Движет ревность сердца, Что совсем я прав; Только уличает Свет мя преслужав. Но Бог милосерд, Сотрет камень тверд На мелкие части, Все мои напасти На них обратит. На Волыни и в некоторых местах Черниговской епархии сохранилось предание, будто император Александр I хотел помиловать Варлаама и даже предлагал возвратить ему сан архиерейства. Но Варлаам, удрученный недугами и слепотой, будто бы отказался от этого, выражая желание до конца жизни понести заслуженное наказание. Скончался он 23 июля 1820 года, а по другим источникам – в 1823 году. Литература: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1397, 1404. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 171. Рункевич С. Г. История Минской архиепископии 1793–1832 гг.: С подробны м описанием хода воссоединения западно-русских униатов с Православной Церковью в 1794–1796 гг. Исследование Стефана Рункевича . – СПб., 1893. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 67, 77, 495, 542, 935. Белков Евг. Архиепископ Варлаам (Эпизод из 1812 года)//Русский паломник. – 1912, 42. – С. 653–654. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб.. 1896, 171. Русский паломник. – 1893, 28. – С. 438. Русская старина. – 1880, январь. – С. 210. – 1886, июнь. – С. 710; август. – С. 486. Исторический вестник. – 1881, июль. – С. 522–543. – 1893, октябрь. – С. 231–244. Русский архив. – 1903, кн. 2, 6. – С. 290–291. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911, т. 3. – С. 771. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 547; т. 2. – С. 1582. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907. т. 5-а. – С. 531.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

архиепископ с 21.04.1835 по 28.01.1840 архиепископ Волынский и Житомирский Минская и Бобруйская С 4 февраля 1840 года Имена Сведения Антоний (Зубко), епископ бывший епископ Брестский, викарий Литовской епархии с 28.01.1840 архиепископ с 05.04.1841 по 01.03.1848 на покое; 15.02.1884 Михаил (Голубович), епископ бывший епископ Брестский, викарий Литовской епархии с 01.03.1848 архиепископ с 19.04.1853 по 23.01.1868 на покое; 06.03.1881 Александр (Добрынин), епископ бывший епископ Ковенский, викарий Литовской епархии с 14.08.1868 архиепископ с 27.03.1877 по 25.04.1877 архиепископ Донской и Новочеркасский Евгений (Шершилов), епископ бывший епископ Ковенский, викарий Литовской епархии с 16.05.1877 по 06.04.1878 переименован епископ Минский и Туровский; 22.03.1897 Минская и Туровская С 6 апреля 1878 года Имена Сведения Евгений (Шершилов), епископ бывший епископ Минский и Бобруйский с 06.04.1878 по 26.07.1880 епископ Астраханский и Енотаевский; 22.03.1897 Варлаам (Чернявский), епископ бывший епископ Выборгский викарий Санкт-Петербургской епархии с 26.07.1880 21.05.1889 Симеон (Линьков), епископ бывший епископ Орловский и Севский с 03.06.1889 31.08.1899 Викарии Минской епархии Житомирский епископ Викариатство учреждено в 1795 году Кафедра в Остроге Имена Сведения Варлаам (Шишацкий), епископ рукоположен с 03.06.1795 по 16.10.1799 епископ Волынский и Житомирский Могилёвская Учреждена в 1633 году. Кафедра в Могилёве Мстиславская, Оршанская и Могилёвская Имена Сведения Иосиф (Бобрикович-Анхожский), епископ рукоположен в конце 1633 09.04.1635 рукоположен с 1635 по 25.02.1647 митрополит Киевский и Галицкий Игнатий (Оксенович-Старушич), епископ рукоположен с 12.07.1650 Иосиф (Кононович-Горбацкий), епископ рукоположен с 02.05.1650 25.02.1653 С сентября 1654 года кафедра перешла под управление Московского патриарха, однако епископ не был поставлен. Заведовал Могилёвской епархией сам патриарх Никон . С сентября 1655 года патриарх Никон поставил наместником Филофея, наместника Иверского Святоезерского монастыря (на Валдайском озере) и его брата Серапиона.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

