Такое выражение явилось собственно в печатных изданиях Феодоритова слова, а в древнейших его списках, как напр. в Макарьевских Минеях (месяц июль), в Кормчей, принадлежавшей митрополиту Московскому Варлааму, которая хранится в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре, в Сборниках, писанных и конце 15 века, принадлежавших Соловецкому монастырю, а ныне хранящихся в библиотеке Казанской Духовной Академии, поставлено выражение не равно, а равны, т. е. три перста равны, или равные имети вкупе: а под равными, очевидно, разумеются первые, рядом один подле другого находящиеся три перста. Это подтверждается тем, что в указанных древних первобытных редакциях Феодоритова слова объяснительных указаний о перстах: большой и два последних, не обретается, а прибавлены эти объяснительные указания в более поздних редакциях слова. Далее и о двух перстах в этих древних списках, как и в Катехизисе Великом, сказано, что должно иметь их наклонены, а не простерты. Это показывает также, что тремя перстами, а не двумя, в первоначальном тексте Феодоритова слова повелевалось воображать крестное знамение: ибо, если бы двумя перстами повелевалось возлагать на себе крестное знамение, то их должно иметь не наклонены, а простерты, или мало наклонены. Итак, именуемое Феодоритово слово, по указанным мною древним его спискам, правильнее относить в защиту троеперстного сложения, нежели двуперстного; и хотя в печатных книгах некоторые выражения этого слова изменены, но и при этих изменениях можно еще видеть, что речь шла в Феодоритовом слове о троеперстном сложении руки для крестного знамения, а не о двуперстном. Я ответил: И в самых Псалтырях, в слове о крестном знамении, того не написано, чтобы св. Мелетий показал народу три сложенные перста, но говорится только: три перста. Если же не написано, что показал три сложенные перста, то и прибавлять это выражение нельзя. Да и сущность верования еретиков, против учения которых св. Мелетий говорил, когда показывал персты народу, того не позволяет думать, чтобы он показал три сложенные перста.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Феофанов разговор с Варлаамитом. «У коей оболочка отстала от переплету». 365 (366). Θηκαρα μοναχο εχα ες τ «Αγιον Πνεμα, κα θεοδολου μοναχο διγησις περ τν μνων. Фикара монаха молитвы ко Святому Духу, и Феодула монаха повест о песнех. «У коей книги оболочка и переплет ветхи». (По описи 472). 366 (367). Τυπιχν. Устав церковный. «У коего оболочка отчасти ветха, с одною застежкою». (По описи 429). 367 (368). «Ετερον. Другой. «У коего оболочка с переплетом ветхи и без застежек». (По описи 430). 368 (369). «Ετερον. Еще такой же. «У коего оболочка и переплет весьма ветхи и без начала». (По описи 431). Z. 369 (370). Πανοπλα δγματιχ ατοκρτορος " Αλεξου το Κομνηνο, κατ ϑνν κα αρετικν. Вооружение догматическое императора Алексиа Комнина на язычники и еретики. «Оная книга ветха и без начала». (По описи 628. На листе, приклеенном к переплету, помета Скиады: XVI в. По лл. 1–6 и 271–273 подпись Гедеона. 25,2 X 16 сант. На переплете приклеен лоскуток бумаги и надписью XVII в. (приведена в описании архим. Владимира». Из коей видно, что в ркп. тогда было 550 листов (страниц); столько листов в ней и сейчас). В четверть C . 370 (371. Л. 41). Ακολουϑεα το σχματος τν μονχν, κα το ξοδιαστιχν ατν. (По описи 313). Последование пострижения и погребения монашеского. «У оной книги переплет и оболочка ветхи». 371 (372). Καννες τν αγων ποστλων, οκουμενικν κα τοπικν συνδων, κα γιων πατρων. Правила святых апостол, вселенских и поместных соборовъ, и святых отец. «У коей книги листы некоторые, переплет и оболочка ветхи». (По описи 375). 372 (373). Βλαοτρεως σημειματα ες τος καννας. Властаревы примечания на каноны. «Оной книги переплет и оболочка ветхи и без конца». E. Другой рукой, не Гедеона: 374. Εαγγλιον κατ χρσιν eκκλησιαστικν. Евангелие по церковному употреблению. В досках, в коже красной, корень зашит крашениною, по листам скреплено дьяком Иваном Арбеневым. У оного евангелия листы, переплет, доски и оболочка в совершенную ветхость пришли. Того евангелия ящик резной вызолочен на четырем ножках с пуговки на закрышке Спасов образ седящей, по углам евангелисты, писанной на краске внутри выкрашен».