В Л. е. в 1996 г. был создан Сретенский женский мон-рь в с. Михновка Камень-Каширского р-на. В 1997 г. открыт Крестовоздвиженский муж. мон-рь в с. Ст. Чарторийск Маневичского р-на. В 2006 г. основан Троицкий жен. мон-рь в с. Староселье Маневичского р-на. Построено много новых храмов. На территории Л. е. сохраняется простивостояние с филаретовским расколом. В 2014 г. сторонники УПЦ КП захватили храмы в селах Печихвосты, Стрельча и Угринов Гороховского р-на, в последнем селе храм был занят силой во время богослужения. Духовное образование Волынская ДС была основана 14 мая 1796 г. Потребность в духовной школе была обусловлена массовым возвращением униат. приходов в правосл. Церковь после присоединения Волыни к Российской империи. Ректором семинарии стал Житомирский еп. Варлаам (Шишацкий) . Для того чтобы быстрее решить вопрос с замещением приходских вакансий, в 1798 г. при семинарии была открыта «русская школа» - пастырские курсы. Первый выпуск 20 кандидатов в священный сан состоялся в 1801 г. Лучших студентов отправляли за казенный счет учиться в КДА. Одним из таких студентов был буд. митр. Антоний (Рафальский) , к-рый перевелся в Волынскую ДС из василианского уч-ща. В 1796-1821 гг. семинария располагалась при Преображенском муж. мон-ре в Остроге, после уничтожения обители вслед. сильного пожара была переведена в мест. Аннополь Острожского у. В 1835-1902 гг. семинария находилась при бывш. лицее Чацкого в Кременце. В 1902 г. Волынская ДС была переведена в Житомир, ее опекали владыки Евлогий (Георгиевский) и Антоний (Храповицкий) . В Волынской ДС до 1917 г. учились более 50 епископов, среди выпускников семинарии были священномученики: митр. Анатолий (Грисюк) , архиеп. Александр (Петровский) , еп. Амвросий (Гудко) , протопр. Александр Хотовицкий и др. После прихода большевиков у семинарии в 1919 г. конфисковали здания и земельные владения, созданная вместо семинарии Житомирская духовная школа была окончательно закрыта в 1921 г. В межвоенный период в Кременце, отошедшем Польше, на базе эвакуированной Холмской ДС в 1921 г. была организована семинария для Кременецкой епархии, считавшая себя преемницей дореволюционной Волынской ДС.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

Василий Ярмаркевич, младший сын Самуила, умер в ранних летах; служил в 1670 году; 3) свящ. Иоанн Ярмаркевич, старший сын Самуила, составил рукописный «Субботник» в 1693 году для церкви Погорелецкой, откуда видно, что священники м. Варкович Бафталовские были предшественниками пастырей в с. Погорельцах, и в память этого духовного единения в «Субботнике» особою надписью внушается – не забывать Варковичским пастырям при службах своих родичей Погорелецких, в этом же «Субботнике» разрешаются многие недоумённые церковные вопросы того времени; священник этот оставил в церкви Погорелецкой шитые мишурой ризы на иконы Спасителя и Богоматери, а также вместе с своим братом Василем был свидетелем чуда избавления Почаевской обители Богоматерью от татар; 4) свящ. Николай Гаськекич, служил около 1740 года, обновил иконостас в церкви; 5) свящ. Пётр Дашкевич, служил от 1747 по 1751 год; 6) свящ. Александр Червенский, упоминается как коадъютор священника Петра Дашкевича, в 1751 г.; 7) свящ. Григорий Доброчинский, коадъютор при священнике Александре Червенском, служил от 1778 по 1781 год; 8) свящ. Николай Бродович, служил в 1781–93 г., был современником смут якобинцев в Варшаве, сражения русских с поляками под Муравой и перехода поляков через Варковичи, Дубно, Погорельцы и Владимир в Польшу. Род Бродовичей и доныне пребывает в священстве на Волыни, а в Погорельцах их поколение по женской линии пресеклось в фамилии Явчинских; 9) свящ. Лука Котринский служил в 1793 году викарием и наблюдающим приход Погорелецкий, состоя на службе священником в Дубно при Свято-Николаевской церкви; 10) свящ. Григорий