В период «хрущевских» гонений, когда в стране шло массовое закрытие храмов, эта печальная участь не обошла стороной и Свято-Троицкую церковь. С 1959 г. настоятелем в ней служил священник Анатолий Деменюк. Уже в начале 1962 г. (видимо, под давлением властей и разработанному заранее сценарию) он по собственной просьбе был перемещен на другой приход. За отсутствием священника вскоре была закрыта и Свято-Троицкая церковь. Формально поводом к закрытию послужило обращение прихожан в Епархиальное управление с прошением о присоединении Бытчанского прихода к Борисовскому. 29 марта 1962 г. распоряжением Преосвященного Варлаама (Борисевича), архиепископа Минского и Белорусского, приход Свято-Троицкой церкви был включен в состав прихода Свято-Воскресенской церкви г. Борисова. Имущество Свято-Троицкой церкви также было передано Воскресенской церкви. Здание закрытого храма Борисовский райисполком решил передать под зерносклад колхозу «Маяк коммунизма». Храм многие годы использовался под зернохранилище, затем был заброшен, опустел и пришел в полную негодность. В 1992 г. на Бытчанский приход был назначен священник Михаил Давыдов. Тогда же была возвращена приходу и Свято-Троицкая церковь. Храм отец Михаил нашел в совершенно заброшенном состоянии. Постепенно стали проводиться ремонтные работы. Была восстановлена колокольня и приобретены для нее колокола, во всем храме вставлены окна, полностью обновлена кровля и покрыта медью, на капитально отремонтированных куполах засияли новые золоченые кресты. В приличный вид был приведен алтарь, поставлен временный иконостас. 17 октября 2004 г. Благочинным Борисовского округа протоиереем Иоанном Мисеюком в сослужении иерея Михаила Давыдова в Бытчанской Свято-Троицкой церкви была совершена первая Божественная литургия. http://www.blagobor.by/hram/bytcha/history Село Бытча, состоящее в Борисовском уезде, расположено в одной версте от реки Березины. От губернского города отстоит в 83 верстах. Кроме многочисленных курганов при деревнях Студенке и Брыле, оставшихся от погрома французов в сей местности в 1812 г., других достопримечательностей в приходе нет. Хотя православная церковь здесь существует с незапамятных времен, но когда именно была построена первая церковь неизвестно.

http://sobory.ru/article/?object=42882

церкви в след себя, если бы можно было, даже и до последнего» 78 . Кроме людей, власть имущих, на стороне раскола в г. Ржеве был класс людей богатых и состоятельных в своем большинстве. Купцы и люди богатые весьма нередко своих работников и работниц заставляли придавать проклятию св. церковь и отрицаться спасительных её таинств. Другие же люди низкой и услужливой нравственности, желая играть в руку богатых раскольнических тузов, также делались ратоборцами раскола; некоторые из них самовольно принимали на себя иноческое звание и открывали раскольническое богослужение в своих домах. Из таковых за это время известны мещане – Василий Бокачев, в иноках Варлаамий, Иван Сурин, – в иночестве Иосиф, Дмитрий Немилов, в иноках Дионисий, Фёдор Лопнев, – в иноках Феодосий, Тимофей Мартьянов, – в иноках Тихон и др. Наконец у некоторых раскольниц в г. Ржеве явились выдуманные чудотворные иконы; так, у вдовы Анны Ивановой Давыдовой была Тихвинская икона Божьей Матери, прославленная ложными чудесами, а у другой вдовы Анны Натунахиной был образ Божией Матери, испускавший слёзы. Всем этим раскольники очень сильно соблазняли православных чад церкви. Чувствуя свою силу и твердую почву под собой, ржевские раскольники решили совершенно обособиться в такое отдельное от православной церкви общество, которое бы было признано законно-существующим и жило бы своей самостоятельной жизнью, никем не тревожимое. С этой целью они решили просить у светского правительства, чтобы им позволено было: 1) все христианские требы отправлять в их часовне беглым их попам; 2) совершенно не числиться в приходах православной церкви и ни в чем от священников этих приходов не зависеть; 3) принимать и содержать открыто при своих часовнях беглых попов и 4) записи треб их, – метрические книги, – вести не по духовному, а по светскому правительству. Ходатаем, или, как тогда называли, «стряпчим» по этому делу они избрали из своей толпы самого сутяжного человека – купца Емельяна Немилова, уполномочивши его на это «всеобщим верующий письмом».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

