При оном же указе присланы два указа в Новоалександровскую слободу Успенского девича монастыря ко игуменье да в Переславль Залесский Данилова монастыря к архимандриту Варлааму о приёме помянутых обратившихся от расколу стариков под начал; и оные указы сошлю в те монастыри с помянутыми старцами немедленно. Да прошедшего Марта 31-го дня сего же 1721 года Вязниковский Богородицкий поп Афанасий Никифоров в Приказ Церковных Дел в отписке своей писал: в записке-де в раскол самоизвольно тамошних жителе мужеска и женска полу Вязниковцев 397, Ярополчан и Ярополчанской волости 162, всего 559 человек, в которых-де двойной оклад против податей их собрал присланный из Володимирской провинции от стольника и воеводы Ивана Васильевича Кавтырева комиссар Пётр Квашнин, и прошедшего Апреля 1-го дня сего ж 721-го году послан к нему, воеводе, из Приказу Церковных дел указ, что он о взятье того двойного платежа с помянутых записных раскольников ответствовал имянно, что оных податей с них собрано и по какому указу, и за тем что в доимке, и по каким ведомостям те деньги с них сбираны и на которые годы и куда в отсылке. И сего Мая 23-го дня оный воевода в Приказ Церковных Дел ведением ответствовал, что-де по именному Его Царского Величества указу, присланному из Кабинета в Сенат, а из Сената в Камер-Коллегию, велено-де оных раскольников, переписав, обложить против прежнего присланного к нему, воеводе, из государственной Камер-Коллегии Его Великого Государя указу, и о том с провинций в Камер-Коллегию ответствовать: по оному указу переписка раскольникам учинена ли, и что их явилось по той переписке, и во что обложены, и что тех денег с 716 на 720 год в сборе, и куда в расходе и по каким указам, и сполна ли взяты или не сполна, и за чем, или и переписки и сбору с них не было, и для чего, о том в Сенат не ответствовали и в Камер-Коллегию ведомостей не присылали, о том о всём прислать сказки за руками, не закрывая под потерянием движимого и недвижимого имения, и буде переписки не было, конечно оную учинить и всякие сборы против настоящих вдвое на них положить, и выбрать без доимки в самой скорости безо всякого подлогу, и не маня и не посягая никому.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дельная, между старцем Германом, да Ухтостровцем Михайлом-малым в землях 7084 года. Отступная. Старцу Герману отступлен лоскут земли 7084 года. Опись игумена Ефрема, на житье до смерти вкладчику Роману, на деревни, с платою по гривне, 7052 года. Отступная 7055 года на вышеозначенный деревни. Менная 7061 > Купчая 7047 > Никольскими старцами и Ухтостровцами на Дельная. Между земли 7080 года. На Нальестровские Купчая на оброчную пожню 7117 года. На Мяченские земли Отступная 7074 года. Отступная 7084 года. В Княжеострове на Поглядинссую деревню 1) Дельная 7044 г. 2)7064 г. 311; 3) Купчая 7039 г 312; 4) 7050 г. 313; 5) 7049 г. 316; 6) 7044 г. 315 7) 7049 г. 316; 8) 7042 г. 317; Дельная 7019 г. 307. Кхотския Грамота с свинцовою печатью без летописи. 7030 269 на зимней стороне тони и на и Солза. Порядная. У игумена Варлаама порядились крестьяне Корельского монастыря на треть деревни Чевакинской 7110 года марта 30 дня. Дельная между старцем Логином и Кехтянами, разделена деревня Чевакинская 7075 г. сентября 6-го. С свинцовыми печатями 272, 276 277, 278 и 279. Прилуцкая, Конецдворская и на Свинце Память стольника и воеводы Милославского о владении игумену Козме островом Свинцовым 7171 года. Дельная между Николаевскими старцами и Пердуновыми о разделе на Свинце репищ и полцов и заростов 7101 года. Договорная завись между келарем старцем Арсением и крестьянами Конецдворской деревни в общем острове Свинце 7185 г. Отступная. Невер Никольским старцам продал деревню Прилуцкую 7039 года. Коневецкие Купчая на морские пожни старца Мисаила в Коневце 7061 г. 7049 г. 322; 7112 г. 324; 7151 г. 325. Список с государевой грамоты. Список с памяти. Тетрадь на Коневец жеребьевая. Списки с купчих о Коневец остров. Мировая 7101 года. Якокурская и Вагостровская 7149 г. 1; 7109 5, менная между игуменом Василиском и крестьянами 7200 года. 7159 г. марта 8, 10; 7091 г. 18; 7050 г. 78, с восковою печатью, с свинцовою печатью. Список с дельныя между монастырем и крестьянами 7095 г. 80; 7050 г. 89; 7068 г. 91; 7063 г. 90.