Двор Софийского Собора и монастыря найден Петром Могилой не в лучшем состоянии. Ибо и сам он не имел в нем пристанища, а жил в Киево-Печерской Лавре. Но по оставшимся повсюду на дворе многим древним основам каменным и погребам заметно, что на оном было весьма много обширного здания, и не удивительно. Ибо братство монашествующих Софийского монастыря простиралось и в последние времена до 75 и до 100 человек. Впрочем, над деревянным по старинному обыкновению, строением Киева свирепствовавшие пожары часто переменяли вид и Софийского монастыря. Но Софийский Собор по крайней мере внутри никогда не горел. Ибо при сем не могла бы уцелеть мозаика. Новое устройство Софийского монастыря началось в конце XVII столетия при учреждении митрополии в подчинении Московскому Патриаршему Престолу. Ибо после митрополитов Петра Могилы и Сильвестра Коссова митрополиты Киевские, не жившие уже в Киеве, допустили опять здание до ветхости. Первый митрополит, присоединившийся к Московской иерархии, Гедеон, князь Четвертинский, со вступления своего на Киевскую митрополию занялся обновлением Софийского Собора и у российских государей в 1686 г. испросил пособие и многие церковные утвари. Он обновил и все монастырское здание деревянным строением, но все оно в 1697 г. и с архивом монастырским сгорело, а вновь выстроено также деревянное преемниками его Варлаамом Ясинским и Иоасафом Кроковским. Преемник их Варлаам Ванатович, архиепископ Киевский, начал каменное; создал в два этажа для братии каменную трапезу с запасной палатой наверху, а в трапезе церковь во имя святого Лазаря, друга Христова, и при них кухню с приспешней, а напротив оных хлебню в один этаж (что ныне под дикастерией); основал против западных дверей Собора каменный архиерейский дом, конченый уже преемником его архиепископом и после бывшим митрополитом Рафаилом Заборовским, который в нем устроил и церковь во имя Воскресения Христова. Варлаам устроил также подземные выходы, простирающиеся от монашеской трапезы в две противоположные стороны по двору; основал загородный Шулявский дом и обсадил его рощей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В царствование Петра II (7 мая 1727 г. – 19 января 1730 г.), при господстве старорусской партии, Питирим оставался в тени, как миссионер, успевший дважды издать свою «Пращицу» (1721 и 1726 гг.), хотя вызывался в Петербург на череду служения. 303 С восшествием на престол Анны Иоанновны (25 февраля 1730 г.) снова вырос авторитет Феофана Прокоповича , а с ним и Питирима; напротив, для их недоброжелателей наступило тяжелое время. Первый год Аннинского царствования был ознаменован несколькими процессами иерархов, обвиненных в политической неблагонадежности. Имена большинства этих иерархов уже известны, то были Лев Юрлов, Георгий Дашков, Игнатий Смола, Сильвестр Холмский, Варлаам Ванатович, Феофилакт Лопатинский и Варлаам Псковский. 304 Аннинское правительства сразу обратило внимание на раскол, как противоцерковное явление, и вспомнило Питирима. В манифесте 17 февраля 1730 года Синоду говорилось: «раскольников, невежеством своим противляющихся Святой Церкви, обращать увещанием и учением». 305 8-го мая именным указом повелено Синоду в деле обращения раскольников поступать согласно петровским указам, данным Питириму нижегородскому «и во всем, что принадлежит к обращению раскольников и искоренению их противного учения всякое вспоможение чинить». 306 16 мая, в исполнение именного указа, Св. Синод снова отдал архиепископу Питириму взятые у него города: Балахну, Юрьевец-Повольский, Яропольч, Гороховец, Арзамас, Вязниковскую Слободу с их уездами, а также Галичский уезд по р. Унжу и Флорищеву пустынь – по всем духовным и раскольническим делам и поставлением во священство. Кстати Синод распорядился произвести следствие над архим. Лаврентием и чернецом Варсонофием. Последний называл себя игуменом Юрьевец-Повольского Пушавенского Воскресенского монастыря и, подобно Лаврентию, жалуясь на «обиды и напрасные налоги», просил об отписке от Питирима Юрьевца-Повольского с его монастырем. 307 Тогда же Св. Синод, по собственной инициативе, поручил Питириму, сверх дел духовного характера, производить там с 1731 г. «для лучшего по близости расстояния» все денежные сборы, состоявшие в ведении Синодального Казенного Приказа, и высылать их в Москву. Только назначение Питирима в синодальные члены (с 21 июля 1730 г.), сопряженное с отлучками из Н. Новгорода, и указание его, что сборы «учинят помешательство и остановку духовным делам», дали Синоду повод отменить свое решение. 308

