С этой же просьбой обратился к митр. Варлааму и патриарх Адриан. Вскоре, 16 окт. 1700 г., патриарх скончался, местоблюстителем патриаршего престола стал Рязанский митр. Стефан (Яворский). Петр I указом от 27 дек. 1700 г. назвал 2 кандидатуры на Сибирскую кафедру (обе, вероятно, были подсказаны митр. Стефаном): Д. и Переяславского еп. Захарию (Корниловича) , велев им прибыть в Москву не позднее первых чисел февр. 1701 г. Д. приехал в столицу 10 февр., 8 марта он произнес приветственное слово Петру I, 23 марта был хиротонисан в митрополита Сибирского и Тобольского. Из-за весенней распутицы и болезни Д. не поехал в Сибирь, все недолгое время управления Сибирской епархией он жил в московском Чудовом мон-ре. Как сообщает Житие Д., святителя во время болезни посетил Петр I и, учитывая слабое здоровье и необходимость закончить работу над «Книгой житий...», отменил свой указ о назначении в Тобольск. На Сибирскую кафедру был поставлен Филофей (Лещинский) , хиротонисанный при участии Д. 4 янв. 1702 г. Живя в Москве, Д. много проповедовал в столичных храмах. И. А. Шляпкин указывает 15 Слов, сказанных святителем с февр. 1701 по февр. 1702 г., в т. ч. «Слово в начатии шведской войны» (19 июня) ( Шляпкин. 1891. С. 285-288). В некоторых проповедях содержится скрытая критика поведения царя во время русско-швед. войны (отсутствие в войсках, к-рыми распоряжались иностранцы, неподобающее поведение). К этому же времени относится пожалование царевичем Алексеем Петровичем панагии Д. Вид Спасо-Иаковлевского мон-ря с молящимися Ростовскими святителями Иаковом и Димитрием. Эмалевая икона. 1-я пол. XIX в. (ЦМиАР) Вид Спасо-Иаковлевского мон-ря с молящимися Ростовскими святителями Иаковом и Димитрием. Эмалевая икона. 1-я пол. XIX в. (ЦМиАР) 4 янв. 1702 г. Д. был назначен митрополитом Ростовским и Ярославским вместо скончавшегося 10 нояб. предыдущего года Иоасафа (Лазаревича). 1 марта 1702 г. Д. прибыл в Ростов. Посетив прежде всего Яковлевский мон-рь (см. Ростовский Спасо-Иаковлевский Димитриев муж.

http://pravenc.ru/text/178011.html

Сербский перевод был сделан, по-видимому, на Афоне, время его установить трудно, старейшие списки относятся к XIV в. Уже в житии краля Стефана Милутина (1275—1321), составленном архиепископом Даниилом Сербским, цитируется П., а в росписи Студеницкой богородичной церкви, сделанной в 1209 г. при Савве Сербском, есть изображение Варлаама и Иоасафа. Сербский перевод П. широко распространился у сербов, болгар и русских. На полях Киевской Псалтири 1397 г. есть иллюстрация притчи об инороге, к которой приписан текст из сербского перевода Повести. В XVII в. известен полный русский список этого перевода (ГПБ, Соф. собр., 1365). П. по этому изводу трижды издавалась на Руси: в Кутейне в 1637 г. на белорусском языке, в 1680 г. в Москве Симеоном Полоцким, в 1689 г. в Киеве в составе миней Димитрия Ростовского. Среднеболгарский перевод, или, вернее, извод П. был сделан в XIV в. в лавре св. Афанасия на Афоне в числе многих других книг выдающимся болгарским книжником старцем Иоанном. Старец Иоанн отредактировал текст сербского перевода, вновь сверив его с греческим оригиналом и внеся многочисленные исправления и уточнения, так что отредактированный текст стал самостоятельным изводом и получил другое заглавие. Болгарский извод широко распространился в болгарских и русских списках, среди русских списков несколько лицевых, число миниатюр в них доходит до 200. Список 1629 г. этого извода издан в серии ОЛДП. Болгарский текст П. был использован Иосифом Волоцким в его «Просветителе». С болгарского текста был сделан в XVII в. румынский перевод П. Древнеславянские переводы П. имели широкое хождение на Руси. В каждой монастырской библиотеке, о чем можно судить по старым описям, было по нескольку ее списков. Сохранились многочисленные изображения сюжетов П. в росписях, иконах и миниатюрах рукописей. В XVII в. П. послужила основой для создания одной из первых пьес русского театра. Русская классическая литература также использовала ее сюжеты (В. А. Жуковский, А. Н. Майков, Л. Н. Толстой, П. И. Мельников-Печерский).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=772...

