Ещё он говорил: «Культурным и образованным народам свойственно спокойствие, а постоянные волнения и бурные проявления раздражительности — диким племенам». А для того, чтобы показать высоту европейской культуры, он говорил, что во Франции даже быки мычат спокойно, в то время как в Греции — резко и жалобно. Как мне не упомянуть и об отце Филофее портном, которого немцы за действия в поддержку своего народа посадили на материке в тюрьму и подвергали ужасным пыткам, под которыми он никого не выдал? Он всегда сопровождал отца Дамиана, когда тот шёл служить в часовнях и домовых церквях, где пел своим характерным голосом, напоминающим плач младенца. Это он делал спокойно и скромно в любое время года и в любую погоду. Передвигались они на вьючных животных и отправлялись задолго до рассвета, чтобы оказаться на месте вовремя. Как я могу предать забвению двух Харитонов, старого и молодого, необычайно много потрудившихся, или Иакова — англичанина, который сменил университетскую кафедру на суровую жизнь земледельца? Также мне приходят на память Леонтий учитель и Филарет — художник и изумительный певчий. Ещё я помню нестяжательного отца Косму и его брата — простеца Иоасафа, которые были образцом добродетели странничества. Младший из них, Косма, упрашивал отцов позволить им собирать оливки, сколько бы их ни было, но только вокруг монастыря, чтобы по дороге к дальним оливковым рощам им не пришлось подниматься на вершину горы, откуда видны горы их родного острова, глядя на которые они могли бы утратить странничество. Не могу не упомянуть и об отце Лазаре, большом шутнике, который расстояние двух часов пути проходил пешком за час, чтобы отнести на почту какую-нибудь срочную монастырскую корреспонденцию. Ещё мне вспоминается маленький Филофей — пекарь с подвижническим духом. А сколько я мог бы рассказать об отце Варлааме, помощнике игумена! Он часто говорил мне: «Старец отдыхает». Он готовил мази из растений, серы и воска, которые помогли многим людям во время оккупации, когда был большой недостаток в лекарствах. Будет досадно не упомянуть и о старце Михаиле, одно присутствие которого доставляло мне большую радость, и о старце Антонии из селения Пунта на Паросе, который постоянно сажал плодовые деревья, чтобы у братии после его смерти было утешение на трапезе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Теперь опять при своих должностях. Прося ваших архипастырских молитв о продолжении моего здравая и о подкреплении моих сил к предлежащим мне подвигами, с глубочайшим вашея святительския особы моими высокопочитанием, сыновнею преданностью и усердием как был и есмь, так и навсегда имею честь пребыть, высокопреосвященнейший владыко, вашего высокопреосвященства, высокомилостивейшаго отца моего и архипастыря, всеусерднейший слуга и почитатель Богоявленскаго Голутвина монастыря Архимандрит и Ректор семинарии Варлаам. 1797 года ноября 2 дня. 4 . Высокопреосвященнейший владыко, высокомилостивейший отец и благодетель мой! Всеусерднейше вашему высокопреосвященству благодарю за то, что вашими высокими и прямо отеческими милостями не оставили сирот после покойнаго моего брата, предоставив за его сыном священническое место, которое было прежде предоставлено по особенной вашей милости за моим племянничишком Федькою Каменским. По делам его ему и воздаяние!... Пусть будет солдат. Там скоро вертяжныу переламают ребра. Признаюся от чистого сердца, высокопреосвященнейший владыко, что напрасно ваше высокопреосвященство я утруждал о нем просьбою, не зная его мерзостных и даже самых проклятых поступков, которые тем для меня чувствительнее, что после моего строгого воспитания такое в человечестве явилося гадкое чудовище. Высокопреосвященнейший владыко! Что делать? Опять за вас да за вас. О, сколько я сим скучаю вашему высокопреосвященству! На то место, которое, по отеческому вашему о сиротстве сожаление, предоставлено за сыном моего покойного брата, собрал заручное прошение дьячек оного же Воскресенского, что в Поречье, села, с которым и не преминет явиться к особе вашего высокопреосвященства. Я его всесовершенно знаю, а потому и уверен, что едва ли пасти, а есть стадо будет. Сие самое свидетельствует его подлую алчность. что он не смотря на ваше милостивейшее архипастырское для сиротствующих решение, не смотря и на то, что показанного Воскресенского села оба священника обязалися исправлять должность третьего священника, подбился к прихожанам, и как бы на зло сиротствующим, хочет предстать пред особою вашего высокопреосвященства с их одобрением.