Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ (Ефимов Василий Севастьянович; 12.04.1903, Москва - кон. 1937, пос. Пезмог (Пезмога) Сыктывкарского р-на Коми АССР), прмч. (пам. 8 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), мон. Работал курьером в 33-м отд-нии милиции Москвы. В 1935 г. принял монашеский постриг, вел подвижнический образ жизни. В квартире В. неск. раз совершал молебны иеросхим. Аристоклий Афонский († 1918), к-рого глубоко почитала семья В., у Ефимовых хранилось облачение старца Аристоклия. Арестован 29 сент. 1937 г. по одному делу с архиеп. Можайским, вик. Московской епархии, Димитрием (Добросердовым) и группой духовенства и мирян Москвы. В. обвинили в том, что он, «будучи враждебно настроенным по отношению к советской власти, среди окружающих проводил систематическую антисоветскую агитацию. Свою квартиру... предоставил для совершения тайных богослужений и ночлега возвратившемуся из ссылки духовенству... принял пострижение в тайное монашество, к чему склонял и других своих единомышленников». В. виновным себя не признал. По постановлению тройки УНКВД по Московской обл. от 17 окт. 1937 г. приговорен к 10 годам лагерей, вскоре скончался. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Имя внесено в календарь постановлением Свящ. Синода от 27 дек. 2000 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. 20816; Д. П-76575. Т. 1. Лит.: Дамаскин. Кн. 5. С. 306. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АНАТОЛИЙ (Ботвинников Анатолий Иванович; 1881-1937), иером., прмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАТОЛИЙ, СЕРАФИМ И ФЕОГНОСТ преподобномученики Казахстанские (пам. 29 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АРКАДИЙ (Носков Андрей Семенович; 1889-1918), мон., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников Российских ) ВАРЛААМ (Коноплёв Василий Евфимович; 1858-1918), архим., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРНАВА (Надеждин Венедикт Александрович; 1873 - 1918), мон. прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/154155.html

Возрождение Клименецкого монастыря началось в 1833 г., когда по решению архиеп. Игнатия (Семёнова) обитель была приписана к Олонецкому архиерейскому дому. По указу Святейшего Синода от 20 мая 1860 г. монастырь стал самостоятельным. Во 2-й пол. XIX - нач. ХХ в. из Петрозаводска в Клименецкую обитель регулярно устраивались паломнические поездки, мон-рь также посещали богомольцы, направлявшиеся на Соловки. В дни памяти И. в Клименецком мон-ре совершался крестный ход. В 1876 г. на Крестовой луде был «построен новый крест вместо двух обветшавших, поставленных самим Ионою, над крестом на столбах устроена крыша в виде часовни» (Там же. Оп. 20. Д. 30/340. Л. 3). В 1920 г. постройки обители были переданы совхозу, при к-ром действовала летняя детская трудовая колония; затем в бывш. монастырских помещениях располагался дом инвалидов (НАРК. Ф. Р-109. Оп. 1. Д. 11/127. Л. 1-21), позднее ц. во имя праведных Захарии и Елисаветы использовалась как общежитие. К наст. времени сохранилось руинированное здание этой церкви, где под спудом почивают мощи И. Канонизацией святого считается включение его имени в Собор Олонецких святых, празднование которому было установлено в 1866 г. Олонецким архиеп. Аркадием (Фёдоровым). В том же году во имя Олонецких чудотворцев был освящен придел в подвальной части кафедрального Воскресенского собора в Петрозаводске. В 1905 г. в Клименецком мон-ре на средства купца И. Коровина построили 1-й посвященный И. небольшой деревянный храм, его освятил 1 окт. того же года архим. Варнава (Накропин) (Олонецкие ЕВ. 1905. 21. С. 622). В 1910 г. по решению Петрозаводского еп. Никанора (Надеждина) имя И. вместе с именами остальных святых края стало поминаться в храмах Олонецкой епархии на отпусте, была написана икона «Собор Олонецких чудотворцев», на которой среди других угодников Божиих изображен И. ( Островский Д. В., прот. Преосвящ. Никанор, епископ Олонецкий и Петрозаводский//Изв. Об-ва изучения Олонецкой губ. Петрозаводск, 1916. Т. 8. 5/8. С. 59). Имя И. включено в Собор Карельских святых (празднование установлено в 1974 Финляндской Православной Церковью, затем было принято в Петрозаводском благочинии (Карелия) Ленинградской епархии).

