Скачать epub pdf Том II Том III Том IV Том VI (опыт изложения православной аскетики)     Содержание От составителя К читателю. О цели христианской жизни Отдел I. О трех степенях богопознания Глава 1. Естественное богопознание § 1. Понятие о естественном богопознании Глава 2. Источники естественного богопознания § 1. Отрицательный источник богопознания. § 2. Положительный источник богопознания А. Священное Писание Б. Священное Предание Отдел ΙΙ. О предметах религиозного познания. § 1. О Боге Едином в Самом Себе и троичном в лицах § 2. Ангелы. Создание ангелов. Природа добрых духов Выводы (об ангелоявлениях) § 3. Служебное значение ангелов. Ангелы-хранители § 4. Откуда диавол? Зло онтологическое § 5. Злой дух по своему внешнему виду и существу § 7. Зло нравственное. О грехопадении прародителей. § 8. Следствия грехопадения в нас самих § 9. Зло физическое. Распространение следствий грехопадения на бессловесную и неодушевленную природу Отдел III. «Дyшebhый человек в борьбе со страстями» Глава 1. Душевный и телесный состав падшего человека в страстном устроении и деятельности подвижнической § 1. Святоотеческое учение о трех силах души: разумной, вожделевательной и раздражительной § 2. Состояние разумной силы души (ума) Выводы Схолия Приложение о сне и бодрствовании § 3. О вожделевательной силе души (чувствах) § 4. Грех по его развитии в человеке. Зарождение греха Из истории создания рукописи     От составителя Семьдесят четыре года в стране, называвшейся когда-то Россией, коммунизм пытался насилием и страхом изменить природу человека. Принципы атеистического гуманизма закономерно привели к созданию такого исторического феномена, как фантастическое советское миропонимание, в котором производственные вопросы сделались средоточием нравственной жизни, гордость и мечтательность считались показателями внутренней силы, а коллектив всюду нивелировал малейшие проявления личностного начала. Самосознание советского человека оказалось разрушительным для основ жизни и поставило наше общество перед опасностью физического и нравственного вырождения. Почти семьдесят лет назад епископ Варнава (Беляев) , ученик выдающихся старцев Варсонофия Оптинского и Гавриила Спасоелеазаровского, исповедник веры, один из тех, кого сейчас называют «новомучениками», завершил свой монументальный труд «Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики», первый том которого выходит из печати на исходе XX столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Ил.28. Интересующемуся историей российского подвижничества нельзя забывать Зосимовой пустыни, приписанной к Троице – Сергиевой Лавре. В начале нашего столетия многие считали, что «она приобрела центральное духовное значение и заменила Оптину пустынь». Зосимова пустынь близ Троице-Сергиевой Лавры. Колодезь 17–20 вв. Снимок начала века. Ил.29. «Поражала красота всего облика старца, а главное – глаза, полные внимания и любви к человеку». Старец Зосимовой пустыни схииеромонах Алексий (Соловьев) , которому студент Московской духовной академии о. Варнава Беляев был «много чем обязан». 1916 г. Снимок из газеты тех дней, подготовленный епископом Варнавой для иллюстрирования своих книг. Ил.30. Наши деды и отцы добровольно отказались от заповедей Христа. Революционной толпой двигала ненависть к евангельской правде. Сергиев Посад. Первомайская демонстрация у стен Троице-Сергиевой Лавры. Видны ряженые. Снимок 1929 г. Я знал его интимную семейную историю от него самого, его исключительное настроение, возникшее под давлением бесов, от которого его не спасло и монашество, несмотря на то что он очень горячо взялся за выполнение всех внешних его предписаний 141 . И вот сей досточудный покаянный инок в своем смятенном состоянии обратился к о.Гавриилу, он-де не знает, куда ему деться. Батюшка шутливо и добродушно ему потихоньку бросил: – Бог и не таких подлецов еще терпит! Это между своими, в очень узком кругу, ходило как анекдот, но надо продумать этот ответ до самой глубины с мистической и старческой точки зрения, чтобы увидеть тут кое-что иное. Свою прозорливость и пророчества он прикрывал серьезными, вскользь брошенными краткими замечаниями. Это я испытал на себе самом, но по понятным причинам не могу сейчас об этом говорить, выскажу когда-нибудь в своей «Автобиографии». С людьми из высокого круга он говорил по-высокому (предыдущий пример не в счет), из низшего – соответственно. Бывало, уже в Спасо-Елеазаровой пустыни, он сидит на постели и кричит после обеда молодым послушникам на улице в открытое окно:

