При оном подписании государственная вислая печать красного воску. Святейший Правительствующий Синод, слушав вышеписанного доношения и с жалованной грамоты копии, приговорили: Афонской горы архимандриту Неофиту по означенной жалованной грамоте в нынешнюю его бытность в Великороссийском государстве по его желанию собирать для монастырского строения подаяния и милостыни невозбранно, и о том дать ему, архимандриту, указ. 141 (120). – 12 Июля. О сыске в Муромских лесах раскольников и их жилищ, а в деревнях по крестьянским дворам их имущества и чернеческого платья; об отсылке сысканных раскольников в Приказ Церковных Дел для допросов и для взыскания штрафных денег и о разорении до основания их жилищ. Архимандрит Златоустовского монастыря Антоний в доношении своём Святейшему Правительствующему Духовному Синоду от 15-го Июня 1721 года изъяснил следующее: Прешедшего Апреля 20-го дня сего 721-го году получил я из Санкт-Питербурха из Святейшего Правительствующего Синода Великого Государя указ за приписанием асессора и обер-секретаря иеромонаха Варлаама Овсяникова; при оном же указе прислан раскольнический старец Антоний, который допросом в Святейшем Правительствующем Синоде показал в Брянских и в Муромских лесах многих раскольнических старцев и стариц, живущих кельями, о которых велено мне, посоветовав с господином бригадиром и Московской губернии вице-губернатором и Надворного Суда вице-президентом Иваном Лукичом Воейковым да с господином полковником Иваном Никифоровичем Плещеевым, изыскивать и жилища их искоренять, а для указыванья оных раскольщиков и скитов их прислан помянутый старец Антоний. А сего Июня 3-го дня оный старец в Приказе Церковных Дел сказкою показал: в помянутых-де Муромских лесах жилище имеют раскольщики больше Брянских лесов, и около-де Красного Холму в Тверском и в Старицком уездах оных раскольнических келий с двадцать, а вяще в тех кельях обитает учитель их, старец Ефросин, с братьями, а как зовут, не знает, старец Климонт, старица Федосья. А во Брянских-де лесах кельи были многие ж, и как-де прислан в Калугу из Москвы из Приказу Церковных Дел наказной поп, и от того-де страху из Калуги, и из-за Угры, и из оных Брянских лесов раскольники все разбежались в разные леса, и до зимы-де ездить не для чего, потому что-де никого их не сыщешь, а к зиме-де они могут съехаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Виктор Саулкин: - Матушку -  природу. Преосвященный Митрофан (Баданин): - Вся тварь, как пишет апостол, мучается, стенает, ожидает перемен сынов Божьих. Она все ещё ждет, когда, наконец, это наступит, и опять человек станет достойным своего владычества над природой. Владычествуйте, наполняйте землю, размножайтесь, это все принадлежит вам. Человек   не выполняет эту функцию, он её утратил. Он сам грешен. И поэтому природа вся искажена его грехом, она мучается, стенает: когда же, наконец?  Но вот в отдельном случае, отдельный человек исполненный благодатью, совершивший невиданный подвиг, из бездны греха своего убийства, вошедший на Фавор святости, он способен был. И что сделал?  Я ведь начал с профессора, который читал нам лекцию. Я тогда, ещё на четвертом курсе, ни словом, ни духом не предполагал, что мне придется писать об этом книгу. Я запомнил, он говорил, что опасность морских древоточцев присутствует во всех морях. Соответственно -  на Дальнем востоке, в Черном море, в Балтийском море. Единственное   -  отсутствует на севере. Почему на севере? Он говорит: сказать трудно. Он присутствует там, этот морской древоточец, но почему-то не сверлит. Мы спрашивали: как, именно только на Северном флоте не сверлит? Он говорит: он в Норвегии есть, там сверлит. А в Баренцевом море он не сверлит. В общем,  никакого объяснения. Он говорит: странно, чем же отличается Дальневосточный флот, ещё более суровые зимы, казалось бы, это связано с климатом? -  Нет, это связано именно с чем-то необъяснимым. Вот это я запомнил. И потом, когда я наткнулся на эту историю про Варлаама, которого написал его бытописатель, архимандрит Сергий Шелонин, знаменитый книжник Соловецкого монастыря,  своего практически современника (он писал каноны, и там подробно разобрал, как это всё было). Он написал так: хоть естеством своим черви эти зловредные непобедимы были, т.