http://pravenc.ru/text/578264.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ (Старцев; 1888, с. Ординское Осинского у. Пермской губ.- 23.10.1918, Осинский у. Пермской губ.), прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), инок Белогорского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря . Поступил в монастырь в 1905 г. Нес послушание в книжно-иконной лавке. В авг. 1918 г. при разорении мон-ря был расстрелян. Место захоронения неизвестно. Прославлен как местночтимый святой Пермской епархии вместе с Белогорскими преподобномучениками 2 июля 1998 г., к общецерковному почитанию - Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГА Пермской обл. Ф. 37. Оп. 7. Д. 3. Лит.: Пермские ЕВ. 1919. 1. С. 18; Дамаскин. Кн. 2. С. 116; К прославлению сщмч. Феофана, еп. Пермского и Соликамского, и прмч. Варлаама с братией Белогорского мон-ря. Пермь, 1998. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АНАТОЛИЙ (Ботвинников Анатолий Иванович; 1881-1937), иером., прмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАТОЛИЙ, СЕРАФИМ И ФЕОГНОСТ преподобномученики Казахстанские (пам. 29 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АРКАДИЙ (Носков Андрей Семенович; 1889-1918), мон., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников Российских ) ВАРЛААМ (Ефимов Василий Севастьянович; 1903-1937), мон., прмч. (пам. 8 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (Коноплёв Василий Евфимович; 1858-1918), архим., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРНАВА (Надеждин Венедикт Александрович; 1873 - 1918), мон. прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИТАЛИЙ (Кокорев Виталий (?) Иванович; 1890-1937), мон., прмч. (пам. 24 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕРАСИМ (Мочалов Григорий Игнатьевич; 1870-1937), иером., прмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГЕРАСИМ (Сухов Герасим Федотович; 1866-1937), иером., прмч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ († авг. 1918), прмч. (пам. 25 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), инок Белогорского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря ЕВТИХИЙ (Качур Евфимий Викторович; 1891-1937), игум., прмч. (пам. 20 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВФИМИЙ (Коротков Владимир Трофимович; 1882 - 1918), иеродиак., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВФИМИЙ (Шаршилов Емельян Николаевич; 1887 - 1918), мон., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/200225.html

ВАРНАВА (Надеждин Венедикт Александрович; 1873 - 1918), мон. прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРСОНОФИЙ (Плиханков Павел Иванович; 1845 - 1913), архим., прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ВАРСОНОФИЙ (Лебедев Василий Павлович, 1871 - 1918), еп. Кирилловский, вик. Новгородской епархии, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАРФОЛОМЕЙ (Ратных; 1894 - 1938), иером., прмч. (пам. 28 янв., 19 нояб.- в Соборе Крымских новомучеников и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Холмогоров (25 янв. 1875 г., с. Андреевское Коломенского у. Московской губ. -16 янв. 1938 г., Новосибирская обл., Сиблаг), протоиерей, священномученик (пам. 3 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАСИЛИЙ Арсеньевич Сунгуров (1876-1937), сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. ВАСИЛИЙ (Мазуренко; 1882-1938), иером., прмч. (пам. 26 дек., в Соборе Винницких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Даниилович Залесский (1887 – 1938), сщмч. (пам. 3 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. ВАСИЛИЙ Викторович Гурьев (1869-1937), сщмч. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. ВАСИЛИЙ (Преображенский Вениамин Сергеевич; 1876-1945), еп. Кинешемский, вик. Костромской епархии, свт., исп. (пам. 31 июля, 5 окт., в Соборе Ивановских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАСИЛИЙ Владимирович Агафоников (1885-1937), прот., сщмч. (пам. 26 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВАСИЛИЙ Алексеевич Аменицкий (1872-1938), прот., сщмч. (пам. 7 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122344_6.