Пять славных партизан России От Дениса Давыдова — до Сидора Ковпака 29 июня, 2016 От Дениса Давыдова — до Сидора Ковпака 29 июня — памятная дата России, День партизан и подпольщиков. Почему именно этот день? Дело в том, что в самом начале Великой Отечественной, ровно 75 лет назад, 29 июня вышла Директива Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) о создании партизанских отрядов и диверсионных групп для борьбы с немецкими войсками. Возродились традиции 1812 года, когда партизаны внесли важный вклад в изгнание наполеоновской армии… И поэтому список славных подпольщиков России мы начинаем с героев первой Отечественной войны. Денис Васильевич Давыдов Денис Васильевич Давыдов (1784 — 1839) Он снискал справедливую прижизненную славу одного из спасителей Отечества в грозовом 1812-м. Храбростью и находчивостью Давыдова восхищались не только в России… Исторический день в истории партизанского движения — 21 августа 1812 года. Отважный подполковник Денис Давыдов предложил генералу Петру Ивановичу Багратиону создать партизанский отряд, чтобы неожиданно нападать на французов, громить вражеские обозы, разрушать коммуникации. Он не просто рвался к подвигам. Давыдов просчитал тактику и стратегию партизанской войны — и не жалел сил, чтобы убедить наших полководцев в её необходимости. Ведь многие тогда считали партизанщину чем-то недостойным, ущербным. Багратион понял своего ученика, доверился ему. Поверил в идею Давыдова и Кутузов, хотя поначалу он отвел подполковнику смехотворно малочисленный отряд. Приказ Багратиона о создании летучего партизанского отряда был одним из последних его приказов: в Бородинском сражении князь получит смертельное ранение. В первую же ночь соединение Давыдова, состоявшее из 50 гусар и 80 казаков, попало в засаду, устроенную… русскими крестьянами. Сам Давыдов тогда едва не погиб. Давыдовцев приняли за французов… Крестьяне вели собственную партизанскую войну — поначалу стихийно, без связей с командованием. Давыдов убедился в их храбрости и патриотизме — и стал посредником между армией и крестьянством. А, чтобы его больше не принимали за галла, отпустил бороду, да и одеваться стал в мужицком духе.

http://pravmir.ru/pyat-slavnyih-partizan...