е. это дело Божье, но ты их природу исправил, и пакости творить отныне запретил  силой Духа Святаго. Что же произошло?  Я обратился в институт биологии к профессору Жирову.  Я его спросил: а как это может быть? Что вы об этом скажете, вы же ученый, что там изменилось? Он говорит: «Это очень интересная история. Я вник -  оказалось, что эти черви на самом деле, не черви, а моллюски. У них произошла деградация -  то, о чем мы говорим. Деградация, связанная с греховным воздействием человека. Они в результате исказили свою природу и стали вредными. Хотя изначально, как каждый моллюск, он был полезен, он фильтровал воду. И у него на голове, у этого червя, остались раковины. Они изогнуты, как наконечники, т.е. под определенным  углом, для того чтобы таким движением, как сверло, он  постоянно этими ракушками двигает и превращает в прах древесину. Зачем он это делает -  неизвестно. У него, оказывается, остался прежний принцип, он может просто фильтровать воду и питаться тем, что в ней растворено. Но он занялся сверлением, стал делать пакости мореходам -  так написано в каноне».

http://radonezh.ru/text/my-dolzhny-ponim...

Дело о вятском преосвященном Варлааме началось по прошению пострадавшего воеводы, жаловавшегося, что, когда однажды на него напали архиерейские служки и школьники, и он, задержав двоих нападавших, стал допрашивать их в своей канцелярии, к нему явился архиерей и здесь, в канцелярии, позволил себе не только браниться «скаредной бранью», но даже ударил его, воеводу. Св. Синод определил взять от Варлаама объяснение по поводу обвинения, возводимого на него воеводой Писаревым. Хотя в представленном объяснении вятский архиерей и не отрицал самого факта удара «по ланите» жаловавшегося воеводы, но считал подобный поступок вполне справедливым, вызванным достаточно уважительными причинами, и, утверждая, что Писарев совершенно неверно представил обстоятельства дела («ложно клеветозатействовал»), просил, со своей стороны, «о обидах и о нанесенном бесчестии надлежащей сатисфакции». Синод определил проверить объяснение Варлаама посредством допроса архимандрита вятского Трифонова монастыря и троих архиерейских служителей, присутствовавших в провинциальной канцелярии при ссоре преосвященного с воеводой и также обвинявшихся Писаревым «в показуемых на его преосвященство худых поступках» 326 . Понятно, что от лиц, непосредственно заинтересованных в оправдании Варлаама, трудно было ожидать беспристрастных показаний; вероятность получения, при такой неправильной постановке судебного следствия, пристрастных свидетельских показаний, неспособных удовлетворить интересам правосудия, и побудила обер-прокурора обратить внимание св. Синода на допущенное им нарушение требований закона 327 . Но предложение Шаховского не оказало должного действия на церковное учреждение, и Синод, заявив, что он не располагает никакими другими средствами для расследования дела, снова определил допросить вятского архимандрита 328 . И несмотря на то, что синодальное постановление было опротестовано обер-прокурором, предложившим Синоду принять рекомендованные им меры для законного решения данного дела 329 , столкновение преосвященного с воеводой осталось безнаказанным, и Варлаам вновь явился в свою вятскую епархию.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Blagovid...

