Итак, дело сделано. Но нечего удивляться. Народ, ходивший за Христом и по три дня приседевший Ему не евши, не пивши ( Мф. 15, 32 ), восклицавший “Осанна, благословен грядый во имя Господне!” ( Иоан. 12, 13 ), немного спустя, через неделю, кричал: возьми, возьми, распни Его!.. ( Иоан. 19, 15 ). Сам Господь сказал: Несть раб божий господа своего. Аще Мене изгнаша, и вас изженут... Но и прибавил в утешение: ... Аще слово Мое соблюдоша, и ваше соблюдут (Иоанн. 15, 20). Впрочем, всегда остается за нас в искушениях кучка верных, которая не соблазняется ничем. II. Адская кузница.... «Они сблизились и сошлись; каждый помогает своему товарищу и говорит своему брату: “крепись!” Кузнец ободряет плавильщика, разглаживающий листы, молотом – кующего на наковальне, говоря о спайке: “хороша”. А ты, ... раб Мой, которого я избрал... Не бойся, ибо Я – с тобою; не смущайся, ибо Я – Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе... Вот, в стыде и посрамлении останутся все, раздраженные против тебя; будут как ничто и погибнут препирающиеся с тобою» ( Ис. 41, 5–12 ). Предсказание, данное некогда Григорию великим пустынным старцем, что ему придется перестрадать великое искушение со стороны людей, начало, таким образом, сбываться. До сих пор Григорий был храним Промыслом Божиим от нападок диавола и в относительной тишине (в относительной потому, конечно, что без искушений вообще невозможно пребыть человеку и преуспеть в добродетели) ( Иак. 1, 3–4 ) постоянно восходил от духовной силы в силу ( Пс. 83, 8 ). Но такой порядок вещей не мог продолжаться все время. Блаженному мужу необходимо было пройти и через огненное горнило страданий ( Ис. 48, 10 ). Святость жизни не освобождает от них, а, наоборот, обязывает к ним. Пусть человек неповинен будет в этом мире, т.е. победит в себе, насколько возможно, страсти и грехи, он страдать все же должен, и чем неповиннее будет, тем больше. Это противоречиво и, может быть, блазнительно, но это так. Действительно, все принуждает человека к безропотному перенесению скорбей.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Итак, значит ли это, что культура со всем своим комфортом и удобными условиями быта должна быть целиком принята в обиход жизни подвизающегося христианина? Нисколько. Правда, в Писании сказано, что невинно вино, но пьянство укоризненно ( Притч. 20, 1 ) и что не богатство губит человека, но лесть – η απατη), коварство, состояние, когда человека, что называется, за нос водят, «обольщение богатства» ( Мф. 13, 22 ), что не жена – зло, а похоть, испытываемая к ней ( Мф. 5, 28 ), но, как сказал ветхозаветный еще мудрец, ввяжет ли кто огнь в недра, риз же своих не сожжет ли ? Или ходити кто будет на углиех огненных, ног же не сожжет ли?.. ( Притч. 6, 27–28 ). Поэтому-то божественный апостол Павел и говорит: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» ( 1Кор. 6, 12 ). Ведь если святые и дошли до того, что мир перестал на них действовать, когда они соприкасались с ним, то благодаря чему они приобрели такое состояние? Тот же св. Симеон Новый Богослов , рассказав о чудных делах бесстрастных мужей, когда они в миру не возбуждаются уже ни от пения и музыки, ни от смеха и женщин, и подтвердив, что все это действительно возможно (уже в его время сомневались в существовании таких людей), продолжает: «Для сего-то бесстрастия бывает у богочестивых всякое делание подвижническое, всякое лишение произвольное и всесторонняя к себе строгость. Первое дело подвизающихся по Богу есть убежать от мира и от всего, что в мире. Миром я называю настоящую жизнь, т. е. сей временный век. Под тем же, что в мире, я разумею все окружающее нас, что повелевает нам Господь оставить и убежать от того всего, т. е. оставить отца, матерь, братьев, сестер, сродников, друзей, имения, деньги и вообще всякое богатство». «Не потому так требуется, – опять оговаривается святой отец, – чтобы это были вещи запрещенные и вредные, но потому, что, находясь среди них, не можем мы избавиться от пристрастия к ним. Одолеваемый похотными сластьми, если не отсечет причин, возбуждающих сласти греховные, и не удалится от них, не может никак освободиться от похотения их» 18

