Москва. Церковь Иоасафа, царевича Индийского, в Измайлове. /// Объект утрачен Начало разборки кровель. Госкаталог Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры " Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева " Олег Щёлоков .. - .. Карта и ближайшие объекты Иоасафа, преподобного, в Измайлове церковь Измайлово – район на востоке Москвы, название которого происходит от села Измайлово, известного еще в XVI веке. Это село принадлежало царю Ивану IV Грозному, было им подарено брату царицы Анастасии – Никите Романовичу Юрьеву. От него Измайлово перешло его сыну Ивану Никитичу Романову, потом с 1640 г. владельцем стал боярин Никита Иванович, от которого село уже перешло к царю Алексею Михайловичу. При царе Алексее Михаловиче начинается бурное развитие Измайлова как пышной царской загородной усадьбы, там были созданы знаменитые государевы сады, образцовое хозяйство, промышленные предприятия. В центре территории в 1660-1670-е гг. благодаря запрудам на речке Серебрянке был создан Измайловский остров. Там при царе Алексее Михайловиче начали строить Государев двор с Покровским собором. Царские деревянные хоромы стали возводить уже при царе Федоре Алексеевиче в 1676 г. Одновременно с ними строилась к юго-западу от них каменная домовая церковь, в нижнем ярусе которой был престол в честь Всех Святых, а в верхнем ярусе – во имя преподобного Иоасафа, царевича Индийского. Под престолами храма хранились медные закладные доски, где указывалось, что здание было заложено в 1678 г., а освящены – верхний храм 19 октября 1679 г., нижний на год позднее. Храм был соединен с царскими хоромами и составлял с ним единый ансамбль. Посвящение церкви святому царевичу Иоасафу было связано с популярной в XVII веке «Повестью о Варлааме и Иоасафе». В ней пересказывается житие индийского царевича, который под влиянием своего наставника монаха Варлаама принял христианство и стал отшельником, живя со своим учителем в пещере, а после его смерти прожил еще тридцать пять лет в одиночестве.

http://sobory.ru/article/?object=34822

Собственноручные записки о жизни своей епископа Иоасафа (Горленко), путешествие в свете сем грешника Иоасафа, игумена Мгарского Родился, по сказке родителей своих, в год 1705, месяца септемврия, дня 8, наречен в святом крещении Иоакимом. В год 1716 возлюбил монашество; намерение быть монахом возымел 1721 года и то в себе хранил даже до года 1723; и в том же годе объявился родителям моим, с тем прося благословения ко исполнению намереваемаго; в год 1725, а от рождения моего 20-м, месяца октомврия дня 27, принял рясофор от всечестнаго отца иеросхимонаха Феодора в Киево-Межигорском монастыре в пещере, в храме святых богоносных отец Онуфрия и Петра Афонского, и наречен в иночестве Иларион. В годе 1727 мантию принял от преподобнейшаго отца Илариона Левицкого, ректора и игумена Киево-Братскаго, в том монастыре Братском, ноемврия дня 21, и преименован, наречен Иоасаф. В годе 1728 рукоположен в диакона преосвященным Варлаамом Ванатовичем, архиепископом Киевским, генваря 6 дня в Великой церкви святых Богоявлений Братской. В годе 1729, в месяце августе последних числ, определён в училища киевские во учителя и в том потрудился послушании, пробыв через три года. В годе 1732, в неделю седмую по Пасхе святых отец, в той час случившуюся маия 21 дня, в преподавании школы синтаксиса, деликовал диалог приветствовательный вшествием на престол Киевской епархии преосвященному Рафаилу Заборовскому, архиепископу Киевскому. В годе 1734, септемврия 13-го дня, определен во эксаминатора архиепископии Киевския от преосвященнейшаго Рафаила Заборовского, архиепископа Киевского; и в том же годе от его преосвященства рукоположен во священники в монастыре киевском Михайловском, в Великой церкви, ноемврия 8-го. Переведен же с Братства в кафедру святыя Софии для житья того ж года, ноемврия 23-го. В годе 1735, генваря 10, определен членом в Духовную консисторию. В годе 1737, июня 24, посвящен в игумена, аще и по крайнему моему нежеланию, Божию же смотрению преданный и воле архипастырской не отрицающий, в монастырь Свято-Преображенский Мгарский, под Лубнами находящийся.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3409...

