Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Епископ Варнава Беляев. Житие прп. Гавриила (Зырянова)     Епископ Варнава Беляев. Тернистым путем к небу: Жизнеописание старца Гавриила Седмиезерской Пустыни     Епископ Варнава Беляев, не принадлежал к МП и, пройдя тюрьмы, лагеря, ссылки, жил в Киеве, в 60-х годах, где и почил о Господе. Он, можно сказать, достиг высокого духовного состояния. В своей жизни он имел благодатного учителя, такого как архимандрит старец Гавриил Зырянов. Владыка написал о своем учителе старце Гаврииле книгу «Тернистым путем к небу»; старец Гавриил умер в 1915 году. Он очень многих окормлял, многие из его духовных детей, впоследствии, стали новомучениками и исповедниками. Так же он был духовником великой княгини Елизаветы Федоровны. Многие академики, профессора приезжали к нему и спрашивали совета, хотя он сам не был ученый, семинарию и академию не заканчивал. Но он прошел семинарию и академию опытного внутреннего делания, академию правильной борьбы с грехом и со страстями. А такая академия, есть академия всех академий. И как говорили святые отцы, искусство всех искусств.   А академики, которые были академиками только на уровне рассудочном, приезжали к нему и спрашивали у него наставления, как у профессора всех профессоров и академика всех академиков. Потому что, пройдя академию правильной внутренней жизни, правильной законной борьбы со страстями, он приобрел верный богоугодный настрой духа, богоугодные расположения души. А в этом и заключается вся премудрость Божественная.   Мы хотим обратить внимание на то, как пишет владыка Варнава о старце Гаврииле. Здесь будет идти речь о правильном отношении к церковным обрядам, канонам, правилам, вообще об отношении к закону... - Исихазм. ру           «Выше говорено было, что евангельская любовь была той основной добродетелью, для достижения которой отец Гавриил положил все свои силы и жизнь. Перехожу непосредственно к обсуждению того, как он осуществлял эту любовь практически. В его глазах все человеческие проступки разделялись на действия «по любви» или «не по любви»».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=382

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Варнава (Беляев), еп. Печерский. Фотография. 20-е гг. XX в. (Беляев Николай Никанорович, 12.05.1887, с. Раменское Бронницкого у. Московской губ.- 6.05.1963, Киев), еп. Печерский, вик. Нижегородской епархии. Из семьи слесаря ткацкой фабрики, религиозным воспитанием обязан матери - дочери диакона погоста Дорки Загорновской вол. Бронницкого у., в детстве и отрочестве любил читать книги духовного содержания, особенно жития святых. В 1910 г. Беляев познакомился со старцами Смоленской Зосимовой пуст. игум. Германом (Гомзиным) и иером. Алексием (Соловьёвым), стал духовным сыном последнего. В 1908 г. Беляев окончил с золотой медалью 3-ю московскую гимназию, по благословению архим. Оптиной пуст. прп. Варсонофия (Плиханкова) в 1911 г. поступил в МДА. 11 июня 1911 г. в Зосимовой пуст. ректором МДА еп. Феодором (Поздеевским) был пострижен в монашество с наречением имени в честь ап. Варнавы, вскоре рукоположен во иеродиакона, в 1913 г.- во иеромонаха. Во время учебы в академии В. часто посещал мон-ри и скиты, расположенные вокруг лавры, знакомился с насельниками и образом их жизни. В 1915 г. он окончил академию со степенью канд. богословия за соч. «Св. Варсонофий Великий. Его жизнь и учение» и был назначен преподавателем гомилетики в Нижегородскую ДС, где прослужил до ее закрытия летом 1918 г. Указом Свящ. Синода от 13 февр. 1920 г. В. был определен к епископской хиротонии на Васильсурское вик-ство Нижегородской епархии, хиротония состоялась 29 февр. того же года. В нач. авг. того же года В. был назначен епископом Печерским. Летом 1922 г. духовенство Н. Новгорода во главе с архиепископами Евдокимом (Мещерским) и Серафимом (Мещеряковым) , а также Нижегородскими викариями, в т. ч. В., приняло резолюцию о признании обновленческого Высшего церковного управления . Впосл., объясняя свой поступок, В. писал, что это был «плод малодушия и послушания». Через нек-рое время В. поехал в московский Даниловский мон-рь к архиеп. Феодору (Поздеевскому), чтобы принести покаяние, но тот его не принял, и В. отправился в Зосимову пуст., где иеросхим. Алексий (Соловьёв) наложил на него епитимью.