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Каждому христианину необходимо прилагать к этому усилия, учиться, а учитель у всех христиан один – Иисус Христос, но способ и форма обучения – своя: “Раскрытие образа Божия в нас есть задача, особая у каждого. Мы призваны к творчеству, к разрешению этой задачи…” (Зеньковский. 1993, с. 54). Проблема образа и подобия Божия в человеке имеет свои практические аспекты, которые относятся не только к христианам, но и, практически, к каждому человеку: необходимо очищать образ и стремиться к подобию. Каждый из “сынов и дочерей Адама” является носителем образа Божия, но этот образ нуждается в очищении от последствий грехов. Про Адама в Библии сказано, что он создан по образу Божию, но про сына Адама сказано уже по-другому: “Адам жил сто тридцать лет и родил сына по подобию своему, по образу своему, и нарек ему имя: Сиф” ( Быт.5:3 ). Это означает, что образ Божий в человеке остался, – ибо он находится в самом человеческом существе – но светлость его затмилась и красота исказилась. Адам прибавил к нему нечто свое, то есть грехи ( Варнава (Беляев) еп. 1995, с. 57). Образ Божий важен для воспитания и образования. Дореволюционная школа имела две главные задачи: первая – обучение грамоте и нужным предметам; вторая – духовно-нравственное воспитание. В наше время как-то забылось, что “само слово “образование” подразумевало воспитание по образу и подобию Божию” (Половинкин. 1997, с. 15). Важен образ Божий и для обычной жизни – как основа позитивного отношения к другим людям: “Люди по существу, в глубине все лучше, чем в своем проявлении в жизни. Одно дело – образ Божий и благодать, полученная в таинстве крещения; это и есть личность человека, его “Я”. Это великий дар Божий” ( Никон (Воробьев) игум. 1988, с. 109). Именно подход к человеку, как образу Божию, и делает возможным и реальным любовь к любому человеку, независимо от личного к нему отношения. Это та любовь к врагам, о которой говорил Иисус Христос: “Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас” ( Мф.5:43-44 ).

http://azbyka.ru/chelovek-kak-obraz-i-po...

– Как так? – Да очень просто. Если бы все это исходило из уст святых духовидцев, чудотворцев, всякого рода подвижников и просто глубоко верующих людей, тогда это было бы соблазнительно. А со стороны неверующих... Да чего же от них иначе можно ожидать? Вы подумайте! Не апологии же и защиты христианства, не раскрытия же положительного его тайн?.. Не от терния чешут смоквы, ни от купины емлют гроздия, сказал Христос ( Лк. 6, 44 ), т.е. “не собирают смокв с терновника, и не снимают винограда с кустарника”. Или то же у другого Евангелиста: “Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы?” ( Мф. 7, 16 ). Ясное дело, нет. Если человек не верует в Бога, не имеет страха Его в себе, не признаёт Церкви, чуждается Православия и, таким образом, вся жизнь его остается неосвященной, безблагодатной, хотя бы внешне он стоял 30 лет у престола Божия и носил рясу, то что он может увидеть в Библии , в храме, в поведении верующих духовного и таинственного, кроме противоречивых вещей и соблазна? Апостол Павел, или, вернее, Сам Бог чрез Своего Апостола, говорит: “Душевен же человек не приемлет яже Духа Божия [того, что от Духа Божия]: юродство бо ему есть [потому что он почитает это безумием], и не может разумети, зане духовно востязуется [и не может разуметь, потому что о сем надобно СУДИТЬ ДУХОВНО]” ( 1Кор. 2, 14–15 ). Как человек с глазами, страдающими дальтонизмом, путает цвета, так и страдающий душевной слепотой (страстями) – сектант, антирелигиозник, безбожник. И как первый смешивает красное с зеленым (представьте себе такого машиниста или у нас рулевого наверху, что будет!), так и последний все путает и находит в каждой строчке Библии и Евангелия противоречия. И как про первого мы говорили “больной” и не смущаемся, так и про последних надо сказать. Их просто надо пожалеть, и все. И еще: “Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога” ( 1Кор. 2. 