14 Но справедливости ради следует отметить, что эта работа была первой попыткой научного осмысления учения Варлаама и в этом отношении представляет некоторую ценность. В середине XIX в. в путешествие по Афону отправляется талантливый русский ученый, будущий епископ Порфирий (Успенский) . 15 Его интересуют прежде всего рукописи. Публикация собранных им новых рукописных материалов, касающихся исихастских споров, стала крупным научным событием и стимулировала дальнейшее развитие исследований в этой области в России, а затем и за рубежом. В свете этих новых источников миросозерцание Паламы и его последователей, а также их оппонентов, обретает большую ёмкость и глубину. Затрагивая историю исихастских споров еп. Порфирий отмечает, что «учение афонских исихастов не было новостью 14-го века; нет, оно издревле таилось не только у них, но и везде, где были безмолвники». 16 Публикацией новых источников занимался и другой выдающийся русский ученый, еп. Арсений (Иващенко). В 1893 г. он издает по рукописи Московской Синодальной библиотеки три неизвестных ранее творения св. Григория Паламы , прилагая параллельный перевод на русский язык. 17 В том же 1893 г. в Одессе стараниями Ф.И. Успенского выходит ценнейший источник как по истории византийской культуры вообще, так и по интересующей нас теме в частности – «Синодик в неделю Православия». 18 В нем кратко суммируются принципиальные расхождения между Паламой и его оппонентами, а также провозглашаются анафемы Варлааму и Акиндину, с обозначением основных положений их мировоззрений. Ф.И. Успенский, ставший, наряду с В.Г. Васильевским , основателем «русской школы византологии» и занимавший, по слову одного из знавших его при жизни, «одно из первых мест» 19 в отечественной византинистике, посвятил одну из своих работ столкновению Паламы с Варлаамом. Главным в этом конфликте служит, по его мнению, политико-религиозный аспект столкновения «партий» – «православно-национальной» и «западнической». «Жизненным нервом всей борьбы, сосредоточенной около имени Варлаама, было западничество в самом широком смысле этого слова – в политике, вероучении», а поэтому «победа Григория Паламы должна быть признана победою национальной партии над латинствующей и западнической».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/opyt-b...

    Παπαμιχαλ Гр. Γρηγριος Παλαμας προς Γρηγριον A­κνδυνον//κκλησιαστικς Φαρος. Τ. 12. λεξανδρεια, 1913. Σ. 375—381. Мы цитируем письмо по [рукописи] Coisl. 100, fol. 75v-77.     Порфирий (Успенский), en. Первое путешествие в афонские монастыри и скиты в 1845 году. Ч. 1. Отд. 1. К., 1877. С. 231/[Порфирий (Успенский), en. История Афона. В 2 т. М., 2007. T. 1. С. 812].    Coisl. 100, fol. 75v.    См. интересное сообщение Акиндина патриарху Иоанну Калеке («Λγος προς τον μακαριτατον πατριαρχην κυρ ωαννην και την περ ατν σνοδον, διεξιν πως το Παλαμα και Βαρλααμ φιλονεικα την αρχν συνστη [Слово к блаженнейшему Патриарху кир Иоанну и его Синоду, по порядку излагающее, откуда ведет начало спор Паламы и Акиндина]»), находящееся в рукописи Monac. gr. 223, fol. 51 sqq; Ф. Успенский публикует его почти полностью (Синодик в Неделю Православия: Сводный текст с приложениями. Одесса, 1893. С. 85—92).    Cod. cit., fol. 75v-76.    Fol. 76.    Fol. 76v-77. же философу Варлааму. О каких двух началах он говорил, или Против эллинского умозрения.    Издано в: Παπαμιχαλ Гр. Γρηγορου το Παλαμα κατα Βαρλααμ το Καλαβρο//Εκκλησιαστικς Φαρος. Τ. 13. λεξανδρεια, 1914. Σ. 42—52, 245—255, 464—476. Мы цитируем письмо по [рукописи] Coisl. 100, fol. 77—90.    Coisl. 100, fol. 77—78v.    Fol. 78v-83v.    Fol. 83v-90. из всех Варлаама Италийца любомудрейшему и вожделеннейшему о Господе отцу моему и брату господину Григорию Паламе слово защитительное, или Против софистических ухищрений.     «Ο κατ’ μν δξαν εφην ατ σκανδαλου ατιον εναι (ср.: Barlaam. Epistola ad Palamam I/ed. G. Schirô//ASCL. 1936. Fasc. 3—4. P. 324), αλλ’ ς αν φαεν και νομσαιεν οι εγε των τηδε πιλελησμνοι, προς σ αποτεινμενος, δς εφης τη περ λγους πιστμη πιλελσθαι πανταπασι (cp.: Gregorius Palamas. Epistola ad Acindynum I//Coisl. 100, fol. 75). To δ’ ετερον, τι καθ’ ατ μεν δΓ αλλας αιτας οι λγοι απαξ και δς στερον μεταββληνται και ο δι’ α συ πρησας ς κακς χειν μοι δξαντα· πλν και τατα συμββηκεν ατοματως τη τν δλον μεταβολ μεταποισθαι, πε εν γε τοις πρτερον λγοις, παντς μαλλον ντχνως αμα και εσεβς και ναρμονως, προς τον δλον το λγου σκοπν γομαι ατς εχειν». — Marc. gr. 332, fol. 125.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

23) Панова С. И. Славянские редакции... 2008 г. С.135–142 24) Поляковская М. А. Византия, византийцы... 2003 г. 432 с. 25) Прохоров Г. М. Гимнограф. триптих патр. Филофея... 2008 г. С.154–168. 26) Прохоров Г. М. Гимны на ратные темы… 1983 г. С.286–304 27) Прохоров Г. М. Исихазм и обществ. мысль... 1968 г. С.86–108. 28) Прохоров Г. М. К истории литург. поэзии... 1972 г. С.120–149 31) Прохоров Г. М. Филофей Коккин о пленении... 1979 г. С.253–260. 32) Прохоров. Г. М. Канон-моление о дожде… 2009 г. С.29–38 33) Тафт Р. Ф. Гора Афон... 2011 г. С.149–187. 34) Ульянов О. Г. Влияние Св. горы Афон... 2005 г. С.88–100. Монографии 35) Mitrea M. A Late-Byzantine Hagiographer… 2017. 431 p. 36) Tsentikopoulos D. Φιλοθος Κκκινος... 2001. 396 p. 37) Гумилевский Ф. Истор. обзор песнопевцев... 1864 г. 466 с. 38) Лебедев А. П. Истор. очерки... 1998 г. 384 с. 40) Матеос Х. Служение Слова... 2010 г. 352 с. 42) Мейендорф И., прот. Византия и Моск. Русь... 1990 г. 440 с. 43) Острогорский Г. А. История Визант. гос-ва... 2011 г. 895 с. 44) Успенский П. Восток христианский. Афон... 1892 г. 1083 с. 45) Успенский Ф. И. Очерки по ист. визант. образованности... 2001 г. 442 с. 46) Успенский Ф. И. История Визант. имп… 2020 г. 390 с. Справочная литература 47) Акишин С. Ю. Диатаксис... 2006 г. С.628–629. 51) Дунаев А. Г. Исихазм: аннотированная библиография... 2004 г. 912 с. 53) Красиков С. В. Варлаам Калабрийский... 2003 г. С.626–631. 54) Лосева О. В. Ираклия Фракийская... 2011 г. С.300–304. 55) Лосева О. В., Крюков А. В. Ватопед... 2004 г. С.307–331. 56) О.В.Л. Герман Марулис... 2006 г. С.355. 57) Родионов О. А. Каллист I... 2012 г. С.523–527. 58) Турилов А. А. Акафист... 2000 г. С.371–381. 59) Турилов А. А., Седова Р. А. Алексий... 2000 г. С.637–648. ИТОГО ИЗДАНИЙ 9 . Датировка сроков патриаршества ств. Филофея (Коккина) в историографии 462 Год 1-й публикации 1 период патриаршества,гг. 2 период патриаршества,гг. Источник информации 02.1354 – 1355 11.10.1362 – 1376 Гумилевский Ф. Исторический обзор песнопевцев... С. 449–450.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

   Эти письма порой привлекали внимание историков спора. Епископ Порфирий Успенский, обращавшийся к ним в рукописи (Athon. Lavra 1945), переписанной в 1708 г., приводит несколько кратких выдержек из трех первых (Порфирий (Успенский), еп. Первое путешествие в афонские монастыри и скиты в 1845 году. Ч. 1. Отд. 1. К., 1877. С. 229—233; Он же. История Афона. Ч. 3: Афон монашеский. Отд. 2. [Кн. 2]: Оправдания. СПб., 1892 [Порфирий (Успенский), еп. История Афона. В 2 т. М., 2007. Т. 2. С. 84—87, 108—109]). Второе письмо к Акиндину и первое письмо к Варлааму были опубликованы Г. Папамихаилом в грекоязычном александрийском периодическом издании «Εκκλησιαστικς Φαρος», т. 12—13 (1913—1914) по рукописи 138 Богословской школы на о. Халки: это весьма труднодоступное издание содержит один лишь сильно сокращенный комментарий. В свою очередь, нам удалось составить критический текст по семи рукописям (Coisl. 