Но сими пристройками закрыт весь фасад Ярославовой первоначальной церкви. Митрополиту Петру Могиле предлежал еще важнейший труд возобновить древний порядок церковных чиноположений и обрядов Киево-Софийского Собора и всей православной иерархии своей. Ибо униаты и оный повсюду исказили, и даже из памяти истребили, какой был первоначальный здесь устав церковный, а ныне содержимый Студийский Лавры Св. Саввы освященного, принятый Киево-Печерским монастырем в последней половине XI столетия при игумене преподобном Феодосии и по нему другими российскими монастырями, введен уже поздно. Для сего-то митрополит Петр Могила издал прежде всего церковный Служебник (1629 г.); потом Киевским Собором 1640 г. исправил некоторые церковные обряды и сочинил катехетическую книгу (1645 г.) а наконец и полный церковный требник (1646 г.) В первоначальные же времена, вероятно, употреблялся в Киево-Софийском Соборе устав Константинопольской Софийской Великой церкви, описанный Куропалатом Георгием Кодином 45 , но оного и следов ныне не осталось. Даже много было в малороссийских церквях обрядов, отличных и от Студийского Саввина устава, а Варлаам Ванатович, архиепископ, в первый (1722) год своего вступления на епархию Киевскую представлял и св. Синоду о повелении ввести в малороссийские церкви устав, во всем сообразный с великороссийским, и хотя еще указом государя Петра I 1720 октября 5 повелено было в Киевской и Черниговской типографиях печатать церковные книги сообразно с великороссийскими, но долго и после того печатались они по-прежнему, и уже указами св. Синода 1766 ноября 7 и 1772 мая 25 сие прекращено. Замечательно при сем, что в Киеве не осталось в обыкновении таких соборных процессий или крестных ходов, какие бывали в Константинополе и какие доныне существуют в великороссийских церквях на храмовые праздники и многие достопамятные случаи отечества, кроме двух церковных ходов, 6 января на реку Днепр, и на колодезь подольский августа 1, в кои по давнему обыкновению и киевское мещанство выходит военным нарядом. Третий крестный ход на Крещатицкий колодезь в день Преполовения уставлен уже Преосвященным митрополитом Серапионом с 1804 года. Нет сомнения, что в древние времена было и здесь много других, а в униатской церкви оные слишком уже умножены.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

12 Об этой церкви епископ слуцкий и администратор митрополии Киевской в 1719 году писал, что она, «предолгое время стоячи, обветшала, требует себе полной реставрации». Подлинник хранится в неж. греч. церкви под 51. В универсале архиепископа Кииевскаго Варлаама Ванатовича 1725 г. упоминается, что он конфирмовал патент, «на фундамент каменной церкви, святого Архистратига Михаила, между митрополию данный» и теперь позволяет «новозаложенную вышереченную церковь благополучно строить». Грам. хранится в местной церкви под 58. 13 Строю я, богомолец ваш, писал отец Христофор в этом прошении, ваше царское богомолие церкви Архистратига Михаила да Всех Святых, одну каменную, а другую деревянную (какая из этих церквей деревянная, отсюда нельзя понять точно), собирая у православных христиан, а ныне, Государей, приволокся я богомолец ваш, к вам великим государям к Москве для вашего государскаго жалованья. Арх. мин. иностр. дел малор, дела, св. 87, 41 л. 11. 15 Митрополит Самуил, например, в 1784 году уговаривал нежинских греков, чтобы они «потребили бы все меры к совершению постройки каменной церкви, от давних лет оным братством начатой и поныне без окончания и всякого о том попечения оставленной, опасаясь за нерачение свое о семь столь важном деле суда Божия и истязания церковного, по святым правилам». Подлинник в неж. греч. церкви под 47. 16 Она (т. е. церковь Архангела Михаила) не первая, которую поселившиеся в Нежине греки соорудили, говорит Шафонский, посетивший лично Нежин, но перед нею в 1692 году первая была «деревянная, а после каменная, во имя Всех Святых, которая на том месте стояла, где теперь новая тою же имени строится». (т. е. в 1783 году). Первая за ветхостью разобрана. Черниг. наместн. Аф. Шаф. изд. суд. Киев. 1851 г. ч. 11 стр. 467. 