[ Елиссей , в окт. 1596.] Лазарь , 1802–24; (†...?) Аркадий Федоров 27 мая 1825 перев. из Грозовского монастыря; 8 дек. 1828 хирот. в епископа Оренбургского. Иоанн Доброзраков 14 янв. 1829 перев. из Можайского Лужецкого монастыря; 5 авг. 1830 хирот. в епископа Пензенского. Смарагд Крыжановский в 1830 перев. из Киево-Братского монастыря; 20 сент. 1831 хирот. в епископа Ревельского (викария С.-Петербургской епархии). Евтихиан Лестев в 1833 перев. из Спасо-Прилуцкого монастыря, а в 1834 – в Рязанский Солотчинский. Евгений Добротворский , с 1834, перев. из Грозовского? 31 мая 1836 хирот. в епископа Винницкого (викария Подольской епархии). Феофан , в 1836–45. Геласий в 1845 перев. из Грозовского; до 1855. Пантелеймон , в 1856–59. 5 Петропавловский, в Минске, В 1795 г. обращён в Кафедральный собор; штат перев. в Пинский Богоявленский 154 [V, 67.] Архим. Паисий , 1620. – Пётр Пашкевич , 1691. 6 Грозовский Иоанно-Богословский, в местечке Грозове, основан в начале XVII века; заштатный. [III, 758.] Архимандриты Исаия , игум., 1795–1809; архим. до 1814. Неофит , 1817–24. Аркадий Федоров в июне 1824 перев. из Кутеенского, а 27 мая 1825 – в Пинский Богоявленский. Платон , 1829–31. Евгений , 1831–34, перев. в Пинский Богоявленский? Геласий , 1838–45, перев. в Пинский Богоявленский. Платон , 1846–59. 7 Дятловицкий Спасо-Преображенский основан в 1622 г.; заштатный. [IV, 77.] Игум. Иннокентий Гизиель , в 1645 ж 1646, перев. в Киево-Братский мнтрь. – Руф , в авг. 1766. 155 Архим. Варлаам Шишацкий 26 мая 1794 перев. из Новгородского Вяжицкого монастыря, а 3 июня 1795 хирот. в епископа Волынского. – Иов , 1838–41, 53–56. 8 Кобринского Спасского, в городе Кобрине [IV, 546]: Игумены Варлаам , 1465. Андрей , 10 июня 1491. Антоний Критский , 5 окт. 1512. Иосиф , в сент. 1526. Вассиан , 1541. Иона Гоголь с 7 февр. 1586. После епископ Туровский. Павел Овлочинский , архим., 1633. 9 Слуцкий Троицкий основан в XVI веке. Ныне заштатный. [VI, 148.] Архимандриты Макарий , 31 мая 1492. Иосиф , игум., 1493 и 94.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Смещение епископа или лишение его сана являлись прерогативой вышестоящих церковных инстанций и не могли производиться государственной властью, так как сообщение или отнятие благодатных даров (харизмы) было совершенно вне ее компетенции. Вместе с тем в синодальный период государство неоднократно принуждало Святейший Синод смещать епископов или лишать их сана. Так, Петр I повелел извергнуть из сана и казнить Ростовского архиепископа Досифея, Игнатия, епископа Тамбовского, приказал лишить сана, Игнатия, митрополита Крутицкого,— сослать в Сибирь. Уже после Петра I по требованию государственной власти Святейший Синод лишил сана Феодосия Яновского, сосланного затем в монастырь с именем монаха Федоса. По повелению императрицы Анны Иоанновны были лишены сана Лев Юрлов, Казанский митрополит Сильвестр Холмский, Киевский архиепископ Варлаам Ванатович, архиепископ Евфимий Коллети и архиепископ Феофилакт Лопатинский; впрочем, при императрице Елизавете оставшиеся в живых были восстановлены в сане. Екатерина II приказала лишить сана митрополита Арсения Мацеевича. При Александре I был