Сложности ее в полной мере отвечало и богатство архитектурных форм колокольни. Неизвестный архитектор проявил себя как талантливый художник и инженер. Постепенно уменьшающимся снизу вверх ярусам соответствует уменьшение толщины стен. Если в первом ярусе она составляет 1,8 метров, то в пятом ярусе - примерно 1,2 метра. Произведенные промеры доказали, что с каждым ярусом стены становятся тоньше примерно на 0,2 м Согласно измерениям, сделанным старшим звонарем Московского Кремля и храма Христа Спасителя Игорем Васильевичем Коноваловым, площадь двух нижних восьмериков практически одинакова. Ощущение большего размера нижнего восьмерика, которое необходимо для создания гармоничных пропорций колокольни, достигается за счет кругового обхода с открытыми арками вокруг нижнего яруса. Такой прием известен в русском церковном зодчестве. Подобная аркада окружает нижний ярус храма-колокольни во имя Распятия Господня в Александровой слободе, перестроенной в 1570-е годы, и колокольни церкви свт. Николая в Меленках в Ярославле (1672 год). Кроме тщательно выверенных пропорций, неповторимую прелесть колокольне придает изысканное белокаменное убранство, отдельные мотивы и детали которого гармонично сочетаются и между собой, и с деталями декора окружающих сооружений. Так, аркада внизу перекликается с ажурными балюстрадами, опоясывающими открытые гульбища остальных четырех ярусов. Углы всех восьмериков украшены колонками из белого камня сходного рисунка. Белокаменные наличники, в виде любимого в то время «петушиного гребня», обрамляющие окна и двери второго и четвертого ярусов, повторены зодчими надвратного северного храма во имя Спаса Преображения и покоев Евдокии Лопухиной. Арки для колоколов тоже увенчаны «петушиным гребнем», на самом верху он несколько усложнен резными пирамидками, которым вторят столбики-«аркбутаны» балюстрад Представлены и другие формы белокаменного декора. Дуги проемов «большого звона» представляют собой как бы срез раковины, составленный из маленьких арочек. Такой мотив ранее был использован зодчим, возводившим в 1670-е – 1680-е годы шатровую колокольню храма Покрова на Рву, что на Красной площади.

