Вот несколько отрывков из истории старчества в Ветхом Завете, приобретающих, на основании всего вышеупомянутого, догматическое значение. • «Сыновья в утробе ее [Ревекки] стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа» ( Быт. 25, 22 ). Чрез кого же пошла вопросить? Св. Ефрем Сирин говорит, что это был Мелхиседек 179 • Известная история с гаваонитянами произошла именно потому, что израильтяне поступили самочинно, «а Господа не вопросили», как это требовалось (Ис. Нав. 9, 14 ). • Как ничего израильтяне не делали без Божьего благословения, хорошо показывает история с наказанием жителей Гивы Вениаминовой за их надругание (до смерти) над наложницей левита ( Суд. 20, 18, 23–27 ). • Также, когда Саул со слугою безуспешно искал пропавших ослиц и хотел вернуться домой, слуга предложил ему: «Вот, в этом городе есть человек Божий... все, что он ни скажет, сбывается; сходим теперь туда...» ( 1Цар. 9, 6 .) Причем приложена некоторая характерная особенность, и не один раз в Библии она сообщается ( 3Цар. 14, 3 ; 4Цар. 5, 15 ). «И сказал Саул слуге своему: вот, мы пойдем, а что мы принесем тому человеку? ибо хлеба не стало в сумах наших, и подарка [евр. , тешура (от глагола шур – являться, приходить на любовное свидание: см. Песн. 4,8 ; Ис. 57, 9 ), означает вообще «гостинец», «подношение», приносимое гостем, но никак не плату] нет, чтобы поднести человеку Божию; что у нас? И опять отвечал слуга Саулу и сказал: вот в руке моей четверть сикля серебра [по-нашему двугривенный] 180 я отдам человеку Божию, и он укажет нам путь наш» ( 1Цар. 9, 7–8 ). Отсюда следует, что, по закону Божьему, священнослужители должны не на жалованье у государства (как мечталось когда-то некоторыми) состоять, а на добровольные приношения жить. Так Бог чрез апостола и в Новом Завете повелел ( 1Кор. 9, 13–14 ; Мф. 10, 10 ), так и Сам Господь жил и питался ( Лк. 8, 3 ; Ин. 12, 6 ). Кто, как чиновник, мечтает о жалованье или плате, совершает, не думая о сем (а надо бы думать!), величайшее кощунство, богохульство – одним словом, так называемую симонию ( Деян. 8, 18–20 ), за которую виновный, по апостольским правилам, извергается из сана и отлучается от Церкви 181 Дары Св. Духа не продаются и не оплачиваются!.. И христианин, идя к прозорливцу или к св. причащению и неся с собою деньги, не за принятую благодать платит – прочь такое богохульство!

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Вот, что говорит об этом апостол Иаков: «Так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» ( Иак.3:5–6 ). Невероятно глубокая и точная оценка того, как много значит и может слово. Это неудивительно, ведь «словом Господним небеса утвердишася, и духом уст Его вся сила их» ( Пс.32:6 ). Бог сотворил все сущее Словом. Человек, создан по образу и подобию Божию, наделен даром слова и должен задумываться о том, что произносит. Недаром гласит народная мудрость: «слово не воробей, вылетит — не поймаешь». Господь Иисус Христос указывает на строгость Суда Божьего за сквернословие: «Вы слышали, что сказано древним: «не убивай, кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» ( Мф.5:21-22 ). Доброе слово дает добрый плод, худое слово — худой плод, а сквернословие не может дать ничего, кроме скверны, которая оскверняет, в первую очередь того, кто его произносит. Также оно действует и на окружающих. Современные исследователи относят происхождение мата к языческим временам. Мат был частью заклинаний, обращенных к языческим божествам, матерные слова были связаны с ритуальным призванием демонов. Его использование в обиходе, особенно дома, было недопустимо, так как могло навлечь беду. Вот что пишет об этом гнусном пороке епископ Варнава (Беляев) : «Сквернословие — гнусный порок, который в Священном Писании приравнивается к смертному греху ( Еф.5:4-5 ). От него стонет Земля Русская, им растлены души… Скверные чудовищные предложения суть на самом деле «священные», «молитвенные» формулы, обращенные к срамным демонам. Христианин! Употребляя их, кому ты служишь вместо Бога! Ты не просто совершаешь легкомысленное дело, не просто грубую шутку допускаешь, но ты произносишь  страшные заклинания, ты накликаешь и привлекаешь гнуснейших бесов, ты в это время сатане приносишь противоестественную словесную жертву!..

