По завещанию Стеткевича, Б. м. являлся ставропигией К-польского Патриарха, фактически мон-рем управлял Киевский митрополит. После присоединения Поднепровья к Российской империи указом Святейшего Синода от 26 апр. 1773 г. Б. м. перешел в ведение Могилёвского епископа РПЦ, к-рым тогда являлся свт. Георгий (Конисский) . В 1777 г. в Б. м. жили настоятель, 3 иеромонаха, 1 диакон, 1 монах, 3 послушника. В кон. XVIII в. настоятели неоднократно жаловались в епархиальную консисторию на недостаточное число в обители иеромонахов, пьянство, драки, бродяжничество и невежество братии. Указом Синода от 28 окт. 1798 г. Б. м. был приписан к могилёвскому Братскому мон-рю , в к-ром была учреждена архимандрития. К нач. XIX в. в Б. м. жили 145, в 1833 г.- 71 насельник. Настоятелями обители являлись буд. архиереи: Венедикт (Григорович ; 1815-1821), Арсений (Москвин ; 1826-1827), св. Поликарп (Радкевич ; 1829-1835). Во время войны 1812 г. архим. Иоасаф в числе др. настоятелей могилёвских мон-рей был вынужден исполнить указ еп. Варлаама (Шишацкого) о присяге Наполеону и поминании его на богослужениях. По инициативе свт. Гавриила (Городкова) определением Святейшего Синода от 6 июля 1835 г. Б. м. был обращен в жен. с припиской к нему Борколабовского мон-ря, из к-рого в Б. м. перевели игум. Капитолину и большую часть насельниц (11 монахинь и 22 послушницы). К 1835 г. мон-рь владел ок. 1300 дес. земли, в 1842 г. он был лишен всех земельных владений и отнесен ко 2-му классу. В 1-й пол. XIX в. в мон-ре существовали: каменная теплая Никольская ц. и каменный Свято-Духовский собор с приделами во имя Иоанна Предтечи и в честь Успения Богородицы (собор был обновлен в 1810). С 1835 г. в соборе находилась копия Борколабовской иконы Божией Матери . 15 дек. 1895 г. от пожара пострадала Никольская ц., к-рую вскоре перестроили (освящена 4 дек. 1900). До кон. XIX в. монастырская ограда, кельи и др. помещения были деревянными, в 1899 г. были сооружены каменные ограда, колокольня, трапезная. С 1835 г. при Б. м. существовал дом призрения девиц духовного звания, содержавшийся на пособия правительства, пожертвования благотворителей, средства от продажи швейных изделий, изготовленных воспитанницами. В 1846 г. для дома призрения за оградой мон-ря был выстроен дом с больницей, разбит сад. В 1863 г. дом призрения преобразовали в уч-ще для девиц духовного звания, к-рое в 1892 г. было переведено в Могилёв. В освободившемся помещении вновь открыли приют для сирот, затем - первую в епархии жен. 2-классную церковноприходскую школу для всех сословий (в 1902 в ней училась 141 девочка). В нач. XX в. в Б. м. жили 18 монахинь и 55 послушниц. Могилёвский еп. Мисаил (Крылов) высоко отзывался о монашеской жизни насельниц.

