Беседа игумена Андроника [Трубачёва] со священником Иоханессом Шельхазом о жизни и духовном наследии о. Павла Флоренского Источник (…) – [Вопрос задает о. Иоханесс Шельхаз] Каких других современных ученых Вы могли бы отнести к числу продолжателей духовного наследия о. Павла? к числу его научных оппонентов? – [Ответ о. Андроника] Ученики по Духовной Академии у него были, и в немалом числе, но они не успели составить себе имен, потому что разразились известные социальные потрясения. Почти все погибли. Можно назвать имена о. Федора Андреева, С.А. Голованенко и других – словом, тех, кто писал кандидатские сочинения под руководством о. Павла. Но один ученик о. Павла будет, видимо, признан – лет через десять, пятнадцать – известнейшим, крупнейшим богословом. Это епископ Варнава (Беляев) . Он написал огромные труды по аскетике, которые не уступают работам еп. Игнатия (Брянчанинова) и епископа Феофана Затворника , а может быть, и превосходят их (с точки зрения доступности современному читателю). В отличие от них еп. Варнава использовал опыт литературы, психологии, различных, даже нехристианских религий, – во всем этом я усматриваю большое влияние о. Павла. Еп. Варнава юродствовал, присвоил себе кличку «дядя Коля». Действующим епископом он был всего несколько лет, потом сидел в лагере, а потом жил в Киеве как «дядя Коля». Так вот, я полагаю, что этот ученик о. Павла через какое-то время приобретет большую известность8. С личностью и творчеством еп. Варнавы можно познакомиться по следующим публикациям: еп. Варнава (Беляев) . «По Волге… К Царству Небесному…» , «Однажды ночью» //Дар ученичества. Сборник. Составитель Проценко П.Г. М., «Руссико», 1993; еп. Варнава (Беляев) . «Основы искусства святости. В 4-х т. Т. 1» . Нижний Новгород, 1995. 473 с. Читать далее Источник: Флоренский сегодня: три точки зрения. Беседа игумена Андроника [Трубачёва] со священником Иоханессом Шельхазом о жизни и духовном наследии о. Павла Флоренского.//Вопросы философии. 1997. 5. С. 128-130. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Текст «Дары Святаго Духа» публикуется по: В. Н. Лосский . Очерки мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991. С. 122–130. Заглавие фрагмента дано составителем, примечания автора. «Богословие Света» — печатается по: В. Н. Лосский . По образу и подобию. М., 1995. С. 69–72. Епископ Варнава (Беляев). О святости Епископ Варнава (Беляев) во вступлении к своему фундаментальному труду «Основы искусства святости» заметное место уделил «Беседе» преподобного Серафима с Н. А. Мотовиловым о цели христианской жизни. Назвав Саровского подвижника «невестоводителем», то есть тем, кто согласно Писанию приводит чистые души к Богу, Владыка тут же характеризует «Беседу» как наглядную, душеспасительную и благоуханную, оставленную духоносным аввой Серафимом, «родным нам по крови и чуть ли не современником», чтобы «соделать человеков сынами Божиими». Пересказ начала самой «Беседы» епископ Варнава предваряет такими замечательными строками: «Эти духовные Маргариты перешли к нам в наследство благодаря записи их Николаем Александровичем Мотовиловым, «служкой Серафимовым», как он сам любил называть себя. Все в них драгоценно, важно, отлично, ничего бы не хотелось опускать. Но, стесняемый краткостью места и помня слово Писания — мед обрет яждь умеренно, да не како пресыщен изблюеши ( Прит. 25:16 ) — сокращаю слово и из длинной беседы приведу только ее начало» ( Епископ Варнава ( Беляев ). Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики. Т. 1. Нижний Новгород, 1995. С. 21). В этом фрагменте имеются подробные ссылки на источники, к которым восходят поучения старца Серафима о стяжании благодати Святаго Духа. Воспроизводим эти важные разыскания епископа Варнавы, с его пояснениями, по машинописной копии рукописи, выполненной В. И. Долгановой и монахиней Серафимой (Ловзанской). 1. «…когда батюшка о. Серафим начал беседу со мной на ближней пажинке своей, возле той же его ближней пустыньки, против речки Саровки, у горы, подходящей близко к берегам ее». Все эти подробности имеют очень большое значение для второй половины сей беседы, где передается о явлении Духа Святаго. В общем они говорят также и о том, что все описываемое Мотовиловым воспринималось им ясно, в твердой памяти и здравом рассудке и, следовательно, даже с научно-психологической точки зрения является достоверным фактом.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