менять свое имя при пострижении в рясофор и малую схиму было не обязательно). По-видимому, почитание прп. Антония Печерского началось сразу после его кончины в 1073 г. Несохранившееся Житие святого, вероятнее всего, было составлено в Киеве еще при игумене Никоне Великом (1077–1088 гг.) (оно использовалось уже при составлении Начального летописного свода 1-й половины 90-х гг. XII в.) . При Никоне же, как говорилось выше, в монастыре жил и Никита, будущий епископ Новгородский. В конце XI – начале XII в. Антоний был еще достаточно молод (судя по тому, что потом прожил еще почти полвека), однако в то же время должен был быть уже не новоначальным монахом, чтобы получить благословение на основание собственного монастыря. Вполне допустимо и предположение, что Антоний происходил из среды знати, как ряд известных печерских пострижеников XI–XII вв. (например, преподобные Ефрем, Варлаам, князь Святослав Давыдович (прп. Никола Святоша)). Приняв постриг годы спустя после кончины прп. Феодосия, он оказался в обители в период явного упадка киновийных порядков , о соблюдении которых ревностно заботился этот святой. Так можно объяснить наличие у Антония крупных денежных средств (личных или родовых) , которые позволили ему со временем положить начало своему монастырю в Новгороде. При этом он не брал «имений» ни у светской, ни у духовной власти, что и обеспечило Антониеву монастырю достаточно независимое положение. На эти средства была куплена прежде всего земля («место», неоднократно упоминаемое в «духовной грамоте»), рыбные угодья, село с зависимыми людьми. Подготовка к возведению каменных монастырских строений потребовала времени, тем более что покровитель Антония епископ Никита скончался, а новый владыка Иоанн, не происходивший из печерян, не проявил интереса к его стараниям по обустройству обители (вероятно, ему как выходцу из белого духовенства вообще были чужды интересы и устремления монашества). Антоний даже испытал «беды о месте сем». В чем они состояли, можно только догадываться.

http://sedmitza.ru/lib/text/6792350/

Сибири. В 1707 г., когда Иркутск еще входил в состав Тобольской и Сибирской епархии, мон-рь был избран местом пребывания 1-го еп. Иркутского и Нерчинского вик-ства Варлаама (Коссовского) , который прожил в обители ок. 3 лет. С 1710 г., после того как еп. Варлаам «без указу» покинул место своего служения и уехал в Москву, обязанности викария неофициально исполнял настоятель И. м. архим. Антоний (Платковский) . 15 янв. 1727 г. указом Синода, утвержденным имп. Екатериной I, была учреждена самостоятельная Иркутская и Нерчинская епархия. 8 сент. 1727 г. надзиратель Тобольского архиерейского приказа Н. Словцов по поручению Тобольского митрополита передал И. м. в ведение 1-го Иркутского архиерея, свт. Иннокентия (Кульчицкого) , который поселился в обители. И. м. стал центром епархиального управления, а Вознесенский храм - кафедральным собором. Настоятель И. м. вместе с протоиереем городского Богоявленского собора входил в состав Иркутской духовной консистории (ГА Иркутской обл. Ф. 50. Оп. 1. Д. 889). После кончины свт. Иннокентия (1731; погребен в склепе монастырской Тихвинской ц.) до прибытия нового архиерея управление епархией осуществлял архиерейский приказ, к-рый возглавлял настоятель И. м. игум. Паисий (Давыдов). С нач. 1755 г. в И. м. фиксировались знамения и чудеса, происходившие по молитвам к свт. Иннокентию (Кульчицкому) не только у его гробницы, но и во мн. городах России. Письменные свидетельства исцелений по молитвам к святителю поступали в мон-рь из С.-Петербурга, Москвы, Якутска, Тулы и др. мест. В 1764 г. при ремонте деревянной Тихвинской ц. обители обнаружилось, что останки и одежда подвижника сохранились нетленными, несмотря на сырость места захоронения. 11 мая 1783 г. во время пожара в мон-ре сгорели все церкви и кельи, лишь деревянная Тихвинская ц., «заключавшая в себе залог спасения» - мощи свт. Иннокентия, почти не пострадала (Иркутская летопись. 1911. С. 111). После этого чудесного события к мощам стало приходить множество паломников, в обители записывались случаи исцеления.