http://pravenc.ru/text/153605.html

V. В годы присоединения к Российской империи Однако окончательной реализации задуман­ного королём и сеймовыми чинами проекта помешали второй (1793 г.) и третий (1795 г.) раздел Речи Посполитой, в результате которых она перестала существовать, а «православные территории» отошли к России (кроме Галиции). В частности, по Третьему разделу к России были присоединены Литва (по р. Неман) и Курлян­дия. В канун Второго раздела был освобождён из заточения епископ Виктор (Садковский) и после раздела Польши назначен Святейшим Синодом на Минскую кафедру. А в канун Третьего раздела всероссийская императрица Екатерина II издала (в 1794 г.) указ, разрешав­ший свободный переход униатов в Православие, на присоединённых к России территориях. Это способствовало массовому возвращению оных в Православную Церковь . «...В течение одного с небольшим месяца воссоединился 721 приход с 463 священниками и с 333 093 мирянами. К концу царствования Екатерины II всех при­соединившихся, по официальным данным, было более двух миллионов человек» (44). Ввиду столь значительного увеличения прихожан и в целях способствования дальнейшему развитию этого процесса, Св. Синод в мае 1794 г. принял реше­ние назначить в помощь архиепископу Минс­кому викарного епископа. Им, с титулом епис­копа Житомирского, стал бывший Виленский архимандрит Варлаам (Шишацкий), высланный в 1789 г. польскими властями из Литвы за отказ присягнуть королю и Речи Посполитой. Между прочим, во время оккупации Могилёва фран­цузами, он присягнул Наполеону, за что позднее был осуждён гражданским и церковным судом, лишён сана и в качестве простого монаха сослан в Спаса-Преображенский монастырь (Новгород-Северский). Заметим также, что, в бытность его викарием Минской епархии, православные Литвы входили в состав этой епархии как Виленское благочиние. Российское прави­тельство дало указание Св. Синоду направить в присоединённые губернии (Брацлавскую, Изяславскую, Минскую, в том числе и Литву) лучших священнослужителей из соседних епархий и из центральной России, для помощи местной иерархии в столь важном деле, как воссоединение униатов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Указом Синода от 2 апр. 1722 г. Виленский и Слуцкий мон-ри были признаны ставропигиальными по отношению к Киевскому митрополиту, что было подтверждено в 1741 г. Однако нередко вопросы, связанные с названными мон-рями, решались непосредственно в Синоде в обход Киевского митрополита, к-рый обязан был согласовывать с Синодом назначения наместников мон-рей. Епископы Белорусско-Могилёвской епархии, начиная с еп. Сильвестра (Четвертинского), безуспешно пытались отнять у Киевских митрополитов власть над этими обителями. В 1772 г. все мон-ри Сев.-Вост. Белоруссии (Мстиславское, Витебское, Полоцкое воеводства) после вхождения их в состав Российской империи стали епархиальными. То же произошло с мон-рями, присоединенными в 1793 г., после 2-го раздела Польши: почти все, кроме обителей Литвы и Подляшья, перешли в ведение Минского коадъюторства Киевского митрополита (см. Минское, Изяславское и Брацлавское вик-ство Киевской епархии). В 1785-1793 гг., когда существовало Переяславское коадъюторство, власть еп. Виктора над ставропигиальными монастырями была формальной. К 60-м гг. XVIII в. настоятели Слуцкого, Виленского и Пинского мон-рей имели особые полномочия, близкие к полномочиям викарных архиереев; при архимандритиях действовали консистории. Архимандриты служили как архиереи: с дикирием и трикирием, имели право судить священников и ставить псаломщиков. Особые полномочия имели старшины («старшие») Виленского Свято-Духовского старшинства: игум. Сильвестр (Добрыня; 1755), архим. Авраамий (Флоринский; ранее 1762), игум. Сиф (Гамалея; 1762-1764), игум. Иакинф (Пелкинский; 1776-1787). Такую же власть имел игумен пинского Богоявленского монастыря. В 1752 г. обитель освободилась от власти униатов, ее первым православным настоятелем стал игум. Иакинф (Пелкинский; 1752-1756), игум. Варлаам (Шишацкий ; 1787-1789). Особую роль играл Слуцкий мон-рь, где уже с 1766 г., при архим. Павле (Волчанском), была устроена Слуцкая духовная консистория. В авг. 1787 г. началась русско-тур. война, после чего на территорию юж. части Киевщины вошли российские войска. Польск. власти предоставили еп. Виктору больше свободы передвижения, в 1787 г. он неск. раз посещал Киев. В кон. 1787 г. польск. власти разрешили еп. Виктору приехать на юг Киевщины, где он прожил почти год, посещая правосл. мон-ри и приходы. По благословению архиерея протопоп смелянский и чечельницкий Лука Романовский открыл 1 янв. 1787 г. в мест. Ольшана «церковное училище», к-рым заведовал выпускник Киево-Могилянской академии И. Уланов, там же стали преподавать еще 9 священников Смелянского староства. В 1791 г. уч-ще перестало существовать в результате новых гонений на правосл. Церковь в Речи Посполитой.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

