622 Под конец жизни разрешил подстилать матрас. Также и Вере он не разрешал поначалу стелить на ее топчан что-либо мягкое, а потом разрешил стелить войлок. 633 Уточнение по: Озерницкая Л. С. Мои воспоминания. С. 65. (Запись беседы от 8.06.1962.) Владыка предложил ей поступить так, как сам поступал в молодости. См. главу 1. 640 Уточнение по: Озерницкая Л. С. Мои воспоминания. С. 51 об. (Запись беседы от 30.06.1960.), а также С.57. (Запись беседы от 26.06.1961.) Кроме того: Озерницкая Л. С. Из воспоминаний о еп. Варнаве. С. 14. 643 Озерницкая Л. С. Из воспоминаний о еп. Варнаве. С. 12, а также: ее же. Мои воспоминания. С. 72. (Запись беседы от 21.03.1963.) 651 Накануне, 20 июля, владыка выпал из троллейбуса и долгое время после испытывал сильное недомогание, днем на него находило уныние. (Записная книжка 9, 26.) 660 Записная книжка 11, 21.1953. Здесь же епископ Варнава приводит пассаж из юмористической повести Вл. Дыховичного и М. Слободского, глава из которой («В Парке») была опубликована в «Литературной газете» 52, от 1 мая 1953 г.). «Влюбленные удалились от людей в глушь, туда, «где кончалась культура и начинался отдых от нее». Когда один из них, не зная, чем доказать своей пассии преданность, какой совершить «по примеру героев старины» подвиг и полез на дерево, то его арестовала «девушка-милиционер» за нарушение «обязательных постановлений» и отвела в отделение милиции». 687 Варнава (Беляев ,), en. Pro domo sua. Рукописная заметка на обрывке блокнотного листа в материалах к «Небесному Иерусалиму». Епископ отмечал, что гражданский костюм должен быть «особым», но более точного описания последнего нам найти не удалось. 695 Свидетельство В. В. Ловзанской. Об этом также упоминается в: Озерницкая Л. С. Рассказы для народа. Рукопись. 1981–1982. С.20, а также: Ее же. Мои воспоминания. С. 58.14.09.1961. 701 В 1951 году власти стали высылать из города священников и монахов, ранее репрессированных. Список подлежащих высылке составил митрополит Иоанн. Об этом упоминается в: Варнава (Беляев) , еп. Записная книжка 6, 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Однако же, в один прекрасный день у тебя обнаружится либо более, либо менее сильная болезнь, что, впрочем, может случиться и довольно поздно, если твой организм обладает достаточной силой сопротивления. Известно, что люди, едящие много мяса и пьющие много спиртных напитков, легко заболевают болезнями, сопровождаемыми лихорадкой, как-то: тифом, воспалением легких и т. п. Известно также, что такие люди труднее выздоравливают и что их приходится лечить дольше, чем пациентов, живших до болезни проще и воздержаннее. Я мог бы сообщить еще многое о вреде мясной пищи, указав, например, на то, что причина появления кариозных (гнилых. – Еп. Варнава) зубов зависит главным образом от порчи соков, вызванной употреблением мяса, что дурной запах изо рта бывает преимущественно у питающихся мясом и пьющих спиртные напитки (а не у постников, подвижников и святых. – Еп. Варнава), что столь распространенное малокровие именно и вызывается излюбленным теперь «укрепляющим» лечением, что, наконец, ряды нервнобольных, истериков, ипохондриков, меланхоликов