17 Приведенные нами надписи представляют довольно вольный перевод существующих на тех же иконах надписей, а поэтому мы считаем не лишним привести их в подлинниках, которые читаются так: α) Τ πα ρν εκονοστσιον μετ τς εκνος το γου κα θαυματοργου Νικολου κεχρυσομνης γινε δι δαπνης κα ελαβεας ωννου Αθανασου Βαφια το ξ ωανννων κα εις μνημσυνον τν ανιον. 1813 κτωμρου 1. β) Τ παρν εκονοστσιον μου μεν τν εκνα το γου ωννου το προδρμου γινε δι’ ξδων το μακαρτου ωννου Βασιλου Ρατκβου κατ τν διαθκην το 1813 Οκτωμβρου 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Так, они учат, что антихрист уже царствует в мире и что не следует приносить на проскомидии просфору за царя. С отменой правил 1822 г., лужковское согласие ослабело, но не уничтожилось: кроме посада Лужки оно имеет последователей на Дону, в Курской губ., на Урале и в некоторых иных местах, а также за границей, в Молдавии. 2. Толк приемлющих австрийское или белокриницкое священство а) Учреждений белокриницкой лжеиерархии а) Искание архиерея. Соблазнительная, порочная жизнь беглых попов и сознание, что церковь без епископа быть не может, невольно наводили поповцев на мысль приобрести себе «древлеправославнаго» епископа, который мог бы снабжать их законнопоставляемым священством. У раскольников издавна ходили слухи о существовании в каких-то далёких и неведомых странах епископов «древлеправославных», не принявших Никоновых новшеств. Предпринимались и попытки к отысканию таких епископов, но – безуспешно. Тогда поповцы решили поискать между православными епископами такого, который согласился бы, подобно беглым попам, перейти к ним, приняв известный чиноприём, или же рукоположить представленного ими кандидата. Первая такая попытка была сделана в 1730 г. ветковцами и дьяконовцами, жившими в Стародубье. Не рассчитывая на успех у русских епископов, они обратились к ясскому митрополиту Антонию с просьбою поставить им епископа. В Яссы был отправлен и избранный на епископство казначей Покровского ветковского монастыря инок Павел. Просьба эта. вследствие приезда (в 1731 г.) константинопольского патриарха Паисия II, была повторена последнему. Тот согласился исполнить её, если только вновь поставленный епископ даст клятвенное обещание во всём последовать учению православной Церкви. Ветковцы не нашли возможным принять это условие, и потому дело прекратилось. Не смотря на эту неудачу, поповцы не оставили своего намерения, а продолжали искать епископа. Поиски их скоро увенчались успехом. Спустя 2 года после ясской неудачи, у них действительно явился епископ, по имени Епифаний. Этот Епифаний, по фамилии Реуцкий, человек тёмного происхождения, был киевский монах, пользовавшийся расположением киевского архиепископа Варлаама Ванатовича, который посвятил его в иеромонахи и сделал, по одним сказаниям, игуменом Козельского монастыря, а по другим – экономом архиерейского дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

В 1752–1756 гг. произошло сильнейшее столкновение между Киевской митрополичьей кафедрой и Киево-Печерской лаврой. Это столкновение обострилось в значительной степени потому, что к принципиальному, идейному спору присоединились еще личные неприязненные отношения между тоговременными – Киевским митрополитом Тимофеем Щербацким и Киево-Печерским архимандритом Лукой Белоусовичем. Оба они были старые знакомые по совместной службе их в Киево-Печерской лавре. Тимофей Щербацкий, из воспитанников Киевской Академии, в молодости своей был одно время придворным певчим, потом занимал должность кафедрального писаря, сравнительно счастливо вышел из катастрофы, которая обрушилась на высшую церковную иерархию Киева во время суда и удаления с кафедры архиепископа Варлаама Ванатовича (1722–1730 