О самом Давиде Дисипате сведений больше нет, если не считать одного письма Григория Паламы , посланного им в июле 1354 г. из турецкого плена, возможно, Давиду Дисипату : 35 в единственном списке этого послания (Upsal. gr. 28а, f. 99) адресат в заглавии не указан, лишь рядом с первой строкой текста на поле киноварью написано: τω δυσσυπ()τω, – «Диссипату». В первой фразе, однако же, здесь говорится о некоем известном Давиде как о покойном, причем имя «Давид» (в начале третьей строки) тоже стоит в дательном падеже, так что и с ним может быть связан маргиналий «Диссипату». Принимая это во внимание, Дж. Мейендорф считает возможным допустить, что послание адресовано неизвестному нам лицу. 36 Греческий же ученый Д. Цамис утверждает, что маргиналий по своему положению может относиться только к заголовку, и потому возвращается к мнению, что Григорий Палама писал именно Давиду Дисипату . О каком же тогда «блаженном Давиде» в послании идет речь? Д. Цамис предполагает, что о неизвестном нам духовном отце Дисипата. 37 Однако же Х.Ф. Байер справедливо, на мой взгляд, сомневается в возможности того, чтобы Палама с такой теплой благодарностью вспоминал о каком-то другом Давиде, кроме Дисипата. 38 Испанский ученый М. Кандал исследовал греческую рукописную традицию Сказания Дисипата и установил, что существует два типа его текста. 39 Без имени автора («Некоего имярек...›) по рукописи Метеоро-Варлаамского монастыря в Фессалии (которую впоследствии не удалось обнаружить) текст второго, более позднего вида вместе с сопровождающей его подборкой выписок-свидетельств еще прежде этого был издан и переведен на русский язык Порфирием Успенским . 40 М. Кандал по мюнхенскому греческому кодексу Monacense 508, XIV в., издал Сказание в первоначальном виде, сопроводив его разночтениями по изданию П. Успенского, переводом на испанский язык и подробным историческим комментарием. Но после этого Р. Браунинг обнаружил в бодлеанской рукописи Oxon. Misc. gr. 120 четыре интерполяции в тексте Сказания, три из которых, очевидно, позднейшие, но одна не похожа на позднюю, поскольку в деталях описывает отношения Акиндина и исихастов в период между июнем 1341-го и пасхой 1342 г. Р. Браунинг опубликовал эти отрывки и заметил, что всё Сказание должно быть заново издано в третий раз. 41

http://azbyka.ru/otechnik/David_Disipat/...

Отец Иоанникий знал об этом, при нем, несомненно, доживали еще эти неведомые старцы, хотя, быть может, новые пустынножители уже не встречались. К сожалению, монастырский архив полностью сгорел в мае 1923 года и не осталось никаких материалов для разыскания неведомых пустынножителей, умерших в безвестности в дремучих лесах (углах) и деб-рях извилистого Соловецкого острова. Суровое управление монастырем о. Мелетием в течение 12-и лет и единовластное, длительное управление о. Иоанникием в течение 22-х лет составили в истории Соловецкого монастыря целую эпоху. Трехлетнее кроткое и молитвенное управление о. Варлаама лишь ненадолго позволило монастырскому строю вздохнуть от введенных строгостей и уставоположений. «А каков конец у самих-то будет?» – вот историческая фраза, неоднократно повторенная о. Иоанникием на вопрошания относительно того, как быть братии в отношении тех, кто, несомненно, отличался особым благочестием. Будучи многими из братии поношаем за излишние строгости и неумолимость, о. Иоанникий Промыслом Божиим и к себе приложил сии свои слова. Став из опытного и выдающегося администратора-настоятеля рядовым архимандритом на покое, он последние три года жизни провел в таком смиренном несении своего креста, так изменился к лучшему, умягчился, стал добрым, кротким, любвеобильным к ближним, что своею тихою и блаженною кончиною воистину оправдал им же сказанные слова. А получив добрый конец жития своего, оправдал начало своей подвижнической монашеской жизни и искупил середину ее – период настоятельства, когда излишняя ревность к правилам и уставам сделала его жестоковыйным и охладила сердце его. И только этим несколько отстраненным отношением к современным и предшествовавшим ему праведникам и подвижникам благочестия, совершавшим свой подвиг уже после составления Соловецкого патерика, составленного в XVII веке, изданного в Санкт-Петербурге в 1873 г., и можно объяснить те обстоятельства: – что в последующих изданиях Соловецкого патерика содержание его нисколько не пополнилось сведениями о новых, недавно умерших праведниках и подвижниках, достойных летописного сказания;