Виктор Афанасьев Варлаам – сын Божий Не много сведений сохранилось об этом подвижнике духа. Забыто его мирское имя. Ну так что же, – он был крещен во второй раз (монашеский постриг – второе крещение) с именем Варлаам, что значит в переводе с халдейского языка ни много ни мало, как „сын Божий“. Его небесным покровителем стал старец-пустынник иеромонах Варлаам, в давние времена обративший в христианскую веру индийского царевича Иоасафа. Родился он в 1776 году в семье московского купца. Можно себе представить, какие интересы владели им в его юношеские годы, если, презрев и возможность сделаться богатым, и соблазны большого города, около 1790 года он оставил родной дом и направился на остров Валаам, в Спасо-Преображенский монастырь, чтобы стать иноком. В это время строитель (от слова „строить“ в значении „управлять“) Назарий, иеромонах, бывший инок Саровской пустыни, призванный сюда Петербургским митрополитом Гавриилом, с Божией помощью возрождал древнюю эту обитель, пришедшую в упадок во всем: здания обветшали, а из братии остался всего лишь один монах. Жили недавно здесь еще два старца-священника, но они во время бури утонули – перевернулась лодка, на которой они плыли. Отец Назарий прибыл сюда в 1783 году. Настоятель Саровской пустыни не хотел его отпускать и нарочно написал митрополиту на запрос о Назарии, что это человек ни к чему не пригодный и даже глупый. Не хотел лишать монастырь великого подвижника. Митрополит Гавриил ответил: „Умников у меня своих много, давайте мне вашего глупца“. Через о. Назария Господь совершил на Валааме несомненное чудо. При нем были построены каменный собор, две церкви, ризница, трапезная и корпуса братских келлий, то есть почти все, что мы и сегодня видим на Валааме. При нем устроен был и скит Всех святых в двух-трех верстах от монастыря, куда был путь сушей или водой, и там построена была каменная церковь , двухэтажная: внизу – Всех святых, наверху – Безплотных Сил. Заштатный монастырь переведен был в категорию штатных с числом монашествующих до тридцати человек. Настоятелем устроен был в монастыре строгий порядок во всем. Устав по благословению митрополита Гавриила принят был Саровский. Установлены были три образа монашеской жизни: общежительный, пустынный и схимнический. Главный остров и находящиеся близ него другие острова (всего числом до сорока) неустанными трудами монахов благоустраивались. Отец Назарий часто выезжал в Петербург и другие города, так как дела монастыря вел он сам. Он же был для всех насельников не только начальником, но наставником и старцем, поражавшим своей прозорливостью и духовной рассудительностью.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Москва. Новодевичий монастырь. Колокольня с церквями Иоанна Богослова и Варлаама и Иоасафа. Карта и ближайшие объекты Колокольня Новодевичьего монастыря: архитектура, символика, Новодевичий монастырь, основанный в 1524 году, пользовался особым почитанием царской семьи. В начале XVII века – эпоху Смутного времени - он, как и многие обители, сильно пострадал и был почти разорен, однако с воцарением династии Романовых обитель быстро восстановили, и она стала «излюбленным царским богомольем». Особенно интенсивные строительные работы здесь велись в период недолгого правления царевны Софьи: с 1682 по 1689 год. Всего за семь лет неизвестные зодчие возвели Успенский храм с трапезной палатой, две надвратные церкви (северную во имя Спаса Преображения и южную - Покрова Пресвятой Богородицы), покои для царевен Марии Алексеевны и Екатерины Алексеевны и уникальную по своей архитектуре колокольню. О ней и пойдет речь ниже Дата начала строительства колокольни точно не установлена. Тем не менее, в 1684 году мастер Федор Моторин изготовил для нее 555-пудовый благовестник, это дает нам право считать, что работы тогда уже шли. Продолжались они, по всей вероятности, до конца 1691 года. Косвенное указание на это сохранилось в одном из документов: «Лета 199 года декабря в 30 день… Великие государи цари и великие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич всея Великия малыя и белыя России самодержцы указали из Приказа каменных дел в Новодевиче монастыре Каменную Колокольню достроить» Имя строившего ее архитектора не выяснено. Некоторые ученые называют крепостного зодчего Якова Григорьевича Бухвостова основываясь на сходстве мотивов белокаменного декора и ярусной конструкции колокольни с храмами «иже под колоколы» его работы: надвратной церковью Входа Господня в Иерусалим в Новом Иерусалиме – 1693 года; Спасским храмом в селе Уборы – 1694 года; Троицкой церковью в Троицком-Лыково – 1703 года и, предположительно, церковью Покрова Пресвятой Богородицы в Филях 1690-1693 годов. Документальных подтверждений авторства Я.Г. Бухвостова пока не найдено.