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период (1917 - 1990) Иона Пантелеймонович (1879 - 1968), поэт, публицист, издатель, лидер движения «голгофских христиан» ВАЛЕРИАН Васильевич Новицкий (1897-1930), свящ., сщмч. (пам. 10 февр., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРВАРА (Яковлева Варвара Алексеевна; ок. 1850 - 1918), прмц. (пам. 5 июля, в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРВАРА (Трофимова Валентина Алексеевна; 1930-2011), игум. Пюхтицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы жен. мон-ря ВАРЛААМ (Похилюк Виктор Семенович; 1870 - 1930), иером., сщмч. (пам. 14 янв., в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАРЛААМ (Ефимов Василий Севастьянович; 1903-1937), мон., прмч. (пам. 8 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (Коноплёв Василий Евфимович; 1858-1918), архим., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (Никольский Василий Михайлович; 1872 - 1937), игум., прмч. (пам. 6 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРНАВА (Надеждин Венедикт Александрович; 1873 - 1918), мон. прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРНИЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ СЕРГИЕВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в пос. Варницы, ныне в черте г. Ростова Ярославской обл., подворье Троице-Сергиевой лавры (с 1995) ВАРСОНОФИЙ (Лебедев Василий Павлович, 1871 - 1918), еп. Кирилловский, вик. Новгородской епархии, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАРСОНОФИЙ (Мамчин Валентин Михайлович; 1875 - 1938), прмч. (пам. 19 мая - в Соборе новомучеников Слободского края), архим. ВАРФОЛОМЕЙ (Ратных; 1894 - 1938), иером., прмч. (пам. 28 янв., 19 нояб.- в Соборе Крымских новомучеников и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/121814_9.html

Архив Пн Состоялось празднование дня памяти небесных покровительниц города Алма-Аты — мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии 1 октября 2015 г. 16:40 30 сентября 2015 года — попразднство Воздвижения Креста Господня, день памяти небесных покровительниц города Алма-Аты и Семиречья — святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. 17 сентября (30-го по новому стилю) 1854 года, в день святых мучениц было торжественно освящено Заилийское укрепление, переименованное в город Верный — в честь мученицы Веры. В это же время в память небесных покровительниц Семиречья были названы первые казачьи станицы, основанные у подножья Заилийского Алатау переселенцами из Западной Сибири — Надеждинская (Иссык), Софийская (Талгар), Любавинская (Каскелен). В 2015 году также исполняется 40 лет церковного служения главы Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан митрополита Астанайского и Казахстанского Александра. В 1975 году будущий глава Казахстанского митрополичьего округа поступил в Духовную семинарию города на Неве, где стал нести послушание иподиакона у приснопамятных иерархов митрополита Никодима (Ротова) и архиепископа Тихвинского (Мелитона). Праздничная Божественная литургия была совершена в Софийском соборе Иверско-Серафимовского женского монастыря города Алма-Аты, для которого день мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии является престольным праздником. Литургию возглавили митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, митрополит Вострский Тимофей (Иерусалимская Православная Церковь) и митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий. Главе Православной Церкви Казахстана, экзарху пресвятого Гроба Господня на Кипре и главе Среднеазиатского митрополичьего округа сослужили: глава Смоленской митрополии митрополит Смоленский и Рославльский Исидор, архиепископ Чимкентский и Таразский Елевферий, епископ Гурий (Шалимов), викарий Астанайской епархии епископ Талдыкорганский Нектарий, викарий Санкт-Петербургской епархии епископ Кронштадтский Назарий, викарий Астанайской епархии, управляющий делами Православной Церкви Казахстана епископ Каскеленский Геннадий, епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава, епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан, епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий, епископ Городецкий и Ветлужский Августин, епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим, епископ Георгиевский и Прасковейский Гедеон, епископ Бишкекский и Кыргызстанский Даниил, епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний, епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион, епископ Петропавловский и Булаевский Владимир, епископ Клинцовский и Трубчевский Владимир; благочинный Алма-Атинского церковного округа протоиерей Валерий Захаров, духовник Карагандинской епархии архимандрит Петр (Горошко) — ученик преподобного Севастиана Карагандинского, духовенство, прибывшее с гостями-архипастырями, руководители отделов Казахстанского Митрополичьего округа в священном сане и клирики Астанайской и Алма-Атинской епархии.