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Так может случиться, что Вы пройдете всего только половину или три четверти прежнего правила, и назначенное время кончилось. Дальше дела послушания – уборка, печка и т. д. И что же? Не смущайтесь, кончайте на том, сколько успели, и знайте, что Господь больше с Вас не спросит, а за спешку никогда не похвалит. Ему нужно наше сердце, а не учет поклонов, не механизм вычитывания. Иной, быть может, один канон или акафист будет читать целый час, но с плачем и отрываясь для сердечных воззваний к Богу – вот это настоящая молитва . Можно и Евангелие и Псалтырь читать опять без глав и разметок, а по силе и по времени, заботясь о качестве, чтобы читать с самоуглублением, а не со спешкой, кое-как. Ради дела послушания и заботы о ближних надо всегда сокращать время моления своего, так как послушание выше поста и молитвы, и не смущаться, а сознавать важность служения ближним. Количество поклонов и некоторая исправность в правиле необходимы для новоначальных, чтобы приучить их к молитве, а когда молитве навыкли уже до некоторой степени, то числом поклонов связывать свое чувство не следует, а лучше молиться свободно, сообразуясь лишь с количеством времени. Приветствую Вас, дорогая матушка игумения, с Петровым днем и бывшим Вашим престольным праздником в церковной школе. Помню, как молился у Вас тогда среди расцветшей природы. Слава Богу, есть что вспомнить! Читая Ваши строки, я радовался за Ваше простое, доброе настроение. Берегите его. И пост у Вас правильный, посильный, ничего не меняйте, разве только в сторону ослабления, но не усиления. Усилением принесете вред душе и телу тем, что внимание свое от Господа перенесете на еду и расценку ее и себя, а ослабевая в силах, исполнитесь всякого смущения. Все это будет неладно. Старец Гавриил 65 , например, позволял себе и гостям своим вкушать с маслом даже на первой седмице Великого поста, чтобы не ослабеть, помня слово Господа, что не человек для субботы, но суббота для человека. И Давид ел хлебы предложения, то есть, с нашей точки зрения, допустил как бы святотатство.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Радуюсь, что Вам стало лучше и Вы бродите. Просить смерти не надо бы, а лучше предоставить все воле Божией. Может быть, мы нужны кое-кому, вот Господь и оставляет пока, и за нашу помощь близким, хотя бы и молитвенную – ведь она поднимает и укрепляет душу другого, за кого молимся, – Господь простит и наши личные немощи. Вы оглядываетесь назад на прожитую жизнь и не видите за собой доброго, ценного. Не смущайтесь: хорошо, что не видите, будете искренне чувствовать себя как мытарь, и несомненнее будет к Вам благоволение Божие. Наоборот, видение и оценка каких-либо своих подвигов и дел увеличит греховный и лживый самоцен и умалит всецелую надежду на единое милосердие Божие: дескать, я потрудился, а потому помилуй. Самое же верное и приятное Богу от нас следующее: Господи, ничего не имею, не смею и очей поднять, помилуй меня по велицей Твоей милости. И милость будет тем больше, чем больше будет сокрушения и упования на Бога – не на дела и что-либо свое. За м[ать] Р. молюсь. Царство ей небесное. Сон про м[ать] Е. знаменательный и похож во всем на истину. Слава бесконечному милосердию Божию! Жизнь есть подвиг и страдание для добра и Господа. Чем больше страдаем со смирением, тем больше очищаемся и духом просвещаемся. Болезнь, слава Богу, не увеличивается, но и не уменьшается. Худосочие даже и прибавляется, но буди воля Божия. Надо же что-либо терпеть за свое убожество и худость. Храни Вас Матерь Божия Своим покровом. Благослови Господи! 