В 1812 г. он был отправлен в Смоленск, Могилев, Калугу, Минск и Волынь, где по поручению Священного Синода раздавал пособие потерпевшим от неприятеля, лишил сана епископа могилевского Варлаама (Шишацкого), присягнувшего Наполеону. В 1817 г. его назначили экзархом Грузии, где предстояло наладить церковное управление, открыть в Тифлисе духовную семинарию и духовные училища. Как и прежде, преосвященный Феофилакт не жалел сил и трудов по устройству духовных дел: добился материального обеспечения для местного духовенства и через благочинных подчинил его дисциплине, вдохнул новую жизнь в миссионерскую деятельность Осетинской комиссии (число новообращенных достигло 47 тыс. человек). Но «тоска по России и сознание опалы тяжелым бременем лежали на его сердце. Не могли утешить его ни сан митрополита, пожалованный в 1819 г., ни орден Владимира I степени. Он просил перевода в Россию» стр. 468]. В 1821 г. во время поездки по церквям Кахетии митрополит Феофилакт скончался от тифа, и был похоронен в Бодбийском Сигнагском монастыре. Итак, перед нами история жизни, безусловно, незаурядной личности, которая внесла значительный вклад в укрепление русской православной церкви и государства. Но для филологических исследований большой интерес представляют оригинальные и переводные труды Феофилакта Русанова , которых сохранилось немало. Первые включают его проповеди , где «он был проповедником-публицистом, и преимущественно рационально-полемического направления» стр. 469]. Вторые составляют большую группу выполненных им переводов: с латинского – «Философское утешение» Боэция (1794); с греческого – «Рассуждение о достоверности книг евангельских и об истинности свидетельства апостолов» (1803); с английского «Созерцание христианства» Женнинса (1803); с французского – «Пастырское наставление о превосходстве религии» Сезара Гильома де Ла Люзерна (1804); «Врачевство от уныния и отчаяния» (1805); «Начала против безверия» Камюзе (1806). Собрание переводов Феофилакта Русанова было издано в четырех частях в Санкт-Петербурге в 1809 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Rusa...

ПСПиР. 3. 1105, 1198; 5. 1884; ОДДС. 3. 452. Духовный регламент. Ч. 1. Пункт 9; ПСПиР. 1. 1; ПСЗ. 5. 2985. Об участии Феодосия Яновского в составлении текста архиерейской присяги см.: Титлинов. Феодосий Яновский, в: РБС. С. 390; об отмене присяги см. в: Прав. соб. 1906. 3. С. 731; Верховской. 1. С. 609. См.: Milasch. S. 352 и след., 365 и след. Суворов. Курс (1912). С. 306; Бердников. Краткий курс (1888). С. 40, 43, 45. Чин поставления епископа был окончательно установлен в 1676 г., а в 1725 г. по поручению Святейшего Синода несколько изменен архимандритом Гавриилом Бужинским (Никольский К. Пособие к изучению устава богослужения православной Церкви. СПб., 1900. 6-е изд. С. 712–716). См. § 8. Титов А. Варлаам Шишацкий, в: Русс. арх. 1903. 6; Чистович. Руководящие деятели (1894). С. 69–77. См. § 9, 11. Митрополит Филарет был против того, чтобы ушедшим на покой епископам поручалось руководство монастырями (Собрание мнений. 5. 1. С. 231). Каким унижениям подвергались иногда живущие в монастырях на покое архиереи со стороны монастырского начальства см.: Никанор. 1. С. 158–160, а также жизнеописание архиепископа Анатолия Мартыновского, в: ТКДА. 1887. 4. С. 404 и след.; Евлогий. Путь моей жизни. С. 131. Доброклонский. 4. С. 105–107; ПСЗ. 16. 12060; Сборник. 26. С. 21, 28 и след., 415 и след. Иванцов-Платонов А. И. О русском церковном управлении, в: Высшее церковное управление в России. М., 1906. С. 67 (первое издание — в газете И. С. Аксакова «Русь» в 1882 г.); ср. статью самого Аксакова: Собр. соч. (1886). 4. С. 199 и след. Ср. в этой связи характеристику епископата в Московском государстве: Голубинский Е. Е. История (1900). 2-е изд. 1. 1. С. 369, 371, 604–606; Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Сергиев Посад, 1912. 2. С. 120 и след. И тот и другой подчеркивают стремление епископата увеличить свою власть над приходским духовенством и в то же время его готовность подчиниться государству даже в тех вопросах, которые должны были бы решаться самою Церковью.

