В самом начале войны Святейший Синод в особом послании благословил православный народ России на отпор врагу и защиту Отечества. В храмах служились молебны о победе русского оружия. Архиепископом Августином (Виноградским) была составлена «Молитва об изгнании врагов из Отечества», в тексте которой говорилось: «Боже отец наших… всех нас укрепи верою в Тя, утверди надеждою, одушеви истинною друг ко другу любовию, вооружи единодушием на праведное защищение одержания, еже дал еси нам и отцем нашим, да не вознесется жезл нечестивых на жребий освященных…». Накануне Бородинского сражения главнокомандующий князь М. И. Кутузов-Смоленский вместе с русскими воинами усердно молился перед Смоленской иконой Божией Матери. Очевидец этого молебна вспоминает: «Духовенство шло в ризах, кадила дымились, свечи теплились, воздух оглашался пением, и святая икона шествовала. Сама собою, по велению сердца, стотысячная армия падала на колени и припадала челом к земле»; а во французском лагере раздавалась веселая музыка – там заранее праздновали «победу». Митрополит Платон, желая пострадать вместе со своей паствой, в день Бородинского сражения выехал из Троице-Сергиевой лавры в Москву. Господь судил ему, однако, дожить до вести об изгнании французов из столицы. Он скончался 11 ноября 1812 г., оставив кафедру викарию архиепископу Августину. В канун сдачи столицы, 1 сентября, в Успенском соборе Кремля архиепископ Августин отслужил последнюю литургию среди общего плача. Он едва успел вывезти из Москвы антиминс собора и вековые святыни –Владимирскую, Смоленскую и Иверскую иконы. Оставшиеся в Москве священники напутствовали Святыми Тайнами не успевших выехать больных и умирающих. От неприятельских солдат они выносили поругания и оскорбления, многие из них мученически пострадали за веру от захватчиков. Полковые священники на полях битв проявляли бесстрашие. Духовные лица находились и в партизанских отрядах. Но во время войны произошел эпизод и иного характера. В Могилеве, где разместился корпус маршала Даву, оккупационные власти потребовали от местного архиерея архиепископа Варлаама (Шишацкого) вместе с подведомственным ему духовенством принести присягу Наполеону, и архиепископ Варлаам подчинился, присягнул сам и велел сделать то же самое епархиальному духовенству. Большинство клириков присягнули. 1 мая 1813 г. Святейший Синод лишил архиепископа Могилевского Варлаама за учиненную им государственную измену сана, и он был простым монахом водворен в Преображенский монастырь Новгорода-Северского.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Бедствия 1812 г. Заслуги духовенства в отечественную войну. Кончина Платона. Пожертвования на пособия духовенству. Сокращение преобразований по духовному ведомству Ревизия западных епархий. Варлаам Шишацкии. Судьба Феофилакта. Религиозное настроение государя. Его сношения с мистиками. Баронесса Криднер. Св. Союз и его реакционная политика. Греческое восстание и отношение к нему Александра. Влияние реакционной политики внутри империи. 1812-й год поразил Россию тяжкими бедствиями Наполеоновского нашествия. Но эти же бедствия стали для нее горнилом очищения от противонациональной и противорелигиозной порчи прежних галломанских увлечений, благотворным толчком к такому величественному подъему народного и религиозного духа, какого русская история не видала с 1612 г., со времени московского разорения от поляков. Еще за долго до нашествия Наполеона в русском обществе только и слышно было, как повсюду бранили французов. Люди религиозные применяли к современности пророчества Апокалипсиса о последних временах, сравнивали Наполеона с апокалипсическим