гг.), был впоследствии архимандритом Киевского Златоверхо-Михайловского монастыря и в 1740 г. был избран архимандритом Киево-Печерской лавры, на место неожиданно скончавшегося тогда Иллариона Негребецкого 175 . Любопытно, в виду нижеследующего, отметить здесь, что Тимофей Щербацкий, в бытность свою Печерским архимандритом, весьма внимательно относился к Лаврской типографии и был горячим защитником и ревнителем независимости и вообще интересов лаврской типографии. Между прочим, весной 1742 г. он отправлялся в Москву для участия в коронационных торжествах и для принесения приветствия от имени Киево-Печерской лавры императрице Елизавете Петровне. По его инициативе, в Лавре тогда была составлена особая челобитная, в которой лаврские власти просили новую императрицу о разных нуждах своей обители. Эта челобитная, как видно из письма архим. Тимофея Щербацкого к наместнику его иеромонаху Кодрату, действительно, была подана Тимофеем Шербацким императрице через А. Г. Разумовского 8 июня 1742 г. Некоторые пункты лаврской челобитной касались непосредственно типографии. Лавра тогда просила государыню, между прочим, о разрешении ей свободно печатать, «без исследования», жития святых отец: «понеже о тех житиях святые учители, историки и повествователи засвидетельствовали (§ 18); об отдаче лавре бывшего девичьего вознесенского монастыря, что в крепости печерской, на больницкий монастырь, а «больницкий монастырь нынешний», – писала лавра, – «яко весьма тесный, обратить на печатный дом: понеже нынешний печатный дом, от порушения горы, во всегдашней опасности к разрушению находится» (§ 21); и, наконец, 3) о возвращении лавре матриц, пунсоновых и всей азбуки, взятой в Св. Синод для печатания библии» 176 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ (Мацеевич Александр Иванович; 1697, г. Владимир-Волынский - 28.02.1772, Ревель (совр. Таллин)), сщмч. (пам. 28 февр., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли), митр. Ростовский и Ярославский. Род. в семье униатского священника из польск. шляхетского рода. Первоначальное образование получил в школе родного города и Львовской католич. академии. В 1715 г. поступил в Киевскую академию. Сщмч. Арсений (Мацеевич), митр. Ростовский. Гравюра И. Полякова. XIX в. Сщмч. Арсений (Мацеевич), митр. Ростовский. Гравюра И. Полякова. XIX в. Проповеднический талант Мацеевича обратил на себя внимание преподавателей, и в 1716 г. он был направлен в Черниговскую епархию. В том же году в новгород-северском в честь Преображения Господня мон-ре архим. Геннадием (Стефановичем) он был пострижен в монашество с именем А.; служил проповедником и обучал лат. языку в монастырской школе. В 1717 г. рукоположен во иеродиакона. Сблизился с Черниговским архиеп. Антонием (Стаховским) , впосл. покровительствовавшим ему. В 1718 г. вернулся в Киевскую академию, по окончании к-рой в 1723 г. в киевском Софийском соборе еп. Переяславским Кириллом (Шумлянским) был рукоположен во иеромонаха и оставлен проповедником при академии. В 1726-1727 гг. служил проповедником при Киевском архиеп. Варлааме (Ванатовиче) . В 1728-1729 гг. проживал в Киево-Печерском мон-ре, в 1729-1730 гг.- в Болдинском Ильинском мон-ре близ Чернигова. По приглашению Тобольского митр. Антония в дек. 1730 г. А. отправился в Тобольск, где при архиерейском доме исполнял послушания проповедника, экзаменатора ставленников и духовника. Активно участвовал в обращении язычников и в борьбе со старообрядчеством . В нач. 1733 г. по благословению митр. Антония направлен в Болдинский мон-рь. В Холмогорах встретился с архиеп. Архангелогородским Германом (Купцевичем), по благословению к-рого отправился в Соловецкий мон-рь , служивший местом заточения расколоучителей. А. много беседовал с игум. Мошенского мон-ря Иоасафом, сосланным в Соловецкую обитель за проповедь раскола, в 1734 г. составил «Увещание» игум. Иоасафу, обнаружившее в авторе талант полемиста.