с 30.12.1735 по 1.09.1742 архиеп. Московский и Владимирский Иероним (Волчанский) епископ, рукоположен со 2.10.1744 † 14.10.1754 Георгий (Конисский) епископ, свт., рукоположен с 20.08.1755 по 14.12.1772 переименован еп. Могилевский, Мстиславский и Оршанский В 1772 году после раздела Польши Могилев отошел к России и епархия присоединена к Русской Православной Церкви. Могилевская, Мстиславская и Оршанская С 14 декабря 1772 года Георгий (Конисский) епископ, свт., бывший еп. Могилевский и Мстиславский с 14.12.1772 архиепископ с 22.09.1783 † 13.02.1795 Могилевская и Полоцкая С 1795 года Афанасий II (Вольховский) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии с 5.03.1795 по 1797 переименован еп. Могилевский и Белорусский Могилевская и Белорусская (Белорусская и Могилевская) С 1797 года до 1803 года Афанасий II (Вольховский) епископ, бывший еп Могилевский и Полоцкий с 1797 по 27.08.1797 на покое; † 1.01.1801 Иларион (Кондратовский) епископ, бывший еп. Новгород-Северский и Глуховский с 1.09.1797 по 24.10.1797 на покое; † 12.01.1799 Анастасий (Братановский- Романенко), епископ, рукоположен, с 20.12.1797 архиепископ с 15.09.1801 по 4.12.1803 переименован архиеп. Могилевский и Витебский Могилевская и Витебская С 4 декабря 1803 года Анастасий (Братановский- Романенко), архиепископ, бывший архиеп. Могилевский и Белорусский с 4.12.1803 по 20.12.1805 архиеп. Астраханский и Моздокский Варлаам (Шишацкий) епископ, бывший еп. Волынский и Житомирский, с 20.12.1805 архиепископ с 23.03.1808 по 1.05.1813 лишен сана † 23.07.1820 Ириней (Фальковский) епископ Смоленский и Дорогобужский с 1.05.1813 по 6.07.1813 временно управлял еп. Чигиринский, викарий Киевской епархии Даниил (Натток-Михайловский [Мирдамский]) епископ, бывший еп. Волынский и Житомирский с 6.07.1813 архиепископ с 9.03.1816 † 31.05.1821 Иоасаф (Сретенский) архиепископ, бывший еп. Смоленский и Дорогобужский с 7.07.1821 † 1.03.1827 Павел (Морев-Павлов) епископ, бывший еп. Вятский и Слободский с 19.03.1827 по 7.08.1831

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Арестование преосвященного Виктора и события, последовавшие вслед за тем, лишили консисторию почти всего её наличного состава. По возвращении из Варшавы, преосвященный Виктор принялся заново назначать «присутствующих» в консисторию. Оставлены были игумен Киприан и строитель Спасопреображенского братского монастыря, кафедральный казначей Протасий 1770 . Игумен Киприан назначен был теперь «первоприсутствующим». Впрочем, он скоро вышел и из консистории, и из епархии 1771 . Кроме этих двух старых членов, были назначены вновь членами консистории 1772 кафедральный экклесиарх, иеромонах Герман 1773 и Слуцкий протопоп Иоанн Белозор. В октябре 1794 года в консисторию был назначен Грозовский игумен Исаия 1774 . В предписании о нём, данном консистории, преосвященный Виктор мотивировал назначение Исаии так: «Как о. игумен Исаия, быв в Киевском Золотоверхомихайловском монастыре экономом, обращался, сколько нам известно, около бумаг; а в таковых людях консистории нашей есть надобность: то и определяем его в оную, где, присутствуя, иметиметъ место по отцу наместнику» 1775 . В тот же день, когда присутствующим в консисторию был назначен игумен Исаия, 19 октября, преосвященный Виктор, присутствуя на консисторском заседании, «ввел» в консисторию архимандрита Варлаама (Шишацкого) и «изволил словесно предложить помянутому отцу архимандриту Варлааму до-толе присутсвовать в духовной консистории, пока Бог что далее устроит» 1776 . Варлаам скоро уехал на Украину, и в 1795 году вся консистория состояла толькоиз двух присутствующих»: Белозора и Исаии 1777 . Заметив это, св. синод предписал преосвященному Виктору увеличить число членов консистории. Соответственно указу, в октябре и ноябре 1795 года состоялись новые назначения в консисторию следующих лиц: архимандрита Минского Петропавловского монастыря Лазаря 1778 , протоиерея Минского кафедрального собора Даниила Шаржинского 1779 и священника села Вызны, Слуцкой протопопии. Николая Беляновского 1780 . Старые «присутствующие» – Исаия и Белозор – остались на своих местах 1781 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Уподобися в сем Началопастырю Христу Господу, молившемуся о распинающих Его. Се отверзаем двери и слышим кроткий глас тебя пастыря нашего, глас неизреченно веселящий сердца наша! Глас желанный священствующим и мирским, ибо медоточный архипастырский глас