Погост (Верхние Хаврогоры). Церковь Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных. Михайло-Архангельская церковь, Михайловская церковь Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных Год постройки:1869. Адрес: Россия, Архангельская область, Холмогорский район, МО " Хаврогорское " , с. Верхние Хаврогоры, д. Погост Координаты: 63.416889, 41.912232 Проезд:На автомобиле до д. Усть-Емца, далее - паромная переправа до с. Пингиша, затем автомобилем до с. Верхние Хаврогоры. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь с. Хаврогоры. Приход располагался на правом берегу Северной Двины, на 114 вёрст выше Холмогор. В составе прихода было 32 деревни, жителей в которых к 1 января 1894 г. насчитывалось: 988 человек мужского пола и 1085 - женского. Хаврогорская волость начала заселяться новгородцами с XIV в. и первоначально принадлежала Кеврольской десятине. Приход был образован в 1492 г., о чём свидетельствовали древние церковные описи и благословляющие грамоты, данные Московским митрополитом Симоном в 1492 г. и его преемником Варлаамом 12 марта 1512 г. Первая церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи была построена на месте часовни и освящена в 1514 г. Эта церковь, по грамоте митрополита Сарского и Подонского Ионы от 5 июня 1614 г., была разобрана, а вместо неё построена новая. Другая приходская церковь освящена в честь Архистратига Михаила. Первая Михаило-Архангельская церковь была построена в 1527 г. и разобрана в 1581 г. по грамоте митрополита Московского Антония от 20 февраля того же года. Вместо неё была построена новая церковь, существовавшая до 1673 г. и разобранная из-за опасности подмыва берега, на котором стояла. Третья была построена в том же 1673 г. по благословляющим грамотам патриархов Иоасафа от 23 апреля 1670 г. и Питирима от 27 февраля 1673 г. В новой церкви появился придел во имя мучч. Флора и Лавра. Эта церковь сгорела в ночь с 1 на 2 января 1792 г. Вместо неё в том же 1792 г. построили новую церковь, существовавшую до 1869 г. В 1869 г. была построена пятая от основания прихода Михаило-Архангельская церковь, уже без придела.

http://sobory.ru/article/?object=33224

Статистика Аристид Философ, мч. О жизни и личности этого апологета известно очень мало. Блж. Иероним называет его " одним из самых красноречивых афинских философов " (О знаменитых мужах. 20), Евсевий — " твердым последователем нашей веры " (ЦИ. IV, 3, 3). Евсевий также сообщает, что Аристид подал свою Апологию императору Адриану, а в Хронике уточняет и год — 125. По свидетельству Евсевия, тогда это произведение " сохранялось у многих " . Известны мартирологи мученика Аристида. Память совершается Церковью 31 августа (13 сентября) (Архиеп. Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока. Т. 1. М., 1997. С. 704). Евсевий упоминает также и другого Аристида, которого не следует путать с афинским апологетом. К нему Юлий Африкан (ок.160 – 237) обратил письмо о согласовании евангельских родословий Христа (ЦИ. I, 7; VI, 31). Апология Аристида долгое время считалась утерянной. Однако в 1878 г. в рукописи X в. был обнаружен отрывок на армянском языке из этого произведения. Вслед за этим в 1889 г. Рендел Харрис (J.R. Harris) нашел в монастыре св. Екатерины на Синае сирийский текст полной редакции Апологии Аристида. Наконец Робинсоном (A. Robinson) было сделано открытие, что текст Апологии входит в состав известного произведения VII века " Жития Варлаама и Иоасафа " , в качестве речи пустынника Нахора царю Авениру. Найденные тексты позволили высказать новые суждения о времени написания Апологии. Сирийский текст имеет два заглавия: первое — " Апология, которую афинский философ Аристид держал пред императором Адрианом о почитании Бога Всемогущего, " и второе — " Императору Титу Адриану Антонину, Августу и Пию, Маркиана Аристида, философа из Афин " . Император Антонин, получивший после своего усыновления императором Адрианом прозвание Тит Элий Адриан, и называвшийся Пием, правил с 138 по 161 г. К этому времени относят написание Апологии Харрис, Барденхевер (O. Bardenhewer), Гарнак (A. Harnack) и И.В. Попов. Дата написания в таком случае может уточняться следующими моментами. Во-первых, в обращении не упоминается Марк Аврелий, ставший соправителем Антонина Пия в 147 г. Во-вторых, хотя мч. Аристид жалуется на клеветы в адрес христиан, он не говорит о гонения, что указывает на начало правления Антонина. И наконец, Апология Аристида должна быть написана раньше Первой Апологии мч. Иустина, так как менее богословски развита и не испытывает на себе ее влияние.