http://pravenc.ru/text/674061.html

Михаила, на верхнем этаже, над храмом, в помещении с 14 полуовальными окнами, разместилась б-ка, над входом установлена звонница. К зданию примыкало 2-этажное помещение с кельями (в т. ч. для благотворителя Иванова), под ним устроены кладовые и духовые печи, на 2-м этаже поместили скитскую ризницу. Корпус с соборной кельей был перенесен за территорию И. П. с., к югу от его ограды. Со временем ограда была расширена и корпус опять оказался на территории И. П. с. Скитский некрополь находился у юж. стены. В 1854 г. в его вост. части был установлен чугунный крест с распятием и неугасимой лампадой. На пьедестале креста были написаны имена погребенных. В 1826-1918 гг. на кладбище были похоронены 78 монашествующих, в т. ч. игум. Варлаам (Давыдов) , автор полемических произведений против старообрядчества иеросхим. Иоанн (Малиновский), иером. Климент (Зедергольм), игум. Феодосий (Попов). Старцев хоронили не в скиту, а на территории мон-ря. Подробное описание скитского кладбища с изложением биографий почивших было составлено в 1909 г., вероятно, архим. Агапитом (Беловидовым), послушником Николаем Беляевым (впосл. старец Никон) и рясофорным мон. Иваном Полевым (впосл. иеромонах Иосиф) (РГБ ОР. Ф. 214. Опт.-352; опубл. в 2010 г.). Северо-западный угол И. П. с. занимали хозяйственные постройки: ледники, хлебный амбар, дровяной, конюшенный двор. На территории скита росли плодовые деревья (в 1910 - 400 яблонь и 50 груш), роща из кедров, лиственниц и пихт, большой цветник. В вост. части скита был устроен пруд. Снаружи, за сев. стеной, располагалась пасека, обнесенная забором и соединенная с И. П. с. калитками. К западу, у ворот скита, находился колодец с источником свт. Амвросия Медиоланского, устроенный по благословению прп. Амвросия. Ежегодно в дни Преполовения Пятидесятницы и Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня (1 авг.) совершались крестный ход из скита к источнику и освящение воды. Святыни, ризница, библиотека В 1822 г. козельский помещик И. П. Анисимов пожертвовал И.