Левецкий, служил в 1794 году; 11) свящ. Филипп Панькевич, служил в 1795–96 г., когда, по третьему разделу Польши, Волынь окончательно присоединена была к России; 12) свящ. Иаков Кушпетовский, был рукоположен первым епископом Волынским Варлаамом Шишацким; при нём 8 июля 1796 года Погорелецкие прихожане и церковь были возвращены из унии в православие; кроме него к присяге подводил прихожан и благочинный Иоанн Шеметило; этому делу не мало содействовал и псаломщик Сятковский, погребённый под левою стороною церкви; тогда же был возложен в этой церкви и православным антиминс, священнодействованный Иоанникием, епископом Подольским; 13) свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Прибавление: 45 . МЕФОДИЙ Смирнов. Ему в 1808 году, Сентября 1, пожалован крест алмазный для ношения на клобуке. В 1814 году, Августа 30, переведён в Псков. 46 . СЕРАФИМ Глаголевский, в 1814 году, Августа 30, переведён из Минской Епархии с оставлением при нём той степени, какая присвоена Минской Кафедре и пожалован Членом Святейшего Синода. К стр. 144 73 . Прибавление: 5 . АФАНАСИЙ Иванов, в 1801 году пожалован Архиепископом. В 1805 году переселился из Новомиргорода в Екатеринославль и вскоре там скончался, погребён в Екатеринославском Самарском Новомосковском монастыре. 6 . ПЛАТОН Любарский. В 1809 году, Марта 1, пожалован ему алмазный крест на чёрный клобук. В 1811 году, Октября 20, скончался и погребён в Самарском Новомосковском монастыре. 7 . ИОВ Потёмкин. В 1812 году Февраля 7, переведён из Архиепископов Минской Епархии. К стр. 150 74 . Прибавление: 17 . ВАРЛААМ Шишацкий. В 1808 году, Марта 23, пожалован Архиепископом. В 1813 году, по Именному Указу от 1 Мая лишён Архиерейства и священства и сослан в Новгород-Северский Спасский монастырь. 18 . ДАНИИЛ Натток-Михайловский. В 1813 году, Июля 6 переведён из Волынско-Житомирской Епархии. К стр. 155 75 . Прибавление: 36 . МИХАИЛ Десницкий, в 1844 году был присутствующим в Синоде и того же года, Августа 30, пожалован Членом оного. К стр. 156 76 . Прибавление: 2 . ИОВ Потёмкин. Он именовался Минским и Литовским. В 1812 году, Февраля 7, переведён в Екатеринославль. 3 . СЕРАФИМ Глаголевский. В 1812 году, Февраля 7, переведён из Смоленска Архиепископом с наименованием: Минский, Литовский и Архимандрит Слуцкого монастыря. В 1813 и 1814 годах присутствовал в Синоде и Августа 30 дня 1814 года пожалован Членом оного и переведён в Тверь. К стр. 157 77 . Прибавление: 1 . ИОАННИКИЙ Никифорович. В 1801 году, Сентября 15, пожалован в Архиепископа. К стр. 159 78 . Прибавление: 1 . ФЕОФИЛАКТ Русанов. В 1807 году был чередным присутствующим в Святейшем Синоде. В 1808 году, Февраля 21, пожалован Членом оного с жалованьем по 1.759 рублей 55¼ коп. в год. В том же году, Июня 26, получил Орден Св. Владимира 2 степени большого креста, а Декабря 25 пожалован Архиепископом. В 1809 году, Марта 5, переведён в Рязань.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Епископы (в Вологде): Антоний Быстров 1910. Волынская 10 Епископы Владимиро-Волынские (во Владимире Волынском): Стефан I (болгарин) 992. Иоанн. Антоний I. Анитий. Кодриус. Геласий. Св. Стефан II 1090–1094. Амфилохий 1105–1122. Симеон 1123–1136. Феодор 1137; упом. 1147. Лаврентий. Прокопий. Антоний II. Иоасаф 1223–1230. Василий; упом. 1229–1265. Никифор I Сатанило; упом. 1266. Косма 1271. Марк 1271–1287 . Евсигний (Евгений) 1287; упом. 1301. Афанасий I 1328–1353. Uoha I 1359–1388. Афанасий II 1388–1391. Епископы Владимиро-Волынские и Берестейские: Иоанн Гоголь 1391–1405 (хиротонис. будто бы в 1404). Герасим 1414–1416. Весвасиан. Даниил I; упом. 1441; в 1451 удален. Даниил II 1451; упом. 1452. Никифор II 1458. Порфирий; упом. 1470. Феодосий 1458. Порфирий; упом. 1470. Феодосий 1485. Дамиан; упом. 1487. Мартиниян. Вассиан I 1487; † 1497. Вассиан II 1500–1512. Пафнутий 1513–1521. Uoha II ; хирот. 