лишен сана и сослан в монастырь Могилевский архиепископ Варлаам Шишацкий за то, что в 1812 г. после захвата Могилева французами он приветствовал Наполеона и присягнул ему на В последующее время, особенно при Николае I и в обер-прокурорство Победоносцева, многие епархиальные архиереи смещались и отправлялись на покой по монастырям за проступки административного характера. Последним случаем такого рода было, кажется, смещение Саратовского епископа Гермогена Долганова при обер-прокуроре Саблере в 1912 Еще одним нововведением Петра I стала отмена белого клобука для митрополитов, при этом все епископы получили право ношения саккоса, что ранее было привилегией митрополитов. Впавший в немилость Нижегородский митрополит Сильвестр Холмский был в 1719 г. перемещен сначала в Смоленск — в сане митрополита, но без белого клобука, затем — простым епископом в Тверь (1720–1723) и наконец — в Рязань (1723–1725). Даже Московская кафедра с 1742 по 1775 г. замещалась архиепископами. Лишь Платон Левшин стал митрополитом (1775–1812), но его преемник Августин Виноградский (1818–1819) снова был в сане архиепископа, да и сам Филарет Дроздов в 1821–1826 гг., уже возглавляя Московскую епархию, имел сан архиепископа. В Петербурге после 1770 г. в череде митрополитов оказался и один архиепископ — Амвросий Подобедов

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

1698-1699), Сильвестр (Святополк-Четвертинский; 1707-1728), Арсений (Берло ; 1730-1732), Иосиф (Волчанский ; 1735-1742), Иероним (Волчанский; 1744-1754), свт. Георгий (Конисский; 1755-1795, с 1783 архиепископ), Афанасий (Волховский; 1795-1797), Иларион (Кондратовский; 1797), Анастасий (Братановский-Романенко ; 1797-1805, с 1801 архиепископ), Варлаам (Шишацкий; 1805-1813, с 1808 архиепископ), Ириней (Фальковский; 1812-1813, в. у.), Даниил (Натток-Михайловский; 1813-1821, с 1816 архиепископ), архиеп. Иоасаф (Сретенский; 1821-1827), Павел (Павлов-Морев; 1827-1831), Гавриил (Городков ; 1831-1837, с 1834 архиепископ), архиеп. Смарагд (Крыжановский ; 1837-1840), Исидор (Никольский ; 1840-1844, с 1841 архиепископ), Анатолий (Мартыновский; 1844-1860, с 1853 архиепископ), архиеп. Евсевий (Орлинский ; 1860-1882), Виталий (Гречулевич; 1882-1885), Сергий (Спасский; 1885-1892), Ириней (Орда ; 1892-1893), Евгений (Шерешилов; 1893-1896), Мисаил (Крылов; 1896-1904), Стефан (Архангельский; 1904-1911), Константин (Булычёв; 1911 - июнь 1922, с 1915 архиепископ), Мстиславский еп. Варлаам (Ряшенцев; июнь-июль 1922, в. у.); Нифонт (Фомин; 1922-1924), Никон (Дегтяренко; 1924-1927), Иоасаф (Шишковский-Дрылевский; 1927-1928), Феодосий Ващинский (1929, 1933), архиеп. сщмч. Павлин (Крошечкин; 1933-1935), Александр (Раевский ; 1936), сщмч. Иоасаф (Жевахов ; 1936), архиеп. Филофей (Нарко; 1942-1944), архиеп. Максим (Кроха; 1989-2002), Софроний (Ющук; с 7 окт. 2002). Монастыри. Действующие Успенский Пустынский (мужской, в урочище Пустынки близ Мстиславля, основан в XIV в., с 1605 в унии, с 1839 православный, в 1925 упразднен, возрожден в 2003), Николаевский (женский, в Могилёве, учрежден в сер. 30-х гг. XVII в., с 1719 мужской, упразднен в 1754, возрожден в 1991 как женский). Упраздненные мстиславский Николаевский (мужской, в Мстиславле, известен с 1506, упразднен в 1877), могилёвский в честь Преображения Господня (мужской, в Могилёве, известен со 2-й пол. XVI в., перешел к униатам в 1618, с 1649 православный, закрыт в 1918), Мстиславский Онуфриевский при Натопе (мужской, на погосте Онуфрево (ныне с.