43. Там же. 44. Ясперс К. Истоки истории и ее цель//Смысл и назначение истории. М.,1994, с.134. 45. Симеон Новый Богослов , преп. Слова. Вып.1. М., 1892, с. 380. 46. Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики, с. 271–272. 47. О различии между техникой человека и животного Освальд Шпенглер писал: «Техника всех животных является техникой вида. Она и не изыскивается, и не овладевается индивидом посредством обучения, и не может развиваться. Со времени своего возникновения пчела одинаково строит свои соты и будет так их строить, пока не вымрет… Человеческая техника, и только она, независима от жизни человеческого вида. Это уникальный случай во всей истории жизни – индивид выходит за пределы принуждения вида. Техника жизни человека сознательна, умышленна, изменчива, личностна, изобретательна. Человек стал творцом своей тактики жизни. В ней заключается его величие и его проклятие» (Шпенглер О. Человек и техника, с.465). 48. 1979, с. 103. 49. Филарет (Дроздов), свят. Записки, руководствующия к основательному разумению Книги Бытия. М., 1867, c. 72–73. 50. Шпенглер О. Деньги и машина. Петроград, 1922, с.63. 51. Лосский В.Н. , цит. соч., с. 257. 52. См.: Каринский Д. Цивилизация//Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 38. СПб., 1903. с.144–150. 53. Филарет (Дроздов), свят., цит. соч., с.94. 54. См.: Варнава (Беляев) , еп. Основы искусства святости. Нижний Новгород, 1997, т.3, с.12. 55. Там же, с.13. 56. Филарет (Дроздов), свят., цит. соч., с.155. 57. Щербицкий Д. Введение в Ветхий Завет. Книга Бытия. М., 1994, с. 70. 58. Лосский В.Н., цит. соч., с. 257. 59. Варнава (Беляев), еп., цит. соч., с.13. 60. См.: Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. СПб., 1899, с. 815; Жак Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992, с. 191. 61. Шпенглер О. Деньги и машина, с.63. 62. Зиферле Р.П. Исторические этапы критики техники//Философия техники в ФРГ, М., 1989, с.259. 63. Варнава (Беляев) , еп., цит. соч., с.13. 64. Лосский В.Н., цит. соч., с. 257. 65. Щербицкий Д., цит. соч., с. 70.

http://azbyka.ru/pravoslavnaya-ocenka-vl...

Отдельно следует отметить, что, так как в аскетической науке знания люди зачастую получают опытным путем, поэтому в аскетике часто применяются эмпирические и феноменологические методы познания. И, в частности, они были употреблены в данной работе. Научная новизна диссертации Новизна данной диссертации заключается в следующем: – в первой попытке научного анализа учения еп. Варнавы (Беляева) о греховных страстях, который включает рассмотрение того, под чьим влиянием формировались его аскетические взгляды; как они соотносятся в рассматриваемой области со Священным Писанием, Священным Преданием и с тем, что написано в творениях Святых Отцов, сочинениях подвижников благочестия, церковных ученых и писателей; – в проведении в связи с этим анализа по некоторым спорным и не до конца исследованным вопросам интересующего нас раздела аскетики (об отношении к Лествице на Руси, о количестве главных греховных страстей, о возможности вписать в известную святоотеческую восьмеричную схему таковых некоторые современные грехи и др.); – в сопоставлении полноты и формы изложения святоотеческого учения о греховных страстях в наиболее систематических описаниях его различных авторов и книге еп. Варнавы (Беляева) «Основы искусства святости». Практическая значимость диссертации С практической точки зрения это исследование может быть интересно для следующих целей: – более глубокой оценки творчества еп. Варнавы (Беляева) в сравнении с той, которая давалась ему ранее, что дает возможность критического использования материалов его сочинений для написания научных работ и других публикаций в сфере интересов епископа; – на основании сочинений еп. Варнавы можно, учитывая то, как часто он обращается к тем или иным источникам, оценить степень их влияния на формирование воззрений людей при его жизни. Апробация результатов исследования Текст диссертации обсуждался на заседании кафедры церковно­практических дисциплин Московской Духовной Академии (29 октября 2012 г.) и был рекомендован к защите. О доказательстве еп. Варнавой истинности православного учения был сделан доклад на межвузовской студенческой конференции «Актуальные проблемы современной богословской науки», проходившей в Московской Духовной Академии 2–3 мая 2010 г. на тему: «Использование данных гуманитарных наук для доказательства истинности православного учения (на примере творчества епископа Варнавы (Беляева)) » 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