100, fol. 69—103, XV в.; Bodl. Laud. gr. 87, fol. 46v-71, XV в.; Matrit. gr. 4802, fol. 89v-145, XIV-XV вв.; Lavra 1626, fol. 574—587, XV в.; Lavra 1945, fol. 7—35v, 1708 г.; Ivir. 386 ­­ Athon. 4506, fol. 135—244, XVI в.; Athen. 2092, fol. 52—86, XVI-XVII вв.): поскольку это издание еще не вышло, мы цитируем письма по превосходной [рукописи] Coisl. 100, описанной Б. Монфоконом (ср.: PG 150, col. 833—838) [автор имеет в виду подготовленное им комментированное издание двух писем Паламы к Акиндину — 1-го и 3-го; см.: L’origine de la controverse palamitë La première lettre de Palamas à Akindynos: Introduction et texte//Θεολογα. T. 25. A­θναι, 1954. S. 602—613; T. 26. A­θναι, 1955. S. 77—90; Une lettre inédite de Grégoire Palamas à Akyndinos: Texte et commentaire sur la troisième lettre de Palamas//Θεολογα. T. 24. A­θναι, 1953. S. 557—582].    Первый из этих ответов был опубликован Д. Скиро, и мы его уже неоднократно цитировали. К сожалению, данное издание содержит существенные недостатки, отмеченные в: Gouillard J. Autour du Palamismë Notes sur quelques ouvrages récentes//EO. Vol. 37. 1938. P. 424 sqq). Второй ответ не был опубликован и содержится в [рукописях] Marc. gr. 332, fol. 123v-140v и Vat. gr. 1756, fol. 209—223. Мы приводим его по первой рукописи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

Таблица 5 Перечень догматико-полемических сочинений свт. Филофея (Коккина) Срокнаписания, гг. Характеристика Издания Ссылкана исследование (1) 2 догматические речи (слова) против Акиндина о Фаворском свете Philotheos Kokkinos. Λγοι δογματικο πρς τε τν κνδυνον κα τ μρος ατο. Edited and translated into Bulgarian by Petya Yaneva. Philotheos Kokkinos, De Domini luce. За Таворската светлина (editio princeps), 21–142. Bibliotheca Christiana series nova 18. Sofia: Istok-Zapad, 2011. Дунаев А. Г. Исихазм… С. 416. Δεντκη Β. Λ. Βος κα κολουθα… С. 26. Mitrea M. A Late-Byzantine Hagiographer… P. 86–88. Tsentikopoulos D. Φιλοθος Κκκινος… Σ. 157–160. (2) 14 глав против ереси Варлаама и Акиндина Нет данных Неизданное. Готовится критическое издание М. Митреа. Дунаев А. Г. Исихазм… С. 416. Δεντκη Β. Λ. Βος κα κολουθα… Σ. 26. Tsentikopoulos D. Φιλοθος Κκκινος… Σ. 238–240. (3) Синодальный томос 1351 г. против ереси Варлаама и Акиндина Свт. Филофей писал его совместно с Нилом (Николаем) Кавасилой. Содержание (по изданию И. Кармириса): Строки 519–784: О различии между Божественной сущностью и Ее нетварными энергиями; Строки 785–820: О нетварной энергии; Строки 821–862: О простоте в Божестве, несмотря на указанные различия; Строки 863–962: О том, что термин «θετης» также применяется по отношению к энергиям, поскольку этот термин или термин «θες» использовали Отцы Церкви для обозначения энергий; Строки 963–1034: О превосходстве Божественной сущности над Ее энергиями; Строки 1035–1228: о том, что «μετοχ» означает сопричастность энергии Божества, а не Его сущности. Combefis, Franois. Bibliothecae graecorum veterum patrum ductarium novissimum. Vol. II. Paris, 1672; Dositheos II Notaras. Τμος γπης κατ Λατνων. Iai, 1698. Критические издания: Успенский П. Восток христианский... С. 741–780 (греч. яз.); Karmires, Ioannes. Τ δογματικ κα συμβολικ μνημεα τς ρθοδξου Καθολικς κκλησας. Vol. 1. 2nd edition. Graz: Akademische Druck- u. Verlagsanstalt, 1968, 374–406; Conciliorum Oecumenicorum Generaliumque Decreta. Editio critica. Vol. IV.1: The Great Councils of the Orthodox Churches. Decisions and Synodika. From Constantinople 861 to Constantinople 1872. Edited by Alberto Melloni. Turnhout: Brepols, 2016. (Lauritzen, “Concilium Constantinopolitanum 1351,” 179–218).