http://azbyka.ru/kak-borotsja-s-matom

Впроголодь Он держал и Своих учеников, которые иногда были довольны и тем, что мимоходом, проходя засеянными полями, срывали колосья и, растирая их в руках, ели ( Мк. 2, 23–28 ). Если же и приглашали Иисуса Христа на брачные пиры (известен лишь один случай) и на ужин к богатым фарисеям и Он на них не отказывался ни от предложенных яств, ни от вина ( Ин. 2, 2 ; Лк. 7, 34–36 ), то при тех трудах, которые Господь нес и которые требовали телесного подкрепления, ни один разумный человек, не желающий уподобиться фарисеям ( Лк. 7, 34 ), не скажет, что из-за этого жизнь Его нельзя назвать подвижнической. То место, где Господь сравнивает свою жизнь с подвигами Иоанна Предтечи и как будто Сам подчеркивает, что жизнь пророка строже Его собственной ( Лк. 7, 33–34 ), тоже ни о чем не говорит. Христос здесь рассуждает, становясь на точку зрения иудеев, которые всегда только на внешность внимание обращают. Он даже их словами и выражается, то есть передает только то, что они о Нем и об Иоанне Предтече говорят. А говорят они совершенно несуразное и такое, в чем концов не найдешь. Но оценку внутреннего существа подвига Предтечи и Своего собственного Господь здесь и не думает давать. Да всякому понятно, что их и сравнивать нельзя. Можно только заметить, что даже если и славны постнические труды Предтечевы ( Мф. 2, 4 ; Лк. 7, 33 ), то ведь тот, будучи пустынником, и не нес таких утомительных трудов, как Господь, постоянно, с утра до вечера утеснявшийся народом ( Лк. 8, 45 ) и находившийся всегда в пути, на солнечной жаре. Вот еще маленькая страничка из жизни Господа: «Встав весьма рано, нощи сущей зело», как говорит св. евангелист, Он вышел из помещения, где ночевал. «И удалился в пустынное место, и там молился» ( Мк. 1, 35 и след.). Таков был Его ночной отдых... И это после того, как с вечера пришлось поздно лечь, ибо народ («весь город собрался к дверям»: Мк. 1, 33 ) мог только по захождении солнца, то есть по окончании субботнего покоя, прийти к Нему. Накануне Он много проповедовал и трудился (принесли ко Христу «всех больных и бесноватых»)... Ученики, проснувшись утром, всполошились, не найдя Его на ложе. Симон Петр, как всегда впереди всех, и другие гнаша ( κατεδιωξαν – погнались) за Ним, бросились Его искать. «И, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя». Уже... Так рано!.. Не успев расстаться с Ним, уже снова ищут... Так все любили Господа! И что же Он? – «Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедывать, ибо Я для того пришел. И Он проповедовал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов».