http://pravenc.ru/text/76190.html

207 По свидетельству исследователя русского масонства Пыпина, масонство в России ввел сам Петр. По свидетельству другого исследователя русского масонства, Лонгинова, Петр открыл масонскую ложу в Кронштадте. Пыпин А. Н. Русское масонство (XVIII и первая четверть XIX в.); Лонгинов М. Н. Новиков и московские мартинисты. М., 1867; Иванов В. Ф. От Петра Первого до наших дней. Русская интеллигенция и масонство, Харбин, 1934. 208 За издание сочинения митрополита Стефана Яворского «Камень веры», направленного против протестанства, архиепископом Феофилактом последнего пытали в тайной канцелярии Бирона, три раза поднимали на дыбу, били батогами, объявили лишенным архиерейского сана и монашества и заточили в Петропавловскую крепость. За ту же вину Киевского митрополита Варлаама Ванатовича вызвали в тайную канцелярию, лишили сана и заточили в Белозерский монастырь (Поселянин Е. Указ. соч. С. 78–80). 211 Это окончилось для него без плохих последствий. Ему пришлось только оставить Св. Синод и уехать в Ростов. 212 В состав Синода входили тогда следующие члены: первенствующий Новгородский митрополит Димитрий Сеченов, Московский митрополит Тимофей Щербатский, архиепископ С.-Петербургский Гавриил Кременецкий, Псковский епископ Гедеон Криновский , Крутицкий архиепископ Амвросий Зертис-Каменский, Тверской епископ Афанасий Вальковский и Новоспасский архимандрит Михаил. 213 Трогательно до слез было событие снятия сана с Арсения. Последнего вызвали на заседание Синода для исполнения над ним указа. В Москве быстро распространился слух, что с Ростовского митрополита будут снимать сан в Крестовых патриарших палатах. Туда были допущены лишь монашествующие и белое духовенство. Масса народа, движимого состраданием к исповеднику, заполнила все пространство вокруг синодальною двора. Митрополит Арсений явился на последний над ним земной суд в архиерейской мантии, омофоре, белом клобуке, с панагией на груди и архиерейским посохом в руке. По прочтении указа члены Синода стали снимать с него архиерейское облачение. С негодованием и тяжкою скорбию Арсений сделал плачевные предсказания каждому из разоблачавших его архиереев. Эти предсказания в точности сбылись. Митрополиту Димитрию предсказал, что он задохнется собственным языком; и действительно, митрополит Димитрий умер в ужасных страданиях: его задушила необыкновенная опухоль языка. Архиепископу Амвросию Крутицкому Арсений предсказал, что он будет убит, как вол: архиепископ Амвросий был убит во время Московской чумы взбунтовавшимся народом. Епископу Псковскому Гедеону Арсений предрек, что он не увидит своей епархии: и вскоре после осуждения митрополита Арсения епископ Гедеон был удален по Высочайшему повелению в свою епархию, но умер в дороге, не доехав до Пскова. Добрый Московский митрополит Тимофей не участвовал в разоблачении Арсения. Он не мог удержаться от слез при печальной церемонии и плакал.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Архимандрит Анатолий пишет об этом: «Тут, что ни слово, все ложь чистая» 186 . Всего 14 лет прошло с тех пор, как в 1689 году Путивльский Молченский монастырь получил подтверждение на право владения Глинской пустынью и разрешение от Святейшего Патриарха Иоакима на совершение богослужений в церкви Рождества Пресвятой Богородицы. В 1693 году по прошению путивльского игумена это право было еще раз подтверждено. Добиваясь с такой настойчивостью присоединения Глинской пустыни, иноки Молченского монастыря не могли оставить церковь Рождества Пресвятой Богородицы без богослужений. Но главное, не могла остаться «на пустом месте» Чудотворная икона, собравшая Глинских иноков и привлекавшая обильно изливавшейся от нее благодатной помощью множество богомольцев. Приведенные слова из донесения архиепископа Варлаама Ванатовича были использованы лишь для того, чтобы попытаться обосновать отделение Глинской пустыни от Путивльского монастыря и перевод ее в ведение Киевской епархии. В то время, несмотря на внешние нестроения, иноки Глинской пустыни возрастали и совершенствовались в духовной жизни под покровом Чудотворного образа