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

Подчинившись призыву начальства, французам также присягнули две трети духовенства епархии. После изгнания врага делом Шишацкого занялась следственная комиссия, созданная по приказу Александра I. Следствие на месте провел архиепископ Феофилакт (Русанов). Вот его впечатления: «В Могилеве ничто меня так не затруднило, как упрямство преосвященного Варлаама. Его и прежде не любили, а теперь и светские и духовные власти восстали против него… Могилевская епархия до того расстроена, что обыкновенный, но благонамеренный архиерей через год прослывет фениксом». Решение приняли без спешки, учтя детали дела. Лишенный сана, Шишацкий был сослан в Новгород-Северский монастырь на покаяние. Никаких строгостей не оговаривалось. Представляется, что в монастырь он отбыл не безденежным. Во всяком случае, заметил современник, из собора, где совершился чин лишения сана, он поехал в карете. Так что коллаборационист легко отделался. «Тогда считать мы стали раны…» Потери Церкви в результате войны были колоссальны. При входе в Москву врага, как все знают, начался страшный пожар. Он повредил многие храмы, ведь выгорело не менее трех четвертей Москвы. 12 храмов безвозвратно погибли. Приходы были опустошены. Из 210 дворов прихода Богоявленского собора в Елохове осталось лишь 6. Ущерб усугубляли преступления оккупантов. Некоторые храмы они превратили в казармы, конюшни и скотобойни. Начался неслыханный грабеж. Для розыска ценностей в кремлевских соборах Наполеон создал специальную комиссию. Возглавляемая Сен-Дидье, префектом дворца императора, комиссия заседала не раз. Грабителей особенно интересовал Успенский собор. Согласно надписи, оставшейся на одной из колонн, враг забрал 325 пудов серебра и 18 пудов золота, не считая драгоценных камней. Пропали золотые и серебряные оклады гробниц, драгоценные кресты, лампады, подсвечники. Целой осталась лишь рака митрополита Ионы. В центре храма французы поставили весы для измерения награбленного добра. На обезображенном иконостасе, с европейской щепетильностью вели учет переплавленного металла. Более того, храм превратили в конюшню. Уходя из Москвы, враг в бессильной злобе пытался взорвать собор, но стены святыни устояли.

