И вот, 2 декабря 2006 г., на улице Курской состоялось торжественное открытие нового старообрядческого храма. Накануне прихожане тщательно готовились к этому событию: была проведена уборка храма, а также прихрамовой территории, привезены и расставлены пожертвованные христианами города и области иконы, добавлялись последние штрихи к внутреннему убранству храма... Вечером 1 декабря, с участием гостей из Санкт-Петербурга и Москвы, были отслужены вечерня и утреня Освящению Храма и Покрову Богородицы. А назавтра, на 11 часов утра, была назначена официальная церемония открытия храма. На нее прибыли губернатор Белгородской области Е.С. Савченко, глава администрации города Белгорода В.Н. Потрясаев, сопровождающие их официальные лица, попечители братья Тарасовы, представители Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви А.А. Безгодов (Москва), С.Ю. Левин (Валуйки) и К.Я. Кожурин (Санкт-Петербург), гости из Харькова, Ростовской и Белгородской областей. Во множестве присутствовали представители прессы и телевидения. Гости были встречены радостным трезвоном колоколов, который мастерски исполнил молодой причетник Белгородской общины Алексей Лукьянчиков, обучавшийся на прошедших недавно в Невской обители Духовных курсах. Официальную часть открыл настоятель Белгородской общины Александр Егорович Тарасов. С глубокой, прочувствованной речью обратился к собравшимся губернатор Белгородской области Евгений Степанович Савченко, который отметил неоценимый вклад старообрядцев в дело сохранения духовных традиций Древней Руси и в дело укрепления государства Российского: Днесь светло красуется славнейший град Белгород... 2 декабря 2006 г., на память преподобных отец наших Варлаама пустынника и Иоасафа, царевича великия Индии, в городе Белгороде состоялось торжественное освящение нового старообрядческого храма во имя Покрова Пресвятыя Богородицы Белгородской Поморской общины. К. Кожурин, А. Безгодов, Газета староверов Латвии «Меч духовный» июль-декабрь 2006 г. Комментарии и обсуждение

http://sobory.ru/article/?object=16002

Именно так был выстроен Ивановский столп – храм «иже под колоколы» святого Иоанна Лествичника – за алтарями Успенского собора. Такое местонахождение становится понятным, если проанализировать форму обеих колоколен. В их основу положен восьмигранник. Православная традиция трактует его как символ Воскресения и Царствия Небесного. Другой аспект – пространственная конструкция, происходящая от древних христианских сооружений – храмов-ротонд. Подобная форма церковного здания чаще всего использовалась либо в строительстве поминального храма – мартирия, либо крещальни-баптистерия Продолжая сравнение, нужно отметить, что крещение и обозначало второе рождение для Вечной жизни и смерть для жизни греховной. С таким пониманием согласуется размещение этих колоколен - за алтарем, где во время литургии совершается Таинство Евхаристии – преосуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Господни для последующего приобщения верующих «источнику Воскресения и жизни вечной», соединения их с Господом и между собой в единую соборную Церковь. Здесь же происходит и поминовение усопших, которое тоже служит напоминанием о единстве соборной Церкви и грядущем общем Воскресении. Восприятие восьмигранного храма-столпа в нашем случае усложняется и обогащается основным назначением колокольни. Звон колоколец-бубенчиков уже Ветхом Завете считался звуком Божьего гласа, а в православной церкви большие колокола традиционно называли благовестниками В более позднее время, когда в надписях на колоколах стали указывать имя жертвователя, на чьи средства они были отлиты, колокольный звон стал как бы и своеобразной поминальной молитвой. Немаловажно и количество восьмигранных ярусов. Если верно утверждение, что колокольня Новодевичьего монастыря должна была состоять из семи восьмериков, то с их символикой здесь сочетается скрытый смысл числа семь, обозначавшего полноту Божественной благодати (семь церковных таинств, семь даров Святого Духа, семь богослужений дневного цикла и т.д.) Такая сложная богословская программа была характерна для искусства конца XVII столетия.

