Около 200 священников были при действующей армии. Иные из них погибли. Есть примеры героизма. Священник Василий Васильковский не раз при атаке на врага шел впереди полка с крестом, благословляя воинов. Был ранен. Высокий дух проявили тогда и церковные чиновники, такие как секретарь Вятской консистории Илья Колесницкий, отдавший на победу половину своего годового жалованья, секретарь Калужской консистории А.М.Гимальский, спасший в войну вверенное ему казенное имущество. Консисторские чины участвовали и в боевых действиях, например копиист Гавриил Мотрохин и писарь Петр Люминарский, добровольно вступившие в войска. Здесь необходимо сделать одно примечание. В 2002 году в издательстве Сретенского монастыря вышла книга о роли Церкви в той войне, где приведено множество примеров героизма духовенства. Читая эту книгу, можно даже подумать, что Наполеона победили «батюшки». Но Церковь составляет не только лишь духовенство, но и весь верующий народ. Хочется поспорить с автором книги: если героизм духовенства был на самом деле массовым, то почему оно осталось непопулярным после 1812 года? Трудно принять также мысль, что Церковь в той войне сыграла «направляющую» роль. Скорее духовенство и народ действовали в едином порыве патриотизма, но организовала сопротивление, конечно, прежде всего государственная власть. «От мраков Запада двинулась сила египетская», – витийствовал Московский епископ Августин. Предательство Шишацкого Особый случай явило духовенство Могилевской епархии, управляемой архиепископом Варлаамом (Шишацким). В начале июля Могилев был занят корпусом наполеоновского маршала Луи Даву. Архиепископ Варлаам приветствовал французов и вскоре произнес такую проповедь: «На ком более действует Всевышний Промысел, как на великом Наполеоне? Предприятия его чрезвычайны, подвиги велики… дальновидные его намерения приводят в изумление всю вселенную». 14 июля Шишацкий присягнул Наполеону, причем не было никаких вынужденных причин делать это, за отказ от присяги вряд ли ему что-то угрожало. Видимо, Шишацкий поверил в счастливую звезду Наполеона. Архиереем двигал политический расчет.

http://pravoslavie.ru/53553.html

20 декабря 1805 года назначен епископом Могилевским. 23 мая 1808 года возведен в сан архиепископа. В 1812 году преосвященный Варлаам, испытанный в борьбе с врагами Православия, не устоял в душевной крепости перед врагами России. Когда г. Могилев был занят французскими войсками, архиепископ Варлаам принес присягу на верность Наполеону и велел сделать это духовенству по всей епархии. Измена преосвященного Варлаама в некоторой мере оправдывается тем, что он хотел сохранить спокойствие в своей епархии. Намереваясь присягнуть Наполеону, он говорил своему секретарю: «Ты думаешь, что Россия будет благополучна?!.. Пусть будет благополучна; я один тогда буду несчастлив». Из этих слов видно, что не личной славы искал архиепископ Варлаам. При отступлении войск Наполеона город Могилев не был сожжен, как другие города России. В декабре 1812 года преосвященный Варлаам был призван на суд за измену. 1 мая 1813 года он был лишен сана архиерея и священства и простым монахом отправлен в Новгород-Северский Преображенский монастырь. После расстрижения Варлаам постоянно заливался слезами. В последние годы жизни он сделался очень раздражительным, а от непрестанного плача потерял зрение. Состояние несчастного узника ярко выразилось в распространенной среди волынского и черниговского духовенства песни, составление которой приписывали Варлааму в период его заточения. Слова этой песни характеризуют его внутреннее настроение, вполне доказывающее, что он не был и не мог быть отъявленным злодеем, а напротив – действовал только под влиянием внешних светских побуждений, против которых не в силах был устоять: Лестей твоих, свете, Я прежде не знал, И за верна друга Я тебя считал. … Нравом добротливым Многим услужил, Чаял себе верных, Тем врагов нажил. … Кругом врагов лестных Смотрит на мя глаз, Как-то я приметил И уже не раз. В глазах: брат, здоров! За глазами съесть готов; Аспидские речи, Летят, как картечи, Ах, за мною в след. В заключении своей песни он высказал мысль быть оправданным пред судом, если не настоящим, то будущим:

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1657-1672 гг. монастырь служил временной резиденцией Черниговского епископа (с кон. 1660-х гг. архиеп.) Лазаря (Барановича), который, вступив в управление епархией, не нашел места для размещения архиерейского дома в Чернигове. Владыка Лазарь поднял обитель из руин, позаботился о наделении ее угодьями от царя Алексия Михайловича, открыл в ней славяно-латинскую школу и типографию, которые позже перевел в Чернигов. В 1664 г. в обители останавливался польский король Ян Казимир, возвращавшийся из неудачного похода и не впущенный жителями в Новгород-Северский. Международный авторитет владыки Лазаря спас тогда монастырь, по словам «Историко-статистического описания», от нового погрома. В 1699-1701 гг. монастырем управлял, в сане архимандрита, будущий свт. Димитрий Ростовский (Туптало, †1709), окончивший здесь 3-й том своих знаменитых «Житий святых». В 1752-1757 гг. в обители жил на покое и управлял ею владыка Арсений (Могилянский) – духовник императрицы Елизаветы Петровны и будущий Киевский митрополит. В годы существования отдельной Новгород-Северской епархии (1785-1797) ее правящий епископ Иларион (Кондратовский) жил в Спасо-Преображенском монастыре. Владыка открыл в обители семинарию (действовала до упразднения епархии), достроил храм св. прор. Илии при корпусе настоятеля. Храм был освящен 24 янв. 1787 г. в присутствии Екатерины II, которая в тот же день пожаловала монастырю свой вклад. Позже она внесла другие пожертвования на обитель, включая постройку нового Спасо-Преображенского храма (заложен в 1791 г. на месте разобранного в 1787 г.). При упразднении епархии, владыку Илариона, согласно его прошению, оставили в монастыре на покое. Почивший в 1799 г. иерарх был погребен в алтаре храма св. прор. Илии. В 1799-1800 гг. обителью руководил архимандрит Феофан (Шиянов), будущий викарный епископ при Киевском митрополите и основатель монастыря «Феофании» в Киеве. В 1813-1823 гг. в обители пожизненно содержался бывший архиеп. Могилевский Варлаам (Шишацкий), лишенный сана за то, что при оккупации территории его епархии французами в 1812 г. дал под давлением присягу Наполеону. Отец Варлаам завершал земную жизнь на родной Черниговщине, в обители, где в 1785-1786 гг. был ректором семинарии. В последние годы о. Варлаам ослеп. Уважая ученость ссыльного, ему приходили читать книги преподаватели Новгород-Северской гимназии и духовного училища, открытого в монастыре в 1818 г. Между главным храмом и корпусом, где жил о. Варлаам, протянули веревку, служившую слепцу ориентиром во время прогулок.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.). Монашество АНФИСА (Сысоева Александра Матвеевна; 1868 (по другим данным 1870) – 1938), прмц. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), мон. АПОЛЛИНАРИЙ (Мосалитинов Афанасий Семёнович; 1873 – 1918), иером., прмч. (пам. 30 авг., в Соборе Екатернбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРИСТОКЛИЙ АФОНСКИЙ (Амвросиев Алексей Алексеевич; 1846-1918), старец Московский, иеросхим., прп. (пам. 24 авг. и в Соборе Московских святых) АРСЕНИЙ (Дмитриев Александр Дмитриевич; 1872 – 1937), прмч. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), игум. АРСЕНИЙ (Митрофанов Алексей Яковлевич; 1804-1859), архим., возобновитель и настоятель Святогорской Успенской пустыни АРСЕНИЯ (Серебрякова Анна Михайловна; 1833-1905), игум. усть-медведицкого в честь Преображения Господня мон-ря ВАРЛААМ (Надёжин Василий Федотович; 1774 - 1846), игум. Чикойского мон-ря, прп. Чикойский (пам. 23 янв., 5 окт., 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ВАРЛААМ (Никольский Василий Михайлович; 1872 - 1937), игум., прмч. (пам. 6 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (Высоцкий Василий Антипович; 1665 - 1737), архим. Троице-Сергиева мон-ря, духовник имп. Анны Иоанновны ВАРЛААМ (Шишацкий Григорий Степанович; 1750 - 1820), мон., лишенный сана бывш. архиеп. Могилёвский и Витебский ВАРНАВА (Меркулов Василий Ильич; 1831 - 1906), иером., прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых) ВАРСОНОФИЙ (Плиханков Павел Иванович; 1845 - 1913), архим., прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ВАСИЛИЙ (Кишкин Владимир Тимофеевич; 1745-1831), иером., прп. (пам. 9 сент. - в Соборе Глинских святых и в Соборе Брянских святых) ВАСИЛИЙ (Хорев Василий Филиппович; 1835-1915), иеросхим., один из основателей Пещерного отд-ния Гефсиманского скита ТСЛ ВАССИАН (Пятницкий Владимир Васильевич; 1879 - 1941), священноисп. (пам. 14 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых), архиеп. Мичуринский, вик. Тамбовской епархии ВЕРА Антоновна Меркулова (в монашестве Вероника, в схиме Михаила; 1874-после 1935 г.), схиигум., подвижница благочестия ВИКТОР (Высоцкий Василий Парфеньевич; 1795?-1871), иером., головщик Симонова и Данилова мон-рей в Москве, духовный композитор ВИССАРИОН (Толмачёв Василий Максимович; 1808 - 1862), иеросхим., основатель и 1-й игумен Свято-Андреевского скита на Афоне ВИТАЛИЙ (Максименко Василий Иванович; 1873 - 1960), архиеп. Восточноамериканский и Нью-Джерсийский (Джерсиситский) Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) ВЛАДИМИР (Терентьев Василий Терентьевич; 1872 – 1933), игум., исп. (пам. 18 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/121800_2.html

возведён в сан архиепископа. В злополучный двадцатый год преосвященный Варлаам, вместе со всем своим духовенством, принёс присягу Наполеону, 14 июня. За это был отрешён от управленией епархией – высочайшим повелением 5 декаюря 1812 г. – и подвергнут суду. По указу 1 мая 1813 г. лишён архиерейства и священства в Черниговском кафедральном соборе 29 июня – и доживал свои печальные дни в келии над воротами Новгородсеверского Спасского монастыря, под колокольней, по преданию – «в качестве звоноря и привратника», до самой кончины – в сентябре 1823 г. – Преосвященному Варлааму приписывается несколько элегических строф, составленных, будто бы, им в печальные дни. – К концу жизни Варлаам выплакал свои очи и местные интеллигенты, из сожаления к разжалованному владыки, приходили и читали ему его любимые книги. – Существует несколько объяснений злополучного поступка преосвещенного Варлаама. Современные ему свидетели выставляли мечты Варлаама стать патриархом юго-западной России. Сам он говорил, ссылаясь на своё прошедшее, что теперь он «душу положил за овцы своя», выставляя на вид, что к церквам его епархии не прикоснулась рука французов. – ВЕВ., 1879 г., 323329. «Правда о архиеп. Варлааме», свящ. А. Ф. Хойницкого. – ВЕВ., 1879 г., 402405. «К правде относительно архиепископа Варлаама», Ив. Павловского. – ВЕВ., 1880 г., 10521070. «Документы относящиеся к деградации архиепископа Могилёвского Варлаама. – ВЕВ., 1880 г., 11071108. «Местное предание о последних днях жизни архиепископа Варлаама Шишацкого». – АСС., 1795 г., 35, л. 135. – БСС., Списки особ духовного чина за 1811 г., лист 17. – Амвросий, «История росс. иерархии», VI, 905. – Агр., Сб., II, 81. 88. 89. 94. «Зап. иг. Ореста». – ВЕВ., 1879 г., 758760. 763. «Исторический очерк Волынской духовной семинарии», Ф. Четыркина. – ИВ., 1881 г., июль, 522543. «Варлаам Шишацкий, бывший архиепископ Могилёвский», А. Ф. Хвойницкого. –ЧЕИ., 1877 г., 212214. «Воспоминания старинного Черниговского семинариста», И. Кульжинского. – Высокопреосвещенный Киевский митрополит Платон передавал пишущему эти строки иной рассказ об «измене» Варлаама, слышанным покойным владыкой от лица, близко стоявшего к описываему событию.