http://pravoslavie.ru/53553.html

До 12 апр. 1795 г. в Минске кроме подворья слуцкого Ильинского жен. монастыря с часовней (упразднены в 1796) действовал один правосл. храм - Петропавловский собор муж. мон-ря. В 1795 г. мон-рь был упразднен, собор переосвящен во имя вмц. Екатерины, небесной покровительницы имп. Екатерины II, и получил статус кафедрального. В монастырских зданиях разместились архиерейский дом и консистория. Насельники упраздненной обители перешли в минский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастырь , изъятый у василиан , в связи с чем главный храм последней обители был освящен во имя св. апостолов Петра и Павла. Мон-рь по решению Синода в 1796 г. стал носить двойное наименование - Духовский Петропавловский - для сохранения прежнего посвящения. По указу от 7 сент. 1799 г. штат собора был переведен в Петропавловский храм на территории бывш. Свято-Духовского мон-ря. В 1795 г. по 3-му разделу Речи Посполитой России отошли новые территории, которые в церковно-адм. отношении стали частью М. е., превратившейся в самую обширную епархию РПЦ. 12 апр. 1795 г. из М. е. выделили Брацлавскую епархию и учредили полусамостоятельное Житомирское викариатство М. е., в связи с чем Минский архиепископ получил титул «Минский и Волынский». В его юрисдикцию входили Минская губ. и Литва, разделенная на Литовско-Виленскую и Литовско-Гродненскую губернии. Викарную кафедру занял архим. Варлаам (Шишацкий), который, оставаясь настоятелем дятловичского Преображенского мужского мон-ря, 26 мая 1794 г. был определен Синодом в помощь архиеп. Виктору (Садковскому) «с правом управляющего делами Духовного ведомства по Изяславской и Брацлавской губерниям». Житомирское вик-ство изначально было полусамостоятельной структурой, более тесно связано с Киевской митрополией, нежели с Минском (что обуславливалось и территориальной близостью Киева). По благословению митр. Киевского Самуила 29 окт. 1795 г. была учреждена отдельная Житомирская консистория, секретарем которой стал бывш. префект ДС в Слуцке (1787-1795) и выпускник Киево-Могилянской академии Пантелеимон Иллекевич-Корбут. В консистории трудились и др. выпускники академии, к-рые участвовали в создании первого после упразднения унии в крае духовного уч-ща в г. Любаре (ГА Житомирской обл. Ф. 1. Оп. 1. Д. 40, 63). С 23 янв. 1796 г. уже официально Житомирский викарий имел права епархиального архиерея и управлял приходами Волыни, при нем существовал штат третьеклассной епархии. Резиденция Житомирского епископа находилась в Остроге. В 1799 г. Житомирское вик-ство было преобразовано в самостоятельную Волынскую и Житомирскую епархию. М. е. стала именоваться «Минская и Литовская», тогда же архиепископ Минский утратил звание коадъютора Киевской митрополии.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

дального обер-прокурора Мусина – Пушкина Святейшему Синоду о поручении архиепископу Минскому обнародовать пастырскую грамоту, вызывающую жителей его епархии к возвращению из унии в православие; 3) состоявшееся в Св. Синоде постановление относительно мер к возвраще­нию жителей юго-западного края в православие; 4) инструкция, данная протоиерею Иоанну Радзимовскому преосвященным Виктором Садковским; 5) постановление Св. Синода с распоряжением о назначении духовных лиц для вос­соединения жителей юго-западного края с православною церковью; 6) именной список благочинным, игуменам, протоиереям и иереям, определенным для присоединения из унии к православно-восточной греко-российской церкви, кто по собственной и доброй воле из обывателей Изяславской и Брацлавской губерний пожелает; сочинен в мин­ской духовной консистории 1794 года июня 30 дня; 7) рас­положение из 20 тысячерублевой, Высочайше пожалован­ной, суммы для отцов игуменов, протоиереев и иереев, в Изяславскую и Брацлавскую губернии в должности бла­гочинных и в помощь оным назначенных, с уважением, кто из них разорение и странствование без мест по гонениям униатским понесл и других обстоятельств. Учинено в Минской Духовной Консистории 1794 года июня 30 дня; 8) послание преосвященного Виктора к духовенству, назначенному для воссоединения униатов; 9) Инструкция преосвященного Виктора протоиерею Радзимовскому (1794 г. июня 30 дня); 10) грамота преосвященного Виктора архиман­дриту Варлааму Шишацкому; здесь же сообщены биографиче­ские сведения об архимандрите Варлааме Шишацком, впо­следствии архиепископе Могилевском; 11) указ из Минской Духовной Консистории Звенигородскому отцу протоиерею Иоан­ну Радзимовскому; 12) прошение протоиерея Иоанна Радзимовского губернатору Брацлавской губернии Берхману (здесь протоиерей, указывая на значительное число обращенных им из унии в православие, просит губернатора обра­тить внимание на эти труды и содействовать ему в полу­чении за них награды); 13) письмо Житомирского епи­скопа Варлаама Шишацкого, изъявляющего согласие на пе­реселение Радзимовского в его епархию; 14) протопопская грамота протоиерея Иоанна Радзимовского, данная ему Иовом,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