http://sobory.ru/article/?object=02280

Лекция 20 Преподобный Максим Грек, его происхождение, образование, деятельность в Италии и на Афоне. Переводческие труды преп. Максима на Руси. Взаимоотношения с митрополитом Варлаамом. Конфликт Максима Грека с митрополитом Даниилом. Суды над преп. Максимом в 1525 и 1531 гг. и его последующее заточение. Взаимоотношения преп. Максима и Вассиана Патрикеева. Литературные труды Максима Грека. Преп. Максим в период правления св. митрополита Макария. Митрополит Московский и всея Руси Иоасаф (Скрипицын). Продолжение боярской смуты. Низложение Иоасафа. Лекция 21 Митрополит Московский и всея Руси св. Макарий, его происхождение и начало церковной деятельности. Св. Макарий в бытность его Новгородским архиепископом. Поставление св. Макария на митрополию и его взаимоотношения с Шуйскими. Первые годы княжения Иоанна IV, влияние боярской смуты на его характер. Роль св. Макария в воспитании государя. Начало самостоятельного правления Иоанна IV, его венчание на царство. Начало преобразований в церковной жизни и государственно-политической системе. Протопоп Сильвестр и «Избранная Рада». Канонизационные Соборы 1547 и 1549 гг. Земский Собор 1550 г. Стоглавый Собор 1551 г. и его значение для церковной и государственной жизни. Окончание работы св. Макария над «Четьими-Минеями». Лекция 22 «Собор на еретиков» 1553-1554 гг. Обнаружение новой ереси. Дело Матвея Башкина. Осуждение старца Артемия, архимандрита Феодорита и проч. Феодосий Косой и его еретические убеждения. Дело дьяка Висковатого. Взятие Казани Иоанном Грозным. Собор 1555 г., образование Казанской архиепископии. Св. Гурий и Герман Казанские и св. Варсонофий Тверской, их миссионерские труды. Покорение Астрахани и ее христианизация. Русская духовная литература середины XVI в., Ермолай-Еразм, Зиновий Отенский, протопоп Сильвестр и др. Начало книгопечатания в Московском государстве. Диакон Иоанн Федоров и его ученики. Лекция 23 Причины перемен в характере царя Иоанна Грозного, обусловившие переход к тираническому правлению и массовому террору. Начало Опричнины. Русская Церковь во время опричного террора. Митрополит Афанасий. Попытка поставления св. Германа Казанского на митрополию. Подвиг святителя Филиппа (Колычева). Митрополит Кирилл III. Поход Иоанна Грозного на Новгород. Митрополит Антоний и Соборы 1573 и 1580 гг. по вопросу о церковном землевладении. Митрополит Дионисий. Кончина Иоанна Грозного и воцарение Феодора Иоанновича.