http://sobory.ru/article/?object=02280

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЙ И КАССИАН Григорий [Гавриил] и Кассиан [Константин Дмитриевич] († кон. XIV в.), преподобномученики (пам. 15 июня, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Авнежские, ученики прп. Стефана Махрищского, основатели Авнежского в честь Св. Троицы муж. мон-ря . Сведения о жизни и мученической смерти Г. и К. сохранились в Сказании об обретении мощей святых с чудесами (РГБ. Ф. 304/I. 635. Л. 39-110 об., нач. XVII в.; Ф. 304/II. 5. Л. 563-600 об., 1-я пол. XVII в.; Ф. 236. 94. Л. 384-402, нач. XVII в.; БАН. Арханг. Д. 233, XVII в., и др.), а также в Житии прп. Стефана Махрищского. Оба произведения были составлены Иоасафом , игум. Данилова мон-ря (по всей вероятности, Данилова переславль-залесского во имя Св. Троицы муж. мон-ря , в актах в 1566 упом. его настоятель игум. Иоасаф). После 1560 г. Иоасаф по благословению митр. св. Макария посетил Стефанов Махрищский во имя Св. Троицы мон-рь , где в 1557 г. были обретены мощи прп. Стефана и игум. Варлаам (см. Варлаам , еп. Суздальский) составил жизнеописание преподобного с рассказом о чудесах. (Варлаам воспользовался записями прадеда - монастырского свящ. Серапиона, современника прп. Стефана; мон. Серапион в числе первых насельников Махрищского мон-ря записан в монастырском синодике - РГБ. Ф. 711. 31. Л. 14.) Иоасаф доработал труд игум. Варлаама и, по-видимому тогда же, на основе записей свящ. Серапиона и рассказов Варлаама составил Сказание об обретении мощей Г. и К. Житие прп. Стефана и Сказание об обретении мощей Г. и К. тесно связаны между собой, в ряде списков перед Сказанием помещены фрагменты из Жития с рассказом о Г. и К. От этих памятников неск. отличается появившаяся позднее 2-я редакция Сказания об обретении мощей Г. и К. Ее список находился в б-ке Авнежского мон-ря, после закрытия обители в 1764 г. он хранился в приходской ц. во имя Г. и К. на Авнежском погосте, где был обнаружен в кон. XIX в. и введен в научный оборот свящ. Н. А. Коноплёвым (список утерян, редакция известна в подробном пересказе Коноплёва). 2-я редакция Сказания, в к-рой, по словам автора, на основе местных преданий уточняются и дополняются сведения игум. Иоасафа, содержит иную версию мученической кончины Г. и К.