13.04.1589 Мелетий (Богуринский Хрептович), епископ рукоположен с 1588 (управлял с 1580) 13.01.1593 Ипатий (Потей), епископ рукоположен (униатский епископ) после 20.03.1593 (1591) в октябре 1596 лишён епископской власти, 26.09.1599 назначен митрополитом Киевским; 08.07.1613 Далее епархия состояла в унии до 1620 года Леонтий (Карпович), епископ (наречённый) избран сентябрь 1620 Владимиро-Волынская и Брестская Имена Сведения Иосиф (Курцевич),епископ рукоположен с 1620 (7.01.1621) по 1624 (июль 1625) переехал в Москву, с августа 1626 архиепископ Суздальский и Тарусский Далее епархия была захвачена униатами и православных владык не было. Волынская и Житомирская Восстановлена в 16 октября 1799 года. Кафедра в городе Остроге. С 1832 года – кафедра в Почаевской лавре. С 1 октября 1840 года – кафедра в Житомире. С 1843 по1860 годы – под управлением архиепископов Варшавских. С 1860 года – кафедра в Житомире Имена Сведения Варлаам (Шишацкий), епископ бывший епископ Житомирский, викарий Минской епархии с 16.10.1799 по 20.12.1805 епископ Могилёвский и Витебский Даниил (Натток-Михайловский [Мирдамский]), епископ рукоположен с 02.02,1806 по 06.07.1813 епископ Могилевский и Витебский Стефан (Романовский), епископ рукоположен с 14.09.1813 по 24.11.1828 епископ Вологодский и Устюжский Амвросий (Морев), епископ бывший епископ Оренбургский и Уфимский с 01.12.1828 по 01.02.1832 епископ Нижегородский и Арзамасский Иннокентий (Сельно-Кринов), епископ бывший епископ Курский и Белгородский, с 10.02.1832 архиепископ с 25.12.1833 по 28.01.1840 епископ Орловский и Севский Никанор (Клеметьевский), архиепископ бывший архиепископ Минский и Бобруйский с 28.01.1840 по 17.01.1843 архиепископ Варшавский и Новогеоргиевский Никанор (Клеметьевский), архиепископ Варшавский и Новогеоргиевский с 17.01.1843 по 04.11.1848 одновременно управлял архиепископ Новгородский и Санкт-Петербургский Арсений II (Москвин), архиепископ Варшавский и Новогеоргиевский с 06.11.1848 по 01.07.1860 одновременно управлял митрополит Киевский и Галицкий

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НОВГОРОД-СЕВЕРСКАЯ И ГЛУХОВСКАЯ ЕПАРХИЯ Собор в честь Пресв. Богородицы в Новгород-Северском. 2-я пол. XVII - 1-я четв. XVIII в. Фотография. 10-е гг. XXI в. Собор в честь Пресв. Богородицы в Новгород-Северском. 2-я пол. XVII - 1-я четв. XVIII в. Фотография. 10-е гг. XXI в. Новгород-Северская и Глуховская епархия существовала в 1785-1797 и в 1924-1926 гг., в 1868-1924 гг. и в 1998-2003 гг.- Новгород-Северское викариатство Черниговской епархии. 1785-1797 гг. Хиротонисанный во епископа 8 марта 1657 г. Лазарь (Баранович) имел титул «Черниговский и Новгород-Северский», такой же титул был у его преемников. В 1657-1785 гг. и с 2008 г. по настоящее время Новгород-Северский (ныне Черниговской обл., Украина) является 2-м кафедральным городом Черниговской и Новгород-Северской епархии . Указом имп. Екатерины II Алексеевны от 31 марта 1785 г. была создана Н.-С. и Г. е., что было связано с учреждением 27 янв. 1782 г. Новгород-Северского наместничества. Указом Синода епископом Новгород-Северским и Глуховским был назначен Иларион (Кондратковский) с предписанием пребывания в новгород-северском в честь Преображения Господня мужском монастыре , ставшем архиерейским домом. 6 июня 1785 г. была образована Новгород-Северская консистория. В том же году еп. Иларион перевел в архиерейский дом из Переяслава (ныне Переяслав-Хмельницкий Киевской обл., Украина) духовную семинарию (коллегиум), в сент. в ней начались занятия. Первым ректором семинарии стал архим. Варлаам (Шишацкий). После перевода архим. Варлаама в 1787 г. обратно в Переяслав ректором семинарии в 1787-1796 гг. являлся архим. Платон (Романовский), в 1796-1797 гг.- архим. Иероним (Загоровский). К 1790 г. в семинарии учились 470 чел. В 1785 г. в Н.-С. и Г. е. насчитывалось 448 церквей и 20 монастырей (14 мужских и 6 женских). Епархия была разделена на 11 уездных протопопий: Глуховскую, Конотопскую, Коропскую, Кролевецкую, Мглинскую, Новгород-Северскую, Новоместскую, Погарскую, Сосницкую, Стародубскую, Суражскую.