Сенат уважил ходатайство и определил быть в Казани, вместо Антония, местному Спасскому Архимандриту Ионе Сальникееву, отбывшему недавно из Петербурга, и ему же ехать с Давыдовым на Вологду, а оттуда вернуться в Казань, в то время как Давыдов вернется в Петербург 566 . Однако Антоний не успел получить этого сенатского указа, который был подписан только 24 октября 567 , и, должен был сопровождать Давыдова в Казань. В Казань Давыдов прибыл 27 октября 568 . Здесь уже был Архиерей Вятский, ожидали прибытия Астраханского. Оба архиерея, Казанский и Вятский, с Архимандритами и игуменами заявили, что без Астраханского не будут подписываться. В Астрахань посланы были нарочные. Тем временем, наскучив должно быть ожиданием, 11 ноября архиереи просили предложить им регламент к слушанию, и «по их просьбе» Давыдов, «обще с Златоустовским Архимандритом Антонием и Казанским губернатором Салтыковым», «предлагали» им регламент и они, «слушав, подписали» 569 : Митрополит Казанский Тихон, епископ Вятский Алексей, Казанские Архимандрит и игумен и два Нижегородских Архимандрита 570 . 23 ноября прибыл и 25–го подписался и вызванный курьером Астраханский преосвященный Иоаким 571 , а 29 ноября Давыдов отбыл в Вологду 572 . К этому времени был уже получен указ, освобождавший Антония от командировки, и из Казани в Вологду прогоны уже выписывались для Ионы 573 , который и отправился вместе с Давыдовым в Вологду 574 . В Вологде архиереи Устюжский и Холмогорский успели собраться ранее приезда Давыдова и ждали его там – первый со второго, а второй с восьмого октября 575 . Давыдов прибыл только 16 декабря. Соскучившиеся архиереи – Холмогорский епископ Варнава и Устюжский Боголеп – подписались тотчас же 576 . Немедля Давыдов направился отсюда в Петербург, 31 декабря прибыл и 4 января 1721 года объявился сенату 577 . ездил он, а равно и Архимандриты Антоний и Иона, на деньги монастырского приказа, ассигнованные сенатом 578 . Он сделал небольшую передержку в 35 рублей из своих средств, и сенат в январе 1721 года возместил издержанную им собственную сумму 579 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Там же. Стб. 144, 161, 180. См. аннотированное упоминание о ней: Описание актов собрания графа А. С. Уварова. Акты исторические, описанные И. М. Катаевым и А. К. Кабановым. М., 1905. Отд. II. С. 136. 61. См. ее публикацию: Тихонравов К. [Н.]Указ. соч. Стб. 187–189. Курганова Н. М. Переписная книга Суздальской соборной церкви и архиерейского дома 1701 года. (Обзор источника)//Материалы исследований. Вып. 4. Владимир, 1998. Там же. С. 51. Давыдов М. И. Высшие чины двора митрополита Илариона по переписным книгам Суздальской соборной церкви и архиерейского дома 1701 г.//Материалы исследований. Вып. 22. Владимир, 2017. С. 34–36. Окончательный, официально утвержденный вариант этого описания пока не обнаружен. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник (далее — ГВСМЗ). В-29600/1480. Практически тождественный заголовок — «Книги переписные Суздальской соборной церкви По Архиерейскому дому 1701 году.» — писан карандашом почерком XX в. (с соблюдением норм пореформенной орфографии) на л. 115 рукописи. Добавим, теми же чернилами и почерком выполнена ощутимая доля правок в других разделах документа (сказанное в особенности справедливо по отношению к тексту переписи обитателей владычного двора). Подробнее см.: Горчаков М. [И.] Монастырский приказ. (1649–1725 г.): Опыт историко-юридического исследования. СПб., 1868. С. 136. Описание актов собрания графа А. С. Уварова… Отд. II. С. 148, 149. 100. Давыдов М. И. Высшие чины двора митрополита Илариона…; Давыдов М. И. Документы XVI в. владычного и соборного архивов по переписным книгам Суздальской соборной церкви и архиерейского дома 1701 г.//Материалы XXI Межрегиональной краеведческой конференции (15 апреля 2016 г.). Владимир, 2017; Давыдов М. И. Известия переписных книг Суздальской соборной церкви и архиерейского дома 1701 г. о происхождении владычных слуг//Суздальский сборник за 2017 год. Владимир, 2018; Давыдов М. И., Шамина И. Н. Библиотеки архиерейских домов конца XVII — начала XVIII в.: к постановке проблемы//Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2021. 36. DOI: 10.24412/2224-5391-2021-36-69-94.

http://sedmitza.ru/lib/text/10108564/

Рубикон. Переправа отряда Дениса Давыдова. Кожин Семён Леонидович Это — один из ярчайших эпизодов операции, которая останется в истории как изгнание Великой армии из России. «Наступила ночь; мороз усилился; Ляхово пылало; войска наши, на коне, стояли по обеим сторонам дороги, по которой проходили обезоруженные французские войска, освещаемые отблеском пожара. Болтовня французов не умолкала: они ругали мороз, генерала своего, Россию, нас», — так описывал Давыдов финал сражения. Теоретик и историк войны Не только рубака, но и талантливый военный писатель, Давыдов стал теоретиком партизанской войны и историком войны 1812 года. Разумеется, находились оппоненты, считавшие, что Денис Васильевич преувеличил свою роль в партизанском движении. Но будем помнить, что народным героем он стал уже в 1812-м. молва подхватила его имя, а лубочные художники растиражировали образ. У самого Вальтера Скотта хранился гравированный портрет Дениса Давыдова из серии портретов русских героев 1812 года, которая была выпущена художником Дайтоном. На гравюре Дайтона Денис Давыдов изображен в облике могучего воина, с черной кудрявой бородой и шапкой волос, в меховой шкуре, накинутой на плечи и застегнутой пряжкой у ворота, с шарфом вместо пояса и шашкой в руке. Подпись гласила: «Денис Давыдов. Черный капитан». Тут не до портретного сходства, но Давыдов будет польщён, узнав об этом из переписки с английским классиком. Давыдов называл себя «человеком, рождённым единственно для рокового 1812 года». Но справедлив и другой его вердикт: «Имя мое во всех войнах торчит, как казацкая пика». В кампаниях 1813 — 14 годов он отличался в каждом сражении. В Германии, встречая русские войска, горожане мечтали увидеть того самого Давыдова — удачливого смельчака, грозу французов. Лихой кавалерийской атакой он освободил от наполеоновцев Дрезден — и за это угодил под арест. Ведь он взял город самовольно, без приказа, а его передовой отряд опережал основные части генерала Винцингероде. За подвиги на подступах к Парижу Давыдов получит генеральское звание. По недоразумению, из-за путаницы с несколькими полковниками Давыдовыми, служившими в то время в армии, через некоторое время производство отменят. Только вмешательство государя вернёт смертельно обиженному герою заслуженные генеральские эполеты. Легендарный партизан командовал в те годы родным Ахтырским гусарским полком.