1523; упом. до 1535. Геннадий; нареч. 1536; упом. 1547. Иона Борзобогатый-Красенский; не хиротон. Иосиф; упом. 1558. Феодосий Лазовский 1566–1588. Мелетий Богуринский-Хребтович 1588–1593. Ипатий Поцей 1593–1595. Иосиф кн. Курдевич 1621–1625. Епископы Волынские и Житомирские (в г. Остроге): Варлаам Шишацкий 1799–1805. Даниил Натток-Михайловский Мирдамский 1806–1813. Стефан Романовский 1813–1828. Амвросий Морев 1828–1832. Архиепископы (c 1833 г.): Иннокентий Сельнокринов-Коровин 1832–1840. Еп. до 1833. Кафедра в Житомире Никанор Клементьевский 1840–1843. (C 1843 по 1860 г. епархиею управляли Архп. Варшавские). Антоний Павлинский 1860–1866. Еп. до 1862. Агафангел Соловьев 1866–1876. Еп. до 1868. Димитрий Муретов 1876–1882. Тихон Покровский 1882–1885. Палладий Ганкевич 1885–1889. Модест Стрельбицкий 1889–1902. Еп. до 1892. Антоний Храповицкий 1902. Еп. до 1906. Кременецкое викариатство (переименовано в 1902 г. из Острожского). Епископы (в г. Кременце): Паисий Виноградов 1902. Димитрий Сперовский 1903–1904. Амвросий Гудко 1904–1909. Никон Безсонов 1909. Владимиро-Волынское викариатство, учр. в 1891 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Житомир. Церковь Трёх Святителей при Волынской Духовной Семинарии. Семинарская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Трёх Святителей Год постройки:Между 1897 и 1902. Адрес: Украина, Житомирская обл., г. Житомир, Площадь Победы, 10 Координаты: 50.258676, 28.657101 Проезд:сейчас на этом месте Торговый Центр Imperial Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Волынская Духовная семинария основана 14 мая 1796 года, как «Епаршеская семинария» стараниями первого (после присоединения при Екатерине к России Волынского края) Волынского и Житомирского епископа Варлаама Шишацкого. Целью семинарии было подготовить кандидатов в священники для парафий, которые перешли из унии в Православие. В семинарию принимались дети православного вероисповедания от 7 до 15 лет, которые учились в базилианских и иезуитских школах Овруча, Межирича, Острога. Со временем лучших учеников посылали в Киевскую Духовную Академию. Располагалась семинария в здании Преображенского монастыря в г. Остроге - бывшем центре образования на западной Украине. После пожара в 1821 г., который уничтожил здания семинарии, в 1825 г. она была переведена в г. Аннополь Острожского уезда, где находилась апреля 1836 г. С 1836 по 1902 год Волынская духовная семинария находилась в городке Кременец, ныне Тернопольская область. Осенью 1902 г. Духовная семинария переведена в Житомир. Комплекс зданий Волынской духовной семинарии (учебные корпуса, общежитие и хозяйственные сооружения) построили в 1897-1902 годах на Илларионовской улице (до 2014 г. ул. Котовского, ныне ул. Михаила Грушевского) в модном тогда в архитектуре неорусском стиле, который творчески использовал мотивы древнерусского зодчества Псковской и Новгородской школ XIII - XIV веков. На этой территории раньше был старый заезжий двор, который в период строительства Преображенского кафедрального собора в XIX веке использовался для временных зданий и сооружений собора. После Первой Мировой войны, в 1919 г. Волынская духовная семинария была возвращена в г. Кременец (в то время находившийся в составе Польши), её организацией занялся епископ Кременецкий Дионисий (Валединский). Ректором восстановленной семинарии был назначен архимандрит (впоследствии епископ-викарий) Симон Иваницкий. После него ректором семинарии был архимандрит Алексий (Громадский), который став со временем епископом, самоотверженно защищал семинарию от католических влияний до самого конца ёё существования, в 1939 г., когда половину предметов поляки, всё-таки, принудили преподавать на польском языке. В 1939 г., после раздела Польши между СССР и гитлеровской Германией, Духовная семинария была закрыта.

