Кроме сделанных в Петербурге и собранных Давыдовым подписей, под регламентом имеются еще подписи, не известно, когда сделанные, в конце Петербургских – Воронежского Митрополита Пахомия и Архимандритов Троицкого Ипатского Гавриила и Донского Московского Иерофея, на остававшемся в Петербурге экземпляре, и в конце провинциальных – игумена Вологодского глушицкого монастыря Иоиля и – последняя – Архимандрита Тихвинского Новгородского монастыря Варлаама. Всего под регламентом подписались: 6 Митрополитов, 1 Архиепископ и 12 епископов, – все иерархи российской церкви, кроме сибирского, подпись которого не была взята, конечно, только по дальности местожительства этого владыки, – и 48 Архимандритов, 15 игуменов, 5 иеромонахов: 87 духовных подписей 580 . Новая форма центрального управления русской церкви принята была, таким образом, всей русской церковью, в лице ее представителей, не вызвав ни одного возражения, и не много может указать история церковных установлений, которые были бы приняты таким абсолютным большинством, почти совсем равным единогласию, так как отсутствие подписи сибирского Митрополита не повлекло за собою впоследствии со стороны этого владыки протеста против учреждения святейшего Синода. XIV Между тем в декабре 1720 года из Москвы «позваны были» указом предназначенные к присутствию в Синоде члены, которых не было в Петербурге 581 . Так говорил Синод спустя два с половиною года. Сенатское дело дает следующие известия по этому предмету. 15 января 1721 года кабинет–секретарь Макаров вошел в сенат, как всегда, с донесением, что «царское величество указал по именному своему указу» выслать из Москвы в Петербург Архимандритов – Симоновского Петра, Донского Иерофея 582 и Петровского Леонида, которым назначено быть в духовной коллегии, и вице–губернатору Воейкову отправить их поскорее на почтовых, а имущество их и прислугу вслед за ними, после, на ямских; Архимандритам объявить, чтобы выбрали для управления монастырями надежных наместников 583 . В тот же день сенат послал в Москву указ 584 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Двенатцать книг Миней месечных печатных в десть. Книга Минея общая печатная в десть, выходу 146-го году. Две книги Октая печатные в десть, выходу 174-го году. Книга Треодь посная печатная в десть, выходу 171-го году. Книга Треодь цветная печатная в десть, выходу 178-го году. Книга Требник, печать киевская, в десть, выходу 1636-го году. (Л. 31 об.) Книга другой Требник, печать киевская ж, в полдесть, выходу 115 году, ветха. Книга Требник печатной новой в десть, выходу 188-го году. Книга Требник печатной старой в десть, выходу 147-го году. Книга Требник печатной в полдесть, ветха. Две книги Апостолов печатных в десть: один выходу 188-го году, а другой — 172-го году. Книга Псалтирь со воследованием печатная в десть, выходу 172-го году. Три книги Прологи, во весь год, печатные в десть. (Л. 32) Книга Житие преподобнаго Сергия, Радонежского чюдотворца, печатная в десть, выходу 155-го году. Четыре книги Соборника уставописменные в десть. Книга преподобных Варлаама [и] Иоасафа Инди[й]ских уставописменного в полъдесть. Книга Соборник уставописменного в полдесть. Книга Исаака Сирина в десть уставописменного. Книга Патерик Печерской уставописменого в полдесть. Книга Правила старческие писменная в десть. (Л. 32 об.) Книга Правила святых апостол и святых Богоотец писменная в полдесть. Книга Житие суздальских чюдотворцов уставописменного в полдесть. Книга Часослов печатной в десть, выходу 196-го году. 65 Таковы белые книги поданы стольнику Ивану Мироновичю Кологривову за руками соборной церкви ключарей Федора Федорова да Дмитрея Григорьева .   (Л. 33) В церкви Благовещения Пресвятые Богородицы, что под колоколами. Царские двери, сень и столпцы резные, писаны красками на золоте. По правую сторону царских дверей образ Распятия Господня, в киоте. По левую сторону образ Пресвятые Богородицы Знамения, венцы серебреные резные, венец у Пресвятые Богородицы с каруною, а на каруне, на репьях, тринатцать каменев простых, поверх каменев жемчюги. Поверх того образа три иконы штилистовые. По правую ж сторону южные двери, на них написан архидиакон Стефан.