6 Поздравляю Вас с днем Ангела! Шлю привет Вам, Е[катерине] и сестрице Вашей. Пожить ей у Вас подходит, и так сами обстоятельства складываются. Вы просите указать Вам, если есть что неправильное в Вашем настроении. Опять разъясню Вам кое-что. Вы хотите видеть свое исправление от немощей и упущений и этим оправдаться. Вот это-то и не совсем правильно, вчитывайтесь в то, что писал ранее, Ваша душа еще не восприняла всего там сказанного. Сразу и нельзя, не удивляйтесь, уяснится постепенно с Божией помощью. Кратко повторяю: 1. Оправдываемся не исправлением, не добрыми делами; все это бывает у нас подмочено общей нашей греховностью, и все это обязаны мы делать по своей богоподобной природе, – а оправдываемся смирением и покаянием: жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит 62 . Об этом найдете кое-где в письмах оптинского старца Макария. Поэтому благо, что у Вас есть погрешности и немощи: при покаянии и сокрушении Вашем они введут Вас в рай. А если не окажется их, то упование на свою исправность может Вам сильно помешать тайным самоценом, фарисейским упованием на понесенные труды, добродетели: заслужила – заплати.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Правда, немощей у нас бездна и добрых дел нет, и страшит ответ Праведному Судии, но все это пусть покрывает с нашей стороны смирение и сокрушение, как жертва приятная Богу, и всецелое упование на милость Божию без всякой оглядки на свои правила, дела и подвиги, потому что и они все у нас гнилы и оправдательной силы не имеют. Оправдывает нас всецело милость Божия, Пречистая Кровь Сына Божия и любовь Его к нам: Спасение чрез веру, и сие не от вас, Божий дар 57 . Вера твоя спасе тя 58 , – говорил Господь всем грешникам. Когда оглядываемся на дела и учитываем их, то убавляется всецелое упование только на милость Божию, чем огорчится и Господь: если оправдание за дела, то уже по праву, а не по милости ( Рим. 4 ). Недаром и осужден за это фарисей, тут тонкое, но глубокое искажение духовной жизни и сыновнего отношения к Богу. Дела должны быть по силе у каждого, как проявление живой веры и покаяния, и только. За недостатком времени или места может иногда даже и совсем не быть внешних подвигов и дел, но оправдание последует, как было с разбойником, блудницей, мытарем. Придавая известную ценность подвигам, Вы и ревнуете о них сверх меры и сил, отсюда мысли о сухоядении, недосыпании, отсюда переутомление головы, ног, полусонная молитва . Все это нуждается в исправлении и замене простым посильным режимом, без утомления головы и ног, с сокращением правил, с молитвой сидя и лежа, – святой пророк Давид умилялся на ложе – с устремлением всего внимания на терпение, сокрушение, безгневие, сочувствие всем, неосуждение и духовную помощь ближним. И великие старцы вкушали суп с маслом на первой седмице Великого поста. Изнеможение есть признак неправильного поста, оно так же вредно, как и пресыщение. Так учат святые отцы и опыт. Поэтому часто исправность во внешних подвигах (пост, молитва, служба) соединяется и уживается с раздражительностью, сильным гневом, злобой, унынием, ропотом, самоценом. Кто в этом не виновен из нас грешных? Таковы плоды неправильного настроения и действования. Святой праведный Евдоким 59 мало подвизался во внешних подвигах, мало постился и вычитывал правил, а Богу угодил не меньше величайших подвижников, о чем и Господь засвидетельствовал открытием его мощей через полтора года, с обилием чудес.