http://pravenc.ru/text/2563894.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ (Шишацкий Григорий Степанович; 12.03.1750, с. Красиловка Козелецкого у. Черниговской губ.- 18 (по др. источникам, 23). 07.1820, Новгород-Северский), мон., лишенный сана бывш. архиеп. Могилёвский и Витебский. Род. в крестьянской семье. Образование получил в Переяславской ДС и КДА. По окончании академии определен учителем грамматики и риторики в Переяславскую ДС. В 1776 г. принял монашеский постриг, через год был рукоположен во иеромонаха и назначен префектом семинарии. В 1779 г. уволен по болезни, 2 года жил в переяславском Михайловском Ефремовом мон-ре (в Полтавской губ.). В 1780 г. в сане игумена управлял заштатным Мошногорским Вознесенским мон-рем (в Черкасском у. Киевской губ.), в 1781 г.- переяславским Михайловским, через 2 года был назначен настоятелем. С 1783 г. преподавал богословие в Переяславской ДС, в 1785 г. стал ее ректором. В том же году в связи с упразднением Переяславской епархии и семинарии переведен ректором в Новгород-Северскую ДС и настоятелем Макошинского Николаевского мон-ря (в Сосницком у. Черниговской губ.) с присутствием в консистории. После учреждения в Польше православной епископской кафедры, подчиненной Святейшему Синоду (27 июля 1785), В. указами Синода от 30 нояб. 1786 г. и 31 янв. 1787 г. был назначен «старшим виленских монастырей» и игуменом Виленского (см. вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов ) и минского Петропавловского монастырей. В 1789 г., после ареста Переяславского и Бориспольского еп. Виктора (Садковского) , обвиненного польск. властями в нелояльности, В. отказался дать присягу «королю и Речи Посполитой» и, боясь преследования, бежал в Россию, в Могилёв, откуда 14 мая 1790 г. его вызвали в С.-Петербург. 22 авг. 1791 г. В. был возведен в сан архимандрита с назначением в Вяжищский новгородский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь, затем переведен в Кириллов Белый Новоезерский монастырь, с 1792 г. являлся префектом Новгородской ДС. 26 мая 1794 г. направлен Синодом к Минскому еп. Виктору (Садковскому) для помощи «ему в обращении тамошних униатов в Православие». 19 окт. 1794 г. В. назначили первенствующим членом Минской консистории с управлением Спасо-Преображенским монастырем в мест. Дятловичи Пинского у. Минской губ.

http://pravenc.ru/text/154215.html

Евгений Бажанов,еп. 1832–1834 Никанор Клементьевский 1834–1840до 1835 года епископ Антоний Зубко 1840–1848до 1841 года епископ Михаил Голубович 1848–1868до 1853 года епископ Александр Добрынин 1868–1877до 1877 года епископ Епископы Минские и Туровские: (с 1878 года) Евгений Шерешило, еп. 1877–1880 Варлаам Чернявский 1880–1889 Симеон Линьков 1889 Могилевская Учреждена в 1633 году. Кафедра в Могилеве. Епископы Мстиславские, Оршанские и Могилевские: Иосиф Бобрикович-Анехожский 1632–1635 Сильверст Коссов 1635–1647 Игнатий Оксинович-Старушич 1650 Иосиф Конотович-Горбатский 1650–1653 Мефодий Филимонович 1661–1669 Иосиф Нелюбович-Тукальский 1661–1664 Фодосий Василевич 1672 –1678 Серапион Польховский 1697–1704 Сильверст Святополк, князь Четвертинский 1704–1728 Арсений Берло 1728–1733 Иосиф Волчанский 1734–1742 Иероним Волчанский 1744–1754 Могилевские, Мстиславские и Оршанские: Георгий Конисский 1755–1795 с 1783 года архиепископ Могилевские и Полоцкие: Афанасий Вольховский 1795–1797 Белорусские и Могилевские: Иларион Кондратковский 1797 Архиепископы и епископы Могилевские и Витебские (с 1803 года): Анастасий Братановский 1797–1805 с 1801 года архиепископ Варлаам Шишацкий 1805–1813 с 1808 года архиепископ Даниил Наток-Михайловский 1813–1821 с 1816 года архиепископ Иоасаф Сретенский, архиеп. 1821–1827 Павел Морев-Павлов, еп. 1827–1831 Могилевские и Мстиславские (с 1883 года): Гавриил Городков 1833–1837 с 1833 года архиепископ Смарагд Крыжановский, архиеп. 1837–1840 Исидор Никольский 1840–1844 с 1841 года архиепископ Анатолий Мартыновский 1844–1860 с 1853 года архиепископ Евсевий Орлинский , архиеп. 