http://sedmitza.ru/lib/text/10108564/

Среди известных списков М. и. XVI в. один был подарен свт. Арсением Элассонским брату Афанасию, архимандриту мон-ря Дусику во имя свт. Виссариона ( Комашко, Саенкова. 2008). Согласно надписи на обороте иконы, она была привезена в мон-рь Дусику в 1592 г. В то же время в мон-рь Варлаама в Метеорах были привезены 2 иконы той же иконографии. Известен еще один список М. и., присланный свт. Арсением в мон-рь прп. Саввы Освященного в Иерусалиме. Все 4 списка близки по манере письма и, возможно, являются произведениями одного мастера или одной мастерской. Муромская икона Божией Матери. Кон. XVI в. (мон-рь Дусику во имя свт. Виссариона, Греция) Муромская икона Божией Матери. Кон. XVI в. (мон-рь Дусику во имя свт. Виссариона, Греция) Две М. и. находятся в частных собраниях. Одна датирована И. Л. Бусевой-Давыдовой 1-й третью XVII в. и отнесена ею к московской школе иконописи (Святые образы. 2006). По иконографии этот образ близок к наиболее ранней иконе из ГТГ. Вторая икона (2-я четв. XVII в.) представляет собой единственный известный вариант ростовой иконографии М. и. Бусева-Давыдова отнесла ее к строгановской иконописной школе, в которой «встречались и редкие для русской традиции ростовые изводы» (Шесть веков рус. иконы. 2007. Кат. 86. С. 189). В основных чертах ее иконография имеет сходство с неопубликованной иконой из ГТГ, где Младенец изображен со свернутым свитком. Муромская икона Божией Матери. 2-я четв. XVII в. (частное собрание) Муромская икона Божией Матери. 2-я четв. XVII в. (частное собрание) М. и. из Илиинского придела Вознесенского храма с. Ыб Сыктывдинского р-на Республики Коми (XVII в., Национальный музей Республики Коми; отреставрирована в 1989) при описании, помимо основного, получила наименование «Взыграние Младенца». Благодаря своеобразной, грубоватой пластике образа, тяжеловесным пропорциям, преобладанию графического начала над живописным и скупости цветовой гаммы Н. Е. Плаксина отнесла икону к кругу провинциальных «северных писем». Как и большинство памятников этого круга, икона уникальна. Плаксина также заметила, что «редкий и древний иконографический извод Муромской Богоматери в силу неисследованных обстоятельств получил большую популярность в XVI-XVII вв.» ( Плаксина. 2010).

http://pravenc.ru/text/Муромской иконой ...

Яхонтова л. 174 об.); жил прежде во Львове, где, вероятно, был профессором: по крайней мере, на вопрос Варлаама Ясинского о курсах философии отвечал, что у него два курса: один свой собственный львовский, а другой – покойного о. Яндзурского – Любинский (Люблинский – Любельский, Величка III, 351). Неизвестно, когда сделан игуменом Любельским в епархии Феодосия Василевича. На люблинском соборе, уже будучи игуменом Любельским, говорил речь 28 января 1680 года, в воскресенье, о слепце, вопиющем: «Иисусе, сыне Давыдов, помилуй мя!» Выходка эта против униатов сглаживалась «иншими прикладами» и красноречием (Величка II, 487). Павлом Негребецким рекомендуется около 1681 г. для московской славяногреколатинской академии, как человек, чуть не до смерти пострадавший за православие (Чт. Общ. Ист. и Древ. Рос. 1884, III, стр. 206. Смирнов. Истор. моск. акад., стр. 11. Петрушевич. Св. лет. 345). Избранный в игумены Кирилловские, он оставил Литву и постом 1681 года прибыл в Киев (Соч. св. Димитрия 1, 466). Дело было так: Феофан Креховецкий поставил Иннокентия Монастырского в архимандриты Овруцкие, и последний не уступал проискам униата Шваровского, пока не стали грозить его личной безопасности. Тогда Монастырский бежал в Киев (в конце 1680 г.), а король запретил универсалом своим от 9 сентября 1682 г. утверждение его архимандритом как человека, «dla otrzymanych na sobie condemnat do Kijowa pod cudz protecti zbieglego» (Акты Ю. З. Рос. IV, 64) и наложил штраф в 50 т. злотых на того, кто станет поддерживать Монастырского. Тогда же от Гизеля потребовали возвращения серебра, отосланного бывшим архимандритом Овруцким Феофаном Креховецким для хранения в Киево-Печерский монастырь. Требовали также приказа Монастырскому, «поставленному в архимандриты Овруцкие Феофаном Креховецким и убежавшему в Киев» – возвратить увезенное им, Монастырским, имущество и документы, а за распроданный мед, скот и пр. уплатить деньгами (Ibidem 66). Об этих подробностях св. Димитрий умолчал. В октябре 1685 года Монастырский ездил в Москву, в свите митрополита Гедеона Четвертинского с пятью человеками своей челяди (Евгений.