http://sedmitza.ru/lib/text/436227/

Никифор перев. из архим. Московского Богоявленского; в 1698 и 99 уволен. Был жив в 1701. Аарон , из патриарших иеромонахов, определён 12 мар. 1699, а в 1709 †. Георгий Зубин , из Спасского Казанского, 1709–11. Сергий , 1713–1727; † в начале 1727. Лаврентий перев. из Арзамасского Спасского, 1727–51. Два? Лаврентий Ясинский произведён 1746. (Ист. Академии Москов., 213). Сергий , 1755–58, † 10 июля. Мефодий определён в авг. 1758–1760; † ... Иона 25 нояб. 1760 перев. из Дудина, а 24 окт. 1767 – в Оранский. Геннадий 1767 перев. из Алатырского; до 1770. Варлаам в дек. 1770 перев. из Алатырского; до 1778. Александр , игум., 1778–96; архим. 1798, 1802–8. Аристарх произведён 22 июня 1809, а 19 авг. 1818 перев. в Московский Знаменский. Макарий , 1818–24. Иоаким , 1824–33; 28 апр. перев. в Московский Знаменский. Платон Казанский 28 апр. 1833 перев. из Московского Знаменского; † в Отроче мнтре. Иннокентий , 1833–44. Аполлоний , 1845–51; в мар. перев. в Симонов. Феофил , 1851–58. Паисий , 1859–60. Ювеналий Корюков , 1860–68; 6 окт. хирот. в епископа Михайловского (викария Рязанского). Лаврентий , 1869. 4 Спасский, в Арзамасе, известен с исх. XVI века. Ныне третьеклассный. [III, 260.] Игумены Сергий , 1585; † 1588. Геронтий , 1589. Тихон , 1593 и 94. Никифор , 1596. Тихон , 15 мар. 1604. Иов , 1607–14. Иосиф , 1615–21. Иона , 1624–31. Феодосий , 1633–44. Корнилий , 1646–1661. Иона , 1665–76. Нифонт , 1677–81; † ... Афанасий , 1682–93. Архимандриты Павел произведён из иеромонахов патриарших, 9 февр. 1694; по 1698. (Кажется, гораздо долее). Матфей Шушерин , в янв. 1713. 175 Анфиноген определён 25 авг. 1713–1716. Лаврентий , 1717–27, перев. в Благовещенский. Иоасаф , 1727–44. Давид , 1746–48. Иов Чернуцкий , 1757, из Лаврентиева монастыря (не долго). Амвросий . (Ист. Иер.). Каллистрат 24 апр. 1757 перев. в Переяславский Даниилов, а 1758 паки сюда из Никитского Переяславского; упом. 1761–67. Иоасаф , 1767–91; 14 июля перев. в Спасо-Евфимиев. Обер иеромонах флота Иоасаф посвящён в С.-Петербурге в игумены 17 дек. (sic) 1790. Следовательно, два Иоасафа было.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О безмужном рождении говорится там же так: Тот, Кто мог создать от бездушного брения Адама, не мог ли чем более от живой девы живого младенца произвести? Если удобно было Богу создать жену от кости Адама, то не более ли удобно Ему в девической утробе вообразить человека? Невозможно у людей безмужной нетленной деве зачинать и рождать; но у Всемогущего Творца все возможно; ибо не изнеможет у Бога всяк глагол 14 . Одна неплодная жена, укоряемая своим мужем за неплодство, обратилась к святому Илариону и просила его, чтобы он помолился о разрешении неплодства ее. Святой, увидев ее, отвратился от нее. Тогда жена со слезами сказала ему: умилосердись надо мной, вспомни, наше естество Сам Спаситель почтил, облекшись от него в плоть человеческую 15 . О двух естествах во Иисусе Христе, Божеском и человеческом, так наставлял святой Варлаам царевича Иоасафа: Единородный Сын, Слово Божие – Бог , ради нашего спасения сшел на землю по воле Отца содействием святого Духа, без семени зачался во утробе святой Девы, Богородицы Марии, нетленно родился от нее, был совершенный Бог и совершенный человек. Он воспринял все человеческое естество, кроме греха, алкал, жаждал, спал, трудился, скорбел и за беззакония наши веден был на смерть 16 . Какая может быть большая радость роду человеческому, восклицает святой Андрей Критский , кроме той, что естество человеческое приобщается естеству Божию и ради соединения его в одном лице едино с Богом соделовается! Что может быть удивительнее того, как видеть, что Бог в женской утробе носим бывает? Бог, Которому престол небо, земля подножие, Которого небеса не вмещают, Который с Отцом имеет один престол вечности, вмещается в девической утробе! Может ли быть что удивительнее того, как видеть Бога в образе человека, не отлучающегося от свойственная Божества и зреть человеческое естество соединенным с своим Создателем, да всецел человек Бог совершится 17 . О причинах и цели воплощения говорится так: Никто не может видеть истинного Бога так, каков он сам в себе; ибо Бог есть огонь поядающий, и не может человек, живущий на земле, видеть лице Божие и остаться живым. Почему и воплотился Бог наш, и как младенец питаем был млеком, будучи совершен Божеством; был отроком, юношею, рос плотию в совершенного человека, – 33 года жил с человеками, обходил грады, страны и веси, благодетельствуя всем и