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Старцы наставляли его всегда выбирать «царский путь», избегать крайностей. Учись, но не забывай о цели всякого научения, которое предназначено делать из человека верного работника Божьего, говорили они, ревнуй о Боге, но, прежде всего, в каждый миг старайся узнать и исполнить Его волю, а значит сейчас старательно учись. Не выделяйся в обществе, но и не стушевывайся, когда требуется обозначить свою веру. В те студенческие годы старец Алексий благословил своего послушника начать изучение умонастроений различных слоев российского общества, с тем чтобы со временем выступить с защитой церковного миропонимания. (Интересно, что, еще живя в миру, Коля Беляев остро чувствовал насущную необходимость в приобретении внутренней культуры духа, а не в устраивании собственного земного благополучия.) Поэтому юноша старался следить за периодической печатью, быть в курсе новейших литературных и научных изысканий, осмысляя направления, в которых развивается общество. Паломничество летом 1914 года на Святую Землю и, в особенности, на Афон, где он встречался с известным схииеромонахом Алексием (Киреевским), способствовало углублению познаний о. Варнавы в подвижнической науке. С последним пароходом – начиналась первая мировая война – вернувшись на родину, он пишет и вскоре защищает дипломную работу «Св. Варсонофий Великий. Его жизнь и учение» и со степенью кандидата богословия получает назначение в Нижегородскую духовную семинарию преподавателем гомилетики. Личное обаяние и живая вера привлекают к нему молодежь, которой он старался привить понимание насущности церковного учения для современности. «Законы душевной жизни и борьбы со страстями, – говорил он, – остаются все такими же, – будет ли это век VI или XX». На страницах святоотеческих книг читатель встречает описание собственного внутреннего состояния. «Перед ним развертывается поразительная, интимнейшая картина развития и духовного роста души, стремящейся к Богу. Здесь все тайны, все грехи выставлены наружу, ничто не скрыто... Такова воля Божия, сохранившая и обнажившая души и сердца преподобных, чтобы показать, как отделывается спасение и совершенство. Тако тецыте и постигните, как бы говорит она..». По свидетельству знавших его в это время, о. Варнава мог часами рассказывать истории из «Отечника» и древних патериков. «В нынешнее время всеобщего пренебрежения своим собственным спасением, время неверия и хладности ко всему духовному», он жил опытом святых подвижников и хотел сделать его доступным для окружающих, чтоб и те в ежедневных, будничных проблемах руководствовались советами преподобных отцов и жен.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

(Per aspera ad astra) О многоплачевной и зело поучительной подвижнической во Христе жизни старца Седмиезерной и Спасо-Елеазаровой пустыни схиархимандрита о.Гавриила Содержание К читателю Рождение, детство, молодость в миру Гонки, или поприще жизни старца схиархимандрита Гавриила Схиархимандрит Гавриил (Зырянов) Поучения и слова Молитва болящего Епископ Варнава (Беляев) Добавки к биографии старца Научный курс лечения тучности Приложения. Павел Проценко К истории написания текста Последнее изгнание Раифа 20 столетия Клавдия Васильевна Воробьева Аннотация …μεζων δ τοτων αγπη …больше же сих любы (любовь) 1Кор.13:13     К читателю Один из «последних». В 1915 году умер великий старец земли Русской, через год вышла его биография, написанная любящим учеником, а вскоре мир, в котором почивший жил, о котором плакал, который вымаливал и в котором так много возлюбил, был взорван изнутри страшной катастрофой революции. Под обломками исчезли целые народы с их самобытными культурами, пленительный облик городов и селений – и книжечка эта, изданная ничтожным тиражом (да и какие тиражи были при