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Определить место производства наперсных крестов очень сложно, поскольку почти все они не имеют клейм. Кресты с драгоценными камнями, скорее всего, выполнены в Москве или Санкт-Петербурге, где работало много профессиональных ювелиров. В коллекции есть один наперсный крест тобольской работы, декорированный чернью (инв. МР-6313), четыре креста определены как работа великоустюжских серебряников, один православный крест имеет клейма в виде иероглифов, а лики в чеканных композициях восточного типа (инв. МР-791), один крест считается работой грузинского мастера (инв. МВ-293) и один крест-мощевик – украинского (инв. МР-8544). Имена мастеров известны только в двух случаях. Это московские серебряники Герасим Копылов (кат. 4) и монограммист Фита II (кат. 3). Владелец того или иного креста определяется лишь в случаях наличия на кресте надписи о принадлежности. В коллекции есть наперсные кресты Вятского и Великопермского епископа Варфоломея (кат. 11), архимандритов Поликарпа Печерского (инв. МР-948), Спасского монастыря под Севском Варлаама (кат. 5), Соловецкого (?) монастыря Сильвестра. Золотой крест с многоцветной эмалью, судя по Описи Благовещенского собора Московского Кремля 1745 года, принадлежал царевичу Алексею Петровичу (кат. 7). Естественно, что не все кресты имеют мощевики. Размер настоящей публикации не позволил включить в неё все наперсные кресты собрания, а лишь кресты с надписями о вложенных мощах и кресты, не имеющие таковых надписей, но с видимыми ложементами для мощей, которые в настоящее время почти все пустые, так как мощи были удалены из них до поступления в музей. Возможно, вне каталога осталось несколько крестов, в которых находились мощи, но эти кресты не имеют надписей о мощах, а их ложементы запаяны. Данная публикация, за исключением нескольких крестов, является первой. Возможно, она позволит выявить аналоги в других музейных собраниях, что позволит уточнить некоторые датировки. Помимо несомненного интереса. который вызовут надписи о вложенных мощах, любопытна и художественная сторона оформления крестов. Особенно хочется выделить очень красивый и стилистически выдержанный крест с драгоценными камнями (кат. 12). Хорошей чеканкой отличается уже упомянутый крест работы Г. Копылова (кат. 4). Этот мастер известен многими произведениями, находящимися в различных музеях, в том числе прекрасными чеканными окладами для Евангелий. Каталог

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

С. 12). 296 Единственное вскользь оброненное замечание против латинян в Патерике находим в истории варяга Шимона, причастного к основанию монастыря, про которого сказано, что он “остави латинскую буесть” [ Абрамович Д.И. (прим. 156). С.3–5]. См. ниже, прим. 750, 775. 298 О прочих деталях см.: Голубинский Е. (прим. 19). Τ.Ι/2. С.585–602, 746–776; Будовниц И.У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV–XVI вв. Μ., 1966. С.48–72. Относительно Варлаама Хутынского см. издания его Жития, приведенные ниже, в Приложении к разделу III, 2. 299 ПСРЛ. Т.1. Стб.159; Успенский сборник (прим. 161). С.88 (37а–б). Летопись приписывает руководство строительством первому игумену Варлааму, а Житие Феодосия – его преемнику Феодосию; вероятно, надо предположить участие и того и другого. 