избавляя от диавола 18 . Святой Златоуст от лица Предтечи говорит Господу Иисусу Христу: я знаю, что Ты, Владыка, восприял образ раба, да уврачуешь образ человеческий, знаю, что ты явился спасти нас 19 . Святая Мария египетская молилась пред иконою Божией Матери: я слышала, что Бог для того и соделался человеком, которого ты родила, да призовет грешных на покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Одновременно с духовными подвигами он занимался в своей келлии перепиской нотных и других книг, а нередко его можно было видеть работающим и в садах обители. За добродетельную жизнь в 1815 году, при избрании нового настоятеля Софрониевой пустыни вместо больного строителя Иоасафа, о. Филарету было предложено это место. Но смиренный подвижник отклонил предложение, как справедливо подчеркивает автор его жизнеописания, «быть может, не без внушения свыше, ибо вскоре предстояло ему идти в Глинскую пустынь, нуждающуюся в его духовной опытности» 442 . К этому времени о. Филарет славился добродетелями не только в Софрониевой обители, но и за ее пределами. Хорошо известен был он своей высокой духовной жизнью и в Глинской пустыни. В своем прошении архиерею о назначении о. Филарета настоятелем их пустыни Глинские иноки писали, что «иеромонах Филарет по всем обращениям к начальствованию способен и достоин» и что «по отличным его дарованиям к управлению монастырем желают видеть его настоятелем пустыни и благодеющие оной особы…» 443 . Важно отметить, что избрание иеромонаха Филарета настоятелем Глинской пустыни совершилось по предведению самой Владычицы Богородицы, Которая по молитвам братии Глинской пустыни указала им Своего избранника. Духовная опытность о. Филарета была известна и епархиальному начальству. 11 мая 1817 года указом Курской Духовной Консистории он был назначен настоятелем Глинской пустыни «как муж духовный, способный к поддержанию заведенного общежития и посему начальства достойный» 444 . Со скорбью провожали братия Софрониевой пустыни своего любимого сподвижника. Настоятель о. Варлаам благословил о. Филарета Иверской иконой Божией Матери, копией с Чудотворного образа своей пустыни, особое благоговение к которой о. Филарет сохранил впоследствии на всю жизнь. Со скорбью оставлял и он Софрониеву пустынь, с которой был связан 15-летний путь его иноческой жизни (с 1802 по 1817 год). 6 июня 1817 года иеромонах Филарет смиренно принял настоятельство в Глинской пустыни 445 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Он имеет суровый, " глыбистый " облик, столь отличный от облика практически современных ему посадских храмов Суздаля. Это как раз тот случай, когда форма соответствует содержанию. Монастырский храм и внешность имеет внушительно-монастырскую. В " Памятниках Отечества " читаем: " Никольский собор монастыря поражает своей высотой. В плане это вытянутый прямоугольник со смещённым к востоку центральным барабаном. В соответствии с этим фасады продольной части объёма имеют неравные отрезки, разделённые четырьмя плоскими пилястрами, на которые опираются пяты закомар. Вершины закомар выравнены карнизом более позднего происхождения. Эстетическое содержание, положенное в основу Никольского собора, не было ослаблено новыми формами завершения барабанов и кровли, возникшими в XVIII веке. Строгость и красота, свойственные древнерусской архитектуре, сохранились в этом сооружении " . " Свод памятников архитектуры " напоминает нам о том, что Никольский собор - " самый ранний памятник архитектуры Ивановской области " и указывает на известную его близость к ярославской школе зодчества. Действительно, в соборе есть черты, роднящие его с ярославскими храмами (мастера, возводившие его, если не были ярославцами сами, то, во всяком случае, имели весьма полное представление о ярославском зодчестве). Но подходить к этому родству следует с осторожностью: в XVII веке в Ярославле строились главным образом приходские храмы, причём вкусы заказчиков в это время уже обрели известную прихотливость. Храм приходский и монастырский - это всё-таки разные жанры. Вероятно, при постройке Никольского собора мастерам также приходилось учитывать требования заказчика - в данном случае " архимандрита Иоасафа да келаря чернеца Варлаама с братиею " . И сколько можно судить по внешности собора, их взгляды на то, каким должен быть монастырский храм, были " добротно-архаичными " , укоренёнными в XVI веке. Есть версия, что первоначально собор имел покрытие по закомарам и иную (надо полагать, луковичную, наиболее употребляемую в XVII веке) форму глав.

