Первую ведомость, однако же еще не полную, о числе монастырей и протопопий Киевской епархии представил Св. Синоду в 1722 г. от 8 июня Преосвященный Варлаам Ванатович, архиепископ Киевский. По ней значится в городе Киеве монастырей мужских (кроме Лавры, Кафедрального и Межигорского) 6, девичьих 7, заднепровских мужских 11, пустынек 6, девичьих 7, епаршеских протопопий 20. Литовские, белорусские и польские монастыри и протопопии не были включены в сию ведомость. По ведомостям 1743 г. в Киевской митрополии значится мужских монастырей 20, скитков или пустынек, к ним приписных 13, девичьих монастырей 12, церквей приходских 1110, протопопий 21. По ведомости 1756 г., по отделении уже указом Св. Синода июля 4 к Переяславской епархии двух протопопий, Крыловской и Новомиргородской, число монастырей мужских и женских и скитов показано тоже и в них архимандритов 6, игуменов 12, строителей 7, наместников 21, экономов 17, казначеев 13, иеромонахов 212, иеродиаконов 123, монахов служебных и прочих рядовых 300, больничных 17, всех 728; игумений 9, наместниц 10, казначей 8, монахинь 518, больничных 3, всех 548. Церквей в Верхнем Киеве ружных 3, приходских 4, да Подоле 1 Собор и приходских 14, а в епархии церквей соборных 39, ружных 7, всех с приходскими во всей епархии 1141; протопопов 23, попов 1708, диаконов 169, дьячков 1254, пономарей 1162. Уездных протопопий и при них правлений: 1 Верхнего Киева, 2 Нижнего Киева, 3 Трипольское, .4 Козелецкое, 5 Нежинское, 6 Борзненское, 7 Конотопское, 8 Кролевецкое, 9 Воронежское, 10 Глуховское, 11 Прилуцкое, 12, Иченское, 13 Лубенское, 14 Пирашинское, 15 Лохвицкое, 16 Роменское, 17 Миргородское, 18 Сорочинское, 19 Галицкое, 20 Опошненское, 21 Полтавское и 22 Кобеляцкое 202 . По сим названиям можно видеть и пространство тогдашней Киевской епархии. Но здесь также не означено число заграничных монастырей, протопопий и церквей. Обстоятельные же ведомости монастырей и заграничных протопопий только Киевских найдены не старее 1766 и 1768 года. В 1773 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В Галицкой епархии собором 1539 г. уставлено было, чтобы ставленник священник платил 6 грошей тому чередному крылотанину (священнику, который приготовляет его к посвящению); а епископу положено делиться с крылотанами половиной доходов от освящения новой церкви и от сорокоустов 210 . В последовавшие времена ставленые пошлины епископам собирались не только с белого духовенства всех чинов, но и с производимых настоятелей и с перехожих на другие места и с благословенных на устроение и освящение церквей грамот; в великороссийской же Церкви и со вдовых попов и диаконов за ежегодные выдававшиеся им епитрахильные и поорарные или стихарные грамоты, чего в малороссийской иерархии не было. В Великой России даже был обычай каждому новому епархиальному архиерею подписывать прежде выданные ставленные грамоты с получением пошлин; потому что и цари надписывали грамоты, жалованные предместниками их. Но императрица Екатерина II указом 1765 г. апреля 18 дозволила только брать по древнему обыкновению или по патриаршим установлениям на стол клиру с поставляемых в попы и диаконы по 2, а с дьячков и пономарей по рублю; с прочих грамот все пошлины отменила. Доходы с венечных памятей не существовали в восточной Церкви, но в средних веках по Европе сперва введены государственное и помещичье право, называвшееся Marcheta и Cunnagium, у нас именовавшееся выводная куница, а в уложении царя, Алексея Михайловича выводные деньги. Но поскольку рассмотрение беспрепятственных по церковным правилам браков принадлежало духовенству, то и оно востребовало с них свои даней, и уездные протопопы выдавали на браки открытые грамоты под именем венечных памятей, со взысканием пошлин для митрополита и епископов 211 . Сии пошлины в Великой России по указу