http://pravenc.ru/text/2577759.html

ВЕВ., 1879 г., 324. «Правда о архиепископе Варлааме, бывшем первом Волынском, а потом архиепископе Могилёвском, скончавшегося в звании простого монаха, и другие некоторые сведения, необходимые для истории Волынской семинарии», свящ. А. Ф. Хвойницкого (стр. 323329). – КЕВ., 1891 г., 124. «Биографичкское сведение об архимандрите Варлааме Шишацком, в последствии архиепископе Могилёвском» (стр. 124126). 1190 Агр., Сб., V, 104. «Зап. иг. Ореста». – БСС., Список духовным особам за 1810 г., стр. 17. –АСС., 1795 г., 35, лл. 910. 1192 В записках игумена Ореста, записано известие, будто по окончании Киевской академии Шишацкий был направлен был нпаравлен для получения высшего образования в Рим, но, по случаю военных действий в Италии, в Рим не доехал и вернулся на родину. – Агр., Сб., V, 104. «Зап. иг. Ореста». – Сообщение, отзывающееся чем-то легендарным и не имебщее себе подтверждение. 1193 Переяславский Михайловский монастырь, в городе Переяславле, упразднён в 1786 г. Ныне собор Михаила Архангела. – В. В. Зверинский «Материал», II, 927. 1194 Ныне село Макошин, Сосницкого у., Черниговской губ., при р. Десне Мокошинский монастырь упразднён в 1786 году. – В. В. Зверинский «Материал», I, 324. 1195 АСС., 1789 г., 112, лл. 2.159. – АСС., 1785 г., 35, лл. 910. – ВЕВ., 1879 г., 324. «., 1891 г., 124. « Биогр. свед. об архим. Варлааме». – Агр., Сб., V, 104. «Зап. иг. Ореста». – ВЕВ., 1892 г., 398399. «Город Владимир, Волынской губернии, в связи с историей Волынской иерархии». 1198 АСС., 1789 г., 112, лл. 23. – МЕВ., 1892 г., 402404. «Дело об арест. поляками преосв. Виктора». 1204 АСС., 1794 г., 265, лл. 86. 93. 163. 168. – АСС., 1789 г. 112, лл. 159. 161. 169. – Определён 19 июня. 1212 АСС., 1794 г., 265, лл. 140141. – АМДК., 684. – КЕВ., 1891., 122124. «Грамата перосвященного Виктора архимандриту Варлааму Шишацкому». 1213 Архимандрит Варлаам имел печальную судьбу. 3 июня 1795 г. он был хиротонисан в епископа Житомирского. 20 декабря 1805 г. перемещён в Могилёв на Днепре. 23 марта 1808 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Ириней, епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии (Фальковский Иван Якимович) Родился 28 мая 1762 года в Пирятинском уезде в семье священника. Первоначальное образование получил в духовной академии при Киево-Братском монастыре. В 1776 году уехал с отцом в Токай (Венгрию) и поступил там на должность причетника, продолжая учение в местном римско-католическом училище. В 1777 году поступил в Пресбургскую гимназию. В 1778 году перешел в Пештскую римско-католическую гимназию. В 1780 году поступил в Офенский 11 университет. В 1782 году, окончив философское образование в Пеште, временно исполнял писарскую должность. В 1783 году вернулся в Россию и поступил в богословский класс Киевской духовной академии. 8 января 1784 года назначен при академии преподавателем арифметики и супер-интендантом академического общежития. 28 февраля 1786 года пострижен в монашество. В 1787 году основал при духовной академии «вольное пиитическое общество», имевшее своей целью ознакомить своих членов с современной литературой. 6 февраля 1799 года возведен в сан архимандрита Гамалеевского Рождество-Богородицкого монастыря Черниговской епархии с оставлением на прежней должности в духовной академии. С апреля 1803 года, по упразднении Гамалеевского Рождество-Богородицкого монастыря, управлял Киево-Братским монастырем. В том же году был назначен ректором духовной академии. 8 сентября 1803 года переведен настоятелем Пустынного Николаевского монастыря в Киеве. В 1804 году, по прошению, уволен из духовной академии, где в течение двадцати лет преподавал различные предметы (арифметику, грамматику, немецкий язык, геометрию, алгебру, поэзию, богословие), поставлен настоятелем Пустынного Николаевского монастыря и присутствующим в духовной дикастерии. 24 февраля 1807 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии. С 7 февраля 1812 года – епископ Смоленский и Дорогобужский. С 1 мая 1813 года, в связи с удалением архиепископа Варлаама (Шишацкого), управлял Могилевской епархией. В том же году 6 июля, по прошению, уволен от управления Смоленской епархией и назначен епископом Чигиринским, коадъютором Киевской митрополии, с управлением Киевским Златоверхим монастырем.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