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

19)  Транквиллин Бродакевич, из польского с. Вишни Сондовой, купеческий сын, род. в 1696 г., «из студентов русского и отчасти латинского письма» в 1722 г. поступил в монахи, в 1731 г. был посвящен в иеродиаконы и в иеромонахи, 22 января 1745 г. 39                                     20)  Иезекииль Онискевич, мещанский сын, из польского г. Жолквы, род. в 1692 г., был «студентом», в 1710 г. принял монашество в Креховском монастыре, в 1712 г. Львовским епископом Варлаамом Шептицким (униатом) был посвящен в сан иеродиакона и в 1724 архиепископом Киевским Варлаамом Ванатовичом – в иеромонахи, (неизвестно когда) в лавре 40 . Так дело с поступлением бывших воспитанников Киевской Академии в братство Киево-Печерского монастыря обстояло до начала 1700 годов XVIII в. С того же времени наступили новые обстоятельства, которые не только не способствовали ослаблению прежнего стремления киевских академиков поступить в Лавру, как можно было бы ожидать, но, наоборот, вызвали большее усиление его. Известно, что император Петр I и правительство его относились очень несочувственно к монашеству. Еще в 1701 г. были приняты правительством меры, направленные к сокращению монастырей монашествующих. Монастырскому приказу велено произвести перепись монастырей и их обитателей. Всех бельцов и вообще «праздных» людей приказано было удалить от монастырей, оставив в них только действительных монахов и необходимое для монастыря число служителей. Настоятелям монастырей вменено было в обязанность впредь постригать монахов только на свободные места и      держать бельцов, под угрозой самых строгих наказаний. Кроме того, предполагалось ввести точные монастырские штаты 41 .                                          С учреждением св. синода, строгости в отношении к монастырям и к монашествующим более усилились. Уже в регламенте встречаются выражения, ясно показывающие несочувствие составителя его к монашеству, особенно простому, не книжному. 42        В мае 1722 года, по определению св. синода 43 , было издано «прибавление к духовному регламенту», где нашли себе место специальные ограничительные правила относительно монашества и монастырей. На основании этих правил, нельзя было принимать в монахи людей моложе 30 лет, солдат, помещичьих крестьян, без согласия помещика, неграмотных («не умеющих грамоте весьма не постригать»), мужа при жизни жены и жену при живом муже, за исключением случаев взаимного соглашения между ними, да и то при определенном возрасте, детей без воли родителей, должников и безвестных («не принимать в монахи из иной епархии приходящего и людем честным неизвестного»), приказных, без разрешения начальства их, «обещанных» родителями и принуждаемых, вкладчиков и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

Смещение епископа или лишение его сана являлись прерогативой вышестоящих церковных инстанций и не могли производиться государственной властью, так как сообщение или отнятие благодатных даров (харизмы) было совершенно вне ее компетенции. Вместе с тем в синодальный период государство неоднократно принуждало Святейший Синод смещать епископов или лишать их сана. Так, Петр I повелел извергнуть из сана и казнить Ростовского архиепископа Досифея, Игнатия, епископа Тамбовского, приказал лишить сана, Игнатия, митрополита Крутицкого, — сослать в Сибирь. Уже после Петра I по требованию государственной власти Святейший Синод лишил сана Феодосия Яновского, сосланного затем в монастырь с именем монаха Федоса. По повелению императрицы Анны Иоанновны были лишены сана Лев Юрлов, Казанский митрополит Сильвестр Холмский, Киевский архиепископ Варлаам Ванатович, архиепископ Евфимий Коллети и архиепископ Феофилакт Лопатинский; впрочем, при императрице Елизавете оставшиеся в живых были восстановлены в сане. Екатерина II приказала лишить сана митрополита Арсения Мацеевича. При Александре I был лишен сана и сослан в монастырь Могилевский архиепископ Варлаам Шишацкий за то, что в 1812 г. после захвата Могилева французами он приветствовал Наполеона и присягнул ему на верность  . В последующее время, особенно при Николае I и в обер–прокурорство Победоносцева, многие епархиальные архиереи смещались и отправлялись на покой по монастырям за проступки административного характера. Последним случаем такого рода было, кажется, смещение Саратовского епископа Гермогена Долганова при обер–прокуроре Саблере в 1912 г.  