государя Петра Великого 1714 г. июля 3 велено было по древнему европейскому праву обратить в государственный доход на военные лазареты; а в Малороссии, на кою сей указ не простирался, военное начальство и помещики по тому же праву с тех пор хотели себе присвоить оные, так как и выдачу венечных памятей: но по представлению Киевского архиепископа Варлаама Ванатовича указом Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В Белгородском Троицком монастыре в склепе под соборной монастырской церковью открыто почивает нетленное тело епископа Белгородского Иосафа (Горленко) (прославлен в 1911 г. - Прим. ред.), скончавшегося 10 декабря 1754 г. В Киево-Печерской Лавре в склепе под великой соборной церковью открыто почивает нетленное тело митрополита Тобольского Павла (Конюскевича), скончавшегося на покое в Киево-Печерской Лавре 4 ноября 1770 г. В Троицком монастыре почивает нетленное тело княжны Слуцкой Софии Юрьевны, скончавшейся 19 марта 1617 г. По свидетельству Воскресенской летописи, в 1479 г. по случаю перенесения в новопостроенный Успенский собор в Москве было обретено нетленным тело Митрополита Филиппа (первого), скончавшегося 6 лет тому назад; в продолжение 12 дней тело его не было погребаемо в ожидании, не последует ли от него чудотворений, но так как чудотворений не последовало, то тело, несмотря на нетление, передано было земле. Московский собор 1667 г. также говорит о существовании нетленных тел, непризнанных за святые мощи: " нетленных тел, обретающихся в нынешнем времени, да не дерзаете кроме достовернаго свидетельства и соборнаго повеления во святых почитати: зане обретаются многая телеса цела и нетленна не от святости, но яко отлучена и под клятвою архиерейскою и иерейскою суще уморша, или за преступление божественных и священных правил и закона цели и неразрушимы бывают, а кого во святых хощеши почитати, о таковых обретающихся телесных достоит всячески испытати пред великим и совершенным Собором архиерейским " . В 1700 г., в местечке Лютенке, Годячского уезда, Полтавской губернии при копании рвов для фундамента церкви найдено было нетленным тело неизвестного человека, который в сонном видении одному жителю местечка, назвал себя Автономом. По приказанию бывшего в то время митрополита киевского Варлаама (Ясинского) мощи были погребены в земле. В киевских городках Готве и Сорочинцах (ныне Полтавской губерни) при рытье могилы для погребения в 1709 г. были найдены два нетленных женских тела, которыя и поставлены были в церквах. Архиепископ Варлаам (Ванатович) 23 ноябра 1724 г. доносил Святейшему Синоду, что оба тела он сам видел, что они были действительно нетленны и целы, но так как не было ни одного свидетельства о силе чудодействия их, то он приказал в тех же церквах, где стояли, вырыть глубокие ямы и закопать частно с обычной литией, ибо, прибавлялось в доношении, " простой народ, наипаче малороссийский, такие являющиеся телеса богоугодным поклонением почитати и боготворити обыкоша " . Из этой прибавки донесения явствует, что нетленных тел усопших в Киевской епархии встречалось немало.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Извлеку из дела только то, что имеет непосредственное отношение к рассматриваемому вопросу. 28-го июня 1726 года скончался игумен Пустынно-Никольского монастыря Христофор (Чарнуцкий). По этому случаю поступило в Св. Синод два донесения: одно от киевского архиепископа Варлаама Ванатовича, другое – от киево-печерского архимандрита. Преосвященный, сообщая о смерти Чарнуцкого, об оставшемся после умершего имуществе, о месте его погребения и т. п., – в заключении донесения просит Св. Синод „не умедлить назначением умершему преемника“. 