11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Когда ум и сердце трудом молитвы будут соединены воедино, тогда сердце согреется теплотой духовной, тогда воссияет в душе свет Христов и радость и мир исполнят всего внутреннего человека. Ничего нет лучше мира во Христе – мира, в котором разрушается всякая брань воздушных и земных духов. Сей мир, как некое бесценное сокровище, оставил Господь наш Иисус Христос ученикам Своим перед смертью , говоря: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам… Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» ( Ин.14:27 ). Если через умную молитву этот мир Христов вселится в сердце твое, храни, брат, с возможным старанием сей драгоценный дар Божий. Мир Христов – это веяние Духа Святого – тонок, почти незаметен для нас грешных и немедленно отступает от души, которая предается греху. Чтобы сохранить его, нужно избегать всякого гнева, ярости, осуждения других, ничего не желать себе из сущего, никого не ненавидеть, не уничижать, отдалять от себя уныние, ибо, по слову Премудрого, многи во печаль уби, и несть пользы в ней ( Сир.30:25 ). Есть еще одно особенное искушение, в которое впадали многие неопытные подвижники и которого нужно бояться тебе, брат, начавший подвиг умной молитвы. Многие, потрудившись над умным деланием, впадают в прелесть: считают себя праведниками, желают творить чудеса, пророчествовать, требуют от Бога, как некогда фарисеи, знамения с небес, искушая Его ( Мк.8:11 ). Бойся этого, брат, смотри, как бы свет, который в тебе, не оказался тьмой ( Лк.11:35 ). Ведь каким бы ни был праведным человек, праведность эта не его, но от Бога, как говорит и апостол Павел: «Благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» ( Еф.2:8–9 ). Потерявший мир Христов по собственной вине лишается вместе с тем и благодатной молитвы. В душу его опять входят греховные страсти и начинают терзать ее, и бывает тому человеку последняя горше первых. Береги же, брат, раз возжженный в тебе огонь благодати. Не ищи пресыщения; ибо, когда ты пресытишься и упьешься, священный мир перестанет в тебе действовать и грех опять возобладает над тобой.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Не позволяй себе никакой дерзости, ибо надолго прекратится в тебе действие мира. Не люби земного, не пристращайся к вещам и человеку, не ищи здесь правды и успокоения, ибо их ты не найдешь, а мир непременно отступит от тебя. Не услаждайся греховными блудными помыслами, ибо они будут терзать тебя, а мир душевный, как не терпящий никакого зловония греховного (особенно блудного и тщеславного), надолго, надолго, если не навсегда, оставит тебя. Словами святого апостола Павла умоляю вас, братие, непрестанно молитесь ( Еф.5:17 ) и удаляйтесь от худых и скверных дел, слов, помышлений, и тогда мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши о Христе Иисусе, и Бог любви и мира будет с вами ( Флп.4:7 ; 2Кор.13:11 ). Аминь. Слово после причастия Святых Таин. Если покупатель сомневается в добротности продаваемого, честный купец наперед дает ему отведать, говоря: «На, отведай и сам суди, худо ли предлагаемое мною тебе». Если кто боится, что ему не заплатят сполна за труд, то честный хозяин наперед дает такому залог, говоря: «Возьми задаток и будь спокоен, что и остальные я уплачу сполна». Вот это же самое, что честные люди делают между собой для расположения и уверения друг друга, сегодня делает в отношении к нам Бог: Он всем даром дает отведать доброты предлагаемого Им Царства Небесного и предлагает наперед несомненный залог, обеспечивающий получение его. Премудрость Божия, приготовив трапезу, зовет чрез своих слуг всех нас, говоря: «Кто неразумен, обратись сюда! Скудоумные, идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное! Оставьте неразумие и живы будете!» (Ср.: Притч.9:4–6 ). «Вы, у которых нет сребра (т.е. заслуг), покупайте и ешьте; идите покупайте без сребра и платы. Для чего вы платите деньги за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Ибо таково земное счастье, за которым вы гоняетесь» (Ср.: Ис.55:1–2 ). Так сегодня даром, не по заслугам, всем нам доступна трапеза любви Божией, все приступайте, вкушайте от нее, чтобы воочию убедиться, как блаженна, как вожделенна та жизнь, которую Господь обещает нам, и как Он благ.