вожделенный сиротам, лишенным призрения родительскаго, ибо отеческий голос привлекающий разнствующих в исповедании веры, ибо кроткий и согласие утверждающий. Се зрим архипастыря, грядуща с кротостью и тихостью ему свойственною для овец, а с крепкою пращею для волков, да сокрушит челюсти терзающих славу святыя церкви, славу сынов ея». И затем вся церковь , «едиными усты» своего проповедника воскликнула: «Слава Богу, благоволившему возвратить неврежденно архипастыря и отца нашего к нам!» 903 . За всё это время преосвященному выпало пережить трогательные, счастливые минуты. Он отовсюду получал поздравления. Некоторые из особенно преданных ему лиц, большей частью глубокие старцы, просили у преосвященного позволения прибыть к нему, чтобы своими глазами увидеть своего «пастыря на престоле седяща» 904 . Сочинялись даже каламбуры, в роде его, что Виктор всегда останется виктором 905 всех своих врагов 906 . В Слуцке преосвященного Виктора ждало высокое назначение и великая работа. Книга третья. Воссоединение униатов Воссоединение на Украине. – I. «Под скипетром великой Екатерины». Минская губерния и епархия – Год ожидания. – Разрешение призыва к воссоединению. – IV. Пастырская грамота. – V. Получение разрешения в Слуцке. Программа действий и данные высочайшей волей средства – VI. Подготовительные действия. – VII. «Собор» лебединский. Начало воссоеденения. – Мятеж в Польше. – IX. Его отзвуки на Украине. – X. Воссоединение. Затруднения. – XI. Архимандрит Варлаам Шишацкий. – XII. Вызванные священники – XIII. Противодействие делу воссоединения. – XIV. Дело Гижицих – XV. Победное шествие православия. I 27 марта 1793 года, по высочайшему повелению Екатерины Великой, главнокомандующий российским войском, введённым в польские пределы, генерал-аншеф Михаил Никитич Кречетников 907 , только что назначенный генерал-губернатором новоприсоединённых областей, всенародно объявил манифест о присоединении к России от речи посполитой на вечные времена «всех замыкающихся в нижеписанной черте земель и жителей их, а именно: начиная черту сию от селения Друи, лежащего на левом берегу реки Двины, при угле границы Семигаллии, оттуда простираяся на Нороч и Дуброву и следуя по частному рубежу воеводства Виленского на Столпцы, проводя на Несвиж, потом на Пинск и оттоль проходя чрез Кунев между Вышгорода и Новогроблы близь границы Галиции, с коею смыкаяся, простирается по оной до реки Днестра, наконец спускаяся всегда по течению сей реки, примыкает к Егорлыку, пункту прежней границы в той стране между Россией и Польшею» 908 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Построил семинарскую ц. во имя святых Михаила и Феодора Черниговских по плану, утвержденному архиеп. Малороссийским и Черниговским Виктором (Садковским) (реконструирована в 1865-1866; здание сохр.). М. собирал на неск. дней кандидатов на церковные должности, проводил с ними занятия; ссорившимся клирикам устраивал очную ставку и стремился помирить увещаниями; помогал неимущим, в т. ч. содержал за свой счет 2 бедных семинаристов из числа лучших по успеваемости. С 24 янв. по 11 марта 1805 г. совершил 1-й выезд в епархию, в Остерский и Козелецкий уезды, и с Высочайшего соизволения посещал Киев для поклонения святыням. 18 нояб. 1806 г. возведен в сан архиепископа. 12 авг. 1806 г. составил завещание (РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 1698. Л. 3-6 об.); в прибавлении к нему 13 дек. 1813 г. указал похоронить себя в Чернигове, «от Троицкой церкви по правую сторону, близ гроба достопочтенной матери моей Ирины». Указом от 30 мая 1813 г. Синод поручил М. лишить архиерейского сана и священства архиеп. Могилёвского Варлаама (Шишацкого) , присягнувшего в 1812 г. Наполеону, «по будущему его пребыванию в Черниговской епархии». Приведение указа в исполнение состоялось, согласно рапорту М. в Синод, 29 июня 1813 г. в Спасском кафедральном соборе Чернигова «при собрании монастырских настоятелей, градского духовенства и светского начальства» (Там же. Ф. 796. Оп. 93. Д. 972. Л. 364-365). 2 дек. 1813 г. М. был вызван для присутствия в Синод; в С.-Петербурге жил на Ярославском подворье. Во время остановки в Москве побывал в храме св. Иоанна Воина и нанес визит всем членам причта. С авг. 1814 г.- член Комиссии духовных училищ. 12 марта 1815 г., при 1-м избрании «сердобольных вдов», посвящающих себя уходу за больными, служил молебен и говорил поучение в присутствии имп. Марии Феодоровны. В Черниговскую епархию отправился 20 нояб. 1816 г. и пребывал там 4 месяца (прибыл в Чернигов 16 дек. 1816). В янв. 1817 г. посетил Киев, затем совершил объезд епархии. После кончины архиеп. Псковского, Лифляндского и Курляндского Мефодия (Смирнова) с 15 февр.