21 сентября состоялось по означенным доношениям определение Синода, где между прочим сказано: „новаго игумена в монастырь назначить преосвященному Варлааму no его усмотрению и донести о том Синоду“. Указ об этом синодском определении отослан был в Киев 4 ноября 1726 года (Описание документов и дел, хранящихся в Архиве Святейшего Правительствующего Синода, т. VI, СПБ. 1883 г., 236/111, столб. 412–416). Таким образом, если определение Синода, предоставляющее киевскому преосвященному назначить в Пустынно-Никольский монастырь игумена по собственному усмотрению состоялось 21 сентября 1726 года, а указ об этом отослан из Петербурга 4 ноября, – то как же могло состояться назначение Волчанского на означенное настоятельство, по словам нашего автора, „в самом непродолжительном времени“ после смерти Чарнуцкого, т. е. 13 июля означенного года? чем идет речь в указываемом г. Вишневским деле 1733 года? Не о том ли, что в виду невозможности для преосвященного назначить преемника Чарнуцкому собственною властью (от чего зависела эта невозможность, – дело стороннее и для специалистов известное), а вместе с тем и неудобства на долгое время (до ответа из Синода) оставлять обитель без управителя, – Волчанскому предоставлено было временное заведывание Никольским монастырем, разумеется, с оставлением его в должности ректора? А может быть, дело объясняется и еще проще, – т.е. автор ошибочно прочел в документе даты и таким образом сделал неверную на него ссылку? Последнее предположение отнюдь не невозможно; ибо мы знаем, что автор небезупречен в этом отношении, и даже в рассматриваемом нами месте (где идет речь о Чарнуцком и Волчанском) сделал три неверные ссылки на труды преосвященных Амвросия (История Рос.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

7)    Поликарп Кулчицкий, шляхетский сын из польского с. Кулчиц, род. в 1688 г., был студентом академии (в 1690–1700 гг.), монашество принял в 1719,       иерод. в 1727 г., иером. в 1729 г.; впоследствии был игуменом заграничного Дятловицкого монастыря 21 .                              8)   Синесий Залуцкий, казачий сын из польск. гор. Трембовля, род. в 1688 г., был студентом Академии (в 1690–1700-х годах), в 1721 г. монах, 1722 г. иеродиакон и иеромонах; 22 мая 1733 г. «безвестно бежал» 22 . 9)  Геннадий Высенский, купеческий сын из г. Гадяча, род. в 1688 г., учился в Академии (в 1690–1700-х г.г.), монашество принял в 1721 г. от архим. Иоаникия Сенютовича, в 1722 г. был рукоположен в иеродиакона Пахомием, епископом романским–волосским, в 1723 г. архиепископом Варлаамом Ванатовичем в иеромонаха 23 ; впоследствии был игуменом заграничного Дятловицкого монастыря, 3 генв. 1749 г. 24 10)   Матфий Сирачинский, «поповский сын», из польского с. Копцев, род. в 1677 г., был студентом Академии (в 1680–1690х гг.), монашество принял в 1704 г., иеродиаконом сделался в 1706 г., иеромонахом в 1710 г. 10 сентября 1738 г. 25 11)   Вениамин Фальковский, из военного «чина», род. в г. Козельце в 1690 г., учился в Киевской Академии (в 1700х гг.), в 1712 г. принял монашество от архим. Афанасия Миславского и был рукоположен м. Иоасафом Кроковским в иеродиаконы, в 1724 г. сделался иеромонахом (рукоположен великоновгородским архиепископом Феодосием Яновским 26 ), в 1734 г. был назначен на ответственную должность начальника лаврской типографии, в 1738 г. синодальным указом вызывался в С.-Петербург «для производства в суздальского архиерея» 27 , но хиротония почему-то не состоялась, и В. Ф. скончался в звании типографа лавры «28 апреля 1750 г. в 10 ч. 43 м. пред полуднем» 28 . 12)   Сильвестр Глинский, из м. Глинска, мещанский сын, род. в 1691 г., учился в Академии (в 1700 х гг.), монашество принял в Омбышском (приписном к лавре) монастыре, в 1723 г. был сделан иеромонахом 29 . 13)   Иезекииль Зимович, мещанский сын, из г. Прилук, род. в 1692 г., учился в Академии (в 1700 х гг., «отчасти латинского письма»), в 1715 г. принял монашество, в 1720 г. был рукоположен в иеродиакона романским (волосским) епископом Пахомием и в 1732 г. в иеромонаха Киевским архиепископом Рафаилом Заборовским 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