старом режиме?), канула в Лету вместе со множеством других. За следующие тридцать пять лет, прошедших с выхода ее в свет, природа на планете изменилась, сдвинулись границы государств, наступила ядерная эра. И видимо, еще что-то произошло, еле различимое, ничтожная набухла почка в каком-то заброшенном саду, в какой-то нелепой местности с певучим названием, не отмеченной на картах цивилизации; за железным занавесом завязалась завязь, расцветая волшебной весенней чистотой: упомянутая книжка вновь была извлечена на свет Божий, а вернее, ее машинописная копия оказалась в руках еще одного ученика старца. Ученик этот, в свою очередь, был уже человеком преклонных лет и необычной судьбы, подпольным епископом и тайным христианским писателем 1 в безбожной стране торжествующего социализма. Экземпляр был дан на время, и он стал списывать жизнеописание (мелким быстрым почерком на четвертушках желтой бумаги – банковских бланках), за частоколом букв которого как сквозь туман угадывался образ его наставника.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

иеродиакон Иаков (Савельев) Скачать epub pdf Введение В настоящее время имя церковного писателя епископа Варнавы (Беляева) известно многим. Хотя еще не так давно – лет тридцать тому назад – все было иначе: о нем и его письменных трудах знало сравнительно небольшое количество людей. Но в 90-е годы была опубликована часть его произведений, и у многих они вызвали интерес: их стали читать и обсуждать, о владыке и его творчестве начали публиковаться работы, на его произведения стали ссылаться. При этом надо отметить, что еп. Варнава в главном своем труде «Основы искусства святости» и некоторых других произведениях уделял основное внимание систематическому описанию аскетического делания человека и рассмотрению возникающих в связи с этим вопросов. Актуальность темы Актуальность темы данной работы определяется непреходящим значением аскетического делания для человека и в связи с этим важностью изучения того, как правильно его совершать 1 . А для этого необходима оценка написанных в этой области книг, а также научное исследование различных проблем и вопросов аскетической науки. В частности, желательно оценить сочинения еп. Варнавы «Основы искусства святости» и некоторые другие, в которых основное внимание уделено описанию аскетического делания человека и осмыслению ряда не до конца исследованных положений аскетики. Важно это, потому что многие люди считают его труды значимыми и интересными. Об этом, например, в письме к их издателям блаженной памяти Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II писал следующее: «Из книг, демонстрировавшихся на международной выставке православной книги, особое внимание привлек труд епископа Варнавы (Беляева) «Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики». Эти сочинения отличаются живой связью с современностью, отвечая на вызовы нашего века через Священное Писание и Предание Церкви утверждением о принципиальной незыблемости православного пути спасения во все времена» 2 . При этом надо заметить, что ввиду полноты и систематичности изложения материала труды еп. Варнавы могут представлять интерес не только для мирян, но и для людей, серьезно изучающих православную аскетику. Например, в духовных школах Русской Православной Церкви, где обучению данной науке уделяется немалое внимание 3 . А там, где она не преподается, священноначалие считает необходимым ее ввести 4 . И поэтому представляется важным дать сочинениям еп. Варнавы всестороннюю научную оценку: соответствует ли написанное в них Священному Писанию и Священному Преданию Православной Церкви; какие в них есть недостатки и особенности; насколько полно в них изложено святоотеческое учение, и о чем он не написал; какими источниками пользовался владыка, и как он к ним относился; в какой форме излагал материал.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