Аполлионом и высчитывали в буквах его имени таинственное число зверя – 666. Когда же враг с полчищами двунадесяти язык перешел русскую границу, гордо заявляя, что «Россия увлекается своим роком, когда раздались по церквам слова государева манифеста, призывавшего русских людей на спасение отечества, и народ услышал величественный обет своего царя – не полагать оружия, доколе хотя один неприятельский воин останется в русской земле, патриотический энтузиазм достиг высших пределов и вся Русь, как один человек, поднялась против врага, уже маршировавшего в ее собственных пределах и направлявшегося прямо к сердцу ее – Москве. Не менее патриотического был энтузиазм религиозный; записки современников переносят читателя как будто в древнее время нашей историй, когда вера и церковь стояли на страже православной Руси и выручали ее из всяких бед, выпадавших на ее долю. Государя, заехавшего по дороге к армии в Москву, встретили в Успенском соборе пением: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его». М. Платон прислал ему из лавры ободрительное послание и икону преп. Сергия. Викарий Августин, благословляя на брань московское ополчение, вручил ему вместо знамен две церковные хоругви. Архиереи и монастыри, как в старину, жертвовали на спасение отечества свои многолетние сбережения: св. Синод пожертвовал 1 1 / 2 миллиона рублей; м. Амвросий внес от себя и от Невской лавры 20,000 р.; М; Платон – 342 империала от себя, а от Троицкой лавры 70,000 р. ассигн., 2500 р. серебром и до 6 пудов серебра в посуде и слитках; Тихвинский монастырь 3000 р. и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Варлаам (Шишацкий) , Вологодский архиеп. Антоний (Знаменский) , Екатеринославский архиеп. Феофил (Татарский) . Изразцовый декор церкви во имя ап. Иоанна Богослова. Фотография. 2001 г. Изразцовый декор церкви во имя ап. Иоанна Богослова. Фотография. 2001 г. В обители был полуобщежительный устав: при совместной трапезе одежду и келейную обстановку дозволялось иметь собственную. Содержание обеспечивалось штатным жалованьем из гос. казны, процентами с банковских вкладов, пожертвованиями благотворителей, прибылью от свечной продажи. К нач. XX в. В. м. принадлежали водяная мельница на р. Усть-Яндоме в Олонецком у. и оз. Озерское в Тихвинском у. Небольшие наделы пахотной земли и сенокосные угодья обеспечивали содержание стада из 17 коров. При мон-ре существовала церковноприходская школа. В 1920 г. В. м. был закрыт, храмы переданы в аренду прихожанам, корпуса - колхозу «Красный Вяжинец». Последний настоятель В. м. вик. Новгородской епархии еп. Серафим (Велицкий) в 1927 г. (1929?) был арестован, через неск. месяцев скончался и был похоронен в обители. По воспоминаниям очевидцев, от Новгорода до мон-ря гроб с телом епископа несли на руках. В 20-х гг. в В. м. служил также свящ. Валентин ( ок. 1946). С 1929 г. храм во имя ап. Иоанна был передан окружному музею, трапезная - колхозу под склад. Иконы из трапезной, в т. ч. 8 праздничных икон XVI в. и образ Божией Матери «Знамение» 1691 г., поступили в музеи. Часть икон и утвари оставались в пользовании коллектива верующих при Никольском соборе, приход к-рого к 1929 г. составлял более 400 чел. В 1931 г. собор был закрыт под предлогом отказа верующих платить налоги и невозможности произвести ремонтные работы. Нек-рое время богослужения совершались в Евфимиевском приделе собора. В янв. 1932 г. большая часть икон поступила в хозяйственный отдел ОГПУ, наиболее ценная утварь - в музей, резные рамы иконостасов, киотов отданы колхозу, остальное имущество - инспектору Госфонда. Постройки В. м. пострадали в 1941-1944 гг. В 1964 г. под рук. архит.