и душевнобольных пополняются почти исключительно из приверженцев мясной пищи и спиртных напитков, а также табака, чая, кофе и так далее... Как доказали физиологи, в человеческом желудке переваривается только чисто растительная пища, тогда как при употреблении мяса только продолжается процесс разложения трупа животного... Потому-то гастрономы предпочитают мясо диких животных с haut gout, с душком (франц.)), то есть в таком состоянии, когда процесс разложения подвинулся уже довольно далеко, так как при этих условиях мясо становится легче переваримым и желудку сберегается часть работы 15 ...Поэтому не думай, что ты, будучи слабым и больным, увеличишь свои силы усиленным мясным питанием. Напротив, от такого питания ты станешь чувствовать себя только гораздо хуже, чем прежде. Подумай только о большом числе детей богатых родителей, о бесконечной массе женщин и девушек, страдающих малокровием и бледной немочью, а их ли не откармливают всевозможными укрепляющими кушаньями и напитками (мясо, яйца, бульон, вино, баварское пиво и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

2 . Ужасный конец поэта Фета должен заставить трепетать самих безбожников, должен заставить их поверить в потусторонний мир и его обитателей. Выписываю данные из статьи писателя Бориса Садовского, специалиста по жизни и творчеству этого поэта. Осенью 1892 г. Фет переехал из деревни в Москву и здесь заболел. «Слабость, между тем, усилилась до такой степени, что врач заметил однажды Марье Петровне (жене. – Еп. Варнава) о необходимости причастить больного. Марья Петровна ответила, что Афанасий Афанасьевич не признает никаких обрядов и что грех этот (остаться без причастия) она берет на себя. Фет был убежденным атеистом. Когда он беседовал о религии с верующим Полонским, то порой доводил последнего, по свидетельству его семьи, до слез. – Прим. Б. Садовского.) Утром 21 ноября больной, как всегда бывший на ногах, неожиданно пожелал шампанского. На возражение жены, что доктор этого не позволит, Фет настоял, чтобы Марья Петровна немедленно съездила к доктору за разрешением. Пока торопились с лошадьми, он не раз спрашивал: скоро ли? и сказал уезжавшей Марье Петровне: Ну, отправляйся же, мамочка, да возвращайся скорее». Когда Марья Петровна уехала, Фет сказал секретарше: Пойдемте, я вам продиктую». – Письмо?» – спросила она. – Нет», и тогда с его слов г-жа Ф. написала сверху листа: «Не понимаю сознательного преумножения неизбежных страданий. Добровольно иду к неизбежному». Под этими строками он подписался собственноручно: 21 ноября. Фет (Шеншин)». (Вот он, гордый вопрос о смысле страданий. А что Господь терпел, и святые за Ним? – Еп. Варнава. Мы видели эту записку на листе обыкновенной беловатой бумаги невысокого качества. Почерк самого Фета ясен и определенно-тверд; ничто не указывает, что писал это умиравший. – Прим. Садовского. Садовской путается здесь. Дальше в примечании он говорит, что Фетом овладело умоисступление – как будто это извинительнее, – и заканчивает: умер в полном сознании (?!). Я понимаю «умоисступление» в святоотеческом смысле, как состояние отчаявшегося сознательного грешника. – Прим. еп. Варнавы.)

