Епифаний. Но в то время, когда ветковские поповцы тщетно хлопотали о поставлении архиерея пред ясским митрополитом, русские поповцы нашли архиерея в самой Москве. В 1731 г. в Москве, при синодальной конторе содержался какой-то таинственный колодник, пересылавшийся в Соловецкий монастырь, на смирение. Услышав об этом, московские старообрядцы стали посещать его и старались узнать, кто он такой. Колодник не стал скрывать своего имени и объявил, что он епископ Епифаний, посвященный за границею ясским митрополитом Георгием. Объяснение заключенного было справедливо. Епифаний был киевский монах, пользовавшийся расположением архиепископа Варлаама Ванатовича. Сведения о его служебном положении не вполне точны и ясны; по одним он состоял келейником архиепископа, а затем игуменом Козельского монастыря 61 ; другие называют его экономом киевского архиерейского дома 62 . Очень может быть, что в разное время он исполнял обе означенные должности. Несомненно то, что он имел в Киеве много родственников, которых очень любил и которым старался помогать из своих средств. При этом он не отличался ни трезвою жизнью, ни строгим целомудрием. Кроме того Епифаний был справедливо заподозрен в похищении 240 р. казенных денег из Козельского монастыря. После совершения такого преступления ему трудно было оставаться в Киеве, где угрожали ему суд и расправа. Не будучи пока еще уволен от должности и предан формальному суду, Епифаний выправил себе заграничный паспорт, для осмотра будто бы зарубежных вотчин, принадлежащих киевскому архиерейскому дому. Кроме того, он вырезал поддельную печать киевского архиепископа, а в делах киевской кафедры отыскал и сорвал одну печать Львовского митрополита. Запасшись этими печатями, он отправился за границу и решился сделаться бродячим архиереем, – какие тогда встречались в Подолии и Галиции. Эти безъепархиальные православные епископы отправляли богослужение для живших среди униатов православных, находившихся под польским владычеством. Для достижения задуманной цели Епифаний составил подложную грамоту – от лица Варлаама Ванатовича, в коей киевский архиепископ, жалуясь на новый порядок церковного управления, чрез учреждение св. Синода, на потерю прежнего значения киевских иерархов и на уничтожение звания митрополита, – коему по 4 прав. 1-го всел. собора довлеет утверждение епископа, – просил ясского митрополита совершить над Епифанием епископскую хиротонию. К сочиненной грамоте привешана была и вырезанная печать. При этом Епифаний составил другую подложную грамоту от лица жителей г. Чигирина, желавших будто бы иметь его своим епископом. Ясский митрополит вдался в обман и 22 июля 1724 г. рукоположил Епифания в епископа, с наименованием его – Чигиринским. Но епископом чигиринским Епифаний и не думал быть на самом деле, а немедленно отправился в Украину, где поставил, по просьбе раскольников, 14 попов и несколько диаконов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

О критике протестантизма пойдет речь во 2 т. 170 Платонов. Лекции. С. 537. 171 Старорусская партия и раскол при Петре, в: Странник. 1882. 1; Соловьев. 4. (Общ. польза). С. 401 и след. См. библиографию в прим. 56. Об оппозиции против реформ см. также: Сушицкий Ф. Из литературы эпохи Петра, в: Филологические записки. 1914. 2. С. 263–280; Бакланова (см. библиогр. § 1); Кафенгауз В. В. И. Т. Посошков: Жизнь и деятельность. М., 1951. С. 19 и след., 173 и след. 172 Платонов. Лекции. С. 537 и след.; Погодин. Суд над царевичем Алексеем; Соловьев. 4 (Общ. польза). С. 401; Brückner А. Peter der Große. Berlin, 1879. S. 303; Пекарский. 2. С. 419–428. 173 ПСЗ. 5. 3239. О мнении Петра относительно коллегиального принципа в управлении см. его указ от 2 декабря 1718 г. (ПСЗ. 5. 3261). Позднее Феофан удачно использовал этот указ в «Духовном регламенте» для доказательства необходимости Духовной коллегии. 174 Пекарский. 2. С. 484. В библиографическом указателе настоящей книги названа важнейшая литература о Феофане Прокоповиче, см., кроме того: РБС (Яблohckuй–Qoмuч). С. 448, а также: Пекарский. 2. С. 481–492; Харлампович. С. 469 и след., 508 и след., 511. 175 Чистович. С. 577. 176 Stupperich. Prokopoviè in Rom. S. 327 и след. 177 Петров Н. Выдержки из рукописной Риторики Феофана Прокоповича, в: ТКДА. 1865. 4; он же. Из истории гомилетики в старой Киевской Академии, в: ТКДА. 1866. 1; Морозов. С. 96 и след. 178 Чистович. С. 9 и след.; Морозов. С. 123 и след. 179 Пекарский. 2. 329; Феофан Прокопович. Слова и речи. 1. СПб., 1760. С. 114 и след.; «О власти и чести царской» — там же. С. 241–243. 180 Об отношениях между Стефаном и Феофаном см.: Терновский. Митрополит Стефан Яворский, в: ТКДА. 1864. 2. С. 154 и след. О позиции других епископов по отношению к Феофану см.: Харлампович. С. 513. Киевский митрополит Варлаам Ванатович также не разделял богословских взглядов Феофана, см.: Крыжановский Е. Феофан Прокопович и Варлаам Ванатович, в: ТКДА. 1861. 1. С. 234. Ср.: Чтения. 1864. 4. Смесь. С. 5–8. 181