http://pravenc.ru/text/577926.html

19 ноября, в день памяти преподобного Варлаама Хутынского, священномучеников, в Чимкенте за Христа в 1937 году пострадавших: пресвитеров Анатолия Бержицкого и Николая Протасова, иеромонаха Гавриила (Владимирова), преподобномучениц монахинь Нины (Шуваловой) и Серафимы (Горшковой), митрополит Александр совершил Божественную литургию в Вознесенском кафедральном соборе города Петропавловска. Главе Православной Церкви Казахстана сослужили: епископ Петропавловский и Булаевский Владимир; настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Алма-Аты протоиерей Евгений Воробьев, секретарь Петропавловского епархиального управления протоиерей Сергий Первушин, протоиерей Феодор Бердик, клирик Серафимовского храма Астаны иеромонах Силуан (Синегубов), помощник главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров, руководитель митрополичьего протокола протодиакон Роман Головин; клирики Вознесенского кафедрального собора Алма-Аты — протодиакон Николай Гринкевич, протодиакон Владимир Сыровацкий и диакон Димитрий Савченко; клирик Успенского кафедрального собора Астаны диакон Илия Давыдов, клирик Адриано-Наталиевского храма поселка Отеген-Батыр Алма-Атинской области диакон Александр Мокий; священнослужители Петропавловско-Булаевской епархии. Для молитвенного поклонения и духовного укрепления верующих в кафедральный собор на Литургию был принесен ковчег с частицей Пояса Пресвятой Богородицы. Пел архиерейский хор Петропавловской епархии под управлением Анны Затай. За богослужением молились многочисленные верующие — жители Петропавловска и паломники из городов и сел Северного Казахстана. На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов; совершена молитва о мире на Украине. На заупокойной ектении поминался новопреставленный клирик Христорождественского храма города Алма-Аты иерей Виктор Волков, преставившийся ко Господу 19 ноября после продолжительной болезни. Проповедь после запричастного стиха произнес протоиерей Сергий Первушин. В завершение Литургии состоялось славление Пресвятой Богородице перед ковчегом с Ее честным Поясом. Митрополит Александр обратился к епископу Владимиру, сослужившему духовенству, паломникам и прихожанам со словами поздравления со значимым событием в жизни Петропавловско-Булаевской епархии — принесением в главный кафедральный город ковчега с Поясом Царицы Небесной и произнес поучение. В дар собору иерарх передал икону великомученика Георгия Победоносца. Каждый участник богослужения получил в благословение иконку с изображением Божией Матери и Ее честного Пояса. По окончании богослужения глава Митрополичьего округа вместе с епископом Владимиром и сотрудниками Петропавловского епархиального управления провели рабочее совещание, на котором рассматривались актуальные вопросы церковной жизни в регионе.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Это было в 1875 году, осенью. Первое, что встретила я по приезде моем в Зосимовскую пустынь, была обещанная мне келия, пришедшая в совершенную ветхость, так что в ней почти невозможно было жить. Полы едва держались, рамы у окон были худые, везде гниль и разрушение. Можно судить, до чего было тяжело мне это разочарование, тем более что в Белевском монастыре оставила я хорошо устроенную келию и никогда не могла подумать, что попадусь в такую ловушку. ...По возвращении моем в Зосимову пустынь назначена была я благочинной обители и проходила это послушание до 1882 года, когда, по указу Московского митрополита Макария, вызвана была в губернский гор[од] Минск для управления первоклассным Спасо-Преображенским монастырем. 