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Всякая падаль, трупы животных, лягушек и червей, препарированные и заспиртованные, так же дороги для наших ученых, как были дороги набальзамированные чирки и ибисы для египтян; капище для последних и лаборатория или анатомический театр для первых одинаково «святилище», где по полкам расставлены их «боги» 188 Скажут, что это только образ выражения один и тот же, смысл же различный. Солгут – ибо ученым потому все таковое дорого и они дрожат над всем этим и не хотят сменять ни на какие сокровища мира 189 что видят в своих препаратах результат действия механических законов вселенной. А эти законы представляются им частью Универсальной Истины. А последняя – не есть ли извращенное понятие Бога? С субъективной стороны, наука есть страсть, такая же, как и всякая другая – пьянство, блуд, гордость, тщеславие и прочие. Что это так, доказывают признания самих ученых. 1 . Вот дневник профессора В. Арнольди 190 В нем то и дело мелькают то чувство зависти («смотрел с завистью» на препарат в музее) 191 то отчаяние (из-за того, что ars longa, vita brevis est, наука широка, а жизнь коротка (лат.)) всего не охватишь и не изучишь) 192 2 . Чем, как не великой страстью, можно объяснить следующее поведение знаменитого энтомолога Фабра 193 которое простые люди принимали просто за сумасшествие. «И мы [небольшая компания], – рассказывает он сам, нимало не смущаясь, – нашли то, что ожидали найти... Оставив низменный берег и поднявшись на равнину, мы увидали стада баранов, лошадей, которые всюду рассыпали по обширному пастбищу обильный корм для навозных жуков. ...Вот куча свежеотложенного обыкновенного (а то еще необыкновенный, что ли, есть какой? Я, впрочем, не образован по этой части. – Еп. Варнава) конского навоза... Свежий, только что отложенный навоз – добыча особо ценная среди этих сухих бесплодных равнин. И потому эта куча – настоящий небесный дар [! – Еп. Варнава], который выпадает на долю только счастливцам из навозников». Рыться в помете, с точки зрения ученого, может быть, серьезное занятие, слов нет, но есть и другая точка зрения.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Реже использует епископ труды и других психологов 204 . Вообще, говоря о современных ему светских психологах и психиатрах, основываясь на рассмотрении их научных выводов и достижений, еп. Варнава отмечает, что «ученые психологи в миру, сами будучи душевно-плотскими людьми, изучают всегда душевно-плотских людей и только под душевно­плотским углом зрения... с помощью психометрических методов и разных машин». И эта их «узость миросозерцания и рабское подчинение материалистическому направлению», заключает епископ, «не дают им возможности увидеть и поверить, что существует, кроме затхлой атмосферы их аудиторий и экспериментальных институтов и кабинетов, еще другая жизнь, где царит свобода духовной мысли, – жизнь, наполненная сиянием вечного дня и благоуханием небесных откровений. Поэтому учение их о душе и ее способностях односторонне и лживо» 205 , «ученые психологи не знают и не подозревают ни тех чувств, ни тех настроений, которыми горит подвижник» 206 . Отметим, что еп. Варнава критикует светских психологов, живших до начала 20 века. Сейчас же научная психология заметно отличается от того, что было в то время. Также нужно заметить, что не всех людей, занимавшихся вопросами психологии, критикует владыка. Светским не имевшим правильной веры психологам он противопоставляет Святых Отцов: «Психология святоотеческая, – пишет он, – это откровение новой жизни. Это проникновение в такие уголки и глубины человеческого духа, которые никакому психологу со всеми его тонкими инструментами не под силу» 207 . Ученые физиологи Также, стараясь использовать последние достижения науки, касающиеся аскетического делания, еп. Варнава часто обращается к трудам врачей, изучавших вопросы физиологии. Из них он приводит данные о том, как нужно правильно питаться, спать, бороться с болезнями и другие. Чаще всего владыка пользуется данными из книги проф. М. Платена «Новый способ лечения» 208 . Эта работа ввиду значимости результатов, изложенных в ней, пользовалась немалой популярностью в начале 20 века и поэтому была награждена многими медалями и выдержала немало переизданий. Кроме того епископ ссылается на труды доктора И. Виля 209 и некоторых других врачей-ученых 210 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Рассказывая о борьбе с греховными страстями, еп. Варнава пишет, что согласно церковному учению можно выделить определенные виды последних. Причем против каждого из них существуют соответствующие средства. И потому для подвизающихся против греха возникает насущная потребность систематизировать те и другие. О попытках сделать это он говорит, что «распорядок их (греховных страстей – ид.