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Он предоставил им в распоряжение свой кодекс Гомера, усматривая в предприятии Боккаччо не частное дело, а общественное 512 . Он живо интересовался ходом дела и просил не оставлять его без известий о продолжении перевода, заранее обещая полное свое содействие. Давая советы относительно перевода, Петрарка указывает образцы хорошего дословного перевода с иностранного языка на латинский в переводе хроники Евсевия Кесарийского на латинский язык. Петрарка предупреждает, что слишком буквальный перевод может повредить поэту. Когда перевод стал близиться к концу, Петрарка заказал лично для себя копию с этого перевода 513 и, извещая о получении этой копии в 1364 г., писал 514 : «Эта посылка наполнила радостью и удовольствием меня и всех как греков, так и латинян, которые посещают мою библиотеку». Владея копией перевода Гомера, Петрарка мог, наконец, с полной гордостью сознавать, что ему удалось осуществить свою заветную мечту и иметь в своей библиотеке греческого поэта, который не был больше немым для него. Л. Пилат был хороший еллинист, но плохой латинист. Боккаччо говорит о нем 515 : «Latinarum non satis adhuc instructus». У Hortis приведены образчики его перевода, который может быть признан довольно точным, но не изящным. Приведенные факты не оставляют сомнения, что Варлаам непосредственно на Петрарку и Леонтия Пилата, посредственно же на Боккаччо оказал бесспорное влияние в смысле оживления греческих занятий в Италии. Тот живой интерес к изучению еллинской литературы, который мы замечаем у Петрарки, бывшего в свою очередь вдохновителем Боккаччо, несомненно, должен быть относим к беседам и урокам Варлаама, обладавшего большим даром пропаганды и умевшего увлекать своих собеседников. Если мы, далее, всмотримся внимательно в произведения первых итальянских еллинистов, то просветительная роль Варлаама представится нам еще более осязательною. Ученый аппарат, которым поражает Боккаччо в своей «Genealogia deorum», мифологические и литературные сведения, которые он пускает в оборот, главнейше идут от нашего Варлаама.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Святоотеческое наследие Авторы: Успенский Федор Иванович     Подробнейший анализ синодика в неделю православия, текста, отобразившего богословские и философские споры поздней Византии (иконоборчество, богомильство, неоязычество, варлаамизм и пр.). «Очерки по истории византийской образованности» Успенского — подробнейший анализ синодика в неделю православия, текста, отобразившего богословские и философские споры поздней Византии (иконоборчество, богомильство, неоязычество, варлаамизм и пр.). Эта книга поможет разобраться в интеллектуальной истории Православия в Византии последних веков ее истории. Также размещаем здесь «Синодик в неделю православия. Сводный текст с приложениями». Категории Категории Группа Вконтакте 0.4, " far fa-star " : star.floatValue < 0.4, " fas fa-star " : star.floatValue > " > 0.4, " far fa-star " : star.floatValue < 0.4, " fas fa-star " : star.floatValue > " > -1 0.4, " far fa-star " : star.floatValue < 0.4, " fas fa-star " : star.floatValue > " > -2 0.4, " far fa-star " : star.floatValue < 0.4, " fas fa-star " : star.floatValue > " > -3 0.4, " far fa-star " : star.floatValue < 0.4, " fas fa-star " : star.floatValue > " > -4 голосов Спасибо! Вы уже поставили оценку. " class="" style="" > " class="" > " class="" > Очерки по истории византийской образованности. Синодик в Неделю Православия Тематические страницы — Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся. © 2008-2024 Благотворительный фонд «Предание». 115162, Россия, г. Москва, улица Шухова, д. 17, корп. 2. Учётный номер в реестре НКО Распространение материалов сайта в печатных изданиях и интернет-ресурсах возможна только в рамках Пользовательского соглашения Подари Никите новое сердце Преданию нужна ваша помощь. «Предание» — это место, куда вы приходите слушать, смотреть и читать. Мы рады давать вам эту возможность свободно и бесплатно. Но сейчас нам самим нужна помощь. Сбор на Никиту Федутинова в нашем фонде — критически важен для всех сотрудников. Мы как фонд никогда не брали до этого момента на себя столь крупные обязательства. И если для вас дорого, что мы делаем, помогите нам собрать деньги Никите!

