Слово на освящение церкви Содержание 3-го тома Поучение на Обрезание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Поучение в неделю перед просвещением Слово на память святого праведного Симеона Богоприимца Поучение на память святого Алексия, Митрополита Московского и всея России Поучение на память девяти святых мучеников Кизических Слово на пречестную память во святых отца нашего Тихона чудотворца, епископа Амафунтского Поучение на память святых верховных апостолов Петра и Павла Слово на празднество явления пречестной иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии в городе Казани Поучение на празднество Пресвятой Богородицы Смоленской, назваемой Одигитрия Поучение на празднество Успения Пресвятой Богородицы Поучение на празднество Пресвятой Богородицы Донской Поучение на память святых мучеников Адриана и Наталии Поучение на Усекновение честной главы святого Иоанна Предтечи Поучение в день чуда святого Архистратига Михаила Поучение первое на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Поучение второе на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Слово в неделю по Воздвижении Честного Креста Поучение на память святого великомученика Евстафия Плакиды Слово первое в день Покрова Пресвятой Богородицы Слово второе в день Покрова Пресвятой Богородицы Поучение в честную память во Святых отца нашего Гурия, Архиепископа Казанского Слово на память святого великомученика Димитрия Слово на собор Архистратига Михаила Поучение на память святого Иоанна Златоуста Поучение на память преподобных отцов наших Варлаама и Иоасафа Индийских Поучение на память святой великомученицы Екатерины Поучение на пречестную память великого святителя Николая Архиепископа, Мирликийского Чудотворца Поучение в неделю пред Рождеством Христовым (2 декабря) и в преставление святого Петра, Митрополита Российского, чудотворца Поучение на память во Святых отца нашего Петра, Митрополита Всероссийского Слово на Рождество Христово Поучение о четвероконечном Кресте Слово о страхе Божием, который должно иметь всякому человеку

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Царь предпринимает последнюю попытку: делит царство между собой и сыном, чтобы государственные дела изменили образ мыслей юноши. Но Иоасаф, сделавшись повелителем половины царства отца, разрушает языческие храмы и обращает своих подданных в христианство. Постепенно царство Иоасафа увеличивается и становится сильным, а царство Авенира слабеет. Тогда и сам Авенир принимает крещение. Иоасаф передает управление государством своему главному советнику Арахену, а сам удаляется в пустыню и отправляется на поиски Варлаама. Преодолев трудности, испытания и искушения, он приходит в Сеннаарскую пустыню, где живет Варлаам. Иоасаф рассказывает старцу обо всем происшедшем со времени их последней встречи. Варлаам дает Иоасафу предсмертные наставления и умирает. Последние дни своей жизни Иоасаф посвящает строгой аскезе. После его смерти его хоронят в гробнице Варлаама, затем мощи их обоих, обладающие чудесной силой, переносят в городской храм. Роман был очень популярен в средние века: его не только переводили на латинский, французский, немецкий, испанский, арабский, сирийский, еврейский, армянский, грузинский, польский, чешский, старославянский языки, но и перелагали стихами. Старославянский перевод романа «Варлаам и Иоасаф» можно отнести уже к XII в., так как в это время Кирилл Туровский пользовался им (см. его сочинение «О белоризце человеце и о мнишестве»). Песни о царевиче Иоасафе были, видимо, очень популярны в России, недаром одну из них Мельников–Печерский использовал в романе. «В лесах» (кн. 1, ч. 1, гл. 6). Всемирно известными стали притчи из романа «Варлаам и Иоасаф» – о трех друзьях, о птицелове, поймавшем соловья, особенно – о человеке, преследуемом разъяренным единорогом (именно ее привел Л . Н. Толстой в своей «Исповеди»). Нравоучительные притчи, вставные новеллы, рассказанные в живой, занимательной форме, придают повествованию особую поэтическую прелесть. К достоинствам романа следует отнести и отчетливую композицию, несмотря на многоплановость и довольно большое количество действующих лиц; внутреннее содержание этих образов раскрывается не только посредством авторского повествования, но также и в действиях, речах, которые вполне передают индивидуальность каждого из них, например, царя Авенира, его сына Иоасафа, пустынника Варлаама, царского слуги Арахена. ДУШЕПОЛЕЗНАЯ ПОВЕСТЬ О ЖИЗНИ ДОСТОСЛАВНЫХ И БЛАЖЕННЫХ ВАРЛААМА И ИОАСАФА, ПРИНЕСЕННАЯ ИЗ ВНУТРЕННЕЙ ЧАСТИ ЭФИОПСКОЙ СТРАНЫ, НАЗЫВАЕМОЙ ИНДИЕЙ 454 , В СВЯТОЙ ГРАД 455 МОНАХОМ ИОАННОМ, МУЖЕМ ПОЧТЕННЫМ И ДОБРОДЕТЕЛЬНЫМ, ИНОКОМ МОНАСТЫРЯ СВЯТОГО САВВЫ 456