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Ркп. 1034. Толкование на Деяния апостольския, полуустав XVII в., в л., на 273 листах. На л. 8-м говорится, что перевод этот совершен повелением митр. Варлаама в Москве Максимом греком и Власием, «толмачем латыньским и немецким», в 14-е лето государства вел. князя Василия, «в лето седмь тысящ 27 См. Описание ркпп., т. I, 151, стр. 175–182. Ср. выше ркп. А. И. Хлудова 49, стр. CCXL, 19. Сказания о Максиме греке никакого нет. 157) Ркп. 1036. То же, XVI в. Сказания о Максиме греке нет. Кроме того, в нескольких рукописях-сборниках (ок. 20) читается по 1–2 слова Максима грека ; но ни в одной из них нет сказания о Максиме греке. См. в указателях к I и II томам Описания рукописей (Казань, 1881 и 1885 гг.) под словом: Максим грек . Мною просмотрены ркпп. под 140, 142, 143, 151 и 157. Описание ркпп. под 141, 144–150 проверено проф. П. В. Знаменским , а под 152–155 И. М. Покровским . В Свияжском Богородицком монастыре по отписным книгам 156 г. находились «две книги Максима грека письменныя, в полдесть». – В Казанском Преображенском монастыре по отписным книгам 150 г. «книга Максима грека , в полдесть, в красной коже, з жуки и застежки». – См. Опись книг в степенных монастырях, стр. 34 и 36, 2045–2046 и 2104. VI. В Нижегородской губернии а) в Горбатове, в собрании Н.П. Никифорова: 158) Ркп. 496. Слова Максима грека , 43 главы, XVII в., в 8-ку. В средине рукописи сказание: «осьмой убо тысящи наставши» и пр. См. выше стр. XXIX–XXXVIII. Рукопись сперва на этом, должно быть, и оканчивалась, ибо после сказания помещено оглавление, по которому последней статьей рукописи должно было быть именно сказание. Потом к этому первоначальному оглавлению приписано продолжение его другой рукой на помещенныя далее статьи, кои и следуют вслед за оглавлением. Эти добавочныя статьи писаны если не тою же рукою, что и 1-я половина рукописи, то во всяком случае близкою к ней. Рукопись в вариантах обозначается H 2. Встречающиеся по местам вставки (отмечены в вариантах) писаны почти все другою рукою, которая добавляла некоторые слова, требовавшиеся для большей ясности. Сказание очень близко к архивскому списку, вариантов очень мало, но есть и отличия (небольшие). См. выше стр. XXX и след. Записей владельцев ркп. нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Дальнейшие посылки властей для уговора ни к чему не привели, но когда в деревню были посланы стрельцы, то население встретило их крайне враждебно, избило до»полумертвия« дьячка Егорку, прислужника Федьку Санина и пристава Прошку Сидорова, так что сопровождавшие их стрельцы – всего пять человек – и десятские с перепуга разбежались. К сожалению, дальнейшее развитие событий в Фёдове осталось, ввиду отсутствия последующих документов, неизвестным, но и сохранившиеся данные показывают, как решительно были настроены крестьяне, решившие защищать своего проповедника гарей 802 . Во время другой новгородской гари сгорели шестнадцать человек, но главные районы распространения самосжиганий лежали не непосредственно около Новгорода, но далее на восток, в Поморье, в землях старой новгородской колонизации. Общее число жертв гарей и правительственного террора в Новгородской области в конце XVII века все же было довольно велико, так как в старообрядческом Синодике дается список с более чем 70 именами, в который, видимо, не входят упомянутые гари. Указание Синодика о гибели иноков Пахомия, Варлаама и их учеников – без указания их числа – свидетельствует еще о каком-то не упомянутом в литературе самосжигании 803 . Недаром в начале 1680-х годов митрополит Корнилий доносил в Москву, что " в Новгородских пределах обретаются многие церковные раскольники» 804 . В числе этих миссионеров особенно отличался некий Тимошка, перекрещивавший своих последователей в районе Хутынского монастыря 805 . Поморье, расположенное вблизи Пустозерска и Соловков, стало в 1670-х годах главным оплотом старообрядческого движения. К сожалению, в переписке Аввакума сохранилось только одно письмо, посланное им его поморским единоверцам, но зато другие памятники позволяют воссоздать широкую картину развития старообрядчества в этом краю. Главными центрами движения в этом краю были Троицкая Сунарецкая обитель, устроенная иноком Кириллом, в которой одно время проживал и пустозерский старец Епифаний, и Курженская обитель, основанная автором " Отразительного писания о новоизобретенном пути самоубийственных смертей» старцем Евфросином.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