http://lib.cerkov.ru/authors/592

Чебоксары. Спасо-Преображенский женский монастырь. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Каменная трёхпрестольная церковь, основной объём восьмерик на четверике, трапезная в связи с шатровой колокольней. Тёплые приделы: Сретенский, Варлаама и Иоасафа Индийских. Восстановлена после возобновления монастыря. http://svyatayarus.su/church/detail/52701/ Храм Преображения Господня - бывшая церковь Владимирской иконы Божьей Матери. Трехпрестольный храм, характерный памятник архитектуры «московского барокко». Сохраняя общие художественно-композиционные черты данного стиля (восьмерик на четверике, с гребешковым завершением карниза, характерные восьмигранные окна верхнего света на южном и северном фасадах), сооружение имеет весьма аскетичную декорировку: углы основных объемов решены лишь в виде лопаток, крайне скупа отделка оконных проемов. С западной стороны к храму примыкает шатровая колокольня. Удачно найденные древними зодчими пропорции архитектурного комплекса церкви, венчающей холм, придают ей чрезвычайно выразительный и монументальный облик при фактически весьма скромных объемах. Мастерство и тонкое природное чутье строителей позволили им создать на редкость гармонирующий с природой памятник, прекрасно воспринимающийся практически с любой точки обзора. Согласно описи храма, составленной в 1920 г., в нем насчитывалось до 70 икон, многие из которых имели серебряные и позолоченные оклады, отделанные драгоценными и полудрагоценными камнями, а также богатые деревянные рамы. На храмовой колокольне было установлено шесть колоколов. Из них два самых крупных весили 49 и 35 пудов. В советский период храм использовался под различные хозяйственные нужды. Так, 8 июля 1925 г. решением Малого Президиума Исполнительного Комитета Чувашской АССР здание церкви было передано под первый в городе пионерский клуб. Однако открыт он все же был в другом месте. В годы Великой Отечественной войны здесь размещалась авторемонтная мастерская. В послевоенное время в здании Владимирской церкви находилось архивохранилище, в котором были сосредоточены фонды учреждений советского периода. Затем оно использовалось под складские помещения.

