307 Заботы митрополита Иерофея об умственном образовании духовенства новоприсоединенных областей Киевской епархии нашли для себя выражение в деятельности его по отношению к Киевской Академии. Киевский митрополит, eo ipso и главный начальник Академии, необходимо обязан принимать в её жизни то или другое участие. А так как с его только согласия решались почти все академические дела, то можно сказать, что им направлялось самое течение жизни Академии. Вот почему последняя и называлась обычно Академией «Его Преосвященства». 308 Но помимо отношений ex officio, митрополиты считали себя всегда ближайшими протекторами и меценатами Академии. Она была их любимым детищем, и заботы о её нуждах они считали, по собственному заявлению, «первым долгом своего пастырского звания». 309 Не был исключением в данном отношении и митрополит Иерофей. Связь его с Академией началась еще ранее поступления на кафедру Киевской митрополии, хотя точно определить это время мы и не имеем возможности. Несомненно одно, что когда преосвященный Иерофей, в бытность свою Черниговским епископом, вызван был в 1795 году в Киев для (принятия участия в хиротонии Варлаама Шишацкого) и посетил Академию, то последняя встретила его как старинного знакомого, желанного и дорогого гостя. Сохранившаяся до нашего времени речь, которою был приветствован тогда преосвященный Иерофей, свидетельствует о покровительственном отношении его ко всем труженикам академической науки и в особенности к учащейся студенческой молодежи. 310 С переходом в Киев прежняя связь становится еще более крепкою... Деятельность митрополита Иерофея по отношению к Академии может быть рассматриваема с двух сторон: 1) как проявление личной инициативы и 2) – исполнение предписаний высшей духовной власти. В первом случае это были заботы: а) о привлечении в Академию возможно большего числа воспитанников духовного звания и b) о процветании в ней науки; во втором – участие в тех преобразованиях, которые были предприняты в царствование Павла Петровича. Известно, что Киевская Академия продолжала и во второй половине XVIII века сохранять общесословный характер, являясь, по выражению одного историка русской церкви, «не столько заведением духовным, сколько общесословным университетом, в котором получали высшее образование все стремившиеся к нему, и казаки и мещане».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

епископ брацлавский Иоанникий 10 декабря 1795 г. Там же, л. 468. 1346 «Священники Иоанн Соколов и Петр Оглоблин прошлого 1795 г. в минскую из смоленской епархии присланные, поданными им прошениями, – доносил впоследствии новый минский архиепископ Иов, – представляя старость лет своих и болезненные припадки, по которым не могут исправлять священно-служения, просят уволить их обратно в смоленскую епархию для докончания жизни при детях своих.» Одному было 63 г., а другому 61. Там же, л. 536. 1347 Там же, л. 524. Вызов священников из соседних епархий не остался, конечно, и без благотворных последствий. Некоторые из них навсегда остались в западной России и оживляли здесь русскую жизнь. Во время нашего путешествия по западной России в 1862 году, мы видели на юге минской губернии одного достойнейшего потомка из среды вызванных при Екатерине священников. Мы нашли в его доме во всей чистоте русскую речь и особенности великорусского быта. Приехавшая в это же время замужняя дочь этого священника дала нам возможность еще яснее видеть силу русской народности в этой семье. Дочь, жена священника белоруса, говорила по-русски не только со мною и с отцом своим, но и с матерью, когда еще не знала, что в дом есть посторонний человек. 1349 В конце своих пометок Мусин-Пушкин написал: «по сим высочайшим резолюциям заготовить от синода доклад как можно скорее.» Арх. св. с., д. 1795 г., 35, л. 2–3. 1350 Там же. Когда все это происходило, в деле не показано. На бумаге, заключающей в себе мнение Безбородко и Тутолмина, замечания м. Гавриила и решения, писанные рукою Мусина-Пушкина, число не выставлено. Крайние пределы времени январь и 2 апреля 1795 г. 1351 Арх. св. с., д. 1795 г., 35, л. 5–10; Собр. зак. 17318. Сведения об Иоанникие: из киевского мещанства, учился в киевской академии, был учителем в Смоленске, Тамбове, в Петербурге в артиллерийском корпусе, был игуменом во множестве монастырей. Сведения о Варлааме Шишацком: звания поселянского, учился языкам греч., лат., немецк., знает польский (где учился не показано), пострижен 1776 г., был учителем, префектом и ректором в Переяславле, 1780 г. игуменом в мошногорском монастыре, 1785 г. ректором Новгород-Северской семинарии, 1787 назначен архимандритом виленских монастырей, 1789 г. бежал в Россию, как нам известно, потому что не желал принести присяги на верность Польше; пребывал в Петербурге и в новгородской епархии; в 1794 г. назначен в помощь Виктору. Арх. св. с., д. 1795 г., л. 9–10.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