http://sobory.ru/article/?object=20721

От корки до корки Теме резных святынь в церковном убранстве аккомпанируют представленные здесь же печатные книги, иллюстрированные гравюрами. Это неспроста. Ведь старинное русское выражение «прочесть от корки до корки» означает «от конца до конца»: в старину переплет делали из дуба или из липы. Да и первые иллюстрации в печатных книгах – гравюры, пришедшие на смену миниатюрам в рукописных книгах – поначалу были оттисками с деревянной доски. В «книжной» части выставки что ни экспонат – то раритет. Например, изданный в 1680 году «Синопсис» настоятеля Киево-Печерской лавры архимандрита Иннокентия (Гизеля, + 1683-1684) – первый в истории официально опубликованный краткий очерк русской истории с древнейших времен до последней четверти XVII века. Он выдержал 25 переизданий, получил общеевропейскую известность. Его первые главы посвящены ветхозаветным событиям (автор прокладывает историю славянского рода от младшего Ноева сына Иафета), так что гравюра известного украинского мастера Афанасия К. с изображением жертвоприношения спасшегося после Потопа семейства здесь вполне уместна. Житие преподобного Варлаама и царевича Иоасафа, составленное св. Иоанном Дамаскиным, напечатано в православном Кутейнском монастыре (тогда – территория Речи Посполитой) в 1637 году. В Николо-Угрешский монастырь оно угодило весьма примечательным образом: его внес в качестве вклада известный авантюрист XVII века Маттиас Шляков-Чешский, (в православном крещении – князь Лев Александрович Шляков). А вот Триодь Постная из соседнего с Коломенским дьяковского храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи напечатана в киевской лаврской типографии при участии выдающегося местного гравера Памвы Берынды (+1632). Гравюра на заглавную тему – пример одной из самых ранних известных нам иллюстраций не на фронтисписе, а в самом теле текста. «Первая подписанная художником-автором гравюра среди московских изданий – Евангелист Лука – находится вот в этом Апостоле, изданном последователем и учеником Ивана Федорова Андроником Тимофеевым Невежей в 1597г., - говорит хранитель фонда редких, рукописных и старопечатных книг МГОМЗ Светлана Князева. – Общий тираж ее составил 1050 экземпляров. Сейчас известно и учтено около полусотни из них, и мы очень гордимся, что один – у нас. После издания Апостола долгое время книгопечатные иллюстрации оставались анонимными. Только во время правления Алексея Михайловича, когда к нам стали проникать европейские идеи и достижения, начали укрепляться связи между киевской и московской школами книгопечатания. И в 1658 году московский гравер и художник Захарий Лукин снова ставит свою подпись на гравюре в Требнике – копии киевского издания Петра Могилы 1646 года».

http://e-vestnik.ru/reports/kolomenskie_...

Погребение св. Ефрема Сирина в Ивере. Обретение св. главы Иоанна Предтечи там же. Географическая икона «Путь Богоматери Иверской на Афон», там же. Страдания св. великомученика Георгия в Карее (два рисунка). Икона Иисус Христос Всевидец в Карее. Копии с диптихов Рисунок с Кутлумушского диптиха. Деисус на этом же диптихе. VI. По части стенной и мозаической живописи Прощание св. апостола Павла с ефесскими пресвитерами В притворе Иверского соборного храма Арий и его сподвижники на 1-м вселенском соборе Сила Вышнего. Витии многовещанные Из живописного акафиста Богоматери там же Аристотель Солон Плутарх В паперти Иверского параклиса вратарницы В притворе Хиландарского собора «Премудрость созда себе дом» Святой мученик Прокопий Святой Иаков Перс Святой Говдели В соборном храме Варлаамского монастыря в Метеорах Св. Феодор Св. Георгий Св. Мина В соборном храме Преображенского монастыря в Метеорах Игрок на органе В притворе Кутлумушского собора Портрет Панселина В стене одной Афонской кельи Рисунок с мозаики В Солунском храме святого Георгия Всего 18 рисунков VII. По части книжной живописи Св. евангелист Марк Из евангелия 562 г. в Ивере Его же поясное изображение Из того же евангелия Из жития Иоасафа, индийского царевича, ΧI века Св. Иоанн Богослов Из евангелия 1168 года в. Кутлумуше Протоспафарь с супругой пред Иисусом Из того же евангелия Исцеление расслабленного у овчей купели Распятие Иисуса Христа Сошествие во ад Снятие со креста Воскресение Явление мироносицам Исцеление кровоточивой Из греческого рукописного евангелия XIII века в Ивере Два перспективных рисунка Из евангелия XIII века в Пантократоре Св. евангелист Лука Из рукописи 1302 года в Руссике Рисунок Из нотного обихода еп. Арсения 1700 г. Моление о чаше Из русской рукописи 1740 года в Руссике Преподобный Варсонофий Горница и письменный прибор евангелиста Марка Молитва мытаря и фарисея, миниатюра Из книги Иова в Ватопеде (шесть рисунков) Св. Меркурий Св. Екатерина Из Минеи в Дохиаре 5 рисунков Из псалтири в Пантократоре