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Странно и весьма недоумённо! Что вас заставило оставить свои убеждения и впасть в такую крайность, последовать ереси прокопо-давыдовой и других влещи за собою во мрежу нечестия? Вы сами, в соборной грамоте своей, изволили писать ещё: „Прокоп Лаврентьев с давних пор искусен творить раздоры: дерзает Прокоп святые тайны именовать мертвечиною... Сей-то раздорник вовлёк митрополита в глубокий ров: 1) уверил митрополита, что будто в великороссийской церкви антихрист царствует, а мы, по его мнению, от антихриста приимали священников, которые нас крестили и отцов наших, и препроводили в будущую жизнь; 2) таковый антихрист уже родился по Христовом Рождестве спустя 8 лет, и царствует; 3) Что будто мать его, то есть антихристова, освящена к зачатию нашествием Св. Духа словом архангела Гавриила; 4) и будто антихрист распят на четвероконечном кресте. До зде учение Прокопова и нашего митрополита... Митрополит при соборе сознался (что действительно сие писали и посылали в Москву), но покаяния собору не приносят. И за таковую ужасную ересь и за прочия дела, соборне пять епископов запретили мы митрополита от всякого священнодействия впредь до большого собора... Последователи сего безумия у нас, в Москве: Давид Антипов, Ефим Федоров Крючков, запрещённый и проклятый поп Василий Бухаров Садовницкий и прочии. Первый из них в присутствии четырёх наших епископов – Антония, архиепископа московского, Пафнутия казанского, Варлаама балтовского, Савватия тобольского и множества других лиц высказал, что церковь великороссийская верует в сына сатаны, что Иисус есть иной Бог , антихрист, что крест четвероконечный есть еретический, что пятую просфору за царя не должно приносить... Вы прежде соборне писали о новом Антонии гуслицком так: „Мы пропустили в наших грамотах о новом кинике Антоние, которого... приити на собор... убедить не могли. А потому как его поставление есть противозаконное и по поставлении возмущает мир церковный, мы за епископа его не признаём, что и утверждаем своим подписом... Теперь, к удивлению всех, из этого киника вы, противу правил св. отцов, приделываете к московскому епископу другую голову и строите какое-то смешное чудовище!..

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Провинциальное духовенство явилось к сроку. Преосвященные Ростовский Георгий, Суздальский Варлаам и Коломенский Иоанникий и 34 архимандрита и игумена, прибывшие из этих трех и Рязанской епархии, собрались в сенатскую канцелярию 3 мая. Здесь Антоний, Воейков и Давыдов предлагали им регламент и все они также подписались тогда же 546 . Оставалось не подписавшихся из указанных четырех епархий только пять лиц из архимандритов и игуменов: московский Симоновский, костромской Ипатский, желтоводский, костромской Богоявленский и Песношский. Симоновский был в Петербурге, в отлучке, Ипатский помер, и его место не было замещено, Желтоводский и Богоявленский оказались больными, а относительно Песношского возник вопрос, надо ли ему подписываться, так как этот монастырь теперь был приписан к Троице-Сергиевскому 547 . Курьер Новгородов, посланный Сенатом в Москву с первыми указами, заболел в Москве и первые ответные известия привез в Петербург бывший в Москве курьер юстиц-коллегии Буянов 548 . Москва оживленно переговаривалась посредством курьеров с Петербургом, из Москвы шли частые донесения в Сенат и от Давыдова, и от Воейкова, а Сенат, в свою очередь, слал ответные и дальнейшие указы 549 . 31 мая прибыл и подписался Желтоводский игумен; выяснилось, что Богоявленский костромской был при смерти и прибыть не мог 550 . В Сенате сосчитали собранные Давыдовым подписи и оказалось архиерейских 4, архимандричьих 28, игуменских 7 551 , не считая тех, которые даны были в Петербурге. 21 июня Сенат постановил вызвать в Москву для подписи регламента неотложно к 1 сентября преосвященных Черниговского, Переяславского и Вологодского с архимандритами и игуменами 552 . Указы Сената архиереям, от 22 июня 553 , отправлены были к Давыдову для отсылки по принадлежности с нарочными курьерами 554 , и были разосланы Давыдовым 8 июля 555 . Тогда же вызваны были в Москву архимандриты и игумены Киевских монастырей. По справке в коллегии иностранных дел о форме сношений с Киево-Печерским архимандритом оказалось, что ему пишутся царские грамоты в лист со среднею печатью под кустодиею 7) 556 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Холодная верхняя