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ (Берло Андрей Иванович; 70-80-е гг. XVII в., с. Панфилы, территория Переяславского полка - 6.06.1744, Переяслав (совр. Переяслав-Хмельницкий, Украина)), еп. Переяславский и Бориспольский. Сын полкового судьи. По фамильному преданию, один из предков А. спас кор. Владислава IV во время битвы от смерти, за что был награжден золотым берлом, т. е. скипетром. Получив образование в Львовской католич. академии и в правосл. Киевской академии, Берло принял постриг в Киево-Печерском мон-ре с именем А., нес послушание трапезного, неск. лет был учителем в грамматическом классе КДА. В 1717 г. состоял архидиаконом при Киевском митр. Иоасафе (Кроковском) , в 1722 г. сопровождал на хиротонию буд. архиеп. Киевского Варлаама (Ванатовича) . В том же году А. был рукоположен во иеромонаха, 1 июня возведен в сан архимандрита киевского Межигорского в честь Преображения Господня мон-ря . Добился разрешения Синода собирать милостыню на восстановление Межигорской обители, пострадавшей от пожара 1717 г. Активно защищал монастырские земли от незаконных посягательств как киевских мещан, так и Флоровского жен. мон-ря , обращаясь за покровительством даже к имп. Петру I . В 1724 г. указом Святейшего Синода ему было поручено проведение следствия по делу о жалобе свящ. Яновича на архиеп. Варлаама (Ванатовича). В 1726 г. А. получил разрешение Синода на постриг в мон-ре «ученых людей», одним из его пострижеников был Сильвестр (Кулябка) , впосл. архиеп. С.-Петербургский. В 1727 г. в Москве А. участвовал в церемонии коронации имп. Петра II . Арсений (Берло), еп. Переяславский Арсений (Берло), еп. Переяславский В дек. 1724 г. кандидатура А. рассматривалась Святейшим Синодом в качестве запасной для представления на одну из вакантных архиерейских кафедр. 8 сент. 1729 г. А. был назначен и 30 янв. следующего года хиротонисан во епископа Могилёвского и Мстиславского. В Варшаве А. был представлен польск. министрам, но королевского привилея на Могилёвскую кафедру не получил. Польск. правительство поддержало притязания на Могилёвскую кафедру униатского Полоцкого еп. Флориана (Гребницкого). Несмотря на неоднократные ходатайства российских властей, 29 июля 1730 г. кор. Август II отказался признать А. как рус. ставленника. Подвергаясь постоянным притеснениям со стороны польск. властей, А. получил из России неск. предписаний покинуть пределы Речи Посполитой, однако вынужден был оставаться там более 2 лет, ожидая исхода переговоров между Варшавой и С.-Петербургом. О своем положении А. сообщал в письме императрице Анне Иоанновне : «Шляхта белорусская продолжает отторгать церкви православные к унии; меня, бедного, нестерпимым ругательствам поносят и архиерейским вотчинам, в которых лишь 30 мужиков имеется, превеликую обиду и разорение чинят».