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

два качества, стыд и страх, которые сохраняют человека от страстей и бесов и привлекают, наоборот, на чистые души благодать Божию. Понимаете, кто говорит невидимо этими устами?) – Вы СДЕЛАЕТЕ из своей жизни ВСЕ, что ХОТИТЕ. Цена книги в роскошном, с золотым тиснением переплете 5 руб. Содержание бесплатно. – (И проч. и пр.) Главная контора и склад издания. Научно-психологическое книгоиздательство, Москва, Б. Сухарев, пер., д. 23/51”... Вот вам снова учебник по демонологии, в золотом тисненом переплете (за один переплет берут деньги – научение бесовщине бесплатно) и всего за пятерку. Впрочем, это деньги большие: бумажку в банке можно обменять на золотой... – И положить в кубышку! – И положить в кубышку. Так некоторые рабочие и делали. Мой отец, например. – Ну а какое же отношение все это имеет к вашему разговору и словам о Тайнах Царства Небесного? – Да никакого, ерунда все это... – Вот-те на... – Ну, в известном смысле, конечно. Как и у нас в спасении. Христос что говорит? Много званных, а мало избранных (МФ. 22,14). Тысячи, миллионы идут в Церковь , становятся верующими, а потом отпадают, уходят “на страну далече”, подобно блудному сыну из евангельской причти. А святых-то и истинных христиан, обладающих духовными благодатными добродетелями, и не видать. А они есть, конечно. Какой мрачный век был во время пророка Илии, даже он со “зрячими” глазами и то не мог нигде заметить благочестия и человека, который бы не примкнул к государственному культу нечестивого Ваала. А Бог разглядел. Ничто от Него не укрыто. И Он сказал в утешение пророку в ответ на жалобу, что “сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои, и пророков Твоих убили мечем [а духовенство, очевидно, или попряталось, или разбрелось, или, может быть, тоже переключилось, так сказать, на службу Ваалу]; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее”: “Пойди... помажь Азаила в царя над Сириею, а Ииуя... помажь в царя над Израилем; Елисея же... помажь в пророка вместо себя. Кто убежит от меча Азаилова, того умертвит Ииуй; а кто спасется от меча Ииуева, того умертвит Елисей [это государственный выход из положения].

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

И вознесли мы от земли моления наши и воззвали мы к Тебе, Господи, и к Отцу Твоему, чтобы Ты не оставил нас во дни скорби нашей, когда не было помощи от людей, и избавил бы нас от смерти. Теперь мы лицом к лицу предстоим Тебе, Господи, и воочию видим спасение наше. Господи Боже наш, будем хвалить Тебя и превозносить непрестанно, и славословить во веки, ибо Ты услышал молитвы наши, спас нас от погибели и от злого времени избавил нас. Тобою Тебя будем прославлять и благословлять, Господи! Хвала наша во устах наших будет пищею и питьем, и никогда мы не насытимся ею… Будучи еще юными, прежде нежели пойти странствовать по пути спасения, искали мы Твоей премудрости, в храме Твоем молились Тебе о ней и не оставили поисков ее до смерти. Как виноград, зреющий под лучами солнечными, радовались сердца наши, озаряемые светом ее, ноги наши следовали за нею от юности нашей. Понемногу наклоняли мы выи наши под иго ее, принимали и слагали ее в сердце своем и, находя в ней много полезных наставлений для себя и для других, удивлялись и восклицали: «Воздадим славу Давшему нам мудрость». Мы решили следовать ей до конца и не постыдились. В награду Ты дал нам Себя Самого и вложил в уста наши сладость Твоего хваления… Ты дал нам нести благое иго твое и дал силу нести его, поэтому души наши принимали и смиренно исполняли сродное им учение Твое. Теперь видим глазами своими, что немного потрудились и нашли себе великое успокоение! Слава Тебе, Боже, давшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом в Духе Святом! Потщимся, возлюбленные, и мы приобрести такое расположение сердца к Богу и смирению, отвергнув свою волю, предадим себя воле Всевышнего Бога в терпении и труде. Поспешим куплю деять, ибо только здесь, в мире сем – место торга и время умножать Богом данные таланты доброделанием; здесь путь странствия, а там место упокоения, там отечество и дом. Кто чем может, будем деять куплю: кто, благотворя от мамоны неправедной, кто, служа физическим трудом, кто, полагая душу свою за других – чтобы приобресть нам Жениха-Христа; и Он будет помощником во спасение с Отцом и Духом Святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