Еще одним нововведением Петра I стала отмена белого клобука для митрополитов, при этом все епископы получили право ношения саккоса, что ранее было привилегией митрополитов. Впавший в немилость Нижегородский митрополит Сильвестр Холмский был в 1719 г. перемещен сначала в Смоленск — в сане митрополита, но без белого клобука, затем — простым епископом в Тверь (1720–1723) и наконец — в Рязань (1723–1725). Даже Московская кафедра с 1742 по 1775 г. замещалась архиепископами. Лишь Платон Левшин стал митрополитом (1775–1812), но его преемник Августин Виноградский (1818–1819) снова был в сане архиепископа, да и сам Филарет Дроздов в 1821–1826 гг., уже возглавляя Московскую епархию, имел сан архиепископа. В Петербурге после 1770 г. в череде митрополитов оказался и один архиепископ — Амвросий Подобедов (1799–1801)  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

В конце 1731 года между московскими старообрядцами разнесся неясный вначале слух, что при синодальной конторе содержится под арестом один колодник, привезенный из Киева, что хотят его послать куда-то далеко в заточение, и что этот загадочный колодник — чуть ли не архиерей. В то время подобный слух не мог показаться невероятным: по влиянию Прокоповича, незадолго до того один епископ (Лев воронежский) сечен был кнутом, а четверо (Игнатий коломенский, Георгий ростовский, Варлаам киевский, Сильвестр казанский) были лишены сана. Стали старообрядцы разузнавать, какой это архиерей и за что он посажен. Начали они ходить в синодальную контору и покупать у сторожей свидания с таинственным лицом. Видят, сидит старец в оковах, небольшого роста, приземистый, толстый, с бледным широким лицом, с серыми глазами, с большою черною бородой и с черными, с проседью волосами. — Кто ты такой? — спрашивали старообрядцы у колодника. — Смиренный епископ Епифаний, — отвечал он. — За что же тебя посадили за приставы? — За то, что в Яссах, в чужом государстве, посвящался. — Как твое дело? — Ссылают в Соловецкий монастырь под смирение. Это действительно был епископ Епифаний, посвященный предместником уже известного нам Антония, ясским митрополитом Георгием. Вот похождения этого человека, чрезвычайно замечательного по превратности судьбы. Он был малороссиянин, родился в Киеве около 1685 года, учился в школе при киевском Богоявленском монастыре, поступил в число монашествующей братии Киево-Печерской лавры и был наречен Епифанием. По отце звали его Яковлевич. Через несколько времени Епифаний был посвящен в иеромонахи. Киевский архиепископ Варлаам Ванатович был к нему благосклонен, приблизил к себе и сделал экономом своего архиерейского дома. Будучи знатоком в приказных делах, Епифаний заведовал в то же время у Ванатовича и его канцелярией. Были у него в Киеве близкие родственники, все люди бедные, постоянно нуждавшиеся в средствах к жизни; он их очень любил и почти все, что ни добывал, отдавал им. К тому же, хотя и монах, а грешный человек — охотник был до молоденьких женщин и притом любил выпить.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

Но и после этого мысль об учреждении иерархии и приобретении епископа не оставляла старообрядцев и вызывала много толков и замыслов в их обществе. Внимавшие этим толкам, люди приключений не замедлили воспользоваться положением раскольников и, отвечая на их замыслы, из личных расчётов, выдавали себя епископами, на самом деле никогда не владея этим саном. Таков был знаменитый в истории раскола лже-епископ Епифаний (по фамилии Реуцкий). Этот Епифаний; по словам одних, был сначала келейником архиепископа Варлаама Ванатовича, а потом игуменом Козельского монастыря, по другим – экономом киевского архиерейского дома. Несомненно только, что он не отличался ни трезвою жизнию, ни