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Я, хотя лично просил отца Августина об отнесении вашему святительству изустно достодолжного моего высокопочитания, но сыновняя преданность не потерпела остаться безгласною на бумаге, смиренно прося ваше высокопреосвященство о благоснисходительном воззрении на сии строки, нижайше прошу и о продолжении прежних ваших ко мне милостей и благоволения, высокопреосвященнейший владыко, высокомилостивейший отец, архипастырь и благодетель. Вашего высокопреосвященства, нижайший обязанник и преданнейший слуга Архимандрит Арсений. Апреля 30 дня 1798 года. Из Санкт-Петербурга. 21. Варлаама (Миславского), архимандрита Киево-Братского монастыря и Ректора Академии 115 1 . Высокопреосвященнейший владыко, премилосердый отец и архипастырь! Не могу скрыть истинного признания, и той наичувствительнейшей благодарности, которую я, получив драгоценнейшее вашего преосвященства писание, был преисполнен. Все выражения, в оном начертанные, ясно доказывают особливую вашего преосвященства ко мне милость, а уверения о непрерывном продолжении вашего ко мне благоволения восхищают мой ум в удивление, возбуждают в нем почтительное внимание, наполняют мой дух неописанною чувствительностию. Я чистосердечно скажу, что все обязательства в милостивом вашего преосвященства письме изображённые, суть неоспоримые знаки возвышенной души, милосерднейшего и снисходительнейшего сердца. Усердно бы я желал на изъявление вашему преосвященству моей благодарности всю силу моего воображения и весь огнь, который одушевляет чувствительное сердце, употребить; но тесные пределы краткого письма ограничивают в том мое желание, а при том чувствую, что все мои выражения, к сему заимствуемые, суть только слабыя моей благодарности начертания; ибо отличныя вашего преосвященства ко мне милости моим пером, которое в сем случае есть орудием сердца, неизъяснимы. Почему, оставляя все роды пространнейших изьяснений, поспешаю одну только мою искреннейшую преданность и чистейшее усердие, как истинный жребий и приятнейшую жертву благодарного, духа, вашему преосвященству принесть, соединив вместе с оным и с моей стороны искреннейшее поздравление с настоящим новым годом, препровождаю оное усерднейшим желание таковым: Всевышний, влияв в дух ваш столь обильно дарования сану вашему приличествующие, да благославит все ваши предприятия и да осеняет век ваш в новом сем году новою Своею благостию, ниспосылая вашему преосвященству вся благая по сердцу вашему, и да продлит чрез многие лета непрерывное приращение вашего благоденствия, сохраняя здравие ваше к блаженству вверенного, пастве вашей стада и к водворению в нем тех добродетелей и просвещения, какими зрит оно озаренную душу вашу. Примите, владыко святый, сие сердечное жертвоприношение с тем благоволением, которое благотворительной душе вашей свойственно. Не лишите меня и впредь высокой вашей отческой милости. Для меня во всей моей жизни не будет вящшего одолжения, как продолжение непременной вашего преосвященства ко мне милости и любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Исходя из этого, можно сказать, что в рассматриваемом евангельском повествовании вряд ли можно искать осуждение богатства и богатых как таковых. Господь говорит, что богатому трудно (δυσκολως), а не невозможно войти в Царство Небесное. Действительно, богатство создает мощные препятствия на пути достижения христианского совершенства не только тем, что будит в нас страсть к любостяжанию, но и намертво приковывает человека к земному бытию такими нитями лилипутов, как многочисленные привычки к различным аспектам комфорта; оно будит и страсть тщеславия и подспудного осознания собственного превосходства над людьми менее богатыми, а также и зависть к более богатым; наконец, поскольку богатство неразрывно связано с властью, то страсть властолюбия пускает глубокие корни в душе богатых . Такой огромный шлейф страстей и греховных помыслов становится многопудовыми гирями, прикованными к ногам богача, вставшего на путь спасения. И подобного человека можно только пожалеть, что и сделал Господь… Пример Евлогии в этом отношении показателен. Горе раннего вдовства, резкое ощущение бренности всего земного и обаяние благодатной