1860–1882 Виталий Гречулевич , еп. 1882–1885 Сергий Спасский , еп. 1885 Павел Вильчанский, еп. 1892 Ириной Орда, еп. 1892–1893 Евгений Шерешило, еп. 1893 Нижегородская Учреждена в 1672 году. Кафедра в Нижнем-Новгороде. Митрополиты Нижегородские и Алатырские: Филарет 1672–1686 Павел 1686–1696 Трифилий Инихов 1697–1699 Исайя 1699–1708 Сильвестр Холмский (Волынский) 1708–1719 Епископы Нижегородские и Алатырские:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архиепископы и Епископы Могилевские и Витебские (с 1803 до 1833 г.): Анастасий Братановский 1797–1805. Архп. с 1801. Варлаам Шишацкий 1805–1813. Архп. с 1808. Даниил Натток-Михайловский 1813–1821. Архп. с 1816. Иоасаф Сретенский 1821–1827. Архп. Павел Павлов (Морев) 1827–1831. Могилевские и Мстиславские (с 1833 г.): Гавриил Городков 1831–1837. Архп. с 1833. Смарагд Крыжановский 1837–1840. Архп. Исидор Никольский 1840–1844. Архп. с 1841. Анатолий Мартыновский 1844–1860. Архп. с 1853. Евсевий Орлинский 1860–1882. Архп. Виталий Гречулевич 1882–1825. Сергий Спасский 1885. Павел Вильчанский 1892–1892. Ириней Орда 1892–1893. Евгений Шерешило 1893–1896. Мисаил Крылов 1896–1904. Стефан Архангельский 1904–1911. Константин Булычев 1911. Гомельское викариатство, учр. в 1907 г. Епископы: Митрофан Краснопольский 1907. Московская 31 Кафедра в Москве Митрополиты Московские и всея Руси: Феодосий Бывальцев 1461–1464. Филипп 1464–1473. Геронтий 1473–1489. Зосима Бнадатый 1490–1494. Симон 1495–1511. Варлаам 1511–1521. Даниил 1522–1539. Иоасаф Скрипицын 1539–1542. Макарий 1542–1563. Афанасий 1564–1566. Св. Филипп Колычев 1566–1568. Кирилл 1568–1572. Антоний 1572–1581. Дионисий 1581–1586. Иов 1586–1589 . Патриархи Всероссийские: Иов 1589–1605 . Игнатий (грек) 1605–1606 (не был признан). Гермоген 1606–1612. (Междупатриаршество 7 лет). Филарет Романов 1619–1633. Иоасаф I 1634–1640. Иосиф 1642–1652. Никон Минин 1652–1666. Иоасаф II 1667–1672. Питирим 1672–1673. Иоаким Савелов 1674–1690. Адриан 1690–1700 (последний патриарх). Стефан Яворский , блюститель патриаршего престола, 1701–1721. Архиепископы 32 : Иосиф Волчанский 1742–1745. (С 1745–1748 управлял Крутницкий 33 еп. Платон). Платон Малиновской 1748–1754. Тимофей Щербацкий 1757–1767. Митр. Амвросий Зертис-Каменский 1768–1771. (С 1771 по 1775 управлял Крутицкий еп. Самуил Миславский). Московские и Коломенские (с 1799 г.): Платон Левшин 1775–1812. Митр. с 1787. Августин Виноградский 1818–1819. Митрополиты Московские и Коломенские: Серафим Глаголевский 1819–1821.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Посем снимают с него одежды внешняя священническия, поюще стихиру сию глас ( в ) (2): Днесь ученик Христов отчуждается чести Его и благодати: возлюби бо паче служения Ему рабо-тати беззаконником; тем же ныне, яко недостоин, от святилища отвержен бывает. Сего ради вси со умилением Христу возопием: пощади нас, Владыко, пощади, во чистоте же и правде служити Тебе нас сподоби, яко Един благ и Человеколюбец. Таж одевают его в одежды мирския, глаголющи: да облечешися во срам, и да одеждешися, яко одеждою, студом своим. Сия вся содеявши, сядет паки Святитель на месце своем во вратех царских и, держа жезл в руце десной, сице глаголет: понеже не достоин явился еси степени пресвитерскаго, ни предстояти жертвеннику Божию, ниже священнодействовати слова его истины, и приносити Ему дары же и жертвы и ино что священнодействовати можеши к тому, вин ради нанесенных на тя лукавством твоим, сего ради аз властию от Христа Бога мне данною, яко неключимаго тя раба, от святаго престола и алтаря Господня отлучаю, отметаю и до конца сим жезлом пастырским вовеки отреваю. И се доглаголя, отринет его жезлом от Царских врат. И абие востав, царския врата затворяет и изложив с себя одежду, отходит восвояси». Миряне, присутствовавшие при совершении этого чина, останавливали свое наблюдение и внимание, главным образом, на острижке длинных волос на голове извергаемых из священства и потому последних стали называть и теперь называют расстригами. В настоящее время лишение священства