Иона II епископ, рукоположен в апреле 1523 упоминается в мае 1535 † неизвест. Геннадий епископ, упоминается в 1536–1547 † неизвест. Вассиан епископ, упоминается † неизвест. Иосиф (Красенский- Борзобогатый) епископ, упоминается в 1551 и 1558 Иона (Борзобогатый-Красенский), нареченный епископ, наречен и получил грамоту на епископию с 1563 по 1565 изгнан вооруженной силой, с 1567 еп. Луцкий Феодосий (Лазовский) епископ, бывший еп. Холмский с 1565 по 15.01.1580 †13.04.1589 Мелетий (Богуринский-Хрептович) епископ, рукоположен с 1588 (управлял с 1580) †13.01.1593 Ипатий (Потей) епископ, рукоположен (униатский еп.) после 20.03.1593 (1591) в октябре 1596 лишен епископской власти, 26.09.1599 назначен митр. Киевским; †8.07.1613 Далее епархия состояла в унии до 1620 года. Леонтий (Карпович) епископ (нареченный), избран † сентябрь 1620 Владимиро-Волынская и Брестская Иосиф (Курцевич) епископ, рукоположен с 1620 (7.01.1621) по 1624 (июль 1625) переехал в Москву, с августа 1626 архиеп. Суздальский и Тарусский Далее епархия была захвачена униатами и православных владык не было. Волынская и Житомирская Восстановлена в 16 октября 1799 года. Кафедра в городе Остроге, с 1832 года кафедра в Почаевской лавре, с 1 октября 1840 года кафедра в Житомире С 1843 по 1860 годы – под управлением архиепископов Варшавских. С 1860 года – кафедра в Житомире Варлаам (Шишацкий) епископ, бывший еп. Житомирский, викарий Минской епархии с 16.10.1799 по 20.12.1805 еп. Могилевский и Витебский Даниил (Натток-Михайловский [Мирдамский]) епископ, рукоположен со 2.02.1806 по 6.07.1813 еп. Могилевский и Витебский Стефан (Романовский) епископ, рукоположен с 14.09.1813 по 24.11.1828 еп. Вологодский и Устюжский Амвросий (Морев) епископ, бывший еп. Оренбургский и Уфимский с 1.12.1828 по 1.02.1832 еп. Нижегородский и Арзамасский Иннокентий (Сельно-Кринов) епископ, бывший еп. Курский и Белгородский, с 10.02.1832 архиепископ с 25.12.1833 по 28.01.1840 еп. Орловский и Севский Никанор (Клеметьевский) архиепископ, бывший архиеп. Минский и Бобруйский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Вследствие закрытия иезуитского ордена в 1773 году, иезуиты должны были удалиться из Острожского монастыря. Имения, принадлежавшие их коллегиуму, перешли в ведение государства. Пользуясь предоставленным им правом увезти с собой различные вещи по своему усмотрению, иезуиты – по свидетельству описи 1800 года – «забрали всю богатую утварь и ризницу, увезли великое количество лучших библиотечных книг и разных достопамятностей, оставив монастырь без надлежащего присмотра». Опустевший монастырь в 1776 году подвергся большому пожару, вследствие которого расплавилась медная крыша на церкви, и были повреждены своды и стены; в непродолжительном времени монастырь был возобновлен. В 1777 году по распоряжению Комиссии народного образования в монастыре были водворены униатские монахи – базилиане. Сюда в это время были перенесены из Гощского монастыря 106 Острожские уездные школы. На содержание этих школ и заведовавших ими базилиан было назначено имение Курозваны (в Острожском уезде), принадлежавшее доселе Гощскому монастырю, а последнему взамен Курозван был назначен монастырь с имением «Городище» ( – ныне православный Городищенский женский монастырь в Изяславльском уезде Волынской епархии). Базилиане недолго владели Острожским поиезуитским монастырем. После присоединения Волыни к России Острожский – бывший иезуитский, а потом базилианский – монастырь был передан в ведение православных монахов. Это происходило следующим образом. 