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Священник Петр Дьяконов был закопан в землю по шею у Надеждинского завода Верхотурского уезда и расстрелян. При набеге красных в августе 1918 года на Белогорский монастырь были зверски замучены иеромонахи Сергий Вершинин и Илия — тела их найдены с исколотыми штыками шеями, с размозжёнными черепами и простреленными ладонями рук. Предполагают, что их пригвождали ко крестам. Иеромонах Вячеслав, иеродиакон Михей, монах Варнава, инок Димитрий, послушник Иоанн — расстреляны; иеромонах Иоасаф — замучен; иеромонах Иоанн, иеродиаконы Виссарион и Матфей, инок Савва — после жестоких пыток утоплены; монахи Гермоген, Аркадий и Евфимий — расстреляны за отказ сражаться в армии красных против правительственных войск Колчака; монах Маркелл — застрелен после долгих мучений. Были расстреляны за отказ работать по устройству праздника октябрьской революции и за отказ сражаться в рядах красных против правительственных войск Колчака послушники монастыря: Иаков, Петр, Иаков, Александр, Феодор, Петр, Сергий. Иеромонах Антоний Арапов был выдающимся миссионером–проповедником, его проповеди, как и проповеди настоятеля монастыря архимандрита Варлаама Коноплева, привлекали в монастырь тысячи паломников. В 1911 году о. Антоний был назначен казначеем Белогорского монастыря. В это время собор был выстроен только наполовину, об украшении его внутри нечего было и думать; не было средств для окончания постройки. Благодаря энергичной деятельности о. Антония и его проповедям, которыми он расположил сердца многих людей к щедрым пожертвованиям, строительство собора было завершено, и он был богато украшен. При наступлении красных о. Антоний и часть братии ушли вместе с войсками адмирала Колчака. Иеромонах Антоний был арестован и расстрелян в Иркутске в 1919 году. В пяти километрах от Белогорского монастыря располагался Серафимовский скит. Сюда не допускали женщин за исключением одного дня в году — престольного праздника. Скит окружала деревянная ограда. Скитяне жили в маленьких бревенчатых избушках; пищу принимали однажды в день без масла. Были среди них такие суровые подвижники, которые, захватив с собой немного сухарей, удалялись из скита в соседние меловые горы, где жили по месяцу в совершенном безмолвии и молитве. При захвате скита красными были замучены монахи Сергий, Иоанн, Иосиф, скитский эконом Исаакий и инок Павел. Тела Сергия, Исаакия и Павла были завалены нечистотами. У мучеников были размозжены головы, вырваны куски тела с боков и штыковые раны по всему телу. За отказ сражаться в армии красных против правительственных войск были расстреляны послушники скита: Григорий, Василий, Пантелеимон и Симеон.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРЕМИЯ (Леонов Иван Михайлович; 1.01.1876, Курляндская губ.- 1918), прмч. (пам. 1 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Валаамских святых), мон. Из крестьянской семьи. 12 февр. 1908 г. поступил в Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь . В число братии официально зачислен 2 июня 1910 г. 4 авг. 1912 г. пострижен в монашество с именем Иеремия. Проходил послушание в слесарной мастерской, позднее был ее смотрителем. С 1917 г. находился в отпуске. Был убит в России в 1918 г. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив Спасо-Преображенского Валаамского мон-ря. Ф. 3. Оп. 8: Послужной список за 1917-1918 гг. Лит.: ЖНИР: Янв. С. 4. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АНАТОЛИЙ (Ботвинников Анатолий Иванович; 1881-1937), иером., прмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАТОЛИЙ, СЕРАФИМ И ФЕОГНОСТ преподобномученики Казахстанские (пам. 29 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АРКАДИЙ (Носков Андрей Семенович; 1889-1918), мон., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников Российских ) ВАРЛААМ (Ефимов Василий Севастьянович; 1903-1937), мон., прмч. (пам. 8 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (Коноплёв Василий Евфимович; 1858-1918), архим., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРНАВА (Надеждин Венедикт Александрович; 1873 - 1918), мон. прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИТАЛИЙ (Кокорев Виталий (?) Иванович; 1890-1937), мон., прмч. (пам. 24 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕРАСИМ (Мочалов Григорий Игнатьевич; 1870-1937), иером., прмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГЕРАСИМ (Сухов Герасим Федотович; 1866-1937), иером., прмч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/293638.html