И.) и число у различных Святых Отцов неодинаковы – в зависимости от того, с какой стороны они их рассматривали: входили ли в исследование... по источнику происхождения каждой, или делили... по тем способностям, к которым они относятся, или говорили о них еще с какой-либо иной стороны» 253 . Но в любом случае, отмечает епископ, «построить стройную систему, которая не была бы искусственной, а отвечала бы внутреннему существу самого дела, едва ли возможно», так как, по слову Лествичника, «в безумных страстях нет порядка или разума, но всякое бесчиние и неустройство» 254 . Причина же этого в том, что бесы «нападают на человека врасплох, неожиданно, придумывая в искушениях все новые комбинации» 255 . Но, с другой стороны, продолжает он, «если трудно проследить внутреннюю зависимость... страстей и наметить определенные законы, по которым бы они всегда действовали во всех отдельных случаях и мелочах, то, в общем, относительно главных страстей и их проявлений это сделать вполне возможно. В этом смысле можно говорить об аскетике как науке» 256 . И в ней, пишет еп. Варнава, есть определенные законы. Например, один из них заключается в том, что в духовной брани «каждому (Богом попускается – ид.И.) как раз столько искушений, сколько у него сил», и человек должен стараться их преодолеть 257 . Важными для аскетического делания являются также правила отношения к помыслам, которые владыка определяет как «первичные состояния рассудочной деятельности» человека, «умственные образы и представления» 258 . Они, пишет епископ, бывают «в человеке... от Бога, естества и диавола. Но различать без ошибки в каждом отдельном случае природу помысла может только ум, очищенный от страстей». Человеку же страстному, но все-таки имеющему «хоть немного духовного опыта и чистоты сердечной», «достаточно будет знать, – пишет еп. Варнава, – что те помыслы, которые вносят мир и успокоительную радость в сердце (причем может быть одновременно и скорбь), суть от Бога, а те, которые влекут за собой смущение (обычно тонкое) или нестройную радость, – диавольские». Кроме того владыка говорит, что их всегда необходимо «строго контролировать

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

victorin de poemovio. sur l’apocalypse et autres ecrits. Paris, 1997, р.108 (Sources chretiennes, 423). Надо заметить, что в антологии «Учение об антихристе в древности и средневековье» (Спб., 2000) перевод толкования св. Викторина на книгу Откровения выполнен по Патрологии Миня, то есть по той версии, что была в распоряжении патрологов в XIX веке. И только в 1916 г. была введена в научный оборот другая версия этой книги, свободная от позднейшей правки блаж. Иеронима. Именно она издана во французской патристической серии Sources chretiennes, и потому приводимые с этого издания фрагменты серьезно отличаются от тех, что опубликованы в петербуржской антологии. Митрополит Мелетий. Печать антихриста в православном Предании. М., 2001, С.45. Отзыв экстраординарного профессора священника П. А. Флоренского на сочинение студента иеромонаха Варнавы (Беляева) на тему «Св. Варсонуфий Великий. Его жизнь и учение»//Богословский вестник.1916, с.179. Вообще отзыв Флоренского чрезвычайно интересен и в то же время отрицателен. Вот довольно типичный его отрывок: " Монашество предполагаешь «духовное окормление Старцем. На этой насущной необходимости старческаго окормления о. Варнава настаивает твердо и многократно. Что ж можно тут сказать, кроме одобрения? Но это одобрение и на о. Варнаву возлагает сугубую ответственность внимательнаго отношения к старчеству, – хотя бы в той области, которая для него сейчас доступна, – в научной. Разве не должен был о. Варнава, множество раз повторяющей слова „окормление“, „окормлять“, „окормляться“, разве не должен он был поинтересоваться, что такое „окормление“? Однако, он ссылается тут на какую-то анонимную брошюру, в которой сообщается, между прочим, что „окормление есть такое воспитание опытным иноком инока молодого, когда старец своими наставлениями и советами как бы питает, кормит как мать маленькое дитя, и духовно растит его“. Неужели ученому, монаху, специализировавшемуся в аскетике, не стыдно не знать, что „окормление“ происходит не от окормить (=обкормить, перекормить, т. е. дать корму чрез меру), и вообще не имеетъ ничего общего с „кормом“, а от „окормлять“, т. е. быть на корме, руководить, т. е. происходить от слова „корма“? О. Варнава хотя бы из богослужебных книг (если уж отрицает обязанность для себя занятие филологией) должен бы знать, что на цековном языке окормитель означает кормчий. Окорлмляю значит управляю» (сс.183-184)

http://predanie.ru/book/71827-hristianst...