Матери Божией. К сожалению, неизвестны имена старцев обители XVI и XVII веков. Но автору данной работы удалось установить имена двух Глинских насельников начала XVIII века. Это монахи Иона Суздалец, принявший монашество в Глинской пустыни в день престольного праздника обители, 21 сентября (8-го по ст. стилю) 1704 года, и Моисей Москвитин, постриженный в Глинской пустыни 20 (7) марта 1705 года 187 . Свет духовного назидания и просвещения оба они понесли в другую святую обитель. В 1731 году их имена находим уже в числе монахов Троице-Сергиевой Лавры 188 . В 1708 году, после измены во время Полтавской битвы гетмана Мазепы, все его имущество было конфисковано, а Крупецкая волость 189 указом императора Петра I пожалована князю Александру Даниловичу Меншикову 190 . Во вновь полученной волости князь посещал древнюю Глинскую обитель. Благодатная помощь Чудотворной иконы, целебный источник, благоговейно совершаемые богослужения, высота духа насельников пустыни, сила их старческих советов, глубокая внешняя и внутренняя тишина, царившая в обители, оказали сильное воздействие на его душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Но и этим не исчерпывается зло, которое причинил Петр России. Русская Церковь могла бы с успехом бороться с отступлением от православной веры русских людей на почве протестантизма посредством школьнаго просвещения. Но Петр отнял у Церкви имущество. В силу этого, просвещение русского народа не было в ведении Церкви, распространялось не на исконных исторических началах нашей православной веры, но с ХИХ столетия даже внедряло отрицательное отношение к вере и потому в себе таило гибель России. К сожалению, не сразу после Петра стали возглавлять Россию наши Императоры, которые были покровителями православной веры и защитниками ее не только для России, но и для других православных стран. Русскому народу пришлось и после Петра пережить ряд глубоких потрясений в своей вере. Мы имеем в виду прежде всего царствование императрицы Анны Иоанновны, когда окружавшие ее немцы-протестанты во главе с масоном Бироном открыто гнали православную веру, (За издание сочинения Митр. Стефана Яворскаго «Камень веры», направленнаго против протестанства, Архиепископом Феофилактом, последняго пытали в тайной канцелярии Бирона, три раза поднимали на дыбу, били батогами, объявили лишенным архиерейскаго сана и монашества и заточили в Петропавловскую крепость. За ту же вину Киевскаго Митрополита Варлаама Ванатовича вызвали в тайную канцелярию, лишили сана и заточили в Белозерский монастырь (Русские Подвижники XVIII в., стр. 78–80)) а затем долгое царствование Императрицы Екатерины Второй. Последняя исполняла все требования наружнаго благочестия, восхищалась проповедями Митрополита Платона, целовала руки у духовенства, шла в крестных ходах, бывала в Троицкой-Сергиевой Лавре; однако, не имела православной настроенности и ценила религию, как и Петр, исключительно с точки зрения ее политическаго значения, – ее пользы для государства. В особенности плохо было то, что она преклонялась, и даже чрезмерно, пред безбожником Вольтером, заискивала пред ним и советовалась с ним в своих планах касательно тех или других реформ для России.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

летоп. в Собр. лem. VIII, 203. В Киевских городках Готве и Сорочинцах (Готва вместо Голтва, которая есть местечко Полтавской губернии, Кобелякского уезда: Сорочинцы – местечко той же губернии, Миргородского уезда) при рытии могилы для погребения покойников найдены были два нагнившие женские тела, которые стояли в церквах, – одно лет с десять, другое лет с пятнадцать. Киевский архиепископ Варлаам Ванатович в донесении своем св. Синоду от 23-го Ноября 1724-го года писал, что оба тела сам видел, – что они действительно нетленны и целы, «якоже и обычно есть видети нетленные мощи, но понеже ни единого достоверного свидетельства чудодействия их не обреталось», то он приказали в тех же церквах, где они стояли, вырыть глубокие ямы и закопать «честно» с обычною литиею, «ибо простой народ, наипаче же малороссийский, такие являющиеся телеса богоугодным поклонением почитати и боготворити обыкоша».., см. Описание документов и дел, хранящихся в Архиве св. Синода, т. IV, 510/61, col. 526. К епископу Иоасафу Горленку и митрополиту Павлу Конюскевичу должен быть присоединен еще патриарх всероссийский Гермоген. О патр. Гермогене читаем у гр.   