строгим целомудрием, следствием чего была растрата казенных денег. За такое преступление Епифаний уволен был от должности, лишен священнического сана и предан суду. Потом, однако, он сумел войти в доверие архиепископа Варлаама, допущен был к занятиям в его канцелярии и выправил себе заграничный паспорт. Кроме того, он составил два подложные письма: одно от лица: киевского владыки к ясскому митрополиту Георгию, с просьбою о посвящении Епифания во епископа, другое – от жителей Чигирина, выражавших желание иметь его епископом. Оба письма скреплены были крадеными печатями. Митрополит Георгий поверил письмам и 22 июля 1722 года рукоположил обманщика во епископа, Епифаний по рукоположении, немедленно отправился в Украйну, где по просьбе раскольников поставил 14 попов и диаконов, но вскоре был схвачен и отправлен в Петербург. Св. синод не признал его епископом и лишил монашеского звания, а гражданское правительство постановило сослать его в Соловецкий монастырь. Чрез несколько времени Епифаний бежал отсюда, но опять был пойман и до решения суда препровожден в Москву. Здесь раскольники, следившие за ходом дела Епифания, вступили с ним в переговоры и когда, по решению суда, он отправлен был снова на Соловки, по заранее обдуманному плану, отбили его от конвоя и увезли на Ветку. На Ветке Епифаний торжественно был принять в старообрядчество в сущем сане епископа и архиерействовал в течении нескольких месяцев; Разорение Ветки (1735 г.) прекратило беззаконные действия Епифания; вместе с другими раскольниками он был взят и препровожден в Киев, где умер в соединении с православною церковью и погребен, как мирянин. Когда вся история Епифания огласилась, многие из раскольников признали его обманщиком и отреклись от него и рукоположенных им попов; другие, напротив, продолжали признавать Епифания епископом и составили особую секту, известную под именем Епифановщины. Таким образом, первый старообрядческий епископу вместо согласия и соединения, породил в среде раскольников раздор и разделение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Варлаам (Вонатович), архиеп. Киевский. Портрет. XVIII в. (РГИА) (Вонатович [Ванатович] Василий, в схиме Василий; ок. 1680, г. Ярослав Галичский - 17.01.1751, г. Тихвин), архиеп. Киевский и Галицкий. Род. в семье мещанина. В 1692-1700 гг. обучался в Киево-Могилянской коллегии до класса философии, в 1701-1704 гг.- в Московской Славяно-греко-латинской академии. Монашеский постриг принял в московском в честь Богоявления Господня мон-ре (по др. сведениям, в тихвинском Большом в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре). В 1716 г. вызван в Александро-Невскую лавру в С.-Петербурге, где состоял духовником при архим. Феодосии (Яновском) , являлся флотским обер-иеромонахом. 2 февр. 1719 г. определен архимандритом тихвинского Успенского мон-ря. 11 мая 1722 г. назначен и 14 мая хиротонисан во архиепископа Киевского и Галицкого в Успенском соборе Московского Кремля, хиротонию возглавил Псковский архиеп. Феофан (Прокопович) . 22 сент. того же года прибыл в Киев. В. пытался возвратить епархии статус митрополии и себе - сан митрополита. Возбудил вопрос о подчинении ему в качестве коадъютора Переяславского епископа, получившего перед этим самостоятельность. С приходом на кафедру ходатайствовал о выдаче ему архиерейской ставленой грамоты, а также грамот на вотчины и угодья архиерейского дома. Заботился об укреплении за кафедрой и мон-рями их прежних владений и о приобретении новых, что привело к спору из-за власти над находившимися в Польше правосл. мон-рями с Белорусским еп. Сильвестром (кн. Святополк-Четвертинский ). В 1723 г. испрашивал позволение Синода строить новые церкви вместо сгоревших, просил также запретить светским властям выдачу венечных памятей. Предметом особых забот архиепископа был киевский Софийский мон-рь: построена трапеза с ц. прав. Лазаря и началось сооружение каменного корпуса для братии, были отреставрированы фрески в соборе Св. Софии . В 1725 г. в ответ на запрос Синода о возможности использования древних изображений Софийского собора для обличения раскольников доносил о состоянии мозаик собора и о снятии с них копий. На р. Шулявке по распоряжению В. построили загородный архиерейский дом.