была тоже посещена и тоже впечатление совершенно ненужной роскошной постройки. Монастырь бедный и все здания придут в упадок, а памятника Платонова нет как нет. Всего больнее, что без малейшей нужды уничтожили домовую архиерейскую церковь, где Платон служил, молился, читал апостол на литургии, где митр. Филарет был во диакона посвящен. Слышал я, что при каком-то случае Государь Император, узнав о разрушении этой достопамятной церкви, выразил неудовольствие и вместе желание, чтоб она была восстановлена. Впоследствии, сколько помню, когда церковь была восстановлена, Государь, в милостивом разговоре со мною, упоминал об этом случае. Без такого ходатая оригинальный иконостас – решетка быль бы отдан в какую-нибудь сельскую церковь. Теперь он стоит новопозлащенный; но церковь уже новая; над полом жилых комнат поднята на три ступени; размеры ее в высоту, и в ширину, и в длину – другие. Даже имя другое, а св. Духу посвящена верхняя новая церковь. В покоях, кроме искажений, бывших при мне, нет новых. Только железный переплет зеркального потолка в маленькой комнате отзолочен, неведомо для чего. Меня сретил и сопровождал иеромонах С..., а казначей был в тени. Этот С... и вам известный, из так называемых «благородных», воспитывался в землемерном училище, рано вступил в Вифанский монастырь, оказывал ревность к монашескому подвигу, точность к соблюдению устава. В мое время о. С. поручен был сбор на ризу к иконе Богородицы, что над гробом преп. Сергия. Он конфузился. О. Варлаам, впоследствии игумен Давыдовой Пустыни, научил его, как с тарелкой подходить к богомольцам и просить. Наука эта далась юноше. Он собрал на икону, потом на местные иконы, потом на ризницу, и наконец на огромный храм. Для удовлетворения этому бескорыстному сребролюбию (ибо С. самых строгих и честных правил человек) попран исторический памятник, о чем, в последнее время жизни, владыка очень сожалел в разговорах со мною, хотя и освящал верхнюю церковь , и это был последний из освященных им храмов 39 , как сказал мне С.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

Предслава, дочь полоцкого князя Георгия Всеславича, в молодости ушла в монастырь, где уже была монахинею тетка ее, жена Романа Всеславича, постриглась здесь под именем Евфросинии, сначала выпросила у епископа позволение жить при соборной Софийской церкви в голубце, где проводила время в списывании книг, продавала их и выручаемые деньги раздавала нищим, потом основала свой монастырь при церкви св. Спаса, где постригла родную и двоюродную сестру (дочь Бориса Всеславича) и двух племянниц; наконец захотела видеть Иерусалим, где и скончалась в русском Богородичном монастыре. Но не одни княжны и вдовые княгини постригались в полном здоровье; встречаем и князя, произвольно оставившего волость и постригшегося в Киево-Печерском монастыре: то был известный уже нам по летописи Святоша, или Святослав - Николай Давыдович черниговский. Три года пробыл он в поварне монастырской, работая на братию, рубя дрова и нося их на своих плечах с берега в монастырь; потом три года служил привратником, наконец перешел на службу при трапезе. По окончании искуса перешел жить в свою келию, при которой развел сад, и никогда во всю жизнь не видали его праздным, но всегда имел он в руках какое-нибудь дело, питался он постоянно одною монастырскою пищею. Для содержания своего монастыри уже в то время имели недвижимые имущества, так, например, князь Ярополк Изяславич дал Киево-Печерскому монастырю три волости; дочь его дала пять сел и с челядью; Ефрем епископ суздальский дал тому же монастырю двор в Суздале с церковию св. Димитрия и с селами. До нас дошла в подлиннике грамота великого князя Мстислава Владимировича (1128-1132 г.) новгородскому Юрьеву монастырю на волость с данями, вирами и продажами и на некоторую часть княжеских доходов. От конца XII века дошла до нас подлинная вкладная грамота преподобного Варлаама Хутынскому монастырю на земли, рыбные и птичьи ловли. Должно думать, что всякий постригавшийся, если имел состояние, приносил какой-нибудь вклад в монастырь движимым или недвижимым имуществом, кроме того и другие набожные люди давали в монастыри деньги и разные другие ценные вещи; раздавать милостыню по монастырям было в обычае у князей: Глеб Всеславич полоцкий дал Киево-Печерскому монастырю 600 гривен серебра и 50 золота, по его смерти жена его дала 100 гривен серебра и 50 золота.