По известию враждебного источника, Нотара унижался перед султаном, указывая, что он сберег для него царские сокровища; Магомет же отнесся к нему как к лгуну и изменнику своему государю. В тот же день Магомет навестил Нотару в его богатом доме и был ласков с его семьей; по, прибыв к вечеру во Влахернский дворец, прочтя изящные стихи Фирдоуси о бренности земного величия, Мухаммед устроил пир, напился и приказал привести к нему младшего сына Нотары; за оказанное противодействие он казнил Нотару с сыновьями и зятем Кантакузином, конфисковав его богатства; дочь Нотары, до осады посланная в Италию, основала в Венеции первую греческую типографию. Франзи с семьею был продан султанскому эмир-ахору (конюшему); юный сын его был зарезан развратным Магометом, красивые дочери попали в султанский гарем. Спасшись в Морею, Франзи с трудом выкупил свою жену, детей же более не видел. Ученые монахи Манганского монастыря укрылись в Галате, где некоторое время продолжали свою деятельность. Некоторые знатные греки быстро приспособились к новым условиям и стали служить туркам. Анхиальская ветвь Кантакузинов, позднее Маврокордато, Властари и другие «фанариоты» достигли большого богатства, особенно перебравшись к господарям Валахии и Молдавии (ср. Livre de noblesse de Roumanie). Хуже всех пришлось венецианцам, главным врагам турок на Леванте. Кроме Тревизана были казнены венецианский и испанский консулы; султанские приближенные обогатились, скупая и отпуская за выкуп знатных пленных. Об учении Варлаама приведем отрывок из похвального слова Нила Григорию Паламе, в переводе Ф. И. Успенского: «Он полагал, что нет ничего выше и больше эллинской мудрости и обязательной силы силлогизмов и той истины, которая уловляется ими, как добыча, и что ничто другое не в состоянии привести к знанию причин всего сущего. А вот это и еще безумнее и превосходит всякую воображаемую нелепость, что, по его мнению, и с самим Богом никто не может соединиться, если не пройдет прежде этого пути; что только тот, кто вступит в общение с Пифагором, Аристотелем и Платоном и изучит из них естественные законы природы, поймет происхождение вещей и неизбежность последующего затем уничтожения, только тот может прийти к восприятию истины.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3443...

Но, видно, лихоимство глубоко коренилось в духе тогдашнего чиновного люда. Указы против него и после не один раз напоминались светским персонам духовного правления. По бумагам незаметно, чтобы заказчики брали взятки. Но и к ним посылались эти указы; ибо и в них, как в людях чиновных, предполагалась возможность, и не могло быть недостатка в случаях и даже искушениях к лихоимству. Делались эти объявления, со взятием подписок, в тех видах, чтобы какой-нибудь канцелярист и заказчик не впал в согрешение и потом не имел бы права отказываться неведением. Но, очевидно, указом святейшего Синода от 12 августа ограждались и права духовной власти правления от посягательства мирских персон. В виде временной меры, по тогдашнему порядку весьма необходимой, с канцеляристов, особенно проступившихся поведением при святейшем Синоде, брали подписки в том, чтобы «они от пьянства имели всеконечное воздержание и, по должности звания своего, в канцелярских делах тщательнейшее имели прилежание, за что от святейшего правительствующего Синода паче награждены будут. А ежели же от пьянства не воздержатся и в делах прилежания иметь не будут, то не только награждения не получат, но и на теле наказаны будут, и определенное им жалование отнимется, и из чинов их, которые непотребные, извержены будут». Случались не раз примеры, что люди, не сдержавшие своей подписки, по тогдашним узаконениям о наказаниях, действительно подвергались нещадному наказанию на теле. Сверх того, как в тиунской конторе старшим судьей бывал архимандрит, так и в Духовном правлении заседали на первых местах тоже архимандриты. Их вызывали с 1732 года из иноепархиальных монастырей. Сначала в подписях бумаг встречается Иов, архимандрит костромского Богоявленского монастыря, в 1732 году – Никодим, подписывавшийся то архимандритом ипатским, то святогорским, в 1735 году – Иосиф, архимандрит колязинский, в 1739 году – Варлаам, архимандрит севский. По старой привычке они несколько времени писались судьями, а потом стали именоваться членами правления.