http://pravenc.ru/text/154179.html

52. ИОСИФ Нелюбович-Тукальский избран и возведен на Киевскую Митрополию по Малороссийской Летописи 1664 г., по Киевскому же Каталогу 1663 г., но не был в Киеве на Престоле; скончался 1676 года июля 26 в Чигирине. 53. АНТОНИЙ Винницкий избран в Чигирине в звание Митрополита в одно время с Иосифом; но и он не жил в Киеве и о времени кончины его неизвестно. 54. ГЕДЕОН Святополк, Князь Четвертинский посвящен в сан Митрополита Киевского 1666 года ноября 8 в Московском Успенском Соборе, скончался 1690 г. апреля и погребен, по завещанию его, в Киево-Софийском Соборе. До Гедеона Киевские Митрополиты были посвящаемы Константинопольскими Патриархами, а при них П. К. Дионисий уступил это право Патриарху Московскому в 1687 году. 55. Варлаам Ясинский, из Киево-Печерских Архимандритов, посвящен в Киевские Митрополиты 1690 года 31 августа в Московском Успенском Соборе, скончался 1707 г. августа 22 и погребен по завещанию своему в Киево-Печерской Лавре. 56. ИОАСАФ Кроковский, из Киево-Печерских же Архимандритов, избран на Киевскую Митрополию в 1707 г. октября а посвящен 1708 г. августа 15 в Московском Успенском Соборе, скончался на пути в С.-Петербург в 1718 г. июля 1 в Твери, где и погребен 24 августа в Соборе. После сего Преосвященного Митрополита, 4 года Киевская Иерархия не имела своего Пастыря. 57. ВАРЛААМ Ванатович избран в 1722 г., по Указу Государеву св. Синодом и утвержден Государем января 21; а мая 14 посвящен в Московском Успенском Соборе в Архиепископа Киевского. Он в 1730 г. предан суду, лишен Архиерейства и Священства, и в звании простого монаха сослан на заключение в Белоезерский Кириллов монастырь. По вступлении же на престол Императрицы Елизаветы Петровны в 1741 г. освобожден с возвращением ему и Архиерейского сана, но он пожелал останься на покое в Новгородском Большом Тихвине монастыре, где потом принял схиму и наречен Архисхимонахом Василием и в сем звании скончался 1761 года. 58. РАФАИЛ Заборовский, из Епископа Псковского, в 1731 г,. Указом апреля 13, переведен в Киев с званием Епископа же и велено ему явиться в Москву, где тогда находился и Двор и св. Синод. Там пожалован он в сан Архиепископа и отпущен в Киев, куда и прибыл он октября 10. В 1743 г., Указом 11 июня, пожалован он в сан Митрополита Киевского. Скончался 1747 года октября 22 и погребен в Киево-Софийском Соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В знак истинной признательности к таковому Монаршему благоволению для предания оного памяти потомства, изображено происшествие сие живописной изрядной работы картиной, которая и поставлена в Рождественской церкви на северной стороне. Высота картины 5 аршин. II. Заслуживает внимания также 1) что в 1617 году, Февраля 10, при заключении со Швецией мира, известного под именем Столбовского, бран был Поверенным с Российской стороны список с Образа Божьей Матери Тихвинская, который ныне имеется в Москве в большом Успенском соборе; 2) в 1788 году, по предложению Преосвященного Гавриила, Митрополита Новгородского, учреждён в этой обители общежительный устав, и доныне соблюдаемый; 3) в 1798 году умножено число монашествующих десятью человеками, на что воспоследовал на имя Преосвященного Митрополита Новгородского Гавриила от 13 Июля Именной Указ; 4) в 1802 году по предписанию его Высокопреосвященства Амвросия, Митрополита Новгородского, учреждено в этом монастыре училище 88 для священно- и церковно-служительских детей, которое в 1809 году по новому образованию духовных училищ наименовано уездным, о чём сказано выше. На это училище с 1802 по 1809годы монастырь употреблял до 2.000 рублей, имея 50 человек учеников на казённом содержании, производя жалованье учителям