личности Филадельфийского святителя изменили всю ее жизнь, заставив избрать тесный и узкий путь подвижничества. Искренне и с энтузиазмом несостоявшаяся царица державы ромеев начала шествовать по нему. Однако сильнейшая инерция прошлой жизни, с которой она не сумела до конца расстаться, постепенно гасила этот энтузиазм: потратив значительные суммы на постройку и устроение монастыря, Евлогия все еще оставалась богатой; родственные и социальные связи еще тесно опутывали ее; богатая душевная жизнь, служащая часто почвой для произрастания семян духовной жизни, понемногу стала все более и более преизобиловать, потоками чрезмерной эмоциональности заглушая теперь эти семена; властная натура, подпитываемая неразумной лестью, завистью и интригами окружающих, все чаще рвала узду смирения. Наконец, Евлогия была одной из самых умнейших женщин своей эпохи. А интеллектуальное богатство является, наверное, одной из самых опасных форм богатства, ибо оно более всего способствует возрастанию в нас «архигреха» - гордыни, в которой «выступает особенно заметно и неприкосновенно чисто религиозное противление воли Богу, на первой же, начальной степени она касается собственно ближайшим образом только людей» . Эти факторы, на наш взгляд, и определили печальную эволюцию царственной игуменьи. Как сложились ее последние годы жизни и как решена ее посмертная участь – это ведает один только Бог, но церковной анафеме она, вместе с Варлаамом, Акиндином и прочими врагами Православия, подпадает. И ее пример еще раз убедительно показывает, сколь трудно, сколь мучительно трудно, богатому войти в Царство Небесное, доступ в которое невозможен без соблюдения догматической акривии и духовных законов благочестия.

http://pravoslavie.ru/42875.html

Апостол и Св. Отец, и по нашему бласловению, а в недоумеваемых нашего Архиерейского рассуждения и повеления да имать ожидать. Жительствующие же во оной обители Иеромонахи, Иеродьяконы, Монахи и все тому монастырю подчиненные да приемлют сего отца своего и предводителя Архимандрита Иссакия по достоинству, и да повинуются ему, яко наместное спасение их приставничество от Самого Господа чрез мерность нашу приемшему; да предпочитают же его, и слушают во всем, яко не оному сего хотящу, но Христу рекшу к Апостолам: слушая вас, Меня слушает; и отметающийся вас, Меня отметается, и отметающийся Меня, отметается пославшего Меня; тем же и те подчиненные и оному Архимандриту да не будут отметницы, но яко Самому Христу в лице его повинующиеся послушницы, от Него же да обрящут милость в день судный. Известного же ради свидетельства, яко чинноправильно сей Настоятель на степень Архимандритства сего нами произведен и утвержден, вручится ему эта наша настольная грамота, рукой нашей подписанная, и печатью запечатанная, в Богоспасаемом граде Тамбове, лета мироздания 7269, воплощения же Бога Слова 1761, месяца Сентября в …. день, Индикта 9.». Некоторые из братии отказались подписаться под этим приказом Игумена, находя тут противное воле Божьей или преданию Святых Отцов и Государственным законам. Получив об этом известие от казначея, Варлаам писал: «Не знаю, если подлинно так, то должно с оговоркою подписаться такою: к сему подписуюсь, кроме такого пункта, потому что он душе вреден, и обществу соблазен, тогда бы я усмотрел и подлинно может так. А то возгордившись учинить святое послушание обещаное Христу самопроизвольно чрез клятву при свидетелях Ангелов и человек иметь к Настоятелю и ко всей во Христе Братии. Да прочтет всяк тот последование о пострижении в рассуждении которого видно, что они позабыли, и хранить того не стали ко мне яко начальнику, имеющему жезл для утверждения паствы, врученный от Христа посредством Архиерейским, еже пасти Христовы словесные овцы, стяженные дражайшей кровью Его, блюсти со всяким прилежанием и тщанием, яко ответ имам воздати о вас Богу в день суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