http://pravenc.ru/text/76216.html

169 О критике протестантизма пойдет речь во 2 т. 170 Платонов. Лекции. С. 537. 171 Старорусская партия и раскол при Петре, в: Странник. 1882. 1; Соловьев. 4. (Общ. польза). С. 401 и след. См. библиографию в прим. 56. Об оппозиции против реформ см. также: Сушицкий Ф. Из литературы эпохи Петра, в: Филологические записки. 1914. 2. С. 263—280; Бакланова (см. библиогр. § 1); Кафенгауз В. В. И. Т. Посошков: Жизнь и деятельность. М., 1951. С. 19 и след., 173 и след. 172 Платонов. Лекции. С. 537 и след.; Погодин. Суд над царевичем Алексеем; Соловьев. 4 (Общ. польза). С. 401; Bruckner А. Peter der Gro?e. Berlin, 1879. S. 303; Пекарский. 2. С. 419—428. 173 ПСЗ. 5. 3239. О мнении Петра относительно коллегиального принципа в управлении см. его указ от 2 декабря 1718 г. (ПСЗ. 5. 3261). Позднее Феофан удачно использовал этот указ в «Духовном регламенте» для доказательства необходимости Духовной коллегии. 174 Пекарский. 2. С. 484. В библиографическом указателе настоящей книги названа важнейшая литература о Феофане Прокоповиче, см., кроме того: РБС (Яблohckuй-Qoмuч). С. 448, а также: Пекарский. 2. С. 481—492; Харлампович. С. 469 и след., 508 и след., 511. 175 Чистович. С. 577. 176 Stupperich. Prokopovie in Rom. S. 327 и след. 177 Петров Н. Выдержки из рукописной Риторики Феофана Прокоповича, в: ТКДА. 1865. 4; он же. Из истории гомилетики в старой Киевской Академии, в: ТКДА. 1866. 1; Морозов. С. 96 и след. 178 Чистович. С. 9 и след.; Морозов. С. 123 и след. 179 Пекарский. 2. 329; Феофан Прокопович. Слова и речи. 1. СПб., 1760. С. 114 и след.; «О власти и чести царской» — там же. С. 241—243. 180 Об отношениях между Стефаном и Феофаном см.: Терновский. Митрополит Стефан Яворский, в: ТКДА. 1864. 2. С. 154 и след. О позиции других епископов по отношению к Феофану см.: Харлампович. С. 513. Киевский митрополит Варлаам Ванатович также не разделял богословских взглядов Феофана, см.: Крыжановский Е. Феофан Прокопович и Варлаам Ванатович, в: ТКДА. 1861. 1. С. 234. Ср.: Чтения. 1864. 4. Смесь. С. 5—8.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3191...

Чистович. С. 577. Stupperich. Prokopoviè in Rom. S. 327 и след. Петров Н. Выдержки из рукописной Риторики Феофана Прокоповича, в: ТКДА. 1865. 4; он же. Из истории гомилетики в старой Киевской Академии, в: ТКДА. 1866. 1; Морозов. С. 96 и след. Чистович. С. 9 и след.; Морозов. С. 123 и след. Пекарский. 2. 329; Феофан Прокопович. Слова и речи. 1. СПб., 1760. С. 114 и след.; «О власти и чести царской» — там же. С. 241–243. Об отношениях между Стефаном и Феофаном см.: Терновский. Митрополит Стефан Яворский, в: ТКДА. 1864. 2. С. 154 и след. О позиции других епископов по отношению к Феофану см.: Харлампович. С. 513. Киевский митрополит Варлаам Ванатович также не разделял богословских взглядов Феофана, см.: Крыжановский Е. Феофан Прокопович и Варлаам Ванатович, в: ТКДА. 1861. 1. С. 234. Ср.: Чтения. 1864. 4. Смесь. С. 5–8. Указы Петра об учреждении и внутренней организации коллегий: ПСЗ. 5. 3129, 3131, 3133, 3207, 3255; 6. 3534, 3881. Резолюция Петра на докладные пункты Стефана Яворского от 20 ноября 1718 г.: ПСЗ. 5. 3239. Согласно Богословскому (Областная реформа Петра Великого. М., 1902. С. 29), Петр уже в 1715 г. решил ввести коллегиальный принцип управления. О значении генерал-прокурора и его отношениях к императору см.: Градовский А. Высшая администрация России XVIII века и генерал-прокурор. СПб., 1866. С. 115. Сам Феофан Прокопович называет «Регламент» книгой, «Духовного коллегиум описание и рассуждение содержащей» (Верховской. Учреждение. 1. С. 156). Самарин. Сочинения. 5 (1880). С. 283. Чистович. Феофан Прокопович. С. 625; Верховской. Ук. соч. С. 118–141. Флоровский. С. 84, 85. Чистович. Ук. соч. С. 118. О протестантских влияниях: Верховской. 1. С. 491–494; а кроме того, работы Гурвича и Стефановича. Пекарский. 1. С. 41, 214, 234, 332. См. прим. 71. Флоровский. Ук. соч. С. 85. Градовский А. Начала русского государственного права. 2. СПб., 1887. С. 336. Аналогично мнение и других специалистов по государственному праву: Ивановский В. В. Учебник государственного права: Русское государственное право.