При этом зап. губернии (отчасти из-за политики, проводимой местными властями, а также из-за измены архиеп. Могилёвского Варлаама (Шишацкого), присягнувшего Наполеону I) пострадали сравнительно мало: в Волынско-Житомирской епархии было разграблено 12 церквей, в Могилёвской - 3 мон-ря и 11 храмов, в Минской - 4 мон-ря и 36 церквей. В Центральной России грабежи приобрели массовый характер, в общей сложности там было разорено более 50% всех существовавших на оккупированных землях церквей: в Смоленской епархии - 6 мон-рей и 252 (по др. данным, 323) церкви, в Калужской епархии - 2 мон-ря и 24 (по др. данным, 27) церкви. Во время оккупации Смоленска лишь благодаря ходатайству свящ. Никифора Мурзакевича избежал разорения Успенский собор: священник попросил маршала И. Мюрата поставить караул у собора, «чтобы не впускать в него нижних чинов». Кроме того, Мурзакевичу удалось частично спасти от расхищения архиерейскую ризницу и неск. церквей, а также помешать франц. артиллеристам снять с колоколен Успенского собора, Одигитриевской ц. и храмов Троицкого мон-ря колокола для перелива в пушки. Отец Никифор заботился и о духовном состоянии смолян (исполнял церковные требы), ухаживал за ранеными рус. солдатами, остававшимися в городе. Подчас оккупанты обходились со священнослужителями очень жестоко. Так, 14 сент. на священника Успенского собора в Смоленске Василия Щировского прямо во время службы наполеоновские офицеры натравили собак, после чего от полученных ран и стресса священник заболел и 2 окт. скончался. Священника ц. Успения Пресв. Богородицы с. Стабна (Стабны) Смоленского у. Емельяна Волочкова за отказ выдать церковные ценности французы привязали к хвосту лошади и протащили до соседнего с. Печерска и обратно, отчего он скончался. Еще до оставления Смоленска по настоянию генеральской оппозиции (вел. кн. Константин Павлович, кн. П. И. Багратион, А. П. Ермолов, Н. Н. Раевский и др.) имп. Александр I решил назначить единого главнокомандующего всеми войсками на зап. театре военных действий.

http://pravenc.ru/text/2581703.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010