http://sobory.ru/article/?object=02280

Точно неизвестно, когда было начато и окончено строительство деревянной церкви. Вероятно, она была завершена к 1664 г., так как первые сведения о совершении богослужения в ней относятся к лету этого года. Нельзя ничего сказать об архитектуре и внутреннем убранстве деревянного храма. Известно лишь, что часть храмовых икон в 1665 г. писали костромские мастера Сергей Васильев Рошков, Петр Аверкиев Дунаев, Дмитрий Емельянов Пушкарев и Фрол Леонтьев. Ими были написаны образы Рождества Пресвятой Богородицы, святого великомученика Никиты и Всемилостивого Спаса с припадающими святыми преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским. Последняя икона сохранилась и стоит справа от царских врат в центральном храме. К этому кругу принадлежат и другие образы современного центрального иконостаса: храмовая икона Рождества Христова на правом клиросе, икона Введения Пресвятой Богородицы на левом клиросе и святых мучеников Флора и Лавра. Первыми в церкви Рождества Христова служили священники Василий и Димитрий, на смену которым пришли священники Александр и Феодор, прослужившие в храме до конца XVII в. После смерти Алексея Михайловича в 1676 г. на царский престол взошел его сын Федор Алексеевич. Он отличался благочестием и большой любовью к церковному каменному зодчеству. В Измайлове в его царствование завершилось строительство Покровского собора на Измайловском острове и были воздвигнуты каменные церкви Иоасафа царевича Индийского и Рождества Христова. На строительство каменного Рождественского храма Святейший Патриарх Иоаким 16 сентября 1676 г. выдал благословенную грамоту. В Российском государственном архиве древних актов хранится фрагмент столбца грамоты. К ней приложена красновосковая печать Патриарха Иоакима с изображением благословляющей руки. Согласно грамоте, каменный храм сохранил посвящения престолов: главный престол новой каменной церкви посвящался Рождеству Христову, а престолы приделов - иконе Пресвятой Богородицы Казанской и святителю Николаю Чудотворцу. На востоке церковь завершалась тройными алтарными апсидами.

http://sobory.ru/article/?object=03247

Храм преподобного Ферапонта построен был над тем местом, где до недавнего времени (26 мая 1999 г.) под спудом почивали мощи основателя Можайского Лужецкого Тождественно Богородицкого монастыря - преподобного Ферапонта Можайского и Белозерского чудотворца. Первоначально храм был освящен во имя преподобного Иоанна Лествичника, именоваться Ферапонтовым он стал после пожара 1717г. Точное время создания этого храма неизвестно; одни исследователи, как и архимандрит Дионисий Виноградов, полагают, что на этом месте еще при жизни Преподобного стоял храм, другие, как архимандрит Геронтий Кургановский - что храм был построен в начале XVI века, точно же известно о том, что он существовал в конце XVI века. Известно, что между 1569 и 1574 годами Макарий, епископ Вологодский прислал в Лужецкий монастырь четверо царских дверей. Этим указывается на существование в монастыре тогда четырех церквей или, по крайней мере, трех храмов и одного придела, ибо в то время не было Преображенской церкви О том, что из себя представлял храм преподобного Иоанна Лествичника перед Смутным временем и польским нашествием, мы можем узнать из писцовых книг г. Можайска за 1596-1598 гг. (в этих книгах первый раз встречается подробное описание Лужецкого монастыря. " ...Да на монастыре же церковь каменна же об одном верху Иоанна Списателя лествицы подписана со стенным же письмом; а в церкви гробница преподобного старца Ферапонта обложена оловом, позолочена, на верхней цке написан образ Ферапонта чудотворца; да в церкви же двери царские, сень и столбцы на красках, а над царскими дверьми деясус стоячей шесть образов на золоте, да местных образов на правой стороне от царских дверей образ Иоанна Списателя лествицы с деяньем на золоте; да на левой стороне от царских дверей образ Пречистой Богородицы Одигитрия на золоте, да на тябле образов образ мученика Христова Терентия, да, мученицы Христовы Неонилы на золоте. Образ Иакова и Исаия, и Леонтья, Игнатия, Аврамья Ростовских чудотворцев на золоте, образ Николы чудотворца на золоте, образ Иоанна Списателя лествицы да преподобного Ферапонта на золоте. Да в алтаре на престоле Евангелие в полдест на бумаге оболочено камкою черною, распятие и евангелисты меленые, да в церкви же на тябле обозов образ Беседа Иоасафа царя с преподобным с Варлаамом; образ О Тебе радуется; образ Рождество Христво, да три образа деясус, образ Спаса Вседержителя да образ Пречистая Богородицы, да образ Иоанна Предтечи; образ Хвалите Господа с небес, образ Покров Пречистая Богородицы, образ Пятницы Христовы мученицы, да в церкви же два паникадила, одно ценянное не велико, обложено оловом, а на нем четыре шенданца не велики оловянные, кисти и шелк червчат; да паникадило деревянное, а на нем семь шенданов, яблоко деревянное золочено, кисть шелк червчат; да две свечи поставных... " .