17 октября возведена была я в сан игумении епископом Минским Варлаамом. Впоследствии игумению Аполлинарию назначали настоятельницей Каменского Успенского монастыря Черниговской губернии (с 30 апреля 1884 года); Свято-Николаевского Лебединского монастыря Киевской епархии «для водворения порядка» (с 13 мая 1886 года); Знаменского монастыря, расположенного в городе Осташкове Тверской епархии (с 1892 года) 625 . Во время очередной поездки в Оптину пустынь (30 ноября 1891 года) она приняла пострижение в великий ангельский образ, схиму, от руки о. Амвросия, который нарек ее Амвросией. Прожив три года в Знаменском монастыре, матушка заболела сильным катаром желудка. Не желая ничего делать без совета, обратилась к о. Иоанну Кронштадтскому , который посоветовал подать на покой. Игумения Аполлинария (в схиме Амвросия) получила благословение устроить келию в Петровской пустыни, находящейся в 12 верстах от Кашина, приписанной к Кашинскому Сретенскому монастырю. Там, в Петровской пустыни, матушка Аполлинария прожила последние дни своей богоугодной жизни и предала дух Господу. «Похоронена в с. Давыдово Кашинского уезда при пустынно-кладбищенской церкви» 626 . Схимонахиня Спасо-Бородинского монастыря старица Сарра (Потемкина) Священник С. Смирнов 627 Отрывки из ее жизнеописания Схимонахиня Сарра происходила из дворянского рода Потемкиных.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Русский перевод: нынешнее состояние словесности российской – в Сыне Отечестве, 1842 г. 553 Дела архива св. Синода. 1727 г. 85. 1731 г. 261 в 1755 157. Письмо Льва к родственникам в Русск. Арх. 1868 г. стр. 1062. 554 Для снятия сана с Платона Малиновского посылан был из Синода находившийся при Киприане, епископе вятском, иеромонах Индис. 555 В 1789 году января 15 граф Салтыков доносит. Ушакову из Москвы, что присланные для ссылки в Сибирь колодники: бывший обер-секретарь св. Синода Дудии, канцелярист Яким Филипов с женою, М. Аврамов, да расстриги: Александр Давыдов, Яков Самгин, Григорий Зварыкин, Иван Кучин, Евдоким Короткой, Павел Малиновский, монетной канцелярии камерир Беликов с женою, в Сибирь и в Оренбург в показанныя места отправлены из Тайной конторы под надлежащим караулом на ямских подводах, все порознь. 561 Донесение Скорнякова-Писарсва из Охотска 15 апреля 1740 года о словах, говоренных Аврамовым. (Дела Государств. архива об Аврамове). 564 Демид – бывший суздальский епископ Досифей – казненный за участие в заговоре царицы Евдокии против Петра. Михайло Босой – по тому же делу сослан на галеры в вечную работу. Устрялова, История Петра В. Т. VI, глава VII. 566 О книгах Гюйгенса и Фонтенеля у Пекарскаго: Наука и литература в России при Петре В., ч. I стр. 282–283 и 511. 567 Строитель софрониевской пустыни иеромонах Сергий Самойлов, показал, что принял его в 1729 г., признавая по его словам и по смиренству, что он жития хорошаго и постный муж. Димитрий говорил, что его знает троицкий архимандрит Варлаам; а принять советовал Иван Щелягин, который виделся с ним, Сергием, на ярмарке в Кролевце. В 1731 году, подговоря Онуфрия, Димитрий ушел с ним неизвестно куда. После разных спросов узнали, что они поселились в черниговской губернии, в двух верстах от монастыря Ериловичи в лесу, близ железной рудни, на речке Сухой Вир, на земле Семена Лизогуба, верстах во 100 от Ветки. Отсюда они хотели убежать в Польшу. Сергий умолял их не ходить и возвратиться в Софрониеву пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Тут я выслушал о нем литию. В минуту, когда я выходил из церкви, мне предложено войти в новый храм. Пошли. На наружность его я и не взглянул. Внутри я нашел обширность, почти великолепие, свойственное церкви или столичной, или большой обители. На одном из трех престолов нижней теплой церкви совершалась в это время литургия. Холодная верхняя была тоже посещена и тоже впечатление совершенно роскошной постройки. Монастырь бедный, и все здания придут в упадок, а памятника Платонова нет как нет. Всего больнее, что без малейшей нужды уничтожили домовую архиерейскую церковь , где Платон служил, молился, читал апостол на литургии, где митр. Филарет был во диакона 179 посвящен. Слышал я, что при каком-то случае Государь Император, узнав о раз- —232— 1875 г. рушении этой достопамятной церкви, выразил неудовольствие и вместе желание, чтоб она была