В § 6. Аскетическая физиология тела (Отдел III. Глава 1; в этом томе см. с. 93) имеется позднейшая авторская вставка 1951 года: абзац о физиологических изменениях женского организма, происходящих в результате тяжких работ (по опыту советской жизни). Приложение к § 5. Служение (культ) плоти (Отдел III. Глава 1) сохранилось лишь в рукописной копии, сделанной инокиней Серафимой (Ловзанской) в середине шестидесятых годов. В четвертом томе данного издания предполагается поместить развернутый комментарий к «Основам». Но сейчас необходимо отметить следующее. В начале XX столетия для церковных апологетов особенно насущной стала борьба с философией прогрессизма и материализма, обожествляющей науку, с аморализмом в литературе и искусстве, с вульгарным социологизмом, господствующим в общественном мировоззрении. Поэтому еще студентом Московской духовной академии (1910–1915 гг.) о. Варнава по благословению старцев Зосимовской пустыни начал изучать умонастроения различных слоев российского общества с тем, чтобы со временем выступить с защитой церковного миропонимания. Неудивительно, что в своем труде по аскетике он постоянно развенчивает культ «научности», препятствовавший становлению в российском обществе подлинно свободного сознания. Это, конечно, не означает, что автор отвергает науку, напротив, он отвергает невежество, прикрывающееся ее именем. (См., например: Варнава (Беляев) , еп. Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики. Т. 1. Нижний Новгород, 1995. С. 355, прим. 5. С. 364, прим. 4.) Уже в пятидесятые годы в своей книге о гомилетике епископ Варнава писал, обращаясь к будущим пастырям Церкви: «В наш безбожный век быть человеком образованным и в то же время верующим, само по себе составляет большую добродетель». Суждения автора в отношении некоторых известных лиц и явлений видятся иногда как спорные, однако сами по себе эти мнения представляют значительный исторический интерес, помогая уточнять церковные позиции по важнейшим проблемам окружающей жизни. Главное в «Основах» – это описание внутреннего устроения человека, его борений со страстями, живое изображение подвижнического делания, а обличение литературных, научных, общественных явлений современной цивилизации служит автору лишь иллюстрацией того, как проявляются в реальности те или иные законы аскетики.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

707 По воспоминаниям инокини Серафимы (Ловзанской); несколько иначе этот же эпизод изложен у еп. Варнавы: Записная книжка 14, 32. 713 Пролог, 6 февраля. Слово о Павле епископе, иже остави свою епископию и шед во Антиохию кормяшеся зданием. 714 Варнава (Беляев) , еп. Комментарии на полях писем О. Соколовой (Патрушевой). 1949–1954. В конце сороковых годов епископ писал о ревнителях «буквы» упускающих евангельский смысл явлений: «Соблазняются... Соблазняются всем. Покажи палец, и будут соблазняться. Можно написать «роман» целомудренный, можно переделать житие под роман (опят же целомудренный...) о блудной страсти (т. е. с любовной интригой, в сущности, аскетическим отделом в художественной форме) и приключенческий (Евстафий Плакида), а можно написать научную работу удовлетворяющую всем требованиям богословским и, однако, совершенно безнравственного характера... Дело, как всегда в христианстве, не в форме, а в содержании... Романы – это библейские притчи, церковном отношении, а в светском – доведенная до совершенств форма изящной словесности, гибкая, глубокая, широкая; замечательное приспособление к нуждам и запросам современного читателя...» 717 Пишущую машинку В. В. Ловзанская купила в Томске в то время, когда епископ находился еще в лагере. Он потом говорил: «Возможно, я не благословил бы купить машинку, а вот как она пригодилась». 718 Димитрий Вечер [еп. Варнава]. Библиотека «Пчела»/Сборник. Авторизованная машинопись. 1949? С. 11–12. 719 Димитрий Вечер [еп. Варнава]. Библиотека «Пчела»/Сборник. Авторизованная машинопись. 1949? С. 3. 720 Димитрий Вечер [еп. Варнава]. Библиотека «Пчела»/Сборник. Авторизованная машинопись. 1949? С. 7. 723 В частности, в еврейских кварталах Демиевки во время революции 1905 г. См.: Шульгин В. В. Дни. 1920: Записки. М. 1989. С. 88–109. 727 ОР РГБ Ф. 172. Архив МДА. Картон 319. Ед. хр. 13. г. 259–260. Раздел рукописи так и называется: «Несколько случаев проявления благодатных дарований старца о. Иосифа». 728 Исследователи отмечают «моментальный развал черносотенных союзов», последовавший сразу после Февральской революции. См.: Степанов С. Д. Черная сотня в России (1905–1914 гг.). М., 1992. С. 328.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