http://sedmitza.ru/lib/text/439968/

Иоакима Савелова, 17) Ивана Самойловича, 18) Лазаря Барановича, 19) Феодосия Углицкого, 20) Варлаама Ясинского, 21) Ивана Мазепы, 22) св. Димитрия Ростовского , 23) Афанасия Миславского, 24) Иоанна Максимовича 25) Иоасафа Краковского, 26) Варлаама Косовского, 27) Стефана Яворского , 28) Петра I, 29) Филофея Лещинского, 30) Андрея Денисова, 31) Епифания Тихорского, 32) св. Иннокентия Кульчицкого (Иркутского), 33) Феофана Прокоповича , 34) Иродиона Жураковского, 35) Варлаама Леницкого, 36) Илариона Рогалевского, 37) Лаврентия Горки, 38) Антония Стаховского, 39) Феофилакта Лопатинского, 40) Арсения Берло, 41) Антония Юшкевича, 42) Рафаила Заборовского, 43) Варлаама Ванатовича, 44) Никодима Среоницкого, 45) Симона Тодорского, 46) Иоасафа Горленко, 47) Луки Конашевича, 48) Сильвестра Гловатского, 49) Гедеона Вишневского, 50) Сильвестра Кулябки, –51) Ирашя Комаровскаго 52) имп. Елизаветы Петровны, 53) М. В. Ломоносова, 54) Тимофея Щербацкого, 55) Геннадия Андреевского, 56) Дамаскина Аскаронского, 57) Кирилла Ляшевецкого, 58) Павла Конюскевича, 59) Арсения Могилянского, 60) Амвросия Зертисъ–Каменского, 61) Арсения Мацеевича , 62) Варлаама Лящевского, 63) Вениамина Пуцек–Григоровича, 64) Гаврила Кременецкого, 65) Тихона Якубовского, 66) Феофила Игнатовича, 67) Григория Савича Сковороды, 68) Георгия Конисекого, 69) Самуила Миславского, 70) имп. Екатерины 2–й, 71) Авраамия Флорянского, 72) Илариона Кондратовича, 73) князя А. Безбородко, 74) Иерофеа Маликого, 75) Варлаама Петрова Лавровского, 76; Виктора Садковского, 77) архим. Иоанна Раича, 78) Димитрия Устиновича, 79) Сильвестра Лебединского , 80) Мелхиседека Звачко–Яворского, 81) Платона Любарского, 82) графа Л. А. Завадовского, 83) Феофана Шиянова, 84) Н. Н. Бактыш–Каменского, 85) прот. Ив. В. Леванды, 86) Феоктиста Могульского, 87) Иоанникия Никифоровича Полонского, 88) Иринея Фальковского, 89) Серапиона Александровского, 90) Амвросия Келембета, 91) имп. Александра 1–го, 92) Н. П. Румянцева, 93) Виктора Черняева, 94) Моисея Антипова, 95) Евгения Болховитинова , 96) Даниила Велланского, 97) Автония Смирницкого, 98) Ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Korolkov...