Эта коринфская христианка, вероятно, видя возникшие в церкви споры, решилась послать к апостолу с извещением для скорейшего прекращения их. Может быть, ее домашние были в Ефесе по другим нуждам и, между прочим, сообщили апостолу о происходившем в Коринфе. Во всяком случае, это указание апостола на дом Хлои свидетельствует о том, что имя этой женщины пользовалось известностью и что она принимала живое участие в делах общественных. Он не решился бы упомянуть имя Хлои, если бы это имя не было авторитетно между коринфскими христианами. Златоуст в этой ссылке на дом Хлои прямо видит мудрость апостола, который указал на известный дом, дабы возвещенное не показалось вымышленным. Вероятно, и Хлоя, подобно Прискилле, Еводии с Синтихией и другими, принимала деятельное участие в делах своей общины, трудилась на пользу церкви и пользовалась доброю известностью. Ввиду таких фактов становится понятным и то обстоятельство, почему враги христианства, желая поколебать основы веры и нарушить спокойствие жизни первенствующих христиан, старались прежде всего воздействовать на женщин. Так, антиохийские иудеи, воздвигая гонение на Павла и Варнаву, сначала подстрекают против них набожных и почетных женщин и первых в городе людей ( Деян. 13, 50 ). Очевидно, они видели, как скоро и охотно женщины следовали за апостолами и какое влияние получали в обществе христианском, поэтому и спешили расположить их против христианства, чтобы потом действовать беспрепятственно. Между апостольскими Посланиями, предназначенными некоторым частным лицам, находим и послание к женщине. Апостол и евангелист Иоанн Богослов, как известно, написал три Послания: 1-е Послание к малоазийским христианским обществам, 3-е Послание к некоему Гаю, уважаемому в среде своего общества мужу, и 2-е Послание к некоей благочестивой женщине. Достоверных сведений о лицах, к которым назначены Второе и Третье Послания, не имеется, и исследователи Священного Писания держатся разных мнений особенно относительно того, к кому написано Второе Послание.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Патристика, или учение об отцах церкви, признана была «одною из самых нужных наук для каждого священнослужителя.,. Главное же пособие сей важной науки (указано) в самых творениях отцев». Так как из отеческих творений переведены были еще очень немногие, то и составлен был «общий план для издания всех св. отцев в последоватедьном порядке» 237 . Труды эти возложены были на духовные академии; в виду этого при московской академии (1843 г.) основан даже специальный журнал: «Творения св. отцев», где (в прибавлениях) помещались и жизнеописания их. По расписанию 1840 г. патристика полагалась в выспием отделении и в петерб. семинарии была поручена Савваитову. По конспекту 1845 г. она окончена только Иринеем Лионским (нач. III века), но сопровождалась чтением св. отцев по гречески, и преимущественно из IV в ка и даже V-ro (Златоуст). Образцем чтений Савваитова по патристике может служить изданный им «патрологический опыт», под заглавием: «Св. Климент, епископ римский» (1852 г.), где он излагает жизнь Климента, потом разбирает его сочинения – подлинные и подложные – со стороны их содержания, происхождения, цели и проч. затем, на основании сочинений, передает его учение догматическое и нравственное. По определению св. Синода от 10/12 сент. 1845 г. патристика перенесена из высшего отделения, где оказалось слишком много предметов, в среднее, с обязательством проходить ее во 2-й год, вместо уроков логики и психологии преподавателю которых она и поручена. Инсп. Мишин по патристике выдавал ученикам записки, очень хорошо составленные, при пособии Перманедера (Bibliotheca patristica 1841–43) и, как говорят, лекций даровитого бакалавра спб. академии и близкого товарища Мишина, Лобовикова. В конспектах обозначены следующие св. отцы, жизнь и учение которых излагались: еписк. Варнава, Климент Римский , Игнатий Богоносец , Ерм , Дионисий, Ареопагит, Поликарп Смирнский , Иустин Философ , Ириней Лионский , муч. Ипполит, Киприан Карфагенский , Григорий Неокесарийский , Афанасий Великий , Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010