http://sobory.ru/article/?object=05430

Белгород. Моленная Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. 30 января 2001 г. в Белгороде на ул. Красина была зарегистрирована община староверов-поморцев. Белгородские староверы - это потомственные староверы, выходцы из старообрядческих деревень области, преимущественно из вышеупомянутого с. Кошлаково («кошлаки»). Белгородская община получила участок земли под строительство храма. Древлеправославный Поморский храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы был построен менее чем за один год силами общины. Попечителями строительства выступали братья Александр и Анатолий Васильевичи Тарасовы. 2 декабря 2006 г. состоялось торжественное открытие храма (малое освящение), 14 октября 2007 г. на праздник Покрова состоится великое освящение. Обязанности духовного наставника выполняет Александр Егорович Тарасов. Староверческий храм в Белгороде единственный поморский на территории всего Центрального Черноземья. В настоящее время в Белгородской области поморские общины имеются также в Валуйках, Зимовном, Шебекино, Старом Осколе. 2 декабря 2006 г., на память преподобных отец наших Варлаама пустынника и Иоасафа, царевича великия Индии, в городе Белгороде состоялось торжественное освящение нового старообрядческого храма во имя Покрова Пресвятыя Богородицы Белгородской Поморской общины Белгород впервые упоминается в летописях под 1237 г., а согласно археологическим данным, существует даже с X в. В XV–XVI вв. он был укреплен как пограничный пункт, став городом-крепостью на южных рубежах Русского государства, центром Белгородской засечной черты. В источниках говорится, что в 1593 г. благочестивый царь Феодор Иоаннович «видя от крымских людей войны многия и помысли поставить по саклям (дорогам) города, послал воевод своих со многими ратными людьми; они же, шедши, поставили на степи города Белгород, Оскол, Валуйку и иные города». В конце XVI – начале XVII вв. в городе были основаны два монастыря – мужской Свято-Троицкий (1593) и женский Рожество-Богородицкий (1622). Последний, начиная с XVIII в., «неоднократно давал помещения для сосланных сюда на покаяние разных преступниц». В частности, в 1736 г., после первой выгонки Ветки, сюда были сосланы «раскольницы Ветковского согласия». Для них были выстроены новые дома, которые предписывалось «огородить острогом...». Огромную роль в распространении древлеправославной веры в Курской и Харьковской губерниях сыграли основанные в этих местах поморские монастыри – Чугуевский, Кошлаковский и Крапивенский, ставшие на долгое время значительными духовными центрами Староверия.

http://sobory.ru/article/?object=16002

В Духовно-культурном центре в Париже начала работу уникальная выставка русских икон XVI-XIX веков Париж, 5 марта 2018 г.      Вечером 4 марта в выставочных залах Российского Православного Духовно-культурного центра состоялось открытие уникальной выставки русской иконы XVI-XIX столетий " Пасха " . Экспозиция старинных русских икон посвящена теме Страстей Христовых и Его славного Воскресения. Церемонию открытия возглавил Управляющий Корсунской епархией епископ Нестор, который обратился к собравшимся приветственной речью. Затем слово было предоставлено собственнику частной коллекции г-же Л. Маник. Вернисаж состоялся при участии священнослужителей, деятелей культуры, ценителей иконографического искусства и гостей Центра. Экспонируемое собрание икон, состоящее из сотни шедевров русской иконописи периода с XVI по XIX столетие, формировалось на протяжении 50 лет парижскими коллекционерами. Собрание отличается разнообразием стилей, школ и эпох православной иконописи, сменявших друг друга на протяжении пяти столетий. Среди экспонируемых образов представлены столь редкие иконы как «Беседа преподобных Варлаама и Иоасафа» начала XVIII столетия, «Архангел Рафаил, противостоящий землетрясению», «Положение даров в сокровищницу» XIX века и многие другие.      В рамках предложенной экспозиции выставлены 10 икон XVI века, написанных в Москве, Пскове, Вологде, Центральной и Северной Руси. Их наличие позволит посетителям выставки оценить богатство и развитость иконописного мастерства русских мастеров времен заката династии Рюриковичей. Одним из наиболее ценных экспонатов этого периода можно назвать образ святителя Николая Чудотворца (Центральная Россия), на полях которого размещены 16-ть фрагментов жития святого. Псковская школа иконописи представлена двумя иконами «Избранные святые» и «Сошествие во ад». " Божия Матерь Одигитрия сосвятым Кириллом Белозерским " принадлежит кисти вологодских мастеров. Икона «Успение Пресвятой Богородицы», отличающаяся особо тонким письмом периода царствования Бориса Годунова, представляет Московскую школу. Иконы святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста принадлежат кисти иконописцев Русского Севера.