http://pravenc.ru/text/161147.html

Даниил, архиепископ Могилевский и Витебский (Натток-Михайловский [Мирдамский]) Родился в 1755 году в семье мало-российского священника. Образование получил в Киевской духовной академии. В 1780 году пострижен в монашество и определен учителем и наместником Киево-Братского училищного монастыря. В 1786 году назначен игуменом Георгиевского Лебединского монастыря. В 1796 году определен старшим игуменом Виленских монастырей, присутствующим в Минской консистории и ректором семинарии. В 1797 году возведен в сан архимандрита Виленского Свято-Духова монастыря. В 1800 году вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения. 1 марта 1800 года назначен настоятелем Назарет-Богородичного монастыря в Нежине. В 1801 году переведен в Каменец- Подольский Троицкий монастырь. 2 февраля 1806 года хиротонисан во епископа Волынского и Житомирского. 6 июля 1813 года перемещен на Могилевскую кафедру. 9 марта 1816 года возведен в сан архиепископа. Скончался 31 мая 1821 года. Об архиепископе Данииле сохранилось мнение как об архипастыре твердом и стойком. Когда преосвященный Даниил прибыл в Могилевскую епархию, духовенство недружелюбно встретило нового архипастыря, так как незадолго до его назначения бывший архиепископ Варлаам (Шишацкий; † 1821) со всем духовенством присягнул Наполеону. У преосвященного Даниила было много забот, но он ревностно принялся за дело и вскоре все было приведено в должный порядок. И архипастырь оставил о себе добрую славу в епархии. Литература: Жудро Ф., священник. Даниил Натток-Михайловский Мирдамский, архиепископ Могилевский и Витебский. – Могилев. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1397, 1404. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 197. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 495, 935. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 197.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

421 Об оземствовании сохранилось не мало исторических свидетельств: так называли в XVII в. Ссылку в отдаленные края с заточением в монастыре. См. материалы для истории русского раскола. I, 390–391; Увет духовный патриарха Иокима. 1682, л. 48–50; Щапов. Русский раскол старообрядства. Казань, 1859. С.с. 220–221; Соловьев. XIII, 244; Ср. также в печатной кормчей гл.9 закона судного людям. Иногда слово «оземствование» употреблялось вообще для обозначения вынужденного обстоятельствами оставления родины. См. Нильский. Семейная жизнь в русском расколе. Сибирь, 1869, 52; Академик Сухомлинов (учебные записки 2 отдела Императорской Академии наук. Кн.3. Сиб., 1856) говорит, что греческое слово περριος и латинское peregrinus соответствуют славянскому «оземствен», и что «оземствовать» значит «изгнать». В рукописной кормчей. Сибирская публичная библиотека. F II 119, в «слове» неизвестного константинопольского патриарха «к честному мниху честнаго монастыря о святем Дусе», изгнание Адама из рая называется оземствованием: «прежде убо како малыя ради сласти Божия славы отриновени быхом, яко не схранихом его заповедений, онамо убо оземствовани быхом преслушания ради ветхаго онаго Адама» и проч. 423 Снятие сана первоначально явилось у нас, как подобие римско-католической деградации, в смысле условия, дающего светскому судье возможность подвергать уголовному суду лицо духовное; в настоящее время иметь значение условия для приведения приговора о наказании в исполнение: приговоры, постановленные уголовным судом, сообщаются в копиях подлежащему духовному начальству, с назначением срока, в течение которого должно быть доставлено уведомление о снятии с осужденного сана (Устав угол. суд. Ст. 1028). Именным указом 2 ноября 1733 г. (П. С. 3. 6505) было повелено производить снятие сана через острижение велось на голове и бороде, и через замену духовного одеяния простонародным. Бывал и примеры снятия сана в смысле римско-католической деградации, как особого обряда, совершаемого в церкви: так, например, был деградирован архиепископ Могилевский Варлаам Шишацкий, присягнувший Наполеону I (см. в «Историческом Вестнике», июль 1881, с.с. 538–539). И позднее священнослужители в некоторых епархиях неградировались посредством облачения в священные одежды в церкви и разоблачения из них. Так делалось, например, при епископе Евгении (1829–1882). Церковно-общественный вестник, 1880, 108.