12 апреля 1795 года последовал Высочайший указ о мероприятиях по устройству церковных дел в присоединенном к России крае. 107 По —89— этому указу Минский архиепископ стал называться Минским и Волынским, так как Волынь в церковном отношении была ему подчинена; в помощь ему был назначен викарный епископ с наименованием – Житомирским. Тогда же была учреждена на Волыни духовная консистория, открыта духовная семинария и два православных монастыря (мужской и женский). Первым Житомирским епископом, викарием Минской епархии, был назначен член Минской духовной консистории, архимандрит Варлаам (Шишацкий).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но один иеромонах, Зосима Чиркевич, «присяжный и природный России подданный», живший в польских пределах, «единственно по монашескому послушанию», долго не соглашался, пока, наконец, не сдался под угрозой «неменуемыя нарушителям узаконенной определенныя казни» 729 . Виленский старший, игумен Варлаам Шишацкий, не пожелавший превратиться в подданного польского короля, принуждён был спасаться бегством 730 , а Медведовский игумен Виссарион, тоже не пожелавший дать присягу, был арестован и увезён «неизвестно куда 731 . Испуганные медведовские монахи разбежались, а монастырь был ограблен осаждавшей его польской воинской командой 732 . Причину требования присяги объясняли тем, что «как-де прежде сего была в Польше резанина единственно по поводу монахов и попов, то дабы и ныне того же не последовало» 733 . Но, само собой разумеется, всякому было понятно, что те, которые способны на «резанину», не постесняются принесённой ими присягой. Необходимо было предпринять меры более действительные. И меры были предприняты. В описываемое время по всей Украине были рассеяны польские чиновники так называемой продовольственной комиссии, учреждённой для расчётов с постоянно проходившими через Украину в Турцию русскими войсками. С выводом из польских владений русских войск, многочисленным чиновникам продовольственной комиссии не оставалось дела. И вот для поляков ничего не было легче, как преобразовать продовольственную комиссию в «комиссию порядка», сообщив её комиссарам судебноадминистративную власть. По свидетельству одного современника, комиссары новой комиссии в своём рвении выслеживать и карать измену дошли до геркулесовых столбов. Довольно было тёмного намёка, злобной клеветы, чтобы подпасть аресту и суду 734 . Дело доходило до курьёзов, кровавых, конечно, курьёзов 735 . Особенного напряжения тревожные ожидания достигли перед днями светлой недели. День Пасхи по римскому календарю был почему-то признан днём, в который начнётся «резня». Опасения были настолько сильны, что решено было отменить ночные богослужения в великий четверг и субботу, чтобы не давать народу повода собираться ночью 736 ; а в костёлах и церквах возносились молитвы об отвращении от отечества грозящего ему бедствия 737 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В то же время императрица не могла не увидеть, что для этого дела, которого нельзя было уже остановить, не дано никаких почти средств. И вот, в синодальном заседании в пятницу 19 мая обер-прокурор св. синода объявляет уже св. синоду словесное высочайшее повеление 16 мая 1006 , чтобы, в виду большого числа желающих присоединиться к православию в Минской епархии, св. синод, как для присоединения изъявивших уже желание, так и для проповеди , имеющей целью расположить к православию остальных униатов, снабдил преосвященного Виктора «способными к тому духовными особами, которые могут получить в новой епархии и постоянные для себя места, сообразно «чину» каждой особы. Императрица предлагала св. синоду избрать «из учёных и качеству сему (делу) соответствующих», одного архимандрита и назначить из других епархий, «по разсмотрению своему, потребное количество» священников – и отправить их всех в распоряжение преосвященного Виктора «без замедления». Даны были и средства для этого дела. В пособие вызываемым из других епархий священникам – на переезд и на первое обзаведение в чужом краю – императрица назначила от доходов новоприсоединённых областей 20,000 рублей. 