164 Образ святителя, пожертвованный Даниилом Петр. Шапошниковым находится ныне в соборной ц., по правую сторону иконы Знаменской. В день ее праздника, 27 ноября 1731 года, мирно почил св. Инокентий. 166 В 1864 г., по случаю юбилея Моск. семинарии, некоторые монастыри предложили вносить в семинарию ежегодно по 50–100 рублей (и более), на содержание бедных учеников. 168 В дополнение прежнего списка настоятелей (1706–1812 гг.). заметпм: 1) архим. Варлаам, согласно его завещанию, погребен в Новоспасском мон. 1784 мая 8-го). 2) Преемник его арх. Евгений из проповедников Троице-Сергиевой лавры определен в морской шляхетный кадетский корпус 1779 г., апреля 8-го, и находился при этом корпусе до назначения своего (по рекомендации архиепископа Московского Платона) настоятелем Златоустова мон., 1783 июня 6. Из иеромонахов посвящен в архимандрита того же года июля 5-го. (Дела архива Богоявленского мон.). 170 На вакансию настоятеля, открывшуюся в Петровском мон., преосв. Августин рекомендовал его преимущественно «потому наипаче, что он долгое время находился учителем и префектом в бывшей Перервинской семинарии, много трудился при исправлении зданий в оной семинарии как прежде, так и тогда, когда (в 1814) открывалась вместо нее (опять на Перерве) Московская семинария; при Моск. семинарии под его надзором производено было строение нового огромного деревянного дома, предположенного для помещения некоторых профессоров и учеников; так же поручено ему наблюдение за обустройством каменного корпуса в Андрониевском мон. для бурсаков». 171 Жизнеописание его см. в «Страннике» 1762, ноябрь. К декабр. кн. приложен портрет его. См. историю росс. иер., ч. V, стр. 506. Несколько сведений заимствованы из архива моск. консистории. 178 Предместник его отец Авраам писал к нему по сему случаю: «Высокопреосвещеннейший отец архимандрит! Любезный о Христе брат! Хотя мы близко и не знакомы, но обстоятельства должны нас сблизить. Честь имею поздравить вас с перемещением в обитель св. Златоуста, которая доселе находилась в моем управлении. Вы, думаю, не замедлите приехать сюда. Но как прямо приехать вам в вашу обитель, без должной от братии встречи, по заведенному порядку, не годится: то я долгом братства почитаю просить вас приехать прямо ко мне в Богоявленский мон.; где остановясь и отдохнув, можете вступить в обитель вашу, прилично вашему сану. За сим препоручая себя молитвам вашим, честь имею быть вашего в-бия, любезного о Христе брата, усерднейший слуга и богомолец, Богоявленский архим. Авраам. Июля 17, 1816 года».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

В мае 1828 г. еп. Игнатий (Семёнов) был переведен на новоучрежденную Олонецкую кафедру, вместе с ним в Петрозаводск выехал В., 2 апр. 1829 г. стал членом духовной консистории. 1 июля 1829 г. В. был рукоположен во иеромонаха, 7 сент. определен инспектором и учителем словесных наук и греч. языка в Олонецкую ДС. Близость его к еп. Игнатию вызвала «зависть и недоброжелательство», и 24 окт. 1833 г. В. был переведен на должность инспектора и учителя философии в Вятскую ДС; дважды он исполнял обязанности ректора Вятской ДС (15 янв. 1834 - 11 марта 1835 и 16 мая 1838 - 20 окт. 1840). 9 марта 1834 г. назначен настоятелем Верхочепецкого слободского Крестовоздвиженского мон-ря Вятской губ. с сохранением должности инспектора ДС. 15 июля 1834 г. возведен в сан архимандрита, 17 апр. следующего года стал членом Вятской духовной консистории. 13 нояб. 1836 г. В. определено быть инспектором Астраханской ДС, но этот перевод по каким-то причинам не состоялся. 6 окт. 1837 г. В. получил благословение Синода за пожертвование в пользу Верхочепецкого мон-ря, 14 сент. 1840 г.- за усердное прохождение должностей по Вятской ДС. 30 сент. 1840 г. назначен ректором Иркутской ДС и настоятелем Вознесенского мон-ря, 5 февр. следующего года - членом духовной консистории. При В. велось строительство нового здания ДС. В 1843 г., переходя Ангару, В. провалился под лед, после чего заболел воспалением легких и ревматизмом. 19 дек. по состоянию здоровья был уволен со службы в уч-ще. 14 апр. 1844 г. перемещен настоятелем в нижегородский Макариев Желтоводский мон-рь, 31 янв. 1852 г.- в Кириллов Белозерский мон-рь. Состоял членом кирилловского духовного правления (с 30 июля 1852), цензором проповедей по городу (с 27 окт. 1853), благочинным церквей города (с 22 июня 1854), членом комиссии по составлению описи б-ки и древнего архива Кирилло-Белозерского мон-ря (с 15 окт. 1854). 28 марта 1857 г. определен в Юрьев новгородский мон-рь с назначением членом консистории, с апр.- благочинный новгородских монастырей, с нояб.- член новгородского епархиального попечительства о бедных духовного звания и директор попечительного об-ва о тюрьмах. Еще будучи настоятелем Кирилло-Белозерского монастыря, подавал прошения об уходе на покой.