http://sobory.ru/article/?object=00447

Являясь пастырем чад церковных, святитель Макарий много сил и забот отдавал служению ближним, равно относясь к богатым и бедным, малым н великим. О сам хоронит сгоревших в тюрьме во время пожара, собирает по епархии деньги для выкупа соотечественников из татарского плена, посылает великому князю Василию III часть свечи, чудесным образом возгоревшейся у мощей преподобного Варлаама Хутынского. Во время приключившихся в Великом Новгороде народных бедствий, мора и засухи, деятельный архипастырь созывает клир, произносит проповеди, совершает молебны с особым чином омовения святых мощей и затем велит кропить все в окрестностях этой водой. Вскоре мор и эпидемия прекращаются. Своей многотрудной деятельностью архиепископ Макарий снискал великую любовь у пасомых чад. В 1542 г. по повелению святителя Макария на владычнем дворе строится храм святителя Николая, которого архиепископ особо чтил, как покровителя путешествующих. Он сам неоднократно совершал длительные поездки как по всей епархии, так и за ее пределы: например, в 1539 г. ездил в Москву, где возглавлял избрание и поставление нового Всероссийского митрополита — святителя Иоасафа (1539-1542; V 1555; пам. 27 июля), избранного из настоятелей Троице-Сергиева монастыря. По благословению святителя в Новгороде пишутся жития и службы русским святым. Иеромонах Илия из домовой владычной церкви составил житие мученика Георгия Болгарского (V 1515; пам. 26 мая), а также написал канон и службу Михаилу Клопскому (V ок. 1456; 11 янв.). Его житие было написано Василием Михайловичем Тучковым, в 1537 г. прибывшем в Новгород из Москвы по государеву делу. «В то бо время престол тогда украшающу Премудрости Божие воистину блаженьства тезоименитому архиепископу Макарию, иже многиа его ради добродетели во всей России слава о нем прихожаше». Владыка Макарий обратился к нему со словами: «Тайну цареву, чадо, храни, а дела Божия ясно напиши» (Тов. 12, 7) и «распространи житие и чюдеса преподобнаго и блаженнаго Михаила, нарицаемого Саллоса, жившего блаженную жизнь у Живоначальной Троицы на Клопкы». Созданные жития явились назидательным чтением для благочестивых новгородцев.

http://pravicon.com/info-2832

И пошел он в свой дворец, и был в великой печали, беспрестанно размышляя о смерти и говоря сам себе: – Если все умирают, то и я умру, да еще и не знаю, когда... когда же умру, кто вспомнит обо мне? Пройдет много времени, и всё придет в забвение... нет ли какой-либо иной жизни после смерти и другого мира? И был он весьма смущен этими мыслями, однако, не сказал ничего своему отцу, а только много расспрашивал вышеназванного пестуна, не знает ли он кого-нибудь, могущего поведать ему обо всем и утвердить ум его, изнемогающий в размышлениях? Пестун сказал: – Я говорил тебе раньше, как отец твой тех мудрых пустынников, которые всегда размышляли об этих вещах – одних убил, других, в гневе, изгнал, и теперь не знаю никого из них в наших пределах. Юноша сильно скорбел по сему поводу, жестоко болел душою и проводил жизнь в непрестанной печали: оттого вся сладость и красота мира сего были в глазах его мерзостью и нечистотою. И Бог, хотящий всем спастись и в разум истины прийти, по обычному Своему человеколюбию и милости, наставил отрока на правый путь следующим образом. Был в то время один премудрый и в добродетелях совершенный инок, по имени Варлаам, саном священник, живший в пустыне сенаридской. Наставляемый Божественным откровением, он узнал о положении царского сына, вышел из пустыни и, переменив одежды, принял вид купца и, сев на корабль, отправился в Индийское царство. Приплывши к городу, в котором находился дворец царского сына, он прожил там много дней и собрал подробные сведения о царевиче и его приближенных. Узнав же, что вышеназванный пестун ближе всех к царскому сыну, старец отправился к нему и сказал: – Знай, господин мой, что я купец и пришел из далекой страны; есть у меня драгоценный камень, подобного которому не находили никогда и нигде и которого я до настоящего времени никому не показывал, а теперь говорю тебе о нем потому, что вижу, что ты человек разумный и смышленый; итак, введи меня к царскому сыну и я отдам ему тот камень, цены которого никто исчислить не может, ибо он превосходит всякие добрые и многоценные вещи: он подает слепым зрение, глухим слух, немым язык, больным здоровье, изгоняет из людей бесов, во всем умудряет безумных и дает приобретшему его все желаемые блага.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