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Вслед за тем и архиепископ получил разрешение от патриарха. Само собою разумеется, что хотя Иоасаф избран был на патриаршескую кафедру еще прежде, но установленная форма патриаршего избрания соблюдена была и над ним. В 31-й день генваря 1634 г. Новгородский митрополит Киприан и с ним другие архиереи по приказанию государя избрали в Успенском соборе трех кандидатов на патриаршество: Варлаама, митрополита Ростовского, Варлаама, архиепископа Вологодского, и Иоасафа, архиепископа Псковского, и прямо из собора принесли акт избрания в палаты государя. Государь велел посольскому думному дьяку прочитать этот акт и указал быть патриархом Иоасафу, архиепископу Псковскому. Немедленно Иоасаф был введен тем же думным дьяком и поставлен пред государем. Государь сказал новоизбранному патриарху речь и выслушал от него речь, а затем повторилось то же, что было при избрании патриарха Иова. На другой день, 1 февраля, совершилось наречение Иоасафа на патриаршество, подобно тому как прежде происходило наречение, или «благовестие», патриарха Филарета Никитича. Наконец 6 февраля Иоасаф был поставлен в патриарха по тому самому чину, как ставились прежние наши патриархи, с весьма незначительными отличиями. В тот же день по обычаю у царя была трапеза для нового патриарха и всего знатного духовенства и бояр, и патриарх удостоился сидеть за одним столом с государем, а в определенное время вставал из-за стола и совершал вокруг города шествие на осляти, причем осла водили боярин князь Юрий Сушелев, окольничий Михаил Салтыков и патриархов боярин Семен Колтовский . Царь Михаил Федорович, извещая всех четырех Восточных патриархов о кончине своего отца, извещал также, что «священным Собором под председательством преосвященнейшего митрополита Новгородского кир Киприана избран и законно поставлен великия Российския Церкви патриархом Псковский архиепископ святейший кир Иоасаф, муж благоразумный, правдивый, благоговейный и наученный всякой добродетели». Патриархи отвечали, что утверждают своим согласием это законное рукоположение святейшего патриарха кир Иоасафа и обещались прислать ему свои братские приветственные грамоты .