19 авг. 1797 г. полностью сгорели замок и большинство построек местечка, были разрушены храм и почти все кельи на верхних этажах. С разрешения епархиальной власти в помещении трапезной устроили временную церковь, 25 окт. 1798 г. освященную в честь Успения Пресв. Богородицы. Позже храм был перестроен и 8 марта 1807 г. освящен в честь Благовещения Пресв. Богородицы. В 1799-1800 гг. восстановительные работы в обители вела артель плотников и мастеров резного дела под рук. Симона Литмановича. К прилегавшему к храму корпусу были пристроены игуменские и архиерейские покои, на 2-м этаже восстановлены 26 келий, возобновлены хозяйственные помещения, устроены трапезная, дом священника, комната для отдыха духовенства, заложена колокольня. В 1800 г., в день празднования иконе Божией Матери «Живоносный Источник», еп. Волынский Варлаам (Шишацкий) освятил восстановленный мон-рь. При настоятельнице игум. Рахили (Жуковец; 1807-1814) К. м. выделил 10 тыс. р. серебром для поддержки рус. войск в Отечественной войне 1812 г. Также обитель направила 12 добровольцев в народное ополчение из своих имений, снабдив их всем необходимым для несения службы. Насельницы во главе со священниками Гавриилом Симоновичем и Дмитрием Яворским, погрузив архив, облачение и драгоценности, эвакуировались в Золотоношский монастырь Полтавской губ., где пребывали до янв. 1813 г. В 1815 г. при настоятельнице Таисии (Жогловской; 1814-1830) стараниями свящ. Василия Божовского в К. м. был открыт приют для сирот из семей духовенства. Настоятельница игум. Иулитта (Киселёва; 1830-1860) учредила при К. м. уч-ще для монахинь и послушниц. Сестры обучались чтению, письму, Свящ. истории, пению, шитью и рукоделию, изучали Катехизис. Первым руководителем школы стал свящ. Василий Морачевич. В 1834 г. над храмом и надвратной колокольней были водружены позолоченные надкупольные кресты, колокольню оштукатурили, покрыли листовым железом. В авг. 1840 г. К. м. посетил митр. Киевский и Галицкий свт. Филарет (Амфитеатров) . Ознакомившись с жизнью учащихся, архиерей посоветовал расширить круг предметов преподавания и приравнять уч-ще к подобным светским. По его указанию из Киево-Печерской лавры были выписаны 106 экз. «Катехизиса» митр. Петра (Могилы), 15 экз. Псалтири и Библии на церковнослав. языке, открыта подписка на ж. «Воскресное чтение» и др. издания.