40 Так, например, одним из самых распространенных упреков, обращенных преосв. Феофану, был упрек в том, что он отвергает иконопочитание, но вот текст самого Прокоповича, посвященный указанной теме: «Якоже бо в мирских государствах в память славных дел обычай есть поставляти столпы, пирамиды, и иныя знамения нарицаемыя трофеи, тако и в Христовом Царстве, в новом Сионе, в Церкви святой от язык благодатию его собранной, великих дел Бога нашего знамения и трофеи суть иконы честныя…» ( Феофан (Прокопович) , архиеп. Сочинения: В 4 ч. М., 1765. Ч. 3. С. 75–76 ). Срв. у прп. Иоанна Дамаскина : «Теперь же, с тех пор как Божество, как некоторое животворящее и спасительное лекарство соединилось с нашим естеством, наше естество прославлено и превращено в нетленное. Поэтому и смерть святых празднуется, и изображения начертываются… Ибо изображение есть триумф и опубликование и надпись на столбе в воспоминание о победе тех, которые поступили неустрашимо и отличились, и о посрамлении побежденных и низложенных демонов» (Прп. Иоанн Дамаскин . Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения Сергиев Посад, 1993. С. 52). 42 «Феофан – великий ум, государственный муж, первенствующий член Синода, превратился в агента Преображенской канцелярии, являясь смотря по времени и обстоятельствам, то доносчиком, то подсудимым, но всегда необходимым ее членом» (Чистович И. А. Прокопович и его время. СПб., 1868. С. 202). 43 Из письма Феофана к другу: «Может быть, ты слышал, что меня вызывают для епископства; эта почесть меня также привлекает и прельщает, как если бы меня приговорили бросить на съедение диким зверям. Дело в том, что лучшими силами своей души я ненавижу митры, саккосы, жезлы, свешники, кадильницы и тому подобныя утехи… Я люблю дело епископства и желал бы быть епископом, если бы вместо епископа мне не пришлось бы быть комедиантом» (Письма Феофана Прокоповича //Труды Киевской духовной академии. 1865. 1. С. 142). См. у Е. Кржижановского характеристику Прокоповича времен царствования Анны Иоанновны: «Собранием драгоценных камней он мог соперничать с богатейшими вельможами. В церковном служении он являлся каким-то князем церковным: митра его внизу опушена была горностаем, вверху украшена была маленькими коронами и звездами» (Кржижановский Е. Феофан Прокопович и Варлаам Ванатович//Труды Киевской духовной академии. 1861. 3. С. 313).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Все они указывали, что Глинская пустынь состоит «в округе Севского уезда Крупецкой волости, а не Молченского монастыря дача» 235 , т. е. не является владением Молченского монастыря. Наконец, на основании этого письма можно сделать важный вывод о том, что в 1724 году Чудотворная икона находилась уже не на сосне, а в храме Глинской пустыни, и получившие чудесные исцеления оставляли на ней привесы 236 , которые и забрал Путивльский игумен Моисей. Св. Синод, рассмотрев доношение архиепископа Варлаама Ванатовича, отметил, что, кроме письма Глинских иноков, присланные архиепископом копии «ничьею рукою не скреплены» 237 , то есть никем не подписаны и неизвестно, где находятся оригиналы этих копий. На запрос Св. Синода из Духовной Дискатерии поступила справка о том, что никаких крепостей и указов об отделении Глинской пустыни от Путивльского Молченского монастыря и присоединении к Киевской епархии 238 , а также указа или грамоты о переводе Крупецкой волости в ведение Киевской митрополии в Духовной Дискатерии не имеется 239 . Не была найдена и челобитная братии Глинской пустыни о разорении их обители игуменом Моисеем в 1724 году 240 . По указу императрицы Анны Иоанновны и по определению Св. Синода от 11 октября 