301 См.: Goetz L.K. Das Kiever Höhlenkloster (прим. 279). S. 165–181; о византийской практике см.: Giet St. Les idées et faction sociale de S. Basile. Paris, 1941. Особ. P. 419–423; Canivet P. Erreurs de spiritualit et troubles psychiques: A propos un passage de la Vie de S. Théodose par Théodore de Pétra (530)//Recherches des sciences religieuses. 1962. T.50. P. 161–205; Constantelos D.J. Byzantine Philanthropy and Social Welfare. New Brunswick, 1968. Особ, p.88– 110; о латинских реалиях см.: Boshof Е. Untersuchungen zur Armutsfürsorge im fränkischen Reich des 9. Jhs.//AKG. 1976. Bd.58. S. 265–339. Когда Л.К. Гётц (Op.cit. S.X) утверждает, что социальное значение Печерского монастыря было больше, чем таковое греческих монастырей, это может быть справедливо только в отношении той монопольной роли, которую играла Печерская обитель как модель монашеской организации на Руси, но никоим образом не в отношении самой идеи социальной φιλανθρωπα. 302 Успенский сборник (прим. 161). С.96 (41г) (вернувшись на родину, Никон передает свое имение монастырю), 107–109 (49а–50б), 111 (51б–52а). См.: Будовниц И.У. Первые русские нестяжатели//ВРА. 1958. Т.5. С. 264–282. 303 См. выше, прим. 204, 205. О богатых вкладах см.: Goetz L.K.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во второй жалованной Грамоте прошлого 1700 году Апреля 11 дня написано, ему ж Преосвященному Варлааму Митрополиту и впред по нем будущим Митрополитам Киевским прежними вышеписанными и вновь данными озерами Рясин, Бабин и сенными покосы луговыми Задесенными, островом Беловодок, на реке Десне поромами под Моравском и под Ковчином, селом Ковчиным, Комаровкою, селом Койловым с озерами и грунтами Домонтовичевскими около седа Церковищ и в самих Церковищах, и на мельницах реки Остра мельниками и озерами, и лугами Трипольскими, Триполем и Белогородкою со всякими селищами, и Погребками, и Зазимьем, и озером Подцерковым, Крушинкою, Лазоровщиною, названною Шархавщина и иными грунтами над речкою Лыбедью, Сычовкою и Борщовкою и под Городом Вышним Киевским належащими лесами, Моравским, Погребками, Белогородскими, Трипольскими владеть, а иным тех лесов пустошить и озер вылавливать, сенокосов выкашивать, людей тяглых в Казацство привлекать и в соседство принимать, и от повинностей подданных заступать не велено, и быть всему во всем против вышеписанной прежней нашей, Царского Величества жалованной Грамоты, непорушимо. А в нынешнем 1710 году в Приказе Малыя России присланной Богомольца нашего Преосвященного Иоасафа Митрополита Киевского Архидиакон Рафаил явил три Универсала подданного нашего Гетмана Ивана Ильича Скоропадского, данные в прошлом 1709 году Ноября 29 дня, в которых написано, в первом: позволяет он подданной наш Гетман к Кафедре к Свято-Софийской употреблять местечко Ржищев и села к нему надлежащие, именно Гребень, Юшки, Понекарше, Зевраче, Халчю, Гуляники, Ходоров, Пивцы, Липовый Рог, Пруцки, Опацки, Ячники над Кагарлыком, Калное, Ячники за Днепром, Кузминцы, также грунты на реке Росе будучие, купленные на гребли леса, поля, сеножати, луга, березняки, село Кисловку с лесами, полями, ставами, мельницами, на реке Булкуне три кола стоячие, также на мельницу Лукьянову, в которой камень и ступы, ставидло на речке Булкуне, а другое на речке Котлуй; озера Подлесное, Подбурное, Жировку, Домаху, Пещаную, Чучинку, Плоское, Западнее изстари к Кафедре Митрополитанской Киевской належащие, данные, которые грунты ограничение в себе имеют, взяв от грунтов монастыря Печерского Безрадицких до Нещирова, а от Нещирова до Обухова, а от Обухова до Великой Германовки, от Германовки просто к вершине Красной Долины, от Долины степью по Зачерняховом, оттоли по-над Кагарлыком до речки Рясовы, от Рясовы до Великого Лугу Уз Каневские грунрты, от Великого Лугу до Жердеви к Днепру, чрез Днепр до речки Карани Уз Рудяков по Закойловом, а отнюд к Воронкову лугом чрез Днепр вновь до бору монастыря Печерского Безрадицкого; и с оных приходящие пожитки отбирати и чтоб во владении оных и во взятии пожитков никто ни малого убытку и трудности не чинил под жестоким страхом.