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Итак, будем преуспевать главным образом в евангельских заповедях (см. Мф. 5–7 ), возращать в себе живую воду смирения и любовь к Богу, с постоянным сокрушением о грехах и с всецелым упованием в оправдании на волю Божию и Его милость, а не на свои добрые дела, без всякого учета подвигов, даже совершенно забывая их и употребляя только как опору и подкрепление духу, но не в ослабление духа чрезмерностью и непосильностью совершаемого нами внешнего дела и труда. Забудем об исправности и взыщем Господа в смирении и покаянии и посильном служении ближним – послужить им выше поста и молитвы. Сладкое для нас с Вами лекарство, и употребляйте без смущения, также и рыбий жир и масло. Мое здоровье стало похуже, перед масленой был сердечный припадок, дважды был врач. Сейчас, слава Богу, лучше. Вредно всякое переутомление, и правило свое еще посократил. Нужен воздух, а я могу выходить лишь на десять минут. О питании забочусь, и сейчас отеки реже. Псалтырь прочитываю едва один раз во весь пост, сокращаю и часы. Помянух дни древния и поучихся 60 , – говорит Псалмопевец. И нам вспоминать святое очень полезно. Это не празднословие, а отдых душе, замена духовного чтения. С утешением и я вспоминаю Ваш хутор. Всем желаю здравствовать и спасаться о Господе. Благослови Вас Господь и храни Матерь Божия. 4 Дорогая м[ать] и[гумения]! Весьма был рад получить от Вас весточку, читать родные строки было как праздник. Слава Богу за утешение. Настроение Ваше душевное мне весьма понятно и во многом, пожалуй, сходно: и у меня немощей не сосчитать. Но когда поймаю себя на счете добрых дел и успехов – увы, бывает это как-то невольно, – то укоряю себя за диавольский подвох и ложь сердца и стараюсь смириться всяко. А когда, наоборот, видишь без счету свои немощи и придешь от них в безнадежие и уныние, то опять с укором себе скажешь: слава Богу, что не на что тебе уповать – нет своего доброго, не на чем успокоиться, все гнило и неладно, – вот и уповай безраздельно на милость Божию, уповай сердечно, со всем умилением, покаянием, смирением, как первый грешник и безответный. Чем полнее бывает такое сознание, тем мы ближе и милее Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

В 1877 году при заканчивании печатания в 3-м томе описания миниатюр в Древле-Славянской Псалтири случайно мне удалось приобресть у торгующего древними вещами и книгами г-на Байкова Псалтирь преосв. Амвросия, переведённую им с Еврейского языка на Славянский. Экземпляр превосходный, в золотом обрезе. Псалтирь преосв. Амвросия, прекрасно написанная, вплетена вся в нашу печатную Славянскую Псалтирь, и против каждого псалма строка в строку написана согласно Славянскому тексту, чтобы удобнее видеть отличие Еврейской Псалтири от Славянской. В начале Псалтири написаны предварительные понятия о Псалтири. Автор перевода Псалтири расхвален до нельзя, а сотрудник архимандрита Варлаам Лащевский, настоятель Донского монастыря, еще более, как совершеннейшей знаток Еврейского языка. Читая и сравнивая с нашею Славянскою Псалтирью перевод Псалтири с Еврейского на Славянский язык преосв. Амвросия, я пришёл в изумление, когда прочитал в его Псалтири перевод Еврейского слова цуръ, в 17 псалме 32 стиха, камнем, а не защитою, твердынею или скалою, как переведено в нашей Русской Псалтири и Раввином Пумпянским, много лет трудившимся над переводом Еврейской Псалтири на Русский простонародный язык. При покупке мною Псалтири преосв. Амвросия, куплены были и речи масонов-каменщиков, для предполагаемого мною пожертвования их в Румянцевский музей, где большое собрание Масонских рукописей и книг, куда тогда же мною и пожертвованы. Это заставило меня осторожно пользоваться переводом Псалтири преосв. Амвросия при сличении Древле-Славянской Псалтири с Греческою и Еврейскою. Для этого я взял себе в руководства 1) Psalterium cum notis Grammaticalibus, litteralibus, criticis et paraphrasibus, Wilhelmi Smits. Antwerpiae. 1774г. 2) Liber Psalmorum cum notis. Parisiis 1729. 3) Ianua Hebraicae Linguae veteris Tetramenti Reineccii. 1779. Lipsiae. 4) Iohannis Buxtorfii Lexicon Hebraicum et Chaldaicum. Basileae 1663. и 5) Lexicon Manuale Hebraicum et Chaldaicum. Ioh. Simonis. 1751. Halae Magdeburgicae. Этими пособиями я пользовался при каждом слове до 23-го псалма, а с сего псалма и далее только Еврейскими лексиконами.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010