3 . Наконец, есть еще третий сорт людей, и таких немало, которые уже без всяких оговорок, пользуясь «научным методом», бесстыдно защищают в эстетике принцип «чувственного воздействия художественно воспроизведенных эротических мотивов на зрителя» и узаконивают сему право гражданства и силу. Они, во-первых, доказывают на фактах 79 что чувственность, «заразительна, когда действует на нормального (конечно, в их смысле. – Еп. Варнава) человека и когда ее действие соответствует его культурному уровню», и «чувственное воздействие... не подлежит никакому сомнению»; во-вторых, признают только следующее определение настоящей художественности: «Чем интенсивнее это (то есть чувственное. – Еп. Варнава) воздействие, тем крупнее и значительнее художественная ценность. Это тоже должно быть признано внутренней и безусловной необходимостью»; в-третьих, раз «чувственность сама по себе представляет нечто безусловно нормальное и потому здоровое», то задаются вопросом, «какой именно род чувственности имеет право на существование». Отвечая на последний вопрос, эти господа утверждают, как незыблемое, следующее положение: «Право на существование имеют все те формы проявления чувственности, в которых обнаруживается творческий момент жизненного закона, ибо именно они влекут человека вперед и ввысь по пути его развития» 80 – и прочий набор красивых фраз, с которыми мы уже сталкивались. Кажется, скажу вместе со св. Василием Великим 81 «нам нет нужды обличать их учения; их самих достаточно друг для друга к собственному низложению». «Подобно тому как, – приведу еще сравнение св. Иринея Лионского († 202 г. по Р. X.) 82 – относительно хищного зверя, скрывающегося в лесу и оттуда нападающего и многих умерщвляющего, тот, кто вырубает и обнажает лес и открывает самого зверя, не усиливается поймать его, видя, что этот зверь – лютый зверь; ибо все могут видеть этого опустошительного зверя, избегать его нападений, стрелять в него со всех сторон, ранить и совсем убить; так и мы, коль скоро обнаружим их [этих ученых] сокровенные и втихомолку хранимые таинства, не будем иметь нужды опровергать пространно их учения».

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Он подчеркивал, что этот великий счастливый, безгрешный сталинский рай шатается, трещит по швам, что он внутри сгнил на корню. Живыми он видел лишь тех людей, кто сохранил человеческие черты, а это всегда проявлялось в умалении, в страдании. Смысл записок – в отречении от рая, построенного на обмане. Дорога любая подлинность, лишь бы не фальшь. И еще важная линия: тревога за судьбу свободы, свободных обществ, т.к. только в них сохраняется возможность христианской проповеди . Епископ Варнава, по его собственным словам, создавал хронику неприкрашенной советской реальности. Партийные боссы-моралисты – на самом деле развратники, и он это показывал на многих случаях, взятых то из газет, то из уличных разговоров, то из доверительных рассказов тайных свидетелей и даже из официальных документов. Вожди – слепцы. Ученые – карьеристы и невежды. А вся пирамида «счастливого строя» придавила простого человека. Так, целая серия записей называется «В СМУ», где идет рассказ о нравах в строительном управлении. Рабочие задавлены, но в их душах теплится какая-то искра. В серии записей «Бедная Надя» – жуткая правда о быте в рабочем общежитии, где царят Содом и Гоморра, но вина за это лежит не только на павших от своей греховности женщинах, но и на невыносимой тяжести системы принудительного счастья. «Записные книжки» во многом построены на цитатах из советских газет, книг, классиков марксизма-сталинизма их анализе. Недаром Варнава любил фотографировать своих духовных чад с развернутой советской газетой в руках. Газета для него – это Актуальность, которая подлежит раскрытию для дальнейшего ее преодоления и просвещения. Из письма составителя – художнику книги На IV пленуме правления Союза писателей СССР На пленуме советских писателей (1958, февраль) говорили о важности для художников слова вести записные книжки. Следующую цитату епископ Варнава вырезал из литературного официоза, увидев в ней созвучность принципу, осуществлявшемуся им в его «Записных книжках». Это принцип ЗЛОБОДНЕВНОСТИ и ТЕНДЕНЦИИ, но только проводимой не в целях коммунистической пропаганды, а от имени преследуемых христиан, во имя утверждения их – попираемой миром – веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