http://pravenc.ru/text/2057268.html

В 1782 г. совмещенная Клинецко-Корецкая община пережила нападение овручских василиан: по распоряжению униат. генеральной консистории при помощи помещиков они ворвались на территорию обители, начали избивать монахинь плетями и палками. Храм был опечатан, а священнику запретили до принятия унии появляться на церковном погосте. Престарелая игум. Магдалина (Новоселецкая), выселенная из кельи и избитая шляхтичем, потеряла сознание. Затем игумения с сестрами отправилась в Корец, где находилась часть корецких насельниц, и месяц спустя скончалась от побоев и нанесенных ран. В экономии поселились корецкие василианки, которые способствовали обращению в унию местных подданных. Некоторые правосл. монахини скрывались в домах мещан в Корце. 1795-1918 гг. После третьего раздела Польши на Волыни была возобновлена правосл. епархия. 12 апр. 1795 г. указом имп. Екатерины II К. м. был возвращен православным. 25 июня того же года еп. Волынский и Житомирский Варлаам (Шишацкий) торжественно открыл К. м., корецкий городской свящ. Николай Савлучинский (как смотритель до назначения игумении) и свящ. Емельян Кульчинский в присутствии городничего секунд-майора Григория Чигринца приняли обитель. В Воскресенский мон-рь вернулись 5 сестер во главе с мон. Макарией, возглавлявшей общину в изгнании. У старшей сестры мон. Иосафаты не было обнаружено предыдущих описей имущества, к-рые василианки преднамеренно уничтожили вместе с др. документацией, свидетельствовавшей о принадлежности мон-ря к правосл. Церкви. 21 нояб. 1795 г., после ремонта, свящ. Н. Савлучинский освятил главный престол Воскресенского храма. Затем была принята Клинецкая экономия, а ее управляющим утвержден действующий посессор хорунжий Егор Мурацкий. При приеме экономии также не было обнаружено предыдущих описей, а подданные засвидетельствовали угон из К. м. скота и поспешное переоформление документов на земли и движимое имущество в пользу католич. помещиков сразу же после получения известия о переводе имений в правосл. ведомство. 17 мая 1796 г. решением консистории в К. м. переехали сестры упраздненного бывш. униат. Ясногорского Троицкого мон-ря во главе с сестрой Марфой (Головинской), ставшей казначеей в обители. В 1797 г. в Острожском Преображенском монастыре сестра Марфа была возведена по правосл. чину в сан игумении.

http://pravenc.ru/text/2057268.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ВАРЛААМ (Высоцкий Василий Антипович; 1665 - 1737), архим. Троице-Сергиева мон-ря, духовник имп. Анны Иоанновны ВАРЛААМ (Моцок Василе; ок. 1590 - 1657), митр. Молдавский (1632-1653), писатель, поэт, переводчик и педагог ВАРЛААМ (Шишацкий Григорий Степанович; 1750 - 1820), мон., лишенный сана бывш. архиеп. Могилёвский и Витебский ВАРЛААМ I (Петров-Лавровский Василий Петрович; ок 1729 - 1802), архиеп. Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ И МАКАРИЙ († кон. 1654), отец и сын, иноки, первые подвижники Флорищевой в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. ВАРЛААМ СЕРПУХОВСКОЙ (1-я треть XIV в.- 1377 или 1392), строитель серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в Соборе Московских святых) ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРНАВА (Меркулов Василий Ильич; 1831 - 1906), иером., прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых) ВАРНАВА (Надеждин Венедикт Александрович; 1873 - 1918), мон. прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/121236_51.html