http://sedmitza.ru/lib/text/436128/

Их нетленные мощи были перенесены в Индию. Этот сюжет часто встречается в XVII веке в церковной живописи. Повесть послужила основой для создания одной из первых пьес древнерусского театра. Наставник царских детей ученый монах Симеон Полоцкий написал стихи на этот сюжет и читал их в Измайлове царю Федору Алексеевиче в церкви святого Иоасафа в 1680 г. Сохранился текст этих стихов, на котором сам Симеон Полоцкий сделал соответствующую запись. Симеон Полоцкий мыслил, что он является для своего любимого ученика таким же наставником, как Варлаам царевичу Иоасафу, и хотел воспитать из царевича Федора идеального просвещенного правителя, готового посвятить свою жизнь на благо подданных. По-видимому, молодой царь Федор Алексеевич мыслил себя таким государем и именно поэтому посвятил первую из построенных им церквей святому Иоасафу. Как и при царе Алексее Михайловиче, царский двор Федора Алексеевича часто проводил летнее время в Измайлове. Туда начинали ездить в мае и находились почти все время до 19 ноября – праздника святого Иоасафа. В декабре 1689 г. золотописец Карп Золотарев начал делать иконостас и писать иконы для новой церкви. Архитектурные формы верхнего храма после перестройки стали совсем иными. Нижний храм с четырехъярусной колокольней были построены в традициях русской архитектуры XVII века, своеобразие первому ярусу придавала открытая арочная галерея, обхватывавшая храм с трех сторон и имевшая наверху гульбище. Верхняя церковь была совсем иных форм. Это был один из первых ярусных храмов типа восьмерик на четверике. С восточной и западной сторон к главному объему были присоединены небольшие кубические алтарь и трапезная, завершенные маленькими главками. Все здание храма было очень гармонично по объемам и плавно поднималось вверх. Эта архитектурная композиция было взята русскими зодчими с Украины и Польши, но несколько переработана на русский манер. Царевна Софья к этому времени была уже свергнута пришедшим к власти в сентябре 1689 г. Петром I. Петр в молодости также часто бывал в Измайлове, а позднее отдал его вдове своего брата царя Ивана – Прасковье Федоровне.

http://sobory.ru/article/?object=34822

Отмеченное обстоятельство не отразилось на последующей судьбе иерарха. Более того, перед своей кончиной Патриарх Филарет благословил себе в преемники Псковского архиепископа Иоасафа. Спустя четыре месяца после кончины Патриарха Филарета состоялось соборное избрание нового Предстоятеля Русской Церкви. Кандидатами на Всероссийскую кафедру были: митрополит Ростовский Варлаам, архиепископ Вологодский Варлаам и Иоасаф, архиепископ Псковский, который и был избран на Патриарший Престол. Летопись сообщает о его поставлении: “Лета 7142 (1633)-го году октября в 1 день преставися Филарет Никитич, Патриарх Московский и всеа Русии. Того же году февраля в 6 день поставлен на Патриаршеский престол Иосаф Патриарх, а преже сево был П ñ êîâñêèé è Èçáîðñêèé àрхиепископ” 9 . В канун избрания нового Предстоятеля Русской Церкви, 28 января 1634 года, в Москве был принят соборный приговор о взимании денег на жалование ратным людям. Известен архиерейский состав, который, нужно думать, избрал затем нового Патриарха на Москве. Это были Новгородский митрополит Киприан (1626–1634), Ростовский митрополит Варлаам (1619–1652), Крутицкий митрополит Павел (1626–1636), Вологодский архиепископ Варлаам (1626–1645), Рязанский архиепископ Антоний (1621–1637), Суздальский архиепископ Иосиф (1626–1634), Тверской архиепископ Евфимий (1628–1642), Псковский архиепископ Иоасаф (1627–1634), Коломенский епископ Рафаил (1618–1652) 10 . Патриарх Никон, говоря об особенностях патриаршей интронизации, отмечает, что “Иоасаф Патриарх прежде бывый Псковский архиепископ, второе на Патриаршество от своих митрополит рукоположен” 11 . Интронизация нового Патриарха была совершена в Успенском соборе 6 февраля 1634 года и завершилась традиционным Чином шествия на осляти. В описи архива Посольского приказа хранилась “докладная выписка” о государевом жалованье “на поставленье Иоасафу Патриарху и что он, Патриарх, поднес даров Великому государю и государыне царице и государем царевичем и царевнам” 12 , а также “Столпик, а в нем писан чин поставления Патриарха Иоасафа” 13 .