1731 года велено было Глинскую пустынь от Киевской епархии отрешить и передать в ведение Путивльского Молченского монастыря 241 в Синодальную область 242 . «Все имеющиеся в той пустыни строения и всю церковную утварь описать Рыльского Николаевского монастыря игумену Пафнутию и по тем Описным книгам… в… Путивльский монастырь игумену Моисею отдать с распискою " … 243 . Автор книги «Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь» писал, что после присоединения в 1731 году Глинской пустыни к Путивльскому монастырю «история пустыни сокрылась до распределения монастырей по штатам» 244 , то есть до 1764 года. Архимандрит Анатолий (Ключаров) также не нашел никаких сведений о Глинской пустыни периода 1731–1764 годов 245 . Однако такие сведения сохранились, и автору данной работы удалось их обнаружить.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

После реорганизации Синода Лев Юрлов был вызван для объяснений и сознался в том, что надеялся на поддержку со стороны Георгия и Игнатия, после чего были привлечены к ответу и оба последние. Лев поначалу был переведен в Астрахань (8 июля 1730 г.), но, так как дело еще не было закончено, ему не позволили отправиться в новую епархию. Вскоре, 2 октября, он был смещен, а 3 декабря лишен сана и сослан с именем Лаврентий в Крестный монастырь Архангельской губернии. 25 декабря потерял епископский сан и Игнатий Смола, сосланный сперва в Спасо–Каменный, а потом — в Свияжский монастырь, где его дружески принял Казанский митрополит Сильвестр Холмский; оттуда Игнатия перевели в Корельский монастырь (30 декабря 1731 г.). Георгий Дашков по извержении из епископского сана отправился простым монахом в Спасо–Каменный монастырь (28 декабря 1730 г.)  . Митрополит Сильвестр Холмский, встретивший осужденного Игнатия Смолу как архиерея, был подвергнут допросу. Мстительный Феофан не преминул напомнить и о других проступках митрополита, например — о его неуважительных высказываниях о Екатерине I. Сильвестр лишился епископского сана и как простой монах в 1732 г. был заключен в Выборгскую крепость. Вологодский епископ Афанасий получил от Синода строгий выговор за то, что позволил Георгию Дашкову некоторые послабления. Киевскому архиепископу Варлааму Ванатовичу (1722–1730) Феофан не мог простить издания книги Стефана Яворского «Камень веры», равно как и того факта, что в окружении архиепископа слишком часто вспоминали о лютеранстве Феофана. Придравшись к запозданию с благодарственным молебном на восшествие на престол Анны Иоанновны, Святейший Синод лишил Варлаама епископского сана и сослал его в Белозерский монастырь  . Следующей жертвой Феофана стал Маркелл Родышевский, который был удален в монастырь, но и оттуда продолжал рассылать свои «тетради» с обвинениями Феофана в ереси. В этом Маркеллу помогали упомянутый выше Аврамов и некий монах Иона. В народе ходили слухи, что «еретик» Феофан преследует Маркелла за его православную веру.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

ПСПиР. 7. 2324, 2325; Титлинов. Ук. соч. С. 41, 51; ОДДС. 10. 200; ПСПиР. 7. 2355. Ср. ПСЗ. 8. 5518; Русс. арх. 1909. 3. С. 430. 507 Чистович. Феофан Прокопович. С. 348, 295. Ср. аналогичную оценку Пекарского: 1. С. 484, и отрицательную характеристику Феофана у Флоровского: с. 89. 508 Дело Льва Юрлова, в: Чтения. 1861. 4. Смесь; ПСПиР. 7. 2340, 2352; о Горгии Дашкове: там же. 2276, 2296, 2382, 2385, 2388, 2411, 2513, 2516; Чистович, в: Прав. об. 1863. 1; он же. Феофан Прокопович. С. 183, 229, 239; об Игнатии Смоле: ПСПиР. 7. 2385, 2388, 2411. Прим. 2558. 509 ПСПиР. 7. 1475; Титлинов. Правительство. С. 126, 136; ОДДС. 10. 273; ПСПиР. 7. 2561, 2575, 2640; Рыбаловский А. Варлаам Ванатович, в: ТКДА. 1908. 9. С. 313, 319–340. 510 Чистович. Феофан Прокопович. С. 316–326; Дело о Феофане, в: Чтения. 1862. 1; Верховской. Учреждение. 