– Это – страдания человеческие, которые обыкновенно приключаются людям от тленной природы и немощного устройства плоти нашей. Отрок спросил: – Со всеми ли людьми это происходит? Ему отвечали: – Не со всеми, но с теми, здоровье которых расстраивается от злоупотребления благами земными. Тогда отрок спросил: – Если это происходит не со всеми людьми обычно, то знают ли те, которых имеют постигнуть эти беды, или же они приходят внезапно и неожиданно? Сопровождавшие отвечали: – Кто из людей может знать будущее? Царевич перестал спрашивать, но восскорбел сердцем о виденном, необычайном для него явлении, и изменилось выражение лица его. Немного дней спустя, находясь опять на пути, встретил он дряхлого старца, с морщинистым лицом, расслабленными членами, сгорбленного, всего седого, беззубого и еле говорящего. Увидев его, отрок пришел в ужас и, велев привести его к себе, спросил приведших: кто это и отчего он такой? Они отвечали: – Ему уже много лет, и так как силы его мало-помалу убывали и члены ослабевали, то и пришел он в ту дряхлость, какую ты видишь. Юноша сказал: – Что же с ним будет далее, когда он проживет еще более лет? Они отвечали ему: – Ничего более, как только смерть возьмет его. Юноша спросил: – Всем ли людям предстоит тоже, или же это бывает только с некоторыми? Они отвечали: – Если смерть не постигнет кого в юности, то невозможно человеку, после многих лет, не прийти в такую же дряхлость. Отрок спросил: – В какие годы постигает это людей, и если смерть предстоит всем без исключения, то нет ли какого-нибудь средства избежать ее и не впасть в такую беду? Ему сказали: – В восемьдесят или в сто лет приходят люди в такую дряхлость, и потом умирают, и иначе не может быть, ибо смерть есть естественный долг человека, и наступление ее неизбежно. Увидав и услыхав всё это, разумный юноша, вздохнув из глубины сердца, сказал: – Если это так, то горька эта жизнь и полна всяких скорбей; и кто может быть беспечальным, всегда находясь в ожидании смерти, пришествие которой не только неизбежно, но, как вы сказали, и неизвестно?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Геннадия, архиепископа Новгородскаго (†1505) Симона, митрополита Московскаго и всея Руси († 1511) Вассиана II, архиепископа Ростовскаго (†1516) Серапиона, архиепископа Новгородскаго (†1516) Иоасафа, митрополита Московскаго и всея Руси († 1555) Гурия, архиепископа Казанскаго и Свияжскаго († 1563) Макария чуднаго, митрополита Московскаго и всея Руси (†1564) Акакия, епископа Тверскаго (†1567) Германа священномученика, архиепископа Казанскаго и Свияжскаго (†1567) Филиппа II священномученика, митрополита Московскаго и всея Руси (†1569) Пимена, архиепископа Новгородскаго (†1571) Варсонофия, епископа Тверскаго (†1576) Антония, епископа Вологодскаго (†1588) Григория епископа, Суждальскаго Александра епископа, Переяславскаго Александра епископа, Тверскаго Феодосия, архиепископа Астраханскаго (†1606) Иова, Перваго Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси (†1607) Арсения, архиепископа Суждальскаго (†1627) Афония, митрополита Новгородскаго (†1653) Софрония, архиепископа Суждальскаго (†1654) Афанасия, Патриарха Цареградскаго, Лубенскаго и Харьковскаго (†1656) Серапиона, митрополита Сарскаго и Подонскаго († 1659) Маркелла, архиепископа Вологодскаго и Белоезерскаго, Соловецкаго (†1663) Нектария, архиепископа Тобольскаго и всея Сибири († 1667) Феодосия, архиепископа Черниговскаго (†1696) Питирима, епископа Тамбовскаго (†1698) Симеона, митрополита Смоленскаго (†1699) Митрофана, епископа Воронежскаго (†1703) Илариона, митрополита Суждальскаго и Юрьевскаго († 1707) Димитрия, митрополита Ростовскаго (†1709) Иоанна, митрополита Тобольскаго и всея Сибири († 1715) Филофея, митрополита Тобольскаго и всея Сибири († 1727; в схиме Феодора) Иннокентия, епископа Иркутскаго (†1731) Антония, митрополита Тобольскаго и всея Сибири († 1740) Иоасафа, епископа Белгородскаго (†1754) Павла, митрополита Тобольскаго и всея Сибири († 1770) Софрония, епископа Иркутскаго (†1771) Тихона, епископа Воронежскаго (†1783) Варлаама, архиепископа Тобольскаго и всея Сибири († 1802) Мелетия, архиепископа Харьковскаго и Ахтырскаго († 1840)