http://pravmir.ru/partizanskaya-slava-de...

Денис Давыдов. Гусар на все времена 230 лет со дня рождения воина и поэта 27 июля, 2014 230 лет со дня рождения воина и поэта Скачет непобедимый гусар по России, по кавказским долинам, по дорогам Германии и Франции. Гусарский дух не затеряется, не сотрётся, а Давыдову удавалось, отбросив классический ментик, показать и мудрость, и нежность. Денис Васильевич Давыдов – одно из немногих имён, которое вызывает радость и чувства добрые даже у тех, кто не читал его стихов и не заглядывал в биографию героя, не говоря уж о «Военных записках». Не меркнет легенда, как будто не утих отзвук сабельного скрежета и звона бокалов. Достаточно сказать: «Гусар!» – и в памяти оживает образ Дениса Давыдова. Бесшабашного и остроумного офицера, которые способен не только на «кровавый бой» и решительные гулянки, но и на осмысление истории Отечества. Ведь Денис Давыдов – не только солдат, полководец и поэт, но и проницательный теоретик военного искусства. Андрей Ростоцкий в роли Дениса Давыдова А какие воспоминания о Суворове он оставил! Вгляделся в великого полководца детскими глазами, на всю жизнь запомнил, а в зрелости постиг гений Суворова, о котором сказал: «Суворов положил руку на сердце русского солдата и изучил его биение». Умел сказать – а, значит, умел додуматься, несмотря на баснословное гусарское легкомыслие. Легкомысленные, вольнодумные стихи принесли ему – ещё совсем молодому человеку – первую славу. Там прочитывалась и сатира на деспотизм, и воспевание дерзкого ухарства. В 1812-м Давыдов оказался не только в гуще сражений, но и в центре сложных военно-политических интриг. Он находился подле князя Багратиона, перед которым преклонялся: вот истинный герой, ученик Суворова, несгибаемый солдат, решительный генерал. А в кругу Петра Ивановича Багратиона к военному министру и командующему 1-й армией относились не просто неприязненно. Летом 1812-го Барклай был для них предателем. Считалось, что он – ох, эти злокозненные иностранцы – умышленно уступает дорогу врагу. Немного воодушевило «русскую партию» Багратиона назначение Кутузова главнокомандующим. Тогда-то и представил Давыдов свой план партизанской войны.

http://pravmir.ru/denis-davyidov-gusar-n...

В чем здесь дело? Видимо, в том, что есть много людей с идеологическим складом ума. Теоретически они согласны, что есть вещи, недоступные человеческому уму. Но для них невыносима мысль, что попытки приблизиться к тайне всегда приводят к разным результатам, т. е. к разным способам выражения этой тайны в человеческих понятиях, и в каждом из этих способов есть своя правда. Они убеждены, что есть «единственно верная формула», открытая Богом раз и навсегда, и что именно они хранят эту формулу во всей ее чистоте. Но халкидонская формула – это особый случай. Ее признают не только православные, но и католики, и лютеране, и реформаты. А вот по поводу тринитарного учения, которому посвящена книга Олега Давыдова, полного единогласия нет. Но и здесь доводы католиков, лютеран и реформатов православными идеологами серьезно не анализируются, а просто отбрасываются как еретические. Поэтому главные противники книги Олега Давыдова – это именно православные идеологи, для которых неприемлемо высказанное им в интервью утверждение, что для современного богословия конфессиональные различия уже не столь существенны. Но у Давыдова есть и более серьезные оппоненты. Они не согласны с его представлением о богословии, а именно с тем, что главную роль в богословии он отводит риторике. По сути это означает, что целью богословия становится проповедь христианства в современном мире. Все-таки среди богословов преобладает другое представление: что цель богословия – как можно больше понять. Очевидно, что идеологическое мышление никуда не исчезнет. Столь же очевидно, что как позиция Давыдова, так и позиция его оппонентов имеют право на существование. Поэтому дискуссии, подобные спорам вокруг книги Олега Давыдова, будут всегда.  Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