Он также забрал церковную утварь и привесы от Чудотворного образа Рождества Пресвятой Богородицы. Об этом ограблении старцы Глинской пустыни направили челобитную в Московскую Духовную Дискатерию (Консисторию. – А. И.), но их челобитная не была рассмотрена, а решение по этому вопросу не принято 230 . Возможно, такой поступок игумена Моисея был вызван указом Петра I от 5 февраля 1724 года о присоединении новопостроенных и малобратственных пустыней к большим монастырям 231 . Однако вопрос о присоединении должен был решаться Духовной Дискатерией и епархиальным епископом 232 . Игумен же Моисей поступил самовольно. И самое главное, Глинская пустынь не была тогда ни новопостроенной, ни малобратственной. Вывод о численности братии Глинской пустыни можно сделать на основании письма Глинских иноков к архиепископу Варлааму Ванатовичу. Они писали, что в 1730 году строитель Глинской пустыни иеромонах Пахомий находился в Москве «для прошения у Государыни Царицы Евдокии Феодоровны о необходимых монастырских нуждах» 233 (сведения о результатах его поездки не сохранились). Поэтому ответ в Киевскую митрополию был составлен и подписан иноками монастыря: иеромонахом Серафимом, монахами Иаковом, Тихоном, Иелинахом, Антонием, Иоасафом, Гедеоном, Варлаамом, Леонидом, Авраамом, Моисеем, иеродиаконом Константином. Таким образом, в 1730 г. только в числе старшей братии Глинской пустыни вместе с настоятелем было не менее 13 иноков. Кроме того, в монастыре, вероятно, были рядовые монахи, а также рясофорные монахи и послушники (бельцы). Значит, в 30-х годах XVIII века в Глинской пустыни было довольно много насельников, и ее никак нельзя было отнести к малобратственным обителям. Ответ Глинской братии архиепископу Варлааму Ванатовичу документально подтверждает, что высокодуховная жизнь насельников пустыни привлекала многих благотворителей. Это письмо подписали ктиторы монастыря: священники сел Шалыгино, Стариково, Козино, Крупец, Локоть, деревни Воронок; кроме того, все жители села Крупец, 10 жителей села Шалыгино, 8 – села Стариков, 10 – села Козино, 9 – села Локоть и 8 – деревни Воронок 234 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Посему избран был в митрополиты Межигорский архимандрит Иларион Жураковский, но он посвящен и определен в Чернигов, а в 1722 г. только потребован был в С.-Петербург Софийского Собора архидиакон с ризницей к посвящению Киевского архиепископа, избранного самим Св. Синодом, и утвержденного государем, и с тех пор не было уже в Киеве по древнему обыкновению вольных избраний митрополита. 58 . ВАРЛААМ Ванатович, по сказанию Киевского каталога родился в польском местечке Ярославле, пострижен в монашество в Новогородском Большом Тихвине монастыре и там был иеромонахом; после взят в духовники к дому Феодосия архиепископа Новогородского; потом служил во флоте обериеромонахом и по окончании сей службы 1719 г. февраля 2 по именному указу произведен в архимандрита того же Тихвина монастыря; в 1722 г. также по указу государеву избран Св. Синодом и утвержден государем января 21, а мая 14 посвящен в Московском Успенском Соборе в архиепископа Киевского. Ибо тогда до предположенного государем нового устройства Российской иерархии остановлено было посвящение в митрополиты по всей России. В Киев прибыл он сентября того же 1722 года. С начала его правления существовала еще и викарная Киевской митрополии епархия Переяславская под частным управлением коадъютора, Переяславского епископа Кирилла Шумлянского, но по кончине его, последовавшей 1726 г. ноября 30, новопосвященный 1727 г. июня 4 в Переяславль епископ Иоаким Струков не наименован уже коадъютором; и когда Преосвященный Варлаам просил Св. Синод, .дабы он на основании бытности двух прежних Переяславских епископов считался ему подчиненным коадъютором и помогал ему в епархиальных киевских делах, то указом Св. Синода от 22 июля 1728 г. предписано только, о случающихся в духовных Киевской епархии делах ему Преосвященному Иоакиму епископу иметь с ним Преосвященным Варлаамом братолюбное согласие по правилам святым, и с тех пор Переяславские епископы не были уже подчинены Киевским, но до 1733 г. назывались еще Киевскими коадъюторами. При самом посвящении на Киевскую епархию Преосвященный Варлаам наименован только архиепископом Киевским и Галицким, без прибавления уже, данного предместникам его титула и Малыя России, и с сим только титулом, присылались к нему из Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