http://pravenc.ru/text/2640894.html

Униаты отказались от планов создания Каменецкой епархии, к-рые вынашивались с 1781 г. 6 авг. 1789 г. кафедральный архипресвитер и генеральный официал каменецкий Михаил Радкевич направил в Подольскую комиссию ходатайство об освобождении отдельных униат. священников. Фактическое одобрение униатскими иерархами в 1789-1790 гг. репрессивных мер польск. правительства подорвало в народе авторитет униат. Церкви. Новый этап в церковной истории Подолья начался после присоединения региона к России в результате 2-го раздела Речи Посполитой в 1793 г. На новоприсоединенных территориях была учреждена Минская епархия, выделенная из Переяславско-Бориспольской. Во главе новой епархии 13 апр. 1793 г. был поставлен Виктор (Садковский) с титулом «архиепископ Минский, Изяславский и Брацлавский», ему было сохранено звание коадъютора Киевской митрополии. В то время в Подолье насчитывалось 8 номинально существовавших православных протопопий. В регионе действовали ок. 1,5 тыс. униат. приходов и 5 мон-рей, а также 102 римско-католич. прихода, 27 муж. и жен. мон-рей. 22 апр. 1794 г. при посещении приходов Брацлавщины и зап. Подолья архиеп. Виктор издал грамоту, приглашавшую униатов возвращаться в Православие. Синодальным решением от 24 мая 1794 г. помощником архиеп. Виктора с правами управляющего делами духовного ведомства по Изяславской и Брацлавской губерниям был назначен архим. Варлаам (Шишацкий) , после чего процесс воссоединения униатов ускорился. К окт. 1794 г. в Брацлавской, Изяславской губерниях и в Каменецкой обл. в Православие перешли 721 приход, 463 священника и 4 мон-ря: Сатановский, Грановский, Головчинский и Коржовецкий. Мн. новые приходы епархии не имели священников, монастыри были разорены. Архиеп. Виктор обратился в Синод с просьбой прислать иеромонахов и монахов из соседних Киевской, Черниговской и Новгород-Северской епархий. Просьба была удовлетворена. В Подолье имелись правосл. клирики, получившие рукоположение от молдав. архиереев и от митр. Евсевия. Архиеп. Виктор в инструкции игуменам и протопопам от 30 июня 1794 г. запретил принимать в клир епархии ставленников митр. Евсевия. В нояб. 1795 г. в Православие вернулись все 6 униат. приходов Каменца-Подольского: Иоанно-Предтеченский, Николаевский при Русской браме, Петропавловский, Крестовоздвиженский на Карвасарах, Покровский на Русских фольварках, Георгиевский на Польских фольварках. Мн. униат. священники не спешили присоединяться к правосл. Церкви. Согласно синодальному указу от 5 апр. 1795 г., на территории Изяславской, Брацлавской губерний и Каменецкой обл. в 1607 обращенных в Православие приходах к правосл. Церкви присоединились 1032 священника, 570 приходских священников (третья часть клира) остались в унии; приняли Православие 45 монахов из 2 мон-рей. В том же году к Православию присоединились последние остававшиеся в унии мон-ри: мужские каменецкий Свято-Троицкий, Белиловский Георгиевский и Шаргородский, женские Винницкий и Рожецкий.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

А. Скиады, архиеп. Херсонского Евгения (Булгариса) (1806), митрополитов С.