http://bogoslov.ru/article/6027308

Давыдов Д. Встреча с великим Суворовым. Давыдов Д. Дневник партизанских действий 1812г. Дурова Д. Записки кавалерист –девицы.- Л., 1985, с. 179. Давыдов Д. Встреча с великим Суворовым. Давыдов Д. Дневник партизанских действий 1812г. Дурова Д. Записки кавалерист –девицы.- Л., 1985, с. 18. Давыдов Д. Встреча с великим Суворовым. Давыдов Д. Дневник партизанских действий 1812г. Дурова Д. Записки кавалерист – девицы.- Л., 1985, с. 177. См. Святая Русь Большая Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм. Гл. редактор, составитель О.А.Платонов, составитель А.Д.Степанов.- М, 2003.., с. 777. Цит. по: Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм. Гл. редактор, составитель О.А.Платонов, составитель А.Д.Степанов.- М, 2003.., с. 777. История России: Учеб. Для вузов . А.А. Чернобаев, И. Е. Горелов, М.Н.Зуев и др; Под ред. М.Н. Зуева, А. А, Чернобаева.- М, 2002.с.162. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Мощный природный катаклизм произошел на границе трех стран Девушка отомстила визитерам театра, встретив их в гробу В Чебоксарах около многоэтажки нашли труп молодой девушки Кадров нашел нового куратора в Российский университет спецназа Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2019/12/26/...

Об истории этого стихотворения поведал Вигель, постаравшийся не заметить в давыдовской карикатуре собственное отражение: «Муж женоподобный». В изначальном и ныне распространённом варианте Вигельназван в «Современной песне» напрямую, по имени и отчеству. B XIX веке был более распространён вариант, в котором «Филипп Филиппыч» заменён на «Ивана Иваныча». В любом случае, Вигель оказался необидчивым и рассказал нам, что Давыдов имел в виду салон Екатерины Левашовой на Ново-Басманной, который состоял «из руссофобов, а ещё гораздо более из руссофобок» (Ф. Ф. Вигель, «Москва и Петербург»). Давыдов не мог равнодушно взирать на то, как усиливалась в России пятая колонна… О непрошибаемом высокомерии и фанатизме «руссофобов, а ещё гораздо более руссофобок» мы знаем не понаслышке. Сегодня они любят составлять списки «нерукопожатных» — тех, для кого государственный интерес важнее частного, а Родина важнее международного сообщества. Одно изменилось: из слова «русофобия» исчезла вторая буква «с». Вот и о Давыдове властители либеральных дум заговорили прокурорским тоном: «Какая подлость в слоге!» (А. И. Тургенев), «Общество находило неприличным смеяться над теми, которые находятся на дурном счёте у правительства» (А. И. Дельвиг). Либеральная жандармерия хотела бы видеть Россию кающейся перед «цивилизованными странами». За что? — всегда найдётся! И всё-таки Давыдов уверен, что злопыхатели слабы перед Россией. Он-то знал, что такое воинская мощь державы и мог сказать без лишних церемоний: Но назло врагам она Всё живёт и дышит, И могуча, и грозна, И здоровьем пышет. Насекомых болтовни Внятием не тешит, Да и место, где они, Даже не почешет. Давыдов понимал, что империя должна беспрестанно усиливаться, защищать себя. Он знал, как уязвимы на поле боя даже самые великие державы — и понимал, что борьба миров не прекращается даже в мирное время. «Современная песня» — не просто шарж на «креативный класс» того времени, расцвеченный казарменным юмором по пушкинской канве «Собрания насекомых». Давыдов был проницательным государственником, который не объяснять поражение Наполеона ужасами русской зимы — он принял вызов, написал неотразимую статью «Мороз ли истребил французскую армию в 1812-м году?». Когда русские западники заговорили о варварстве России, о том, что в истории нашей страны не было самобытных гениев — Давыдов опубликовал свою «Встречу с великим Суворовым» — замечательное эссе, в котором поймана суть русского гения.

http://pravmir.ru/partizanskaya-slava-de...