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Но если бы человек и не видел никакой пользы от своего молитвенного труда, он не должен отчаиваться и унывать. «Долго пребывая на молитве и не видя плодов, не говори: я ничего не приобрел, – утешает небошественный Синайский игумен 545 – Ибо самое пребывание в молитве есть уже приобретение. И какое благо выше сего – прилепляться ко Господу и пребывать непрестанно в соединении с Ним?» Вот еще и другое свидетельство тезоименитого ему нашего соотечественника – о. Иоанна Кронштадтского . Оно имеет в виду частный случай. «Когда от разных нечистот, накопившихся в желудке и кишках, чувствуешь себя нехорошо, в нерасположении, и когда, в этом состоянии, молитва твоя бывает холодна, тяжела, исполнена уныния и некоторого отчаяния, – не отчаивайся и не унывай тогда, ибо Господь знает твое болезненное, притрудное состояние. Борись с немощию, молись, сколько есть сил, и Господь не презрит немощи плоти и духа твоего» 546 Итак, возлюбим молитвенный труд и не оставим его до самой своей смерти. Видим ли сейчас пользу от него или нет, да не унываем, ибо пользу эту мы увидим, когда поведут нас после смерти по мытарствам. Только сей труд поможет нам несколько в оправдание гнусных наших дел. III. Отчего трудно молиться? В заключение скажу несколько слов и о том, что создает нам дополнительные трудности при молитве помимо всех прочих поводов для рассеяния, вне нас находящихся. Нельзя ли облегчить себе дело молитвы? Нет ли чего такого, что если бы отнять, то во многом приблизило бы нас к Богу? – Есть. «Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать, – глаголет нам из дали времен пророк Исайя. – Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать»  ( Ис. 59, 1–2 ). Потому-то нам трудно молиться и дома, наедине, и в церкви. Это на собственном опыте познал о. Иоанн Кронштадтский , которому целый день ведь приходилось пребывать в молитве в самой различной обстановке. Он пишет в своем «Дневнике» об этом так: «Молясь с людьми, мы должны иногда пробить молитвою своею как бы твердейшую стену – души человеческие, окаменевшие житейскими пристрастиями, пройти мрак египетский, мрак страстей и пристрастий. Вот отчего иногда бывает тяжело молиться. Чем с более простыми людьми молишься, тем легче» 547 § 3. Виды молитв: домашние и общественные молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Но они развратились пред Ним, они не дети Его по своим порокам, род строптивый и развращенный ( Втор. 32:5 ). И [ел Иаков, и] утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего ( Втор. 32:15 ). 336 Коллиандер Т. Узкий путь. – Рига: Балто-славянское общество культурного развития и сотрудничества, 1992. – С.12. 354 Там же. С. 338–339. См. также: Преподобного отца нашего Феодора Едесского сто душеполезнейших глав. Гл. 93//Добротолюбие. Т. 3. – С. 342. 357 Евр. ‘1. Дерзко или надменно вести себя; поступать дерзко или надменно’ [Электронный ресурс]//URL: (дата обращения: 14.07.2016 года). 358 См.: Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. – М.: Православный паломник, 1998. 364 Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Т. 1. Кн. 2. – СПб.: Типография В.Ф. Киршбаума. – С. 242. 366 Евагрий, авва. О различных порочных помыслах//Добротолюбие. Т. 1. 3-е изд. – М., 1895. – С. 618. 368 Макарий Египетский , прп. О том, что все добродетели и все худые дела связаны между собою и, подобно звеньям в цепи, зависят одни от других//Его же. Духовные беседы, послания и слова. – М.: Правило веры, 1998. – С. 268–271. 369 Евагрий, авва. О различных порочных помыслах//Добротолюбие. Т. 1. 3-е изд. – М., 1895. – С. 619. 373 Варнава (Беляев) , еп. Основы искусства святости.//Опыт изложения православной аскетики. Т. 1. – Н. Новг.: Изд-во братства во имя св. кн. Александра Невского, 1995. – С. 80. Электронная библиотека.//URL: (дата обращения: 27.06.2017 года). 382 Антоний (Блум), митр. Сурожский. Беседы о прелести. Электронный ресурс.//URL: (дата обращения: 23.05.2016 года). 384 Антоний (Блум), митр. Сурожский. Беседы о прелести. Электронный ресурс.//URL: (дата обращения: 23.05.2016 года). 397 Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев. – Калуга: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 2000. – С. 91. 