http://pravenc.ru/text/154275.html

Епископ Варнава (Беляев) Добавки к биографии старца Дополнить еще, как старец одну фрейлину посту и молитве учил. Как она совершенно не могла постного есть и молиться. Вставить несколько изречений старца куда-нибудь. 1. «Долго я ломал себя, все не удавалось. Ну, наконец сломил…» – говорил он впоследствии. Точно неизвестно, о чем была тут у него речь, но можно применить это каждому к себе в связи с учением «Лествицы» об уничтожении в своей душе прежде всего главной страсти 170 . Ее надо сперва сломать. А все остальное само уже отойдет. Но для многих встает вопрос: а какая у меня главная страсть? 171 2. «Простота есть невинность души». И он ее старался оберегать в себе и других всеми силами. О ней он еще говорил: 3. «Простота от Духа Божия подается. Человек сам ничего не приобретет, если Бог не подаст. А даст, так будешь как дитя. Ребенок все просто принимает и живет одним чувством. А мы много знаем, много помним, все это разбивает и рассеивает нас». (Особенно это к ученым-монахам относится, которые и по обязанности должны много знать). Пропущен рассказ о парне, продавшем душу свою блудному бесу. Как он приезжал в Спасо-Елеазарову пустынь и бесы его мучили. (Хотя бы в нескольких словах изложить суть). Старец приехал из Спасо-Елеазаровой пустыни в Казань, «где можно было несколько отдохнуть и полечиться», а потом снова возвратился на свое старческое служение Церкви Божией. Это он и прежде делал, уезжая на 2–3 месяца в Москву или Киев. Картофель, вода и толстобрюхие (нечто от науки) При lipomatosis " e (тучности, полноте) медицина вообще запрещает картофель. Разрешается только такая пища, где много белков, мало углеводов и совсем нет жиров. Утром: 120–150 граммов нежирной рыбы (для мирян можно мясо), чашка чаю без молока и без сахара, 30 граммов сухарей или поджаренного хлеба (а знаете, что такое будет эти 30 граммов?!). В обед: 150 граммов, как теперь говорят, «частиковой» (не красной) рыбы морской. (Митрополит Филарет Московский двумя-тремя пескарями питался, что вошло в известный анекдот. Митрополит Макарий, бывший Алтайский, – то же самое, и лишь по праздникам позволял судака себе подавать. Сколько искушений – скандалов, попросту сказать, – с ним у лаврских монахов было на Троицу, Успеньев и Сергиев день, когда по рукописному древнему Уставу, писанному еще в допетровской Руси, были на эти дни «кормы великие чудотворцев: осетрины 23 пуда, пива и меду без меры, калачи до изъеду…»).