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Причина, по которой Могилевский архиепископ Варлаам Шишацкий был лишен святительского сана, заключалась в следующем проступке его. 8 июля 1812 г. французские войска вступили в Могилев. Учрежденная французским правительством комиссия для управления гражданского в могилевской губернии отнеслась 13/25 июля к тогдашнему могилевскому архиепископу Варлааму с оповещением, чтобы на другой день он архиепископ с духовенством, дворянством и прочими сословиями учинил присягу на верноподданничество французскому императору Наполеону и лично совершил литургию и молебствие и чтобы поминал во время всякого богослужения, вместо императора Александра, – французского императора Наполеона. Требование прописанной комиссии архиепископ Варлаам беспрекословно исполнил и предписал, чрез консисторию, исполнять его всем подведомственным ему учреждениям и лицам. По высочайше утвержденному Синодальному докладу, который состоялся 19 мая 1813 г., было постановлено: «архиепископа Варлаама, яко оказавшагося явным клятвопреступником и потому нетерпимаго более в сем сане, лишить архиепископства и священства, оставив только в монашеском чине, и пребывание ему иметь в Новгородсеверском Спасском монастыре Черниговской епархии». Совершить обряд лишения архиепископа Варлаама архиерейского сана и священства поручено было Черниговскому архиепископу Михаилу, и была указана форма обряда, который при этом соблюсти надлежало. В указе преосвященному Михаилу сказано было, что «когда архиепископ Варлаам доставлен к нему будет, в то время, по сношению с губернатором назнача день, собрать в кафедральный собор монастырских настоятелей и городское духовенство, а потом, введя в оный его, архиепископа, в полном архиерейском облачении и поставя посреди церкви, объявить прочитанием чрез консисторского секретаря высочайший конфирмованный доклад, а по объявлении, сняв с него чрез ключаря с протодиаконом, все архиерейское облачение с знаком ордена св. Анны 1 степени и возложа приличное монаху одеяние, обязать подпискою, чтобы он отныне впредь не токмо архиереем, но ниже иеромонахом отнюдь ни под каким видом, ни письменно, ни словесно не именовался и не писался». Печальный обряд снятия сана совершен 29 июня 1813 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/chin-i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖИТОМИРСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Минской епархии, создано 12 апр. 1795 г. Причиной учреждения Ж. в. послужила ситуация, сложившаяся после 3-го раздела Речи Посполитой (1795), когда Российскому гос-ву отошли территории, населенные преимущественно униатами. В церковном отношении эти земли были включены в Минскую епархию, ставшую одной из наиболее обширных епархий РПЦ. 12 апр. 1795 г. был объявлен имп. указ об образовании в составе Минской архиепископии Ж. в. Главой вик-ства был назначен архим. Варлаам (Шишацкий) . Ранее, 26 мая 1794 г., он был направлен Святейшим Синодом в распоряжение Минского архиеп. Виктора (Садковского) , чтобы помогать ему в деле возвращения униатов в Православие. В кон. 1794 г. архим. Варлаам прибыл в Житомир и поселился здесь «с правом управляющего делами Духовного ведомства по Изяславской и Брацлавской губерниям». Вскоре из соседних епархий было прислано более 100 священников для окормления новоприсоединенных приходов. Хиротония архим. Варлаама во епископа Житомирского состоялась в Киеве 3 июня 1795 г. С учреждением викарной кафедры Минский архиепископ стал именоваться Минским и Волынским. В подчинение Житомирскому епископу была предоставлена Волынь. Резиденция Житомирского епископа находилась в г. Остроге, в Спасо-Преображенском монастыре, в постройках которого 14 мая 1796 г. была открыта ДС, учрежденная 12 июля 1795 г., в 1798 г. при ней была создана школа для приготовления кандидатов на рукоположение в священный сан. Житомирский викарий получил права епархиального архиерея, при нем существовали консистория и штат третьеклассной епархии. Епископ имел статус викарного, поскольку помогал Минскому архиерею в возвращении униатов в Православие на всей территории Минской епархии. Подчиненное положение