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Мысль о реставрации Мстиславова храма возникла еще в 1802 г., по следующему поводу. Волынская казенная палата обратилась к Волынскому и Житомирскому епископу Варлааму (Шишацкому, первому православному епископу по уничтожении унии) с запросом: «так как в числе городских казенных зданий в г. Владимире значится бывшая униатская каменная катедральная церковь с принадлежащими ей строениями, то не будет ли со стороны духовной власти какова законнаго препятствия на обращение вышеписанных строений в казенное ведомство и на употребление их, по перестройке, в пользу казны“. Владимиро-Волынское духовное правление дало заключение, что бывшая Владимиро-Волынская «катедра“ не может почитаться «праздною», так как в ней учрежден «формальный градский собор“ и в бывших архиерейских и капитульных зданиях помещается православная церковь , присутствие духовного правления и соборный причт, и «хотя большая здешняя покатедральная церковь, по причине развалины в сводах, остается еще в праздности и занята магазеином, но поскольку приискуются способы к починке оной», то и ее не следует обращать на казенные надобности, ибо это повело бы «к последнему, паче же в сих странах, религии нашей презрению»; напротив, надлежит употребить все меры к возвышению, а не опущению храма, «понеже и так многое происходит от окрестных обывателей роптание, что таковая великолепная и главная Русская Церковь или собор остается ныне без внимания и призрения». Преосвященный Варлаам, вполне согласившись с этим заключением духовного правления, отстоял бывший кафедральный Успенский храм от обращения на казенные надобности, но дело реставрации храма затянулось надолго, частью за неимением достаточных средств, частью из-за разных формальностей. Правда, уже в 1805 году приступлено было к частичному ремонту с подряда, сданного архитектору за 14,958 злотых, были начаты уже работы, успели вывести почти до самого верха главное столбище, «на котором целая сила состояла», укрепили северную стену храма двумя контрфорсами, починили кой-где кровлю, как вдруг в апреле 1805 года выведенный почти до верху столб обрушился – от плохого ли качества кирпича, или неумелости архитектора – осталось не выясненным. Работы прекратились, и храм остался в прежнем запустении. В 1808 году вторично был возбужден вопрос о реставрации храма по представлению Волынского губернатора Комбурлея, но дальше составления сметы дело не пошло. Главный купол храма, устроенный на деревянной основе, и его своды еще долго противостояли разрушительному действию стихий и, наконец, обрушились, как полагают, в 1829 году. Более полувека еще прошло в полном забвении и пренебрежении древней святыни. Глава VI

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/v...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XXXIII. Епархия Волынская Волынская епархия учреждена в 1795 г. викарной Минской, а в 1799 г. местной. Шестнадцатая из третьеклассных. Епископы Волынские и Житомирские 1. Варлаам Шишацкий хирот. 3 июня 1795 из архим. Дятловицкого монастыря; с 16 окт. 1799 местный, а 29 дек. 1805 перев. в Могилев. 2. Даниил Наттон-Михайловский (Мирдамский) хирот. 2 февр. 1806 из архим. Каменецкого Троицкого монастыря, а 6 июля 1813 перев. в Могилев. 3. Стефан Романовский 14 сент. 1813 хирот. из архим. Каменецкого Троицкого монастыря, а 24 нояб. 1828 перев. в Вологду. 4. Амвросий Морев 1 дек 1828 перев. из Оренбурга, а 1 февр. 1832 – в Нижний-Новгород. 5. Иннокентий Сельнокринов 10 февр. 1832 перев. из Курска; с 25 дек. 1833 архиепископ; 28 янв. 1840 перев. в Орёл. 6. Никанор Клементьевский , архиепископ, 28 янв. 1840 перев. из Минска; 17 янв. 1843 перев. в Варшаву, с управлением и сей епархией, а 4 нояб. 1848 перев. в Новгород митрополитом. 7. Арсений Москвин , архиепископ, 6 нояб. 1848 перев. из Каменец-Подольска в Варшаву, с управлением и сей епархией. Викарии Волынские «Епископы Варшавские» 1. Антоний Рафальский хирот. 8 июля 1834 из наместников Почаевских, а 5 окт. 1840 сделан местным и архиереем Варшавским и Новогеоргиевским; 17 янв. 1843 перев. в С.-Петербургские митрополиты. 2. Никанор Клементьевский в янв. 1843 перев. с Волыни «архиепископ Варшавский и Новогеоргиевский.» «Епископы Острожские» 1. Анатолий Мартыновский 10 июня 1841 перев. из викариев Пермских, а 22 нояб. 1844 перев. в Могилев. 2. Иерофей Лобачевский 25 мар. 1845 хирот. из архим. Дерманского монастыря; † 17 апр. 1871. 3. Иустин Охотин 6 авг. 1871 хирот. из архим. Ростовского Богоявленского монастыря. 17 июля 1860 Волынскую епархию повелело отделить от Варшавской и избрать особого епископа. Антоний Павлинский 29 августа 1860 перев. из Нижнего-Новгорода; с 20 апр. 1862 архиепископ, а 17 июня 1866 перев. в Владимир на Клязме. Агафангел Соловьев 17 июня 1866 перев. из Вятки; с 31 мар. 1868 архиепископ. Читать далее Источник: Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви/Составил из достоверных источников Павел Строев… СПб., 1877. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Присоединенные к России в 1794 году, после третьего раздела Речи Посполитой, территории были также включены в состав Минской епархии. Таким образом, Преосвященный Виктор оказался в управлении епархией, обширностью своих границ и количеством находящихся в ее пределах церквей превышающей все существующие епархии. 12 апреля 1795 года в Святейшем Синоде был объявлен высочайший указ о выделении из состава Минской архиепископии самостоятельной епархии и учреждении викарной кафедры. В управление новообразованной епархией был назначен архимандрит Иоанникий (Никифорович) с присвоением ему титула епископа Брацлавского и Подольского. На викарную кафедру назначался архимандрит Варлаам (Шишацкий) с титулом епископа Житомирского. Минский же владыка должен был именоваться теперь архиепископом Минским и Волынским271. 23 апреля в Синоде было принято постановление о перенесении кафедры Минского архиепископа из Слуцка в Минск. Для этой цели отдавались два бывших униатских монастыря, мужской и женский, один для размещения архиерейского дома, другой для иноков Петропавловского монастыря272. В мае состоялись архиерейские хиротонии обоих кандидатов на новые кафедры. В ведение Брацлавского епископа отходила от Преосвященного Виктора Украина, а Житомирский епископ получил в управление все 13 уездов бывшей Изяславской, а теперь Волынской губернии. В ведении Минского владыки из двух с половиной тысяч церквей осталось совсем незначительное их количество. К тому же воссоединение униатов в Минской губернии проходило малоуспешно, и не имело таких благоприятных результатов, как в других губерниях. Еще в самый день своего отъезда на Украину, 3 марта, Преосвященный Виктор назначил для 12 округов Минской губернии 28 благочинных, из лучших священников епархии273. В марте же было начато и дело воссоединения. Однако в Минской губернии встретились такие неблагоприятные условия для воссоединения, преодоление которых требовало особых усилий и энергии. Серьезные затруднения, как и на Украине, представил недостаток антиминсов, мира, богослужебных книг и особенно священников. Недостаток священников скоро оказался так ощутим, что возникали ситуации, когда приходилось одному священнику поручать пять приходов, – а благочинных и их помощников распределить по приходам, приостановив вовсе дальнейшее воссоединение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

— В свое время разрыв канонического общения сопровождался взаимными обвинениями, а также со стороны Московской Патриархии каноническими прещениями, в частности, запрещением в служении епископов Зарубежной Церкви. Вероятно, понадобится рассматривать вопрос о снятии этих прещений? — Принципиально этот вопрос решен в ходе диалога. Стороны пришли к единому суждению о том, что при вступлении в силу «Акта о каноническом общении» будут объявлены утратившими силу все ранее изданные документы, в которых содержатся прещения или заявления о непризнании канонической законности или благодатной действительности иерархии, которые издавались обеими сторонами. Обращясь к прецедентам, в этой связи уместно отметить то обстоятельство, что во время визита в Югославию в 1945 году Святейший Патриарх Алексий I совершил панихиду на могиле первого предстоятеля Зарубежной Церкви митрополита Антония (Храповицкого), несмотря на то, что в 1934 году Временным Патриаршим Синодом в Москве был издан акт о запрещении в служении епископов Зарубежной Церкви с предупреждением об извержении их из сана в случае неподчинения этому прещению, которому они, как известно, не подчинились, и в первую очередь это прещение касалось митрополита Антония. Дело в том, что присутствие политического фактора во всех таких решениях, которые выносились в годы разделения, вызванного исключительно или по преимуществу политическими обстоятельствами, очевидно, а между тем, Поместный Собор 1917–1918 годов признал недействительными прещения, наложенные по политическим мотивам, и на этом основании был, в частности, церковно реабилитирован лишенный сана при Екатерине Великой митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич), причисленный Архиерейским Собором 2000 году к лику святых. Еще один мало известный факт: в конце 1930-х годов к митрополиту Сергию, впоследствии Святейшему Патриарху, обращались с вопросом о том, как следует поминать бывшего архиепископа Могилевского Варлаама (Шишацкого), который был лишен сана Святейшим Синодом за то, что в Отечественную войну 1812 года совершил государственную измену, присягнув по требованию оккупационных властей Наполеону и побудив к такой присяге подведомственное ему духовенство. Митрополит Сергий ответил, что его следует поминать как архиепископа, потому что лишение его сана было мотивировано политически.