Μ .В. Толстова  в его рассказах из истории Русской церкви взятое из неуказанного пм источника: «мощи священномученика Гермогена, в 1653 (нужно: 1652) году, при перенесении их (из Чудова монастыря, где патриарх был погребен) в Успенский собор, были обретены нетленными и потому положены поверх помоста, в ящике, обитом фиолетовым бархатом, подле медного шатра, построенного для РизыГосподней; в 1812 году враги – грабители извлекли их из ящика, думая, что там скрыты сокровища; по изгнании Наполеоновых полчищ из Москвы, мощи святителяБожия найдены на полу храма, в прежнем полном нетлении: они почивают и теперь на том же месте, в том ящике», – кн. IV, стр. 204 прим.; сейчас приведенное буквально повторяется в дополнениях к «Книге, глаголемой описание о Российских святых, Гр. Толстова повторяет священник Успенского собора Гр. Истомин в своем Указателе святынь и достопримечательностей coбopa; cfr makжe A.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

– нанимать боевиков для рейдерских захватов чужой собственности и храмов (боевиками для Филарета в 1990-е были захвачены Владимирский кафедральный собор, резиденция Киевских митрополитов на Пушкинской, кафедральные соборы на Волыни и Ровенщине, такие же захваты практикуются и сегодня); – призывать не к миру, а к войне, вражде и убийствам «врагов» на Донбассе; – довести до могилы всех своих оппонентов-националистов («патриарх УАПЦ» Мстислав Скрипник перед смертью обратился в Генпрокуратуру с требованием привлечь к уголовной ответственности организаторов УПЦ-КП; «патриарх УПЦ-КП» Владимир Романюк перед своей гибелью обратился в УБОП Киева с просьбой защитить от Филарета и помочь найти миллиарды, спрятанные за границей); – быть заклейменным автокефалистами «сатаной украинского народа (духовное завещание «патриарха УАПЦ» Димитрия Яремы); – быть политической марионеткой, при этом всегда пинать бывших благодетелей в угоду будущих (из сией чаши испили Кравчук, Кучма, Ющенко, Янукович, Тимошенко); – не любить унию (греко-католиков) и гомосексуалистов (объективности ради, отметим, что это не худшее качество раскола); – не иметь стыда, совести и страха Божиего; – иметь Вячеслава Кириленко в руководстве своей лжецеркви. Если вы соответствуете этим критериям, то, очевидно, вас тоже будут в Министерстве культуры именовать «украинской церковью». Перед вами распахнут все двери. По-европейски. Ведь мы одной ногой уже в Евросоюзе! К истории одной фотографии Несмотря на опасность прослыть украинофобом, сделаем робкое утверждение, что украинская церковь, как и сама Украина, все-таки существовали и 330 лет назад, и в последующие века, хотя и назывались по-другому. И Церковь, и страна, и народ прошли через страшные испытания. С мученичеством связаны святыни, которые Церковь созидала, содержала и защищала. Та же Малая София (трапезная Софийского монастыря). Она, как и Дом митрополитов, возводилась галичанином митрополитом Киевским Варлаамом (Ванатовичем) в 1722-1730 годах. После Великой октябрьской социалистической революции начались тотальные репрессии против Православной Церкви: аресты и расстрелы священнослужителей, изъятие церковных ценностей, осквернение святынь, экспроприация церковной собственности – монастырей и храмов. Софийский монастырь разграбили, заселили в него различные революционные и советские структуры, а «церковников», как тогда называли священнослужителей, сначала «уплотнили» до той же Малой Софии, затем и вовсе выгнали. После первых двух десятилетий советской власти, как засвидетельствовал на допросах в Лукьяновской тюрьме, и там же убитый, харьковчанин священномученик митрополит Киевский и Галицкий Константин (Дьяков), к 1937 году в Киеве и области действующими оставались лишь 19 приходов.

http://radonezh.ru/analytics/tragediya-n...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010