Житомирского епископа выражалось в том, что в первые неск. месяцев существования Ж. в. викарий получал указы от Синода через Минского архиерея. В 1798 г. Ж. в. включало 1076 церквей, в семинарии обучалось 257 учеников. Указом имп. Павла I от 4 авг. 1799 г. повелевалось привести границы епархий в соответствие с границами губерний и изменить их названия в соответствии с названиями последних. В связи с этим 16 окт. 1799 г. указом Синода Ж. в., границы к-рого совпадали с границами Волынской губ., было преобразовано в самостоятельную епархию, к-рую возглавил бывш. Житомирский еп. Варлаам с титулом «Волынский и Житомирский». Лит.: Рункевич С. Г. История Минской архиепископии (1793-1832 гг.): С подробным описанием хода воссоединения западнорус. униатов с правосл. Церковью в 1794-1796 гг. СПб., 1893. С. 16, 572, XXXVIII; Губонин. История иерархии. С. 170. Г. Э. Щеглов В нач. XXI в. было создано Ж. в. Киевской епархии раскольнической Украинской автокефальной православной церкви , в 2005-2006 гг. им управлял Богдан Кулик, с 2006 г. его возглавляет Михаил Бондарчук. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/182323.html

Иоанникий Святковский-Зверев определён в 1758, а 1 мая 1759 перев. в Юрьев. Евфимий в 1759 перев. из Клопского, а в 1766 – в Тихвин. Виктор Онисимов произведён 20 сент. 1766, а в 1770 перев. в Иверский. Антоний Румовский произведён 1770, из законоучителей кадетского корпуса, а 2 февр. 1774 хирот. в еписк. Переяславль-Залесского. Иакинф Карпинский 16 янв. 1774 перев. из Голутвина, а 28 авг. – в Белоезерский Кириллов. Поликарп Павловский 28 авг. 1774 перев. из Вятского Трифонова, а в 1782 – в Черниговский Ильинский. Игнатий Максимович , из Глуховского Петропавловского, в 1782–83, 23 нояб. перев. в Колязин. Афанасий Вольховский 23 нояб. 1783 перев. из Новгородского Отенского, а 13 нояб. 1785 – в Юрьев. Иннокентий Полянский 13 нояб. 1785 перев. из Зеленецкого, а 27 мая 1787 – в Петергофскую Сергиеву пустынь. Николай Киждобрянский 27 мая 1787 перев. из Новгородского Кириллова, а 19 окт. 1788 – в Антониев. Иннокентий Дубравицкий произведён 12 окт. 1788, а 22 авг. 1791 перев. в Антониев. Варлаам Шишацкий 22 авг. 1791 перев. из Новгородского Кириллова, а 26 мая 1794 перев. в Дятловицкий. Антоний Знаменский определён 10 июля 1794, а в окт. 1796 перев. в Иверский. Арсений Домонтович 25 июля 1797 перев. из Казанского Спасо-Преображенского, а 13 мая 1799 – в Нежинский Благовещенский. Иосиф Чапужников 28 июля 1799 перев. из Новгородского Кириллова, а 6 февр. 1800 перев. в Александро-Свирский. Парфений Петров 6 февр. 1800 перев. из Александро-Свирского, а 5 июля 1802 – в Иверский. Иосиф Чапужников 21 июля 1802 перев. (опять) из Свирского; но указом 31 окт. оставлен. Иосиф Ильицкий определён 31 окт. 1802, а 6 февр. 1804 перев. в Лубенский Мгарский. Варлаам Федорович Головашенко определён 6 февр. 1804, из казначеев Александро-Невской Лавры, а 9 авг. 1809 перев. в Глуховский Петропавловский. Феофил Татарский 31 янв. 1810 перев. из Сийского, а 3 июля 1813 – в Черниговский Елецкий. Гедеон Мошатин 31 июля 1813 перев. из Сковородского, а 4 февр. 1818 – в Белоезерский Кириллов. Герасим Гайдуков , из Сковородского, 1818–22, перев. в Иверский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Смещение епископа или лишение его сана являлись прерогативой вышестоящих церковных инстанций и не могли производиться государственной властью, так как сообщение или отнятие благодатных даров (харизмы) было совершенно вне ее компетенции. Вместе с тем в синодальный период государство неоднократно принуждало Святейший Синод смещать епископов или лишать их сана. Так, Петр I повелел извергнуть из сана и казнить Ростовского архиепископа Досифея, Игнатия, епископа Тамбовского, приказал лишить сана, Игнатия, митрополита Крутицкого, — сослать в Сибирь. Уже после Петра I по требованию государственной власти Святейший Синод лишил сана Феодосия Яновского, сосланного затем в монастырь с именем