http://pravenc.ru/text/154185.html

О строгости патриарха Никона и взыскательности акты наши представляют не мало свидетельств. Так мы уже видели выше, что когда он требовал себе чего либо, очень нередко прибавлял: «доброго»; на прим.: «скатерти» ему нужны «добрые», кадильница «медная», но добрая, ладаница добрая стаканы добрые, ладан «добрый», мука ржаная добрая, соль добрая, сукно доброе, стол добрый, плотники добрые» 128 , верховая лошадь со всеми наилучшими качествами и приличием для его звания 129 и т. п. Некоторые вещи надобно было сделать для него не только хорошо, но и «по его «руке» 130 или вкусу и «по образцам», им данным 131 . Когда в посланной к нему провизии из Кириллова монастыря оказывался против росписи недовес, он, обыкновенно, не принимал посылки , и «вельми досадовал, , что к нему запасу не сполна присылают» 132 , если чего не присылали по требованию его, потому что негде было взять, чего требовал, он опять не приказывал, принимать ничего и прочего, и грозил монастырским властям «в их против Указу великого государя непослушании и к нему «оскорбления» принести жалобу государю» 133 . Сделавшись больным, он потребовать себе «повара доброго» готовить пищу по его потребе, и присланного чрез пять дней выслал из кельи «для того, что про него есть, варить не умеет», и велел прислать лучше того 134 . В 1672 г. перед Петровым днем случилось, что Кирилловский служка, ездивший на Белоозеро «в стряпню», заехал под село Бородаву на рыбные ловли на р. Шексе, где по указу государеву, производил ловлю рыбы «про обиход» Никона келейный его старец, Иоаким, с Ферапонтовскими работниками;; служка этот, «искусом запоя старика вином» велел работникам ловить рыбу на него, служку, и двукратно «столы готовить» про него же из стерлядей, лещей и язей и, сверх того, уезжая с рыбной ловли домой, взял с собою стерлядь в «аршин», да восемь стерлядей поменьше и 20 язей. Такой наглый поступок служки, естественно, не мог не огорчить патриарха Никона , и вот он приказывает властям Кирилловским всю ту рыбу на служке их взять и прислать к нему, Никону, живою и дать на него «оборону, чтобы впредь старцам и служкам и служебникам Кирилловским без Указу Великого Государя на рыбные ловли, где ловят про него, Никона, приезжать и ловить и иметь на себя было не повадно», и присовокупляет, что буде они той рыбы на виновном не возьмут и к нему, Никону, не пришлют, и обороны на своего служку не дадут, то он будет писать на них к великому государю, и с сим вместе даст знать им, что «старцу Якиму за его неистовство он велел учинить жестокое наказание» 135 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/o-...