http://pravenc.ru/text/166842.html

Поучение на память преподобных отцов наших Варлаама и Иосифа Индийских, месяца ноября, в 19 день в 1705 г. («Подобно царство небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» (Мф. 13:45–46)) В нынешний день пришли сюда из стран Далеких купец и продавец с дорогим товаром, слушатели возлюбленные! Кто купец? – Преподобный царевич Иоасаф. Кто продавец? – Преподобный Варлаам. Из каких стран? – Из Индии. С каким товаром? – С бисером драгоценным. Но что такое бисер? – Бисер – каждый камень честной и драгоценный, святящийся каким-либо цветом, как и прекрасные Маргариты, то есть жемчуг крупный, – все это именуется бисером. Мы же собрались сюда на этот праздник как бы на торг или ярмарку, собрались посмотреть на продажу и куплю. Видим мысленными очами своими продавца и купца, преподобных отцов Варлаама и Иоасафа, пришедших из небесных стран на свой праздник во святой храм свой. Слышим торг, а товара не видим. На словах торгуют: продавец продает не показав, купец покупает не видя. Молодой купец верит старому продавцу, что он не обманет, а старый продавец хочет больше выторговать у молодого и не показывать свой товар, а только хвалит, чтобы возбудить в нем больше усердия и желания покупки. Хвалит продавец свой товар: «Есть у меня камень драгоценный, подобного которому нет нигде, цену которого никто оценить не может, ибо он несравненно превосходит все добрые и драгоценные вещи. Он дает слепым свет, глухим слух, немым язык, недужным здравие. Он отгоняет от людей бесов, умудряет неразумных и все доброе и вожделенное дарует приобретшему его. Поистине, товар тот велик и достоин, и кто не желал бы приобрести себе столь дивный бисер! Какая же цена ему? Продай все, что имеешь, и купи его. Где же купить? Ищи сам, не ленись! «Подобно царство небесное купцу ищущему» – ищущему, а не леностному. Ищи, и ты найдешь и купишь! Для того не показал преподобный Варлаам лицом свой драгоценный камень святому Иоасафу, чтобы он не поленился искать его.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

23-го июня исполнилось двадцать пять лет с тех пор, как в этот именно день в 1865 году, по благословению блаженной памяти митрополита Филарета, преосвященным Леонидом, тогда епископом Дмитровским, викарием Московской митрополии, совершено было в Троицкой единоверческой церкви присоединение из раскола к православию нескольких членов раскольнической, так называемой Белокриницкой, или Австрийской иерархии – Онуфрия, бывшего у раскольников епископом Браиловским, наместником Белокриницкой митрополии, Пафнутия, бывшего епископом Коломенским, Иоасафа, бывшего иеромонахом Белокриницкаго монастыря, Филарета, бывшего архидиаконом при Белокриницком лжемитрополите Кирилле, и Мелхиседека, при нем же состоявшего иеродиаконом. Митрополит Филарет тогда же назвал это событие «утешительным и соединенным с доброю надеждою для православной церкви» 1 . Ожидание архипастыря оправдалось: примеру присоединившихся к церкви членов раскольнической иерархии вскоре же последовали Сергий, именовавшийся епископом Тульским, и протодиакон Московского лже-архиепископа Антония Шутова Кирилл Загадаев, потом Иустин епископ Тульчинский, именовавшийся архимандритом Викентий, иеромонах Козма, иеродиакон Савватия, бывшего тогда лже-епископом Тобольским, Феодосий, иеродиакон Балтского лже-епископа Варлаама – Ипполит и другие. В старообрядческом мире это небывалое в летописях раскола событие произвело вообще сильное впечатление, и влияние его в старообрядчестве ощущается доселе, проявляясь как продолжающимися присоединениями к церкви, так особенно возникшими с того времени и не престающими доселе у многих старообрядцев Австрийского согласия недоумениями и сомнениями относительно их новой иерархии, возбуждению которых особенно способствовали поданные присоединившимися, еще ранее присоединения, в именуемый Духовный Совет раскольников-поповцев вопросы о церкви и иерархии 2 , – вопросы, доселе имеющие значение, доселе остающиеся не разрешенными от раскольнических духовных властей, и потом вызвавшие еще несколько подобного рода вопросов, поданных другими, вновь присоединившимися к церкви старообрядцами 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