http://predanie.ru/uspenskiy-fedor-ivano...

Полемика между Паламой и Варлаамом держала в напряжении умы в течение 30 лет, породила обширную литературу, потребовала вмешательства светской и духовной власти; все свидетельствует о страстной борьбе и раздражении партий. При изучении этой борьбы Ф. И., по его словам, неожиданно натолкнулся на целый ряд таких любопытных с точки зрения культуры фактов, которые побудили его значительно расширить первоначально намеченные рамки исследования и предпослать комментарию к статьям Синодика, осуждающим учение Варлаама, «историко-литературный очерк, посвященный общей характеристике Варлаама, как философа и политического деятеля» (стр. 248 сл.). Ф. И. приходит к заключению, что ожесточенная литературная борьба между Варлаамом и Паламой не может быть понята исключительно с точки зрения разногласия в богословском направлении и обусловливается другими мотивами. В ней принимал участие и политический элемент. Уроженец Калабрии, Варлаам является, в глазах Ф. И., представителем западнического направления, сторонником той партии, которая искала сближения с папой, а его противники – националисты. В своих «Очерках» Ф. И. вообще отмечает борьбу национальной партии против иноземных начал; православная партия была в то же время и национальной. Изучение последней части Синодика приводит его к заключению, что «жизненным нервом всей борьбы, сосредоточенной около имени Варлаама, было западничество в самом широком смысле слова – в политике, вероучении, и что победа Григория Паламы должна быть признана победою национальной партии над латинствующей и западнической» (стр. 7). Ф. И. говорит о миссии Варлаама на Западе и его роли в Итальянском Возрождении (стр. 283 сл.). Варлаам является в Италии «первым сеятелем эллинизма, урокам которого непосредственно или посредственно обязаны были Перуджино, Петрарка и Боккачио» (стр. 300). Личность Варлаама получает совершенно новое освещение с точки зрения сношений его с Западом. Ф. И. касается философского движения в средние века. Борьбу между Паламой и Варлаамом он сводит к истории философских школ в Византии (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

И.В. Баринов в приветственной речи, в частности, отметил: «Ислам, иудаизм и Православие исторически присутствовали на этой земле. Уверен, что сегодняшнее открытие духовно-просветительского центра — важная веха в жизни республики... Отрадно, что Федеральное агентство по делам национальностей внесло свою лепту в это открытие. Конечно, надо отдать должное главе Дагестана Рамазану Абдулатипову, епископу Варлааму и городской администрации за существенную помощь в этом деле». Епископ Варлаам, обращаясь к собравшимся, заявил: «Подобные центры призваны воспитывать молодых людей, давая знания, ведущие к созиданию, любви, миру, взаимоуважению. Сегодня разделить с нами радость пришли и братья-мусульмане, и братья-иудеи, за что мы им благодарны. И это не первый раз, когда представители трех основных религий, исповедуемых в Дагестане, проводят совместное мероприятие... Такая деятельность дает свои плоды. Мы видим, что сотрудничество представителей разных конфессий просто необходимо в наше сложное время, так как между нами все чаще и чаще пытаются внести разлад именно по национальным и конфессиональным признакам. Надо помнить, что у всех нас один общий дом — Россия, который мы должны укреплять, наипаче в союзе мира». В своей речи владыка также выразил благодарность главе Республики Дагестан и руководителю Федерального агентства по делам национальностей за помощь и поддержку в строительстве центра. Под колокольный звон Р.