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Стольнику Князь Феодору Княжь Иванову сыну Дашкову дано за перехожие четверти, что у него выменено в прошлом во 197 году сельцо Глинково с пустошьми и в 197 году в даче ему сто рублев, да в прошлом же в 200 году в даче ему восемьсот рублев, и на нынешнего 201 году Июля в 6 день дано достальных сто рублев. В 18 день куплено гвоздей двоетесных десять тысяч, скальных четыре тысячи, дано десять рублев. Куплено двести двадцать аршин холста, дано три рубли десять алтын. В 20 день куплено на Москве сто аршин сукна да пятьсот аршин холста, дано двенадцать рублев. Куплено листового железа пуд двадцать фунтов, дано рубль двадцать три алтына две деньги. Куплено у монастыря на возах кровельного тесу тысяча сто двадцать семь тесниц, да двадцать девять досок, дано двенадцать рублев двенадцать алтын четыре деньги. Куплено на конюшенный двор и мельницы дегтю две бочки, дано пять рублев двадцать пять алтын. В 28 день куплено гвоздей однотесных короб, скальных пять тысяч, дано десять рублев. Куплено две сети рыболовных, дано рубль двадцать шесть алтын четыре деньги. Куплено сорок шесть дубин, дано двадцать пять алтын. Книги расходные деньгам, дача полугодового зажилого властем и братии нынешнего 7201 года Сентября по Март Архимандрит Никанор. Апреля в 3 день дано зажилого прошлого 200 году с Марта по нынешний 201 год, по Март же, двенадцать рублев. Строитель старец Сергий. Священники Уставщик Иеромонах Варлаам. Генваря в 8 день дано зажилого нынешнего 201 году за Сентябрь, за Октябрь, за Ноябрь, за Декабрь рубль двадцать один алтын. Апреля в 3 день дано ему с Генваря по Апрель сорок алтын. Иеромонах Селиверст. Сентября в 29 день дано зажилого прошлого 200 году за весь год четыре рубли двадцать шесть алтын четыре деньги. Ноября в 15 день дано ему прошлого 200 году за соборную да за раннюю седмицы восемь алтын. Апреля в 3 день дано ему ж, Селиверсту, нынешнего 201 году Сентября по Март два рубли тринадцать алтын две деньги, да прошлого 199 году за Июнь, за Июль, за Август рубль шесть алтын четыре деньги.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Того ж числа принято Старокадомского монастыря по розвытку Андриановы пустыни за два человека на прошлый 200 год восемь рублев. Деньги платил Сидорка Гордеев. Сентября в 29 день продана новая шуба рыбашному старцу Феодосию; взято двадцать шесть алтын четыре деньги. Сентября в 30 день продан шубной новый кафтан стрельцу Гурке Родионову; взято двадцать алтын. Месяц Октябрь В 3 день принято у гробового старца Ироклимана свечных денег девятнадцать алтын четыре деньги. В 4 день продано с Фаворского скотного двора двадцать баранов села Вознесенского бобылю Пашке Корнильеву; взято два рубли восемь алтын две деньги. В 15 день принято дер. Ивановской с крестьян оброку за пустошь Обрамкова на прошлый 200 год четыре рубли, за пустошь Елолликово тридцать алтын. Платили той же деревни Ивановской крестьяне Сергушка Иванов с товарищи. Октября в 22 день принято села Троицкого, деревни Санникова, у крестьянина у Ивашки Глебездилы за пустошь Медведково оброку на прошлый 200 год двадцать три алтына две деньги. В 25 день принято Рычковской мельницы у старца Ионы помольных сборных денег рубль двадцать один алтын четыре деньги. В 31 день принято с Воскресенской мельницы у старца Климента помольных