http://patriarchia.ru/db/text/100199.htm...

Мефодия в 1885 году, – в «Церковном Вестнике» 1884 года; 12) «По поводу коростышевской истории», о преподавании катехизиса у западнорусских поляков на русском языке,– там же; 13) «По поводу предстоящей памяти Святителя Мефодия 6-го Апреля 1885 года, – в «Церковном Вестнике» 1885 года; статья эта, между прочим, в особенности замечательна тем, что все, указанные в ней черты для надлежащего празднования угодника Божия, почти буквально были приняты во внимание Святейшим Синодом и за тем во всей полноте были приведены в исполнение русской церковью и русским народом 6-го Апреля 1885 г. Так прекрасно умеет автор угадывать все, что всего более необходимо и полезно для нас; 14) «Вечная память» – в руководстве для Сельских Пастырей того же года; 15) «Библиографическая заметка о житиях святых Д. И. Протопова, издание Преснова»; там же в «Библиографическом листке»; 16) «Ответ тем, которые ищут привилегированных духовников для исповеди», – там же; 17) «Слово пастыря к сопастырям по случаю нового (1886) года»; там же в 1886 году; 18) «Неправильность в суждениях о позволительном для мирян и не позволительном для священников», – там же; 19) «Наследственные остатки первобытного совершеннейшего состояния и блаженства наших Прародителей в природе и жизни человека, как ближайшее доказательство действительности этого состояния и последовавшего за тем падения их», в Чтениях Московск. Общества Любителей Духовного Просвещения 1887 г. Отпечатано также особой брошюрой в том же году. II. Исторические исследования, наблюдения и рассказы: 1) «Христианская церковь в Америке до открытия нового света Колумбом», в «Христианском чтении» 1863 года; 2) «Полонские православные священники и банда Ружицкого в 1863 году», в «Волынских Епархиальных Ведомостях 1867 года; 3) «Новый факт по весьма давнему и тяжкому обвинению евреев; из дела об урезанном языке на Волыни», – в «Трудах Киевской академии» 1869 года; 4) «Об обнародовании манифеста о рождении Государя Императора Александра Николаевича в городе Староконстантинове на Волыни», в «Волынских Епархиальных Ведомостях» 1876 года; 5) «обжинки», рассказ из жизни Волынского духовенства, – в «Ниве» того же года; 6) «Римско-католическая церковь в Америке» – в «Страннике›› 1879 года; 7)      «К истории философской науки в России в начале текущего века», – из архива Нежинского института; в «Древней и Новой России›› того же года; 8) «Мнимоисчезнувший город, или как ошибаются иногда ученые историки», – в «Древней и Новой России» 1880 г.; 9) «К заметке о мнимоисчезнувшем городе дополнение»,– там же; 10) «Из документов одного упраздненного римско-католического монастыря на Волыни», – там же; 11) «Варлаам Шишацкий, бывший архиепископ Могилевский», – в «Историческом Вестнике» 1881 года, до напечатания этой статьи Хойнацким было напечатано несколько заметок о Варлааме в «Волынских Епархиальных Ведомостях» 1879 года, под заглавием: «Правда о Варлааме Шишацком, бывшем архиепископом Могилевском», «К биографии Варлаама Шишацкого» и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010