2.000 червонцев предоставлено было преосвященному Виктору – «для собственного его снабдения всем надобным и сану его приличествующим и для пособия в переездах, которые польза дела требует, в разныя обширной его епархии места». Наконец, 1,000 рублей была отпущена для будущего помощника преосвященного Виктора – архимандрита, имеющего быть избранным от св. синода 1007 . Когда, по выслушании высочайшего повеления, в св. синоде зашла речь об избрании в помощь преосвященному Виктору достойного архимандрита, то первоприсутствовавший синодальный член, Петербургский митрополит Гавриил «предложил» св. синоду, что «к означенной должности может быть с надеждой употреблён» тот самый архимандрит Варлаам Шишацкий, который в 1789 году, будучи виленским старшим, спасся от польской присяги бегством в Россию и, принятый митрополитом Гавриилом под покровительство, состоял теперь настоятелем Новгородского Вяжицкого монастыря 1008 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В 1794 г. Острожское духовное правление известило члена Минской духовной консистории, занимавшегося церковными делами на Волыни, архим. Варлаама (Шишацкого) о желании 23 жителей Гощи перейти в Православие и о препятствиях, к-рые им чинит местный помещик С. Костка-Ленкевич. 26 июня 1796 г. Михайловский храм Г. м. был обращен в правосл. приход, мн. местные жители приняли Православие. До 1833 г. в Гоще существовал униатский мон-рь, размещавшийся в 2-этажном корпусе при Михайловской ц. В 1816 г. б-ка василианского мон-ря была передана правосл. Острожской семинарии. В 1833 г. все постройки Г. м. перешли причту Михайловской ц. Согласно описи 1863 г., в храме служили свящ. Д. Абрамович, псаломщик И. Гутовский и просвирник, приходу принадлежало 45 дес. 1,605 сажени земли, в т. ч. 3 дес. 1 сажень усадебной, 34 дес. 2 сажени пахотной, 6 дес. 556 сажен сенокосной. В 1880 г. в дополнительный надел причту было передано еще 7 дес. 816 сажен земли. В 1863 г. в губ. церковно-строительном присутствии было заведено дело о капитальном ремонте Михайловской ц. Лишь в 1888 г. храм был перестроен: над центральным объемом возведена деревянная глава, главы апсиды и притвора заменены 2-скатными кровлями, сев. и зап. фасады повышены и завершены треугольными фронтонами, вост. стена апсиды оформлена 4 пилястрами, поддерживающими карниз, выше к-рого — неглубокие прямоугольные ниши. Узкие окна, полуциркульные или стрельчатых очертаний, прорезаны по одному в вост. и юж. стенах апсиды, в юж. и сев. фасадах храма, в стенах притвора. Вход в храм оформлен плоскими пилястрами, поддерживающими треугольный фронтон. С обеих сторон апсиды появились пониженные угловые пристройки. После 1918 г. Михайловский храм был закрыт, постройки использовались в хозяйственных целях. Решением Свящ. Синода УПЦ от 29 дек. 1993 г. при храме был открыт жен. мон-рь. 23 июня 1994 г. Совет по делам религий при Кабинете министров Украины зарегистрировал его устав. Построен келейный корпус с домовой ц. во имя свт. Николая Чудотворца, восстановлен Михайловский храм, в к-ром среди святынь на горнем месте находится Заставницкая икона Божией Матери (по преданию, чудесным образом обретена в сер. XVII в.). К янв. 2006 г. в Г. м. проживали игум. Ирина (Сачук) и 10 насельниц.