Что же касается рассадников духовного просвещения, то мы видим, что вопрос этот получает более или менее определенную форму и устойчивость лишь в 1809 году, когда тогдашний главнокомандующий в Грузии генерал Тормасов, коснувшись этого вопроса по предварительном обсуждении его совместно с высокопреосвященным Варлаамом, в своем донесении обер-прокурору Синода князю Голицыну о положении духовной части в присоединенном крае, между прочим писал: «сверх общей пользы, какую приносит образованное учением и воспитанием духовенство, оно может быть употребляемо наипаче для обучения в христианскую веру соседственных с Грузией горских идолопоклонных народов. На сей конец, по неимению в Грузии духовных училищ необходимо учредить гимназию из священнических и диаконских детей, на первый раз из 60 человек, в которую и будут поступать они из уездных училищ. В уездных же училищах могут обучаться не только одних духовных лиц дети, но и бедных дворян и граждан, где преподаваемы будут российский и грузинский языки, и первые правила арифметики. Дети дворян, кои, обучаясь в уездных училищах, окажут способности к наукам и к военной службе, могут поступать в Тифлисское благородное военное училище» 144 . В том же донесении генерал Тормасов, делая распределения получавшихся в существовавших тогда 13 грузинских епархиях и 9 архимандриях церковных доходов на разные нужды и потребности грузинской церкви, отделил из общего числа этих доходов собственно на устройство гимназии и уездных училищ определенную сумму денег. Святейший Синод, рассмотрев донесение генерала Тормасова, мнением положил: «для обучения детей священно-и церковно-служительских и приготовления их к духовному званию, учредить на первый случай вместо гимназии – духовную семинарию; что же касается до уездных училищ, то оные открыть в удобных местах в то время, когда приготовлены будут для сего в семинарии учителя» 145 . Положив открыть семинарию и содержать ее на счет церковных сумм, получаемых с церковных крестьян, Синод, однако, в отношении сумм, назначенных на содержание уездных училищ, определил, чтобы они отпускались из подлежащего источника лишь по открытии тех училищ, а до того времени, если встретится надобность, из них употреблять часть на устроение семинарии и приведение в порядок её во всех частях, остальные же деньги хранить до открытия училищ 146 . Указанное мнение Святейшего Синода высочайше утверждено 21 июня 1811 года. Тогда же грузинское духовенство озаботилось и составлением фонда в пользу её путем ежегодных отчислений из доходов епархий и архимандрий. Так, из ведомости о поступивших с Алавердской и Руисской епархий и Шуамтинского монастыря взносов на устройство семинарии видно, что в 1811, 1812 и 1813 годах поступило всего 3013 р. 8 коп 147 . Сколько поступало от других епархий и монастырей, неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И о том из Правительствующего Духовного Синода в Москву в Монастырский Приказ в судье Василью Ершову послать Великого Государя указ. 103 (84). – 19 Мая. О бытии определённым к раскольническим делам мирским судьям по синодальным указам во всём послушным и об отсылке сбираемых с раскольников двойных окладов в Штатс-Контор Коллегию, а штрафных денег по духовным делам – в Синод 91 . Согласно определённым из Правительствующего Синода мирским судьям к делам раскольническим, ежели в которой губернии и провинции что до того касатися будет, быть по посланным от них указам послушным. А положенные деньги с тех раскольщиков, которые будут собираться по окладу вдвое, те отсылать в Штатс-Контор Коллегию, а штрафы по духовным делам имать в Правительствующий Духовный Синод, а в Камер и в Штатс-Контор Коллегии рапортовать. 104 (85). – 19 Мая. О присылке в Святейший Синод из дому смоленского архиерея денег, собранных сверх определённого количества на содержание лазаретов и на покупку драгунских лошадей. В Святейшем Правительствующем Синоде уведомленось, что в доме смоленского архиерея собранных на содержание лазаретов и на покупку драгунских лошадей и прочих и неокладных доходов сверх определённого числа денег имеется немалое число. И о присылке оных в Правительствующий Духовный Синод к прежде бывшему смоленскому митрополиту Варлааму указ послан, и по тому указу тех денег в Правительствующий Духовный Синод не прислано, и Святейший Правительствующий Синод что повелит? Святейший Правительствующий Синод приговорили: из дому смоленского архиерея помянутых сборов наличную денежную казну, которая имеется сверх определённого числа, со обстоятельными о той казне ведомостьми прислать в Правительствующий Духовный Синод дому смоленского архиерея с судьёю Лаврентьем Полторацким, и о том Бизюкова монастыря ко архимандриту послать указ. 105 (86). – 20 Мая. Об освидетельствовании прописных и утаённых душ в вотчинах духовного ведомства 92 . Правительствующий Сенат 16 Мая 1721 года в ведении в Правительствующий Духовный Синод изъяснил: Каков Его Царского Величества указ в Сенате о освидетельствовании в губерниях и провинциях дворцовых и прочих государевых, патриарших, архиерейских, монастырских, церковных вотчин в сёлах и деревнях всякого звания людей, также в городах и уездах же однодворцев и прочих разночинцев, самим губернаторам и воеводам или чрез посланных, выбрав добрых и верных людей, за кого бы они могли ответ дать, по поданным первым и пополнительным сказкам, каковы в губерниях и провинциях остались (невзирая на оные), правдою ли те сказки поданы и нет ли где утаённых и прописных, и ежели явятся, таковых о переписке и о прочем состоялся, и печатные посланы указы в губернии и провинции, таковых сто указов для посылки куда надлежит послано в Правительствующий Духовный Синод при ведении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010