Николай Киждобрянский (архим.) с 1783, а 27 мая 1787 перев. в Вяжицкий. Сергий , 1787 и 88. Варлаам Шишацкий , 1788–91, 22 авг. перев. в Вяжицкий. Порфирий Симонтовский 25 авг. 1791 перев. из Моденского, а 15 июля 1794 уволен на покой. Мелетий , 1794–95, 6 мая перев. в Бежецкий Краснохолмский. Иосиф Чапужников в 1795 перев. из Боголюбова, а 28 июля 1799 – в Вяжицкий. Вениамин Жуков (архим.) 10 авг. 1799 перев. из Тобольского Знаменского, а 15 мар. 1800 – в Иосифов. Варлаам в 1800 перев. из Ошевенского, а 14 дек. опять туда же. Андрей Смолин 29 апр. 1801, из обер-священ. флота, а 28 июля перев. в Желтиков мнтрь. Афанасий Савинский с 28 июля 1801, а 12 янв. 1804 перев. в Антониев. Сильвестр Суходольский определён 25 мар. 1804, а 25 мая перев. в Смоленский Авраамиев. Мисаил Джурский 13 февр. 1805 перев. из Отеньского, а в 1810 уволен на покой. Владимир Ужинский , с 1810, а 15 нояб. 1811 перев. в Антониев. Иоасаф 16 мар. 1817 перев. в Клопский. Герман определён 16 авг. 1817, а 1822 – Сковородский. Досифей Немчинов 4 апр. 1826 перев. в Соловецкий. Антоний , 1829–34, перев. в Старорусский Спасский. Пахомий , 1834–36. Иезекииль , 1840–47. Варлаам , 1848–54. Авраам , 1854–58. Димитрий , 1859. Геннадий , 1861 и 2. Димитрий , 1863–69. 13 Кириллов Новоезерский, от Белозерска в 30 верстах, основан св. Кириллом около 1517 г. Ныне 3 класса. [IV, 507.] Игумены Св. Кирилл Новоезерский † 4 февр. 1537; в лике святых с 7 нояб. 1649. Вассиан , 1541–44. Строители Дионисий , 1545. Феодосий, 1551. Александр , 1555. Ефрем , 1583. Игумены Павел , 1584. Иоанн , 1597. Строители Леонид , 15 дек. 1605. Савватий , 1614–19. Игумены Тит , 1623–27. Герасим , 1628. Антоний , 1629. Исаия , 1639. Киприан , 1646 и 47. Амфилохий , 1648–52. Ферапонт определён 5 авг. 1653; упом. до сент. 1658. Митрофан бывший архим. Кирилло-Белоезерский, определён 4 мар. 1659; уволен 26 дек. 1660. Лаврентий , 30 окт. 1661. Никита бывший архим. Кирилло-Белоезерский, определён 27 апр. 1666, а 26 дек. 1667 паки в тот же мнтрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Епископат (см. также по периодам) ВАРЛААМ (Шишацкий Григорий Степанович; 1750 - 1820), мон., лишенный сана бывш. архиеп. Могилёвский и Витебский ВАРЛААМ I (Петров-Лавровский Василий Петрович; ок 1729 - 1802), архиеп. Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ВАРНАВА (Волатковский [Волостковский] Василий Васильевич; 1672 (или 1660) - 1730), архиеп. Холмогорский и Важский ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых) ВАРСОНОФИЙ (Лебедев Василий Павлович, 1871 - 1918), еп. Кирилловский, вик. Новгородской епархии, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ВАСИЛИЙ (Преображенский Вениамин Сергеевич; 1876-1945), еп. Кинешемский, вик. Костромской епархии, свт., исп. (пам. 31 июля, 5 окт., в Соборе Ивановских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАСИЛИЙ (Богоявленский Василий Дмитриевич; 1867-1918), архиеп. Черниговский, сщмч. (пам. 14 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе святых Пермской миторолии, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг.) ВАСИЛИЙ (Зеленцов Василий Иванович; 1870-1930), еп. Прилукский, вик. Полтавской епархии., сщмч. (пам. 25 янв, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121666_6.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.) ВАРЛААМ (Шишацкий Григорий Степанович; 1750 - 1820), мон., лишенный сана бывш. архиеп. Могилёвский и Витебский ВАРЛААМ I (Петров-Лавровский Василий Петрович; ок 1729 - 1802), архиеп. Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ВАРНАВА (Меркулов Василий Ильич; 1831 - 1906), иером., прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых) ВАРНАВА (Волатковский [Волостковский] Василий Васильевич; 1672 (или 1660) - 1730), архиеп. Холмогорский и Важский ВАРНИЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ СЕРГИЕВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в пос. Варницы, ныне в черте г. Ростова Ярославской обл., подворье Троице-Сергиевой лавры (с 1995) ВАРСОНОФИЙ (Плиханков Павел Иванович; 1845 - 1913), архим., прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ВАСИЛИЙ (Кишкин Владимир Тимофеевич; 1745-1831), иером., прп. (пам. 9 сент. - в Соборе Глинских святых и в Соборе Брянских святых) ВАСИЛИЙ (Хорев Василий Филиппович; 1835-1915), иеросхим., один из основателей Пещерного отд-ния Гефсиманского скита ТСЛ ВАССИАН (Пятницкий Владимир Васильевич; 1879 - 1941), священноисп. (пам. 14 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых), архиеп. Мичуринский, вик. Тамбовской епархии ВЕДОМСТВО ПРАВОСЛАВНОГО ИСПОВЕДАНИЯ адм. термин, употреблявшийся в России в синодальное время (в большей степени со 2-й четв. XIX в.) «ВЕК» общественно-политический и религиозно-философский еженедельный журнал, издавался в С.-Петербурге с 12 нояб. 1906 по 9 июля 1907 г. ВЕНЕДИКТ (Бобковский Василий; 1876 - 1951), архиеп. Берлинский и Германский Русской Православной Церкви за границей ВЕНИАМИН (Краснопевков [Краснопевков-Румовский] Василий Федорович; 1739-1811), архиеп. Нижегородский и Арзамасский