http://pravenc.ru/text/586567.html

31 октября 2009 года кафедральный собор торжественно отметил 200-летие со дня закладки и 20-летие возобновления богослужений. Торжества возглавил митрополит Филарет. По материалам официального сайта Гомельской епархии: http://www.eparhiya.by/sobor_petrpavl_gomel.html Петропавловский собор располагается на территории парка Гомеля. Заложили собор в 1809 году благодаря протоиерею И. Григоровичу. Храм продолжал работать даже в период оккупации. В 1962 году собор решили превратить в планетарий. С 1985 по 1989 году это святое строение было закрыто. В 1992 году восстановили красивую колокольню, в 1996 году возвели и освятили крестильный храм. В 2010 году были проведены строительные работы, связанные с реконструкцией кровли собора и купола. В 2011 году сюда внесли ковчег с частицами мощей святого пророка Иоанна Крестителя. http://www.guidebook.by/architecture/ Возведением Петропавловского собора Гомель обязан графу Николаю Петровичу Румянцеву, унаследовавшему местечко от своего отца П.А. Румянцева и желавшего почтить память родителя. 24 марта 1808 года Н.П. Румянцев обратился к архиепископу Могилёвскому Варлааму (Шишацкому) с письмом, где излагал своё намерение устроить в Гомеле, подле собственного дворца, каменный храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. К письму прилагался проект здания, составленный архитектором Джоном Кларком. 18 октября 1809 года протоирей Иоанн Григорович " с гомельским и посторонним священством " торжественно заложил храм, но строительство, однако, шло не быстро. Началась война, нанёсшая удар и по Гомелю, и по здоровью графа Румянцева (будучи убеждённым франкофилом, он крайне тяжело переживал " измену " Наполеона). Словом, возобновились строительные работы лишь в 1815 году. В начале 1815 года был заключён контракт с купцом новозыбковского повета Василием Петуховым, обязавшимся " строящуюся поныне в местечке Гомеле каменную церковь с колокольнею... каменною работой по назначенному плану и по указанию архитектора Кларка докончить чистою прочную отделкою " . Из этого же документа мы узнаём, что первоначальный план подвергся некоторому изменению: " Контракт на отстройку церкви заключён с уменьшением прежней цены осьми сот рублей потому, что по новому плану колокольня немного ниже " . Кирпич, необходимый для постройки, изготовляли на особо для того устроенном графской экономией заводе - " на Ипути подле Пахомова монастыря, откуда удобно доставлять кирпич в Гомель водой " . А доставлять подрядился крестьянин Трифон Кожемякин.

http://sobory.ru/article/?object=03756

Волынские Еп. Варлаам (Шишацкий; 16 окт. 1799 - 20 дек. 1805), еп. Даниил (Натток-Михайловский; 2 февр. 1806 - 6 июня 1813), еп. Стефан (Романовский; 14 сент. 1813 - 24 нояб. 1828), еп. Амвросий (Морев ; 1 дек. 1828 - 1 февр. 1831), архиеп. Иннокентий (Сельнокринов; 10 февр. 1832 - 20 янв. 1840, с 25 дек. 1833 в сане архиепископа), еп. Никанор (Клементьевский ; 28 янв. 1840 - 4 нояб. 1848, с 17 янв. 1843 архиепископ Варшавский и Новогеоргиевский, управляющий Волынской епархией), архиеп. Арсений (Москвин ; 6 нояб. 1848 - 1 июля 1860), архиеп. Антоний (Павлинский; 29 авг. 1860 - 17 июня 1866, с 8 апр. 1862 архиепископ), архиеп. Агафангел (Соловьёв; 17 июля 1866 - 8 марта 1876, с 31 марта 1868 архиепископ), архиеп. Димитрий (Муретов; 26 апр. 1876 - 20 февр. 1882), архиеп. Тихон (Покровский ; 6 марта 1882 - 16 апр. 1885), архиеп. Палладий (Ганкевич; 4 мая 1885 - 25 нояб. 1889), архиеп. Модест (Стрельбицкий; 25 нояб. 1889 - 13 апр. 1902, с 15 мая 1892 архиепископ), архиеп. Антоний (Храповицкий; 22 апр. 1902 - 19 мая 1914, с 6 мая 1906 архиепископ), архиеп. Евлогий (Георгиевский; 14 мая 1914 - 15 окт. 1920, с 1918 епархией не управлял), бывш. Владимир-Волынский еп. сщмч. Фаддей (Успенский; 1919-1921). Архиереи, управлявшие Волынской епархией в Польше Митр. Дионисий (Валединский; 1 июля 1921-1933, первоначально в качестве епископа Кременецкого, с 1922 - архиепископа, с 1923 - митрополита Варшавского и Волынского, главы Польской Церкви), митр. Алексий (Громадский; 15 апр. 1934 - 7 мая 1943, первоначально в качестве архиепископа Волынского и Кременецкого в юрисдикции Польской Церкви, с 1940 в юрисдикции РПЦ, с июля 1941 управлял Волынской епархией как митрополит, глава канонической автономной УПЦ). Архиереи, управлявшие Волынской епархией на Украине Еп. Аверкий (Кедров; 1922 - 15 февр. 1930, с перерывами), еп. Максим (Руберовский; 1929), Новоград-Волынский еп. Николай (Пирский; 1931 - 13 мая 1932, в. у.), Новоград-Волынский еп. Вячеслав (Шкурко; 13 нояб. 1932 - 5 нояб. 1934, в. у.). Житомирские архиереи

http://pravenc.ru/text/Житомирская и ...

В 1794 г. Житомир стал временным губ. городом Волыни, в 1804 г. утвержден адм. центром Волынской губ. В 1793 г. правосл. население присоединенных западнорус. земель было подчинено Минскому архиерею, в задачи к-рого также входила поддержка начавшегося процесса возвращения униатов в Православие. 12 апр. 1795 г. в составе Минской епархии было учреждено Житомирское вик-ство с центром в г. Остроге, где 14 мая следующего года была открыта Волынская ДС. 16 окт. 1799 г. Житомирское вик-ство было преобразовано в самостоятельную Волынскую и Житомирскую епархию во главе с бывш. Житомирским викарием Варлаамом (Шишацким) . Первоначально резиденцией Волынских архиереев был Спасо-Преображенский мон-рь в Остроге, где размещались архиерейский дом, консистория, семинария и открытое в 1817 г. ДУ. После пожара в мон-ре в 1821 г. Волынская кафедра, консистория, ДС и ДУ были перенесены в мест. Аннополь Острожского у. В 1831 г. резиденцией Волынских епископов стал возвращенный из унии в Православие Почаевский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. монастырь. В 1836-1838 гг. из Аннополя в Кременец были переведены Волынские ДС и ДУ, в 1901 г. семинария переехала в Житомир. В 1839 г. присоединилось к правосл. Церкви униат. Мелецкое ДУ (с 1894 располагалось в мест. Мациов). 1 окт. 1840 г. центр епархии переместился в Житомир. Почаевская лавра (такой статус монастырь приобрел в 1833) тогда же стала местом пребывания главы новоучрежденного Острожского вик-ства Волынской епархии. В 1-й четв. XIX в. в Волынской губ. насчитывалось 1580 правосл. приходских церквей и 154 униат. храма. В 1843-1860 гг. Волынская епархия была соединена с Варшавской и Новогеоргиевской епархией (см. Варшавская епархия ), при этом правящий архиерей 2 епархий жил в Варшаве. Крестовоздвиженская ц. в Житомире. пол. XIX в. Фотография. Кон. ХХ в. (ГПИБ) Крестовоздвиженская ц. в Житомире. пол. XIX в. Фотография. Кон. ХХ в. (ГПИБ) 29 авг. 1860 г., после восстановления самостоятельности Волынской епархии, епископом Волынским и Житомирским был назначен Антоний (Павлинский ; с 8 апр.