П. Проценко Опыт прочтения советской утопии. 1950–1960 В «Записных книжках» епископ Варнава создал макет позднего сталинизма. Поздний сталинизм – эта вершина Советской империи – был царством декларируемого, провозглашаемого всеобщего счастья. Все настоящие люди полностью реализовывали себя в счастливом сталинском мире благодаря Вождю и единственно правильному учению. Но этого счастья Варнава не принимал. Он непрерывно вел диалог с этим радужным миром и убеждался, что не может быть в нем счастливым и вообще не может жить с такой «радостью». Он видел, что какие-то церковные люди, и даже очень серьезные, как епископ Лука Войно-Ясенецкий , вполне пристроились к этой конструкции, даже нашли себя в ней. Его задевала новая, советско-церковная симфония, которая пародировала прежнюю и при этом была направлена и против Церкви, и против человека. Его поражало, что лозунги «дневного» советского мира полны изнутри ядовитого смысла, подкладывающего динамит под христианскую цивилизацию. Так, «борьба за мир», развернувшаяся с конца 1940-х, на самом деле была борьбой за мировое господство. Насаждение «народной демократии» в странах Европы оказывалось насаждением диктатуры. «Черное» постоянно выдают за «белое» – эту особенность советского языка Варнава все время описывает в «ЗК», в наблюдениях разного уровня и сложности (от бытовых до богословских). За всеми декларативными лозунгами он видел двойное дно и злой умысел идеологии, ставившей своей главной задачей уничтожение христианской цивилизации и христианизированного евро-атлантического мира. И поэтому он в своих описаниях и рассуждениях всегда подспудно становился на сторону «западников», ибо они все-таки удерживали политическую свободу для своего общества. «Запад» для него – синоним христианства. Он постоянно подчеркивал ложь всех советских лозунгов. «Дружбы народов» нет, равенства нет. бесклассового общества нет. Наоборот, всюду царят новое классовое расслоение, аморальность, кастовость, извращенность нормального порядка жизни. Он сочувствовал стилягам, дадаистам, авангардистам, модернистам, всем, кто выламывался из серого ряда несвободы.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

 Здесь же отметим, что своим местом в Учредительном Собрании нижегородский Союз Христианского единения воспользовался далеко не лучшим образом, избрав своим представителем свящ. В. И. Востокова, занявшего крайние националистические позиции и ставшего ярким выразителем правых утопических теорий. 299 Выписка из «Огонька» 1917 года сделана в записных книжках владыки: Записная книжка 23.1952. А в периодике писали тогда: «Как и следовало ожидать, русский народ, став наконец сам хозяином своей земли, полновластным вершителем своих исторических судеб, чуть ли не в первый же день переворота объявил всему миру – в лице первого своего, временного, правительства, – что он навсегда отменяет у себя смертную казнь, что отныне русское государство уже не будет пятнать своей и национальной чести и достоинства величайшим на земле насилием, величайшим злоупотреблением власти, именно насилием над человеческой жизнью...» (Бюллетени литературы и жизни. 1916–1917. 300 Сказано 13 июля 1917 г. на утреннем заседании 2-й секции. На съезде присутствовал и о. Алексей Затворник. – Прим. еп. Варнавы. 301 Текст резолюции приведен в газете, хранящейся в архиве еп. Варнавы. Название газеты нами не установлено. 305 Серафима, мон. Отрывки из воспоминаний. М. Серафима упоминает хозяйку, но это относится к периоду после закрытия семинарии, к весне 1918 г., а в 1917 г. о. Варнава жил в квартире при семинарии, расположенной при семинарском общежитии. 310 В январе 1918 г. Булгаковых в трехдневный срок выселили из их квартиры; они переехали на ул. Жуковского, и там продолжались собрания Братства и кружков. Какое-то время Богословские курсы продолжали работу на полулегальном положении. Преподавал там, например, о. Петр Тополев. (По воспоминаниям С. А. Булгаковой и В. В. Ловзанской.) 322 Варнава (Беляев) , еп. Служение Слову. «Теперь-то нужно, – добавлял еп. Варнава саркастически в начале пятидесятых годов. – Мария Демченко первая прославилась из-за него, «подкармливая» свою свеклу и выбиваясь чрез это в «знатные люди " ».