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

Взирая на пресветлое лицо дражайшего Сына Своего и Господа, явившегося во славе приять душу Матери Своей, Пресвятая Дева Богородица безо всякого телесного страдания, как бы засыпая, предала в руце Его пречистую Свою душу. Лицо Богоматери, освященное «добротою Божества», сияло славою божественного девства (служба 14 авг., канон п. 8, троп. 2), от тела разливалось дивное благоухание. В день погребения, вечером св. апостолы были удивлены явлением им Царицы небесной, Которую узрели стоящею на воздухе, окруженною ангельскими силами и сияющею неизреченною славою. Она сказала им: «Радуйтесь: Я с вами есмь во вся дни!» Это явление так обрадовало св. апостолов и бывших с ними, что они все воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» После этого не оставалось никакого сомнения, что гроб Пресвятой Девы сделался лествицею к небеси (служба 15 августа, веч., стих «на Господи воззвах») («Четьи-Минеи», 15 августа). 2 . Преподобный Марк, подвижник IV века и первых лет в V, говорит о двух откровениях одному святому, которые, без сомнения, предызображали вечную участь праведников. В первый раз святой видел, что к нему были принесены во время его молитвы три хлеба; «чем более он вкушал (эти хлебы), тем более они увеличивались». (Не предзнаменование ли это неистощимых наслаждений на том свете, которых удостоятся праведники?) В другой раз святой увидел самого себя в светлом одеянии по примеру одежд Иисуса Христа на Фаворе, – и ужаснулся от радости (в «Слове девятом о трезвении»). 3 . Вот еще изображение райского жилища, находимое в жизнеописании преподобных отцов, Варлаама и Иоасафа. Один из подвижников, удостоенных видения жилища, уготованного святым, изображает его так. Он видел поле великое, украшенное прекрасными и благоуханными цветами. «Идеже виде сады всяческия многоразличныя и красныя, имущия многие плоды странные и дивные, ихже бе видение сладко, и еже вкусити вожделенно, листвие же древес тех весело шумяше от ветра некоего тонка, и тихо движущись, не сытное испущаше благоухание. Под таковыми древесы стояху престоли от злата чиста и камней честных, и маргаритов многоценных, устроени светло, и лучи велия из себя испущающия, одры же златые многоразличными некими покровы постланы; ихже доброта и светлость всяко сказание превосходит; воды же течаху посреде чисты и благозрачны зело, и самое веселящеся видение. Чрез чудное убо то и великое поле страшнии онии мужие проведше того, введоша его во град неизреченною светлостию сияющь, стены имущ от злата чиста и от каменей многоценных, ихже никтоже виде николиже: столпы и врата от единого бисера, и кто изречет доброту и светлость града онаго? Свет бо свыше чистыми лучами сияющ вся стогны его исполните, и крилатии воины неции, светли суще во граде том прохождахуся, песни поюще пресладкия, ихже николиже слыша человеческое ухо, и слыша глас глаголющ: се покой праведных, се веселие угодивших в животе своем Господу» («Четьи-Минеи», 19 ноября, житие препод. отец Варлаама и Иоасафа).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

О личных мотивах царевны говорят посвящения двух (!) престолов этого уникального храма «иже под колоколы». Престол, освященный во имя свв. Варлаама и Иоасафа Индийских (в первом ярусе) можно считать данью памяти старшего брата - Феодора Алексеевича и их общего учителя - Симеона Полоцкого. В культурной традиции конца XVII века они прочно отождествлялись с индийским царевичем Иоасафом и его наставником в христианском учении - пустынником Варлаамом. Некоторые ученые находили даже черты портретного сходства на двух иконах святых в иконостасе маленького храма. Престол во втором ярусе освятили во имя апостола Иоанна Богослова. Один из дней его памяти приходится на 26 сентября. Если учесть, что Софья Алексеевна родилась 27 сентября, то она вполне могла почитать святого апостола как своего покровителя. Таким образом, правительница в некоторой степени возродила традицию строительства маленьких храмов-колоколен, выполнявших роль личных молелен (поминальных или обетных). Самым первым столпообразным храмом-колокольней, предназначенным для уединенной молитвы, можно назвать северо-западную башню собора во имя Рождества Пресвятой Богородицы (1117-1125 годы) Антониева монастыря в Великом Новгороде. Под ее главой, в толще стены, в 1122 году устроили придел преп. Онуфрия Великого и Петра Афонского. Согласно движению винтовой лестницы, один за другим расположили проемы для колоколов, а также нишу, где молился в последние годы жизни преп. Антоний Римлянин Существовали примеры подобных храмов и в более позднее время. Наиболее известны из них: поминальная церковь великого князя Иоанна I Калиты во имя св. Иоанна Лествичника (1329 год) на Соборной площади Московского Кремля, храм Рождества Иоанна Предтечи (первая треть XVI века) в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре и церковь Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня в соседнем ему Покровском монастыре. Весьма глубоки и важны символические аспекты возведения колокольни. Первый из них – расположение с восточной стороны от храма.