http://pravoslavie.ru/2368.html

Молитвы на литии: Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое, посети мир Твой милостию и щедротами, возвыси рог христиан православных и низпосли на ны милости Твоя богатыя: молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии; силою Честнаго и Животворящаго Креста; предстательствы честных Небесных Сил безплотных; честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна; святых славных и всехвальных апостол; иже во святых отец наших и вселенских великих учителей и святителей, Василия Великаго , Григория Богослова и Иоанна Златоустаг о; иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца; святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, святых равноапостольных великаго князя Владимира и великия княгини Ольги; иже во святых отец наших, святителя Михаила, перваго митрополита Киевскаго, первосвятителей Московских и всея Руси, Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова и Тихона; святых, в земли Казанстей просиявших: Святителей Гурия, Варсонофия и Германа Казанских чудотворцев, Филарета, митрополита Киевскаго, святых священномучеников: Ермогена, Патриарха Московскаго и всея Руси чудотворца, Кирилла, митрополита Казанскаго, Анатолия, митрополита Одесскаго, Иоасафа, епископа Чистопольскаго, Амвросия, епископа Свияжскаго, Алексия, архиепископа Омскаго, Никиты, епископа Орехово-Зуевскаго; Димитрия и Филарета, пресвитеров Казанских, Михаила, пресвитера Чистопольскаго, Павла, пресвитера Елабужскаго и чад его: Бориса, Григория и Симеона; преподобных и богоносных отец наших: Макария Желтоводскаго, Свияжскаго чудотворца и Гавриила, старца Седмиезернаго, святых преподобномучеников Зилантовых: Сергия, Лаврентия, Серафима, Феодосия, Леонтия, Стефана, Георгия, Сергия, Илариона и Иоанна, преподобномучеников Раифских: Иосифа, Сергия, Антония, Варлаама, Иова и Петра, святыя преподобномученицы Маргариты, игумении Мензелинския, преподобноисповедника Александра Седмиезернаго, святых славных и добропобедных мучеников Авраамия Болгарскаго, Иоанна, Стефана и Петра Казанских ; святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина Ярославских чудотворцев, и всех прочих святых, в земли Казанстей просиявших, ихже и память ныне совершаем, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, молим Тя, Многомилостиве Господи, услыши нас, грешных, молящихся Тебе, и помилуй нас

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010