http://sobory.ru/article/?object=58723

1780–1799 гг. Архит. Н. А. Львов. Разрушен в 1938 г. Фотография. 1909 г. В 1802 г. кафедральный штат и архиерейский дом были переведены из бывш. кафедрального Преображенского собора в Могилёве в Иосифовский собор (возведен в 1799). Преображенский храм стал приходским, а затем церковью Могилёвской ДС (1884). В 1812 г., после занятия Могилёва франц. войсками, часть правосл. клириков во главе с архиеп. Варлаамом (Шишацким) присягнули на верность Наполеону, за что впосл. архиеп. Варлаам был лишен сана. В 1828 г. по инициативе еп. Павла (Морева-Павлова) было упразднено могилёвское Богоявленское братство, т. к. его деятельность сочли не соответствующей церковным правилам. В 1833 г. была восстановлена Полоцкая и Витебская епархия, объединившая приходы Витебской губ., территория Могилёвской епархии уменьшилась вдвое и стала соответствовать границам Могилёвской губ. В 1839 г. шло воссоединение белорус. униатов с правосл. Церковью, летом этого года в Православие перешел базилианский (см. Василиане ) Пустынский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь . Приезд в Могилёв имп. св. Николая II с цесаревичем св. Алексием. Фотография. 1915 г. Приезд в Могилёв имп. св. Николая II с цесаревичем св. Алексием. Фотография. 1915 г. Важную роль в истории Могилёвской епархии сыграл архиеп. Анатолий (Мартыновский ; 1844-1860), из семьи бывш. униат. священника. В 1844 г. в Могилёвской епархии имелось 526 церквей, из них в удовлетворительном состоянии было 337. Архиеп. Анатолий инициировал восстановление храмов и монастырских построек, учредил ряд церковноприходских школ, выделил средства на открытие при Буйничском мон-ре приюта для девиц духовного звания. Впоследствии приют был преобразован в жен. училище Духовного ведомства. Много усилий для поднятия уровня церковного просвещения приложил еп. Виталий (Гречулевич , 1882-1885). К нач. 80-х гг. XIX в. в Могилёвской епархии действовали ок. 100 церковных школ, ко времени смерти архиерея их число достигло 841. К 1893 г. в епархии насчитывалось 1360 церковноприходских школ, 6 двухклассных церковно-учительских школ, в 1896 г.- 295 церковноприходских школ и 1843 школы грамоты.

http://pravenc.ru/text/2563894.html

28 янв. 1733 г. А. был перемещен на Переяславскую и Бориспольскую кафедру с поручением быть коадъютором Киевской епархии. Уже в первый год пребывания на Переяславской кафедре А. удалось добиться фактической независимости от Киевского митрополита. В 1735 г., сетуя на крайнее оскудение архиерейского дома, А. просил Синод о пожаловании ему вотчин, принадлежавших ранее С. Мировичу. Указом от 17 сент. 1735 г. А. был перемещен на Белгородскую кафедру, но остался в Переяславской епархии, сославшись на болезнь; 3 янв. следующего года Синод отменил решение о перемещении. В 1736 г. А. присоединился к просьбе малороссийского духовенства о разрешении мон-рям приобретать недвижимость по духовным завещаниям и куплям. Устроил по образцу Киевской академии Переяславскую ДС, в к-рой открыл шесть классов: фара, инфима, грамматика, синтаксима, поэтика и риторика, позднее классы философии и богословия. В семинарии преподавали Анастасий (Братановский-Романенко) , Варлаам (Шишацкий) , Г. Сковорода , И. Леванда . А. проявлял неустанную заботу об улучшении нравственного и материального положения своей паствы. Ист.: РГИА. Ф. 796 (Канцелярия Синода); ОДДС. Т. 4, 277, 547; Т. 5, 223, 284; Т. 6, 243; Т. 7, 318; Т. 8, 550; Т. 10, 6, 139, 352, 409; Т. 11, 6, 170, 336; Т. 14, 184, 319, 350; Т. 15, 68, 154, 160; Т. 16, 18, 307; Т. 18, 501, 521; Т. 19, 137, 185, 526; Здравомыслов. Словарь иерархов. Лит.: РБС. Т. 2. С. 310; Лебедев А. С. Белгородские архиереи и среда их архипастырской деятельности. Х., 1902. С. 49-54; Арсений Берло, еп. Переяславский и Бориспольский: Биогр. очерк. К., 1904; Пархоменко В. Еп. Переяславский Арсений Берло, его личность и среда архипастырской деятельности. Полтава, 1911; Блажейовський Д. Киïвськой Церкви (861-1996). Льbib, 1996. С. 380, 382. А. И. Алексеев Рубрики: Ключевые слова: ГЕРВАСИЙ (Линцевский Григорий; рубеж XVII и XVIII вв. - 1769), еп. Переяславский и Бориспольский, вик. Киевской митрополии ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/76216.html