http://sobory.ru/article/?object=02280

Никиты встречается и под 31 Генваря – днем его кончины, и под 30 Апреля – днем обретения его мощей (См. Опис. рукоп. Синод. Библиотеки 399, стр. 347, 375; сн. 343, 344; святцы в рукописи М. Д. Ак. 203 и 201). К тому же 1558 году можно относить и канонизацию св. Нифонта, епископа Новгородского, жившего в XII веке и скончавшегося в 1156 году. Из жития этого святого мы узнаем, что празднование ему установлено митрополитом Макарием 466 ; но это указание настолько обще, что по нему одному нельзя точно определить год его канонизации. Для более же точного определения времени канонизации этого святого может служить, по нашему мнению, время составления жития ему. Последнее явилось в 1558 году 467 и было составлено священноиноком Варлаамом, по поручению митрополита Макария 468 . Сопоставляя теперь, с одной стороны, известие жития св. Нифонта об установлении ему митрополитом Макарием празднования со временем появления этого жития, с другой стороны, приняв во внимание тесную связь житий и праздников между собою, в силу которой первые всегда почти являлись следствием последних, можно думать с большею вероятностью, что празднование св. Нифонту установлено было митрополитом Макарием в 1558 году. С конца этого же века имя св. Нифонта начинает встречаться в святцах и месяцесловах нашей Церкви (Опис. рукоп. Моск. Синод. Библ. стр. 375; святцы при рукоп. М. Д. Ак. 201 и 203). В 1560 году были канонизованы тем же митрополитом Макарием преп. Григорий и Кассиан, Авнежские чудотворцы. Сведения о чудесах этих святых, собранные Варлаамом, игуменом Махрищского монастыря, были доставлены митрополиту Макарию. Последний для проверки этих сведений, а равно и для свидетельствования мощей посылает в Авнежский монастырь игумена Данилова монастыря Иоасафа. Когда доставлены были собранные игуменом Варлаамом и проверенные игуменом Иоасафом сведения митрополиту, то собор на основании их установил местно праздновать обоим новоявленным чудотворцам и повелел составить сказание о них 469 . При деятельном участии тех же лиц совершилась в том же году и канонизация преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Над могилой блаженного Иоанна вместо прежней деревянной Власиевской церкви была построена каменная церковь в честь Толгской иконы Божией Матери с приделом св. мч. Власия. Память блаженного Иоанна Власатого, Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца, празднуется в день его кончины — 3/16 сентября и вторично — 12/25 ноября в память св. патриарха Александрийского Иоанна Милостивого, имя которого он носил. Сентябрь 4 Иоасаф, епископ Белгородский, святитель Святитель Иоасаф родился в Прилуках, бывшей Полтавской губернии, 8 сентября 1705 г., на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. При крещении назван Иоакимом. Он происходил из древнего благочестивого малороссийского рода Горленковых. В 1712 г. семилетнего Иоакима отец отдал в Киевскую Духовную Академию. В стенах академии он ощутил влечение к монашеской жизни. В течение семи лет испытывал себя будущий святитель, наконец, открылся родителям. Долго мать с отцом упрашивали сына–первенца не принимать монашеский постриг. Но в 1725 г. он тайно от них принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре, а 21 ноября 1727 года был пострижен в мантию с именем Иоасаф в Киево–Братском монастыре. Это событие совпало с завершением обучения в духовной академии. Через год инок Иоасаф был хиротонисан архиепископом Варлаамом (Вонатовичем) в сан иеродиакона. Его оставили преподавателем в Киевской Духовной Академии. После смерти преосвященного Варлаама Киевской кафедрой стал управлять архиепископ Рафаил (Заборовский). Архиепископ Рафаил обратил внимание на выдающиеся способности молодого подвижника и привлек его для более широкого служения Церкви. Ему было поручено ответственное послушание в должности экзаменатора при Киевской архиепископии. В ноябре 1734 года архиепископ Рафаил посвятил иеродиакона Иоасафа в сан иеромонаха и перевел из училищного Братского монастыря в Киево–Софийский архиерейский дом. Одновременно он был назначен членом Киевской Духовной Консистории. Исполняя должность экзаменатора, он преложил много усилий к исправлению нравственных недостатков приходского духовенства. Консисторская должность святителя была прекрасной школой для его организаторских способностей. В это время он хорошо изучил нужды священнослужителей, достоинства и недостатки епархии. Здесь ясно определилась всесторонность деловых качеств Иоасафа, сочетающаяся с большими внутренними подвигами. Он быстро восходил во лествице духовного совершенства, о чем свидетельствует сохранившееся его произведение «Брань седми честных добродетелей с седми грехами смертными».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