Да христианин должен и сам ясно видеть и понимать, что если существуют бесы, то должны существовать и маги – их поклонники и служители, – и магия, то есть догма и культ бесовские. А «неверного ничем не уверишь», как сказал некогда по этому же поводу одному интеллигенту преп. Серафим Саровский 830 Посему я ограничусь здесь только сообщением некоторых соборных правил Православной Церкви, запрещающих занятия магией. Соборные правила никак не обнимают всех видов волхвования; отсюда вытекает необходимость в дополнительных постановлениях, выражающих отношение Церкви к наиболее важным течениям сатанинской мистики, распространяющейся в обществе (что требует скорейшего рассмотрения, и притом не только со стороны частных лиц, а со стороны самой Церкви или хотя бы ее правящих органов). Но приведу немного из тех постановлений, что имеются 831 По правилам церковным: • Покаявшийся в волшебстве подлежит епитимии, положенной для убийцы 832 то есть отлучению от Св. Тайн на двадцать лет и более. • Обаятели 833 изготовители предохранительных талисманов, колдуны, гадатели подлежат шестилетней епитимии 834 • Закосневшие в этих «языческих вымыслах» совершенно извергаются из Церкви 835 • Ходящие к чародеям (и к гадалкам) или приводящие их к себе на дом, или впускающие к себе в квартиру для гадания и волхвования подвергаются пятилетней 836 или шестилетней епитимии 837 • Приходящие, «презрев исповедание, им вверенное», к колдунам и прорицателям или к обещающим чрез демонов избавить от какого-либо вреда подвергаются осуждению с отступниками от веры, то есть отлучаются на восемь-двенадцать лет и даже на всю жизнь от Св. Тайн, смотря по тяжести обстоятельств, которые вынудили их решиться на такое дело 838 Столь же предосудительны занятия спиритизмом, гипнотизмом, теософией и прочим 839 По всем этим вопросам можно было бы написать громадный том, но пусть это сделают другие, разумеется, взяв благословение у тех, кому вверены ключи Царства Небесного. Комментарий составителя Ряд косвенных данных, содержащихся в рукописи «Основ искусства святости» (создана, в целом, в 1922–1928 гг.) позволяет уточнить время написания некоторых ее частей, вошедших в настоящий том. Так, § 3. Сквернословие (Отдел III. Глава 2) создан не ранее января 1923 года, времени кончины схиигумена Германа Зосимовского (Гомзина) , о которой упоминает епископ Варнава. § 4. Печаль (Отдел III. Глава 3) писался между 1916 (не ранее марта) и 1920 годами. § 8. Гордость (Отдел III. Глава 3) написан не позже февраля 1920 года, когда автора хиротонисали во епископа (в материалах к параграфу имеется подпись: «иеромонах Варнава», что и позволяет сделать подобное заключение).