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

К читателю «Пути Промысла Божия» – это малоизвестные широкому кругу читателей дневниковые записи подвижника благочестия XX века епископа Варнавы (Беляева ; 18871963). И жизненный, и духовный путь Владыки Варнавы был необычен, что отразилось и в его дневниках. Будущий епископ родился на свет по многолетним усердным молитвам матери. От нее он получил наставление в начатках христианской веры и благочестия: мальчик опытно познаёт действенность искренней, сердечной молитвы к Богу, с увлечением читает жития святых мучеников, «в детской простоте и с некоторым сожалением думая, что только при древних неронах и Диоклетианах были такие мучительства» 1 . Однако Николай Беляев не думал о церковной стезе и готовился к поступлению в Институт путей сообщения. Но Промыслу Божию угодно было направить его на служение Церкви. «Случайно» найденная книга святителя Иннокентия Московского «Указание пути в Царствие Небесное», подаренная ему еще в десятилетнем возрасте неким лаврским монахом, полностью изменила течение его мыслей. Прямо со вступительного экзамена в институт он отправляется в Оптину пустынь. Преподобный Варсонофий Оптинский благословил Николая поступать в Московскую Духовную Академию, куда он и был принят в 1910 году. С самого начала обучения в Академии определилась дальнейшая судьба будущего Владыки: его аскетические устремления нашли воплощение в принятии им монашеского пострига. Это произошло в июне 1911 года, на первом курсе Академии, когда будущему Владыке было 24 года. Путь так называемого ученого монашества, на который был благословлен монах Варнава (Беляев) , имел в сравнении с жизнью обычных насельников монастырей свои скорби, недоумения и искушения. С многочисленными вопросами юный инок обращался (а затем записывал сами вопросы и ответы на них) к старцам Зосимовой пустыни – игумену Герману и отцу Алексию (Соловьеву) , духовным сыном которого он и стал. Как замечает игумен Дамаскин (Орловский) в жизнеописании Владыки Варнавы, «его интересовало все. Какие при входе в церковь делать поклоны; есть сладкое или отказаться от сего; какой язык изучать – французский или немец кий; отвечать ли на кощунственные, безбожные сочинения, которые приходится читать в Академии; читать ли иностранных авторов; спрашивать ли у товарищей книги; не прибавить ли к поклонам, заповеданным отцом Варсонофием, еще каких; смотреть ли в глаза тому, с кем беседуешь, или нет; как бороться с плотской бранью и как быть, если кто подойдет в церкви и поздоровается; можно ли читать светскую литературу; позволительно ли называть еретиков бранными словами; как читать Священное Писание и так далее. Старец на все отвечал» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Разделы портала «Азбука веры» «По-моему, это как раз и доказывает истину христианства, все эти нападки, отрицательная критика, злобное анализирование священных библейских и церковных фактов… Как человек с глазами, страдающими дальтонизмом, путает цвета, так и страдающий душевной слепотой (страстями) – сектант, антирелигиозник, безбожник. И как первый смешивает красное с зеленым (представьте себе такого машиниста или у нас наверху рулевого!), так и последний все путает и находит в каждой строчке Библии и Евангелия противоречия. И как про первого мы говорили «больной» и не смущаемся, так и про последних надо сказать. Пожалеть, и всё». Еп. Варнава (Беляев) . По Волге… к Царству Небесному 1 . Одним из главных препятствий для принятия истинной веры со стороны дикого племени научников является признание т.н. «высокой библейской критики», выдаваемой за последнее слово науки. Согласно представлениям, принятым в среде богоборцев-ученых, считается доказанным, что почти все библейские книги написаны не теми авторами, которыми они подписаны. Например, книгу пророка Исайи на самом деле писали два или три автора, Евангелия написаны или во II или III веках. Почти все послания апостола Павла ему якобы не принадлежат. Не принадлежат будто бы и Давиду его псалмы, книга пророка Даниила написана в 165 г. до Р.Х. и т.д. Но началом всей кампании, направленной против Священного Писания, стала попытка доказать, что Пятикнижье написано не пророком и Боговидцем Моисеем, а создано группой авторов (от двух до пяти) спустя полтысячелетия после той даты, которая зафиксирована в Библии. Система аргументации построена на предвзятости, презумпции виновности и принципе двойного стандарта. Как точно заметил епископ Варнава (Беляев) , «никто в непонятных и непривычных с первого раза вещах не ищет бессмыслицы, а наоборот, старается доискаться, какой смысл вложил в свои слова автор. Но когда речь касается Библии, забываются все правила и все приличия. Всё свое невежество, непонимание, неумение разобраться в данных современной библейским авторам эпохи каждый сваливает на последних» 2 .

http://azbyka.ru/pisal-li-moisej-zakon

К вопросу о количестве начальных греховных страстей: на основе сочинений епископа Варнавы (Беляева) Источник: Богослов.Ru В публикуемой статье монах Иаков (Савельев) рассматривает основные схемы описания главных греховных страстей, известные в аскетической науке. Автор публикации обращает отдельное внимание на то, кому принадлежит авторство тех или иных схем, а также на их географическое распространение. Исследование включает в себя небольшой анализ используемой святыми отцами терминологии для обозначения страстей. Епископ Варнава(Беляев) На первый взгляд человеку, не занимавшемуся серьезно этим вопросом, может показаться, что проблемы здесь нет. Схема восьми главных греховных страстей, взятая из сочинений свт. Игнатия (Брянчанинова) и печатаемая во многих руководствах и пособиях к исповеди, а также в иной литературе, известна всем или практически всем. Но если попытаться разобраться с тем, что же все-таки говорили и писали святые отцы по данному вопросу, то оказывается все не так просто. Попробуем это сделать, используя наработки и идеи в этой области епископа Варнавы (Беляева). Также попробуем сравнить особенности его учения о греховных страстях с тем, что написано в святоотеческих творениях. Если говорить о классификации страстей, то епископ Варнава, цитируя святоотеческие творения, пишет следующее: «Прежде всех страстей, — говорит он, — самолюбие» 1 , от которого «рождаются три другие начальнейшие страсти» — сребролюбие, славолюбие и сластолюбие 2 . А они, «в свою очередь, рождают пять или шесть главных других, что составит семь-восемь страстей, которые опустошают весь род человеческий: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Некоторые последние две страсти соединяют в одну» 3 . То есть владыка пишет, что кроме указанной выше восьмеричной схемы существует еще и другая — семеричная. Эти возможности описания главных или начальных страстей (помыслов) предлагают святые отцы, хотя есть и другие. Прежде чем приступать к их подробному рассмотрению, расскажем для начала о том, что особенного предлагал епископ Варнава в учении по данному вопросу.