-Петербургских Гавриила (Петрова), Григория (Постникова) (1862), Исидора (Никольского) (1893), архиеп. Могилёвского Варлаама (Шишацкого) (1820), б-ки бывш. Библейского об-ва (1827), части б-ки Залусских (1843), затем за счет собрания рукописей и старопечатных книг новгородского Софийского собора и Кирилло-Белозерского мон-ря (1859), частных б-к профессоров СПбДА, обер-прокуроров Святейшего Синода и мн. др. С 1811 г. б-ка стала получать обязательный экземпляр российской богословской печатной продукции, и к 1917 г. она располагала одной из крупнейших в стране коллекций отечественных богословских изданий. С 1863 г. книги и рукописи б-ки СПбДА учитывались в литографированных каталогах (книги на древних языках - сост. проф. В. В. Карпов, иером. Владимир, доп. А. С. Родосским; каталоги рус. книг; каталог б-ки митр. Григория), а затем в печатных каталогах (с 1867 по 1873 г. СПб., 1875; ежег. доп.: с 1874 по 1897 г.; за 1899-1901 г.: СПб., 1902), а также в «Описании старопечатных и церковнославянских книг» (СПб., 1884-1893. 2 вып.) и «Описании книг гражданской печати XVIII столетия» (СПб., 1899), выполненных Родосским. После закрытия академии в 1919 г. библиотечный фонд был реквизирован и передан в основном в Публичную б-ку. После восстановления в 1946 г. духовных учебных заведений в б-ку ЛДА была возвращена часть ее бывш. фонда. III. КДА изначально (XVIII в.) составляла свою б-ку на основе частных пожертвований, гл. обр. митрополитов Киевских Петра (Могилы), Гавриила (Кременецкого), Самуила (Миславского), Евгения (Болховитинова), митр. Казанского Вениамина (Пуцек-Григоровича), кроме того, графов Потоцких, А. Н. Муравьёва, профессоров КДА и мн. др. Коллекция рукописей и старопечатных книг была передана из Почаевской лавры (1874), а также завещана митр. Макарием (Булгаковым). На основе рукописного собрания б-ки КДА был создан Церковно-археологический музей, коллекция отражена в печатном каталоге «Описание рукописей Церковно-археологического музея при Киевской Духовной Академии» (сост.

http://pravenc.ru/text/149151.html

Таков был брацлавский губернатор Берхман, очевидно, чуждый русских интересов. Знаменитый граф Александр Васильевич Суворов разбил мятежников, взял в плен под Мацеевичами предводителя восстания – Костюшко, после чего неприятель, боровшийся с шумом целый год, был попран, обезоружен и обращен в ничто. Польша исчезла с карты Европы. Только тогда православные в Польше вздохнули легче и началось воссоединение с необыкновенной быстротой и успехами. 1034 Повсеместное массовое воссоединение началось с конца августа и к началу октября 1794 г. по Брацлавской и Изяславской губерниям присоединилось уже более 700 церквей, при них около 500 священников и до 350 000 прихожан. Особенные успехи наблюдались в Брацлавской губернии, где присоединилось 632 церкви с 423 священниками и 311 181 прихожанами. Это объясняется тем, что польский мятеж не коснулся Брацлавской губернии. В Изяславской губернии присоединение шло медленнее и не без препятствий. Однако и здесь по 1 января 1795 г. присоединилось 615 приходов с 432 священниками. Много приходов присоединялось без священников, остававшихся в унии. Само собой, понятно, что при исключительной быстроте воссоединения униатов не все шло в порядке, тем более, что архиепископ Виктор Садковский как раз в это время занемог. Губернаторы изяславский Берхман и брацлавский Тутолмин звали его на Украину для водворения порядков, но владыка не мог встать с постели. Исправление внутренних непорядков в деле воссоединения выпало на долю архимандрита Варлаама (Шишацкого), впоследствии епископа житомирского, а затем могилевского, стяжавшего печальную известность принесением присяги Наполеону. Более всего затруднений встречалось при назначении священников в присоединенные приходы. В конце февраля 1795 года по Минской епархии на Украине, т. е. в Брацлавской и Изяславской губерниях, насчитывалось 1607 присоединившихся церквей, два базилианских монастыря, 1032 священника и миллион прихожан, из 1607 церквей 575 церквей оказалось без священников, так как их священники остались в унии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010