По рассказам отца Ладо знал, как в годы Первой мировой захлебнулось в крови восстание ассирийских крестьян против османских угнетателей. Ассирийцы на Кавказском фронте помогали своим единоверцам русским солдатам находить в горах нужные тропы, переводили их через перевалы. Ассирийские батальоны храбро воевали в составе Русской армии... Когда же грянул роковой 1917 год, и солдаты, разагитированные большевиками, бросили фронт, - вернулись турецкие аскеры и начали мстить ассирийцам, которых возглавлял патриарх Мар-Шимун. Вот тогда-то и хлынули в Армению, на Кубань потоки ассирийских беженцев, спасаясь от геноцида. Неграмотные, не зная ремесел, крестьяне уходили в большие города, где пополняли в основном число безработных. Чистка обуви в Москве, Ленинг раде, Киеве стала для многих из них спасительным делом, фамильной профессией. И как тут не вспомнить слова поэта: Сапоги! Святая обувь, Что служила до конца, Недостойна ли особой Песни в книге про бойца? В первый раз Давыдов отличился в августовских боях 1942 года под Краснодаром. Немцы занимали станицу за станицей. Красноармеец Давыдов вместе с другими бойцами роты оборонял станицу Холмская. Но тут погиб командир, и рота дрогнула. Тогда щуплый чернявый боец приподнялся и крикнул так, что, наверное, и немцы услышали: «Рота, слушай мою команду!». Он принял на себя командование ротой, точнее, тем, что от нее осталось, и бой снова продолжился до тех пор, пока пуля не свалила и новоявленного командира. Почти всю осень 1942 года Давыдов лечился в госпитале. А оттуда прибыл в разведроту, в 255-ю бригаду морской пехоты, дравшуюся под Новороссийском. По плану командования бригада входила в состав вспомогательного десанта, который должен был высадиться в районе Станички. 4 февраля 1943 года Давыдов в составе десанта Цезаря Куникова высадился на Мысхако. Сначала они отвоевали на нем небольшой плацдарм, прозванный «Малой землёй». Мощная пропагандистская машина надолго связала «Малую землю» с именем генсека Л. Брежнева. В его тени остались десятки истинных героев, в том числе и Ладо Давыдов...

http://ruskline.ru/opp/2019/iyun/11/kak_...

Проекты «Правмира» Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Можно ли учить детей по системе Эльконина и Давыдова? Батюшка, благословите. Я учитель начальных классов. Учу детей по системе Эльконина и Давыдова. Это психологическая система. Подскажите, пожалуйста, не вредно ли такое учение и какова главная цель этой системы? Не могу самостоятельно разобраться. Спаси Бог! Марина. Отвечает протоиерей Михаил Самохин: Здравствуйте, Марина! По утверждению сторонников системы Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова особенностью этой психолого-педагогической концепции являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы в основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями. В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. Насколько эти утверждения соответствуют действительности Вам судить проще, поскольку я по данной системе не преподавал, работая в средних и старших классах школы и вузах. Если принять на веру цели сторонников системы, то главным положительным моментом такого обучения должно стать привитие умения самостоятельно мыслить. Это очень ценное качество, позволяющее противостоять оболванивающей стратегии современного потребительского общества. В то же время это умение может осложнить детям дальнейшее обучение по традиционным методикам. С уважением, протоиерей Михаил Самохин. Поделиться Похожие вопросы: Популярные вопросы Вопросы с некорректным обратным адресом Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter © 2003-2024 АНО «Православие и Мир» Лицензия Минпечати Эл ФС77-44847 Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения Редакции.

http://pravmir.ru/vopros-otvet/mozhno-li...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010