http://pravoslavie.ru/56002.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Душа нуждается в утешении 13.02.2008 459 Время на чтение 5 минут Однажды мне где-то довелось прочитать о том, что искусство и христианство, художественное творчество и вера в Бога, - вещи несовместные. Получалось, что творчество будит низменное в человеческой душе, не дает искоренять пороки. Будучи любительницей живописи, литературы, поэзии, кино, я долго думала над этим, но прийти к однозначному выводу так и не смогла. Тогда и родилась мысль поговорить о проблеме с человеком, который как раз и является создателем искусства,- с поэтом Светланой Васильевной Кековой. Художественное творчество - проклятие или Божественный дар? С мнением о том, что художественное творчество христианину не нужно, я сталкивалась неоднократно. Заметьте, именно художественное творчество, потому что построение собственной личности - тоже творчество, главное для христианина. Например, Епископ Варнава (Беляев) в своих " Основах искусства святости " пишет о том, что культура, искусство - это создание детей Каина, проклятой ветви Адамова рода. Авель был убит, а вот Сиф, третий сын Адама и Евы, и его потомки создали богослужение. Владыка Варнава противопоставляет богослужение и творчество, которое можно определить как созидание материальной жизни, удел каинитов. В современной публицистике по отношению к секулярному искусству такую же точку зрения высказывает архимандрит Рафаил (Карелин), известный церковный писатель, который сам обладает совершенно удивительным даром слова. Но говорит он прежде всего о современном искусстве - как об искусстве, которое заражено демонизмом. В святоотеческих творениях мы найдем два взгляда на проблему. Один связан с именем святителя Иоанна Златоуста, который считает, что творчество - это своего рода епитимия, наказание людям за преступление Божией заповеди. И в каком-то смысле проклятье. Но более распространено другое представление о творчестве - как о Божественном даре человеку. Наличие этого дара - один из признаков человеческого богоподобия. Этой мысли придерживались и преподобные Григорий Палама, Максим Исповедник, Василий Селевкийский, Иоанн Дамаскин... Ряд можно продолжать и продолжать.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

П.Г. Проценко Биография  епископа   Варнавы (Беляева) Содержание Предисловие Глава 1. От детства к юности. Родина Родители епископа и его рождение Сельская школа Предзнаменование Под сенью родительского дома Крестный Гимназия Неожиданный выбор будущего пути Встреча со старцем Глава 2. Годы «внешней» учебы и внутреннего искуса Студент Обретение старца. О. Алексей Зосимовский Студенческое братство «Схолия» Паломничество в Святую Землю накануне историческаго обвала Защита диссертации и окончание «внешней» учебы Педагогическая деятельность под гул приближающейся катастрофы Глава 3. Революция. 1917–1920 Поиск спасения «Миротворец». Начало катастрофы в Церкви Благодатные встречи и знамения Глава 4. На епископской кафедре. 1920–1922 Хиротония и первые опыты пастырского врачевания душ Собирание паствы Первые нестроения. Столкновение с главой епархии «Отпуск» Погружение в пастырскую работу. «Окормления» Буря гонений, обрушившаяся на Церковь Глава 5 Уход. Июль-декабрь 1922–1933 Принятие юродства Затвор, или оазис в пустыне Дом как последнее убежище Жизнь в затворе и творчество Основы искусства... жизни Дом и община На краю мира Пустыня каменная – Москва Глава 6. Арест. Лагерь. Сибирь. 1933–1948 Суд кесаря Передача Концлагерь (или откуда начинается рай?) «Трифон едет!» Непрозрачный обитатель г. Томска Глава 7  В русском Иерусалиме. 1948–1963 Дом обетованный Старчество владыки Старческая педагогика Постоянное молитвенное усилие Отношение к мирским делам и заботам Отношение к казенной работе Внутреннее и внешнее в духовной практике Россия «Дяди Коли» Малая Церковь Тупики одиночества Глава 8 Последний этап. 1963 Последний этап     Биографическое исследование посвящено необычной судьбе епископа, юродивого, автора аскетических и агиографических произведений, деятеля церковного Сопротивления в Советской России Варнавы (Беляева) 1887–1963). По излюбленной дороге русских странников – ведущей в Небесный Иерусалим – однажды отправился и гимназист Николай Беляев , будущий епископ Варнава (1887–1963). Странствие его длилось более полувека. Епископ Варнава принадлежал к тому поколению молодых церковных деятелей России, которое вступило в пору своего расцвета накануне революции и было почти полностью уничтожено. Епископу одному из немногих – выпало уцелеть и физически, и духовно. Описанию его жизненного пути – Христа ради юродивого и подпольного писателя, аскета и старца, летописца и «светописца» эпохи – посвящена эта книга. На ее страницах появляются Патриарх Тихон, старцы Зосимовской пустыни, священник П. Флоренский и философ А. Лосев , писатель Б. Садовской и другие известные люди, с которыми пересеклась судьба епископа. Книга обращена к широким читательским кругам, заинтересованным в узнавании правды о истории своей родины и о судьбах Русской Православной Церкви в период гонений на веру. Предисловие