В архиве Данилова монастыря (Владимирской губернии в Переславле-Залесском) хранится с. 35 настольная книга, в которой, начиная с 1703 года по 1747 год (в бытность архимандритов Досифея, Варлаама, Иоасафа, Викентия, Моисея, Дионисия, Иакова) записывались полюбовные сделки между вотчинными людьми этого монастыря, подаваемые ими челобитные и разные относящиеся до них дела. Из числа их акты, внесённые в книгу при архимандрите Варлааме, скреплены все собственноручною его подписью и местами дополнены его резолюциями. Как документы, поясняющие юридический быт означенного времени, акты эти заслуживают особенного внимания, почему считаем не бесполезным рассмотреть их с некоторою подробностью. Они относятся: 1) к лицам духовного звания и 2) к крестьянам. I 1) 1730 г. марта 9 дьячок села Будовского Лукьян Яковлев подал архимандриту челобитье следующего содержания: «при свидетельстве душ при церкви села Будовского 1722 г., бывший поп тоя церкви Михайло Борисов, нынешнего попа Петра отец, утая отца его Якова Лукьянова и его просителя при той церкви действительными дьячками не написал, дабы отцу его и ему у той церкви не быть, а написал своего отца Петра дьячком, который ныне попом, а пономарём племянника своего Андрея Васильева, и его дьячка Лукьяна он поп Пётр от церкви Божией отрешает напрасно и доходу церковного и земли и третьей доли не даёт». На сей челобитной рукою архимандрита написано: «быть ему Лукьяну действительным дьячком и всякий церковный доход брать ему дьячку третью долю, также и в полевой и пашенной земле и севных покосах». 2) Села Будовского крестьянские дети Спиридон Андреев села Романова с крестьянскими ж детьми, которые ныне во священниках в Юрьевском уезде в селе Пестове, со вдовым попом Леонтием, да с братом его Ильёю Емельяновыми детьми договорились полюбовно в том, чтобы быть им в Юрьевском уезде в селе Пестове у церкви Николая чудотворца – во дьячках, Спиридону Андрееву на своей дьяческой трети с сыном своим Григорием, и на поповскую долю им челом не бить, а дворовою и усадебною и полевою землёю и едиными покосы владеть дьячковскою третьего долею, а до поповских двух третей церковных доходов и до дворовой и усадебной земли и сенных покосов им – Спиридону и сыну его Григорию дела нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЛАКТИОН (в схиме Варлаам?) (сер. XV в., Белоозеро - 1506, Ферапонтов мон-рь), блж., Христа ради юродивый (пам. 12 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Вологодских и Новгородских святых). Сведения о Г. содержатся в Житии прп. Мартиниана Белозерского. Рассказ о «славных» учениках прп. Мартиниана списатель жития (по предположению В. О. Ключевского , автором древнейшей редакции жития мог быть ферапонтовский инок Матфей, составивший незадолго до Собора 1549 службу прп. Мартиниану) начинает с Г. В 1807-1811 гг. старообрядческий мон. Иона Керженский на основе жития и Степенной книги составил отдельное Житие Г. (находится в «Алфавите русских святых» - ЯМЗ. Инв. 15544. Л. 368-369 об.; Г. под 25 авг. упом. также в составленном Ионой Месяцеслове - Там же. Л. 19). Г. в молодости состоял на военной службе, затем пришел в Ферапонтов в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь , где был пострижен прп. Мартинианом в иночество. Будучи учеником преподобного, жил в его келье. Когда прп. Мартиниан стал стар и немощен, Г. носил его «на соборное пение». Прп. Мартиниан благословил ученика «на чюдное... и блаженное делание» юродства. Г. отличался крайним самоотречением. Блаженный не имел своей кельи. Выходя из церкви или трапезной, он следовал за кем-нибудь из монахов и если успевал попасть вместе с ним в келью, то оставался там до заутрени, а если находил дверь закрытой, то ночевал под дверью. Никогда ничего не просил и довольствовался тем, что из жалости давали ему старцы. Ферапонтовские монахи записали свидетельства о прозорливости Г. В 1489 г. он предсказал пожар в мон-ре, когда сгорела только что построенная трапезная и большинство построек. Во время пожара, узнав, что в келье свт. Иоасафа (Оболенского) , жившего на покое в Ферапонтовом мон-ре, хранилась некая драгоценная вещь, Г. бесстрашно вошел в пламя, осенив себя крестным знамением, и вынес это сокровище. На средства, спасенные блаженным, в 1490 г. в обители был построен и в 1502 г. расписан иконописцем Дионисием каменный собор в честь Рождества Пресв. Богородицы.