И вот о.Тихон видит сон. Как будто спешно бежит он из Москвы. Вдруг на пути страшная пропасть. Обойти нельзя – надо прыгать. Он перекрестился и прыгнул на ту сторону. Но неудачно. Сил не хватило перепрыгнуть как надо. Руками он ухватился за какой-то кустик, а ногами повис над бездной. Кустик дрожит, того и гляди вот-вот обломается или вытащится с корнем. И в этот момент подходит к нему какая-то монахиня дивной красоты и хочет ему помочь. Но о.Тихон грубо ее отстранил и сказал: – Ну, ну, я только что бежал от такой же красавицы! – Я твоя заступница, – отвечает Та ему. Ухватила его за руку и вытащила совершенно из пропасти. О.Тихон очутился в каком-то чудном, прекрасном саду, словно в раю. Здесь оказался о.Амвросий, оптинский старец. Удивился, как он миновал страшную пропасть. А когда о.Тихон рассказал ему всю историю своих душевных страданий и то, как он был спасен Дивной Монахиней, о.Амвросий, как и в прежнее время, ударил его рукою по лбу и сказал: – Это Матерь Божия тебя спасает. Беги из Москвы. О.Тихон проснулся. Хотя это ему и не требовалось, но в подтверждение истинности сна и отвращения помыслов, что виденное – простое сцепление представлений на тему его мучений и желания избавиться от них, лоб чувствовал боль. Но в сердце его, наоборот, водворились такой покой, безмятежный мир, такая непередаваемая радость, каких он до сих пор не испытывал. И в этом настроении он встретил и провел Пасху. В таком же благодатном состоянии прошли вся весна и лето. Однако напрасно было бы думать, что диавол так легко и слабо сдает свои позиции. Сильному – и более сильное испытание. Когда я выслушивал от старца его повествование о своей несчастной любви – вернее, это слово здесь и не идет, – он чуть заметно благодушно улыбался одними глазами. Он любил природу, особенно цветы. Природа напоминала ему о Боге как Творце мира, цветы – о дарах Святого Духа, все вместе – о будущем рае, прекрасном саде, где течет «чистая река жизни, светлая, как кристалл, исходящая от престола Бога и Агнца… По ту и по другую сторону реки древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов» ( Откр.22:1–2 ). Вот когда наступит истинный мир и блаженство для человечества: когда Сам Бог их даст, а не когда люди собственными силами захотят их добиться посредством социализма. Земная жизнь что? Это пустяки, «как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает». Это еще за три с половиною тысячи лет до нас было сказано 73 . И земную жизнь можно устроить, как одно время она была устроена 74 , а единично и теперь устраивается, – в несчетное число раз лучше посредством Божиих заповедей, во Христе, чем с помощью политических человеко-бесовских измышлений. Но обращаюсь к прерванному изложению.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