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

АСТРАХАНСКАЯ 07.09.1727 08.06.1730 ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ 08.06.1730 13.04.1731 ПСКОВСКАЯ 13.04.1731 12.01.1739 Варлаам Новгородский СОЛИКАМСКАЯ 05(18)06.1919 Св. Варлаам Петров ТОБОЛЬСКАЯ 05.10.1768 27.12.1802 Варлаам Пикалов НОВОСИЛЬСКАЯ 26.04(09.05)1921 11(24)08.1924 в/у ВОЛЬСКАЯ (1923) ЕФРЕМОВСКАЯ 11(24)08.1924 26.02(11.03)1925 КАШИРСКАЯ 26.02(11.03)1925 22.10(04.11)1926 в/у ГОМЕЛЬСКАЯ в/у МОГИЛЕВСКАЯ РЫБИНСКАЯ 12(25)07.1934 12(25)11.1935 ПСКОВСКАЯ 12(25)11.1935 30.11(13.12)1935 РЫБИНСКАЯ, паки 30.11(13.12)1935 16(29)08.1936 ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 30.09(13.10)1942 17(30)08.1944 Варлаам Покровский ДРИССНЕНСКАЯ, обн. 04.1930 в/у ПОЛОЦКАЯ, обн. 02(15)06.1930 07.1930 ГОМЕЛЬСКАЯ, обн. 16(29)02.1932 07(20)07.1934 МОЗЫРЬСКАЯ, обн. 07(20)07.1934 06.1935 МОЗЫРЬСКАЯ, обн., паки 23.07(05.08)1935 09.1935 Варлаам Рогов ЯРОСЛАВСКАЯ 05.06.1587 25.03.1603 Варлаам Ряшенцев ГОМЕЛЬСКАЯ 13.01.1913 16(29)04.1919 МСТИСЛАВСКАЯ в/у МОГИЛЕВСКАЯ МСТИСЛАВСКАЯ, обн. ПСКОВСКАЯ 21.08(03.09)1923 12.1924 в/у ГОМЕЛЬСКАЯ в/у МОГИЛЕВСКАЯ, паки 01.1924 12.1924 ПЕРМСКАЯ 30.06(13.07)1927 11(24)11.1927 в/у ЛЮБИМСКАЯ 12.1927 29.03(11.04)1928 в/у ЛЮБИМСКАЯ, паки 17(30)05.1928 25.08(07.09)1929 Варлаам Скамницкий ВЯТСКАЯ 27.02.1743 28.02.1748 ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ 28.02.1748 20.02.1761 Варлаам Сторорушин ЯРОСЛАВСКАЯ 10.07.1620 09.07.1652 Варлаам Успенский ЧИГИРИНСКАЯ 31.01.1845 30.06.1845 АРХАНГЕЛЬСКАЯ 30.06.1845 04.12.1854 ПЕНЗЕНСКАЯ 04.12.1854 07.10.1862 ТОБОЛЬСКАЯ 07.10.1862 12.04.1872 Варлаам Чернявский ТОТЕМСКАЯ 16.02.1875 09.09.1876 ВЫБОРГСКАЯ 09.09.1876 26.07.1880 МИНСКАЯ 26.07.1880 21.05.1889 Варлаам Шишацкий ЖИТОМИРСКАЯ 03.06.1795 29.12.1805 МОГИЛЕВСКАЯ 20.12.1805 05.12.1812 Варлаам кн. Эристави ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ 08.07.1811 14.05.1817 Варлаам Ясинский КИЕВСКАЯ 31.08.1690 22.08.1707 Варнава Беляев ВАСИЛЬСУРСКАЯ 16(29)02.1920 25.07(07.08)1920 ПЕЧЕРСКАЯ 25.07(07.08)1920 06(19)06.1922 ПЕЧЕРСКАЯ, обн. 06(19)06.1922 09.1922 Варнава Волатковский АРХАНГЕЛЬСКАЯ 24.08.1712 08.10.1730 Варнава Кедров в/у ЧЕБОКСАРСКАЯ 05(18)11.1976

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010