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Хотя и упоминается что он был женат, но это не мешает ему быть напоследок дней своих и монахом. Он-то и был „третий“ Иоасаф разбираемой эпохи, променявший венец на кукуль и, в некотором роде, тоже конкурент Кантакузина на метеорское ктиторство, хотя в 1388 году ему насчитывалось бы всего 18 лет, а в год передаточного акта Царицы Марии, еще менее двумя годами 284 ! Итак, на основании того, что подручно нам в настоящие минуты, не доследившись ничего верного и совершенно ясного о метеорском Иоасафе, мы предоставляем это сделать досужему преемнику нашему по исследованию, который решится провести, по крайней мере, неделю времени в надземной обители, и пересмотрит все рукописные книги библиотеки ее со всеми их заметками, и перероет все полки, вышки, углы и подвалы монастыря, а равно пересмотрит с увеличительным стеклом все иконы, кресты и разные сосуды церковные. Нам думается, что для него не составит не только исторической загадки, но и простого вопроса личность, над уяснением которой мы напрасно столько времени трудимся. Наше занятие актами обители продолжалось до самой ночи. Утомились и зрение, и внимание. Столпники уготовали нам вечерю царскую, как и следует ожидать от Царской обители. Болевший с самого полудня Игумен, разделил с нами трапезу нашу, венцом которой было кушанье ревани, имевшее задачею своею затмить памятную Буковалу. Состояло оно из муки с медом, жареной на сковороде. О. Каллиник с младенческой простотой выхвалял его сладость при всякой новой ложке и под воздействием ее, был весьма любезен с гостями. Но... дружба дружбой, а служба службой! Чуть я замолвил ему словечко о том, чтобы две, намеченные мною и оставленные, так сказать, на верхосытку, рукописи остались в комнате нашей на всю ночь для более досужего и покойного осмотра их, он, точно очнувшись, сказал: – а они еще здесь! – и приказал сейчас же отнести их на свое место. Ничто не помогло. Признаюсь, от этого обстоятельства сладость ревани значительно для меня поубавилась, а товарищу моему она даже напомнила, по созвучию, прием ревеню.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Старец сперва удерживал его, советуя лучше не выходить из обители и даже заключиться в затвор, но непреклонно было желание Прокопия, как будто что влекло его из обители и сколько Варлаам ни старался, не мог остановить его. Трогательно было расставание ученика с наставником: оба плакали, зная, что это последнее их свидание в сей жизни; преподавши наставление старец с молитвою и благословением отпустил своего ученика в путь. Без всяких средств к жизни, не взявши ничего даже на дорогу, в бедной и раздранной одежде Прокопий вышел из монастыря, он спешил оставить новгородские пределы и устремился в неизвестные ему восточные страны, тогда еще негусто населенные и покрытые дремучими лесами и болотами. Часто усталому путнику после длинного перехода и целодневного труда и на ночь приводилось оставаться без пищи, спать на улице под дождем и ветром, если не встречалось сострадательного человека, который бы вызвался накормить и успокоить странника: ибо Прокопий, сколько бы ни был голоден, никогда ничего не просил и представлял из себя глупого. Много насмешек и оскорблений, ругательств и побоев перенес он на пути от грубых людей, находивших себе удовольствие в том, чтобы издеваться и мучить беззащитного юродивого; много привелось ему в своем ветхом рубище потерпеть и от летнего жару и насекомых и от зимних вьюг и трескучих морозов. Но он не упывал и не падал духом, зная, что каждый день добровольных его злостраданий, каждый шаг по этому узкому и истинно крестному пути приближает его в вечному покою и небесной отчизне. Юродствуя днем, повсюду встречая насмешки и оскорбления, он и ночыо не давал себе покою, проводил ее в коленопреклонениях и молитвах, вспоминая слова Апостола: многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие (деян. XIV, 22), и стараясь утешать себя тем, что все земные скорби, как бы они ни казались нам велики и тяжки, ничто в сравнении с небесными за них наградами ( Puм. XIII, 18 ). Переходя таким образом из страны в страну, из города в город и все далее и далее углубляясь на восток, Прокопий дошел до Устюга и здесь усталый и голодный нашел себе пристанище в верхнем конце города, в одной ветхой хижине.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Все эти лица судились чрез Приказ Большого Дворца в исках на них со стороны лиц других ведомств, светских. «А кому будет чего искати на них 96 », то иск вчинять в Приказе, – так обыкновенно говорится в несудимых грамотах. Но некоторые монастыри находили для себя стеснительным и то, что они, подлежа ответственности в исках на них в Приказе Большого Дворца, сами должны вчинять иски на посторонних в различных приказах, которым ответчики были подсудны. Поэтому они просили государей пожаловать их правом вчинять иски на светских в Приказе же Большего Дворца, где и сами отвечали, и действительно получали это право. Так Суздальского Покровского монастыря игуменье с сестрами при Михаиле Феодоровиче