и снабжая оное всеми училищными потребностями; а с 1809 года ежегодно употребляет в пожертвование 1.500 рублей; 5) в этой обители имел пребывание и скончался Преосвященный Киевский Архиепископ Варлаам Ванатович, в схимничестве наименованный Архисхимонах Василий, и погребён в паперти соборной церкви. О начале Архимандрии и отличиях Настоятелей в священнослужении Настоятельство в этой обители первоначально учреждено Игуменское, которое продолжалось до половины XVII столетия, а в 1655 году был уже Архимандрит, который при священнослужении употреблял рипиды, на которых вырезано было следующее: «лета зрхд (7164 года) месяца Мая в (10) день, состроены сии рипиды в дом Успения Пресв. Богородицы и Чудотворного её Образа Одигитрия в Тихвинский монастырь из казны домовой при Государе Царе и Великом Князе Алексие Михайловиче, всея Великой, и Малой, и Белой России Самодержце и при Благоверной Царице и Великой Княгине Марии Ильиничне и при Благоверном Царевиче и Великом Князе Алексие Алексиевиче и при Великом Государе Святейшем Никоне, Патриархе Московском и всея России, и при Великом Господине Преосвященном Макарии, Митрополите Великого Новгорода и Великих Лук, и при пастырстве духовного Настоятеля этой честной обители при Архимандрите Иосифе с братией». При сочинении же Духовного Регламента был Архимандрит Варлаам, который и под Регламентом подписался последним на листе 89.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В 1717-м году, 21-го июля, по данному рисунку, начато каменное строение: заложили фундамент от речки под церковь и под трапезу 241 . Заготовляли сваи под соборную церковь , 2.000 штук 242 . В 1717-м году в Монастыре уже были «кельи, поварни, хлебни, кузницы», на отопление коих требовались дрова 243 . В самом начале года архимандрит Феодосий из заграницы дает распоряжение строить Канцелярию и съезжий двор на избранном архитектором месте, заготовлять кирпич, обсекать белый камень 244 . Позднее также распоряжается о доставке строительных материалов – белого камня, по докладу Рубцова дает указание «о канале и об озерке» 245 . 7-го ноября 1717-го года архимандрит Феодосий сделал распоряжение «вместо наплавного мосту сделать на сваях рубленый подъемный мост». Новый мост, «на сваях и обрубах», обошелся в 293 рубля. Мост был украшен балясами и выкрашен краской 246 . В 1716-м году, с самого его начала, Монастырь стал наполняться братией. В начале февраля прибыло 6 монахов из Московских Монастырей и водворились в Невском 247 . Это были: из Троицкого Сергеева Монастыря иеромонах Викентий (Ченцов), из Чудова – иеромонах Никон и иеродиакон Гона, из Спасского – иеродиакон Варнава (Гоголев) и из Богоявленского – иеромонах Варлаам (Ванатович) и монах Георгий (Данилов). Кроме того, монах Афанасий (Черкасов) из Троицкого Козловского Монастыря 248 . Затем подходило время прибытия монахов из Киева, на который, как тогдашний центр духовного образования, пала самая крупная доля вызова. 14-го февраля 1716-го года Киевский губернатор Голицын писал Петру: «Ваш всемилостивейший указ из Санкт-Питербурга, в котором Вашего Величества указом повелено Киево-Печерского наместника, что был протопоп на Воронеже, и прочих таких же добрых и честных монахов прислать в Санкт-Питербург, и по тому Вашего Величества указу оной наместник, которой ныне в Киево-Михайловском Монастыре игуменом, Варлаам Голенковский и с ним 10 человек монахов отправлены в Санкт-Питербург, а достойные впредь пришлются» 249 . Через неделю, 22-го февраля, он писал Макарову, между прочим: «Да монахов велено отправить в Сант-Питербург, и которые собраны, и те отправлены, которых?» при сем приложен реестр» 250 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010