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Евпатория. Церковь Илии Пророка. Свято-Илиинская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм построен в 1911-1918 годах городским архитектором А.Л. Генрихом на средства греческой общины года и судовладельца П. Е. Давыдова, который который руководил строительством. 30 июня 1918 года храм был освящен в честь пророка Божия Илии архиепископом Таврическим преподобным Димитрием (Абашидзе). С 1919 до 1936 года настоятелем служил священномученик Елеазар Спиридонов. После установления в городе советской власти давление на общину постепенно нарастало. Поначалу подстрекаемая властями молодежь била окна во время богослужения. С начала 1930-х годов настоятеля стали вызывать в ОГПУ, угрожать, шантажировать, предлагать сотрудничество. В 1936 году давление усилилось - власти наложили запрет на колокольный звон. После ходатайства греческой приходской общины об отмене запрета городские власти распорядились вовсе снять колокола с колокольни. Тогда же был расторгнут договор с общиной об использовании церковного здания. Отец Елеазар благословил прихожан отправить письма в Москву греческому консулу с просьбой о поддержке. За это настоятеля арестовали, а ряд активных прихожан долго допрашивали. Вскоре из храма были изъяты церковные ценности, а в 1938 году он был закрыт. В 1942 году храм открыли, богослужения продолжались до 1962 года, когда его закрыли вновь. По решению местных властей колокольню как аварийную разобрали, а в саму церковь отдали под спортзал ДСО " Спартак " . В 1984 году, когда здание было взято на учет как памятник архитектуры, степень его разрушения по заключению комиссии достигла 70 %. В декабре 1989 года храм возвращен Русской Православной Церкви. 2 мая 1990 года архиепископ Симферопольский Варлаам (Ильющенко) совершил освящение церкви. В 2003 году Евпатории исполнилось 2500 лет. К юбилею города восстановили звонницу и подняли на нее специально отлитый для храма колокол. К началу 2010-х годов церковь была капитально отремонтирована, возвращено ранее принадлежавшее ей здание, где вновь действует воскресная школа.

http://sobory.ru/article/?object=07493

После игумена Варлаама рост монастырских владений на время остановился. В течение двухлетнего (1587–1588 г.) игуменства Сергия не состоялось ни одной покупки, ни вклада, ни мены, а при преемнике Сергия – Марке, управлявшем кирилловскою братиею с 1588–1595 года, были куплены лишь два небольших участка в Неноксе (именно: 9 апреля 1590 года старцом Евфимием у Гуляя Стефанова сына Будаева – его поле земли в Неноксе с огородом у проезжей улицы рядом с полянкою Кириллова монастыря и Фоминской огородец за 4 рубля, причем вместо 1 рубля было отдано 4 грядки огорода капустного 1293 ; а 5 марта 1595 года слугою Кириллова монастыря Богданом Прокопьевым сыном Кафтыревым у Федора Семенова сына Кологривова 13-ый сугреб без 6-ой доли в Глубокой варнице за 20 рублей 1294 и 1 пожня «Лествянка», подле реки Ухтомы, куплена 20 июня 1593 года у Нефеда Осипова сына Коротчанина за 3 рубля 1295 . Кроме того три пожни поступили в Кириллов монастырь вместо вклада, именно: одна поженька на Коротком на Давыдове берегу была дана 7 июня 1590 (7098) года Малютою Борисовым сыном Тимофеевым Вещеозерцом 1296 ; другие пожни за рекою Маексою (по Шексне) и за болотом 12 марта 1591 года были получены от Федора Некрасова сына серебреника 1297 ; третья пожня «Корчевник» также по Шексне в 159 2 / 3 (7101) году – от четырех братьев: черного священника Сильвестра, Борисоглебского священника Павла, Воздвиженского священника Ивана из Ворбозома и Харитона, «Иевлевых детей поповых Борисоглебского попа 1298 . После Марка, когда во главе Кирилловской братии некоторое время находился старец Леонид (Ширшов), царь Федор Иванович с царицею Ириною пожаловали монастырь своими черными волостями в Белозерском уезде в Заозерском стану 1299 : волостью Городищем-погостом с деревнями и селом Богоявленским на Ерге (в Надпорожском стану) с деревнями. По книгам 158 5 / 6 года здесь было пашни перелогом и лесом 687 чети в поле, а в дву потомуж 1300 . Последующее шестимесячное игуменство Евпла (с 1595 года) прошло, по-видимому, бесследно для монастырских вотчин, если не предполагать, что к этому времени относится купчая, заключенная (7 ноября 1595 года) слугою Богданом Прокофьевым Кафтыревым с Васильем Мартемьяновым, сыном Породиным Высочкиным на тринадцатый сугреб росолу в Ненокоцкой Глубокой варнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010