совершается без всякого церемониала и совершается не в храмах Божиих, а в присутствии духовных пастырей, где секретарь консистории, при собрании членов ее, читает синодальный указ лишаемому священства о снятии с него пресвитерского сана, и затем берется от него подписка впредь не именоваться священником, не носить священнической одежды и не совершать никаких церковных священнодействий. В нашей православной церкви совершается не только извержение законопреступных пресвитеров, но бывали, хотя и редкие случаи, что и архиереи наши извергались из святительского сана. Так, в царствование Алексея Михайловича лишен был святительского сана патриарх Никон ; в царствование императрицы Анны Иоанновны – архиепископ Варлаам Ванатович; при императрице Екатерине II – митрополит Арсений Мациевич, а при императоре Александре I – архиепископ могилевский Варлаам Шишацкий. Так как в наших архиерейских Чиновниках, ни рукописных, ни печатных, не было особого чина, по которому надлежало совершать извержение из святительского сана, то таковому извержению предшествовало составление собором наших архипастырей церемониала для совершения этого крайне прискорбного акта. В настоящей статье мы опишем причины и церемониал извержения последних двух из упомянутых святителей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/chin-i...

В результате деятельности архиеп. Виктора число приходов в М. е. возросло. В 1793-1794 гг. к правосл. Церкви присоединилась приблизительно треть всех действовавших на западнорус. землях униат. общин: в Брацлавской (позже Подольской) губ.- 831 церковь, 14 часовен, мон-рь, 592 тыс. прихожан; в Изяславской (позже Волынской) губ.- 745 церквей, 10 часовен, мон-рь, 416 тыс. прихожан. К нач. июня 1795 г. в Минской губ. к правосл. Церкви присоединились 34 приходских храма, 8 приписных церквей и 5 часовен, ок. 20 тыс. прихожан. К нач. июня 1796 г. число вернувшихся в Православие униатов в Минской губ. удвоилось: воссоединенными считались 82 храма, 12 священников и 65 тыс. прихожан. В 1794-1795 гг. на территории М. е. воссоединилось с правосл. Церковью почти 1,5 млн униатов. Униат. духовенство часто оказывало сопротивление. В июле 1794 г. помощник архиеп. Виктора, первенствующий член Минской духовной консистории и настоятель дятловичского Преображенского монастыря архим. Варлаам (Шишацкий) , жаловался в Киев, что его поездка в г. Бар была сорвана из-за произвола местной шляхты и враждебных действий братии Барского монастыря василиан (ГА Хмельницкой обл. Ф. 315. Оп. 1. Д. 238). В авг. 1794 г. архим. Варлаам снова писал о «возмущениях», спровоцированных униат. духовенством в Подолии. Нередки были случаи (напр., в с. Кутковцы Изяславской губ. в 1795), когда принятого в правосл. Церковь священника назначали на воссоединенный приход, но в то же время ктитор храма, оставшийся в унии, не допускал клирика к службе и требовал возвращения в унию (ГА Житомирской обл. Ф. 1. Оп 1. Д. 2). В Минской губ. результатом гонений польск. властей на Православие стал упадок монашества. На рубеже 1792 и 1793 г., незадолго до присоединения края к России, польскими властями был упразднен Преображенский (по др. данным, Петропавловский) женский мон-рь в Минске, сохранившаяся община переехала в Вильно, где при поддержке Виленской архимандритии смогла организовать небольшой женский скит с храмом Благовещения Богородицы, в 1798 г. община была упразднена. В 1797 г. закрылись слуцкий в честь Преображения Господня и Кейданский Преображенский мон-ри, в которых почти не было братии. Минской консисторией были рекомендованы к закрытию Кронский Троицкий и Евейский Успенский муж. мон-ри (ныне в Литве), в которых имелись настоятели, но не было братии; сначала Синод отказался их закрывать, дал согласие только в 1810 г. Важную роль в возрождении монашества в регионе сыграл настоятель минского Петропавловского мон-ря (с 1800 пинского Богоявленского мон-ря) архим. Лазарь (Терешкевич).

http://pravenc.ru/text/2563280.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010