Г. Абдулатипов, И.В. Баринов и епископ Варлаам разрезали традиционную красную ленту. Далее гостям было предложено осмотреть помещения духовно-просветительского центра, где на трех этажах здания разместились фотовыставки, экспозиция книжных редкостей, а также выставки рисунков и поделок воспитанников воскресной школы при Успенском соборе Махачкалы. Перед гостями также выступил сводный хор Махачкалинской епархии и воспитанников воскресной школы. В стенах здания планируется разместить молодежный центр, в котором будут проводиться занятия, ориентированные на знакомство с русской православной культурой. Также будет создана консультативная служба по оказанию помощи родителям и педагогам в вопросах нравственного воспитания и формирования духовных ценностей у подрастающего поколения.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4721139...

Что же касается внутреннего смысла и значения исихастского движения, то в этом отношении в науке существуют различные точки зрения. И. Е. Троицкий видит в этом движении продолжение борьбы двух уже известных нам партий – зилотов и политиков, 1025 или, другими словами, монашества и белого духовенства, завершившееся в исихастских спорах полным торжеством монашества и афонских идеалов. Ф. И. Успенский приходит к выводу, что исихастские споры сводились к столкновению двух философских школ и направлений, а именно: аристотелизма, который был усвоен восточной церковью, с платонизмом, последователи которого подвергались со стороны церкви анафеме; и только позднее эта возникшая в философской сфере борьба была перенесена на богословскую почву; причем важная историческая роль, выпавшая на долю главных представителей исихастских взглядов, вытекает из того, что они являлись не только представителями национальной греческой тенденции в борьбе с западничеством, но, что еще важнее, стояли во главе монашеского движения, опирались на Афон и зависимые от него монастыри на Балканском полуострове. 1026 Новейший же исследователь в данной области, упомянутый грек Папамихаил (его книга вышла в 1911 г.), не отрицая в движении присутствия элементов борьбы монашества (партии зилотов) с политиками и философской окраски, как факторов привходящих и эпизодов, не составлявших сущности спора, полагает, что правильное объяснение исихастских споров нужно искать прежде всего в чисто религиозной области, а именно, с одной стороны, в том крайне повышенном мистическом течении, которое в то время охватило не только Запад, но и Восток, особенно же Афон; с другой стороны, в стремлении западного монаха-грека Варлаама проводить латинизирующие идеи на византийском православном Востоке, имевшие целью путем рационалистических, исполненных сарказма нападений поколебать монашеский авторитет в византийском обществе. 1027 Если оставить в стороне вопрос о латинизирующих стремлениях Варлаама, которые еще недостаточно выяснены и доказаны в науке, вопрос об исихастском движении, религиозный в своей основе, получит еще более широкий и глубокий интерес, если его поставить в связь с господствующими мистическими течениями Западной и Восточной Европы и с некоторыми культурными явлениями так называемой эпохи Итальянского Возрождения. Но изучение исихастского движения в только что указанном освещении предстоит еще будущему.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010