И неужели мы думаем, что если живем нечисто и блудно, то, принимая в себя святую воду утром до еды, менее грешим, чем поливая ею в отхожих местах? Если так думаем, то напрасно, ибо тело наше в этом случае (хотя бы от него несло духами Брокара, амброй и ароматами Boubigant, Piver или «White Rose» Аткинсона) в тысячу раз паскуднее и грязнее, чем загаженный нужник. Теперь о поведении. Всегда и везде надо быть целомудренным – находимся ли мы в специальных помещениях, или одни в комнате, или на улице. Нужды свои надо отправлять с внутренним страхом пред Богом и с сознанием собственной вины в том, что мы должны подчиняться этой скотской необходимости, вместо того чтобы пребывать нетленными в раю. Нужно всегда помнить, что на нас смотрят Бог и все святые, что ангелы ходят рядом и, в силу своего послушания, должны следить за нашим поведением и отдавать отчет за нас Богу ( Евр. 1, 14 ). Неужели после этого нам не должно стесняться и тем давать повод своему ангелу-хранителю к великому плачу о нас и стыду за наши поступки? 177 Что он скажет о нас Богу, какой отчет даст Ему? Совесть нынешних людей очень немощна, и если человек даже глух, слеп и имеет насморк, то и тогда воображение его старается прицепиться к чему-либо и нарисовать картину, особенно относительно человека, к которому он неравнодушен. А это бывает у молодежи в отношении всякого постороннего лица другого пола. Мы должны щадить душу и помыслы, как свои собственные, так и посторонних, ибо малейшего недосмотра нашего достаточно, чтобы погубить иной раз случайно, как говорится, подвернувшегося человека. Не забудем того, что за соблазн других полагается страшнейшее наказание. «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской, – говорит Спаситель. – Горе миру от соблазнов: ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит» ( Мф. 18, 6–7 ). Если нам приключится какая-либо нужда, то и совершим это как нужду, не делая из него события, о котором пусть-де знают посторонние; даже больше – мы должны стыдиться самих себя и наблюдать, чтобы выбираемое нами место – если это на улице – не было священным (например кладбище, церковная ограда, я уже не говорю сама церковь ), а положение тела и приемы не были бесчинными.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

И Сам Бог , в Ветхом еще Завете, начертал картину этих паломничеств через пророка Захарию. “И пойдут жители одного города к жителям другого и скажут: – Пойдем молиться лицу Господа и взыщем Господа Саваофа; (и каждый скажет): – Пойду и я. И будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа” ( Захар. 8, 21–22 ). На эти слова Бога откликнулось сердце многих христиан. Откликнулось оно и у Григория. Сильное желание не давало ему покоя. И так как он был благочестив и видел в этом дело Божие, а не удовлетворение своей любознательности и тщеславия, то принялся за прилежную молитву. Он молился, чтобы Бог исполнил его желание и исполнил бы добре так, как угодно Его святой воле. Господь желание боящихся Его исполняет ( Пс. 144, 19 ). Он все видит и везде присутствует. Григорий жил в городе Акраганте, что в Сицилии. Он находился при доме своего учителя, архидиакона тамошней церкви, в которой был клириком. Ему было 22 года, когда у него сердце загорелось этим желанием идти в Иерусалим. Стояло знойное лето южного сицилийского побережья. Близкое соседство Сахары давало себя сильно чувствовать в Акраганте и совершенно видоизменяло местный климат сравнительно с мягким и умеренным северной стороны острова. В городе все глубоко спали после трудов томительного и раскаленного дня. Была ночь на 1 июля. Григорий спал близ ложа своего наставника; вдруг кто-то его позвал: – Григорий! – Я! Григорий вскочил с постели, подошел к архидиакону и спросил: – Зачем меня звал, господин? – Я тебя не звал, чадо, – ответил тот. Юноша вернулся на свое место, опять лег и заснул. И снова, во второй раз, неизвестный голос позвал его: – Григорий! Он опять вскочил, встал перед архидиаконом и сказал ему: – Вот я, господин, ты зачем меня звал? – Да не звал я тебя, чадо... Архидиакон пришел в трепет. Он понял, что к Григорию обращается некий божественный голос. И сказал ему: – Если тебя, чадо, еще раз позовет тот же голос, то ответь ему: “Что, Господи? Что велишь Твоему рабу?”