Викарный же епископ именовался Житомирским. Архиереем в Минске был тогда Виктор (Садковский) – архиепископ Минский и Волынский, коадъютор Киевской митрополии и священно-архимандрит Слуцкого монастыря. В состав новой викариатской Житомирской епархии вошли следующие уезды, составлявшие тогда Изяславское наместничество 29 : Новоград-Волынский, Лабуньский, Заславский, Острожский, Ровенский, Домбровицкий, Овручский, Радомысльский, Житомирский, Чудновский, Луцкий, Владимирский и Ковельский. Ныне входящие в состав Волынской епархии уезды Кременский, Дубенский и Староконстантиновский тогда (в 1795 г.) отчислены были в состав Подольского наместничества и потому состояли в новообразовавшейся тогда Подольской епархии. Таким образом, спустя 83 года (1712–1795 г.) после удаления последнего Волынского (Луцкого) православного епископа Кирилла Шумлянского, вновь была учреждена на Волыни православная епископская кафедра. 1. Варлаам (в мире Григорий) Шишацкий, вышеупомянутый, из крестьян Черниговской губернии Козелецкого уезда села Красиловки, учился в Переяславской семинарии и Киевской академии, пострижен в 1776 г., был префектом и ректором Переяславской семинарии (1776–1780), игуменом Минского Мошногорского и Переяславского Михайловского монастырей (1780–1785 г.), ректором новоучреждённой Новгород-Северской семинарии и вместе настоятелем Мокошинского монастыря (1785–1787 г.); управлял Виленским Св.-Духовым монастырём и др. приписными к нему монастырями (1787–1790 г.), но по происшедшему в Польше возмущению, будучи в опасности, удалился в г. Могилёв; был архимандритом Новгородского Вяжицкого монастыря (1791 г.) и префектом Новгородской семинарии (1792 г.); в 1793 г. назначен был настоятелем Дятловицкого Преображенского монастыря и помощником Минскому архиепископу Виктору в деле присоединения униатов к Православию; хиротонисан в 1795 г. 3 июня во епископа Житомирского, викария Минской епархии, а с 16 октября 1799 года становится самостоятельным епископом Волынским и Житомирским. В 1805 г. 20 декабря перемещён в г. Могилёв (на место известного архиепископа Анастасия Братановского). В 1808 г. 23 марта он был возведён в сан архиепископа. Здесь он имел печальную участь. Во время нашествия на Россию Наполеона I, по занятии им г. Могилёва, архиепископ Варлаам позволил себе нарушить верноподданническую присягу: 14 июля 1812 г. он «со всеми консисторскими членами, секретарём, канцелярскими служителями и со всем народом» в Иосифовском кафедральном соборе принёс присягу на верноподданство императору Наполеону I, на литургии и молебне поминал не Александра I, а Наполеона Бонапарта и супругу его Марию Луизу, и рассылал из консистории указы об исполнении этого всем подчинённым местам и лицам. За это он был лишён (29 июня 1813 г. в Черниговском Спасо-Преображенском кафедральном соборе) архиерейства и священства, низложен в простой монашеский чин и сослан в Новгород-Северский монастырь, где и умер в сентябре 1823 г. на 73 году своей жизни 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

33 См. О. Соколова – «Варлаам Шишацкий» 1883 г., оттиск из Литов. еп. Вед.; «Воспоминания старинного семинариста – Черниг. еп. Вед., 1877 г. 8, и «Странник» за 1877 г. кн. 6; и Юр. Толстого «Списки архиереев и архиер. кафедр иерархии всероссийской со времени учреждения Св. Правит. Синода (1721–1871 г.). СПб. 1872, стр. 22. 35 Варшавская самостоятельная епархия учреждена была в 1840 г. 5 октября, а до того времени существовало Варшавское викариатство епархии Волынской, учреждённое в 1834 г. 22 апреля. Первым викарием Варшавским был Антоний Рафальский, он же был и первым самостоятельным Варшавским архиепископом. С назначением его к 1843 г. 17 января митрополитом С.