пожаловано «кому будет чего искать на них игуменье с сестрами, и их монастырских попах, и на слугах, и на крестьянах, или им будет игуменье с сестрами, и их монастырским попом, и служкам и крестьянам, и всяким монастырским людям, на ком всяких чинов на всяких людях искать какого управного дела, и они ищут тех управных дел на всяких людях в том же Приказе Большого Дворца, а в иных приказах во всяких управных делах игуменью с. сестрами, и их попов, и слуг и крестьян, кому до них сторонним людям дойдет исковое дело, или будет им игуменье с сестрами дойдет до кого до сторонних дел исковое дело, и их опричь Приказу Большого Дворца не судить» 97 . Такие же права даны были Новгородскому Юрьеву, Троицко-Сергиеву, Белоезерскому и некоторым другим монастырям 98 . Подобная жалованная дана была в 1634 г. мая 29 дня архиепископу Вологодскому Варлааму, чтобы архиепископским стряпчим, которые живут на Москве и домовым людям и вотчинным крестьянам во всяких исковых делах искать и отвечать в одном Приказе Большого Дворца» 99 . Прежде чем сформировался при московских государях, Приказ Большого дворца, суд давался подлежащим лицам или самим государем или дворецким Большого дворца, – «сужу их... яз царь и великий князь или наш дворецкий Большого дворца» 100 , говорилось в несудимых грамотах. Этот дворецкий иногда носил совместный титул боярина: «судит наш боярин и дворецкий Большого Дворца» 101 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

1330 Самому Виктору, тогда очень нездоровому, угрожало великое бедствие, вторичное нападение поляков. Болезнь и, вероятно, опасение за свою жизнь побудили его, 20 ноября 1794 года, сдать управление делами своему помощнику, архимандриту Варлааму, 1331 а самому с консисторией и её архивом поспешить в крепость Бобруйск. 1332 Но и эта тревога не имела влияния на ход воссоединения униатов. По ведомости от 28 февраля. 1795 года к православию присоединилось вновь 1.009.290 человек, составлявших 1.607 приходов, и вместе с ними присоединились 1.032 священника, а также 2 монастыря с 45 монахами. 1333 По неполной ведомости от 13 марта 1795 года и дополнительной к ней за прежнее время с 28 февраля, присоединилось: прихожан 140.728 человек, составлявших 275 приходов и с ними 57 священников, 1334 т. е. в полгода с небольшим присоединилось к православию, во время польского восстания, обхватывавшего и эти области, почти полтора миллиона униатов. Такого факта нельзя добыть никакими хитростями и никакими насилиями, тем более, что эти присоединенные были почти все малороссы, которые, как нам известно, не легко поддавались ни хитростям, ни даже насилию. Само собою, конечно, понятно, что эти громадные волны православного оживления Малороссии не могли не захватить многих униатов против их воли и мы увидим, что невольные православные скажутся в последствии и наделают не мало хлопот; но теперь они совершенно были подавлены православной народною силою и не представляли собою никакого затруднения. Затруднения по воссоединению возникли, совершенно, с другой стороны. Такое громадное дело, как присоединение к православию, в течение полугода с небольшим, почти полутора миллиона людей, само собою разумеется, требовало необыкновенной деятельности всех лиц, принимавших в нем участие. У Виктора между тем к обычной его не деятельности присоединились недуги, и нужда бежать от мятежника Грабовского с консисторией и архивом еще дальше от центра этой кипучей деятельности – Малороссии. Только 3 марта 1795 года он доносил Синоду, что отправляется на Украину. 1335 Кроме того, он повел дело так, что неизбежно живая деятельность должна была падать и превращаться в суетню из-за соблюдения формальностей. Вечно неаккуратный сам, Виктор требовал от своих подчиненных соблюдения всех формальностей, составлявших притом для них непривычную новость. Рядом с важными требованиями, как-то: чтобы показывалось в ведомостях, есть ли священник на приходе, и кто он, имеет ли ставленную грамоту и какую, Виктор требовал от непривычных к формальностям малороссов и такого совершенного механизма в ведении дел, какой и теперь не везде бывает. «На всех до последней бумажки приходящих делах, – писал Виктор своим благочинным, – помечать год, месяц и число, и, записав, что следует в прихожий журнал под нумер, таков же и на оных полагать. Дела содержать по годам, месяцам и числам в связках, сообщенные и сшитые, что к чему следует, дабы в замешательство, паче же пропасть или по меньшей мере портиться не могли.» 1336

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010