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Совсем иное впечатление оставляют записные книжки еп. Варнавы (Беляева), собранные в многостраничное издание «Дядя Коля против» (Н. Новгород, «Христианская библиотека», 2010). Еп. Варнава, одна из самых интересных и загадочных личностей в истории православной литературы ХХ века, ушел со своей кафедры в годы торжества обновленчества, не смирившись с ним и найдя выход в мнимом юродстве . С тех пор он вел двойную жизнь – работал на светских должностях, параллельно с этим трудясь над духовными книгами, время от времени совершая тайные богослужения и окормляя кое-кого из духовных чад. Его известные «Основы искусства святости» — весьма  значительный, хотя и не бесспорный, компендиум по христианской аскетике. Ныне благодарю многолетним трудам его постоянного публикатора Павла Проценко и нижегородского издательства, широко известны стали и другие его книги, так или иначе посвященные православной аскезе. Настоящий же сборник – явление поистине уникальное. На протяжении многих лет еп. Варнава вел записные книжки, внимательно и заинтересованно фиксируя великое множество окружающих его фактов и событий и оценивая их в контексте окружающей коммунистической идеологи. Вырезки и выписки из газет, реальные события в строительном управлении, где работал тогда еп. Варнава, переданные кем-то рассказы и слухи, собственные наблюдения и размышления – весь этот огромный (в оригинале – 16 объемных тетрадей, нынешняя публикация – далеко не полная, из соображений объема) и, надо признаться, разнородный материал в результате дает поистине эпическую картину советской жизни одного десятилетия (при публикации использованы дневники 1950-1960 гг.). Но эпос этот своеобразный – пишется он человеком, занимающим вроде самое нижнее место в иерархической лестнице советской страны, и вроде бы не обладающим никакими сведениями о положении в государстве в целом (мы помним, что в сталинские годы невозможно было разыскать и воспользоваться никакой полноценной статистикой). И вот этот человек, вдумчиво анализируя всё окружающее его бытие, планомерно и последовательно, по косточкам и до основания разрушает идеологему советской утопии, картонного счастья, искусственного сталинского рая.

http://pravmir.ru/o-knigax-svidetelyax/

848 Полезно и на это обратить внимание. Святые разговаривают о чудесах и о воскрешении не только как об известном факте, но о легко возможном, и притом контролируемом ясно сознанием, а у нас самое чудо – то считаеться невозможным или признается за простое физическое явление природы, еще не понятое. Не входя в разбор вопроса по существу, скажу, что даже и то, что ученым неведомо, как воскрешать мертвых, а святые простецы это творят, показывает, что наука ничего не стоит в сравнении с деятельным ведением аскетов. И еще так скажу. Не разделяя взглядов ученых, на минуту встану на их точку зрения. Даже если признать, как некоторые думают, что многие чудеса творятся силою гипнотизма, который наука-де стала теперь изучать, то и тогда, какой позор для светил ее, когда необразованные прстецы, ни в каких университетах не учившиеся, а с юношеских лет ушедшие в пустыни и леса и жившие там не с людьми, а со зверями, научились в своем уединении тому, что – и наука признается в этом! – выше разумения известнейших профессоров!.. С какой стороны ни посмотри на дело приходится по неумолимой логике заключить, что цивилизация – убожество, болван, одетый в мишурное платье и блестки паяца. 851 Преп. авва Дорофей . Душеполезные поучения. С. 122–123, 131. Поучение 10. Ср.: там же. С. 118–119, где рассказывается интересная, с очень поучительным концом, притча. Кстати скажу, что иносказательное выражение аввы Вениамина, пресвитера Келлий, «ходите царским путем, измеряйте версты и не будьте беспечны» не иное что значит, как вышеуказанное испытание человеком своих помыслов (Достопамятные сказания. С. 81. Об авве Вениамине). 859 Кстати, приведу и справку, где можно прочитать хотя бы об этом, если не увидеть. Работы эти тоже показывают духовную бедность цивилизованных людей, которые труды, деньги и время, даные нам Богом на покаяние и подготовку к Страшному Суду, убивают все равно что на толчение воды в ступе или еще на худшее, поскольку оно страсти задевает: Jacquemart A. Histoire du mobilier... Ouvrage contenant plus de 200 cansfortes typogr. Paris, 1876. P. 7–26; Falke F. von. Die Kunst im House. Geschichtlische und kritisch-asthetische  Studien  uber  die  Decoration  und Ausstattung der Wohnung. Wien, 1882. S. 355 ff. Cap. IX. Читать далее Источник: Основы искусства святости : опыт изложения православной аскетики. В 4 т./Варнава (Беляев), еп. - Н. Новгород : Изд-во Братства во имя святого князя Александра Невского, 1995-./Т. 1 : О трех степенях Богопознания. О предметах религиозного познания. «Душевный человек» в борьбе со страстями (начало); сост. П. Г. Проценко. - 1995. - 476 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010