http://pravenc.ru/rubrics/121790_8.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.). Епископат ВАРЛААМ (Шишацкий Григорий Степанович; 1750 - 1820), мон., лишенный сана бывш. архиеп. Могилёвский и Витебский ВАРЛААМ I (Петров-Лавровский Василий Петрович; ок 1729 - 1802), архиеп. Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ВАРНАВА (Волатковский [Волостковский] Василий Васильевич; 1672 (или 1660) - 1730), архиеп. Холмогорский и Важский ВЕНИАМИН (Краснопевков [Краснопевков-Румовский] Василий Федорович; 1739-1811), архиеп. Нижегородский и Арзамасский ВЛАДИМИР (Богоявленский Василий Никифорович, 1848-1918), митр., сщмч. (пам. 25 янв., 14 июня, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Самарских святых и в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих) ВЛАДИМИР (Соколовский-Автономов Василий Григорьевич; 1852 - 1931), архиеп., бывш. Екатеринославский и Таганрогский ВЛАДИМИР (Тихоницкий Вячеслав Михайлович; 1873 - 1959), митр., экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов в юрисдикции К-польского Патриархата ГАВРИИЛ (Городков Георгий Иванович; 1785 - 1862), архиеп. Рязанский и Зарайский, свт. (пам. 7 апр., в Соборе Нижегородских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГАВРИИЛ (Банулеску[Банулеско, Бэнулеску]-Бодони Григорий Григорьевич; 1746 - 1821), митр. Кишинёвский и Хотинский

http://pravenc.ru/rubrics/121796_3.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.). Церковное устройство ВАРЛААМ (Шишацкий Григорий Степанович; 1750 - 1820), мон., лишенный сана бывш. архиеп. Могилёвский и Витебский ВАРЛААМ I (Петров-Лавровский Василий Петрович; ок 1729 - 1802), архиеп. Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ВАРНАВА (Меркулов Василий Ильич; 1831 - 1906), иером., прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых) ВАРНАВА (Волатковский [Волостковский] Василий Васильевич; 1672 (или 1660) - 1730), архиеп. Холмогорский и Важский ВАРНИЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ СЕРГИЕВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в пос. Варницы, ныне в черте г. Ростова Ярославской обл., подворье Троице-Сергиевой лавры (с 1995) ВАРСОНОФИЙ (Плиханков Павел Иванович; 1845 - 1913), архим., прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ВАСИЛИЙ (Кишкин Владимир Тимофеевич; 1745-1831), иером., прп. (пам. 9 сент. - в Соборе Глинских святых и в Соборе Брянских святых) ВАСИЛИЙ (Хорев Василий Филиппович; 1835-1915), иеросхим., один из основателей Пещерного отд-ния Гефсиманского скита ТСЛ ВАССИАН (Пятницкий Владимир Васильевич; 1879 - 1941), священноисп. (пам. 14 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых), архиеп. Мичуринский, вик. Тамбовской епархии «ВЕК» общественно-политический и религиозно-философский еженедельный журнал, издавался в С.-Петербурге с 12 нояб. 1906 по 9 июля 1907 г. ВЕНЕДИКТ (Бобковский Василий; 1876 - 1951), архиеп. Берлинский и Германский Русской Православной Церкви за границей ВЕНИАМИН (Краснопевков [Краснопевков-Румовский] Василий Федорович; 1739-1811), архиеп. Нижегородский и Арзамасский

http://pravenc.ru/rubrics/121792_8.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010