монах Иаков (Савельев) К вопросу о количестве начальных греховных страстей: на основе сочинений епископа Варнавы (Беляева) Источник Скачать epub pdf В публикуемой статье монах Иаков (Савельев) рассматривает основные схемы описания главных греховных страстей, известные в аскетической науке. Автор публикации обращает отдельное внимание на то, кому принадлежит авторство тех или иных схем, а также на их географическое распространение. Исследование включает в себя небольшой анализ используемой святыми отцами терминологии для обозначения страстей. На первый взгляд человеку, не занимавшемуся серьезно этим вопросом, может показаться, что проблемы здесь нет. Схема восьми главных греховных страстей, взятая из сочинений свт. Игнатия (Брянчанинова) и печатаемая во многих руководствах и пособиях к исповеди, а также в иной литературе, известна всем или практически всем. Но если попытаться разобраться с тем, что же все-таки говорили и писали святые отцы по данному вопросу, то оказывается все не так просто. Попробуем это сделать, используя наработки и идеи в этой области епископа Варнавы (Беляева) . Также попробуем сравнить особенности его учения о греховных страстях с тем, что написано в святоотеческих творениях. Если говорить о классификации страстей, то епископ Варнава, цитируя святоотеческие творения, пишет следующее: «Прежде всех страстей, – говорит он, – самолюбие» 1 , от которого «рождаются три другие начальнейшие страсти» – сребролюбие, славолюбие и сластолюбие 2 . А они, «в свою очередь, рождают пять или шесть главных других, что составит семь-восемь страстей, которые опустошают весь род человеческий: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Некоторые последние две страсти соединяют в одну» 3 . То есть владыка пишет, что кроме указанной выше восьмеричной схемы существует еще и другая – семеричная. Эти возможности описания главных или начальных страстей (помыслов) предлагают святые отцы, хотя есть и другие. Прежде чем приступать к их подробному рассмотрению, расскажем для начала о том, что особенного предлагал епископ Варнава в учении по данному вопросу.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Проходя в академии курс внешних наук, о. Варнава одновременно усваивал навыки внутреннего делания, учась у современных подвижников, обитавших тогда в близлежащих к Лавре пустынях: иеросхимонаха Алексия (Соловьева) , о. Варнавы Гефсиманского , игумена Германа (Гомзина) , о. Серапиона Параклитского, иеромонаха Митрофана и других. Приблизил его к себе и духоносный старец схиархимандрит Гавриил (Зырянов) , навещавший иногда своего духовного сына, ректора академии епископа Феодора. Уже в те студенческие годы юный монах много раздумывает над аскетической практикой и методологией древних отцов – пустынников, над их пониманием человеческой природы и ее проблематики. Один из его преподавателей, знаменитый свящ. Павел Флоренский , отмечал, что о. Варнава «немало размышлял о вопросах аскетики». В связи с тем, что тема его кандидатской диссертации была посвящена преп. Варсонофию Великому, молодой аскет изучает древнеегипетское подвижничество. Тем самым, войдя в круг идей и опытного знания древних святых, соприкасается и с наследием преп. Синклитикии, одной из основательниц не только женского монашества, но, в частности, и египетского. Важнейшими из деланий – личными для него – стали следующие: полное послушание старцу, внутренний плач, терпение в скорбях и искушениях, упражнение в Иисусовой молитве. Пристальное внимание он уделял упорядочиванию бытовых сторон своей жизни, увязыванию так называемых «мелочей» с высшим Смыслом, с евангельским законом, очищению чувств и сердца, дисциплинированию ума. В 1914 году он писал: «Каждое дело должно носить моральную окраску, будет ли оно заключаться в изучении богословских наук или в сажании картошки... Всегда должно наблюдать за тем, чтобы извлечь духовную пользу для души». В конце жизни еп. Варнава создал книгу под названием «Тернистым путем к небу», но и в начале своего трудничества он стремился всегда руководствоваться правилом, которое можно обозначить схожим образом: от земного – к небесному (напоминание, что нельзя привязываться к праху). «Совершенно неважно, – писал он в те годы, – в каком веке живет человек; на чем он ездит (скоро можно говорить: на чем он летает), что представляет из себя его одежда – опоясание из листьев... или цветную шелковую рясу... неважно, занимается ли человек научными занятиями при электрическом освещении или при лунном... ест рукой или вилкой – все это неважно. Для спасения нужно только одно – предание себя всецело в руки и волю Божию... А предание это мы можем совершить не иначе, как вверясь беззаветно старцу».