13. О. В. Панченко (Россия, Санкт-Петербург). Повести о соловецких пустынножителях (к истории создания цикла). 14. О. Г. Волков (Россия, Соловки). Иеромонах Антоний, ученик прп. Феофана Соловецкого, и традиция пустынножительства на Соловках в XIX в.. 30 ноября 1. М. В. Антонова (Россия, Орел). Сюжетный топос в древнерусской агиографии. 2. Т. Р. Руди (Россия, Санкт-Петербург). Из истории агиографической топики («яко твердый адамант»). 3. И. Н. Лебедева (Россия, Санкт-Петербург). История Варлаама и Иоасафа: повесть или житие? 4. А. Майнарди (Италия, Бозе). Житие и автобиография в литературном наследии старца Паисия Величковского (1722-1794). 5. М. Б. Плюханова (Италия, Перуджа). О деятельности Итальянской ассоциации агиографических исследований. 6. М. Гардзанити (Италия, Флоренция). Священное Писание и искусство перевода у Максима Грека. 7. А. Ф. Литвина, Ф. Б. Успенский (Россия, Москва). Об амбивалентной функции одного древнего агиографического сюжета: Поношение останков как кара и как венец аскезы. 8. Н. С. Демкова (Россия, Санкт-Петербург). «Повесть от жития Петра и Февронии Муромских»: К проблеме пересечения смыслов. 9. И. В. Федорова (Россия, Санкт-Петербург). Агиографические сюжеты в описаниях русских паломников XII-XIX вв. 10. А. В. Сиренов (Россия, Санкт-Петербург). Русские княжеские жития середины XVII в. 11. Е. К. Ромодановская (Россия, Новосибирск). К вопросу о документальности в агиографии XVII в. 12. И. А. Лобакова (Россия, Санкт-Петербург). Мотив аскетического подвига в Житии Галактиона Вологодского. 13. А. А. Романова (Россия, Санкт-Петербург). Заметки о создании житий подвижников - основателей монастырей (на примере Жития Ионы Яшеозерского). 14. Т. Ф. Волкова (Россия, Сыктывкар). Памятники древнерусской и старообрядческой агиографии в списках печорского книжника И. С. Мяндина. 1 декабря 1. М. С. Желтов (Россия, Москва). Литургические данные в Житии прп. Феодора Сикеота. 2. А. Н. Кручинина (Россия, Санкт-Петербург). Тропари равноапостольным святым в древнерусском певческом искусстве.

http://e-vestnik.ru/db/28_noyabrya-2_dek...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010