восстановлена. Впоследствии, сколько помню, когда церковь была восстановлена, Государь, в милостивом разговоре со мною, упоминал об этом случае. Без такого ходатая оригинальный иконостас-решетка был бы отдан в какую-нибудь сельскую церковь . Теперь он стоит новопозлащенный; но церковь уже новая; над полом жилых комнат поднята на три ступени; размеры ее и в высоту, и в ширину, и в длину – другие. Даже имя другое, а Св. Духу посвящена верхняя новая церковь. В покоях, кроме искажений бывших при мне, нет новых. Только железный переплет зеркального потолка в маленькой комнате отзолочен, неведомо для чего. Меня сретил и сопровождал иеромонах С…, а Казначей был в тени. Этот С…, и вам известный, из так называемых «благородных», воспитывался в землемерном училище, рано вступил в Вифанский монастырь, оказывал ревность к монашескому подвигу, точность к соблюдению устава. В мое время о. С. поручен был сбор на ризу к иконе Богородицы, что над гробом преп. Сергия. Он конфузился. О. Варлаам, впоследствии игумен Давыдовой пустыни, научил его, как с тарелкой подходить к богомольцам и просить. Наука эта далась юноше. Он собрал на икону, потом на местные иконы, потом на ризницу, и, наконец, на огромный храм.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Имеется в виду прп. Афанасий Афонский, игумен Великой лавры, а не свт. Афанасий Александрийский. Очень хорошо о положении Валаама, располагающем к подвижнической жизни, сказано в «Описании Валаамского монастыря и подвижников его»: «Отделенный от материка широкою пучиною вод, не имеющий вблизи себя мирских обитателей, Валаам не видит сует мира и своим обитателям открывает полную возможность всегда зреть пред очами Господа. Видно место это, столь скудное удобствами материальной жизни, Творец, все приспособлявший к созданию и искуплению человека, искони назначил для созерцательно-духовной жизни иноков, которые ради Царствия Небесного, оставляют добровольно все земные радости, мужественно решаются сносить всякие нужды и ничего не искать в жизни своей, кроме соединения с Господом» с. XXIII]. Схимонах Феодор (в миру Феодор Ильич Пользиков) родился в г. Карачеве. Был женат. Овдовел. В 1782 г. поступил в Нямецкий монастырь. В 1784 г. пострижен в монашество архимандритом Паисием Величковским с именем Филимон. В 1798 г. пострижен в схиму. 22 августа 1802 г. определен в Трубчевской Челнский монастырь без права рукоположения. 31 мая 1805 г. переведен в Брянскую Белобережскую пустынь, где настоятелем был старец Леонид. В 1808-1809 гг. вместе со старцами Клеопой и Леонидом подвизался в уединенной келии недалеко от Белобережской пустыни. С 1811 по 1817 г. жил на Валааме. 28 мая 1817 г. перешел в Заднее-Никифоровскую пустынь, приписную к Александро-Свирскому монастырю. Иеросхимонах Лев (в миру Лев Данилович Наголкин) родился в г. Карачеве Орловской губернии. В 1799 г. определен в послушники Белобережской пустыни. 14 сентября 1801 г. пострижен в монашество игуменом Трубчевского Спасского монастыря Кесарием. 22 декабря 1801 г. рукоположен в иеродиакона, 24 декабря того же года – в иеромонаха. В сентябре 1804 г. определен строителем Белобережской пустыни. 10 марта 1808 г. по слабости здоровья уволен от должности. 10 октября 1811 г. определен по желанию в число братства Валаамского монастыря. Был смотрителем Большого скита. 28 мая 1817 г. перешел в Заднее-Никифоровскую пустынь, приписную к Александро-Свирскому монастырю. Принял схиму с именем Лев. Старец Леонид поступил в Оптину пустынь в апреле 1829 г. и поселился в скиту. Скончался 28 сентября 1841 г. Незадолго до его кончины в 1839 г. к нему прибыл игумен Варлаам (Давыдов), с которым они жили в валаамском скиту. 27 июля 1996 г. иеросхимонах Лев вместе с двенадцатью другими оптинскими старцами был причислен к лику местночтимых святых Оптиной пустыни, а в 2000 г. прославлен Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

http://bogoslov.ru/article/5847013

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010