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Прошло несколько лет. Иоасаф подрос, и однажды ближайшему из своих пестунов сказал: «Ты мне будешь отселе истинным другом; только скажи истинно, ради чего отец держит меня в сей палате безвыходно?» Тот подробно рассказал ему. Увидав вскоре после сего отца, Иоасаф сказал: «Знай, отец, что я нахожусь в великой скорби и печали ради того, что ты не выпускаешь меня из дома». Авенир сжалился и позволил выезжать ему, но приставленным к нему лицам снова подтвердил, чтобы сын его отнюдь не видал ни стариков, ни нищих, ни глухих, ни слепых, но чтобы все эти и подобные им люди непременно были бы прогоняемы от тех мест, по которым бы вздумал ездить его сын. Повеление исполнялось до времени; но однажды, когда Иоасаф увидел, что окружавшие его гнали прокаженного и слепого, то с удивлением спросил: «Что это за люди?» Ему ответили, что это несчастные, которых постигла болезнь. Иоасаф опечалился и грустным поехал домой. На пути ему еще пришлось встретить старика хромого и седого, мрачного лицом и беззубого. «Это кто?» – спросил Иоасаф. «Это, – сказали ему, – человек престарелый, он постепенно изнемогает и ждет смерти». «О горькая жизнь сия, – воскликнул тогда царевич, – горькая и всякой печали исполненная!» После сего не покидала Иоасафа великая скорбь, и он спрашивал себя: «Где же истинное счастье?» Этот вопрос, однако, к его утешению, вскоре был разрешен для него. Посланный к нему, по особенному откровению, преподобный Варлаам доказал, что истинное счастье не на земле, а на небе, и Иоасаф убедился в этом. Убедившись же, он уже всецело посвятил себя Богу и, крестив свой народ, ушел к преподобному Варлааму в пустыню; провел в ней тридцать пять лет в посте, молитве и слезах и затем мирно почил о Господе (113, 193–195). Жена сельского диакона из Подмосковья, некая Варвара Ивановна Знаменская, по ее словам, собиралась отвезти в Волоколамское духовное училище своего сына Сергия. Накануне отъезда она отправилась с ним в церковь и здесь в течение всей Литургии и молебна перед образом Божией Матери усердно со слезами молила Царицу Небесную, чтобы Она взяла ее сына под Свое небесное покровительство и устроила бы жизнь его во спасение души. Когда она вернулась домой, то мальчик сказал: «Мама! У меня что-то болит голова». – «Иди отдохни», – отвечала ему мать. На другое утро, когда настало время везти его в училище, он уже был мертв. Когда его отпевали, мать сильным плачем выражала свои душевные чувства. Священник, видя ее плачущей, сказал ей: «Варвара Ивановна! У вас ведь есть еще другие дети. Что вы так плачете!» Она отвечала: «Батюшка, я плачу не от горя, а от благодарности Царице Небесной, что Она услышала мою молитву и взяла моего сына под Свое покровительство для вечного упокоения». Так могуча молитва матери, отверзающая небеса и устрояющая вечное счастье ее детей (115, 59).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010