2; о Платоне Малиновском: Соловьев Н. Сарайская и Крутицкая епархия, в: Чтения. 1894. 3. С. 111, 114 и след. 511 Чистович. Новые материалы, в: Прав. об. 1862. 2. С. 184; 4. С. 542–546; он же. Феофан Прокопович. С. 463–468, 485, 654, 670, 499, 675; Морошкин. Феофилакт Лопатинский; Титлинов. Правительство. Гл. 2 512 В 1733 г. был смещен Черниговский архиепископ Иродион Жураковский; Белгородский епископ Досифей Богданович–Любинский был судим и в 1735 г. сослан в монастырь; Черниговский архиепископ Иларион Рогалевский был арестован в 1737 г. и в 1738 уволен на покой за то, что позволил себе критические замечания в записке, направленной вСвятейший Синод. Об этом см.: ПБЭ. 5. Стб. 1047; Филарет. Обзор. 2 (1884). С. 299; он же. Описание Черниг. епархии. Чернигов, 1861. С. 68–78; ПСПиР. 7. 2564, 2471; ОДДС. 7. 630; ТКДА. 1860. 2. С. 259–263; РБС (Дабелов–Дядьковский). 1905. С. 604; ср.: Титлинов. Правительство. Гл. 2. 513 ПСЗ. 10. 7364, 7790; 11. 8199; Попов. Арсений Мацеевич. С. 51. Пресловутая Тайная канцелярия была учреждена уже 6 апреля 1731 г.: ПСЗ. 8. 5738, 5744; 9. 6937, 6832; ср. 8. 5509, 5510; ПСПиР. 8. 2539, 2703. Титлинов. Правительство. Гл. 3 и 4. 514

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Первым попечением Екатерины I-й по восшествии своем на престол было освобождение малороссийских старшин, оставшихся в живых и возвращение им их имений, чинов и достоинства. Отправление в Персидский поход, в Галянскую область, в 1725 г. 20 000 малороссийских казаков под началом генерального старшины Лизогуба и полковников: Кандыбы и Горленко, да обозного полкового Михаила Ограновича, пробывших там, около 5 лет. Увольнение 10 000 казаков от другого похода в Сулак, с условием занести за то в казну, по несколько рублей с казака; протест простых казаков против того, почитавших откуп деньгами от службы бесчестием себя, и неуважение сенатом их протеста, предписавшим взыскать с каждого человека по 4 рубля. Восшествие на престол Петра III-ro, падение злейшего врага Малороссии, князя Меншикова и подтверждение прежних договоров, к привилегиям ее, вследствие чего Малороссийская коллегия тотчас была распущена, а на место ее восстановлены Генеральная канцелярия и Генеральный суд. В конце 1727 г. прислан в Малороссию Федор Васильевич Наумов, с грамотой, позволявшей выбор гетмана. Которым и был постановлен 1-го октября, миргородский полковник Данило Апостол. Поездка гетмана в Москву для принесения благодарности государю за свое избрание. Откуда возвращается с подтверждением прав и преимуществ Малороссийских, на основании коих, в 1729, было большое производство чинов. Получивших, для содержания своего, от 200 до 400 дворов из посполитого народа, бывшего до того в заведовании ратуш и Скарбовой канцелярии, которые навсегда уже остались ранговыми и переходили во владение того, кто был в должности. Это был поворот в первобытное состояние содержания чиновников, какое было в правление королей Ягайловского дома. Участие гетмана Апостола в избрании на престол, по кончине Петра II-ro – Анны Ивановны, 20-го февраля, 1730 года. Донос иеромонаха Суханова, возвратившегося из Иерусалима через Киев в Москву: он порицал замеченные им в Палестине и Греции излишества в обрядах, и служении церковных и неблагочиние в монастырях, как отступления от благолепия русского. При этом обличал и Малороссийское духовенство, в искажении будто бы им, старой русской веры, зараз латынщиной и т.п. Ответ на то, по требованию синода, Киевского митрополита Варлаама Ванатовича, назвавшего донос Суханова – мужичьим бредом. За что, однако же, он сыскан был в Петербург, назван еретиком и возмутителем церкви Русской и как такой, лишен своего сана и сослан монахом в Сибирь вечно, а на его место назначен Рафаил Заборовский.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010