http://pravoslavie.ru/111223.html

Киев… Мать городов русских. Город, в котором крестили Русь. Много веков прошло с той поры, много воды утекло в водах Днепра. Киев за времена своего существования пережил немало трагических событий. Топтали его святую землю полчища иноземных захватчиков, а бывало и так, что доставалось этому многострадальному граду от своих же соотечественников. Расцвет духовной жизни Киева пришелся на то время, когда он перешел под патронат Московского царства, а позднее и Российской империи. Закат и вырождение духовности связаны, прежде всего, с советским периодом истории столицы Украины. Однако как ни старались атеистические власти искоренить все, что было связано с христианством, оно оказалось сильнее безбожников. Ныне патрон Киева архистратиг Михаил вновь охраняет этот древний город от всяческих напастей. Изображение на гербе Киева архистратига Михаила напоминает о тех временах, когда Киев вошел в состав государства Российского. В российском императорском доме любили Киев. Почти все правители, великие князья и великие княгини бывали в Киеве, а многие неоднократно. Некоторые государи даже видели в нем не только «Иерусалим земли русской», но и потенциальную столицу державы, мечтая перенести таковую с берегов холодной Невы на берега теплого Днепра. Затея эта, правда, не увенчалась успехом – из-за ее дороговизны. Первый державный визитер Пётр I Великий Петр Великий был первым государем, посетившим Киев после его включения в состав Московского государства. История сохранила для нас подробности всех визитов царя. Так, впервые он прибыл в Киев 4 июля 1706 года, «дабы защитить столицу своих предков от возможного нападения шведов на южную Россию». Встреченный пушечным салютом при многочисленном стечении народа, он сразу же, прямо с берега, направился в Софийский собор, где состоялся торжественный молебен. Служил митрополит Киевский Варлаам (Ясинский) в сослужении многочисленного духовенства округа. Затем государь переехал в Киево-Печерский Успенский монастырь. Там, в резиденции его архимандрита Иоасафа (Кроковского), произошел забавный и при этом знаменательный случай.

http://pravoslavie.ru/44226.html

«Пробужденный» и Иоасаф. Как житие Будды пришло в христианскую эпоху Основы антропологии в падшем мире 2 декабря, 2021 Основы антропологии в падшем мире Житие царевича Иоасафа, сына индийского царя Авенира, известное как «Повесть о Варлааме пустыннике и Иоасафате царевиче» представляет собой пример даже не экуменизма, а религиозного синкретизма. И это тот редкий случай, когда он полностью оправдан. Языческий царь и индийский раджа Монахиня Елизавета (Сеньчукова) Сюжет «Повести…» прост: языческий царь Авенир, гонитель христиан, получает откровение о том, что его сын примет христианство, и чтобы этого избежать, селит его во дворце, где от него скрываются все скорби мира. Когда, наконец, повзрослев, не по годам мудрый царевич выходит из дворца, он встречает слепого, прокаженного и старика и узнает о неизбежной для всех смерти. Вернувшись домой, он размышляет о трагической судьбе человека, и вскоре его посещает некий священноинок Варлаам, пустынник. Под видом купца, торгующего драгоценностями, он приходит к задумчивому царевичу и объясняет ему, что самый драгоценный камень — это Христос. Царевич, уверовав в Спасителя, слушает поучения старца об основах веры и принимает Крещение. Разгневанный царь Авенир пытается склонить сына к язычеству, но по Промыслу Божию в конце концов и сам принимает христианство. Вместе с сыном они удаляются в пустыню, передав власть мудрому и благочестивому вельможе Варахии, также уверовавшему во Христа. История эта подозрительно точно напоминает события, произошедшие за полтысячелетия до нее с сыном раджи Шуддходаны — Сиддхартхой Гаутамой. Рождение и детство Сиддхартхи сопровождается многочисленными чудесами, и мудрецы сообщают изумленным родителям, что ребенка ждет большое будущее: он либо станет великим героем и воином, либо отшельником и учителем. Отец предпочитает первый путь и помещает сына в «оранжерейные условия»: селит его в царских покоях, окружает молодыми и красивыми юношами и девушками, учит всем искусствам и наукам, исполняет все прихоти… Но в 29 лет царевич, уже семейный человек, наконец, выходит за пределы дворца и встречает поочередно больного человека, дряхлого старика и похоронную процессию, а затем — погруженного в медитацию отшельника.

http://pravmir.ru/probuzhdennyj-i-ioasaf...