монаха Федоса. По повелению императрицы Анны Иоанновны были лишены сана Лев Юрлов, Казанский митрополит Сильвестр Холмский, Киевский архиепископ Варлаам Ванатович, архиепископ Евфимий Коллети и архиепископ Феофилакт Лопатинский; впрочем, при императрице Елизавете оставшиеся в живых были восстановлены в сане. Екатерина II приказала лишить сана митрополита Арсения Мацеевича. При Александре I был лишен сана и сослан в монастырь Могилевский архиепископ Варлаам Шишацкий за то, что в 1812 г. после захвата Могилева французами он приветствовал Наполеона и присягнул ему на верность  . В последующее время, особенно при Николае I и в обер–прокурорство Победоносцева, многие епархиальные архиереи смещались и отправлялись на покой по монастырям за проступки административного характера. Последним случаем такого рода было, кажется, смещение Саратовского епископа Гермогена Долганова при обер–прокуроре Саблере в 1912 г.  Еще одним нововведением Петра I стала отмена белого клобука для митрополитов, при этом все епископы получили право ношения саккоса, что ранее было привилегией митрополитов. Впавший в немилость Нижегородский митрополит Сильвестр Холмский был в 1719 г. перемещен сначала в Смоленск — в сане митрополита, но без белого клобука, затем — простым епископом в Тверь (1720–1723) и наконец — в Рязань (1723–1725). Даже Московская кафедра с 1742 по 1775 г. замещалась архиепископами. Лишь Платон Левшин стал митрополитом (1775–1812), но его преемник Августин Виноградский (1818–1819) снова был в сане архиепископа, да и сам Филарет Дроздов в 1821–1826 гг., уже возглавляя Московскую епархию, имел сан архиепископа. В Петербурге после 1770 г. в череде митрополитов оказался и один архиепископ — Амвросий Подобедов (1799–1801)  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

обителью управлял уволенный на покой еп. Арсений (Могилянский). На покое в Н.-С. м. в 1757-1758 гг. жил отрешенный еп. Костромской и Галичский (1753-1757) Геннадий (Андреевский), в 1761-1762 гг.- еп. Ираклий (Комаровский). В 1799 г. настоятелем был Феофан (Шиянов-Чернявский), буд. викарный епископ Чигиринский (1800-1807), а затем епископ Полтавский и Переяславский (1807-1812). Архим. Иероним (Яновский), возглавлявший обитель в 1800-1814 гг., составил 1-е краткое описание Н.-С. м., к-рое было опубликовано в сб. «История Российской иерархии» (СПб., 1807. Ч. 5. С. 337-339). В 1813 г. в Н.-С. м. был сослан на постоянное жительство лишенный сана мон. Варлаам (Шишацкий). Архимандриты Геннадий (Баранович; 1825-1845), Афанасий (1846-1848), Никанор (Пылаев; 1848-1855) и Венедикт (Курковский; 1855-1861) много сделали для обновления, в т. ч. украшения зданий мон-ря: была перестроена кладбищенская ц. во имя Св. Троицы, обновлены братские кельи и настоятельские покои, проведен ремонт Преображенского собора и обновлена ц. во имя св. Илии Пророка. Собранные архим. Венедиктом материалы для развернутого описания обители были обобщены и опубликованы архиеп. Филаретом (Гумилевским) в периодическом издании (Описание Новгородсеверского Спасопреображенского 1-кл. муж. мон-ря//Черниговские ЕВ. 1861. Приб. 1. С. 32-56; 2. C. 84-109; 3. С. 157-174; 5. С. 239-279), а позднее в кн. «Историко-статистическое описание Черниговской епархии». В 1861-1866 гг. обитель возглавлял Вассиан (Чудновский), в 1867-1874 гг.- архим. Анатолий (Станкевич; впосл. викарный епископ Балтский (1886-1887), Острогожский (1887-1890) и Уманский (1890-1892), епископ Калужский и Боровский (1892-1894), настоятель Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя московского мужского монастыря (1894-1898)). В 1871-1873 гг. на покое в Н.-С. м. проживал архиеп. Варлаам (Денисов). Преемником архим. Анатолия (Станкевича) стал известный духовный писатель Фотий (Щиревский; 1874-1877). Среди последующих настоятелей - Леонид (Скобеев; 1906-1909), Мелхиседек (Паевский; 1909-1910), архим.

http://pravenc.ru/text/2577761.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010