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Приложения. Павел Проценко К истории написания текста С начала двадцатых годов епископ Варнава готовился к написанию своих воспоминаний, в которых хотел запечатлеть земной путь христианина, ведущий к небесной жизни. Он заносит в дневник зарисовки переживаемых им (и шире – Церковью и обществом) событий. В его блокнотах в разное время появляются предполагаемые названия будущих воспоминаний: «В Небесный Иерусалим», «Из записной книжки монаха 20 века», «Из дневника паломника во Святую Землю», «Из виденного и слышанного». Первая блокнотная запись о схиархимандрите Гаврииле помечена 1944 годом. В 1950 году владыка начинает писать биографию старца, которую заканчивает 19 июля 1951 года. Название жизнеописания («Тернистым путем к небу») говорит о том, что этот замысел увязывался им с содержанием задуманной автобиографии. Об этом свидетельствует и очень личный характер некоторых примечаний. Для уяснения идейного замысла произведения важна заметка епископа в его «Записных книжках», где он размышляет о направленности христианского подвига, его связи с покаянием и самоотвержением, а также о своем писательском методе: «Известный в своем кругу подвижник схиархимандрит Гавриил, жизнь которого полна мистических озарений и чудес, на себе испытал старчество Амвросия, и оно его не увлекло до конца; он покинул старца (и все подвижничество, и славу Оптиной пустыни) для городского и развращенного московского монастыря (в котором была низкая духовная жизнь, но зато давались тут же – даром и сразу – некоторые условия для спасения и подвижничества, в которых урезали монахов прославленной пустыни). …Какие выводы? Выводы, главным образом, индивидуальные: относительность духовного внутреннего делания и предельное недоверие к своим внутренним достижениям, граничащее с полным презрением, даже с непримиримой ненавистью к своим добродетелям, с вменением их ни во что. Истинный делатель должен иметь перед глазами только один образец – поведение апостола Павла, который не «видения и откровения» помнил, а лишь одни «немощи», то есть непрерывные болезни, которые для нас – средство для напоминания своих бесчисленных грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

1 Флоренский. П., свящ. Столп и утверждение истины. М. Лепта. 2002. с. 98—99. 2 Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Этико-богословское исследование. СПб. 1907 (Репринт. М. 1996)., c. II. 3 Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М.: Православный паломник. 1998. с.9. 4 Яннарас Х. Вера Церкви. М.: Центр по изучению религий. 1992. с.90. 5 Добротолюбие. Сергиев Посад: Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (С-ТСЛ). 1992, т. 2. с.7. 6 Написана по книге: Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Догматическое богословие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1997. с.170. 7 Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. – Репринт. Ростов-на-Дону. 1992. с.188. 8 Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Догматическое богословие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1997. с.171. 9 Написана по книге: Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Догматическое богословие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1997. с.207. 10 Слободской С. Прот. Закон Божий. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1993. с.125. 11 Слободской С., прот. Закон Божий. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1993. с.136. 12 По книге: Давыденков О., иерей. Догматическое богословие. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. 1997. ч.3. с.91—92. 13 Игнатий Брянчанинов, епископ. Аскетические опыты. М.: Правило веры. 1993. т.2. с.129. 14 Яннарас Х. Вера Церкви. М.: Центр по изучению религий. 1992. с.88. 15 Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви М.: Центр «СЭИ». 1991. с.83. 16 Дионисий Ареопагит, св. О Божественных именах. О мистическом богословии. СПб. 1994. с.131. 17 Написано по книге: Катехизис. Киев: Издание УПЦ. 1991. с.112—114. 18 Написана по книге: Варнава (Беляев), епископ. Основы искусства святости. Нижний Новгород: Братство во имя святого князя Александра Невского. 2002. с.60—65. 19 Давыденков О., иерей. Катехизис. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. 1998.с.105. 20 Филарет, святитель. Пространный христианский катехизис. Белосток. 1990 (репринт). с.33.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4138...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010