У Духовно-культурному в розпочала роботу виставка XVI-XIX 6 березня 2018 р. 11:42 4 марта 2018 года в выставочных залах Российского православного духовно-культурного центра состоялось открытие уникальной выставки русской иконы XVI-XIX столетий «Пасха». Экспозиция старинных русских икон посвящена теме Страстей Христовых и славного Воскресения Спасителя. Церемонию открытия возглавил епископ Корсунский Нестор , который обратился к собравшимся приветственной речью. Затем слово было предоставлено владелице частной коллекции икон госпоже Л. Маник. В мероприятии приняли участие священнослужители, деятели культуры, ценители иконографического искусства, а также гости Центра. Выставка организована ассоциацией «Культура» при Троицком кафедральном соборе на набережной Бранли в Париже. Собрание икон, состоящее из сотни шедевров русской иконописи XVI-XIX веков, формировалось парижскими коллекционерами в течение 50 лет. Коллекция отличается разнообразием стилей, школ и эпох православной иконописи, сменявших друг друга на протяжении пяти столетий. Среди экспонируемых образов представлены такие редкие иконы как «Беседа преподобных Варлаама и Иоасафа» начала XVIII столетия, «Архангел Рафаил, противостоящий землетрясению», «Положение даров в сокровищницу» XIX века и многие другие. В рамках экспозиции выставлены десять икон XVI века, написанных в Москве, Пскове, Вологде, Центральной и Северной Руси. Благодаря этим иконам посетители выставки смогут оценить богатство и высокий уровень иконописного мастерства русских мастеров времен заката династии Рюриковичей. Одним из наиболее ценных экспонатов этого периода можно назвать образ святителя Николая Чудотворца, написанный в Центральной России. На полях иконы размещены шестнадцать фрагментов жития святого. Псковская школа иконописи представлена двумя иконами — «Избранные святые» и «Сошествие во ад». «Божия Матерь Одигитрия со святым Кириллом Белозерским» принадлежит кисти вологодских мастеров. Икона  периода царствования Бориса Годунова «Успение Пресвятой Богородицы» отличается особо тонким письмом представляет московскую школу иконописи. Иконы святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста принадлежат кисти иконописцев Русского Севера.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5158417...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Понедельник, 2 декабря 2024 г. (19 ноября ст.ст.) Седмица 24-я по Пятидесятнице Глас 6, Рождественский пост. Горячая пища без масла прор. Авдия (из 12-ти) (IX в. до Р. Х.) . мч. Варлаама (ок. 304) . прпп. Варлаама пустынника и Иоасафа, царевича Индийского, и отца его Авенира царя (IV) . свт. Филарета, митрополита Московскаго (Дроздова) (1867) . прп. Варлаама, игумена Печерского, в Ближних пещерах (1065) . Обретение мощей прмч. Адриана Пошехонскаго, Ярославскаго, игумена (1626) . мч. Азы и с ним 150-ти воинов (284-305) . мч. Илиодора Магидского (Памфилийского) (ок. 273). . прп. Илариона Грузина, чудотворца, иеромонаха (ок. 875) (Груз.) . прп. Порфирия Кавсокаливита (Баирактариса) (1991) . сщмч. Иоанна Вишневского, пресвитера (1920) . сщмчч. Порфирия (Гулевича), Симферопольского, Иоасафа (Удалова), Чистопольского, епископов, Сергия Махаева, Михаила Дмитрева, Александра Мишутина, Иоанна Малиновского, Константина Михайловского, Александра Сереброва, Игнатия Теслина, Иоанна Пирамидина, Симеона Кривошеева, Иоанна Флоровского, Иакова Бриллиантова, Димитрия Куклина, Иакова Передерия, пресвитеров, прмчч. Иоасафа (Крымзина), игумена, Геннадия (Ребезы), архимандрита, Петра (Мамонтова), иеромонаха, Герасима (Сухова), иеромонаха, Михаила (Кванина), архимандрита, мчч. Валентина Корниенко, Петра Антонова, Леонида Салькова и Тимофея Кучерова (1937) . иконы Богородицы «В скорбех и печалех Утешение» (1863) . Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Лит.: Ап.- 1Сол.2:20-3:8 Ев.- Лк.17:20-25 свт.: Утр.: Ин.10:1-9 Лит.: Ап.- Еф.6:10-17 Ев.- Мф.5:14-19 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь небесных чинов Бесплотных, глас 4 Небесных воинств Архистратизи,/молим вас присно мы недостойнии,/да вашими молитвами оградите нас/кровом крил невещественныя вашея славы,/сохраняюще нас, припадающих прилежно и вопиющих:/от бед избавите нас,//яко чиноначальницы вышних Сил. Кондак небесным чинам Бесплотным, глас 2