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Ибо когда уже подвижнику приоткрываются двери в Царство Небесное и он видит полосу “Фаворского” и невещественного света, падающего оттуда через них, тогда, ясное дело, при его терпении и смирении Бог не оставит его искуситься больше, чем это возможно. Говорить об этом нет нужды, потому что моя цель и задача укрепить только начальные шаги на пути духовного делания и дать общее понятие о таких же в духоносном. – А вы не боитесь рассказывать мне эти вещи о Тайнах, которые, сами говорите, открывались только избранным и имеют такую страшную мистическую силу и значение? – Но мне нечего бояться говорить теперь об этом первому встречному... – Я не “первая встречная” в настоящее время, – тихо, с волнением в голосе произнесла Липочка и потупилась. – Очень, очень рад. Но, продолжаю, мне нечего бояться, потому о самих тайнах я еще ничего не сказал; во-вторых, они изложены в символических книгах Православной Церкви подробно и продаются в печатном виде открыто и каждому, и, наконец, что самое главное. Сам Бог охраняет Свои тайны мистическим и таинственным путем, не раскрывая недостойным духовных очей, чрез которые единственно познаются эти тайны. Об этом я уже говорил. И сами люди виноваты в последнем, ибо иначе Господь не упрекал бы их в том. “Одебело бо сердце людей, сих [ибо огрубело сердце людей сих], и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтоб Я исцелил их”. Между прочим, из сопоставления разных мест с этой цитатой из Священного писания ( Ис. 6, 9–10 ; Мк. 4, 12 ; Деян. 28, 25–27 ) приоткрывается Тайна Святыя Троицы. А что касается содержания самой этой цитаты, то в ней содержится весь интимный процесс раскрытия или нераскрытия в человеке Тайн Царства Небесного. Особенно когда Иисус Христос обличает упорствующих вслед за теми словами, которые вы прочли, чтобы загадать. И взявши у Липочки Евангелие и полистав немного, я прочел: “...Кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Итак, ангел видит и познает природу человека 107 , низшего по отношению к себе самому чина. Но не наоборот. Человек же (совершенный) познает и видит чин бесов, их мысли и планы, а они его – нет 108 . В конце концов, это тайна, где и как материя переходит в дух, даже не субстанциально, а по месту, последовательно, ибо между материей и просто жизнью опять непроходимая пропасть ( Быт.1:10–12 ). Материя, понятно, ни в какой дух без помощи Божией войти не может. И материалисты правы, когда, расписываясь в своем убожестве, утверждают, что они ограниченны и для них духовного мира не существует. Для плоти и на самом деле он не существует, ей не под силу туда войти. Но обратно? Насколько и как далеко возможно простирание человеческой природы, хотя бы с помощью лучшей ее части, обоженной души (или νοσ), то есть в состоянии духоносном, за границы собственного сознания и материального мира? Нет сомнения, что опыт батюшки в этом отношении приоткрывает завесу, но о.Гавриил не сказал при этом, видел ли он ангелов, куда именно отлучалась душа его. А я не спрашивал. Когда же я спросил его о другом, как он снова стал человеком, как душа вошла в свое тело, он ответил: – Когда душа моя увидела свое тело, бездыханное, мёртвое, а сидевшие в келье отцы и братия говорили: «Отмаялся старец, кончился…» – ей стало жаль его. Я стал обнимать свое тело, по образу пророков Илии и Елисея: «И вошел Елисей в дом, и вот, ребенок умерший лежит на постели его. И вошел, и запер дверь за собой, и помолился Господу. И поднялся, и лег над ребенком, и приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням, и простерся на нем… И чихнул ребенок семь раз, и открыл ребенок глаза свои» ( 4Цар.4:32–35 ). Многие места Священного Писания ( 3Цар.17:21–22 ; Деян.20:10  и др.) показывают, что это величайшее чудо воскресения мертвого требует почему-то такой формы посредства, которая сейчас описана. Нельзя объяснить случайностью или естественностью и другую форму воспроизведения человека, по внешности тождественную с первой. Я разумею половой акт ( Иез.16:25 ). Это все связано. Мистика проникает всюду. Пророки этим вопросом занимаются. Сам Бог запрещает иную форму совокупления ( Иер.3:9 ). Отсюда вывод: все противоположное от диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010