сборных денег рубль двадцать три алтына две деньги. Месяц Ноябрь В первый день продано с монастырских скотных дворов двенадцать быков больших и малых; взято тринадцать рублев тридцать один алтын четыре деньги. В 13 день принято мостовых сборных денег с реки Истры четыре алтына. Принято по Благоверной Великой Государыни Царевны и Великой Княжны Схимонахини Анфисы Михайловны на свечи, на ладан и на вино церковное четыре рубли тринадцать алтын две деньги. В 14 день продана головщику старцу Варлааму ряса сермянная; взято двадцать алтын. В двадцатый день принято за свечи и ладан в поминовение по Княгине Анне Мещерской четыре рубли одиннадцать алтын четыре деньги. В 21 день принято с Воскресенской мельницы у старца Климанта помольных сборных денег девятнадцать алтын. Принято у сушиленного старца Варфоломея за масло с крестьян сборных денег остаточных двадцать шесть алтын четыре деньги.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Варлаама, П.Ф. Николаевского и многих других, и исторические материалы о ссылке патриарха достаточно известны и истолкованы. И.И. Бриллиантов мог здесь знакомить читателя с выводами, уже установившимися в научной историографии. И он действительно воспользовался перечисленными трудами, составленными между прочим (например, очерк архим. Варлаама) на основании материалов в настоящее время для исследователя уже не доступных. Но в то же время он проверяет эти труды по печатным первоисточникам, а кроме того отчасти дополняет их сведения о жизни патриарха на Белоозере на основании приходнорасходных книг Ферапонтова монастыря за 1672–1673 гг. Со своей стороны в дополнение к этому очерку присоединяю ниже несколько относящихся сюда документов из моего собрания. Они были приобретены мною от московского антиквария П.П. Шибанова и представляют собою, очевидно, отрывки из тех связок, которыми в свое время пользовался архимандрит Варлаам, а затем были приобретены Е.В. Барсовым . На обороте каждого документа рукою архимандрита Варлаама были сделаны надписи с указанием содержания и числа склеек. Но в нашем распоряжении оказались только начальные листки связок. Приложенный к книге список настоятелей Ферапонтовских значительно полнее, чем в Истории Российской Иерархии и у Строева (Списки Иерархов, стб. 81–83). Присоединяю к нему только несколько случайных замечаний. Из списка напрасно исключен игумен Логгин, упоминаемый в Ферапонтовском синодике после игумена Иоакима (Бриллиантов, стр. 241). Он назван бывшим игуменом Ферапонтова монастыря в документе (см. рукопись Акад. библ. А1/16, л. 1428 об.), составленном при кирилловском келаре Геласии (старшем сыне князя Юрия Шелешпанского), т, е. около 1504/5 и до 18 сентября 1511 года. Относительно игумена Ферапонта II следовало бы отметить для точности: был игуменом уже 11 июля 1530 года (см. Бриллиантов, стр. 70 сравн. 242). Игумен Кассиан (1543 г.) был из рода Булгаковых. Об этом свидетельствует следующая вкладная запись на рукописи (приобретенной для меня в Костроме) 16 в.: «эту книгу, грешный Кассиан вокаглу 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

На заседании этом ново поставленный архиепископ дал довольно подробный и обстоятельный доклад по настоящему делу, после чего Синод, обсудив по существу дело, решил, чтобы в Грузии и Имеретии был один экзарх Синода с наименованием Грузинским и Имеретинским, вместе с чем в Тифлисе учреждалась контора под названием «Грузино-имеретинская Святейшего Правительствующего Синода Контора», которая ставилась под непосредственное ведение Синода, подобно московской синодальной Конторе, а вместо существовавшей в Тифлисе дикастерии, которая, за учреждением уже тут Конторы, упразднялась, таковая же дикастерия учреждалась в городе Кутаисе для церквей, находившихся