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-12-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОЛОСЕЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Голосеевская пустынь. Фотография. Нач. ХХ в. (ГИМ) Голосеевская пустынь. Фотография. Нач. ХХ в. (ГИМ) (Голосеевская пуст.) (Киевская митрополия УПЦ), в г. Киеве (Украина). Основан в 1631 г. как скит Киево-Печерской лавры архим. св. Петром (Могилой) . В скиту были построены храм во имя вмч. Иоанна Нового Сочавского (покровителя рода молдавских господарей Могил), дом архимандрита, неск. келий, хозяйственные помещения, посажены сад и роща. Свт. Петр (Могила) передал в храм частицу мощей вмч. Иоанна; по предположению митр. Московского Макария (Булгакова) в XVII в. пустынь называлась в честь вмч. Иоанна Нового. По инициативе свт. Варлаама (Ясинского) в Г. м. была построена ц. во имя преподобных Варлаама и Иоасафа. При свт. Тимофее (Щербацком) вместо 2 обветшавших церквей был построен деревянный храм, на верхнем этаже к-рого был освящен престол во имя вмч. Иоанна Нового, на нижнем - преподобных Варлаама и Иоасафа. В 1764 г., при архим. Киево-Печерской лавры Зосиме (Валькевиче), была построена деревянная ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Согласно описи 1765 г., в б-ке мон-ря хранилось 68 книг, в т. ч. 2 рукописные. В апр. 1786 г. пустынь была преобразована в 3-классный мон-рь и передана в пожизненное ведение уволенному на покой архим. Зосиме (Валькевичу). Архим. Зосима пристроил к храму в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» придел во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. После кончины архим. Зосимы в 1793 г. мон-рь был обращен в хозяйственный хутор, братия (ок. 12 чел.) переведена в лавру. В 1831 г. митр. Евгений (Болховитинов) возобновил Г. м. как скит лавры. Духовный и хозяйственный расцвет Г. м. в XIX в. связан с деятельностью Киевского митр. Филарета (Амфитеатрова) , к-рый в 1846-1850 гг. построил в обители каменный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы с приделами во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, митрополичий корпус с домовой ц. во имя прп. Иоанна Многострадального, братский корпус, хозяйственные помещения, ограду. В Г. м. перешли стремившиеся к уединению и сугубым подвигам насельники Киево-Печерской лавры. В течение 17 лет в Г. м. каждую весну и лето проводил митр. Филарет вместе с духовником прп. Парфением (Краснопевцевым) . Последний совершал ежедневные богослужения в домовом храме, вычитывал наизусть Псалтирь с Иисусовой молитвой в скиту обители. Он говорил о Г. м.: «Здесь носится дух Преподобных Печерских». Прп. Парфений был похоронен в храме в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». В Г. м. также подвизались преподобные Феофил (Горенковский) , Паисий (Яроцкий) , в 1895-1917 гг.- духовник лавры прп. Алексий Киево-Печерский (Шепелев), окормлявший как братию, так и мирян. Прп. Алексий был похоронен на кладбище Г. м. В 1900 г. в Г. м. был похоронен Киевский митр. Иоанникий (Руднев) .

http://pravenc.ru/text/165289.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010