По неполной ведомости, представленной архиепископом Варлаамом (Ванатовичем) в 1722 году Св. Синоду в Киевской епархии значилось – 20 протопопий, а именно: две протопопий в Киеве, 1. высшего г. Киева, 2. нижнего города Киева (Подольская), заднепровские: 3. Козелецкая, 4. Острицкая, 5. Нежинская, 6. Борзенская, 7. Конотопская, 8. Воронежская, 9. Глуховская, 10. Ивановская, 11. Ичанская, 12. Прилуцкая, 13. Пирятинская, 14. Лохвицкая, 15. Лубенская, 16. Роменская 17. Гадяцкая, 18. Опошнянская, 19. Миргородская и 20. Полтавская. 900 Этот список считается неполным в виду того, что в универсалах того же архиепископа Варлаама, изданных в январе, феврале, июне и ноябре 1723 года, встречаются еще названия протопопий: Кролевецкой и Зеньковской, а также и наместничества Котелецкого (не Козелецкого ли), в универсале 26 апреля 1724 г. названа протопопия Трипольская и, наконец, в универсале от 2 ноября 1729 г. – наместничество Моровское. 901 В начале 30-х гг. по ведомостям о присягавших императрице Анне Иоанновне видно, что в Киевской епархии было 20 протопопий. Из протопопий, перечисленных в синодальной ведомости архиепископа Варлаама 1722 года, тут не названы протопопии Острицкая, Опошнянская и Ивановская, вместо них названы Трипольская, Зеньковская и Кобеляцкая. 902 Но Опошнянская протопопия тоже, что Зеньковская. 903 Ивановская протопопия в 1730 году упразднена после того, как 26-го июля 1731 года 17 церквей в Путивльском уезде – в областях Крупецкой, Колодежской, Амоновской, Ивановской и соседних с ними селах, слободах и деревнях Севского и Рыльского уездов отошли из Киевской епархии в московскую Синодальную область на том основании, что города Севск, Путивль и Рыльск с их уездами издревле состояли в Патриаршей области, переименованной в Синодальную. Кстати заметить, что вместе с 7-ю старыми и 10 новыми церквами в Путивльском, Севском и Рыльском уездах от Киевской епархии возвращен в Синодальную область Рождественский монастырь, известный под именем Глинской пустыни, и причислен, по-прежнему, к путивльскому Молченскому монастырю. 904 Церкви, возвращенные от Киевской митрополии, вместе с другими церквами в Синодальной области образовали особую Ивановскую десятину в Белгородской губернии. 905

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Смещение епископа или лишение его сана являлись прерогативой вышестоящих церковных инстанций и не могли производиться государственной властью, так как сообщение или отнятие благодатных даров (харизмы) было совершенно вне ее компетенции. Вместе с тем в синодальный период государство неоднократно принуждало Святейший Синод смещать епископов или лишать их сана. Так, Петр I повелел извергнуть из сана и казнить Ростовского архиепископа Досифея, Игнатия, епископа Тамбовского, приказал лишить сана, Игнатия, митрополита Крутицкого,— сослать в Сибирь. Уже после Петра I по требованию государственной власти Святейший Синод лишил сана Феодосия Яновского, сосланного затем в монастырь с именем монаха Федоса. По повелению императрицы Анны Иоанновны были лишены сана Лев Юрлов, Казанский митрополит Сильвестр Холмский, Киевский архиепископ Варлаам Ванатович, архиепископ Евфимий Коллети и архиепископ Феофилакт Лопатинский; впрочем, при императрице Елизавете оставшиеся в живых были восстановлены в сане. Екатерина II приказала лишить сана митрополита Арсения Мацеевича. При Александре I был лишен сана и сослан в монастырь Могилевский архиепископ Варлаам Шишацкий за то, что в 1812 г. после захвата Могилева французами он приветствовал Наполеона и присягнул ему на В последующее время, особенно при Николае I и в обер-прокурорство Победоносцева, многие епархиальные архиереи смещались и отправлялись на покой по монастырям за проступки административного характера. Последним случаем такого рода было, кажется, смещение Саратовского епископа Гермогена Долганова при обер-прокуроре Саблере в 1912 Еще одним нововведением Петра I стала отмена белого клобука для митрополитов, при этом все епископы получили право ношения саккоса, что ранее было привилегией митрополитов. Впавший в немилость Нижегородский митрополит Сильвестр Холмский был в 1719 г. перемещен сначала в Смоленск — в сане митрополита, но без белого клобука, затем — простым епископом в Тверь (1720–1723) и наконец — в Рязань (1723–1725). Даже Московская кафедра с 1742 по 1775 г. замещалась архиепископами. Лишь Платон Левшин стал митрополитом (1775–1812), но его преемник Августин Виноградский (1818–1819) снова был в сане архиепископа, да и сам Филарет Дроздов в 1821–1826 гг., уже возглавляя Московскую епархию, имел сан архиепископа. В Петербурге после 1770 г. в череде митрополитов оказался и один архиепископ — Амвросий Подобедов

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010