая часть Ветхого Завета окончена книгами Товит, Юдифь и Маккавейскими; потом следуют Пророчества, и за ними Псалтирь, Притчи, Екклезиаст, Песнь Песней, Премудрость Соломона и книги Сираха и Иова. Далее непосредственно начинается Новый Завет без всякого предисловия. Сперва написаны Евангелия Матфея, Марка, Луки и Иоанна, потом Послания апостола Павла к римлянам, к коринфянам два, к галатам, ефесеям, филипписеям, колоссаям, к солунянам два и к евреям, далее его же Послания к Тимофею, к Титу два и к Филимону; за ними следуют Деяния апостольские, все Соборные послания в нашем порядке и Апокалипсис; а под конец помещены: Послание апостола Варнавы и книга Ермы под названием Ποιμν, т.е. «Пастырь». В Псалтири второй псалом соединен с первым, и весьма часто встречается слово Διψαλμα, писанное на особой строке красными чернилами, так например: Ινα τι εφρυαξαν εθνη και λαοι εμελετησαν κενα Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным;

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010