http://pravenc.ru/text/182321.html

С 29 мая 1796 года — настоятель Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом и законоучитель кадетского корпуса. Своими обширными познаниями, даром слова и величественной внешностью он производил на окружающих сильное впечатление, был известен при дворе и вскоре занял почётное положение. С 8 ноября 1798 года — настоятель Новгородского Антониева монастыря. Член Святейшего Синода в звании асессора. С 1799 года — настоятель Новгородского Валдайского Иверского монастыря. 30 октября 1799 года хиротонисан во епископа Калужского и Боровского. Как первому епископу вновь учрежденной Калужской епархии, ему пришлось устраивать Епархиальное управление, Духовную консисторию, устанавливать границы епархии, бороться с расколом и прочее. В управлении епархией проявилась его твёрдая независимость и самостоятельность. С подчиненным ему духовенством он был обходителен и справедлив. С 25 октября 1803 года — архиепископ. В 1806 году вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. Благодаря своим талантам и способностям архиепископ Феофилакт стал известен в высших кругах общества, подружился с обер-прокурором Святейшего Синода князем А. Н. Голицыным; был приятелем однокашника по семинарии М. М. Сперанского. Он стремился к поднятию русской церкви — поднять авторитет приходского священства. С этой целью по его инициативе и при поддержке Сперанского был в ноябре 1807 года учреждён Комитет по усовершенствованию духовных училищ, преобразованный 26 июня 1808 года в Комиссию духовных училищ. С 5 марта 1809 года — архиепископ Рязанский и Зарайский. После отставки в 1812 годы М. М. Сперанского значение Феофилакта значительно ослабело. Его постарались удалить из Санкт-Петербурга; 27 ноября 1812 года, получив именной указ императора Александра I, архиепископ Феофилакт возглавил Экстраординарную комиссию по приведению в порядок епархий, разоренных во время Отечественной войны 1812 года. Ему же император поручил провести расследования действия архиепископа Могилёвского Варлаама (Шишацкого) во время оккупации Могилёва французами, по результатам которого Варлаам, объявленный явным клятвопреступником, был лишён архиерейского сана и священства.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Rusa...

Адрес : город Вологда, улица Монастырская, дом 2, 160901. Телефон : канцелярия: 8 (8172) 55-92-17 . Волынская духовная семинария [ править править код ] Волынская духовная семинария Волынская духовная семинария — духовное учебное заведение Луцкой и Волынской епархии Украинской православной церкви. Волынская духовная семинария была основана 14 мая 1796 года, как «Епаршеская семинария» стараниями первого (после присоединения при Екатерине к России Волынского края) Волынского епископа Варлаама (Шишацкого). Несколько выпускников Волынской духовной семинарии были прославлены в лике святых Русской православной церкви: митрополит Одесский Анатолий (Грисюк), архиепископ Харьковский Александр (Петровский), епископ Бежецкий Аркадий (Остальский), священномученик Александр Хотовицкий. Адрес : Украина, 263000, Волынская область, г. Луцк, ул. Драгоманова, 26. Телефон : (0332) 22-48-81 . Воронежская духовная семинария [ править править код ] Воронежская духовная семинария Воронежская православная духовная семинария — высшее профессиональное духовное учебное заведение Воронежской епархии Русской Православной Церкви, осуществляющее подготовку священнослужителей и церковнослужителей. Учреждена 31 мая 1745 года по указу епископа Воронежского Феофилакта (Губанова). В августе 1918 года советская власть закрыла семинарию, реквизировала все её имущество, уничтожила богатейшую библиотеку. Духовенство, преподаватели и воспитанники семинарии были подвергнуты преследованиям и репрессиям. В июле 1993 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви было открыто Воронежского епархиальное духовное училище при храме Успения Пресвятой Богородицы (левый берег города). В августе 1994 году открыто и регентское отделение при училище для подготовки руководителей церковных хоров. Постановлением Священного Синода 17 июля 1997 г. училище преобразовано в Воронежскую духовную семинарию. 4 марта 2000 года семинария переименована в Воронежскую православную духовную семинарию и получила статус высшего профессионального учебного заведения.

http://azbyka.ru/palomnik/Православные_д...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010