в Имеретии, Мингрелии и Гурии 48 . В Конторе председательствующим назначался экзарх Грузинский и Имеретинский, а присутствующими архиепископ Телавский и Грузино-кавказский, два архимандрита и два протоиерея. В число же двух архимандритов назначался членом Конторы архимандрит Квабтахевского монастыря Афанасий, способности которого к службе были известны Святейшему Синоду. Что же касается другого архимандрита и двух протоиереев, имевших войти в состав присутствующих в Конторе, то право избрания их членами оной предоставлено было Святейшим Синодом председателю Конторы митрополиту Варлааму, экзарху Грузинскому и Имеретинскому, Досифею, архиепископу Телавскому и Грузино-кавказскому и Афанасию, архимандриту Квабтахевского монастыря, но с тем, чтобы в будущем, за выбытием кого-либо из этого состава, избранный Конторою кандидат в члены непременно получал утверждение в звании от Святейшего Правительствующего Синода. В дикастерии первоприсутствующим назначался Кутаисский архиерей, присутствующими один архимандрит и два протоиерея, право избрания которых предоставлялось архиерею Кутаисскому, а утверждение Святейшего Синода Грузино-имеретинской Конторе. В числе присутствующих в Конторе должен состоять прокурор V класса, знающий русский и грузинский языки, как для наблюдения за исправным течением дел по Конторе и дикастерии, так и для охранения недвижимого церковного имения от неправильных притязаний, при чем в помощь ему определялись три стряпчих обер-офицерских чинов, долженствовавших иметь местожительство: один в городе Гори, другой в Телаве, а третий в Кутаисе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

вышеуказанные критические издания Historia monachorum и критические издания Historia Lausiaca: Butler D. C. Palladius, The Lausiac History//Texts and Studies. VI. Cambridge, 1898, 1904; La storia lausiaca: Testo critico e comment a cura di G. J. M. Bartelink. Milano, 1974. – Прим. ред.]. 56 Ср. Schiwietz St. Das morgenländische Mönchtum. Mainz, 1904. Bd. 1. S. 62–118, Bd. 2. (Mainz, 1913) S. 19–44, 103–164. 59 Rufinus. Historia monachorum I. 9//Preuschen E. Palladius und Rufinus. Giessen, 1897. S. 19–21) [Rufin. Historia Monachorum. 1. 17; Historia monachorum 1. 49; в обоих произведениях говорится, что она описала мужу одежду явившегося ей старца; подробности не сообщаются, и то, что она была монашеской не говорится (τ σχµα и habitum viri), т. е. эта одежда была его отличительным знаком. – Прим. ред.]. 62 Игумен монастыря Гигантов в ν Θεο τ πλει (PG. 87. 3. Col. 2932D). Какой город подразумевается под этим определением не ясно, как отмечает М. Руэ де Журнель. Это может быть, как Антиохия, так и Иерусалим. Точное местоположение этого монастыря не известно (Jeans Moschus. Le pré spirutiel. Traduction par M.-J. Rouët de Journel. Paris, 1946 (SC 12). P. 121, n. 1). 64 Hieronymus. Vita Hilarionis 3//PL 23. Col. 30A. Если он действительно, насколько текст позволяет это понять, сменил одежду только в пустыне у Антония, то он должен был и получить ее от него. 65 Hieronymus. Vita Hilarionis 4//PL 23. Col. 31 A. „Igitur sacco tantum membra coopertus, et pelliceum habens ependyten, quem illi beatus Antonius proficiscenti dederat, sagumque rusticum» (ср.: c. 44//PL 23, 52 C). 68 Об этом свидетельствуют на Востоке монахи Сирии, Месопотамии и Малой Азии, на Западе – те, которых упоминают св. Амвросий и Августин. В известном монашеском романе, Vitas s. Barlaam et Josaphat, написанном неким монахом Иоанном в VII в., но вполне отражает уже ситуацию IV в., в гл. 6 (PL 73. 460 B) говорится: монах Варлаам из земли Сенаар отправляется ко двору индийского царя „mutatoque habitu suo, atque indutis mundanis vestibus».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010