http://pravenc.ru/text/161485.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Смоленский кремль с Успенском собором. Гравюра. Кон. XVIII в. (Сопковский (Собковский) Павел Васильевич (Иванович?); 6.12.1717 г., с. Мотовиловка близ Киева - 7.03.1795 г., Смоленск), еп. Смоленский и Дорогобужский. В 1728-1743 гг. обучался в Киево-Могилянской ДА (однокурсником был буд. свт. Георгий (Конисский) , архиеп. Могилёвский). В списке учеников риторики за 1736/37 г. Сопковский упомянут ближе к концу как «сын мужичий, учения мерного», в доношении архиеп. Рафаила (Заборовского) от 21 февр. 1738 г. уже указан 1-м в списке (67 учеников), а в ведомости 9 дек. 1739 г. отмечен среди учеников «школы философии» ( Петров. 1904. С. 43, 109). По окончании академии, в 1744 г., архиеп. Амвросием (Юшкевичем) был вызван в Новгородскую ДС и 18 нояб. того же года указом Синода назначен учителем синтаксимы, а затем риторики. 24 июня 1749 г. пострижен в монашество, 6 дек. того же года архиеп. Стефаном (Калиновским) рукоположен во диакона, 23 дек.- во иерея и в 1750 г. назначен префектом семинарии, с сент. 1754 г. преподавал в ней философию. В течение 6 лет «толковал катихизис» в Софийском соборе. Весной 1755 г. «ведал» Новгородской ДС во время отпуска и болезни ректора архим. Иоасафа (Миткевича) . 18 февр. 1756 г. П. возведен в сан архимандрита Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря и назначен ректором, 23 апр. 1758 г. перемещен в Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня монастырь , с оставлением в должности ректора. Одним из его любимых учеников был Т. С. Соколов (буд. свт. Тихон ). 10 апр. 1758 г. в семинарском храме Антониева мон-ря П. совершил иноческий постриг Соколова с наречением имени в честь свт. Тихона , епископа Амафунтского. Иером. Платон (Левшин) , посетивший в 1759 г. Новгород, познакомился с ректором, впосл. состоял с ним в переписке и вспоминал о П. как о «муже благочестивом, добродетельном» ( Снегирёв. 1891. С. 116). По желанию имп. Елизаветы Петровны указом Синода от 1 окт. 1759 г. П. был определен епископом Кексгольмским и Ладожским, викарием митрополита Новгородского Димитрия (Сеченова) с оставлением в должности настоятеля Хутынской обители. 6 нояб. 1759 г. в Петропавловском соборе С.-Петербурга состоялась его хиротония. 7 марта 1761 г. П. получил назначение на самостоятельную Смоленскую кафедру, «яко весьма к тому способный и достойный». Епископом Кексгольмским по предложению П. утвержден свт. Тихон (Соколов).

http://pravenc.ru/text/2579087.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010