-Петербургским и Новгородским, преемниками его по кафедре были Никанор и затем Арсений, кои именовались, как выше было сказано, архиепископами Варшавскими и Новогеоргиевскими со званием управляющих Волынской епархией. В 1860 г. 17 июля, по отделении от неё Волынской епархии, на Варшавскую кафедру был назначен Иоанникий Горский. 36 Правда, ещё раньше – с 1834 года – викарием Волынской епархии считался епископ Варшавский Антоний (в мире Григорий) Рафальский, хиротонисанный из наместников Почаевской Лавры (в звании такого викария он находился до 1840 г, когда он был сделан самостоятельным епископом, причём возведён был в сан архиепископа Варшавского и Новогеоргиевского; в 1843 году возведён был в сан митрополита Новгородского и С.-Петербургского. Но в собственном смысле Волынское викариатство учреждено было в 1840 г. Кстати заметим, что этот митрополит Антоний был сын священника с. Нуйна Ковельского уезда Волынской губернии Антония Рафальского и приходился двоюродным братом Волынского викарного епископа Иерофея (отец первого был родной брат матери последнего). 38 См. ст. архим. Амвросия – «Воспоминание о преосв. Иерофее, еп. Острожском», в Волын. епарх. Ведом. за 1873 г. 5 и 6. 39 Такова чудотворная икона Почаевской Божьей Матери и при ней – цельбоносная стопа Богоматери, от лет древних (открытие её относят к 1240 году) источающая благодатную воду всем, с верою почерпающим её. Эта же икона своим небесным явлением спасла обитель Почаевскую в 1675 году от нашествия татар. Таковы затем чудотворные иконы – Богоматери в с. Зимном (около г. Владимира-Волынска), в Житомире и в Тригорском (Житом. уезд), и Загоровском (Влад. уезд) монастырях, Спасителя в м. Боремль (Дуб. уезд), св. Николая в с. Западинцах (Старо-Конст. уезд), Преп. Онуфрия – в местечке Любаре (Новоград-Вол. уезд) и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Петропавловский кафедральный собор (Гомель) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Петропавловский собор — православный храм, находящийся в парке Гомеля, входит в Гомельский дворцово-парковый ансамбль. Собор заложен протоиереем Иоанном Григоровичем 18 октября 1809 года во владении Н. П. Румянцева, строился в 1809—1819 гг. в стиле классицизма. Содержание История [ править править код ] Инициатором строительства храма выступил граф Николай Петрович Румянцев, старший сын П.А. Румянцева-Задунайского, ставшего после смерти отца владельцем Гомеля. 28 марта 1808 года он обратился к архиепископу Могилевскому Варлааму (Шишацкому) с просьбой разрешить построить в Гомеле каменную церковь в честь апостолов Петра и Павла. Вместе с письмом был послан план предполагаемого храма, составленный архитектором Джоном Кларком. Просьба была удовлетворена. 18 октября 1809 года протоиереем Иоанном Григоровичем была заложена церковь на правом берегу Сожа в близости от дворца. Строилась она в течение 10 лет. Около 5 лет понадобилось для украшения храма дорогостоящей церковной утварью, привезенной графом из Петербурга. 9 мая 1824 года Петропавловская церковь была освящена. Святыней храма являлись частицы мощей святителя Николая и других святых, завещанные основателем собора: «часть мощей Святителя Чудотворца Николая в ковчеге перламутровом, который оправлен золотом, также части мощей разных святых православной Греческой и Российской церкви, двух сребро-злащеных киотах...». Мощи до наших дней не сохранились. В 1872 году церковь была преобразована в собор, а через три года был освящен придел в честь святителя Николая. В 1907 году с учреждением Гомельского викариатства собор стал кафедральным. В 1929 году собор был закрыт. В 1932 году в соборе разместили экспозицию исторического отдела музея, а в 1939 году – антирелигиозный отдел, который действовал до начала Великой Отечественной Войны. Во время немецкой оккупации стараниями верующих и архимандрита Серафима (Шахмуть) собор был открыт. Была построена небольшая колокольня, в 1949-1951 годах был произведен капитальный ремонт, отмыты и обновлены сохранившиеся росписи.

http://azbyka.ru/palomnik/Петропавловски...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010