408 Коллиандер Т. Узкий путь. Рига: Балто-славянское общество культурного развития и сотрудничества, 1992.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Но увы, горе роду нашему! Это бесстыдство открыто выносится на свет Божий людьми, которые не только не считают нужным стыдиться своего скотского состояния, но еще и хвалятся этим. Апостол сказал о таковых: Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме ( Флп. 3, 19 ). Начинается оно с испещрения похабными надписями общественных уборных – в клубах, вокзалах, театрах и так далее – и кончается случаями полного нравственного развращения, граничащего с сумасшествием, когда отправляют свои нужды публично, в обществе (ср. философию Диогена О его поступках см.: Асо. Отдел III. Гл. 2. § 6. Противоестественные пороки.)), после чего приходится помещать человека в психиатрическую лечебницу 168 Не делая из последних фактов никаких выводов в отношении культуры (ибо с так называемым прогрессом они не убывают, а увеличиваются 169 , я рассмотрю их и вообще эту сторону нашей жизни с христианской точки зрения, ибо к тому обязываюсь теми божественными примерами, о которых я упомянул вначале. Но поскольку во всей книге я стараюсь проводить, в основном, практическую точку зрения, то есть стараюсь доставить читателю необходимое руководство для самого дела созидания, спасения, а не дать очередную занимательную книгу для получения знаний и вострения ума, то и здесь я коснусь данного вопроса также со стороны внешней приложимости его к нашим духовным потребностям. Разве не знаете, – говорит апостол, – что вы храм Божий – ναος Θεου – и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы ( 1Кор. 3, 16 ). И в другом месте: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы – не свои?» ( 1Кор. 6, 19 ). А отсюда что следует? Все, относящееся к нашим естественным телесным нуждам, мы должны упорядочить, уцеломудрить. Хотя сами по себе эти отправления не оскверняют человека ( Мф. 15, 17–18 ; Мк. 7, 19 ), но если они сочетаются с худыми пожеланиями сердца, то превращают тело человека из храма Божьего в свиной хлев и тем навлекают гнев Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Ныне благодеяниями снабдеваемся, Благодетеля же своего не видим, тогда и Самого Благодетеля увидим, как дитя видит отца, и возрадуется сердце наше, и радости нашей никтоже возмет от нас. Ныне слышим святое слово Его, пророками и апостолами Его явленное, стоим пред Ним и обращаемся к Нему в молитве, пении, славословии, хвалении, но Того, Чьи слова слышим, Кому молимся, поклоняемся и поем, – не зрим. Тогда же и Самого лицом к лицу узрим и будем без сытости зреть Его, якоже Он есть ( 1Ин.3:2 ), и поклоняться, петь и хвалить без труда. Тогда исполнится слово оное: Якоже аще кого мати утешает, тако и Аз утешу вы… и узрите, и возрадуется сердце ваше ( Ис.66:13–14 ). Тогда будет новое небо и новая земля ( 2Пет.3:13 ; Откр.21:1 ). И будут у избранных Божиих тела нетленные, здоровые, благоцветущие, краснейшие, славные, легкие, светлые, одухотворенные, по слову апостола: «…сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе… сеется тело душевное, восстает тело духовное» ( 1Кор.15:42–44 ). Горя благодарностью за все к Богу, предстанут тогда все святые, течение свое добре совершившие и веру соблюдшие, и вместе с ангелами воспоют: «Прославляем Тебя, Бога Спасителя нашего, прославляем Имя Твое Святое, ибо Ты был нам покровителем и помощником и по множеству милости Твоей избавил от погибели, от сети языка клеветнического, от уст, сплетающих ложь и от восставших на нас; исхитил нас из зубов, готовых пожрать нас, от руки, искавшей души нашей; от многих скорбей, случавшихся с нами, от удушающего со всех сторон огня, из среды пламени, в котором мы горели в мире, из глубины чрева адова освободил нас. Души наши близки были смерти, и жизнь наша была близ ада преисподнего, со всех сторон враги окружали нас, и не было нам помогающего. Искали мы глазами заступления от людей – и не было его. И вспомнили мы, Господи, о Тебе; о Твоих страданиях, которые Ты за нас претерпел, о Твоей милости и делах Твоих от века сущих, как Ты избавил надеющихся на Тебя и спасал их от руки врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010