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

И это еще было бы хорошо, если бы человек страдал в последнем случае в затворе только от собственной дерзости и безрассудства, а то он еще и гнев Божий против себя возбуждает, иными словами, и со стороны Бога не получает помощи в подвиге, а навлекает только на себя наказания. Об этом говорят почти все святые. «Всякого человека, который прежде совершенного обучения в первой части (подвижничества, т. е. в очищении себя от страстей посредством подвигов, а также страданий и скорбей, получаемых от мира, плоти и диавола. – Еп. Варнава), переходит к сей второй [т. е. безмолвию], – говорит св. Исаак Сирин , – привлекаемый ее сладостью, не говорю уже своею леностью, постигает гнев [Божий] за то, что не умертвил прежде уды свои, яже на земли ( Кол. 3, 5 ), т. е. не уврачевал немощи помыслов терпеливым упражнением в делании крестного поношения, но дерзнул в уме своем возмечтать о славе крестной. Сие-то и значит сказанное древними святыми, что если ум вознамерится взойти на крест прежде, нежели чувства его, исцелясь от немощи, придут в безмолвие, то постигнет Божий гнев., за то, что не очистил прежде ума скорбями, не покорил плотских вожделений, но положившись на то, что слышало ухо и что написано чернилами (т. е. если бы кто теперь сел в затвор, захватив с собой «Добротолюбие» в качестве руководства. – Еп. Варнава), устремился он прямо вперед, идти путем, исполненным мраков, когда сам слеп очами. Ибо и те, у кого зрение здраво, будучи исполнены света и приобретя себе вождей благодати (святых ангелов или ангелоподобных старцев. – Еп. Варнава), день и ночь бывают в опасности, между тем как очи у них полны слез, и они в молитве и в плаче продолжают свое служение целый день, даже и ночь, по причине ужасов, ожидающих их в пути, и встречающихся им страшных стремнин и образов истины, оказывающихся перемешанными с обманчивыми призраками оной» 410 Но что делать человеку, который не по любочестию, не по лени или еще по чему-либо подобному ушел на безмолвие, а по неведению всего этого и после узнал и смиренно сознал свою ошибку? Начинать ли ему все сначала? Величайший среди безмолвников всех времен, св. Варсонофий Великий, одному из таковых последнего делать не советует, объяснив и причины, почему так, но я отошлю читателя прочесть об этом к самому подлиннику. Скажу только, что самоукорение способно заменить упущенный подвиг безмолвия 411

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Что же касается инославных, уклонившихся далеко от чистоты веры (различных сектантов, хлыстов и прочих), или даже и православных, но начинающих не по разуму, «дуром» что называется, «на небо лезть», то демоны здесь жестоко издеваются над гордыми и сластолюбивыми людьми. Особенно много душевных крушений на этой почве происходит в католических монастырях. Несколько примеров такого рода искушений небесполезно будет привести, чтобы показать, как тонко диавол преобразуется во ангела светла и даже в Самого Христа и чистейшее существо Божественной Любви подменяет человеческой чувственностью. 1 . Про католическую святую Маргариту-Марию Алакоквийскую ее биограф говорит, что она физически «изнемогала от любви» при мысли, что любима не простым человеком, а Христом Богом, то есть «превыше всякой меры» 359 Здесь налицо гордость, тщеславие и страстное волнение крови. 2 . Про другую, тоже святую, монахиню Бенедиктинского ордена Гертруду (XIII в.) рассказывается: «Страдая от головной боли (не мешает и это принять к сведению. – Еп. Варнава), она старалась во славу Господа облегчить свои страдания, держа во рту некоторые пахучие вещества (наркотики! – Еп. Варнава). Ей показалось (тоже замечательное выражение жития! – Еп. Варнава), что Господь милостиво склонился к ней и Сам находил утешение в этом запахе. Вдохнув в Себя аромат, Он поднялся и с довольным видом сказал святым: «Посмотрите на новый подарок, который сделала Мне Моя невеста! " » 360 По поводу этого можно только одно сказать, вместе с В. Джемсом: «Нелепый и ребяческий тон нежных излияний в любви, приписываемых Христу в этом рассказе, свидетельствует об умственном убожестве автора» 361 В чем же тут «богословие», спрошу еще я от себя, если у человека дурно изо рта пахнет? Не всякие любовники это у своих возлюбленных терпят... 362 Впрочем, всю кощунственную безнравственность этого отрывка из «жития» нельзя и измерить... 3 . Но с Гертрудой случались еще и не такие вещи. «Однажды во время молитвы в часовне она услышала пение: Sanctus, sanctus, sanctus! «Свят, свят, свят...» – литургическое песнопение. – Прим. еп. Варнавы.)

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010